Научная статья на тему '\ вопрос по существу \ каких госкорпораций, оказывающих платные услуги населению, не хватает в России?'

\ вопрос по существу \ каких госкорпораций, оказывающих платные услуги населению, не хватает в России? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ вопрос по существу \ каких госкорпораций, оказывающих платные услуги населению, не хватает в России?»

\ вопрос по СУЩЕСТВУ \

ВЛАДИМИР КОПАЧЕВ,

гендиректор краснодарского ООО «Южная промышленная корпорация» (группа строительных компаний): «Если ставить себя на место чиновника с психологией бизнесмена, создание госкорпорации — конечно,

выгодный проект: свободный безальтернативный доступ к бюджетным средствам, неограниченный административный ресурс. Экономика же страны в целом от существования госкомпаний только страдает, ибо руководство госкорпорации не заин-

тересовано в снижении затрат. Как раз наоборот. Тех же результатов с меньшими потерями можно добиться, максимально упростив процедуру предоставления земель и получения всех видов разрешений и кредитных ресурсов для частного бизнеса».

Дмитрий Медведев подписал закон о создании госкорпорации «Российские автомобильные дороги». Теперь все федеральные дороги, передаваемые правительством в доверительное управление Росавтодору, будут либо частично, либо

полностью платными.

Каких госкорпораций, оказывающих

платные услуги населению,

ОЛЕГ САМОЙЛОВ,

генеральный директор компании «Релайт-НЕДВИЖИМОСТЬ»: «Думаю, госкомпании должны быть во всех отраслях, которые имеют стратегическое значение для безопасности и экономической стабильности государства. Что же касается остальных сфер экономики, то создание госкорпораций там, по моему мнению, может повлечь за собой монополизацию. Ведь монополия изначально

освобождена от необходимости считаться с рыночными законами. А раз так, то по определению «беспредельна» вовне и коррумпирована внутри себя. Может ли быть иначе? Может. Однако в этом случае внутри монополии необходимо создание громоздких и не всегда эффективных, зато всегда дорогостоящих, систем управления и контроля, что в принципе не стыкуется со стремлением к снижению затрат».

АНДРЕЙ КУПРИКОВ,

гендиректор ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект»: «Если появится госкорпорация по строительству доступного социального жилья, то сбудется то, к чему мы призывали еще два года назад. Это

может быть не госкомпания в чистом виде, а, к примеру, департамент при Минрегионе РФ или единая служба заказчика. Именно через такую структуру могут реализовываться проекты по строительству недорогого жилья во всех регионах России.

Государственный статус позволит избежать лишних расходов, связанных с оформлением земли, технологическим подключением и т.п. Государство вполне может занять до сих пор свободный сегмент — строительство жилья эконом-класса».

ДМИТРИЙ ДРЕЕВ,

директор омского ООО «Альтерпласт-Сибирь»: «Сегодня в России не хватает госкорпораций, связанных с инфраструктурной отраслью. Острейшая проблема ЖКХ — потери от утечек и неучтенных расходов в системах водоснабжения. Только по официальным данным, они достигают 15% всей подачи воды по России, а в отде-

льных городах — 30%. Еще больше средств растворяется в воздухе при утечке теплоэнергии на теплотрассах. Компании, доставляющие тепло, не заботятся о сокращении потерь, потому что их оплачивают потребители. Как этого избежать? Один из эффективных путей — оставить производство теплоэнергии в частных руках, а транзит сконцентрировать в государственных».

КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ,

управляющий партнер компании Blackwood:

«Государство выступает собственником жизнеобеспечивающих ресурсов страны, но это не означает, что этими ресурсами управлять также должно оно единолично. На мой взгляд,

государство может ограничить свои менеджерские функции вопросами, связанными с государственной тайной, обороной и рядом подобных. Не исключено, что форма госкомпаний будет трансформироваться, например, в ОАО. В таком случае акционерами могут быть, в зависимос-

ти от специфики самих предприятий, любые юридические и физические лица. При таких обстоятельствах менеджмент этих ОАО будет восприниматься не как чиновники, а как управленцы, интерес которых — в наращивании прибыли и развитии бизнеса».

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 9 (89) 2009

\САМОЕ ВАЖНОЕ \

Дмитрий КОЛОБКОВ,

исполнительный директор ярославской УК «Абсолют» (строительство): «Я абсолютно уверен в том, что российской экономике очень не хватает Государственной факторинговой компании. Ее деятельность позволит

напрямую осуществлять финансирование реального сектора, исключить факты неплатежей. Также эта структура может сыграть огромную роль в освобождении экономики от убыточных предприятий, находящихся фактически в состоянии банкротс-

тва, а также в перераспределении их ресурсов под гарантии государства между эффективными предприятиями. В конечном итоге это приведет к увеличению конкурентоспособности отечественного производства на мировом рынке и росту ВВП».

ВЛАДИМИР ЕЖОВ,

гендиректор нижегородского СПК «Ушаково»: «Государство должно присутствовать в такой социально значимой отрасли, как сельское хозяйство. Мы ничего не видим плохого в том, если оно начнет инвестировать в сельское хозяйство. Государство должно взять на

себя обеспечение малоимущих и безработных, приступить к реализации программы национального питания в школах, детских садах, больницах. Кроме того, наряду с прямыми инвестициями в сельское хозяйство, необходимо установление для АПК особых цен на все энергоносители».

не хватает в России

Л

МИХАИЛ лифшиц,

президент ГК «Global Edge»: «Что касается лесной отрасли, в которой также планировалось создание госкорпорации, то сейчас какого-то зарабатывающего участия государства в ней нет. Что эта госкорпорация будет делать в лесу, кроме

растаскивания бюджетных денег, я не знаю. Госкорпорация — в моем понимании, очень удобная конструкция для тех, кто ею управляет: денег много, отчитываться не надо, жизнь удалась. России нужны вменяемые министерства с четко выраженным функционалом. Если у нас будет

министерство лесной промышленности, которое сможет регулировать взаимоотношения субъектов отрасли и заниматься маркоэкономическим планированием, прогнозированием и управлением лесами, то это будет очень хорошо. А госкорпорация в нашей отрасли не нужна».

виктор сытежев,

президент Торгово-промышленной палаты Оренбургской области: «Создание госкорпораций не самый лучший вариант для стимулирования поступления доходов в бюджет. Придумывая новые структуры, государство негласно признает, что не справляется со своими функциями. Главное — с распределением налогов, исправно поступающих

с периферии. Например, хотят запустить структуру, оказывающую платные услуги, способствующую ускоренной выдаче загранпаспортов — по сути, заплатив «узаконенную взятку», вы получаете документ за 5, а не за 30 дней. Такая политика в корне неверна! Тем самым государство признается в своем бессилии решить важные для населения проблемы».

александр нариньяни,

ЗАО «Интеллектуальные технологии»: «Россия ищет оптимальные решения задач национального уровня в сочетании рыночных и государственных форм экономики. Отсюда эксперименты в виде федеральных

агентств, госкомпаний, госкорпораций, нацпроектов. До сих пор особо блестящие результаты действий по формуле «вложения — сроки — результаты» мне лично не известны. Тем не менее адекватная форма госкомпаний особенно нужна для

последней выдвинутой президентом задачи — супер-ЭВМ, или, несколько шире, прорывные информационно-коммуникационные технологии (вырванные из контекста супер-ЭВМ эти технологии вряд ли могут обеспечить глобальный успех)».

вадим сидоров,

гендиректор компании «СтройИнвест»:

«Чтобы оживить строительную отрасль, государству имеет смысл заняться созданием строительной инфраструктуры. Сегодня одна из самых больших проблем строителей — отсутствие площадок, обеспеченных всеми необходимыми коммунальными сетями, с возможностью подключиться к энергомощностям, с развитой транспортной схемой. От-

дельным компаниям очень трудно самостоятельно создавать их, особенно для массовой застройки, — не хватает финансовых средств и технической базы. Госкомпания могла бы готовить такие площадки, а потом на аукционе продавать места под застройку частным строительным компаниям. В этом случае мы уйдем от точечной застройки, снизится, причем значительно, стоимость квадратного метра возводимого жилья».

\САМОЕ ВАЖНОЕ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 9 (89) 2009

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.