Научная статья на тему 'Вопрос - Ответ. Консультации специалистов'

Вопрос - Ответ. Консультации специалистов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопрос - Ответ. Консультации специалистов»

Вопрос — ответ

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Вопрос. Вправе ли аукционист при проведении аукциона на поставку товаров для государственных нужд снизить цену до нуля, если при этом постоянно следуют предложения участников?

Ответ. В соответствии с ч. 6 ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, за исключением случаев, установленных ч.6.1и 6.2 данной статьи.

На основании ч. 6.1 Закона № 94-ФЗ в случае, если при проведении аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам цена контракта снижена до нуля, аукцион проводится на продажу права заключить государственный или муниципальный контракт. В этом случае победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену права заключить государственный или муниципальный контракт.

Исходя из ч. 6.2 Закона № 94-ФЗ в случае проведения аукциона в соответствии с ч. 4.1 данной статьи победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую общую цену запасных частей к технике, к оборудованию, предусмотренных в перечне, указанном в п. 5 ч. 4 ст. 34 Закона № 94-ФЗ, наиболее низкую цену единицы услуги. При заключении государственного или муниципального контракта на техническое обслуживание и (или) на ремонт техники, оборудования цена каждой запасной части к технике, к оборудованию, предусмотренной в перечне запасных частей, содержащемся в документации об аукционе, и цена единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования определяются путем снижения начальной (максимальной) цены каждой запасной части и начальной (максимальной) цены единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования

пропорционально снижению общей начальной (максимальной) цены запасных частей к технике, к оборудованию и начальной (максимальной) цены единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования.

Частью бет. 37 Закона № 94-ФЗ не установлено ограничения в части предложения участником размещения заказа наиболее низкой цены контракта. Таким образом, аукционист при проведении аукциона на поставку товаров для государственных нужд вправе снизить цену до нуля.

Вопрос. Бюджетное учреждение, оказывающее медицинские услуги, обеспечивает питание больных в стационаре путем приготовления пищи своими силами (на собственной кухне). Вправе ли учреждение при размещении заказа путем проведения торгов включать в один лот различные пищевые продукты, используемые для приготовления блюд, например мясные и молочные?

Ответ. Согласно ч. 2.1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-Ф3) наряду с установленными ч. 1 и 2 данной статьи запретами при проведении

торгов на размещение заказов напоставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Представляется, что мясные и молочные пищевые продукты технологически и функционально связаны между собой, поскольку указанные продукты питания предназначены для приготовления блюд для больных в стационаре.

Таким образом, бюджетное учреждение при размещении заказа путем проведения торгов вправе включать в один лот различные пищевые продукты, используемые для приготовления блюд, например мясные и молочные, и нарушений Закона № 94-ФЗ и Закона № 135-ФЭ в таком случае не возникает.

Вопрос. Организация обратилась в арбитражный суд с иском к своему контрагенту — государственному органу по спору, возникшему из условий договора поставки для государственных нужд. В процессе рассмотрения спора стороны пожелали заключить мировое соглашение. В каком объеме должен провести исследование материалов арбитражного дела суд, чтобы данное мировое соглашение могло быть утверждено?

Ответ. В соответствии с ч. 4 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) стороны могут закончить дело мировым соглашением в порядке, предусмотренном гл. 15 АПК РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 139 АПК РФ мировое соглашение не может нарушать прав и законных интересов других лиц и противоречить закону.

Помимо требований, указанных в ч. 1,2ст. 140 АПК РФ, которые включают в себя:

• обязательную письменную форму соглашения;

• подписание его сторонами по конкретному делу — лицами, имеющими специальные полномочия на заключение мирового соглашения;

• содержание согласованных сторонами сведений об условиях, о размере и о сроках исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой в тексте мирового соглашения;

суд так же обязан проверить:

• пределы полномочий государственных органов, предоставленных им нормативными правовыми

актами, регулирующими их деятельность, если эти органы являются сторонами по делу (постановление Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»);

• заключенную сторонами сделку при утверждении мирового соглашения (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.10.2007 по делу № А79-1501/2007);

• достигнуто ли сторонами соглашение в отношении тех материальных прав и обязанностей сторон, которые были предметом судебного разбирательства (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.10.2007 № Ф08-6861/2007 по делу № А32-20270/2006-61/575);

• связь мирового соглашения с предметом спора (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.10.2007 № Ф08-6861/2007 по делу № А32-20270/2006-61/575).

В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17.10.2007 № Ф08-6861/2007 по делу №А32-20270/2006-61/575 мировое соглашение определяется как «договор особого свойства, результатом которого является достижение сторонами соглашения об условиях урегулирования возникшего спора». Следовательно, мировое соглашение является пограничным институтом арбитражно-процессуаль-ного и гражданского права. И на него распространяются также общие правила гражданско-правового договора, в том числе о признании сделки оспоримой или ничтожной. Помимо проверки мирового соглашения на противоречие законности в качестве обстоятельства, предусмотренного для недействительности сделки ст. 168 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), суд обязан проверить его на соответствие основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ), на мнимость и притворность (ст. 170 ГК РФ). Суд также проверяет пределы правоспособности юридического лица (устав, лицензии) в соответствии сост. 173 ГК РФ.

Однако при понимании мирового соглашения как института гражданского права суд не проверяет его на кабальность, так как АПК РФ предусматривает особую процедуру для его утверждения, а именно: в судебном заседании в присутствии всех сторон либо в отсутствии стороны, но при наличии от нее заявления о рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения в ее отсутствие. В случае неявки в судебное заседание лиц, заключивших мировое соглашение и извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, вопрос об утверждении мирового соглашения не рассматривается арбитражным

судом, если от этих лиц не поступило заявления о рассмотрении данного вопроса в их отсутствие (ч. Зет. 141 АПК РФ).

По этому вопросу примечательно постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.01.2008 №АЗЗ-12585/07-Ф02-9864/07 по делу№ АЗЗ-12585/07: «Доводы заявителя жалобы относительно кабальности условий мирового соглашения не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку при утверждении мирового соглашения суд исходил из того, что мировым соглашением не нарушены права и законные интересы других лиц. Вопросы о наличии порока воли у стороны мирового соглашения не входят в предмет судебного исследования. В силу ст. 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условия мирового соглашения определяются сторонами спора».

Таким образом, арбитражный суд при утверждении мирового соглашения проводит исследование материалов дела в следующем объеме:

• учредительных документов сторон, лицензий на осуществление деятельности, нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность государственных органов — на предмет правоспособности сторон;

• документов, подтверждающих право собственности на продаваемое имущество, — на предмет правомочности в отношении данного имущества;

• доверенностей — на предмет права подписания лицом мирового соглашения от имени стороны;

• содержания мирового соглашения — на предмет соответствия требованиям ст. 140 АПК РФ, а также отсутствия в нем признаков недействительности договора, предусмотренных ст. 168—170 и 173 ГКРФ.

Вопрос. Общественная организация, уставной целью которой является защита прав женщин, письменно обратилась к органу государственной власти субъекта Федерации с просьбой об оказании благотворительной финансовой помощи по уплате коммунальных услуг, предоставляемых ей по юридическому адресу. На основании резолюции данного органа региональным государственным унитарным предприятием (ГУП), учредителем которого он является, в адрес общественной организации были перечислены соответствующие денежные средства в рамках оказания финансовой помощи. Возникают ли в таком случае у общественной организации обязательства по возврату денежных средств регио-

нальному ГУП с учетом того, что ГУП является коммерческой организацией и благотворительной деятельности не ведет?

Ответ. Частью 2 ст. 307 ГК РФ устанавливается, что обязательства возникают из договора вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ. Частью 1 ст. 1102 ГК РФ предусматривается, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Статьей 1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЭ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон № 135-ФЭ) определено, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В соответствии с ч. 1ст.43акона№ 135-Ф3граж-дане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.

Частью 2ст. 4 Закона № 135-ФЭ устанавливается, что юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность без образования благотворительной организации.

Частью 1 ст. 2 Закона № 135-Ф3 определен исчерпывающий перечень видов благотворительной деятельности, в который входят:

• социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

• подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

• оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

• содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращение социальных, национальных, религиозных конфликтов;

• содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

• содействие защите материнства, детства и отцовства;

• содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

• содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, атакже пропагандах здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

• содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

• охрана окружающей среды и защита животных;

• охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Также ч. 2 ст. 2 Закона № 135-ФЭ устанавливается, что направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

Содействие общественным организациям в целом и содействие защите прав женщин в частности не включены в исчерпывающий перечень ч. 1 ст. 2 Закона № 135-ФЭ и, следовательно, передача финансовых средств данной общественной организации не может признаваться благотворительной деятельностью.

Также нельзя рассматривать перечисление ГУПом денежных средств с позиции целевого финансирования, так как целевое финансирование имеет место из средств бюджета, а в данном случае использовались средства предприятия, на что была данарезолюция его учредителя.

Однако данную сделку можно рассматривать какпожертвование, определяемоеч. 1ст. 582ГКРФ как дарение вещи или права в общеполезных целях. Дарение—договор, по которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (ч. 1 ст. 572 ГК РФ).

Пожертвования могут делаться общественным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом (ч. 1 ст. 582 ГК РФ).

В соответствии с ч. 6 ст. 582 ГК РФ пожертвование нельзя отменить. Таким образом, обязательств по возврату денежных средств региональному ГУП, с учетом того, что оно является коммерческим и благотворительной деятельности не ведет у общественной организации, уставной целью которой, например, является борьба за права таксистов, не возникает.

Вопрос. Налогоплательщик заключил договор, по условиям которого стоимость приобретаемых им товаров выражается в иностранной валюте, а оплата производится в рублях по официальному курсу Банка России на день оплаты, при этом договор предполагает полную предоплату поставляемых товаров. Возникают ли у него доходы (расходы) в виде суммовых и курсовых разниц в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ. Статьей 247 Налогового кодекса РФ (НК РФ) установлено, что объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

В соответствии с п. 11.1 ст. 250 и подп. 5.1п. 1 ст. 265 НК РФ внереализационными доходами (расходами) налогоплательщика признаются доходы (расходы) в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях.

Согласно п. 11 ст. 250 и подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ внереализационными доходами (расходами) налогоплательщика признаются доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного Банком России.

Согласно официальной позиции Минфина России, в случае осуществления предварительной оплаты полной или частичной стоимости товара по оплаченной стоимости товара, доходов (рас-

ходов) в виде суммовой разницы (когда оплата осуществляется в рублях) и доходов (расходов) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы (когда оплата осуществляется в иностранной валюте) не возникает (письмо от 04.09.2008 № 03-03-06/1/508).

Налоговые органы также отмечают, что если цена договора определяется на дату оплаты, то при предварительной оплате суммовые разницы не возникают. Они возникают только в случае, если момент приобретения (реализации) приходится на более раннюю дату, чем та, которая установлена для определения цены договора (письмо ФНС России от 20.05.2005 № 02-1-08/86® «О порядке учета в целях налогообложения суммовых разниц»).

Также ФАС Поволжского округа в постановлении от 15.01.2009 № А65-9215/2008 отметил, что положение ст. 316 НК РФ о пересчете цены товара по курсу Банка России, установленному на дату реализации, не отменяет предусмотренных п. 11.1 ст. 250 НК РФ правил исчисления суммовой разницы. Поэтому, если в момент перечисления полной предоплаты обязательства покупателя по договору выполнены и не изменяются при передаче права собственности на товар (работу, услугу), то суммовой разницы не образуется.

Однако существовало и противоположное мнение по данному вопросу. Так, УФНС России по г. Москве в письме от 02.02.2006 № 20-12/7392 указывало, что при предоплате могут возникать суммовые разницы.

Таким образом, учитывая позицию Минфина России, приходим к выводу, что в данном случае у налогоплательщика не возникают доходы (расходы) в виде суммовых и курсовых разниц в целях исчисления налога на прибыль.

Вопрос. Может ли при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ его место жительства для целей Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) определяться по месту пребывания физического лица?

Ответ. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане РФ обязаны регистриро-

ваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

Пунктом 3 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (далее — Правила) установлено, что местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение.

Пунктом 4 Правил закреплено, что граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать Правила.

Согласно п. 9 Правил граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

• документ, удостоверяющий личность;

• заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

• документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

В случае отсутствия жилищно-эксплуатаци-онных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.

Закон № 212-ФЗ регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечисле-

нием) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФР) на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах (ч. 1 ст. 1 Закона № 212-ФЗ)

Согласно п. Ист. 2 Закона № 212-ФЗ место жительства физического лица — адрес (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством РФ. На основании ч. 1 ст. 62 Закона № 212-ФЗ данные положения вступают в силу с 01.01.2010. При этом Закон № 212-ФЗ не содержит указаний, как следует определять место жительства физического лица в случае отсутствия у него места жительства.

Представляется, что в указанной ситуации могут быть по аналогии применены положения п. 2 ст.11 НК РФ, устанавливающие, что при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ по просьбе этого физического лица для целей НК РФ место жительства может определяться по месту пребывания физического лица.

Применение аналогии в рассматриваемой ситуации не противоречит положениям и смыслу Закона № 212-ФЗ. Таким образом, при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ его место жительства для целей Закона № 212-ФЗ по просьбе физического лица может определяться по месту пребывания физического лица.

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, консультант Минфина России

Вопрос. Бюджетное учреждение является федеральным учреждением, подведомственным Рособразованию. Учреждение получило возмещение от ФСС РФ по выплаченным пособиям в 2008г. Средства в погашение дебиторской задолженности по обязательному социальному страхованию поступили на лицевой счет, открытый в федеральном казначействе (врамках бюджетной и приносящей доход

деятельности). Должно ли учреждение перечислить эту сумму в доход бюджета?

Ответ. В рассматриваемой ситуации денежные средства, полученные бюджетным учреждением от ФСС РФ в рамках бюджетной деятельности, являются компенсацией расходов федерального бюджета, произведенных в 2008 г. Таким образом, данные денежные средства должны быть перечислены учреждением в доход федерального бюджета. На средства, полученные учреждением от ФСС РФ в рамках приносящей доход деятельности, указанный порядок не распространяется.

В случае превышения суммы расходов по обязательному социальному страхованию над суммой начисленного ЕСН, подлежащего зачислению в ФСС РФ, а также страхователям, имеющим налоговые льготы по уплате ЕСН в соответствии с п.1 ст. 239 НК РФ, средства на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию выделяются отделением (филиалом отделения) ФСС РФ (п. 2.5 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 № 22).

В рассматриваемой ситуации на основании соответствующих документов у отделения ФСС РФ возникает обязательство по возмещению части расходов бюджетного учреждения по обязательному социальному страхованию, которые были произведены в 2008 г. Таким образом, поступившие в 2009 г. на лицевой счет бюджетного учреждения (в рамках бюджетной деятельности) денежные средства являются компенсацией расходов федерального бюджета.

Кроме того, следует учитывать, что задолженность ФСС РФ в рассматриваемой ситуации отражается в бюджетном учете учреждения на счете 030302000 «Расчеты по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации». Иными словами, в учете бюджетного учреждения на вышеуказанном счете отражается дебиторская задолженность, возникшая по результатам хозяйственных операций прошлого года.

Авторы статьи напоминают, что при перечислении сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета необходимо руководствоваться порядком, установленным п. 2.5.6 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядком осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по

исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н (далее — Приказ № 8н).

Согласно п. 2.5.6 Приказа № 8н суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в установленном порядке дебитором получателя бюджетных средств на счет № 40101 для перечисления в доход соответствующего бюджета.

При этом в случае, если суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет поступили на счета № 40105, № 40201, № 40204, минуя счет № 40101, то не позднее пяти рабочих дней со дня отражения соответствующих сумм на лицевом счете получателя бюджетных средств указанные суммы подлежат перечислению в установленном порядке получателем бюджетных средств в доход соответствующего бюджета.

Таким образом, денежные средства, полученные бюджетным учреждением от ФСС РФ в рамках бюджетной деятельности, являются компенсацией расходов бюджета, произведенных в 2008 г., которые должны быть перечислены учреждением в доход федерального бюджета.

Авторы статьи обращают внимание, что на средства, полученные учреждением от ФСС РФ в рамках приносящей доход деятельности, указанный порядок не распространяется.

Авторы статьи напоминают, что Порядок осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержден приказом Минфина России от 01.09.2008 № 88н (далее — Порядок № 88н).

В соответствии с п. 4.9 Порядка № 88н суммы поступлений от возврата дебиторской задолженности получателю, образовавшейся в процессе исполнения им Смет доходов и расходов прошлых лет, отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств как поступления доходов текущего года без включения в Разрешение получателя указанного источника образования средств от приносящей доход деятельности. Авторы статьи отмечают, что изложенная выше позиция подтверждается и разъяснениями уполномоченных органов (письмо Минфина России от 05.02.2009 № 02-03-09/336).

Вопрос. Корректна ли следующая корреспонденция счетов: Д-т сч. КРБ 030403830 К-т сч. КИФ 020104610 — из кассы бюджетного учреждения выдана суммаранее удержанных алиментов?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответ. Статьей 109 Семейного кодекса РФ (СК РФ) предусмотрена обязанность работода-

теля по удержанию алиментов с работника. В соответствии с данной нормой администрация организации по месту работы лица, обязанного уплачивать алименты на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа, обязана ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, и уплачивать или переводить их за счет лица, обязанного уплачивать алименты, лицу, получающему алименты, не позднее, чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) иного дохода лицу, обязанному уплачивать алименты.

Таким образом, в соответствии с положениями СК РФ работодатель обязан обеспечить доведение удержанных сумм алиментов до алиментополуча-телей. При этом законодательство не предусматривает требования об обязательном переводе сумм алиментов на банковские счета получателей или осуществление почтовых переводов.

Следовательно, родитель, в пользу которого удерживаются алименты на содержание ребенка, может изъявить желание получать их в кассе учреждения, в которой работает ответчик. Для этого взыскатель может представить в учреждение, которое осуществляет удержание алиментов, заявление о таком способе их получения. В данной ситуации у организации не будет оснований для отказа в выдаче рассматриваемых сумм из кассы.

Авторы статьи подчеркивают, что выдача алиментов из кассы бюджетного учреждения, по их мнению, не противоречит нормам бюджетного законодательства, если предварительно данные денежные средства поступили в кассу организации в установленном порядке, а расходы были отражены на лицевом счете по тому коду бюджетной классификации, по которому осуществляется выплата дохода алиментоплательщику.

Авторы статьи напоминают, что единый порядок ведения бюджетного учета в РФ установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее — Инструкция № 148н).

В бюджетном учете учреждения операции, связанные с удержанием и перечислением из выплат по оплате труда сумм алиментов), отражаются бухгалтерскими записями в соответствии с п. 214 разд. 3 ч. III «Порядок применения Плана счетов бюджетного учета» Инструкции № 148н:

Д-тсч. КРБ 030200830 К-тсч. КРБ 030403730 • суммы алиментов удержаны из заработной

платы;

Д-тсч. КРБ 030403830 К-тсч. КРБ 030405000 • перечислены по назначению удержанные алименты.

Авторы статьи отмечают, что Инструкцией № 148н действительно не предусмотрена корреспонденция счетов, отражающая выдачу из кассы учреждения удержанных сумм алиментов. В то же время, как было отмечено выше, совершение таких хозяйственных операций в бюджетном учреждении не противоречит действующему законодательству. Кроме того, следует учитывать, что отражение в бюджетном учете указанной в вопросе корреспонденции не повлечет за собой каких-либо искажений в учете и отчетности учреждения — в бюджетном учете появятся только дополнительные обороты по счетам 020104000 «Касса», 021003000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств», то есть данная корреспонденция не будет противоречить Инструкции № 148н.

Если в ходе повседневной деятельности у бюджетного учреждения возникает необходимость в выдаче алиментов через кассу, то корреспонденцию: Д-т сч. КРБ 030403830 К-т КИФ 020104610, - по мнению авторов статьи, желательно предусмотреть в учетной политике учреждения.

Кроме того, следует учитывать, что при отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (Приложение № 1 к Инструкции № 148н) по исполнению бюджета Федеральное казначейство, финансовые органы, главные распорядители средств бюджетов имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции по бюджетному учету (п. 9 Инструкции № 148н).

Вопрос. Бюджетное учреждение является учреждением, подведомственным Комитету по физической культуре и спорту, и не имеет в своей структуре библиотеки. На каком счете бюджетного учета следует учитывать предназначенные в соответствии с учебной программой учебные пособия на лазерных дисках (например, интерактивное учебное пособие «Карта Азии») для учащихся школы, полученные в рамках приносящей доход деятельности?

Ответ. В бюджетном учете учреждения учебные пособия на лазерных дисках должны быть отнесены к основным средствам (счет 010109000 «Прочие основные средства») или материальным запасам (счет 010506000 «Прочие материальные запасы») в зависимости от срока полезного использования,

определенного в соответствии с положениями п. 15 Инструкции № 148н.

Единый порядок ведения бюджетного учета в РФ установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее — Инструкция № 148н).

Лазерные диски с записанными на них учебными пособиями относятся к аудиовизуальным документам. Такими документами являются материальные носители, содержащие изобразительную, звуковую или текстовую информацию, воспроизводимую с помощью технических средств. По мнению авторов статьи, при организации учета таких нефинансовых активов следует учитывать следующее:

1) в рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение не приобретает исключительных прав на учебные материалы, а также не имеет прав на копирование (тиражирование) дисков с учебными пособиями. Следовательно, срок полезного использования учебных пособий будет совпадать со сроком полезного использования соответствующих электронных носителей информации;

2) при наличии в бюджетном учреждении библиотеки данные активы могли быть отнесены к объектам библиотечного фонда. При этом помимо бюджетного учета аудиовизуальные документы были бы учтены и в специализированном библиотечном учете;

3) электронные носители информации (лазерные диски) по своим свойствам могут быть отнесены к нефинансовым активам.

Основной критерий отнесения нефинансового актива к основным средствам — срок его полезного использования. Так, согласно п. 16 Инструкции № 148н к основным средствам относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов со сроком полезного использования более 12 мес.

Авторы статьи обращают внимание, что Инструкция № 148н не предполагает использования Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359, при отнесении нефинансового актива к основным средствам или материальным запасам. Данный классификатор должен использоваться для группировки объектов нефинансовых активов, уже отнесенных к основным средствам по соответствующим счетам плана счетов бюджетного учета (п. 20 Инструкция № 148н).

Пунктом 51 Инструкции № 148н установлено, что к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 мес., независимо от их стоимости и объекты, отдельно перечисленные в настоящем пункте Инструкции № 148н. Авторы статьи отмечают, что в данной норме учебные пособия на лазерных дисках не упомянуты.

Срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия объектов к бюджетному учету и начисления амортизации определяется с учетом положений п.15 Инструкции № 148н. При этом в рассматриваемой ситуации срок полезного использования может быть установлен в учреждении с учетом:

1) срока использования, заявленного производителем (в том числе гарантийного срока);

2) характера и условий использования объекта нефинансовых активов (если объект используется в условиях (или в целях), существенно отличающихся от условий (направлений) использования, предусмотренных производителем, это может существенно снизить предполагаемые сроки полезного использования объекта);

3) обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы на соответствующий период по ст. 310 и 340 в соответствии с п. 6 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н (если бюджетное учреждение планирует замену конкретного нефинансового актива более чем через 12 мес. со дня ввода в эксплуатацию, то данный актив может быть отнесен к основным средствам, за исключением материальных ценностей, перечисленных вп.51 Инструкции № 148н);

4) документов, на основании которых конкретный товар был ввезен на территорию страны и уплачивались таможенные пошлины (пошлины могли уплачиваться за оборудование, комплектующие и т.д.).

При определении срока полезного использования конкретного объекта нефинансовых активов соответствующая комиссия бюджетного учреждения может учесть всю совокупность факторов, связанных с поступлением и дальнейшей эксплуатацией данного объекта. При этом любое решение должно быть надлежащим образом обосновано, подкреплено соответствующими документами (по возможности), а также оформлено в соответствии с требованиями к документообороту и оформлению документов в конкретном учреждении.

Комиссией бюджетного учреждения может быть, например, принято решение об установлении срока полезного использования для учебных пособий на лазерных дисках более 12 мес. После того как данные объекты будут отнесены к основным средствам, для определения аналитики по соответствующим счетам бюджетного учета может быть использован ОКОФ.

На основании ОКОФ разработана Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 и рекомендованная к применению в бюджетных учреждениях (письмо Минфина России от 13.04.2005 № 02-14-10а/721). Данной классификацией установлены сроки полезного использования различных основных средств. Если какой-либо нефинансовый актив прямо не указан в ОКОФ, но в соответствии с требованиями Инструкции № 148н и Классификатора он может быть отнесен к основным средствам, данный актив учитывается по коду 19 0009000 «Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках».

Таким образом, в бюджетном учете учреждения учебные пособия на лазерных дисках должны быть отнесены к основным средствам (счет 010109000 «Прочие основные средства») или материальным запасам (счет 010506000 «Прочие материальные запасы») в зависимости от срока полезного использования, определенного в соответствии с положениями п. 15 Инструкции № 148н.

Кроме того, с учетом количества таких нефинансовых активов в бюджетном учреждении, а также порядка их использования может быть принято решение об организации дополнительного (забалансового) учета учебных пособий на лазерных дисках. Порядок такого учета может быть определен в учетной политике учреждения.

Д. ХЕНКЕЕВА, В. ПИМЕНОВ, эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. В магазине была проведена проверка деятельности лица, привлекаемого к ответственности по вопросу соблюдения требований законодательства в области государственного регулирования и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В ходе проверки установлено, что организация осуществляла реализацию алкогольной продукции с истекшим сроком годности. Организация ссылается на то, что на момент проверки в реализации нахо-

дился напиток с истекшим сроком хранения, в связи с тем, что данное правонарушения является ошибкой продавцов, на которых возложена обязанность следить за сроком годностиреализуемой продукции.

Правомерны ли действия контролирующего органа по привлечению организации к административной ответственности за реализацию товара с истекшим сроком годности?

Ответ. На основании ст. 6.14 КоАП РФ, производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб. с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов; на юридических лиц — от 100тыс. до 200тыс. руб. с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.

Исходя из п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее — Закон № 29-ФЗ) не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:

• не соответствуют требованиям нормативных документов;

• имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее — органы государственного надзора и контроля) при проверке таких продуктов, материалов и изделий;

• не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);

• не соответствуют представленной информации, в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;

• не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;

• не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными, опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Согласно ст. 1 Закона № 29-ФЗ, оборот пищевых продуктов, материалов и изделий — купля-продажа (в том числе экспорт и импорт) и иные способы передачи пищевых продуктов, материалов и изделий (далее — реализация), их хранение и перевозки.

В соответствии с п. 1ст. 4 закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствуетдоговору.

На основании п. 5 ст. 5 Закона № 2300-1, продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

Исходя из перечисленных норм законодательства, можно сделать вывод, что реализация товара с истекшим сроком годности запрещена действующим законодательством. В связи с чем действия по привлечению организации к административной ответственности за реализацию продукции с истекшим сроком годности являются правомерными. При этом тот факт, что совершение правонарушения произошло по вине работника организации, не может служить основанием для освобождения юридического лица от ответственности.

К аналогичным выводам пришли суды. В постановлении ФАС Поволжского округа от 14.11.2007 № А65-12363/2007-САЗ-38 суд постановил заявленные требования инспекции удовлетворить, общество привлечь к административной ответственности по ст. 6.14 КоАП РФ в виде штрафа.

В постановлении ФАС Уральского округа от 26.01.2006 № Ф09-6326/05-С1 суд пришел к выводам о доказанности факта административного правонарушения и отсутствия нарушений со стороны контролирующих органов порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности.

Таким образом, реализация товара с истекшим сроком годности запрещена действующим зако-

нодательством. В связи с чем действия по привлечению организации к административной ответственности за реализацию продукции с истекшим сроком годности являются правомерными.

Вопрос. Организацией была возведена на арендованном земельном участке самовольная постройка. В связи с отказом в государственной регистрации указанной самовольной постройки организация заключила с индивидуальным предпринимателем договор купли-продажиуказанной самовольной постройки в виде строительных материалов. Правомерно ли заключение указанного договора?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В силу ст. 455 ГК РФ товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи. В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно п. 2ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности, не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

В данном случае из договора следует, что предметом заключенной сделки являются строительные материалы, из которых сооружена самовольная постройка. Сделки, предметом которых является самовольная постройка, запрещены, однако в данном случае самовольная постройка не является предметом сделки, она выступает в качестве особого рода формы хранения строительных материалов, следовательно, никаких препятствий для заключения подобной сделки нет. Аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.09.2002 № А74-3032/01-К1-Ф02-2738/02-С2. Таким образом, заключение указанного договора правомерно.

Вопрос. Между организацией и образовательным учреждением заключены договоры, в соответствии

с которыми образовательное учреждение обязалось оказать методическую помощь в вопросах безопасности работ, провести семинары по повышению квалификации по темам безопасности труда и другим вопросам технической безопасности производства, оказать методическую и практическую помощь в разработке инструкций по технике безопасности, руководящих и организационно-распорядительных документов,разрешительной документации.

Сторонами составлены и подписаны акты приемки-передачи, отчеты об оказанных услугах. В актах приемки-передачи отсутствует перечень выполненныхработ, однако в отчетах об оказанных услугах, являющихся приложением к актам, представлен перечень осуществленных мероприятий, подготовленных документов.

Правомерно ли в данном случае отнесение затрат организации на проведение семинаров и разработку методических материалов по повышению уровня безопасности труда, к расходам на обеспечение мер по технике?

Ответ. На основании п. 1 ст. 255 НК РФ, в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НКРФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством РФ, атакжерас-

ходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

Исходя из ст. 265 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

На основании ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 209 ТК РФ, требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Согласно ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить:

• обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

• недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучения и инструктажа по охране труда, стажировки и проверки знаний требований охраны труда;

• проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

• информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

• принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

• разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;

• наличие комплектанормативныхправовыхактов, содержащих требования охраны трудав соответствии со спецификой своей деятельности.

Из анализа перечисленных норм законодательства следует вывод, что все затраты, направленные организацией на проведение семинаров и подготовку методических инструкций по технике безопасности, являются расходами, направленными на повышение уровня техники безопасности труда. Следовательно, включение организацией расходов на обеспечение мер по технике безопасности в состав расходов, уменьшающих налоговую базу на прибыль, является правомерным.

К аналогичным выводам пришли суды. В постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2007 № А42-5065/2006, оставленным без изменения постановлением ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2007 № А42-5065/2006, суд установил, что образовательное учреждение оказывало услуги по дополнительной (предаттестационной) подготовке и пришел к выводу о том, что расходы организации на оказанные услуги являются расходами на повышение мер техники безопасности труда. Этот вывод суда подтверждается договорами, актами приемки-передачи, отчетами об оказанных услугах, протоколами заседания аттестационной комиссии Госгортехнадзора, комплектами технологической документации, инструкциями.

В данном случае применим следующий вывод суда. В постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2007 № А56-10282/2006 суд признал, что затраты учреждения на оплату услуг по обучению документально подтверждены, обоснованы и являются расходами на обеспечение мер по технике безопасности. Следовательно, налогоплательщик обоснованно отнес к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли, затраты по оплате услуг, оказанных Институтом управления качеством.

Таким образом, все затраты, направленные организацией на проведение семинаров и подго-

товку методических инструкций по технике безопасности, являются расходами, направленными на повышение уровня техники безопасности труда. Следовательно, включение организацией расходов на обеспечение мер по технике безопасности в состав расходов, уменьшающих налоговую базу на прибыль, является правомерным.

Вопрос. Между акционерным обществом (АО) и муниципальным образованием заключен договор мены, в соответствии с которым АО передает муниципальному образованию один процент своих акций в обмен на недвижимое имущество, принадлежащее муниципальному образованию. Правомерно ли заключение указанного договора?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. В данном случае фактически производится внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал АО.

В соответствии со ст. 66 ГК РФ государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

В силу подп. 9 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон № 178-ФЗ) одним из способов приватизации является внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (ОАО).

В соответствии с п. 2ст. 25 Закона № 178-ФЗ внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы ОАО может осуществляться: при учреждении ОАО; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов ОАО.

В данном случае имеет место оплата размещаемых акций АО, поскольку собственником акций является само АО, внесение недвижимого имущества в качестве оплаты указанных акций увеличивает размер уставного капитала. Таким образом, указанный договор фактически является юридическим основанием для перехода муниципального имущества в частную собственность.

Согласно п. 1 ст. 25 Закона № 178-ФЗ по решению соответственно Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы ОАО. При этом доля акций ОАО, находящихся в собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования и приобретаемых соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого АО не может составлять менее чем 25 % плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических АО.

В данном случае в результате исполнения указанного договора муниципальное образование становится собственником менее чем 25 % плюс одна акция акций АО (а именно, собственником 1 % акций).

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Следовательно, будучи не соответствующим требованиям Закона № 178-ФЗ, указанный договор в соответствии со ст. 168 ГК РФ является ничтожной сделкой. Таким образом, заключение данного договора неправомерно.

Л. Л. ГОРШКОВА, руководитель Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.