ОТ В Е Т
Продолжаем обсуждение актуальных вопросов государственной службы с начальником департа-ме нта по вопросам реформирования и развития государственной службы Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, доктором психологических наук, профессором A.C. КАРП Е Н КО.
Анастасия Степановна, расскажите о последних новеллах законода-) 0 тельства Российской Федерации о государственной гражданской службе.
— 23 июля 2008 г. принят Федеральный закон № 160-ФЗ «О в не с е-нии изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием полномочий Правительства Российской Федерации». В частности, статьей 107 предусматривается внесение изменений в статьи 16 и 61 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 79-ФЗ).
Суть изменения, вносимого в статью 16 Федерального закона № 79-ФЗ, сводится к тому, что порядок прохождения диспансеризации, перечень заболеваний , препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению, и форма заключения медицинского учреждения теперь будут устанавливаться не Правительством Российской Федерации, а уполномоченным Правительством Ро с с ий ской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Данная норма распространяется как на федеральных гражданских служащих, так и на гражданских служащих субъектов Российской Федерации.
Новой редакцией части 2 статьи 61 Федерального закона № 79-ФЗ предусматривается, что порядок заключения договора на обучение между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения будет определяться не только указом Президента Российской Федерации, но и нормативным правовым актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Это изменение коснется только граждан, заключающих такой договор с федеральными государственными орга н а м и .
Указанные изменения вступят в силу с 1 января 2009 года.
Принят ряд актов Правительства Российской Федерации, направленных на реализацию положений Указа През идента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» (далее — Указ № 1474).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 284 «О реализации функций по организации формирования, р азмещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных го сударственных гражданских служащих» отдельные функции федерального государственного органа по управлению государственной службой, предусмотренные Положением о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации (см. Указ № 1474), впредь до его образования возложены на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В частности, Минздравсоцразвития России:
• согласовывает программы федеральных органов исполнительной власти по профессиональному развитию федеральных гражданских служащих;
• определяет структуру государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих и рассчитывает объем его финансиро-в ания на основе заявок федеральных государственных органов;
• согласовывает с Администрацией Президента Российской Федерации предложения об объеме финансирования государственного заказа и о приоритетных направлениях дополнительного профессионального образования федеральных гражданских служащих и вносит указанные предложения в Правительство Российской Федера-ц и и ;
• с о гласовывает с федеральными государственными органами изменение количества федеральных гражданских служащих, направля е-мых на профессиональное обучение, и объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансирование такого обучения;
• согласовывает с Администрацией Президента Российской Федерации проект государственного заказа;
• вносит в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации о государственном заказе на текущий год;
• определяет содержание и осуществляет размещение государственного заказа в части, касающейся выполнения работ и оказания услуг, связанных с научно-методическим, учебно-методическим и информационно-аналитическим обеспечением дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях и научных организациях;
• является государственным заказчиком повышения квалификации и с тажировки федеральных гражданских служащих, замещающих 45
дней в неделю) или без отрыва (вечерние группы) от гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных т е х н ологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской служб ы.
В государственных треб о в аниях раскр ыто понятие «стажировка». В частности, стажировкой является изучение гражданским служащим передового опыта, в том числе зарубежного, а также закр е пление теоретических знаний, полученных гражданским служащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных о б я з а н н о с т е й .
Продолжительность стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, может кол еб ат ь ся в интервале от 2 до 4 месяцев. При этом продолжит ельность стажировки, являющейся составной частью программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, опре-деля ет ся уч ебным планом соответствующих программ.
С тажировка гражданских служащих на территории Российской Федерации и за ее пределами осуществля е т ся с отрывом от гражданской службы. В государственных требованиях определены особенности организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации, закреплены функции государственного органа по управлению государственной службой и образовательного учреждения при организации указанного образов ания за рубежом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2 0 0 8 г. № 393 утверждены экономические нормативы стоимости образ о в ат ельных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке федеральных государственных гражданских служащих, которые вводят ся в действие с 1 января 2009 г. К примеру, стоимость 1 человека-часа при обучении «специалиста» главной или ведущей группы должностей гражданской службы с отрывом или частичным отрывом от гражданской службы составляет 105 рублей.
Этим же постановлением ус тановлен минимальный размер ежегодных отчислений на науч но-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального о бразования федеральных гражданских служащих, который составляет 5 процентов размера средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих.
|А какие изменения планируется внести в законодательство Россий-*} ской Федерации о государственной службе в связи с утверждением Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым Национального плана противодействия коррупции? 47
• Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Ф е д е р а ц и и » ;
• Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации»;
• Федеральный закон «О федеральной службе безопасности»;
• Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;
• Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»;
• Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»;
• Федеральный закон «О статусе военнослужащих»;
• Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представ ительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
• Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»;
• Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
• Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
• Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
• Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
• Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Феде-р аци и ».
Одной из мер, направленной на совершенствование государ ственного уп р авления в целях предупреждения коррупции, Национальным планом предусмотрено решение вопроса о порядке передачи в доверительное управление принадлежащих государственным служащим и приносящих доходы ценных бум аг, акций, долей участия в уставных капиталах организаций.
Кроме того, Правительству Российской Федерации поручено разраб отать и в I квартале 2009 г. внести в установленном порядке предложения по внедрению в практику механизма ротации государств енных служ ащих.
¡Как идет разработка Программы формирования резерва управленче-% 0 ских кадров?
— В целях совершенствования государственного и муниципального управления, формирования и эффективного использования резерва управленческих кадров для приоритетных сфер экономики, федеральных о р ганов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Указом Пр езидента Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 1252 образована Комиссия при Президенте Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров.
У ВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТ Е Л И !
В 2008 г. журналу «Государственная служба» исполняется 10 лет. За годы существования журнала в нем рассматривались теоретические и практические проблемы го сударственной службы, кадровой политики, взаимодействия федеральных и региональных органов власти, формирования положительного имиджа государственного служащего. Предлагаем Вам заполнить данную анкету, поставив любой знак в соответствующем поле. Надеемся, что этот обмен мнениями поможет сделать журнал лучше, кач е ственнее и доступ н ее .
1. Как давно Вы являетесь читателем журнала « Го суда р ственная служба»?
□ С первого номера
□ Б ольше трех лет
□ Меньше трех лет
2. Какие рубрики журнала предста вл я ют для Вас наибольший интерес?
□ В центре внимания □ Клуб «Дискуссия» □ Ракурс
□ N ota Bene □ Товар - Деньги - Товар □ Наука управлять
□ Профессия - госслужащий □ Мировой опыт госуправления □ Тема
□ Кадры решают все □ В з гляд в прошлое □ Мир вокруг нас
3. Являетесь ли Вы автором журнала «Государственная служба», намереваетесь ли им стать?
П Являюсь авто ром
П Не являюсь автором, но намереваюсь публ и к оваться П Ни то, ни другое
4. Предложите новую рубрику, тему, проблему, которую было бы интересно о с ветить в журнале
5. Укажите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:
Ваш пол:
□ Муж.
□ Жен.
Ваш возраст:
□ 18 - 25
□ 26 - 30
□ 31 - 35
□ 36 - 40
□ 41 - 55
□ >55
Образование:
П Ученая степень П Высшее образование П Незаконченное высшее П Среднее специальное П Среднее
Род занятий Д ол ж н о ст ь
Заполненные анкеты Вы можете прислать по e-mail: mgs@ur.rags.ru,
по факсу: 436-02-99 и по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, д.84,
редакция журнала «Го сударственная служба».
Электронную версию анкеты Вы также можете найти на сайте: www.rags.ru е р азделе «Научно-политический журнал «Государственная служба».
Благодарим за сотрудничество.