Научная статья на тему 'ВОПРОС ОБ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ КАК ЦЕНТРЕ ПРИТЯЖЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА НА ТЕМАТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЕ В СОВРЕМЕННОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ'

ВОПРОС ОБ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ КАК ЦЕНТРЕ ПРИТЯЖЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА НА ТЕМАТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЕ В СОВРЕМЕННОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА / ОПТИНА ПУСТЫНЬ / ГОГОЛЬ / ДОСТОЕВСКИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Степанова М.В.

В данной статье автором рассматривается период духовного возрождения Оптиной Пустыни. Затронута тема старчества и его влияния Святой Обители и ее старцев на русских писателей: Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. Даны рекомендации, на что педагогом следует обратить внимание при подготовке тематической беседы в воскресной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION ABOUT THE OPTINA PUSTYNA AS A CENTER OF ATTRACTION FOR RUSSIAN WRITERS XIX CENTURY AT A THEMATIC CONVERSATION IN A MODERN SUNDAY SCHOOL

In this article, the author examines the period of the spiritual revival of Optina Pustyn. The theme of eldership and its influence of the Holy Monastery and its elders on Russian writers is touched upon: N.V. Gogol, F.M. Dostoevsky. Recommendations are given on what the teacher should pay attention to when preparing a thematic conversation in Sunday school.

Текст научной работы на тему «ВОПРОС ОБ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ КАК ЦЕНТРЕ ПРИТЯЖЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА НА ТЕМАТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЕ В СОВРЕМЕННОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ»

ВОПРОС ОБ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ КАК ЦЕНТРЕ ПРИТЯЖЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА НА ТЕМАТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЕ В СОВРЕМЕННОЙ

ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ

М.В. Степанова, магистрант

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-5-4-83-87

Аннотация. В данной статье автором рассматривается период духовного возрождения Оптиной Пустыни. Затронута тема старчества и его влияния Святой Обители и ее старцев на русских писателей: Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. Даны рекомендации, на что педагогом следует обратить внимание при подготовке тематической беседы в воскресной школе.

Ключевые слова: воскресная школа, Оптина пустынь, Гоголь, Достоевский.

Золотым веком русской словесности называют девятнадцатое столетие. И это же время по праву можно назвать золотым веком Оптиной Пустыни - православного монастыря, основанного в XIV веке. Здесь «сошлись и высший духовный подвиг внутреннего делания, и служение миру в его духовных и житейских нуждах [1, с. 327-339].

Большое влияние, оказываемое оптин-скими старцами на души людей, неоднократно отмечалось на Оптинских форумах «Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции», которые регулярно проходят с 2006 года. На целебное воздействие монастыря указывают как ученые и государственные люди, так и представители Церкви. По словам С.М. Миронова, прозвучавшим на I Оп-тинском форуме, «корни строительства высокой духовности» наши современники видят в Оптинском старчестве» [9, с. 8-10]. Председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков отмечал на II Форуме, что «культура в лице лучших представителей русской интеллигенции всегда имела духовную связь с Оптиной пустынью» [2]. Митрополит Калужский и Боровский Климент подчеркивал, что «Оптина для России XIX века была крепкой стеной, в столкновении с которой теряли свою сокрушительную мощь волны безверия и нигилизма, захлестнувшие и поглотившие значительную часть так

называемого «просвещенного» общества» [9, с. 20-24].

Одна из актуальных задач современной воскресной школы - духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Духовное наследие Оптиной Пустыни должно быть, на наш взгляд, всесторонне учтено в этом процессе.

Для наиболее успешной организации тематических бесед в современной воскресной школе на указанную тему должны быть учтены возрастные особенности обучающихся, должен быть отобран советующий литературный и исторический материал. Беседа о литературной стороне духовной жизни Оптиной Пустыни может быть не только полезной, но и очень привлекательной для детей, поскольку позволяет сочетать их знания, полученные на уроках литературы, с тем духовным опытом, который накоплен Оптиной Пустынью.

Действительно, в период до начала XIX века Оптина Пустынь не являлась известной обителью, но с появлением здесь старчества всё изменилось. «Истинное старчество есть особое благодатное дарование - харизма - непосредственное водительство Духом Святым, особый вид святости» [7, с. 45]; старчество - это особый духовный союз, состоящий «в искреннем духовном отношении и слушании духовных детей своему духовному отцу или старцу» [13].

Как подчеркивают современные оптин-ские батюшки, следует обратить внимание на то, что для монахов-старцев главным были не внешние подвиги, а борьба со страстями через внутреннюю работу. «Благодать через духовную жизнь привлекала многих людей» [13]. В поиске духовной пищи в Пустынь стали стекаться люди различных сословий: от простых людей до известных всем представителей русской интеллигенции.

В процессе проведения тематических бесед, следует, на наш взгляд, подчеркнуть, что в 1839 г. в монастыре началось книгопечатание, а с 1846 г. начались работы по издательству, которыми руководил старец Макарий. Издавались творения великих святых отцов Церкви: прп. Варсо-нофия Великого и Иоанна Пророка, Петра Дамаскина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, аввы Дорофея, свт. Иоанна Златоуста и др. Издавалось большое количество православной литературы [8, с. 28-29].

Важно отметить, что за духовной поддержкой в этот монастырь приезжали люди, внесшие значительный вклад в культуру России: В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, А.И. Апухтин, писатели Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, братья Киреевские, дипломат и философ К.Н. Леонтьев, великий князь К.К. Романов и другие. «Именно духовное соратничество Оптинских старцев, возможность услышать слово поддержки и утешения привлекала в обитель многих выдающихся писателей и мыслителей. В июле 1837 г. В.А. Жуковский, писал в своем дневнике: «Оптин монастырь. Ни один не производит большей благоговейно-сти»» [6, с. 24-27]. Поэтому при организации беседы с младшими школьниками следует обратить внимание на имена тех писателей, которые им знакомы по урокам литературного чтения и внеклассному чтению (В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, Л.Н. Толстой и другие).

Известно, что очень любил приезжать в эту обитель Н.В. Гоголь, с его произведениями современные подростки знакомятся в средней школе. Он так описал свои впечатления от первой поездки в Оптину: «...Я думаю, на самой Афонской горе не

лучше. Благодать видимо там царствует. Это слышится в самом наружном служении» [1, с. 330-331]. Старцы Оптиной Пустыни стали тем духовным идеалом для Николая Васильевича, к которому стремилась его душа. Для многих детей это будет новой информацией, поскольку она не затрагивается на уроках литературы или слабо освещается.

Также интересно будет обратить внимание учащихся на то, что духовная связь писателя со старцем отражена в переписке с ним. Старец в письме говорит о том, что для духовной жизни нужно нечто большее, чем просто желание человека, и что одного горячего сердца, обращенного к Богу, мало. «...Чтобы она была истинным светом для человека, и чтобы издавала из него неподдельный свет для ближних его, необходимо нужно в ней определи-мость...точное познание истины, отделение истины от всякого ложного...» [1, с. 334-335]. Н.В. Гоголь говорил о своей потребности «быть мыслями выше житейского дрязгу и на всяком месте своего странствия быть в Оптиной Пустыни» [6, с. 27-24]. В монастырской библиотеке он познакомился также с собранием сочинений Исаака Сирина. Глубокий след от написанного преподобным остался в душе писателя, о чем свидетельствуют, написанные на полях первого тома «Мертвые души»: «...Жалею, что поздно узнал книгу Исаака Сирина, великого душеведца и прозорливого инока. Здравая психология и не кривое, а прямое понимание души встречаем лишь у подвижников-отшельников [12].

Учащимся старших классов будет интересно узнать о том, что Ф.М. Достоевский в 1878 году посетил Оптину Пустынь. После того, как у писателя умер 3-х летний сын, семья Достоевского долго не могла прийти в себя. Обеспокоенная духовным состоянием своего мужа, Анна Григорьевна посоветовала мужу отправиться вместе с другом Владимиром Соловьевым в поездку в Оптину Пустынь. Позже Анна Григорьевна говорила, что Достоевский провел в монастыре двое суток и вернулся оттуда «значительно успокоившимся». Также она вспоминала, что он много рас-

сказывал об обычаях Оптиной Пустыни. Особое впечатление на него произвели встречи со знаменитым уже тогда старцем Амвросием, с которым Федору Михайловичу довелось увидеться трижды. Анна Григорьевна писала: «Из рассказов Федора Михайловича видно было, каким глубоким сердцеведом и провидцем был этот всем уважаемый старец» [3, с. 326-329].

В тематической беседе важно подчеркнуть, что посещение Оптиной Пустыни сильно сказалось на дальнейшем творчестве писателя. Как указывает В. Каширина, «впечатления от этой поездки нашли художественное воплощение в романе «Братья Карамазовы». Так, старец Амвросий стал прообразом старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы» - об этом персонаже Достоевский рассказывает теми же самыми словами, какими современники обычно вспоминали отца Амвросия: старец «до того много принял в душу свою откровений, сокрушений, сознаний, что под конец приобрел прозорливость уже столь тонкую, что с первого взгляда на лицо незнакомого, приходящего к нему, мог угадывать: с чем тот пришел, чего тому нужно и даже какого рода мучение терзает его совесть, и удивлял, смущал и почти пугал иногда пришедшего таким знанием тайны его, прежде чем тот молвил слово» [4, с. 624]. К старцу Амвросию приходило со всех концов множество людей, и для каждого, пришедшего к нему, старец находил нужные, живые слова. Его считали мудрым наставником, добрым пастырем. Ф. Достоевский нашёл в старце Амвросии отражение любимой творческой идеи писателя - теме любви к страданиям, через которые душа обретает счастье; состраданию, жертвенной самоотверженной любви.

К старцу Амвросию за духовным наставничеством приезжал также Л.Н. Толстой. После общения с писателем прозорливый старец отметил главный недостаток его характера, препятствующий получению благодати Святого Духа, сказав: «горд очень» [11, с. 215]. А, знаток человеческих душ Толстой назвал старца «святым человеком», пояснив: «Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у

меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога» [6, с. 24].

Заключить тематическую беседу со школьниками можно разговором о том, что Оптина Пустынь оказала огромное влияние на духовную жизнь России в XIX веке. Гиганты человеческой мысли приезжали именно сюда за духовным советом, благословением и наставничеством. В это время именно в Оптиной Пустыни начинается духовное возрождение, «вокруг старцев восстанавливается единство народа: духовная высота их такова, что перед ними падают социальные и культурные преграды» [10, с. 150-151]. На вопрос о том, чем же эта, по размеру совсем небольшая обитель, затерявшаяся в Калужских лесах, привлекала к себе в XIX в. известнейших русских писателей, исследователи прямо указывают на традиции старчества и дают такой ответ: «Дар старческого служения открывал для искренно ищущих спасения твердый и прямой путь к христианскому совершенствованию, преображал внутреннего человека и укреплял в нелегком жизненном пути» [6, с. 25-26].

Беседа в воскресной школе о том, зачем великие русские писатели приезжали в Оптину Пустынь, ответы на какие мировоззренческие вопросы они там искали, может дать ощутимый педагогический эффект.

Тематическая беседа может быть подкреплена также фрагментами художественной литературы, письмами, воспоминаниями современников и кинематографией. В частности, во время беседы о Ф.М. Достоевском мы рекомендуем для просмотра фрагмент документального фильма «Обитель милосердия. История Оптиной Пустыни». Автор сценария Марина Труш ООО «МТ Кино», 2009 (фрагмент с кадра на 25 мин 37 сек до кадра на 42 мин 06 сек; продолжительность фрагмента - 16 мин 29 сек) [7]. На этом примере можно наглядно продемонстрировать влияние Оптиной Пустыни на творчество великого писателя.

В разговоре с младшими школьниками мы рекомендуем опираться на краткие рифмованные поучения и притчи старца

Амвросия, например: «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать» [5, с. 86]; «Сама не юли и другим не вели» [5, с. 57]; «Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог» [6, с. 56]; «Ты ведь молодой князь, через такие поступки не ударяй себя лицом в грязь» [5, с. 76] и другие.

Главное, при подготовке занятия необходимо обращать особое внимание на искренность и огромный духовный опыт Оп-тинских старцев, их доброту и милосердие, готовность поддержать человека в трудный момент и дать дельный совет в любой ситуации - эти добродетели очень важны для нас в настоящее время, и об этом учащие должны как можно чаще говорить учащимся. Именно так «учащими и учащимися» называли педагогов и школьников в XIX веке, подчеркивая их связь друг с другом.

Для занятия с обучающимися среднего и старшего подросткового возраста нами рекомендован такой план тематической

1. Роль старчества в истории Православия. 3 мин.

2. Старчество в Оптиной Пустыни. 5 мин.

3. Оптина пустынь и литература XIX века. 3 мин.

4. Цели и обстоятельства приезда писателей Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого в Оптину Пустынь. 6 мин.

5. Просмотр фрагмента документального фильма «Обитель милосердия. Оптина Пустынь». 17 мин.

6. Беседа об увиденном и ответы на вопросы учащихся. 10 мин.

Можно сделать вывод, что использование опыта возрождения и расцвета старчества в Оптиной пустыни может помочь педагогам воскресных школ подготовить и провести тематическую беседу по данной теме, которая не только обогатит внутренний мир учащихся, но и поспособствует сочетанию сведений о духовном наследии старцев с программой по литературе для общеобразовательной школы.

беседы:

Библиографический список

1. Богданов Д.П. Оптина Пустынь и паломничество в нее русских писателей // Исторический вестник. - 1910. - №10. - С. 327-339.

2. Достоевская А.Г. Воспоминания. - М.,1981. - С. 326-329

3. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 9: Братья Карамазовы. - М.: Художественная литература, 1956. - 633 с.

4. Жить - не тужить. Изречения Амвросия Оптинского. М.: Никея, 2019, 317 с.

5. Каширина В. Река Божья. Оптина Пустынь и русские писатели / В. Каширина // Покров. - 2011. - № 9. -С. 24-27.

6. Концевич И.М. Оптина Пустынь и ее время. - Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2008. - 680 с.

7. Мефодий (Капустин), иером. Наше дело сеять // Покров. - 2011. - №9. - С. 28-29.

8. Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции: I Оптинский форум: сборник материалов, Калуга - Оптина пустынь, 19-21 мая 2006 года / [отв. ред. В.Г. Леонтьев]. - Москва: Центр информ., культуры и технологий, 2006. - 317 с.

9. II Оптинский форум. Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции, Москва-Калуга-Оптина Пустынь, 18-21 мая 2007 года: тема: «Благоустроение жизни в России»: сборник материалов / Свято-Веденская Оптина Пустынь [и др.]. - Москва [и др.]: Центр информации, культуры и технологий, 2007.

10. Рузанова, Н.П. Социально-историческая роль монастыря Козельская Введенская Оптина Пустынь в общественной жизни России XIX век: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02. - Москва, 2005. - 198 с.

11. Синицына Н.В. (отв. ред.) Монашество и монастыри в России. XI-XX века: Исторические очерки. - М.: Наука, 2005. - 346 с.

12. Трушина И. А. Оптина Пустынь в жизни и творчестве Гоголя // Управленческое консультирование. - 2020. - №1.

13. Что есть старчество? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.optina.ru/140811/ (дата обращения:10.12.2022).

14. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://predanie.ru/video/8596-obitel-miloserdiya-istoriya-optinoy-pustyni-rossiya-2009-mp4/.

THE QUESTION ABOUT THE OPTINA PUSTYNA AS A CENTER OF ATTRACTION FOR RUSSIAN WRITERS XIX CENTURY AT A THEMATIC CONVERSATION IN A

MODERN SUNDAY SCHOOL

M.V. Stepanova, Graduate Student

St. Tikhon Orthodox University for the Humanities

(Russia, Moscow)

Abstract. In this article, the author examines the period of the spiritual revival of Optina Pustyn. The theme of eldership and its influence of the Holy Monastery and its elders on Russian writers is touched upon: N. V. Gogol, F.M. Dostoevsky. Recommendations are given on what the teacher should pay attention to when preparing a thematic conversation in Sunday school. Keywords: Sunday school, Optina Pustyn, Gogol, Dostoevsky.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.