УДК 930.85
Я.М. Бокова
магистрант, направление «Отечественная история», ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»,
г. Ставрополь
ДУХОВНОЕ ВЛИЯНИЕ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ НА РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА
Аннотация. В статье показан процесс превращения Козельской Оптиной пустыни в духовный центр России XIX века. Именно сюда за решением сложных религиозных и философских вопросов обращались представители творческой интеллигенции, в том числе известные русские писатели. Автор показал, что влияние этого центра подвижничества на миросозерцание крупных художников слова носило положительный характер.
Ключевые слова: Оптина пустынь, монастырь, скит, обитель, старчество, старцы, духовный наставник, русские писатели, братья Киреевские, Николай Васильевич Гоголь, Федор Михайлович Достоевский, Лев Николаевич Толстой.
Ya.M. Bokova, North-Caucasus Federal University, Stavropol
SPIRITUAL INFLUENCE OF OPTINA PUSTYN ON THE RUSSIAN WRITERS OF THE XIX CENTURY
Abstract. The article shows the process of turning Kozelsky Optina in the spiritual center of Russia of the XIX century. Just here for the solution of complex religious and philosophical questions addressed intellectuals, including the well-known Russian writers. The author showed that the influence of the center of asceticism on crippled souls of the major artists of the words were positive.
Keywords: Optina monastery, convent, monastery, monastery, elders, the elders, spiritual mentor, Russian writers, brothers Kireevskii, Nikolai Gogol, Fyodor Dostoyevsky, Lev Tolstoy.
Есть в России такие уголки, которые привлекали и привлекают внимание множества людей своей неповторимостью, уникальностью и таинственностью. Таким уголком в XIX веке стала Козельская Введенская Оптина пустынь Калужской епархии, которая была окружена знаменитым оптинским лесом и выходила к берегу реки Жиздры. Точное время появления монастыря неизвестно. Считается, что он существовал уже в XV веке. Название пустыни, по местным преданиям, произошло от имени легендарного монаха-основателя Опты, бывшего до покаяния разбойником. По другой версии, Оптина созвучна со словом «оптом», что значило общий, совместный. По-видимому, в первое время монахи и монахини жили в одной обители, разделенной на две половины. Долгое время пустынь была глухим, заштатным монастырем. И лишь с конца XVIII века начался медленный процесс возрождения обители.
В 1821 году при Оптиной пустыни был основан Иоанно-Предтеченский скит, вскоре ставший духовным центром России. Это было связано с возрождением здесь института старчества, существовавшего на Руси до XVI века. Старцы Оптиной стали известны всей России благодаря своему смирению, подвижничеству, духовной цельности, высокой нравственной чистоте, мудрости, праведности и прозорливости. Особо почитаемыми были о. Леонид (1768-1841), о. Макарий (1788-1860), о. Амвросий (1812-1891). Протоиерей Сергий Четвериков писал: «Старчество придало Оптиной пустыни особый духовно-светлый облик, пронизало ее духом благожелательной и снисходительной любви, сделало ее привлекательной и бесконечно дорогой для грешных душ, ищущих спасения. В старчестве раскрылось истинное значение и истинное назначение Оптиной пустыни» [1, с. 29-30].
Монастырская братия прославилась благотворительностью: материальной поддержкой бедноты, раздачей еды странникам и нищим, строительством странноприимных домов. Историк Г.М. Запальский писал: «...с самого возникновения оптинское старчество было ориентировано на внешний мир, оно превращало монастырь из пустыни в место собраний народа» [2, с. 55].
В этот центр подвижничества стекались богатые и бедные, образованные и неграмотные. Кто-то отправлялся за советом, духовным наставлением или разрешением сложных жизненных ситуаций, кто-то жаждал освободиться от недуга и исцелиться, а некоторые приезжали сюда просто из любопытства.
Оптина притягивала внимание и крупных русских писателей XIX столетия. В разное
время пустынь посетили братья Киреевские, В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, Ф.М. Достоевский, А.Н. Апухтин, Л.Н. Толстой и др. Представители творческой интеллигенции, находясь в постоянном духовном поиске смысла жизни, мучительно пытались разгадать тайну бытия, проблемы веры и безверия, смерти и бессмертия, искали Бога и истину. За разгадкой этих вопросов они обращались в Оптину пустынь, которая представлялась многим неким оазисом праведности в современном им мире, стремительно мчащемся в бездну.
Путь в обитель проложили известные всей образованной России братья Киреевские: Иван Васильевич (1806-1856) - писатель и публицист, теоретик славянофильства и Петр Васильевич (1808-1856) - писатель, переводчик, собиратель народного творчества. Всесторонне образованные Киреевские, высокие почитатели немецкой философии, в середине 30-х гг. XIX века отошли от разъедающих идей рационализма и религии без Христа. Для разрешения «мировых» вопросов они обратились в Оптину пустынь.
Глубоко верующая и прекрасно осведомленная в духовной литературе жена И.В. Киреевского, Наталья Петровна, в первое время помогала мужу в выборе сочинений святых отцов Церкви. В начале 40-х гг. Иван Васильевич сблизился со старцем Макарием, ставшим вскоре его духовным учителем. В тяжелые периоды сомнений и раздумий Киреевский обращался к наставнику за советом и поддержкой. Об этом он писал другу А.И. Кошелеву: «Существеннее всяких книг и всякого мышления найти святого православного старца, который бы мог быть твоим руководителем, которому ты бы мог сообщать каждую мысль свою и услышать о ней не его мнение, более или менее умное, но суждение святых отцов» [3].
Литературное дарование и знание языков позволило Ивану Васильевичу принять самое деятельное участие в переводческой и издательской деятельности оптинских монахов. Роль Киреевского в издании святоотеческой литературе огромна. Он смог придать переводам четкий и ясный характер.
Оптинские монахи во главе со старцем Макарием сыграли важную роль в изменении миросозерцания известного славянофила. Киреевский пришел к выводу, что главное назначение человека, его бытийное призвание - достижение внутренней духовной цельности через постоянную борьбу с соблазнами и грехом. Петр Васильевич Киреевский в 40-е гг. XIX века, подобно брату, тоже духовно сблизился с Оптиной пустынью. Он нередко подолгу беседовал о жизни и религии с тонким провидцем человеческого сердца о. Макарием. Даже смерть братьев не разлучила их с монастырем. Они были похоронены в Оптиной, за стеной Введенсого собора.
Оптина пустынь сыграла роль живительного источника в судьбе другого крупного русского писателя - Николая Васильевича Гоголя (1809-1852). В середине 40-х гг. писатель переживал душевный надлом. После перенесенной тяжелой болезни Николай Васильевич чаще стал задумываться о смерти, загробной жизни, о необходимости спасения. Впечатлительная душа художника искала успокоения и преображения. В своей работе «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847) автор призывал к духовно-нравственному возрождению России через Православие. Это сочинение вызвало широкое обсуждение в образованных кругах. Демократическая интеллигенция во главе с В.Г. Белинским с негодованием отнеслась к духовной исповеди Гоголя.
В трудный период жизни, чувствуя одиночество и тоску, писатель соприкоснулся с оживляющим «райским уголком». Гоголь был в Оптиной обители три раза: летом 1850, в июне и сентябре 1851 г. В первый свой приезд Николай Васильевич беседовал с игуменом и старцами, присутствовал на богослужении, познакомился с тихой монастырской жизнью. Впечатление, произведенное монастырем, было столь глубоким, что Гоголь был охвачен немедленной жаждой спасения. Он чувствовал, что теперь ежедневно будет нуждаться в живительном духе Пустыни.
В письме к оптинскому иеромонаху Филарету Гоголь с сокрушенным сердцем умолял: «Ради Самого Христа, молитесь обо мне ... Просите вашего достойного настоятеля, просите всю братию, просите всех, кто у вас усерднее молится и любит молиться, просите молитв обо мне. Путь мой труден; дело мое такого рода, что без ежеминутной, без ежечасной и без явной
помощи Божией не может двинуться мое перо...» [4, с. 191].
Николай Васильевич привязался к Оптинскому монастырю, поэтому вел переписку с братией и просил у них духовной поддержки. Особенно душевно он писал иноку Петру Григорову (позже - о. Порфирий), с которым подружился еще в первый свой приезд. Гоголь с восхищением писал о новом товарище: «Он вовсе не пасмурный монах, бегающий от людей, не любящий беседы. Нет, он, напротив того, любит всех людей как братьев; он всегда весел, всегда снисходителен» [5, с. 53].
В июне 1851 года Гоголь вновь был в Оптиной пустыни. Писатель особенно сошелся с о. Макарием. Вместе они обсуждали сочинение о «Выбранных местах из переписки с друзьями», читали творения святых отцов Церкви. Последний раз писатель побывал в монастыре в сентябре 1851 года. Он признавался, что Оптина - новый Афон, самое лучшее место на земле, в котором он забывал тревогу и грусть. Именно здесь он соприкоснулся с истинными христианами-праведниками, тихо и незаметно совершающими свой духовный подвиг.
С Оптиной обителью был связан и Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). После смерти трехлетнего сына Алеши в мае 1878 года для облегчения своего страдания и разрешения тяжелых метафизических вопросов писатель отправился в скит. Вместе с молодым философом В.С. Соловьевым он пробыл здесь двое суток - 29-30 июня 1878 года. Достоевскому удалось побеседовать с самым известным старцем обители - о. Амвросием. О чем говорили писатель и иерос-химонах, неизвестно. Наверное, ими были затронуты многие проблемы, волновавшие неспокойный ум Достоевского. Анна Григорьевна, жена писателя, вспоминала: «Вернулся Федор Михайлович из Оптиной пустыни как бы умиротворенный и значительно успокоившийся и много рассказывал мне про обычаи Пустыни. ... С тогдашним знаменитым «старцем», о. Амвросием, Федор Михайлович виделся три раза: раз в толпе при народе и два раза наедине, и вынес из его бесед глубокое и проникновенное впечатление. Из рассказов Федора Михайловича видно было, каким глубоким сердцеведом и провидцем был этот всеми уважаемый «старец»» [6, с. 321].
Оптина пустынь сыграла чрезвычайно важную роль не только в деле духовного успокоения писателя, но и дала мощный импульс для его творческих размышлений. В самом крупном произведении Достоевского «Братья Карамазовы» нашел отражение дух оптинского монашества. А духовный облик о. Амвросия был воплощен им в образе мудрого и кроткого старца Зосимы.
Доктор филологических наук В.А. Котельников был уверен, что «Оптина с очевидностью подтверждала излюбленную мысль Достоевского, что в русской жизни монастырю еще предстоит сыграть весьма важную роль, как то бывало и в прежние времена. ... В пустыни Достоевский непосредственно ощутил жизнетворческие силы православного иночества - с ними он и связывал заветные надежды на «нравственное перерождение человека от рабства к свободе», на обновление и духовное единение России» [7, с. 23].
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) в 60-е гг. XIX века неоднократно признавался, что его мечтой является посещение Оптиной пустыни. Его семья была тесно связана с обителью: две тетки часто ездили в скит и были там похоронены, а сестра писателя - монахиня Мария Николаевна -стала духовной дочерью старца Амвросия. Лев Николаевич побывал в Оптине в 1877, 1881, 1890 и 1896 гг. Отношения его с монастырской братией и старцами складывались очень не просто.
Летом 1877 года писатель Толстой и литературный критик Н.Н. Страхов посетили обитель. Писатель хотел рассказать монастырской братии причины, по которым он отказывался верить. Впрочем, беседа прошла спокойно, и Лев Николаевич был доволен. Он хвалил старца Амвросия за его мудрость и высокую духовность. Религиозное настроение писателя после этой встречи резко изменилось. С.А. Толстая, супруга Льва Николаевича, вспоминала: «После долгой борьбы неверия и желания веры - он вдруг теперь, с осени, успокоился. Стал соблюдать посты, ездить в церковь и молиться Богу» [8, с. 503].
Однако подобное духовное настроение писателя продлилось недолго. В начале 80-х гг. он полностью отошел от Церкви, православной догматики и обрядности. Но даже обличая и
отрицая Русскую церковь, Л.Н. Толстой все равно продолжал посещать мощный оплот Православия - Оптину пустынь. Он беспощадно осуждал иноков и старцев обители, считая их грубыми и невежественными людьми. В одно из посещений старец о. Амвросий назвал Толстого очень гордым человеком.
В 1901 году Лев Николаевич был официально отлучен от Церкви. Внутренне он это очень переживал, хотя внешне не показывал виду. В свой последний год жизни писатель Толстой чувствовал душевные терзания и недовольство собой. Возможно, он осознал несостоятельность своего мировидения, доктрин и идей? Это нашло отражение в таинственном побеге Льва Николаевича под покровом ночи из родного имения Ясная Поляна, что стало полной неожиданностью для семьи писателя.
Утром 28 октября 1910 года он прибыл в Оптину пустынь. По словам сопровождавшего его домашнего врача Д.П. Маковицкого, Лев Николаевич хотел побеседовать со старцами о Боге, душе и бессмертии, но так и не решился войти к ним в скит. Можно предположить, что Толстой раскаивался и искал выхода из мучительного положения отлученного. Дальнейшие события приобрели трагический оборот: на станции Астапово великий писатель скончался - без покаяния и причащения.
Таким образом, исследование показало, что Оптина пустынь в XIX веке превратилась в духовный центр России. Старцы обители уже при жизни почитались святыми праведниками, поражавшими современников смирением, великой кротостью духа, мудростью, милосердием и подвижничеством. За наставлениями и поддержкой сюда приезжали паломники из всех уголков необъятной Российской империи.
Пустынь стала центром притяжения и для русских писателей XIX века. Творческая интеллигенция для разрешения мучительных вопросов бытия тоже обращалась в этот святой уголок. И как бы не складывались их отношения с насельниками монастыря, каждый чувствовал здесь спокойствие, умиротворенность и духовную гармонию.
Список литературы:
1. Четвериков С. Оптина пустынь. - 2-е доп. изд. - Paris: YMCA-Press, 1988.
2. Запальский Г. М. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 годах. - М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009.
3. Богданов Д.П. Оптина пустынь и паломничество в нее русских писателей // Благословенная Оптина: воспоминания паломников об обители и ее старцах [Электронный ресурс]. -Издание Введенской Оптиной пустыни, 1998. - Режим доступа: http: //www.sedmitza.ru/text/414338.html (дата обращения: 14.03. 2015).
4. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: в 14 т. - Л.: Издательство АН СССР, 1952. Т. 14.
5. Пехтерев А.С. Невольно к этим берегам...: писатели и Калужский край. - Тула: При-окское книжное издательство, 1983.
6. Сниткина А. Мой муж - Федор Достоевский. - М.: АСТ, 2014.
7. Котельников В.А. Оптина пустынь и русская литература // Русская литература. -1989. - № 3.
8. Толстая С.А. Дневники: в 2 т. - М.: Художественная литература, 1978. Т. 1.