СТАРЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ ОПТИНСКОГО
Иерей Владимир Сергеевич Брюханов,
выпускник Омской духовной семинарии, г. Павлодар (Республика Казахстан)
Аннотация. В статье раскрываются различные аспекты старческого служения преподобного Макария Оптинского, его духовное влияние на людей и общество в целом. Анализируется духовное наследие знаменитого подвижника, которое сохранилось в многочисленной его переписке, составившей бесценное сокровище святоотеческого учения.
Ключевые слова: старческое служение, духовное наследие, Оптина Пустынь, нравственность, русская интеллигенция.
MINISTRY AS AN ELDER OF VENERABLE MACARIUS OF OPTINA
Priest Vladimir Sergeevich Bryukhanov,
graduate of the Omsk Theological Seminary, Pavlodar (Republic of Kazakhstan
Abstract. The article reveals various aspects of the elder's ministry of the Venerable Macarius of Optina, his spiritual influence on people and society as a whole. The article analyses the spiritual heritage of the famous ascetic which has been preserved in his correspondence and constitutes a priceless treasure of patristic teachings. Key words: elder's ministry, spiritual heritage, Optina Pustyn, morality, Russian intelligentsia.
Q
■ъ сонме выдающихся русских святых стоит имя преподобного Макария Оп-
JJ^тинского. Являя пример истинной жизни во Христе, он с самого рождения был избран Богом на особый путь - служения Богу и людям. Получив христианское воспитание, глубокую любовь и поддержку со стороны родителей, Михаил рано избирает духовный путь жизни. Юноша, руководствуясь нравственным преданием Православной Церкви, всей душой устремляется к Богу и подвижнической жизни. Он избирает монашеский путь, полный лишений и трудностей. Его непоколебимая вера, деятельное исполнение евангельских заповедей, постепенное приобретение добродетелей, духовная опытность и житейская мудрость Промыслом Божием определяют отца Макария старцем Оптиной пустыни. После смерти своего духовного отца Леонида (в схиме Льва Наголкина) крест старческого служения перешел именно к преподобному Макарию (Иванову). Теперь истинная высота духовной жизни и обилие духовных дарований были явлены в нем.
Он становится источником духовной жизни для многих приходящих людей. Отличаясь глубоким смирением, бесконечной любовью к Богу и к ближнему, он своим словом дотрагивался до сердца всякого к нему обращающегося. Обозревая подвиг
БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ
Иерей Владимир Сергеевич Брюханов «Старческое служение преподобного Макария Оптинского»
его самоотверженного служения, можно сказать словами апостола Павла, что уже не сам он жил, но жил в нем Христос [7, с. 15]. Приобретенный опыт старчества преподобный Макарий в дальнейшем передал отцу Амвросию (Гренкову).
С началом поставления отца Макария во главе Иоанно-Предтеченского скита в Козельской Введенской Оптиной пустыни и особо с началом его духовничества увеличивалось число богомольцев к известному подвижнику.
Призванный на служение Самим Богом, старец Макарий проходил тяжелый подвиг старчествования. Это служение носило личный характер - через общение и встречи - и письменный - через ответы на письма. Его жизнь была подобна Христову благоуханию, распространяющемуся на спасаемых и погибающих (2 Кор. 2, 14-15). Зная волю Божию, он мог руководить спасением других людей. Со всей любовью и искренним благожеланием преподобный Макарий принимал всех приходящих к нему посетителей.
В общении с людьми преподобного Макария неизменно сказывалось нравственное влияние его личности на окружающих людей. Влияние его личности было велико. Иеромонах Леонид Кавелин пишет: «Где найду слов изобразить влияние старца на каждую отдельную личность - его умение каждого вести к одной цели разными путями, смотря по различию характеров, способностей и духовному устроению, его пастырскую и отеческую любовь ко всем вообще и к каждому в особенности...» [4, с. 85].
Это влияние охватывало широкие слои населения: от простых людей, крестьян соседних сел до городских жителей, купцов, мещан и дворянского сословия. Он вел беседы как с мирскими, так и с монашествующими лицами. Моральное влияние оп-тинского старца было настолько глубоко, что оно затрагивало не только их деятельность и творчество, но и внутренний мир человека.
Общение старца с людьми происходило в разных обстоятельствах: на улице по дороге от скита до гостиницы, в келье, в его поездках. Особенно много народа стекалось в Оптину пустынь в Успенский пост на исповедь и причастие. «Сам старец не исповедовал, а только принимал приходивших к нему для откровения помыслов и получения нужных советов». Мужчин принимал в своей келье в течение всего дня, а женщин - за воротами, а в последние годы своей жизни из-за немощи принимал их во внешней келье, пристроенной к его корпусу [4, с. 197].
Ко всем без исключения людям он испытывал искреннюю христианскую любовь. Не имел лицеприятия. Всех выслушивал с терпением и кротостью. Стремился понять ближнего, сопереживать ему в бедах. В каждом человеке видел личность, обладающую своим миром.
Особенно благодатное воздействие старец производил на простой народ из ближайших округов. Открытый и более восприимчивый к духовному воздействию народ преклонялся перед преподобным Макарием. Старец никого не оставлял без наставления и внимания: тут же выслушивал, благословлял, смазывал маслом от лампадки и преподносил святой воды. Каждого он одаривал своей мягкой сердечностью, теплотой и вниманием. Его отношение, слова имели благоприятное воздействие на душевные, телесные и житейские нужды людей. Все, получив совет, уходили от него исцеленными и утешенными.
По духовному устроению к нему приходили люди разной степени веры: истинные христиане, «спотыкающиеся о неверие», люди с научными познаниями, иновер-
№ 2 (11), 2021
цы и просто любопытствующие [4, с. 199, 202]. Но со всеми ними преподобный Мака-рий вел себя, как простой смиренный старец. Он никому не прекословил, ни с кем не умничал, не спорил, особенно с людьми образованными и учеными. С иноверцами он разговаривал снисходительно, желая приобщить к Православию. Единственно он сожалел, что тратил время на любопытствующих. Но при этом преподобный Мака-рий всех одаривал любовью и этим притягивал к себе людей.
Оптину пустынь посещали представители русской интеллигенции. Так монастырь стал связующим звеном между Православием и русской культурой XIX века. Несомненно важную роль в этом сыграла личность преподобного Макария Оптин-ского. Епископ Василий Родзянка писал: «Оптина пустынь исторически оказалась тем местом, где русская интеллигенция встретилась с Церковью. Причем встретилась не на каких-нибудь диспутах или «официальных» богослужениях, а с самой глубиной веры Христовой».
Именно сюда, в Оптину пустынь, к преподобному Макарию приезжали многие представители русской культуры. Среди них супруги И.В. и Н.П. Киреевские, Н.В. Гоголь, А.Н. Муравьев, И.С. Хомяков.
Великий писатель Н.В. Гоголь познакомился с преподобным Макарием в первый свой приезд. О посещении Оптиной пустыни Николаем Васильевичем Гоголем писал в своих письмах преподобный Макарий [7, с. 220]. Сохранилось предание, что отец Макарий, обладавший даром прозорливости, предчувствовал приезд Гоголя. «Говорят, он был в то время в своей келлии и, быстро ходя взад и вперед, говорил бывшему с ним иноку: «Волнуется у меня что-то сердце. Точно что-то необыкновенное должно совершиться, точно ждет оно кого-то». В это время докладывают, что пришел Николай Васильевич Гоголь» [2, с. 38]. Оптина пустынь произвела неизгладимое впечатление на Гоголя. Он признавал необходимым для себя везде и всегда мыслить и чувствовать, словом - испытывать такое настроение, какое ощущал он, находясь в Оптиной: «На всяком месте странствия быть в Оптиной пустыне» [8, с. 50].
Общение преподобного Макария с Николаем Васильевичем отразилось не только на духовном состоянии писателя, но и на его творчестве. Это был едва ли не единственный русский светский писатель, творческую мысль которого питали святоотеческие творения. В один из приездов в Оптину (возможно, в первый) он прочитал рукописную книгу на церковнославянском языке преподобного Исаака Сирина (с которой преподобный Макарий сделал печатное издание). Книга стала для него откровением.
После этого Гоголь изменил отношение на свое произведение «Мертвые души»: «Это я писал в прелести, это вздор - прирожденные страсти - зло, и все усилия разумной воли человека должны быть устремлены для искоренения их. Только дымное надмение человеческой гордости могло внушить мне мысль о высоком значении прирожденных страстей - теперь, когда стал я умнее, глубоко сожалею о «гнилых словах», здесь написанных. Жалею, что поздно узнал книгу Исаака Сирина, великого душеведца и прозорливого инока» [2, с. 38]. Влияние отца Макария на Н.В. Гоголя было одно в ряду самых благотворных. Они дали ему мысль об ответственности писателя перед Богом. Сохранилось свидетельство сестры Гоголя Анны Васильевны, что Николай Васильевич под конец своей жизни «мечтал поселиться в Оптиной пустыни» и сожалел, что он «не поступил в монахи» [2, с. 42].
Преподобный Макарий оказал влияние на супругов И.В. и Н.П. Киреевских, которые в свою очередь помогали старцу в его издательской деятельности. Отец Мака-
БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ
Иерей Владимир Сергеевич Брюханов «Старческое служение преподобного Макария Оптинского»
рий, приезжая в Москву, останавливался у супругов и вел с ними духовные беседы. Говорил о внутреннем слове, о смирении: «Покуда видим в других пороки, до тех пор в нас нет смирения. Человеку смиренному все кажутся лучше его, все кажутся добродетельными» [6, с. 31]. Он наставлял и поддерживал их по жизни своим богодух-новенным словом. Они в свою очередь возрастали духовно. И.В. Киреевский очень ценил отца Макария и писал в письме к А.И. Кошелеву: «Существеннее всяких книг и всякого мышления - найти святого православного старца, который бы мог быть твоим руководителем, которому ты мог бы сообщить каждую мысль свою и услышать о ней не его мнение, более или менее умное, но суждение святых отцов. Такие старцы, благодаря Богу, еще есть в России, и если ты будешь искать искренно, то найдешь...» (10 июля 1851 г.) [6, с. 3].
И.В. Киреевский, выйдя из духовного кризиса, получил благословение от преподобного и начал писать статьи в православном духе. Одна из них «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России», вышедшая в 1852 году. В ней автор пишет: «Одного только желаю я: чтобы те начала жизни, которые хранятся в учении Святой Православной Церкви, вполне проникнули убеждения всех степеней и сословий наших, чтобы эти высшие начала, господствуя над просвещением европейским и не вытесняя его, но, напротив, обнимая его своей полнотою, дали ему высший смысл и последнее развитие и чтобы та цельность бытия, которую мы замечаем в древней, была навсегда уделом настоящей и будущей нашей Православной России» [6, с. 30]. Похоронен был И.В. Киреевский в Оптиной пустыни близ Введенского собора.
Посещали Оптину пустынь и исповедовались у отца Макария писатель А.Н. Муравьев, славянофил И.С. Хомяков [6, с. 220].
Всецело посвятивший себя служению Богу и людям, преподобный Макарий Оп-тинский как духовник принимал исповедь оптинской братии. Двери его кельи всегда были открыты для них в любое время. Он никогда не выражал неудовольствия их несвоевременным приходом. Искренний в общении, он располагал к себе монашествующих. Они исповедовали ему не только свои дела и поступки, но и тончайшие помыслы и умственные приражения. Каждого он направлял по пути самопознания или правильному взгляду на свою греховность, а через это к смирению. Отец Макарий разделял труды и скорби братий, тем самым облегчая их бремя. Падающие духом монахи чувствовали утешение со стороны старца. Благодаря преподобному оптинское братство представляло одну родную единомысленную семью, стремящуюся к иноческому совершенствованию.
Получали от отца Макария поддержку и духовное попечение женские монастыри. Он окормлял сестер и наставлял их в послушании. Так результатом духовных отношений с Белявской женской обителью стали быстрое ее процветание через совершенствование и умножение ее насельниц, устройство при помощи пожертвований новых зданий в монастыре. Белявская женская обитель стала одна из лучших иноческих женских обителей не только по внешнему, но и по внутреннему ее благоустройству [4, с. 175].
Встречались с отцом Макарием представители церковной иерархии. В 1849 году Оптину пустынь посетили Московский митрополит Филарет (Дроздов) и наместник Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Антоний в сопровождении настоятеля Ма-
№ 2 (11), 2021
лоярославецкого монастыря игумена Антония. Духовная беседа со старцем оставила неизгладимый глубокий след в душе посетителей [4, с. 132]. Митрополит Московский Филарет всячески поддерживал и заботился о старце Макарии. Побывали в Оптиной пустыни и другие церковные представители.
Неиссякаемым источником духовной пищи являются письма оптинского старца Макария. В них заключен весь его многолетний духовный опыт. Каждый может найти в них для себя подкрепляющую мысль или ободряющий совет.
Письменное наследие отца Макария было огромно как по количеству писем, адресатов, многообразию тем, так и по своей значимости как бесценного руководства в духовной жизни [3, с. 7]. «Великое успокоение, мир и вместе твердость и радость испытывает всякий, читающий строки писем преподобного старца иеросхимо-наха Макария» [5].
К преподобному Макарию приходило большое количество корреспонденции. Старец вел переписку с людьми разного социального положения. Он писал письма к мирским особам и к монашествующим. Отец Макарий просматривал и отвечал на письма в свободное время между приемами посетителей.
Каждое письмо старца представляло из себя цельное творческое произведение. Написанное изящным, но в то же время простым языком, оно доступно и обстоятельно раскрывало животрепещущую тему каждого адресата.
В письмах преподобного Макария отразилась вся внутренняя жизнь человека, его становление в духовной жизни, цели, способы, борьба, падения и восхождения на пути в Царствие Божие. Письма призывали всякого христианина к покаянию, увещевали и наставляли на путь к Богу.
Письменное наследие оптинского старца отразило в себе евангельское и святоотеческое учение. Он прямо и открыто писал: «На недоумение твое предлагаю не мое, но святыми отцами преданное учение» [9, с. 39]. Почти в каждом письме отца Макария можно найти цитаты из Священного Писания или из творений святых отцов с точным указанием их местонахождения.
В письмах раскрываются разные темы, такие как христианская и монашеская жизнь, любовь к Богу, Промысел Божий, Церковь, духовное руководство, страсти и добродетели, помыслы, смерть и т. д. Особое внимание преподобный Макарий Оптинский уделял любви, смирению и смиренномудрию. «Какие бы мы ни проходили образы жизни и послушания, - обращался старец к одному из адресатов, -какие бы ни имели делания и исправления, во всех сих должно иметь обдержатель-ныя добродетели: любовь и смирение; без них все наши дела суетны и ничтожны» [9, с. 170]. Лучшую оценку писем старца дал святитель Феофан Затворник после знакомства с их изданием: «Благословенные книжки его! Глубокий веет от них дух смирения и навевает его на всякого читающего. Перечитывайте чаще. Не мешает выписки делать, чтоб в случае нужды подогревать дух смирения, из всех духов самонужнейший».
Знакомясь с письмами старца, понимаешь, сколь нелегким был труд отца Макария по окормлению духовных чад и всех желающих получить от него письменные наставления в духовной жизни. В своих письмах всех он поздравлял по случаю церковных праздников, желал им спасения и мира. Одной инокине преподобный писал: «Сердечно радуюсь, что у вас сохраняется мир. Храните же его, яко дар Божий, при коем удобнее будет путь ваш к спасению» [9, с. 272].
БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ
Иерей Владимир Сергеевич Брюханов «Старческое служение преподобного Макария Оптинского»
Собранные после кончины преподобного Макария письма в единое собрание книг стали бесценной жемчужиной духовных знаний для каждого христианина. Преподобный старец иеросхимонах Амвросий (Гренков, 1812-1891) радовался появлению в печати писем старца Макария и писал в одном из своих посланий: «Слава и благодарение Всеблагому Господу, приведшему к окончанию напечатания драгоценных писем блаженного нашего отца. Пользовал он многих при жизни своей, а теперь будет пользовать, кажется, и множайших письменными своими наставлениями. Покойный батюшка отец Макарий по смирению своему лично не высказывал, щадя немощь нашу, в письмах же своих он обнажает истину прямо, а часто и не обинуясь» [5].
Каждый христианин, приезжавший в Оптину пустынь к старцу Макарию или читающий его письма спустя десятилетия, неизменно попадал под влияние его благодатного мировоззрения, от которого веяло глубоким духом смирения и любви. Он стал путеводителем в святоотеческое учение для многих его адресатов и духовных чад. Благодаря ему общество смогло познакомиться с духовным наследием святых Отцов. Преподобный Макарий Оптинский внес неоценимый вклад в духовную сокровищницу русской святости.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское Библейское общество, 2007. - 1338 с.
2. Воропаев В. Благодатная обитель// Оптинский альманах. Оптина Пустынь и русская культура. - Выпуск 2. - Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2008. - С. 38.
3. Евстафий Солнцев, иером. Эпистолярное наследие преподобного Макария, старца Оптинского: Диссертация. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. - 252 с.
4. Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария. - М.: Издательство Отчий дом, 1997. - 416 с.
5. Игнатия, монахиня. Старчество на Руси. (Электронный ресурс) / Электрон. дан. 2011. Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru. от 05.10.11.
6. Оптинский альманах. Оптина Пустынь и русская культура. - Выпуск 2. - Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустыни, 2008. - 152 с.
7. Собор преподобных отцев и старцев в Оптиной пустыни просиявших. - Свя-то-Введенская Оптина Пустынь, 2001. - 103 с.
8. Соколов Д. Д. Оптинское старчество и его влияние на монашествующих и мирян. - Издательство Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 2011. - 64 с.
9. Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеромонаха Макария. - М.: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни, 1862. - 524 с.