УДК 342.56
ББК 67.4
Ганижева П.М.
Юрисконсульт войсковой части 16383 ganizheva87@mail .т
ВОПРОС О ПРИЗНАКАХ И ПРИНЦИПАХ ПРАВОСУДИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В статье рассматривается нормативно-правовую основу осуществления правосудия в Российской Федерации связанную с пониманием принципов и признаков организации судебной власти по осуществлению правосудия в Российской Федерации.
Ключевые слова:
принципы, судебная власть, закон, право, судья, разделение власти, государство.
Принципы судопроизводства являются основой организации судебной власти и осуществления правосудия в государстве, обеспечивают единообразное понимание и применение законов и побуждают судью при осуществлении правосудия к неукоснительному соблюдению требований закона. Только реализация всех принципов в их совокупности, во взаимосвязи может способствовать в выполнении задач судопроизводства.
Конституция Российской Федерации закрепила разделение власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную, а Закон Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации», конкретизируя конституционные положения по осуществлению судебной власти, отметил, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется независимыми и беспристрастными судами. Суд, осуществляя правосудие на принципах верховенства права, обеспечивает каждому право на защиту гарантированных Конституцией и законами Российской Федерации прав и свобод, защиту интересов юридических лиц, общества, государства. Закон определил правовые основы организации судебной власти.
Так, согласно Федеральному конституционному закону «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», судебная власть реализуется путем правосудия в форме гражданского, хозяйственного, уголовного и административного судопроизводства, осуществляемого судами общей юрисдикции и конституционного - Конституционным Судом Российской Федерации. Правосудие осуществляется в рамках соответствующих судебных процедур. Важным признаком принципов судопроизводства является то, что они носят нормативно-правовой характер, то есть эти основополагающие начала закреплены в соответствующих правовых нормах.
Принципы правосудия определены Конституцией Российской Федерации (статьи 18, 31, 50, 52, 118, 124), Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и другими правовыми актами. Таким образом, судебная власть является самостоятельной ветвью власти в системе разделения властей, а правосудие осуществляется на основе принципов, предусмотренных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации.
Как уже ранее говорилось, судебная власть в Российской Федерации - это представленная системой судебных органов самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, которая функционирует для осуществления конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного, административного правосудия, решения споров в аспекте трудовых, торговых и других дел.
Для определения правовых основ правосудия в Российской Федерации необходимо определение понятия правовой основы в теории права, в частности ее значение, отличие от тождественных понятий.
Слово «принцип» в переводе с латинского означает «основа» или «первоначало». В теории права под правовыми основами понимают руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в рамках системы права или ее отдельных отраслей или
институтов. В науке подчеркивается значение этой категории, однако единство в ее понимании отсутствует. Споры обычно сводятся к тому, являются ли принципы права только «руководящими идеями» и потому достаточно вывести их из смысла правовых норм, или они обязательно должны быть еще и закреплены в этих нормах. И, тем не менее, видимо, правы те, кто считает, что правовые основы -это нормативно-руководящие начала права.
В то же время понятие основа права не тождественно понятию правовой нормы. Устанавливая общее правило поведения на основе руководящей идеи, она не содержит всех элементов правовой нормы (гипотезы, диспозиции и санкции). С ее помощью можно урегулировать конкретное отношение между субъектами права.
Различая эти понятия, нельзя, однако, увидеть тесную связь между ними. Основы непременно проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.
Правовые основы имеют значение не только в нормотворческой, но и в правоприменительной деятельности. Они являются основными руководящими положениями нормативного характера, служат тем правовым «камертоном», ориентируясь на который законодатель формулирует «рядовые» отраслевые нормы, вносит изменения и дополнения в действующие нормативные акты.
Правовые основы помогают глубже уяснить смысл конкретных норм законодательства и определяют тенденцию его развития. В соответствии с принципами права осуществляется толкование его норм, особенно в тех случаях, когда у них есть различного рода противоречия и пробелы.
Делая итог сказанному выше, можно сделать вывод, что под правовыми основами в юридической литературе понимают руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в рамках системы права или ее отдельных отраслей или институтов. В литературе отмечается особая роль правовых принципов, которая заключается в следующем: способствует нормотворческой, правоприменительной деятельности, помогают глубже уяснить смысл конкретных норм законодательства и определяют тенденцию его развития и толкования норм.
Правовые основы (принципы) правосудия - это закрепленные в Конституции Российской Федерации и конкретизированные в Законе о судоустройстве и процессуальном законодательстве Российской Федерации основные, фундаментальные положения о цели, задачах, методах и формах деятельности суда, а также формы деятельности других участников судебного процесса для достижения единого и необходимого результата в осуществлении правосудия - законного и обоснованного решения суда и его исполнение.
Признаки судебной власти в Российской Федерации:
- самостоятельная и независимая ветвь власти;
- по своим функциям отличается от законодательной и исполнительной власти в системе разделения властей. Судебная ветвь власти призвана осуществлять беспристрастное правосудие;
- существует для решения конституционного, гражданского, уголовного, административного, хозяйственного и другого правосудия. К другому правосудию можно отнести решения семейных, торговых и других споров. Сущность правосудия состоит в рассмотрении и решении судебных (административных, конституционных, хозяйственных, уголовных, гражданских и других) дел.
Итак, правосудие - это специфический вид государственной деятельности, который осуществляется судом на основании закона в установленном им порядке, заключается в рассмотрении и разрешении судебных дел с целью обеспечения гарантированных Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц, общества и государства и завершается принятием правосудного, обязательного к исполнению судебного решения. По своей сути правосудие представляет собой правоприменительную деятельность, базирующуюся на строгом и неуклонном соблюдении законов.
В целом, на основании вышесказанного приходим к выводу, что принципы судопроизводства являются основополагающими критериями этой деятельности, их неукоснительное соблюдение при осуществлении правосудия является гарантией защиты законных прав и свобод человека и гражданина
независимым и беспристрастным судом. Однако, соблюдение принципов правосудия должно также быть подкреплено на уровне субъектов реализации судопроизводства, ведь именно от мотивированности деятельности зависит результативность, а значит, и гарантия законности судебных решений. Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 -ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.;СПС Консультант Плюс, 01.08.2014.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации»// «Российская газета», № 3, 06.01.1997.
3. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // «Российская газета», № 29, 11.02.2011; СПС Консультант Плюс.
4. Желюк Т.Л. Государственная служба: учеб. пособие. - М.: Изд-во Профессионал, 2010. - С. 59.
5. Дегтярев С.Л. Соотношение правовых категорий «правосудие» и «судопроизводство» // Арбитражный и гражданский процесс. 2008, № 8. - С.
6. Мурадьян Э.М. Судебная защита: реалии и перспективы // Современное право. М.: Новый Индекс, 2009, № 5. - С. 72-73.
©Ганижева П.М., 2020
УДК34
Земляной С.В.
ИГСУ РАНХиГС г. Москва best-serj [email protected]
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ И КАДРОВОЙ РАБОТЫ В РФ
Аннотация
Данная статья посвящена анализу современных изменений в системе управления персоналом российского государства на государственной гражданской службе. Основное внимание уделено вопросу изменения методов и комплекса инструментов управления персоналом в соответствии с современными потребностями российской государственной службы. Выделяются и подробно обсуждаются основные особенности кадровой политики и инновации кадровой процедуры.
Ключевые слова
Государственная гражданская служба, кадры, управление персоналом, кадровые инструменты, кадровые процедуры, лучшие кадровые практики.
SYSTEM OF STATE CIVIL SERVICE AND PERSONNEL WORK IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation
This article is devoted to the analysis of modern changes in the personnel management system of the Russian state in the state civil service. The main attention is paid to the issue of changing the methods and set of tools for personnel management in accordance with the modern needs of the Russian public service. The main features of the personnel policy and innovations of the personnel order are highlighted and considered in detail.
Keyword
State civil service, personnel, personnel management, personnel tools, personnel procedures,
Best personnel practices.