Научная статья на тему 'Вопрос о предопределённости или свободе выбора на примере анализа иконографии сюжета Благовещения'

Вопрос о предопределённости или свободе выбора на примере анализа иконографии сюжета Благовещения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Глаз В. В.

В статье проанализирован сюжет Благовещения, выделены основные базовые изводы и приведены примеры необычных трактовок сюжета. При этом проведена параллель между особенностями изображения одного из главных христианских праздников и мироощущением, свободой современного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопрос о предопределённости или свободе выбора на примере анализа иконографии сюжета Благовещения»

ВОПРОС О ПРЕДОПРЕДЕЛЁННОСТИ ИЛИ СВОБОДЕ ВЫБОРА НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ИКОНОГРАФИИ СЮЖЕТА БЛАГОВЕЩЕНИЯ

© Глаз В.В.*

Белорусский государственный университет культуры и искусств, Республика Беларусь, г. Минск

В статье проанализирован сюжет Благовещения, выделены основные базовые изводы и приведены примеры необычных трактовок сюжета. При этом проведена параллель между особенностями изображения одного из главных христианских праздников и мироощущением, свободой современного человека.

Общество начала XXI в. проживает достаточно сложный период: смена ценностных ориентиров, общественных идеалов. Люди по-прежнему ищут ответы на вопросы: что есть счастье, каков смысл жизни. Мне кажется, понятия «счастье» и «смысл жизни» очень сходны. Что есть счастье? Многие ответят: любить, быть любимым, быть нужным, полезным, заниматься любимым делом, достигать цели, жить. А что же есть смысл жизни? Обрести это счастье - самый популярный ответ. Можно услышать и такой вариант: все уже предопределено, есть такая «книга жизни», судьба, фатум, по которой жизнь человека складывается вне зависимости от его собственных желаний, как говорится, «хочешь насмешить Бога - расскажи ему о своих планах». Так ли верно последнее? Неужели у нас нет выбора, а жизнь идёт по своим законам, к которым мы имеем весьма посредственное отношение? Ответы на многие вопросы можно найти в церковных текстах...

Благовещение - один из почитаемых христианских праздников. Источниками, в которых рассказывается о Благовещении, являются Евангелие и апокрифические сочинения, возникшие уже в раннехристианскую эпоху. В Евангелии от Луки повествуется о том, что Архангел Гавриил был послан Богом к Марии с радостной вестью о рождении от Нее Спасителя [2].

В апокрифах повествуется о двух явлениях Архангела Гавриила Деве Марии. Сначала Гавриил явился Деве у колодца и лишь затем в доме Иосифа, где Она по выпавшему жребию пряла пурпурную завесу для иерусалимского храма [8]. Эти апокрифические предания значительно повлияли на иконографию праздника.

Примером изображения Марии с веретеном может служить Равенский саркофаг (У-У1 вв.): Мария сидит в кресле и держит веретено в руках, справа ей предстоит крылатый Ангел с посохом. В мозаике триумфальной арки церкви Марии Маджоре (V в.) Богоматерь также представлена сидящей с рукоделием на коленях. Пресвятая изображалась в синем мафории с золо-

* Аспирант.

той каймой, в левой поднятой руке держит моток пурпурной пряжи, нитка которой опускается через левую руку вниз, к веретену.

Один из древнейших, сохранившихся до наших дней примеров воплощения сюжета Благовещения у источника представлен на окладе Евангелия из слоновой кости из Милана (вторая половина V в.). Богоматерь в античной тунике стоит на коленях перед текущим из скалы ручьем с кувшином в руках, а позади нее изображен благословляющий Ангел. В более поздних памятниках -мозаике собора Сан-Марко в Венеции, фреске из Софийского собора в Киеве (XI в.), фреске из Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502 г.) -Пресвятая Дева в традиционном одеянии изображается стоящей у колодца с сосудом или кувшином в руках, а Благовеститель слетает к ней сверху.

Особое значение события Благовещения отразилось в системе росписи церквей. После периода иконоборчества, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольных храмов, композиции Благовещения помещаются на вратах алтаря. Причем, изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери - на правой. Обе фигуры оказываются, таким образом, разделены широким арочным проемом, ведущим в алтарное пространство. При этом чаще Архангел Гавриил благословляет перстом Марию, а Мария, скрестив руки на груди, склоняет слегка голову в знак согласия.

В конце XIII - начале XIV веков в иконографии Благовещения появляются новые персонажи - изображения часто дополняются фигурами служанок, присутствующих при явлении Ангела Марии. Откуда вдруг появились девушки? В Протоевангелии сообщается о девах, избранных для изготовления храмовой завесы. Изображения служанок встречаются как в сценах Благовещения у колодца, так и в иконах Благовещения за рукоделием в доме Иосифа. Так, в росписи церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.) у колодца две девушки поддерживают Богоматерь под руки, к которой с небес слетает Ангел. Еще одна девушка изображена справа, она испугано смотрит на явившего Ангела (см. рис. 1).

Рис. 1

В византийской иконе Благовещение XIV в., хранящейся в Музее изобразительных искусств имени A.C. Пушкина (Москва) служанка в тунике, завязанной через плечо, выглядывает из-за колонны.

В Государственной Третьяковской галерее хранится монументальная по своим размерам икона XII в., известная как «Устюжское Благовещение». Иконографической особенностью иконы является образ воплощенного Богомладенца Христа, изображенного на груди Богоматери (см. рис. 2).

Рис. 2

В ХУП-ХУШ вв. под влиянием западноевропейских образцов художники часто изображают Богоматерь встречающей Ангела за чтением книги. Считают, что в момент явления благовествующего ангела Мария занималась чтением Святого Писания: «Много раз Она читала пророчество Исайи: «Се дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Емма-нуил» [4, с. 23].

Есть ещё необычная трактовка Благовещения - иногда можно увидеть внизу иконы лебедей. Икона из Покровского монастыря в Суздале (XVI в.) кроме изображения Архангела и Марии (и сидящей между ними служанки) внизу являет трёх лебедей. Здесь пересекается множество мотивов и символов - лебеди пьют воду у источника, который может пониматься как Источник Жизни, а возможно, это вестники, разнесшие Благую Весть дальше - ведь в России есть традиция выпускать птиц в небо в этот день.

Так, при изображении Благовещения сформировалось несколько базовых изводов: у колодца (Благовещение у источника или кладезя) (см. рис. 3), с веретеном (с рукоделием) (см. рис. 4), в храмине, с книгой (см. рис. 5), с ликом Иисуса в складках одежды, с лебедями, просто смиренно Мария скрестив руки принимает Благую Весть. Это объясняется согласованием с разными литературными источниками: апокрифическим Протоевангелием от Иакова, Евангелием от Луки. Многие исследователи считают, что это

изображение разных этапов разговора Бога (через Гавриила) и Марии. Покровский Н.В., например, называет изображения у колодца «Предблагове-щением», поскольку в них изображается не собственно Благовещение, а момент, ему предшествовавший [7].

То есть, Архангел Гавриил являлся Деве Марии не единожды?

В Евангелии от псевдо-Матфея сказано: «... И когда они говорили так между собою, ангел Господень явился посреди них.». «... На другой день, когда Мария стояла у колодца ... ангел Господень явился Ей ... и сказал: блаженна Ты, Мария, ибо Господь уготовил жилище Свое в духе Твоем. Вот приидет свет с неба, дабы обитать в Тебе и чрез Тебя засиять в целом мире.». «... И на третий день, когда она пряла пурпур руками своими, явился Ей юноша ..., и он сказал Ей: не бойся ничего, Мария; Ты обрела милость у Бога: и вот, Ты зачнешь и родишь Царя, Царство Которого будет не только над всей землей, но и над небесами, и будет царствовать во веки.» [9].

Суть Благой Вести, которую Бог передаёт Марии, связанная с тайной Боговоплощения, Избранности и Достоинстве Богоматери, оказалось, можно трактовать по разному: как предопределённость человеческого пути, либо как сущность человека свободного в своём выборе, созданного истинно «по Образу и Подобию».

Тайна Благовещения имеет глубокий богословский смысл. Но этот смысл и этот сюжет важен и для каждого человека, который пытается ответить на вопрос: Кто Я? Зачем Я? Сюжет Благовещения, я думаю, раскрывает не только тайну Воплощения Бога на земле, но открывает людям решение вопроса свободы выбора. Николай Кавасила Хамает, православный богослов XIV в. говорил, что без согласия Девы Марии, не было и непорочного зачатия [5]. Или было бы, но не с Девой Марией?

«Несчастная судьба многих людей - следствие несделанного ими выбора . Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесцель-

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

ным занятием, а дела - лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней...» Э. Фромм.

Список литературы:

1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. - Каталог древнерусской живописи XI -начала XVIII вв. - Т. 1-2. - М., 1963.

2. Библия. Издание Московской Патриархии. - М., 1988 - Лк. 1. 26-38. -С. 61-62.

3. Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э.С. Смирновой; ред. и сост. A.C. Преображенский. - М.: Индрик, 2001. - 160 с.

4. Земная жизнь Пресвятой Богородицы / Сост. С. Снессорева. - Ярославль: Норд, 2008. - 460 с.

5. Лосский В.Н. Догмат о непорочном зачатии // Всесвятая: Православное догматическое учение о почитании Божией матери: сб. работ. -М., 2001. - С. 145-155.

6. Маркелов Г.В. - Книга иконных образцов: в 2 т. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2001.

7. Покровский Н.В. - Евангелие в памятниках иконографии. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 564 с.

8. Свенцицкая И.С., Трофимова М.К. Апокрифы древних христиан. -М.: Мысль, 1989. - 336 с.

9. «Библиологический словарь» Александра Меня [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.krotov.info/spravki/temy/a/apokrif.html-Апокрифы.

ТРАКТОВКА И. АДИЗЕСОМ РОЛИ ДУХОВНОСТИ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ

© Горина Т.С.*

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

В статье представлен подход И. Адизеса к пониманию духовности, развитие которой в компании зависит от освоения интегративного стиля управления. Рассмотрение духовности как исходного пункта и в то же время основы организационной динамики позволяет увидеть в моделях жизненного цикла организации человека, его потребности и цели.

Для современного общества решение проблем укрепления духовных ценностей, поддержания традиций, воспитания целостной, свободно мыслящей личности, создания поликультурного коммуникационного пространства

* Старший преподаватель кафедры Философии, кандидат философских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.