Научная статья на тему '\ вопрос губернаторам \ есть ли у вас антикризисный план?'

\ вопрос губернаторам \ есть ли у вас антикризисный план? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ вопрос губернаторам \ есть ли у вас антикризисный план?»

\ вопрос ГУБЕРНАТОРАМ \

Есть ли у вас антикризисный план?

георгии Полтавченко,

губернатор Санкт-Петербурга:

«Да, на всякий случай план антикризисных действий готовится. Я дал такое поручение руководителям всех направлений. Сейчас обсуждаются детали, они будут доработаны к принятию бюджета на 2013 год. Сразу заверю, что расходы на социальную сферу сокращаться не будут. Есть намерения по увеличению доходной части бюджета. В этом году она уменьшилась, посколь-

ку нефтяные компании теперь платят налоги по месту производства. Мы собираемся обратиться в федеральный центр с предложением «поделиться» поступлениями от акцизов — это в какой-то мере компенсирует выпавшие доходы. Считаю, что так будет справедливо. Но главное — это максимальное привлечение инвестиций. На прошедшем недавно ПМЭФ были подписаны соглашения на общую сумму 91 млрд руб. В ближайшее время эти деньги поступят в экономику Петербурга».

Валерии шанцев,

губернатор Нижегородской области: «Считаю, наш главный антикризисный «актив» — это бесценный опыт, который был приобретен в годы мирового финансового кризиса. Тогда нам удалось сохранить костяк региональной промышленности. В некоторых случаях мы буквально прошли по краю пропасти. К примеру, в Правительстве России всерьез рассматривался вариант банкротства Горьковского автозавода. Но благодаря принятым программам

по стимулированию спроса ГАЗ выстоял. В моногородах были запущены программы занятости, стимулирования предпринимательской активности, проводили работу с инвесторами — именно в самые сложные годы у нас открылись заводы компаний «Либхерр», «Шотт», «Сен-Гобен». У велосипедистов и бизнесменов есть поговорка: «Кто быстрее крутит педали, тот устойчивее чувствует себя в седле». Другими словами, быстрое развитие и диверсификация экономики создает нам своеобраз-

ную «подушку безопасности». Именно поэтому сегодня регион активно привлекает заемные средства. Да, мы несколько нарастили госдолг, но ведь занимаем не для того, чтобы «проесть» эти деньги. В этом году свыше 16% всего объема заимствований направляются на преференции промышленным и сельскохозяйственным предприятиям. Если вдруг пойдет вторая волна кризиса, то они выдержат, сохранят рабочие места и принесут доход в виде налоговых отчислений».

александр дрозденко,

губернатор Ленинградской области:

«Антикризисный план для области предусматривает сокращение расходов на строительство за счет тех объектов, на сооружение которых у региона нет необходимых финансовых ресурсов на весь период стройки. Значительная часть средств, поступающих от налогоплательщиков, будет направлена не на расходы, а в Резервный фонд, созданный в этом году. Он будет служить финан-

совой «подушкой безопасности». Кроме того, мы оценим возможные риски, связанные с размещением средств областного бюджета и подведомственных учреждений на банковских депозитах. Нельзя исключать, что управляющие компании в сфере ЖКХ и банки, где находятся их счета, в кризис могут обанкротиться. Чтобы подстраховаться, создадим в одном или нескольких надежных банках клиринговую палату, через которую будут проходить платежи населения».

Владимир Якушев,

губернатор Тюменской области: «Наша программа — это жесткая экономия средств. В соответствии с этим принципом мы действуем с кризисного 2008 года. Тогда мы прошли очень серьезную «встряску», проанализировали расходную часть, определили приоритеты. Кризис был мощным, но в то же время он сделал нас сильнее, позволил

найти скрытые резервы, даже не финансовые, а интеллектуальные, организационные. Поэтому мы и сегодня находимся в повышенном тонусе, не расслабляемся. Исповедуем консервативные подходы при реализации бюджетной и налоговой региональной политики. Прогнозируем бюджет по доходам только исходя из реалистичных сценариев развития региона, никаких «розовых

очков». Планируем расходы исходя из первоочередных социальных приоритетов и точечного бюджетного инвестирования в объекты общественной инфраструктуры (школы, детские сады, объекты коммунального хозяйства, дороги). Кроме того, формируем Резервный фонд Тюменской области. Как показывает опыт, такая «подушка безопасности» никогда не бывает лишней».

18

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 8 (124) 2012

\ УЧЕНЫЙ СОВЕТ \

с

На вопрос редакции ответили региональные лидеры

СЕРГЕИ МОРОЗОВ,

губернатор Ульяновской области:

«Текущую ситуацию в экономике Ульяновской области можно охарактеризовать как стабильную, устойчивую и сбалансированную. Индекс промышленного производства по итогам мая составил 102,5%. Растут объемы сельскохозяйственного производства (113,7%), строительно-подрядных работ (134,3%), ввода жилья

(131,5%), инвестиций в основной капитал (121,5%). Что касается планов на более длительный период, то основные макроэкономические параметры будут ничуть не хуже. К 2015 году ВРП должен увеличиться на 50%. В течение 2012-2015 годов прогнозируется ежегодный рост промышленного производства на 4-6%. Объем инвестиций должен будет увеличиться до 112 млрд руб. в год. Будет реализовано 114 инвестици-

онных проектов. В строительстве также ожидается ежегодный прирост до 118%. К 2015 году в Ульяновской области планируется ввести 920 тыс. кв м жилья, что в 1,7 раза больше, чем в 2011 году. Таким образом,вероятность проявления кризисных явлений в экономике Ульяновской области в связи с финансовым кризисом Евросоюза мала. По этой причине отдельный антикризисный план по Ульяновской области не разрабатывали».

ЕВГЕНИИ КУИВАШЕВ,

губернатор Свердловской области:

«Большой волны кризиса мы не ожидаем. Если и будут какие-либо волнения, самая главная задача — принять консервативный бюджет. Она ляжет в основу поддержания любой социальной структуры. Конечно, нужно не брать дополнительных социальных обязательств. Что касается работы в кризисный период, мы это проходили уже. Есть понятный и доступный алгоритм совместных действий правительства и Законодательного собрания. Будем оперативно решать, какие меры при-

нимать на рынке труда, по поддержке промышленности, малого бизнеса. Я считаю, что в 2008 и 2009 годах наша страна преодолела кризис достаточно успешно. То, что сейчас происходит в Европе и США, — это тот самый кризис, из которого они до сих пор выйти не могут. У нас все выглядит по-другому только потому, что мы вовремя объединились и приняли административно-хозяйственные меры. Мы четко понимали — как идти и куда. Сегодня алгоритмы такой работы есть. Если потребуется принятие новых мер, обязательно обсудим это с депутатами Заксобрания области».

ВЕРОНИКА МИНИНА,

первый замглавы администрации Новгородской области: «Наша антикризисная программа — это постоянная целенаправленная работа над увеличением наполняемости бюджета. С 2008 года объем налоговых поступлений областного бюджета увеличился в 1,3 раза: с 11 до 14,4 млрд руб. В 2011 году

темп роста доходов областного бюджета (125% по сравнению с 2010 годом) был выше, чем по РФ (118,7%) и Северо-Западному федеральному округу (115,4%). В 2012 году мы планируем получить в консолидированный бюджет области 32,2 млрд руб., при собственных доходах 23 млрд. Это очень серьезная цифра, но уже сейчас можно прогнозировать,

что по доходам область сработает эффективно: за первое полугодие темпы роста поступлений по основным налогам значительно превышают запланированные. Это позволило увеличить доходы областного бюджета на 469 млн руб., основная часть которых — 257,4 млн — направлена на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы».

сЕРГЕИ зИМИН,

заместитель полпреда Президента РФ в СЗФО: «Для осуществления антикризисного планирования необходимы точно установленные причины и определение сфер кризиса. Пока этого нет, а значит, говорить о подобных мерах преждевременно. Однако вступление России в ВТО предполагает появление на рынке большого числа высококачественной и относительно дешевой продукции. Что неизбежно приведет к ухудшению финансового

положения отечественных товаропроизводителей. Одной из причин является высокая себестоимость и значительная доля налоговой составляющей в ценах на товары и услуги. Для укрепления конкурентоспособности отечественного производителя целесообразно вернуться к рассмотрению вопроса о замене налога на добавленную стоимость на 3%-ный налог с оборота. Подобная мера в 2011 году могла бы позволить удешевить общую товарную массу на 2,1 трлн рублей».

\ УЧЕНЫЙ СОВЕТ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 8 (124) 2012

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.