Научная статья на тему 'ВОПЛОЩЕНИЕ ОБРАЗОВ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ В ТВОРЧЕСТВЕ МУСТАФО БАФОЕВА'

ВОПЛОЩЕНИЕ ОБРАЗОВ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ В ТВОРЧЕСТВЕ МУСТАФО БАФОЕВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великий шелковый путь / воплощение образа / идейная концепция / композиционные технологии / средства музыкальной выразительности / шоу-балет / концерт / поэма / Great Silk Road / image embodiment / compositional technologies / means of musical expression / showballet / concert / poem

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мустафина Екатерина Ильинична

Целью статьи является рассмотрение произведений современного узбекского композитора Мустафо Бафоева о Великом шелковом пути, созданных на рубеже ХХ–ХХI вв. в аспекте воплощения исторических образов и возрождения духовных ценностей культурного наследия Востока в их взаимодействии с культурой Запада. Это шоу-балет «Великий шелковый путь» для фортепиано, народных инструментов, голоса и синтезатора (1995), концерт «Шелковый путь в моем воображении» для виолончели, струнного квинтета, ударных и фортепиано (2002) и 10 поэм «Великий шелковый путь» для фортепиано (2008). Каждое из этих сочинений является самодостаточным и в то же время они образуют триаду, обозначенную автором статьи как масштабно-целостная идейно-творческая художественная концепция. В процессе рассмотрения данных опусов решаются задачи индивидуального воплощения образов Великого шелкового пути и факторы общности, позволяющие охватить произведения разных жанров как составляющие компоненты единого макроцикла. На основе анализа выявлены особенности музыкальных выразительных средств, формообразования, отражающие черты национального стиля и мышления композитора. Высказанные ценные мысли композитора способствовали научному обобщению основных теоретических положений данной статьи и позволили прийти к выводам, в которых утверждается позиция композитора в его индивидуальной интерпретации воплощения образов Великого шелкового пути как неотъемлемой части узбекской национальной и мировой музыкальной культуры в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMBODIMENT OF IMAGES OF THE GREAT SILK ROAD IN THE WORK BY MUSTAFO BAFOYEV

The purpose of the article is to consider the works of the modern Uzbek composer Mustafo Bafoev about the Great Silk Road, created at the turn of the 20th–21st centuries in the aspect of the embodiment of historical images and the revival of the spiritual values of the cultural heritage of the East in their interaction with the culture of the West. Theese are show-ballet “Great Silk Road” for piano, folk instruments, voice and synthesizer (1995), concert “Silk Way in my imagination” for cello, string quintet, percussion and piano (2002) and 10 poems “Great Silk Way” for piano (2008). Each of these works is self-sufficient and at the same time they form a triad, designated by the author of the article as a large-scale holistic ideological and creative artistic concept. In the process of considering these opuses, the author of the article solves the problems of individual embodiment of images of the Great Silk Road and commonality factors that allow covering works of different genres as components of a single macrocycle. On the basis of analysis in the article peculiarities of musical expressive means, form formation, reflecting traits of national style and composer’s thinking are revealed. The valuable ideas expressed by the composer contributed to the scientific generalization of the main theoretical provisions of this article and allowed to reach conclusions, which affirm the positive position of the composer in his individual interpretation of the embodiment of the images of the Great Silk Road as an integral part of Uzbek national and world music culture in general.

Текст научной работы на тему «ВОПЛОЩЕНИЕ ОБРАЗОВ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ В ТВОРЧЕСТВЕ МУСТАФО БАФОЕВА»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ

Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. C. 105-112 ISSN 2308-1031

Journal of Musical Science, 2024, vol. 12, no. 2, pp. 105-112 ISSN 2308-1031

© Мустафина, Е.И., 2024 УДК 78.06

DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-105-112

ВОПЛОЩЕНИЕ ОБРАЗОВ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ В ТВОРЧЕСТВЕ МУСТАФО БАФОЕВА

Е.И. Мустафина1

1 Государственная консерватория Узбекистана, Ташкент, 100027, Республика Узбекистан

Аннотация. Целью статьи является рассмотрение произведений современного узбекского композитора Мустафо Бафоева о Великом шелковом пути, созданных на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в аспекте воплощения исторических образов и возрождения духовных ценностей культурного наследия Востока в их взаимодействии с культурой Запада. Это шоу-балет «Великий шелковый путь» для фортепиано, народных инструментов, голоса и синтезатора (1995), концерт «Шелковый путь в моем воображении» для виолончели, струнного квинтета, ударных и фортепиано (2002) и 10 поэм «Великий шелковый путь» для фортепиано (2008). Каждое из этих сочинений является самодостаточным и в то же время они образуют триаду, обозначенную автором статьи как масштабно-целостная идейно-творческая художественная концепция. В процессе рассмотрения данных опусов решаются задачи индивидуального воплощения образов Великого шелкового пути и факторы общности, позволяющие охватить произведения разных жанров как составляющие компоненты единого макроцикла. На основе анализа выявлены особенности музыкальных выразительных средств, формообразования, отражающие черты национального стиля и мышления композитора. Высказанные ценные мысли композитора способствовали научному обобщению основных теоретических положений данной статьи и позволили прийти к выводам, в которых утверждается позиция композитора в его индивидуальной интерпретации воплощения образов Великого шелкового пути как неотъемлемой части узбекской национальной и мировой музыкальной культуры в целом. Ключевые слова: Великий шелковый путь, воплощение образа, идейная концепция, композиционные технологии, средства музыкальной выразительности, шоу-балет, концерт, поэма Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Мустафина, Е.И. Воплощение образов Великого шелкового пути в творчестве Мустафо Бафоева // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 105-112. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-105-112.

EMBODIMENT OF IMAGES OF THE GREAT SILK ROAD IN THE WORK BY MUSTAFO BAFOYEV

E.I. Mustafina1

1 State Conservatory of Uzbekistan, Tashkent, 100027, Republic of Uzbekistan

Abstract. The purpose of the article is to consider the works of the modern Uzbek composer Mustafo Bafoev about the Great Silk Road, created at the turn of the 20th-21st centuries in the aspect of the embodiment of historical images and the revival of the spiritual values of the cultural heritage of the East in their interaction with the culture of the West. Theese are show-ballet "Great Silk Road" for piano, folk instruments, voice and synthesizer (1995), concert "Silk Way in my imagination" for cello, string quintet, percussion and piano (2002) and 10 poems "Great Silk Way" for piano (2008). Each of these works is self-sufficient and at the same time they form a triad, designated

by the author of the article as a large-scale holistic ideological and creative artistic concept. In the process of considering these opuses, the author of the article solves the problems of individual embodiment of images of the Great Silk Road and commonality factors that allow covering works of different genres as components of a single macrocycle. On the basis of analysis in the article peculiarities of musical expressive means, form formation, reflecting traits of national style and composer's thinking are revealed. The valuable ideas expressed by the composer contributed to the scientific generalization of the main theoretical provisions of this article and allowed to reach conclusions, which affirm the positive position of the composer in his individual interpretation of the embodiment of the images of the Great Silk Road as an integral part of Uzbek national and world music culture in general.

Keywords: Great Silk Road, image embodiment, compositional technologies, means of musical expression, showballet, concert, poem

Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.

For citation: Mustafina, E.I. (2024), "Embodiment of images ofthe Great silk road in the work by Mustafo Bafoyev", Journal of Musical Science, vol. 12, no. 2, pp. 105-112. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-105-112.

В творчестве современного узбекского композитора Мустафо Бафоева (р. 1946) большой интерес представляет триада произведений шоу-балет «Великий шелковый путь» для фортепиано, народных инструментов, голоса и синтезатора (1995), концерт «Шелковый путь в моем воображении» для виолончели, струнного квинтета, ударных и фортепиано (2002) и 10 поэм «Великий шелковый путь» для фортепиано (2008). Все эти произведения отражают эволюцию музыкального мышления композитора в индивидуальной интерпретации образов исторического прошлого. Начиная с шоу-балета шли неустанные поиски образов и соответственно средств музыкальной выразительности, а временная дистанция между произведениями позволяет по-новому увидеть и раскрыть воплощенные композитором образы.

Столь важная тема привлекла внимание композитора в середине 1990-х гг. и вызвав к жизни произведения различных жанров, составила определенный этап в его творческой эволюции. «Эстетика моей художественной позиции, - по рассуждению М. Бафоева, - затрагивает ключевые проблемы нашего времени, в частности, отражение образов исторического прошлого в современном понимании на основе моего личностного взгляда на сложные процессы раскрытия

истории культуры в контексте Великого шелкового пути»1.

В каждом произведении, посвященном воплощению образов Великого шелкового пути, раскрываются различные сюжетные фабулы, концентрированные мысли, интонации и ритмы, характерные для национальных культур народов Востока в индивидуальных прочтениях композитора, открывающих новые пути и стимулирующих появление новых традиций. «Национальное начало находит свое выражение и в характере творческой переработки стилевых элементов иных национальных музыкальных культур, тоже образующей на разных исторических этапах определенные традиции» (Михайлов М., 1990, с. 257).

Естественно, что в изучении образов Великого шелкового пути необходим широкий исторической подход, позволяющий полноценно раскрыть сущность его музыкального воплощения. «Исторический подход предусматривает рассмотрение конкретно-исторического генезиса (происхождения) и развития объекта, исследование и отражение преимущественно генетических отношений развивающегося объекта; в этом случае в исследовании доминируют конкретные исторические факты» (Новиков А., 2009, с. 136). В этом отношении исследовательское внимание сосредоточено на особен-

ностях музыкального воплощения образов исторического прошлого.

Шоу-балет «Великий шелковый путь» состоит из ряда частей: Китай - «Отдых в императорском саду», Индия - «Сон священной коровы», Тибет - «Молитвенный барабан, или Храм тысячи колокольчиков», Средняя Азия - «Сюита Узбекистана: мелодии Бухары, Хорезма, Самарканда» Иран - «Горящий Персепо-лис, или Танец огня», Турция (Византия) -«Айя София», Египет (Миср) - «Сахара. Миражи». «Сама идея трансконтинентальных связей выражена в интонационных мелодических перекличках, протянутых сквозь части, словно сотни нитей между отдельными регионами, этносами, народностями с индивидуальными и общими обычаями» (Матякубов О., 2005, с. 74).

Концерт «Шелковый путь в моем воображении» представляет собой цикл из восьми частей: Пролог «Земля и человек», «Караван», «Китай. В императорском саду», «Караван», «Индия. Мечта о священной корове», «Караван», «Иран. Посвящение Омару Хайяму и Хафизу», Эпилог «Бетховен, Йо-Йо-Ма и Я обнимаемся». В этом сочинении Великий шелковый путь раскрывается с новой историко-культурной стороны. В этом смысле данное сочинение явилось качественно новым этапом поиска образного мира Великого шелкового пути, в частности, углубления значимости культурных ценностей Востока и Запада, на что указывал Э. Ртвеладзе: «Его роль была значительно шире и разнообразнее, ибо по нему проходили караваны не только с различными восточными и западными товарами, но проникали и духовные ценности, религиозные идеи» (1999, с. 14). Именно эту сторону М. Бафоев раскрыл в данном концерте.

В произведении М. Бафоева обнаруживаются черты современного узбекского инструментального концерта, соеди-

няющего в себе принципы сюитности, вариационности и импровизационности. Музыкальное развитие происходит на нескольких уровнях: философском, событийном, символическом, художественном. Содержание произведения охватывает широкий круг музыкальных образов: лирико-философскую и лирико-бытовую картины, зарисовки, музыкальный диалог с прошлым и настоящим.

Все части произведения следуют друг за другом без перерыва, что создает ощущение композиции сюитного типа, в которой последовательно раскрываются определенные образные сферы. Как отмечает Н. Янов-Яновская: «Органически воспринят Бафоевым и такой широко распространенный в современном мировом музыкальном искусстве прием, как оперирование "гиперпространством" - свободное перебрасывание героев из одной эпохи в другую, из одного конца света -в другой, чем акцентируются глубинные внутренние связи явлений» (2019, с. 82).

Музыкальный язык сочинения характеризуется индивидуальностью и самобытностью образов, своеобразием и красочностью мелодико-интонацион-ных сфер, богатством ладоструктурных и ритмофактурных образований, выбором выразительных средств и внутренним драматургическим единством. При этом каждая часть имеет свою линию развития. Здесь выявлен историко-ретро-спективный и личностно-индивидуаль-ный подходы композитора в раскрытии образного мира музыки.

Историко-ретроспективный подход проявляется в погружении в атмосферу прошлого, показа значения шелкового пути для культурных связей, объединение широкого географического пространства, визуализации жанрово-бытовых картин из жизни народов. Личностный подход композитора оригинально раскрывается в части «Караван», которая является связующим звеном в драматургии

произведения. Караван имеет здесь фи-лософско-символическое значение пути и трактуется как смысл бытия и движения жизни. Это воображаемое путешествие композитора по тракту Великого шелкового пути в контексте своеобразной сюжетной линии развития. Данная часть образует своего рода рефрен, который придает произведению черты рон-дальности, но в то же время основной ее функцией является показ пути от одной страны к другой. «Караван» повторяется каждый раз в видоизмененном варианте, постепенно усложняясь. Его музыка передает неторопливое шествие верблюдов и изнывающих от жары людей.

Концерт характеризуется единством мелодико-интонационной сферы. М. Ба-фоев большое внимание уделил вариантности и вариационным приемам развития музыкального материала. В каждом разделе тематическая основа видоизменяется, появляется интонационная многовариантность, восходящая к принципам макомно-го развертывания, обращение к которым позволило композитору создать масштабное концепционное произведение.

В рамках данного исследования особенно интересны седьмая часть «Иран. Посвящение Омару Хайяму и Хафизу» и восьмая часть «Эпилог. Бетховен, Йо-Йо-Ма и Я обнимаемся». Седьмая часть -поэтичное посвящение великим восточным поэтам. Она представляет собой лирико-философские размышления композитора в символическом воображении, обращенные к поэтам. Использование выразительных импровизационных возможностей виолончели соло позволило композитору раскрыть своеобразие восточного мелоса. «Посредством утонченной, изысканной орнаментики в качестве монодийного материала, композитор открыл инновационные ресурсы музыкального тематизма» (Миршохидзода Г., 2022, с. 91). Интонации восточной мелодии создают образ поэтичного художественного

творчества. Завершается седьмая часть плавным переходом в восьмую часть «Эпилог. Бетховен, Йо-Йо-Ма и Я обнимаемся». Заключительная часть является апофеозом композиторской мысли. В этой части М. Бафоев соединяет Восток и Запад, используя тему радости из Девятой симфонии Бетховена, тем самым воплощая идею единства народов.

В 2008 г. М. Бафоев написал масштабный фортепианный цикл 10 поэм «Великий шелковый путь», где многогранно раскрыл свой индивидуальный музыкальный стиль. Композитор блистательно продемонстрировал мастерство владения красочными гармоническими оборотами, метроритмическими структурами, способами организации звуковой ткани, оригинальными принципами формообразования, подчиненными созданию целостного сочинения. Жанр поэмы в музыке концентрирует в себе принципы музыкального и художественного мышления, отражает дуализм мировосприятия. Это, с одной стороны, индивидуализация содержания, драматургии, формы, а с другой - опора на закономерности литературного жанра поэмы.

В фортепианном цикле обнаруживается тяготение к образной детализации. Круг образов символичен и олицетворяет определенные ассоциации, требующие дифференцированности музыкального языка. Программные заголовки поэм вызывают образно-эмоциональные ассоциации и развивают творческую фантазию. Поэтичные заголовки поэм вводят в мир конкретных образов. Музыкальный мир поэм характеризуется тембровой выразительностью, оттеняющей изменчивость настроений, красочностью тональных и ладовых сопоставлений. Многоплановое развитие музыкального языка выражается через темброво-изобразительную сферу.

В поэмах концентрируется внимание на контрастирующих друг с другом в образном и содержательном аспектах час-

тях, которые условно можно разделить на следующие виды: поэма-картина, поэма-размышление, поэма-зарисовка, поэма-портрет. Пьесы расположены в следующей последовательности: «Караван», «Тайны космоса (Пророк Мухаммад)», «В императорском саду (Китай)», «Сон священной коровы (Индия)», «В храме тысячи колокольчиков (Тибет)», «Волны Средиземного моря (Турция)», «Заклинание огня (Иран)», «Посвящение Хафизу», «И.С. Бах в Сахаре (Аравия)», «Сказание о Амире Темуре (Туран)». В них запечатлены образы масштабного историко-культурного пространства.

Цикл поражает яркой картинностью, индивидуализацией образов, динамикой музыкального развития. 10 поэм явились результатом многолетнего накопления знаний и осмысления значимости Великого шелкового пути для композитора, изучения духовного опыта. Они открыли новые пути в эволюции музыкального мышления М. Бафоева. Музыкальный стиль поэм обусловлен во многом особенностями инструментальной драматургии и логикой композиционного развития. В цикле происходит расширение пространства, появляются новые функции времени как условия развертывания музыкального процесса.

Сюжетное развитие цикла построено на идее звуковой материализации исторических образов прошлого и их соотнесении с настоящим. Исходной точкой является создание особой звуковой атмосферы каждой поэмы, складывающейся из различных интонационных и ритмических национальных особенностей. В основе музыкальной драматургии поэм лежит многообразно проявляющийся контраст. Картины и зарисовки переплетаются со сложными философскими максимами и многозначными символами. Стремясь показать мир прошлого в движении, его изменчивости и многообразии, композитор осмысливал дуализм как микрокосмоса, так и макрокосмоса.

Объединяющее начало в цикле - по-эмность. Музыка цикла пронизана гармонией образов прошлого и настоящего. Музыкальные образы, воссоздаваемые в поэмах, являются частью национальной истории в широкой временной перспективе. «Совокупность национальных и общечеловеческих принципов - залог создания бессмертных творений» (Абра-рова М., 2018, с. 33). Образное содержание цикла раскрывает общую мировоззренческую основу духовного мира композитора, которая выливается в масштабную картину исторического прошлого и создает такие поэмы, как «Тайны космоса», «И.С. Бах в Сахаре», «Сказание об Амире Темуре».

В поэмах проявляется мастерство композитора в филигранной отделке музыкальной ткани, способности создавать звуковые образы, направленные на раскрытие художественного замысла. Применение современных композиционных технологий на основе темброво-ритми-ческой структуры музыкального пространства придает своеобразный характер музыкальной образности. М. Бафоев изобретательно использует принцип взаимодополняемости различных элементов музыкальной ткани, аугментацию и ди-минуцию отдельных ритмических ячеек. Так, поэма «Тайны космоса» начинается с остинатной ритмоформулы на ноте ля малой октавы, получающей ритмическое развитие в каждом последующем такте за счет внутренней вариантности ритмической группировки. Необходимо отметить, что ля малой октавы является лейтзвуком всего цикла и основой разнообразных ритмоформул, приобретающих драматургическую функцию в поэмах «В храме тысячи колокольчиков», «Сказание об Амире Темуре».

Поэма «Тайны космоса» поражает мастерством организации музыкальной формы, в которой средства музыкальной выразительности охватывают обширный

диапазон фортепианной звучности, достигаемый могучей кульминации. Импровизационное развитие в поэме сочетается со строгой ритмической организацией и темповой динамикой движения. Следует отметить также взаимодополняемость горизонтальных и вертикальных параметров фактуры, образующих сложный полифонический сплав разнородных элементов, соединяемых в единое целое. Эта выявленная особенность музыкального мышления М. Бафоева обнаруживается и в следующих частях цикла.

В поэме «Посвящение Хафизу» композитор использовал имитации звучания узбекских народных инструментов тара в разделе Moderato и таблы в разделе Allegro moderato, указывая на это ремарками quasi in tar и quasi in tablü. Такого рода выразительные средства оправданы с точки зрения образной сферы в аспекте программного замысла композитора, тем самым создавая ретроспекцию в художественный мир Хафиза. Подражая выразительным возможностям тара и таблы, композитор обогащает тембровую палитру звучания, приближая его к эффектам расширенного фортепиано. Таким образом, в фортепианной фактуре очень удачно отражены характерные колористические приемы игры на таре и ритмичные экспрессии таблы, создающие неповторимые краски звукового мира.

В поэме «В храме тысячи колокольчиков» происходит погружение в мистическую атмосферу тибетского храма. «Колокольчик (санскр. ghantá, тиб. dril bu) - ритуальный предмет Ваджрая-ны, используемый чаще всего в комбинации с ваджрой. Колокол, который держат в левой руке, символизирует праджню, т.е. женский символ мудрости, а его звук передает пустоту всего сущего. Ваджру держат в правой руке, что является знаком мужской силы искусных средств (упайя)» (Андросов В., 2011, с. 256). Движение музыкального развития направлено на пе-

редачу состояния транса, а интонации и ритмы, подражающие звучаниям колокольчиков, создают атмосферу уединения и просветления.

Заключительная поэма «Сказание об Амире Темуре», как эпическая фреска о жизни великой личности, показана композитором во всем многообразии музыкальных выразительных средств, являющихся отражением жизненных ситуаций, образующих калейдоскопическую панораму эпохи Темуридов. Многосоставная фортепианная фактура поэмы подобна буквенной вязи, тканево-ковровым полотнам, символо-изобразительным сюжетным росписям архитектурных сооружений эпохи Темуридов.

Данная тенденция обнаруживается и в сюжетной линии поэмы, в звуковое воплощение которой вплетаются символические узоры жизнедеятельности Амира Темура, отражающие его размышления, боевые действия, торжественное шествие, праздники. Эта часть построена на разнохарактерном музыкальном материале, развитие которого достигается путем усложнения метра, ритма, смены фактуры, динамики. Также композитор применил в поэме имитации звучания различных узбекских народных инструментов, в частности домбры, карная, сурная.

М. Бафоев использовал в цикле 10 поэм «Великий шелковый путь» широкий спектр современных техник композиторского письма, нетрадиционные приемы игры на фортепиано, трех- и четырехстрочную фортепианную партитурную нотную запись, аккорды-кластеры, кластерное тремоло, двойные глиссандо, игру вне ритма.

Подводя итоги аналитических наблюдений над воплощением образов Великого шелкового пути в триаде произведений, в частности, в шоу-балете «Великий шелковый путь», в концерте «Шелковый путь в моем воображении» и 10 поэмах

«Великий шелковый путь», необходимо отметить, индивидуальность, разнообразие и оригинальность творческих подходов М. Бафоева к интерпретации его художественных замыслов. Рассмотренные сочинения открывают новые перспективные направления развития музыкального искусства Узбекистана, отражающие актуальные проблемы современного искусства, связанные с возрождением национального наследия, образов исторического прошлого, культуры Востока и соотнесении ее с прогрессивными взглядами нынешнего времени. Эти произведения являются показателем высокого уровня композиторского мастерства М. Бафоева и, в то же время, композиторской школы Узбекистана.

Триада этих сочинений отражает новизну и масштаб, широту художественно-творческой концепции М. Бафоева,

в которой воплотилась связь Востока и Запада, что позволяет сделать вывод о создании макроцикла «Великий шелковый путь» в творчестве Мустафо Бафо-ева. Концепция макроцикла позволила определить типы драматургии и семантику анализируемых произведений: в шоу-балете - вернисаж восточных культур; в инструментальном концерте - вселенское сообщество; в фортепианном цикле -квинтэссенция исторических образов.

Таким образом, «Великий шелковый путь» М. Бафоева от шоу-балета через концерт к фортепианному циклу 10 поэм представляет собой не только макроцикл, но и макротему в творчестве композитора, которая раскрывается в широкой временной перспективе и отражает эволюцию взгляда на образы исторического прошлого с идейно-духовных позиций нашего времени.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Из личной беседы автора статьи с композитором Мустафо Бафоевым 17 декабря 2020 г.

ЛИТЕРАТУРА

Абрарова М.Ф. Национальные и общечеловеческие принципы в литературно-критическом творчестве композиторов ХХ-ХХ1 веков: автореф. дис. ... д-ра философии (PhD) по искусствоведению. Ташкент, 2018. 33 с.

Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм: энцикл. слов. М.: Ориенталия, 2011. 448 с.

Матякубов О.Р. Додекаграмма. Очерки в очерках о музыке и музыкантах моей страны и моего времени. Ташкент: ИСТИКДОЛ, 2005. 327 с.

Миршохидзода Г.М. Научные и образовательные аспекты сочинения Мустафо Бафоева «Мое представление о Великом шелковом пути» // Проблемы современной науки и образования. 2022. № 5. С. 89-92.

Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке. Л.: Музыка, 1990. 288 с.

Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2009. 280 с.

Ртвеладзе Э.В. Великий шелковый путь: энцикл. справ.: Древность и раннее средневековье. Ташкент: Узбекистон миллий энциклопедияси, 1999. 280 с.

Янов-Яновская Н.С. Теория интертекста в ее проекции на восточную музыку. Ташкент: Musiqa, 2019. 124 с.

REFERENCES

Abrarova, M.F. (2018), Natsionalnye i obshche-chelovecheskie printsipy v literaturno-kriticheskom tvorchestve kompozitorov XX-XXI vekov [National and universal principles in the literary and critical work of composers of the XX-XXI centuries], Abstract. D. Sc. Thesis, Tashkent, 33 p. (in Russ.)

Androsov, V.P. (2011), Indo-tibetskii buddizm [Indo-Tibetan Buddhism], Orientaliya, Moscow, 448 p. (in Russ.)

Matyakubov, O.R. (2005), Dodekagramma. Ocherki v ocherkakh o muzyke i muzykantakh moei strany i moego vremeni [The dodecagram. Essays in essays about the music and musicians of my country and my time], ISTI^LOL, Tashkent, 327 p. (in Russ.)

Mirshokhidzoda, G.M. (2022), "Scientific and educational aspects of Mustafa Bafoyev's essay «My idea of the Great Silk Road»", Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniya [Problems of modern science and education], no. 5, pp. 89-92. (in Russ.)

Mikhailov, M.K. (1990), Etyudy o stile v muzyke [Sketches about style in music], Muzyka, Moscow, 288 p. (in Russ.)

Novikov, A.M., Novikov, D.A. (2009), Metodologiya nauchnogo issledovaniya [Methodology of scientific research], Librokom, Moscow, 280 p. (in Russ.)

Rtveladze, E.V. (1999), Velikii shelkovyi put': entsiklopedicheskii spravochnik: Drevnost' i rannee srednevekov'e [The Great Silk Road: an encyclopedic reference book: Antiquity and the Early Middle Ages], Yzbekiston millii entsiklopediyasi, Tashkent, 280 p. (in Russ.)

Yanov-Yanovskaya, N.S. (2019), Teoriya interteksta v ee proektsii na vostochnuyu muzyku [The theory of intertext in its projection on Oriental music], Musiqa, Tashkent, 124 p. (in Russ.)

Сведения об авторе

Мустафина Екатерина Ильинична, самостоятельный соискатель (PhD), Государственная консерватория Узбекистана (Ташкент, Республика Узбекистан) E-mail: [email protected]

Author Information

Ekaterina I. Mustafina, independent candidate (PhD), State Conservatory of Uzbekistan (Tashkent,

Republic of Uzbekistan)

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 09.02.2024 После доработки 17.05.2024 Принята к публикации 20.05.2024

Received 09.02.2024 Revised 17.05.2024 Accepted for publication 20.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.