Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ФОРТЕПИАННОМ ТВОРЧЕСТВЕ М. БАФОЕВА'

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ФОРТЕПИАННОМ ТВОРЧЕСТВЕ М. БАФОЕВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
42
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. Бафоев / композиторы Узбекистана / творческий путь / фортепианная музыка / фортепианные циклы / Великий Шёлковый Путь / поэмы. / M. Bafoev / composers of Uzbekistan / creative way / piano music / piano cycles / Great Silk Road / poems.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Осетрова Влада Анатольевна

в данной статье рассматривается творческий путь узбекского композитора, эволюция его творчества, проводится параллель между одноимёнными произведениями и прилагается таблица его симфонических произведений, созданных в один год с фортепианными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTIONARY PROCESSES IN THE PIANO WORKS OF M. BAFOEV

this article discusses the creative path of the Uzbek composer, the evolution of his work, draws a parallel between the works of the same name and attaches a table of his symphonic works created in the same year as the piano.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ФОРТЕПИАННОМ ТВОРЧЕСТВЕ М. БАФОЕВА»

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ФОРТЕПИАННОМ ТВОРЧЕСТВЕ

М. БАФОЕВА Осетрова В.А.

Осетрова Влада Анатольевна - свободный соискатель на степень PhD, кафедра истории музыки и критики, Государственная консерватория Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается творческий путь узбекского композитора, эволюция его творчества, проводится параллель между одноимёнными произведениями и прилагается таблица его симфонических произведений, созданных в один год с фортепианными.

Ключевые слова: М. Бафоев, композиторы Узбекистана, творческий путь, фортепианная музыка, фортепианные циклы, Великий Шёлковый Путь, поэмы.

EVOLUTIONARY PROCESSES IN THE PIANO WORKS OF M. BAFOEV

Osetrova V.A.

Osetrova Vlada Anatolievna - free Applicant for a PhD degree, DEPARTMENT OF HISTORY OF MUSIC AND CRITICISM, STATE CONSERVATORY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article discusses the creative path of the Uzbek composer, the evolution of his work, draws a parallel between the works of the same name and attaches a table of his symphonic works created in the same year as the piano.

Keywords: M. Bafoev, composers of Uzbekistan, creative way, piano music, piano cycles, Great Silk Road, poems.

УДК 78.089.81.

М. Бафоев - один из ведущих и значимых композиторов Узбекистана, творчество его огромно и разнообразно1. Именно фортепианная музыка занимает значимое место в композиторской «копилке».

Сам М. Бафоев, будучи выходцем из обычной семьи, обладал отличными музыкальными данными. На протяжении всего творческого пути он попробовал себя в различных музыкальных отраслях: как певец-самоучка, исполнитель на гиджаке, композитор, дирижер, параллельно изучая инструмент фортепиано, который выбрал как лабораторию для своего творчества2. В качестве фортепианного композитора, М. Бафоев заявил о себе в 1972г, создав свое первое опубликованное произведение «Сонатину для фортепиано». Именно этим произведением открывается композиторское творчество М. Бафоева. Именно в этом году он принял решение о повторном обучении в консерватории, но на композиторском факультете. После создания данной сонатины композитор долгое время не обращается к фортепиано, набирая опыт в данном направлении, параллельно создавая крупные оркестровые произведения. С годами постепенно оттачивается мастерство М. Бафоева, как композитора: не только углубляется и усложняется содержательность и художественная составляющая его произведений, но и сама фактура становится более плотной, насыщенной и разнообразной. Вернется к инструменту фортепиано М. Бафоев лишь в 1999 году с циклом, посвященным герою национального эпоса -Алпомышу, где композитор выступает зрелым художником, свободно владеющим как инструментом, так и различными приёмами современной композиторской техники.

Параллельно с композиторским творчеством развивалась и дирижерская деятельность М. Бафоева, которая помогла ему подробно изучить звучание различных инструментов, составляющих оркестр. В будущем, в его произведениях, в частности в фортепианных, зачастую можно будет встретить имитацию того или иного музыкального инструмента. Например: Токката «Зарблар сехри» (здесь композитор вставляет имитацию четырех народных инструментов, таких, как: дойра, нагора, сурнай, карнай); Поэма №7 «Посвящение Хафизу» (в данной поэме М. Бафоев использует имитацию народных инструментов тар и табла); Поэма №10 «Амир Темур. Туран» (в этом произведении на протяжении целой условной части звучит имитация народных инструментов сурная и карная).

1 М. Бафоев является создателем 7 опер, более 10 ораторий, 30 инструментальных концертов и двух сотен песен и романсов.

2 Все крупные произведения, сочиненные М. Бафоевым, изначально звучат на фортепиано и только потом оркеструются.

Многие крупные симфонические произведения М. Бафоева перекликаются по сюжетам с его фортепианным творчеством:

Турецкий концерт для гобоя с оркестром «Волны Средиземного моря», написанный в 2004 году с одноименной поэмой для фортепиано, созданной в 2010 году;

Симфонические циклы, посвященные тематике «Времена года», проявятся в одноименном фортепианном цикле;

Поэма, посвященная великому полководцу Амиру Темуру 2010 г., с фантазией для литавр и оркестра «Победа Амира Темура», написанной в 2016 году;

Вокально-симфоническое произведение восемь музыкальных картин «По прочтении Алпомыша», созданные в 1999 г., создавались одновременно с пятью пьесами-фантазиями «Посвящение Алпомышу»;

Шоу - балет «Великий Шёлковый Путь» для фортепиано и компьютера, созданный в 1995 году, найдет свое отражение в целом одноимённом фортепианном цикле, состоящем из 10 поэм, созданном в 2010 году и в 8-частном циклическом произведении для виолончели (соло) струнного квинтета, ударных и фортепиано, посвященное известному японскому виолончелисту Йо-Йо-Ма «Шелковый путь в моём воображении».

Свои фортепианные произведения композитор создавал, параллельно работая над операми и симфоническими произведениями. Ниже приводится таблица произведений, созданных параллельно фортепианным произведениям.

Таблица 1. Произведения, созданные параллельно фортепианным произведениям

Сонатина для фортепиано, 1972 г. Цикл «Посвящение Алпомышу», 1999 г. Пять пьес-фантазий для фортепиано, 2005 г. Цикл «Посвящени е Тагору», 2007 г. Цикл «Великий Шёлковы й Путь», 2010 г. Три пьесы для фортепиано в четыре руки, 2010 г. Фантазия «Баттерфляй » для фортепиано, 2012 г.

Работа над крупными симфоническ ими произведения ми 8 музыкальных картин «По прочтении Алпомыша» для камерного оркестра 1999г. Концерт «Борбад оханглари» для арфы, голоса и ударных 2005г. Концерт для валторны и оркестра 2007г. Работа над нижеследующими произведениями: Концерт для фортепиано и оркестра 2012г.

Струнный квартет 1973. 9 рубаи для тенора и камерного оркестра 1999г. Концерт -рапсодия для кануна, уда и ударных инструментов 2005г. Самаркандски й концерт (посвященны й 2750летию Самарканда) 2007г. Опера «Авицена» 2011. Концерт для фортепиано и оркестра (Посв. 100 летию Ашрафи) 2012

Поэма для скрипки и фортепиано 1974. Фантазия «Хотира чироги» для камерного оркестра 1999 г. Концерт -фантазия «Саёхатнома» 2005 г. Фантазия «Бухороча занг» для фортепиано и ОНИ 2007 г. Сюита в пяти частях «Туёна» 2011 «Марш» для тромбона и фортепиано 2012.

Музыкальная драма «Пари кишлок афсонаси» 2005 г. Фантазия «Праздник в Бухаре» для скрипки и фортепиано 2007 г. Соната для скрипки и фортепиано 2011. Музыкальная драма «Тумарис» (Хурсандов) 2012 г.

Фантазия «Пробуждени е весны» 2005г. Хорезмское каприччио для фортепиано и ОНИ 2007 г. Соната для альта и фортепиано 2011. «Песня -поэма» для кларнета и фортепиано 2012 г.

Хоровая поэма «Ажаб - ажаб» 2005г. «Соната-маком» для виолончели и фортепиано» 2011. «Праздник в Бухаре» для валторны и фортепиано 2012 г.

Хоровая поэма «Маросим» 2005 г. «Рондо» для флейты и фортепиано 2012 г.

«Танец Орзу» для гобоя и фортепиано 2012 г.

Увертюра «Фейерверк» 2012 г.

Увертюра «Шунчаки хазил» 2012 г.

«Уфор» для трубы и фортепиано 2012 г.

«Юмореска» для фагота и фортепиано 2012 г.

К фортепианной музыке композитор обращается на протяжении всего своего творческого пути. По таблице видно, что по мере усложнения и насыщения его произведений в целом, параллельно укрупняются его фортепианные произведения.

Работа над симфоническими произведениями повлияла на фортепианные сочинения, придавая им масштабность звучания. М. Бафоев насытил фортепианную фактуру оркестровым звучанием. Для достижения эффекта оркестровости, композитор использовал полнозвучные аккорды, кластеры, захватывающие весь диапазон фортепиано, тем самым имитирую звучание tutti, октавные пассажи и пассажи двойными нотами, звучащие параллельно в обеих руках. М. Бафоев так же часто использовал имитацию тембров многих оркестровых народных инструментов. Очень популярно звучание дойры в качестве ритмического аккомпанемента. М. Бафоев, наряду с Ф. Листом, воспринимает фортепиано, как «Оркестр в миниатюре» [1], делая его универсальным инструментом. Оркестровость ярче всего воплотилась в фортепианных поэмах композитора, которые насыщены разнообразными образами и эмоциональными всплесками. И восприятие фортепиано в качестве универсального инструмента влияет и на симфоническую музыку композитора. Именно на инструменте фортепиано М. Бафоев оттачивает композиторское мастерство, которое потом переносит на балетную и оперную сцены.

Список литературы /References

1. Рева Г.В. «Психологические антиподы в музыке: вопросы интерпретологии (на примере Ф. Шопена и Ф. Листа). / «Вестник АГУ» выпуск 4 (168) 2015 ISSN 2410-3489.

2. Мамаджанова Э. «История узбекской музыки (творчество композиторов Узбекистана: персоналии, периоды, жанры)» // Учебное пособие для высших музыкальных заведений. Издательство Ташкент -Musiqa, 2020. 185 с.

3. Бударина А.Г. «Принципы синтеза искусств в восточной музыке». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/printsipy-sinteza-iskusstv-v-vostochnoy-muzyke/viewer/ (дата обращения: 10.10.2022).

4. Джумаев А. «Штрихи к творчеству Мустафо Бафоева». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://greylib.align.ru/1208/shtrixi-k-tvorchestvu-mustafo-bafoeva-videobeseda-aleksandra-dzhumaeva-s-kompozitorom-o-ego-tvorchestve.html/ (дата обращения: 10.10.2022).

5. Радман Р. «Музыка Мустафо Бафоева» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://greylib.align.ru/1208/shtrixi-k-tvorchestvu-mustafo-bafoeva-videobeseda-aleksandra-dzhumaeva-s-kompozitorom-o-ego-tvorchestve.html/ (дата обращения: 10.10.2022).

6. Рахимова О. «МУСТАФО БАФОЕВ. Штрихи к творчеству». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://greylib.align.ru/1208/shtrixi-k-tvorchestvu-mustafo-bafoeva-videobeseda-aleksandra-dzhumaeva-s-kompozitorom-o-ego-tvorchestve.html/ (дата обращения: 10.10.2022).

7. Осетрова В.А. Объединение двух культур в узбекской фортепианной музыке на примере фантазии «Баттерфляй» М. Бафоева. Электронный журнал «Science Time»: материалы Международных мероприятий Общества Науки и Творчества. Science Time, 2022. № 4(100). ISSN 2310-7006 (стр. 5-13).

8. Осетрова В.А. «Изображение картины современного мира посредством сказочных героев из узбекского эпоса на примере цикла М. Бафоева «По прочтении Алпомыша»». Журнал «Вестник науки и образования». № 7, 2022. ISSN 2312-8089.

9. Закирова В. «Творческая интерпретация эпоса «Алпамыш» в творчестве Мустафо Бафоева» // Saryn art and science journal. № 3 (32), 2021 (стр. 6-15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.