УДК 37.02
ВОПЛОЩЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО СТИЛЯ И.В. РОГОЖИНОЙ В УЧЕБНИКЕ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 10 КЛАССА
I.V. ROGOZHINA'S METHODOLOGICAL STYLE IN THE TEXTBOOK ON LITERATURE FOR GRADE 10
© 2021
Н.П. Терентьева N.P. Terentieva
В статье анализируется написанная И.В. Рогожиной глава учебника литературы: рассмотрена методическая интерпретация творчества Н.С. Лескова, раскрыты творческая индивидуальность и черты личности ее автора. Методический стиль И.В. Рогожиной отличают проблемный характер анализа литературного произведения, вовлечение читателя в напряженный диалог с автором и героями, литературоведческая основательность и свобода принятия методических решений, органическое сочетание инноваций и традиции. Путь к праведничеству - одна из духовных доминант творчества писателя и жизненной позиции методиста.
Ключевые слова: авторская позиция; анализ литературного произведения в школе; диалог читателя и автора; методика обучения литературе; стиль методиста; учебник литературы.
The article analyzes I.V. Rogozhina's part of the textbook on literature: it considers the methodological interpretation of N. S. Leskov's works and reveals the features of the creative personality and personal traits of I.V. Rogozhina as a methodologist. Her methodological style is distinguished due to a literary work analysis revealing the specific issues, as well as involving the reader in a close dialogue with the author and characters, thoroughness of an expert in literary studies and freedom in methodological solutions, an organic combination of innovation and tradition. The path to righteousness is one of the spiritual dominants in the writer's work and the methodologist's worldview.
Keywords: author's point of view; literary work analysis at school; dialogue between the reader and the author; literature teaching methodology; methodologist's style; textbook on literature.
Последним методическим проектом, в котором участвовала Ирина Викторовна Рогожина, стал учебник литературы для 10 класса под редакцией Л.А. Вербицкой (издательство «Просвещение», линейка «Сферы», научный руководитель - профессор Н.М. Свирина) [1]. Участие в подобных изданиях, безусловно престижное для методиста, является показателем его профессионального и научного признания. Большинство авторского коллектива составили (вспомним пушкинское «птенцы гнезда Петрова») «птенцы гнезда Маранцмана» - ученые, педагоги, когда-то учившиеся и защищавшие диссертации в РГПУ им. А.И. Герцена, связанные методическим родством благодаря любимому наставнику.
Хотя формат учебника был задан «заказчиком» - Министерством образования, издательством, каждый автор транслировал свое видение темы, проблемы, выступая в роли интерпретатора, поэтому текст может многое поведать не только о писателе - клас-
сике литературы, чье творчество представлено в школьном каноне, но и о методисте.
Так случилось, что главы, написанные мною («Диккенс») и И.В. Рогожиной («Лесков»), в учебнике соседствуют. Возможно, случайно. Но теперь хочется и в этом видеть отзвук нашего дружества в жизни. Возникло желание, прочитав главу «Лесков» пристрастно, выявить в ней черты методического стиля, творческой индивидуальности и личности Ирины Викторовны Рогожиной.
«Путь к праведникам» - так определен автором центральный мотив главы о Н.С. Лескове, освоения его в 10 классе. Это продиктовано как одной из нравственных, духовных доминант творчества писателя, так и жизненной позицией самой Ирины Викторовны, внутренне чуткой, неравнодушной к миру, людям. Чувство правды было для нее камертоном. Вероятно, именно поэтому в кратком биографическом очерке речь идет о жизненных странствиях журналиста и писателя, который, по его словам, «изъездил всю Рос-
сию», выделен главный талант писателя, его призвание - «видеть и показывать яркую колоритность самых серых на первый взгляд положений и слоёв русского быта» [1, с. 115].
Учебник ориентирован на интерактивное взаимодействие с учеником-читателем. Отсюда - приглашение к самостоятельному поиску информации о жизненных впечатлениях, которые легли в основу большинства произведений Лескова. Ребятам предлагается обобщить, какие человеческие качества ценил Н. Лесков, какие писательские задачи ставил он перед собой. Вводная статья, благодаря справочному аппарату на полях, ориентирует читателей на широту и разнообразие жанрового спектра и стиля его произведений: былички, бывальщины, рассказы о чудесах и жизни святых, новеллы-анекдоты, мемуарные повести, сказки, легенды.
Учебник ориентирован на инновационные формы подачи информации, но И.В. Рогожина приходит к органическому сочетанию нового формата и методической традиции. Обращению к произведениям Лескова логично предшествует актуализация ранее прочитанного (произведений «Левша», «Тупейный художник», «Человек на часах»), учащимся предлагается сравнить героев Лескова и Тургенева («Записки охотника»). На полях определяется ключевое понятие «праведник». Графически и цветом выделена в тексте значимая, по мысли методиста, идея: «Н.С. Лесков разработал свою особую шкалу "праведниче-ства", называя "праведниками" людей особого типа, наделённых яркими личностными свойствами, необычных, редких по характеру, оригинальных, сохранивших чистоту древних представлений о деятельной вере и христианской любви» [1, с. 116].
«Очарованный странник» представлен в главе обзорно и прочитан как своеобразное житие грешника, который после жизненных испытаний становится праведником.
Центральным в главе о Лескове стал рассказ «Несмертельный Голован». Почему Ирина Викторовна отдала предпочтение
ему? Думается, что ответом может быть центральный проблемный вопрос, который формулируется через комментарий к эпиграфу в начале нового подраздела: «Что такое совершенная любовь?». Это точное попадание не только в проблематику произведения, но и в актуальную для юношества проблематику. Нельзя не отметить, что проблемность методических «ходов» при интерпретации литературного произведения - отличительная черта методического стиля И.В. Рогожиной, проявившаяся еще в ее кандидатской диссертации «Выявление авторской позиции в процессе школьного анализа эпического произведения» [2]. Говоря о главном герое рассказа, она мастерски формулирует следующую перспективную познавательную задачу: «Начинается рассказ о Головане с фразы: "Он сам почти миф, а история его - легенда". Опять перед нами перспективная познавательная задача: герой рассказа - миф. Какое из толкований мифа имеет в виду автор?». Энергия про-блемности вовлекает читателя в напряженный диалог с автором и героями.
И.В. Рогожина реализует в учебнике значимую для нее, как методиста-исследователя, идею: «Сдвиг в читательском восприятии при применении перспективной познавательной задачи <...> может произойти при условии равноправного диалога и сотрудничества в поисковой деятельности учителя и учащихся. Поисковая деятельность организуется с помощью системы усложняющихся проблемных заданий и вопросов, имеющих подчиненный характер по отношению к перспективной познавательной задаче» [2, с. 15]. Автор главы учебника логикой анализа, проблемных диалогических вопрошаний ведет читателей-старшеклассников к важному жизненному открытию: «Почему простая разгадка "тайны" Голована не становится достоянием молвы? Возможно, испуганным и исстрадавшимся людям нужна была легенда о чудесном спасении. Здесь лесковское чудо идёт рука об руку с жизненной практикой, потому что условием возникновения чудесного является у писателя человеческое деяние, совершаемое ради бескорыст-
Н.П. Терентьева
ного и от сердца идущего служения добру» [1, а 119].
Проблемный характер прочтения рассказа поддержан поисковыми вопросами и заданиями, например:
- Составьте художественный пересказ на тему «Как сложилась судьба Голована»;
- Какую роль играет в характеристике семьи Голована подробный рассказ о трудолюбии её членов?
- Отметьте в 1-6-й главах художественные детали, в которых проявляется авторское отношение к Головану. Составьте ответ на вопрос: Какова роль детали в создании характеристики героя?
- Приведите примеры народной этимологии, встречающиеся в рассказе [1, а 119].
Для исследовательских проектов предложены следующие темы:
- «Фольклорные мотивы в рассказе "Несмертельный Голован"»;
- «Мир детства в рассказах "Неразменный рубль", "Дурачок", "Пугало", "Зверь", "Привидение в Инженерном замке"»;
- «Общее и различное в сюжетах древнерусской "Повести о Савве Груд-цыне" и повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"»;
- «Народная этимология в сказах Н.С. Лескова»;
- «Грешники и праведники в рассказах Н.С. Лескова»;
- «Образы праведников у Н.С. Лескова и Е.И. Замятина»;
- «Образы праведников у Н.С. Лескова и В.М. Шукшина»;
- «Образы праведников у Н.С. Лескова и А.И. Солженицына»;
- «Образы праведников у Н.С. Лескова и В.А. Пьецуха»;
- «Образы праведников у Н.С. Лескова и В.Г. Распутина».
Анализ осуществляется с актуализацией теоретико-литературных понятий, необходимых для характеристики неповторимого художественного мира Лескова: на полях определены понятия миф, сказовый принцип повествования, стилизация, несоб-
ственно-прямая речь. Таким образом, школьный анализ произведений Лескова, выстроенный И.В. Рогожиной, отличает, с одной стороны, литературоведческая основательность, с другой - интерпретационной открытостью и свободой методических решений.
Показательна аксиологическая инструментовка тем итоговых творческих работ, по-своему характеризующая Ирину Викторовну:
1. Напишите мини-сочинение о лес-ковских праведниках, используя отрывок из стихотворения Фёдора Тютчева «Чему бы жизнь нас ни учила...»:
Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать.
2. Напишите мини-сочинение, используя отрывок из рассказа «Несмертельный Голован»: «...есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное всё перешагнёт!»
Все методические приемы, использованные в главе учебника, воплощают фундаментальную для диссертации И.В. Рогожиной, ее научной позиции в методике идею движения школьника-читателя к диалогу с автором литературного произведения. Она выступает как мастер, профессионал, методист-исследователь.
Как известно, финал - сильная позиция текста. Главу «Лесков» завершает особо значимая, думается, сокровенная для Ирины Викторовны мысль: «Герои Лескова хотят жить праведно, оставаясь на своём месте. "Привычка к труду благородная" Левши, драматическое "житие" Ивана Фля-гина, самопожертвование Голована - все эти варианты подвижнического жизненного пути находятся в центре лесковского осмысления прошлого и настоящего России. "Прожить изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага, - писал он, - гораздо труднее, чем броситься в бездну <. > или вонзить в грудь себе пук штыков."»
[1, c. 121]. Зная Ирину Викторовну, я могла бы отнести эти слова к ней самой. Не будет преувеличением сказать, что ее судьба -это тоже «вариант подвижнического жизненного пути», служения...
P.S. Мы познакомились с Ириной Викторовной в конце 1988 года в Ленинграде. Я только поступила в аспирантуру к Владимиру Георгиевичу Маранцману, а она приехала обсуждать на кафедре методики преподавания литературы свою кандидатскую диссертацию. Обсуждение проходило в старом корпусе ЛГПИ им. А.И. Герцена на Мойке. Потом мы случайно встретились в Мариин-ской библиотеке. Ирине Викторовне надо было срочно, в одночасье, написать автореферат, так как ее диссертация была рекомендована к защите. Она нервничала. Автореферат что-то не ладился, диссертация с трудом, как это бывает, поддавалась реферированию. Я предложила посмотреть текст, поправить. Она согласилась... А я поделилась с нею своими переживаниями, страхами: имея за плечами только опыт работы в челябинской школе, не верила, что смогу войти в методическую среду, покорить методическую науку. Знаменитый научный руководитель казался мне богом. Ирина Викторовна, как старший и опытный товарищ, утешила меня и поддержала.
В апреле 1989 года после успешной защиты диссертации она подарила мне, начинающей, свой автореферат. Осмелюсь воспроизвести ее текст, ведь он так много скажет о ней:
С искренним пожеланием найти удовлетворение в научной работе и счастье в жизни славному человеку и доброму то-
варищу («молочной» сестре) Нине Павловне Терентьевой. Думаю, что ППЗ (перспективная познавательная задача) для Вас - это, во-первых, выявление позиции по отношению к теме - спокойная уверенность в том, что не боги горшки обжигают; во-вторых, уточнение угла зрения на «бога»: «пока не требует поэта (он же -переводчик) к священной жертве Аполлон...»; в-третьих, определение ППЗ внеклассной работы по творчеству А.С. Пушкина (например, через интерес и занимательность игры - к творческой деятельности: литературное, театральное и др. творчество). Потом к формированию понятия о многозначности поэтического слова в лирике Пушкина. И наконец, к освоению богатства идейно-художественного содержания поэзии и прозы Пушкина. Ни пуха ни пера! 13.04.89.
Пушкина благословил «старик Державин», меня - методист Рогожина. Все сложилось и сбылось. Словом, так Ирина Викторовна стала моим другом «бесценным» на многие годы. На мой взгляд, ее отличало редкое заботливое, материнское, сердечное чувство сопричастности по отношению к людям. Знаю, как многим соискателям она добровольно помогала, когда они оказывались в трудных жизненных ситуациях, доводила их до защиты. У кого-то из них я выступала в качестве оппонента на защите, другим готовила отзывы ведущей организации. Ирина Викторовна написала отзыв ведущей организации на мою докторскую диссертацию. Воистину мы шли в методике и в жизни рука об руку. И в учебнике тоже.
* * *
1. Литература. 10 класс : учебник для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2 / [С.В. Фёдоров, Н.М. Свирина, И.В. Рогожина, Н.П. Терентьева и др.] ; под общ. ред. Л.А. Вербицкой. М. : Просвещение, 2019. 240 с. : ил. (Сферы).
2. Рогожина И.В. Выявление авторской позиции в процессе школьного анализа эпического произведения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1989. 15 с.