ББК 83.3(2Рос=Рус)1 YAK 821.161.1
А.П. КАШКАРЕВА
A.P. KASHKAREVA
КАТЕГОРИЯ ПРАВЕДНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ Н.С. ЛЕСКОВА
NOTION OF RIGHTEOUSNESS IN THE SYSTEM OF WOMAN CHARACTERS OF N.S. LESKOV
В статье рассматриваются особенности проявления архетипа праведничества в женских образах Н.С. Лескова. Автором предлагаются критерии выявления архетипа в общей структуре образов, вводится понятие «женское праведничество», приводятся основания для выделения особого типа женщин в творчестве писателя - женщин-праведниц.
The article deals with the peculiarities of the archetype of righteousness appearin in woman characters of N.S. Leskov. The author suggests the criteria for identification of the archetype in total structure of images and introduces the notion «woman righteousness»". The grounds for distinguishing of peculiar type of women in the writers' works - righteous-women, are provided.
Ключевые слова: герой-праведник, женское праведничество, архетип, литературный тип, художественный образ.
Key words: hero-righteous, woman righteousness, archetype, literary type, word picture.
Представления о духе и духовной жизни людей неоднократно осмысливались философами. В большинстве своём мыслители сходились на том, что признавали вечную жизнь души человека. Одни признавали «вечную жизнь» в любви к Богу, единении с ним (Спиноза); другие - в творческой деятельности человека (Аристотель). Абсолютным считалось, что «вечность жизни» определяется не продолжительностью, а содержанием (т.е. ведением праведной жизни), которое сознается как божественная ценность.
С.Н. Трубецкой выразил своё понимание праведной жизни, указав на ключевую особенность праведника: «К благу стремится всё живое; но недостаточно его хотеть, нужно знать, в чём оно состоит и как его достигать. Такое знание есть условие благого действия и к нему сводится подлинно человеческая добродетель: человек, обладающий ею, поступает не по случайным психологическим мотивам или аффектам, а по разумным основаниям» [5, с. 376]. Другой религиозный философ - Н.А. Бердяев, размышляя о проблеме человека, утверждал, что «человек соединяется с Богом через духовный элемент, через духовную жизнь. <...> Достижение целостности человеческого существования и означает, что дух овладевает душой и телом. Именно через победу духовного элемента <...> реализуется личность в человеке, осуществляется его целостный образ» [1, с. 23]. С силой духа связывали непоколебимую веру в Бога, способность к самопожертвованию и православных мучениц, святых. Религиозный аспект способствует формированию мировоззрения, взглядов людей на себя и мир в целом; в том числе и в художественной литературе XIX века, во многом благодаря библейским преданиям, определялись основные, магистральные подходы к выделению в общей структуре образа женщины божественного, сакрального начала*.
*Ср.: «Христианство является как бы преимущественно религией женщин», - полагает П.Ф. Каптерев, аргументируя это тем, что оно проповедует «мирные добродетели»: любовь к людям, терпение, самоотречение, преданность и повиновение <...>». [Каптерев, П.Ф. Душевные свойства женщины [Текст] / П.Ф. Каптерев. - СПб., 1995. - С. 114].
В религиозно-философской литературе понятие «праведность» нередко используется как синоним «святости», но при этом охватывает также земной путь человека и подразумевает ведение благочестивого образа жизни, следование религиозным предписаниям. По замечанию Б.В. Кондакова, «русский праведник не может быть абсолютно идеален», его духовный путь не предполагает полной безгрешности, «абсолютной правильности каждого поступка»; писатель (да и читатель) «распознаёт» в герое праведника на основании не столько собственно религиозных, сколько этических критериев [6, с. 17].
В.Е. Хализев полагает, что в художественной литературе XIX века складываются две основные формы праведничества: собственно религиозная (праведничество приравнивается к святости) и бытовая. Персонажи второго типа живут безыскусственно, без метаний и напряжённых поисков, однако благодаря нравственной интуиции, сформированным этическим нормам и жертвенности их жизнь сближается с праведничеством и иногда в него перерастает [11, с. 115].
Тип подобного героя-праведника входит в русскую классическую литературу во второй половине XIX века. Этот образ появляется в творчестве И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.П. Чехова, занимая важное место в художественном сознании эпохи. Образ праведников в литературе обретает свою особую значимость в период кризиса эпохи, когда необходимы новые нормы поведения, нравственности. Герои-праведники становятся воплощением национально-традиционных ценностей и обычно запечатлеваются русскими писателями в ореоле святости. Творчество русских писателей XIX века в целом представляло собой опыт художественного моделирования мира правед-ничества.
Известно, что Н.С. Лесков в своём творчестве обращался к образам праведников и, более того, создал цикл* под одноимённым названием. В цикле рассказов Н.С. Лесков создаёт собирательный образ праведника и при этом ищет коренные особенности образа ни в какой-то определённой социальной группе, а во всей России: «Имея за плечами богатый опыт практического познания русской жизни, Лесков как бы непосредственно подхватывает и реализует намерения автора "Мёртвых душ", которые были связаны с желанием писателя заново поверить какие бы то ни было общие представления о настоящем и будущем России знакомством с русскими людьми, занимающими самые разные места и должности» [10, с. 6 - 7].
Достаточно много работ посвящено изучению этого цикла в целом, где исследователи творчества Н.С. Лескова выделяют особенные черты его праведников: готовность постоять за народную правду, внимание к каждому, кто появляется в их жизни, сострадание («Мне за народ очень помереть хочется» [7, т. 5, с. 513]**), чувство справедливости и чувство долга перед людьми и при этом спокойное, аскетическое отношение к вещам материального мира.
Как пишут П. Громов и Б. Эйхенбаум, «было бы наивно ограничивать эту тему в творческих исканиях писателя только книгой «Праведники» <...>. Тема «праведника» в творчестве Лескова выходит за пределы этой книги, истоки её - в самых ранних художественных произведениях Лескова, и тянется она, разнообразно преломляясь, вплоть до конца жизни писателя» [3, с. 23 - 34]. Более того, было бы наивно ограничивать и сам образ праведника. Ведь в цикле говорится сугубо о мужских персонажах: Иван Флягин, Левша, Голован, Пигмей и др. В то время как все обозначенные качества проявляются
*Впервые цикл «Праведники» полностью вошёл во второй том прижизненного собрания сочинений Н.С. Лескова. В цикл вошли следующие его произведения: «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Русский демократ в Польше», «Несмертельный Голован», «Инженеры-бессребреники», «Левша», «Очарованный странник», «Человек на часах», «Шерамур».
**Произведения Лескова, кроме особо оговорённых случаев, цитируются по этому изданию с указанием в квадратных скобках номера тома и страницы.
в полной мере и в женских образах* произведений Н.С. Лескова, получая всё же своё неповторимое звучание.
Так, женщина-праведница Лескова наделена «премудростью» и готова рассказать о воле божьей мужчине: «- Молви, девица: какой час важнее всех? - Теперешний, - отвечала девица. - А почему? - А потому, что всякий человек только в одном в теперешнем своём часе властен. - Правда! А какой человек нужнее всех? - Тот, с которым сейчас дело имеешь. - Это почему? -Это потому, что от тебя сейчас зависит, как ему ответить, чтоб он рад или печален стал. - А какое же дело дороже всех? - Добро, которое ты в сей час этому человеку поспеешь сделать» [7, т. 9, с. 28 - 29].
Девице дан дар предчувствия и прозрения. Автор открывает ей величайшее духовное сокровище - тайну о Матери-Земле. Божественное начало мира - София - открывается в символе Матери («<...> вот даже и зверки и птицы к тебе льнут, как к матери <...>» [7, т. 9, с. 28]).
Любопытно, что желание оказать помощь людям возникает благодаря разным импульсам. Так, у мужчин-праведников главенствующим импульсом выступает заступничество, утверждение справедливости в мире, а то время как в системе женских образов становится важной категория жалости. В облике лесковских героинь преобладает эмоциональное начало («сердце»). Эмоциональное начало связывается с впечатлительностью, мечтательностью, жалостью, милосердием, состраданием, нежностью, кротостью, смирением. Чувства у женщины преобладают над рассудком. С представлениями о значении «сердца» в жизни женщины связан и тезис о том, что она более религиозна. Намечается явное сходство лесковских героинь с образом Богородицы. Милосердие Богородицы становится предметом осмысления в отечественной религиозной философии. Так, например, С. Булгаков в работе «Купина неопалимая» пишет: Богоматерь - «воплощённая милость и жалость к миру»; «Как сердце милующее, как милость и жалость материнская, не судящая, а только скорбящая и все прощающая, Богоматерь выступает на Страшном Суде, где Она. молит Царя за человеческий род и предстательствует за грешников.» [2, с. 206]. Вероятно, по этой причине в структуре произведений Н.С. Лескова символическое значение приобретает время действия: «В одиннадцать часов Лиза сказала <...>» [7, т. 2, с. 163]; «Лиза гуляла. Был одиннадцатый час очень погожего и довольно тёплого дня» [7, т. 2, с. 428]. Судя по всему, Н.С. Лесков обратился к евангельской притче о виноградаре и работниках и тем самым подсказывал своим героиням (например, Лиза Бахарева - главная героиня романа «Некуда»; Лиза является нигилисткой и отвергает существующий патриархальный уклад жизни, что влечёт за собою печальную развязку её жизни - тяжёлую болезнь и смерть), что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться. Иными словами, Лесков указывает, что все герои могут ждать милости от Бога; им всем вверен виноградник, от которого Господь ожидает плодов, им даны способности и силы, чтобы понять волю Господа и верно служить ему.
По этой причине появляется в персонажных образах черта, сближающая их - безусловная вера в Бога. При всем этом герои Лескова способны на «высочайшие христианские подвиги, оставаясь в грубом неведении о значении заученных правил и обрядов» [7, т. 8, с. 599] (например, «Прекрасная Аза»). Для автора не имеет значения и национальная принадлежность героинь, важно другое: «<...> египтянка была чрезвычайно добра и участлива ко всякому человеческому горю и ничего не жалела для того, чтобы помочь людям, которые находились в бедствии» [7, т. 8, с. 291].
Женщиной-праведницей, всеми её помыслами руководит любовь: к миру, людям, детям, мужчине. Особенно интересно, что это чаще всего любовь-жалость (милосердие, сострадание): «Женни вынула ещё одну птичку, и ещё
*В центре нашего внимания оказываются женские образы из следующих произведений Н.С. Лескова: «Леди Макбет Мценского уезда», «Котин Доилец и Платонида», «Житие одной бабы», «Некуда», «Островитяне», «Старые годы в селе Плодомасове», «Прекрасная Аза», «Чёртовы куклы», «Час воли божией», «По поводу "Крейцеровой сонаты"», «Юдоль», «Загон», «Административная грация».
одну, и ещё одну. На её лице выражалось совершенное, детское счастье, когда она следила за отлетавшими с её руки перепелами» [7, т. 2, с. 67]; «Марфа Андреевна с горькою жалостью взглянула на униженного Плодомасова и отвечала: - да, я точно с ним венчана, но я не венчана насильно» [7, т. 3, с. 218]. Портреты героинь выявляют высокие нравственные черты: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Милосердие, жертвенность являются, пожалуй, основополагающими, определяющими натуры праведниц. Здесь кроется разгадка одной из сторон национального характера: в основе любви русской женщины лежат сочувствие, соболезнование, сожаление («Крестьянки наши вместо слова любить употребляют слово жалеть; они не говорят: он меня любит; они говорят: он меня жалеет. Это, по-моему, гораздо лучше, и тут больше простого определения <...>» [7, т. 9, с. 38]).
Для лесковских праведниц свойственна любовь-сострадание, уходящая корнями в русское православие и народную традицию*. Естественность и легкость, с какой эти героини без насилия над собой осуществляют это стремление, и придаёт красоту всему их облику.
Таким образом, художественная реализация категории праведниче-ства в творчестве Н.С. Лескова показывает трудность, а нередко и невозможность женщине определиться в жизни без веры в Бога. Героини Лескова по-разному приходят к осознанию необходимости ведения благочестивой жизни: одни из них с рождения связаны с религией, Богом, знают традиции, обряды, другие могут и не подозревать о существовании христианства, но, тем не менее, чувствуют на духовном уровне свою принадлежность к Православию, а третьи, пережив глубокое эмоциональное потрясение, способны отречься от насущных дел и уйти в монастырь, посвятить себя служению Богу.
М. Подгородников считает, что «женский вопрос вообще чувствителен для Лескова, прошедшего через две семейные неудачи. Во многих книгах карандаш писателя то и дело останавливается и отмечает то, что бередит раны сердца: "<...> Не любуйся женщинами, а живи с той, с которой ты сошёлся, и не оставляй её" («Краткое изложение Евангелия»). Несмотря на горечь и язвительность многих помет, Лескову не изменяет чувство справедливости художника и гражданина. Виноваты ли женщины в уродствах отношений, в разрушении брачных союзов? Нет, скорее - здесь большая вина мужчин. <...> "Ведь женщина тогда лишь может пасть, Когда в мужчине исчезает сила!"» [8, с. 122]. Писатель в своём творчестве иллюстрирует выдвигаемый тезис эпизодами убийств женщинами своих мужей: «<...> Стал муж к ней с полгода неласков, бивал её. Соседки стали запримечать, что он там за одной солдаткой молодой ухаживает <...>. Как она их увидала, ни одной секунды не думала. Топор раз, раз, и пошла валять» [7, т. 2, с. 179]. Лесков показывает, как жизнь, основанная на эгоистических ценностях, становится фантасмагорической, нелепой, противоестественной, жестокой. Мир без идеалов, без человечности - это мир отчаяния, тоски, кошмара.
Внутри системы женских образов Н.С. Лескова стоит выделить следующие женские персонажи, в которых в большей или меньшей степени нашли отражение обозначенные черты, проявился архетип праведничества: Пла-тонида Андреевна («Котин Доилец и Платонида»); Евгения Петровна Гловац-кая, Агния Николаевна, сестра Феоктиста, Даша [жена Нечая. - А.К.], Марья Михайловна Райнер, Полинька Калистратова («Некуда»); Ида Ивановна («Островитяне»); Марфа Андреевна («Старые годы в селе Плодомасове»); Аза («Прекрасная Аза»); девица («Час воли божией»); тётя Полли («Юдоль»).
Женское праведничество - это феномен, представляющий собой веру в идеал, в высшую правду, постоянно реализуемый на практике в повседневной жизни женщины (забота о семье, детях, внимание к родителям и проч.). Суть этого явления заключается в гармоничном сочетании закрытости, ин-
*Милосердие определило особое место Богородицы в русской религиозности. Не случайно одним из самых распространённых и любимых апокрифов на Руси стало «Хождение Богородицы по мукам».
тимности душевной жизни женщины с её открытостью миру, людям, значительному влиянию на них же (на отдельных личностей, на группы людей). Женщина-праведница смотрит на мир через призму жалости, сострадания и милосердия. Обозначенные черты (сострадание, красота, вера в Бога и проч.) женщин-праведниц Н.С. Лескова могут проявиться и в образе других героинь из общей системы женских персонажей, но это вовсе не означает, что они праведны, ведь жалость к ближнему, сострадание - черты свойственные обычному человеку, но только в совокупности всех качеств, в подчёркнутом влиянии на людей, милосердии, духовной святости определяется образ праведниц Лескова. Идеал женщины сформировался у Лескова под влиянием искренней религиозности. Как пишет О.В. Каданер: «Один из самых ёмких библейских образов для Н.С. Лескова - образ женщины - мироносицы. Его писатель использует, создавая характеры праведниц <...> [4, с. 38]. Образы жён - мироносиц в христианстве символизируют верность, они воплощают понимание любви как взаимной жертвы» [4, с. 39].
В творчестве Н.С. Лескова достаточно сложно найти праведниц в привычном понимании слова-образа. Скорее читатель обнаружит на страницах произведений писателя «других» женщин (нигилистки, мужеубийцы, блудницы), но именно эти героини, отвечают представлению автора об идеале женского начала (напомним, что у героинь этого типа сформированы этические нормы (обычно формирование нравственных принципов происходит в момент кризиса), они способны принести в жертву собственную жизнь, судьбу ради блага других людей))*. Н.С. Лесков выбирает для себя тем самым позицию, где важным становится мотив преодоления. Преодоление себя, греховного пути развития и стремление к праведной жизни позволяют героиням автора приблизиться к своему сакральному прообразу (архетипу) - женщинам-миронисицам.
Литература
1. Бердяев, Н.А. Проблема человека [Текст] / Н.А. Бердяев // Журнал «Путь». -1936. - № 50. - С. 3 - 26.
2. Булгаков, С. Купина неопалимая: Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери [Текст] / С. Булгаков. -Вильнюс, 1990. - 288 с.
3. Громов, П. Н.С. Лесков (Очерк творчества) [Текст] / П. Громов, Б. Эйхенбаум // Лесков Н.С. Собр. соч. [Текст] : в 11 т. / под общ. ред. В.Г. Базанова [и др.]. - М., 1956 - 1958. - Т. 1. - С. V - LX.
4. Каданер, О.В. Библейские сюжеты и образы в романе Н.С. Лескова «На ножах» [Текст] / О.В. Каданер // Украинский вестник. - 2001. - № 1 - 2. - С. 36 - 39.
5. Кн. С.Н. Трубецкой. Философские статьи [Текст] // Соч. : в 6 т. / Кн. С.Н. Трубецкой. - М., 1908. - Т. 2. - 628 с.
6. Кондаков, Б.В. «Этическое пространство» художественного текста (на материале русской литературы 1880-х гг.) [Текст] / Б.В. Кондаков // Языковое сознание и текст : межвуз. сборник научных трудов. - Пермь, 2004. - С. 3 - 24.
7. Лесков, Н.С. Собрание сочинений [Текст] : в 11 т. / под общ. ред. В.Г. База-нова [и др.]. - М. : ГИХЛ, 1956 - 1958. Произведения Лескова, кроме особо оговорённых случаев, цитируются по этому изданию с указанием в квадратных скобках номера тома и страницы.
8. «Они питали мою музу.» : Кн. в жизни и творчестве писателей [Текст] / сост. С.А. Розанова. - М., 1986. - 255 с.
9. Смирнова, С.А. Святость как феномен русской культуры (семантическое и лингвокультурологическое описание) [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / С.А. Смирнова. - Архангельск, 2005. - 22 с.
10. Столярова, И.В. В поисках идеала. Творчество Н.С. Лескова [Текст] / И.В. Столярова. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1978. - 230 с.
11. Хализев, В.Е. «Герои времени» и праведничество в освещении русских писателей XIX века [Текст] / В.Е. Хализев // Русская литература XIX века и христианство : сборник статей. - М., 1997. - С. 111 - 119.
*Бытовая форма праведничества.