Научная статья на тему 'УЧЕБНИК КАК МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ'

УЧЕБНИК КАК МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ УЧЕБНИКА / УЧЕБНИК ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 10-ГО КЛАССА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Свирина Наталья Михайловна

В статье предлагается аналитический обзор учебника по литературе для 10 класса, созданного большим авторским коллективом методистов из разных городов России. В статье рассматриваются особенности данного учебника и его отличительные признаки как современного методического аппарата для учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Свирина Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXTBOOK AS AN INTERREGIONAL METHODOLOGICAL PROJECT

The article offers an analytical review of a textbook on literature for the 10th grade, created by a large team of methodologists from different cities of Russia. The article discusses the peculiarities of the textbook and its distinctive features as a modern methodological device for students.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНИК КАК МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ»

УДК 372.882

УЧЕБНИК КАК МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ TEXTBOOK AS AN INTERREGIONAL METHODOLOGICAL PROJECT

© 2021

Н.М. Свирина N.M. Svirina

В статье предлагается аналитический обзор учебника по литературе для 10 класса, созданного большим авторским коллективом методистов из разных городов России. В статье рассматриваются особенности данного учебника и его отличительные признаки как современного методического аппарата для учащихся.

Ключевые слова: методический проект; методический аппарат учебника; учебник по литературе для 10-го класса.

The article offers an analytical review of a textbook on literature for the 10th grade, created by a large team of methodologists from different cities of Russia. The article discusses the peculiarities of the textbook and its distinctive features as a modern methodological device for students.

Keywords: methodological project; methodological outline of the textbook; textbook on literature for the 10th

grade.

Одним из последних совместных с Ириной Викторовной Рогожиной проектов стал учебно-методический комплекс по литературе для 10-го класса [1-3]. На просьбу подготовить весь материал о Н.С. Лескове (раздел учебника [2, с. 114-132], программы, методические рекомендации, фрагмент электронной версии) Ирина Викторовна отозвалась сразу. Как научному руководителю авторского коллектива мне это было очень важно. Хотелось, чтобы каждый автор комплекса имел возможность выбрать близкого для себя писателя.

Учебник задумывался межрегиональным. Авторы - коллеги, методисты из разных городов России. Выпускники и приверженцы ленинградской (петербургской) методической научной школы, практики и высокие профессионалы в своем деле, они владеют не только методикой обучения литературе в школе, но и превосходно ориентируются в жизни этого предмета в своем регионе. География УМК «Литература 10» широка: Бежецк (Тверская область), Великие Луки (Псковская область), Славянск-на-Кубани (Краснодарский край), Курск, Нижний Новгород, Оренбург, Санкт-Петербург, Самара, Пермь, Челябинск.

Авторами первой части учебника стали Н.М. Свирина, С.В. Федоров, М.Ю. Обухова,

М.Ю. Борщевская, М.И. Шутан, второй -С.В. Федоров, Г.Л. Ачкасова, Л.Л. Горди-енко, Н.П. Терентьева, И.В. Рогожина, М.Б. Сизова, Н.М. Свирина, Т.Я. Еремина, И.Е. Брякова.

Одновременно с учебником готовились и программа, и методические рекомендации, в которых Ирина Викторовна продолжила работу по Лескову [3, с. 245-260].

В авторском коллективе, кроме методистов из разных регионов, были учителя литературы, взявшие на себя разработку ряда разделов методических рекомендаций: Т. А. Фомченкова (г. Великие Луки), Н.В. Романова (г. Бежецк), Л.Е. Бобкова (г. Пермь). Это сделало УМК еще более близким к уроку в 10-м классе.

Учебник рекомендован к использованию Министерством просвещения Российской Федерации.

Авторы работали быстро и качественно. Не имея возможности встречаться для обсуждения, ведя всю работу онлайн, они смогли услышать друг друга. Возможно, поэтому учебник получился живой, «не засушивающий» классику, но вызывающий у старшеклассников желание вступить в диалог. Данный эффект усиливает и дизайн учебника, благодаря которому ученики одновременно включаются в несколько ин-

формационных потоков: в факты, вопросы, комментарии, «ленту времени», визуальный ряд на каждом развороте. Это оказалось очень удобно, так как старшеклассники могут сами выбрать, на чем остановить внимание в первую очередь. Дизайн и содержание учебника предоставляют возможность формирования умного читателя, который, работая с учебником, пытается самостоятельно осмыслить информацию, «вступить в диалог» с ее источником.

Перейдем к особенностям нашего учебника, отличающим его от других.

1. Отсутствие монолога как основной формы подачи материала.

2. По замыслу учебника, в начале каждой темы указываются ее задачи или раскрываемые в ней проблемы. Их немного, но достаточно, чтобы сконцентрировать внимание учеников, дать установку на знакомство с писателем. Так, в начале первой монографической темы - «Творчество Ф.И. Тютчева» (авторы к.п.н, доц. С.В. Федоров и М.Ю. Обухова) - читаем: «Вы узнаете, почему дипломат Ф.И. Тютчев никогда не печатал своих стихотворений. Как "второстепенный" поэт стал одним из символов русской поэзии» [1, с. 14]. Открыв материал о Ч. Диккенсе, школьники прочитают: «Вы узнаете, почему Диккенс был признан современниками едва ли не "самым русским" из иностранных писателей XIX века» [2, с. 92]. В теме «Творчество А.А. Фета» (автор проф. Г.Л. Ачкасова) первая рубрика буквально интригует читателя: «Вы узнаете историю превращения русского дворянина А. Шеншина в немецкого подданного А. Фета» [2, с. 6].

3. Авторы не опасались разнообразия и обилия комментирующего короткого материала - информации, которая находится перед глазами ученика. Это касается как теоретических понятий школьного курса «Литература», так и других, которые будут способствовать более глубокому пониманию того, о чем читает ученик. Например, в теме «Творчество И.С. Тургенева» (автор проф. М.И. Шутан) [1, с. 90-118] в рубрике «Мировоззрение нигилиста» [1, с. 92-93] на

полях кратко толкуются следующие понятия: разночинец, прагматизм, универсальный. Рядом находятся цитаты из А.В. Зайцева и Н.Н. Страхова, а установкой к работе с материалом является «обещание» «Вы узнаете, как соотносятся поступки человека с его мировоззрением».

4. В каждом разделе предлагаются варианты заданий, как учебных, так и проектных, исследовательских, проблемных. Они касаются не только всего раздела (монографической темы, например), но и небольших ее фрагментов. Это делает работу школьника с учебником осознанной, так как он может выбрать одно из предлагаемых на каждом новом этапе заданий. Возможность собственного выбора - всегда позитивный момент для обучающегося. Она должна быть предоставлена, исходя из теории Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» [4, с. 398]. Для старшеклассника выбор -движущая сила его занятия учебным предметом. Чтобы заинтересовать литературой всерьез, необходимо предоставить ученикам возможность выбора не только задания, но и его вида (типа). Е.Д. Божович считает, что важное значение имеет тип задачи: стандартный или нестандартный. Стандартные задачи (необязательно решаемые по аналогии) требуют вариативности рассуждения и операционального состава действия без выхода за пределы наличной информации. Нестандартная задача, как правило, предполагает актуализацию разных пластов опыта, спонтанно приобретенного и полученного в ходе обучения, включения интуиции и проверки догадок в рациональном рассуждении, требующих выхода за пределы наличных и очевидных условий, и тем более за пределы привычных способов работы с материалом [5].

5. Тема «Писатель и его главный роман» [1, с. 53-88], посвященная изучению романа И.А. Гончарова «Обломов», учит работе над сочинением. На основании предлагаемого материала о романе ее автор к.п.н, доцент М.Ю. Борщевская разбирает основные правила подготовки к сочинению. Этой практической работе посвящены

подразделы «Тема сочинения», «Отбор художественного материала», «Структура», «Стиль работы» [1, с. 68-69].

6. Перекличка между разделами связана с общим для авторского коллектива представлением о методике преподавания литературы в школе. Напомним уважаемому читателю методические положения профессора Т.Г. Браже из ее книги для учителя «О литературе в школе»: «Превращение литературы в средство духовного обогащения личности возможно на основе формирования эмоционально-положительного отношения и к самому литературному материалу, и к процессу его изучения путем пробуждения радости от чтения и познания и чувства удовлетворенности как одного из обязательных условий и стимулов обучения. Поэтому в школе должен быть высоким удельный вес учебных ситуаций, когда необходимость и ценность литературных знаний, радость от них сделалась бы очевидной для самих учащихся» [6, с. 363]. Разделяя и развивая этот принципиальный подход к обучению литературе в школе, авторы учебника посчитали необходимым и возможным погрузить десятиклассников в мир писателей и героев классической литературы, основываясь как на быте, общей культуре, манерах, привычках, так и на художественных и культурных предпочтениях героев и самих писателей. Так, в уже упоминаемой теме о Гончарове, изучаемой в начале 10 класса, подраздел «Обломов, Ольга и "Casta Diva"» [1, с. 63-64] посвящен музыкальному идеалу И.И. Обло-мова. В конце второй части учебника десятиклассники встречают раздел «Их сдружила музыка» [2, с. 173-194], в котором рассматривается роль музыки для писателей, их современников, и, разумеется, для героев литературных произведений середины -второй половины XIX века. Здесь вновь идет речь о музыкальном идеале Обломова [2, с. 188-189].

Музыкальная тема проходит через весь учебник, делая его более интересным для десятиклассников, уже имеющих свои музыкальные предпочтения. Так мы обращаемся к понятной старшеклассникам сфе-

ре жизни человека. Л.С. Выготский писал о прочной связи между отрефлексирован-ными музыкальными впечатлениями человека с его эстетическим воспитанием, гуманитарным развитием: «Психологическую разницу между творцом и слушателем музыки, между Бетховеном и каждым из нас, прекрасно определил Толстой и указал этим на важнейшую для художественного воспитания мысль о необходимости отреагировать каждое впечатление, о действительности искусства» [4, с. 301]. Эту идею мы продвигаем в каждом разделе учебника как на примере музыкальных, так и других художественных впечатлений писателей и их персонажей.

7. Перекличка происходит между темами, посвященными отечественным писателям, как и между разделами о русской и зарубежной литературе. В учебник вошли разделы о Ч. Диккенсе (автор проф. Н.П. Терентьева) [2, с. 92-113], Стендале [2, с. 174-194], О. де Бальзаке [1, с. 120140] (автор разделов в учебнике проф. Н.М. Свирина, методических рекомендаций - учитель литературы, директор «Гимназии имени Софьи Ковалевской» г. Великие Луки Т.А. Фомченкова). Материал о Диккенсе расположен между темами о Л.Н. Толстом и Ф.М. Достоевском, что дает возможность проведения параллелей и возврата к прочитанному, например: «Чем близки нравственные идеалы Ч. Диккенса, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского?» [2, с. 113].

8. Идя вслед за «Педагогической психологией» Л.С. Выготского, его идеей об эмоциональной составляющей знания («Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика <...> можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать» [4, с. 142]), в разделе «Разные лица» [1, с. 7-12] мы начинаем знакомить десятиклассников с произведениями, изучение которых им предстоит. Это первые уроки, и они обращены именно к лицам, чертам, выражению, мимике героев русской литературы XIX века. Мы предлагаем ребятам определить свое отно-

шение к этому лицу. Разумеется, это рассматривание - начало предстоящего анализа программных произведений - играет роль эмоционального заряда. Тем самым в начале курса на уровне установки создается представление о разных лицах, о том, чем привлекательны их выражения, эти люди, о понятии красоты в XIX веке, об отношении к внешней красоте. Выбраны небольшие фрагменты текстов - начиная с пушкинских и вплоть до чеховских. Задания, их сопровождающие, нацелены на эмоциональное восприятие, затем на его интеллектуальное осмысление и в итоге - на анализ. Эмоциональная «пробежка» по выражениям лиц, изменениям выражений в связи с возникающими на наших глазах ситуациями, понимание которых требует дальнейшего чтения, -и момент интриги читателя, и подготовка десятиклассника к вопросу о смысле перечитывания книги (к данному вопросу авторы неоднократно обращаются в разных разделах учебника.

Этот небольшой раздел также знакомит с понятиями «мировоззрение», «подтекст», «историческая эпоха».

9. Два последних раздела - «Современная русская литература: знакомство» и «Молодые герои современной зарубежной литературы: знакомство» - предлагают к рассмотрению те же вопросы, что не давали покоя героям классической русской литературы. В соответствии с ними и располагается материал в разделе «Современная русская литература: знакомство» [2, с. 196-220] (автор проф. И.Е. Брякова):

а) «Человек и война»: рубрика «Окопная правда» (роман Д.А. Гранина «Мой лейтенант»), рубрика «Война как воплощение социального хаоса» (рассказ В.С. Маканина «Кавказский пленный»). Даются вопросы по прочитанным ранее в 10-м классе «Севастопольским рассказам» Л.Н. Толстого, проблемный вопрос по философии Ф.М. Достоевского. Вновь встречаемся с перекличкой идей, вопросов, поднятых в ранее изученных темах 10 класса;

б) «Проблемы семьи, веры в человека, смысла жизни, любви» рассматриваются на материале рассказа Д.Г. Бакина «Сын дерева», рассказа Ю.В. Буйды «Химич», повести Л.Е. Улицкой «Сонечка», рассказах Т.Н. Толстой «Соня» и «Самая любимая». Кроме того, в традиционной для учебника рубрике «Почитаем», завершающей данный раздел, десятиклассники знакомятся с фрагментами повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда», расширяя представление о «лейтенантской прозе», романа Г.Н. Владимова «Генерал и его армия», находя отличие этого произведения от «лейтенантской прозы»; фрагментами повести Л.С. Петрушевской «Маленькая Грозная», рассказа Л.Е. Улицкой «Капустное чудо», рассказа Т.Н. Толстой «Белые стены».

Раздел, посвященный «вечным» или важным темам, известным ученикам по классической литературе, продолжает рассказ о поисках человека в современной русской прозе. По мере работы с ним происходит знакомство с понятиями «интертекстуальность», «постмодернизм», «экзистенциализм», обращение к прежним представлениям учащихся о притче, его актуализация.

Последний раздел - «Молодые герои современной зарубежной литературы: знакомство» (автор проф. Н.М. Свирина) [2, с. 222-236] - преподносит литературный материал с точки зрения выбора современных молодых героев. Мы знакомим десятиклассников с героями, которым 16, 20 и 25 лет, и каждому из которых необходимо определить свой путь в жизни. Роман норвежского писателя Эрленда Лу «Наивно. Супер», израильского писателя Давида Гроссмана «С кем бы побегать», документальный роман американского автора Грега Мортенсона «Три чашки чая» предлагают острые жизненные ситуации. Их не надо сравнивать. Общее в них только то, что принимать решения должен сам герой, и никто не в силах сделать это за него. В рубрике «Почитаем» предлагаются фрагменты из этих романов. Вопросы, поставленные в связи с предлагаемым обзором,

связаны с темой преодоления себя, победой над собой, актуальной в юношеском возрасте. Учащимся предлагается провести параллели с судьбами героев классической литературы, с чьими разными лицами мы знакомили десятиклассников на первых страницах учебника.

Раздел завершает учебник, потому последний вопрос, подводящий итоги, мы формулируем так: «Отчего литература в большинстве своем посвящена преодолению героями чего-либо? Прочитайте слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: "Искусство должно стремиться поднимать каждого до уровня своих вершин, своих пиков, и не пытаться спуститься до уровня рядового зрителя и слушателя, стать понятным умам ленивым и нелюбопытным", -

эта мысль филолога XX века поможет вам найти ответы на вопрос» [2, с. 236].

Два заключительных раздела учебника создают ощущение открытого финала: движение мысли не завершается анализом программных произведений второй половины XIX века, оно будет продолжено при знакомстве с другими писателями, героями - уже нашего времени. Эти разделы в определенной степени ориентируют школьников в современном литературном потоке, что играет роль установки на изучение курса литературы в 11-м классе.

Надо отметить и хронологические рамки учебного материала. Первая программная монографическая тема - «Творчество Ф.И. Тютчева», последняя - «Творчество А.П. Чехова». Фактически материал учебника входит в XX век.

* * *

1. Литература. 10 класс : учебник для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / Н.М. Свирина [и др.] ; под общ. ред Л.А. Вербицкой. М. : Просвещение, 2019. 240 с. (Сферы).

2. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2 / Н.М. Свирина [и др.] ; под общ. ред. Л.А. Вербицкой. М. : Просвещение, 2019. 240 с. (Сферы).

3. Литература. Методические рекомендации. 10 класс : учебное пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М.Ю. Обухова [и др.] ; под общ. ред. Н.М. Свириной, И.Е. Бряко-вой. М. : Просвещение, 2020. 318 с. (Сферы).

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М. : Педагогика, 1991. 480 с.

5. Божович Е.Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая психология. 2008. Т. 4, № 4. С.91-99.

6. Браже Т.Г. О литературе в школе : книга для учителя. СПб. : МИРС, 2008. 363 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.