н. м. ичетовкина
Воплощение идей к. д. ушинского в моделях воспитательной деятельности классного наставника отечественной гимназии второй половины XIX века
УДК 37(092)(091)+373.574:371.124 ББК 74.03(2)5-8Ушинский К.Д.+74.03(2)5-421
в статье представлена характеристика гимназии и института классного наставничества в России второй половины Х1Х века. выделены и охарактеризованы сквозь призму идей к. д. ушинского модели воспитательной деятельности классных наставников: практико-ориентированная, нравственно-ориентированная, профессионально-ориентированная.
ключевые слова: к. д. ушинский; отечественная гимназия второй половины Х1Х века; классный наставник; модели воспитательной деятельности.
Nadezhda м. Ichetovkina
The embodyment of the ideas
OF K. D. USHINSKY IN MODELS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE CLASS TEACHER OF THE NATIONAL GYMNASIUM OF THE SECOND HALF
OF 19th CENTURY
The article describes the characteristics of the gymnasium and the institute of classroom mentoring in Russia in the second half of the nineteenth century. Selected and characterized through the prism of the ideas of the K. Ushinsky model of educational activities of class tutors: practice-oriented, morally-oriented, professionally-oriented.
Key words: K. D. Ushinsky; a national gymnasium of the second half of the nineteenth century; a class teacher; models of educational activities.
2 марта исполнилось 195 лет со дня рождения основоположника отечественной педагогики, переводчика, публициста, детского писателя Константина Дмитриевича Ушинского (1824—1870 гг.). За свою непродолжительную научную и педагогическую деятельность он оставил наследие, обратившись к которому мы можем найти ответы на многие вопросы, касающиеся современной системы образования и воспитания.
К. Д. Ушинский уделял значительное внимание вопросам гимназического образования и воспитания.
Прежде чем перейти к их подробному обоснованию, охарактеризуем гимназию как тип учебного заведения второй половины XIX в. и институт классного наставничества в ее структуре.
Отечественная гимназия в исследуемый хронологический период представляла собой среднее общеобразовательное учебное заведение, имевшее целью «доставить воспитывающемуся в них юношеству общее образование, и вместе с тем служить приготовительными заведениями для
поступления в университет и другие
1
высшие специальные училища» .
Гимназия на протяжении всего периода существования, являясь государственной школой, выполняла социальный заказ на подготовку высокообразованных и законопослушных граждан. Функционирование гимназической воспитательной системы было строго упорядочено, стремилось
соответствовать общественным потребностям и использовать новейшие мировые научные открытия в педагогике, психологии, физиологии, школьной гигиене.
Большое значение К. Д. Ушинский, выпускник Новгород-Северской гимназии, придавал содержанию воспитательной работы в средней школе, личностным качествам гимназических педагогов, воспитателей и наставников. Представим краткую характеристику института классного наставничества в дореволюционной гимназии.
Классный наставник во второй половине XIX в. — преподаватель гимназии, совмещавший выполнение учебной нагрузки с организацией и проведением воспитательной работы с гимназистами, осуществлявший «наблюдение за успехами и нравственностью учеников». Содержание его деятельности изменялось на протяжении времени под влиянием целого комплекса политических, социально-экономических, культурных и научно-педагогических факторов и определялось главным образом в зависимости от государственного и социального заказа.
Политические факторы, на наш взгляд, являлись доминирующими в процессе становления и развития института классного наставничества в воспитательной системе гимназии во второй половине XIX в.
Новаторские идеи в сфере среднего образования получили свое воплощение в Уставе гимназий и
1 Гимназия // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона: В 60 т. СПб., 1893. Т. 16. С. 694.
прогимназий 1864 г. По мнению С. В. Рождественского, особого внимания в Уставе воспитанию уделено не было. В Министерстве народного просвещения преобладало мнение, что «гимназия есть заведение собственно учебное, а не воспитательное. Главная воспитательная сила заключается в родителях, родственниках или опекунах школьника, поэтому улучшение воспитательной части выразилось в том, что в гимназии вводилась должность воспитателя»1. Согласно ст. 32 Устава, в должность воспитателя могли вступить выпускники университета, прошедшие специальные педагогические курсы. Воспитатели назначались из числа преподавателей по решению начальника гимназии и попечителя учебного округа. В «Правилах для специальных испытаний на звание учителя и воспитателя гимназий и прогимназий» 1864 г. требования к претенденту на звание воспитателя ограничивались испытаниями по русскому языку и другим предметам. Помимо выполнения обязанностей воспитателя, педагогу разрешалось проведение не более шести уроков в неделю, чтобы он мог сохранить нужную свежесть сил для его главного дела в руководстве воспитанием. Устав 1864 г. определил круг обязанностей воспитателя: помощь начальству гимназии; надзор за воспитанниками в рекреационное время; замена преподавателей-предметников (за особое вознаграждение).
В 1871 г. был издан новый Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения. Устав поставил воспитание и обучение в ближайшую связь между собой посредством привлечения директоров и инспекторов к преподавательской деятельности, а учителей — к воспитательной в должности классных на-ставников2. Дореволюционный историк педагогики Е. Шмид отмечал, что введение системы классных наставников явилось самой существенной частью гимназической реформы 1870-х годов3. Таким образом, официально признавалась и была документально оформлена главная задача отечественной гимназии, которая заключалась не только в передаче гимназистам знаний и их подготовке к поступлению в университет, но и в воспитании, укреплении нравственности для принесения должной пользы Отечеству.
Согласно Уставу 1871 г. классный наставник являлся ближайшим помощником директора и инспектора в наблюдении за успехами и нравственностью учеников. В обязанности педагога входило также взаимодействие с родителями воспитанников не реже двух раз в месяц. Кроме того, классный наставник, взаимодействуя с гимназическими педагогами, должен был обеспечивать равномерное распределение уроков по дням недели, следить за посильностью требований к учащимся со стороны всего персо-
1 Исторический обзор деятельности МНП 1802-1902 гг. / Сост. С. В. Рождественский. СПб., 1902. 785 с. С. 440.
2 Там же. С. 528.
3 Шмид Г. К. История средних учебных заведений в России. СПб., 1878. 683 с. С. 601.
нала гимназии, а также вести дневник наблюдений, «кондуитную книгу» (фр. Conduite — «поведение», «запись поведения») — журнал, в котором фиксировались проступки гимназистов, сделанные замечания и меры к исправлению.
По Уставу 1871 г. в гимназиях вводилась должность помощников классного наставника — по два на каждое учебное заведение. В обязанности помощников входил надзор за учениками в период отсутствия классного наставника, а также посещение учеников на дому. В дальнейшем воспитательные обязанности помощников были конкретизированы, им надлежало следить за соблюдением внешнего порядка и правил для учеников, а также принимать меры для «предотвращения и устранения каких-либо беспорядков и насилий»1. Кроме того, в гимназиях, где должность наставников не вводилась, полагались надзиратели по два на каждую гимназию для контроля воспитанников во внеучебное время.
Таким образом, в Уставе 1871 г. был четко обозначен круг лиц, занимавшихся воспитанием: классный наставник — преподаватель гимназии, одновременно выполнявший функции воспитателя; помощник классного наставника — замещавший педагога-воспитателя в его отсутствие, а также выполнявший поручения классного наставника; надзиратель.
Как было отмечено выше, К. Д. Ушинский уделял пристальное внимание организации воспитательной работы в гимназиях и личности самих педагогов-воспитателей и наставников.
Эти вопросы были раскрыты и обоснованы ученым в трудах «Три элемента школы», «Письма о воспитании наследника русского престола», «Воспоминания об обучении в Новгород-Северской гимназии». Представим их краткую характеристику.
В работе «Три элемента школы», которая была издана в 1857 году, ученый настаивал на том, что деятельность всякого учебного заведения, если оно имеет воспитательную цель, слагается из трех элементов, представителями которых являются администраторы заведения, его воспитатели и его учителя2. От их взаимоотношений зависит воспитательная сила школы, без которой она является декорацией.
Идеалы воспитания представлены и в «Письмах о воспитании наследника русского престола» (1859). «Воспитание, особенно в детстве, в
первые годы жизни ребенка — зада-
"3
ча приоритетная», — пишет ученый. Обучение может доставлять ребенку всевозможные знания, развивать психические способности, изощрять и восприятие, и память, и мышление, но не культивировать в нем нравствен-
1 Сборник постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям Московского учеб. округа за 1871-1895 гг. М., 1895. 1476 с. С. 630.
2 Ушинский К. Д. Три элемента школы // Журнал для воспитания. 1857. № 5. С . 67.
3 Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола // Собр. пед. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1988. Т. 1. С. 56.
ных чувств, не учить его соотносить личные интересы с интересами других, окружающих его людей, не приучать его оценивать свои поступки с точки зрения их общественной пользы. Через идеал в воспитании наследника русского престола можно проследить взгляды К. Д. Ушинского на воспитание в гимназии, элитарной средней школы дореволюционного периода.
В «Воспоминаниях об обучении в Новгород-Северской гимназии» ученый пишет: «Воспитание, которое мы получили... в уездной гимназии маленького городка Малороссии Новгорода-Северского, было в учебном отношении не только не ниже, но даже выше того, которое в то время получалось во многих других гимназиях Этому много способствовала страстная любовь к науке и несколько даже
1
педантическое уважение к ней...». «В Новгород-Северской гимназии было действительно много хорошего посреди немалого количества дурного. Несмотря на плохие, тощие учебники, но благодаря добросовестному отношению к делу со стороны учителей и общей постановке учебного дела многие воспитанники выходили из гимназии со светлыми мечтами служить 2
науке и народу» .
При этом с уверенностью можно сказать, что К. Д. Ушинский опередил
свое время. Он видел крайнюю необходимость отечественной гимназии в постановке целенаправленной, планомерной, содержательной воспитательной работы, в профессиональных педагогах-воспитателях, наставниках подрастающего поколения. Эта идея, как указано нами выше, была воплощена Министерством народного просвещения в пореформенный период (1860—1870-е гг.) введением должности педагога-воспитателя, классного наставника. К. Д. Ушинский уделял большое внимание личностным качествам педагога-наставника, являвшегося одной из центральных фигур в деле воспитания гимназистов. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Без личного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание невозможно.», — пишет ученый .
В исследовании феномена классного наставничества в воспитательной системе отечественной гимназии во второй половине XIX — начале XX в. нами выделены три модели воспитательной деятельности классного наставника4. На наш взгляд, все они находят свое отражение во взглядах К. Д. Ушинского. Представим харак-
1 Ушинский К. Д.Воспоминания об обучении в Новгород-Северской гимназии. М.: Директ-Медиа, 2012. С. 12.
2 Там же. С. 75.
2 Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола // Собр. пед. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1988. Т. 1. 416 с. С. 38.
4 Ичетовкина Н. М. Классное наставничество в воспитательной системе отечественной гимназии во второй половине Х1Х - начале ХХ вв. (на материале Казанского учебного округе): монография. Казань: Изд-во «Бук», 2017. 144 с. С. 97.
теристику каждой из них. Согласно первой — практико-ориентирован-ной модели, основной целью воспитательной деятельности классного наставника являлось воспитание дисциплинированных, активных, мыслящих людей, служащих на благо Отечества. Для достижения данной цели классным наставником реали-зовывались следующие направления воспитания:
• Воспитание дисциплинированности («культуры поведения») как качества личности, проявляющегося в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, соблюдении правил взаимоотношений с педагогами, наставниками и товарищами.
По мнению К. Д. Ушинского, воспитанию дисциплинированности, а именно рассудительности, точности, последовательности, строгости в формулировании мысли, выводов, прямолинейности, «лучше всех способствует математика». Именно эта область наук формирует особенную привычку к быстрому и строго логическому соображению данных и выводов, причин и последствий.
• Трудовое воспитание нацелено на формирование у воспитанников положительного отношения к труду, воспитание трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности. «Ни один наставник, — пишет автор, — не должен забы-
1 Ушинский К. Д. Письма о воспитании нас в 6 т. М.: Педагогика, 1988. Т 1. 416 с. С. 40.
2 Там же. С. 75.
вать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача
1
самого предмета» .
• Воспитание навыков учебной деятельности происходит через развитие познавательного интереса и применение полученных знаний на практике, выработку самостоятельности и самоконтроля. В первом Письме о воспитании наследника русского престола К. Д. Ушинский пишет, что «дело воспитания состоит в том, чтобы занять ум воспитанника такими идеями и мыслями, которые могут со временем принести в нем добрые плоды. До сих пор приготовлялась почва,
и теперь только настает юность — вес-
2
на жизни — пора сеяния...» .
Результатом воспитательной деятельности классного наставника с этой точки зрения должно стать уважение старших, дисциплинированность, овладение воспитанниками навыками учебной и трудовой деятельности.
Вторая модель воспитательной деятельности педагога названа нами нравственно-ориентированной, в рамках которой педагог-воспитатель дореволюционных гимназий — это наставник нравственности и патриотических чувств, стремящийся раскрыть индивидуальность и уникальность каждого воспитанника. С этой точки зрения, классный наставник должен осуществлять следующие направления воспитания:
щика русского престола // Собр. пед. соч.
• Нравственное воспитание предусматривает формирование нравственных качеств личности (доброта, честность, справедливость). По мнению К. Д. Ушинского, «нравственное влияние составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его интересов»; «воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека», «образование должно не только дать научные элементы таких убеждений, но и породить заро-
1
дыши их в сердце воспитанника» .
• Гражданское воспитание — воспитание внутренней свободы и уважения к государственной власти, чувств собственного достоинства, патриотизма. В патриотизме — «глубоком чувстве, которое последним гибнет даже в злодее» — заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам, привития бережного отношения к истории Отечества, его культурному наследию, к обычаям и традициям народа. К. Д. Ушинский настаивает на необходимости уделять большее внимание в деле образования и воспитания подрастающего поколения формированию «русских убеждений». По мнению ученого, глубокое чувство патриотизма воспитывается в
ребенке через родной язык, народное творчество, отечественную историю, отечественную художественную литературу: «...самый простой человек, если захочет сделать сына своего полезным русским гражданином, а не космополитом сего мира, вероятно, не прибегнет с просьбою об этом к иностранцу, и особенно к такому, которому даже язык наш меньше знаком, чем
язык давно несуществующих римлян
2
и греков...» .
• Эстетическое воспитание — процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и пониманию прекрасного, предполагающий выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, стремление и умение вносить элементы прекрасного в разные сферы жизни3. Средствами эстетического воспитания, по К. Д. Ушинскому, становятся окружающая природа и эстетика труда, уклад школьной жизни, нравственность отношений между учителем и учащимися (в игре, учении), родной язык (устное народное творчество и художественная литература), различные виды искусства (пение, музыка, живопись). В одном из Писем о воспитании наследника русского престола педагог-ученый выделяет одну из трех областей наук — науки эстетические, которые,
1 Там же. С. 81.
2 Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими. Собрание сочинений. М.: Просвещение. 1974. Т. 3. С. 111.
2 ЗахарищеваМ. А., Ичетовкина Н. М. Музыка в практике воспитания российских гимназий начала ХХ века // История музыкального образования: новые исследования: матер. Всерос. науч. семин. и симпоз. VII сессии Науч. совета по проблемам истории муз. образования / Научный совет по проблемам истории муз. образования, Вологод. гос.ун-т, Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т (и др.); ред.-сост.: В. И. Адищев, М. Г. Долгушина. Вологда; Пермь, 2019. С. 4-7.
по его мнению, призваны «извлечь то одушевление, которое подвигает человека на хорошее дело и иногда придает полезному делу привлекательный художественный оттенок», «чтение великих поэтов, наслаждение художественными произведениями оказывают благодетельное влияние, открывая человеку благородные наслаждения в минуты отдыха»1. Кроме того, эстетические науки избавляют от многих вредных увлечений, унижающих или расстраивающих и душу, и тело воспитанника и педагога.
К. Д. Ушинский настаивает на том, что большая роль в эстетическом воспитании детей принадлежит педагогу. Интересно, что автор вносил предложение о необходимости художественного образования учителей и воспитателей.
В рамках нравственно-ориентированной модели К. Д. Ушинским названы такие методы и формы воспитательной работы, как нравственная беседа, нравственное чувствование, личный пример, организация культурного досуга. Результатом деятельности наставников являлось формирование нравственно-здоровой личности.
Как было отмечено выше, ученым-педагогом уделялось пристальное внимание личности самого воспитателя, классного наставника, что позволило нам выделить профессионально-ориентированную модель воспитательной деятельности. Ее основная идея: в процессе воспитательной деятель-
ности педагога, классного наставника происходит развитие его педагогического профессионализма, мастерства, таланта. Классный наставник личным примером — совокупностью нравственных, интеллектуальных, профессиональных качеств, внешнего вида
— также осуществляет воспитание гимназистов. Классный наставник
— это педагог-воспитатель, стремящийся к совершенствованию своих профессиональных и личностных качеств, педагогических умений и навыков, самонаблюдению, самоанализу, совершающий постоянный педагогический поиск. При этом воспитательная деятельность объединялась ученым с «искусством», «творчеством», реализацией педагогического таланта, демонстрацией личного примера воспитанникам. «Воспитание здесь, как
и везде, есть только приготовление к
2
самовоспитанию» , — пишет ученый.
Таким образом, модели воспитательной деятельности классных наставников в отечественной дореволюционной гимназии могут быть уточнены и дополнены в результате анализа педагогического наследия Константина Дмитриевича Ушинского. Главная их идея заключается в том, что «только личность (учителя, воспитателя, классного наставника) может действовать на развитие и определение личности (ученика, гимназиста, человека), «только характером можно образовать характер.».
1 Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола // Собр. пед. соч. в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1988. С. 40.
2 Там же. С. 73.
Список литературы
1. Гимназия // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона: В 60 т. - СПб., 1893. - Т. 16. - 438 с.
2. Захарищева, М. А. Музыка в практике воспитания российских гимназий начала XX века / М. А. Захарищева, Н. М. Ичетовкина // История музыкального образования: новые исследования: матер. Всерос. науч. семин. и симпоз. VII сессии Науч. совета по проблемам истории муз. образования / Научный совет по проблемам истории муз. образования, Вологод. гос. ун-т, Пермский гос. гума-нит.-пед. ун-т (и др.); ред.-сост.: В. И. Адищев, М. Г. Долгушина. — Вологда; Пермь, 2019. - С. 4-7.
3. Исторический обзор деятельности МНП 1802-1902 гг. / Сост. С. В. Рождественский. - СПб., 1902. - 785 с.
4. Ичетовкина, Н. М. Классное наставничество в воспитательной системе отечественной гимназии во второй половине XIX - начале XX вв. (на материале Казанского учебного округе): монография / Н. М. Ичетовкина. - Казань: Изд-во «Бук», 2017. - 144 с.
5. Сборник постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям Московского учеб. округа. за 1871-1895 гг. - М., 1895. - 1476 с.
6. Ушинский, К. Д. Воспоминания об обучении в Новгород-Северской гимназии. - М. : Директ-Медиа, 2012.
7. Ушинский, К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими / К. Д. Ушинский. - Собрание сочинений. - М., 1974.
8. Ушинский, К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола / К. Д. Ушинский // Собр. пед. соч. в 6 т. -М. : Педагогика, 1988. - Т. 1. - 416 с.
9. Ушинский, К. Д. Три элемента школы / К. Д. Ушинский // Журнал для воспитания. - 1857. - № 5. - С. 67.
10. Шмид, Г. К. История средних учебных заведений в России. - СПб., 1878. - 683 с.