Научная статья на тему 'Динамика развития основных направлений работы классного руководителя'

Динамика развития основных направлений работы классного руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1025
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГИМНАЗИЯ / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / КЛАССНЫЙ НАСТАВНИК / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / UPBRINGING / GYMNASIUM / CLASSROOM TEACHER / FORM MASTER / EDUCATIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бреннер Дарья Анатольевна, Ичетовкина Надежда Михайловна

В статье представлена трансформация направлений воспитательной работы и функций классного наставника в отечественной гимназии во второй половине XIX — начале XX в. и классного руководителя современной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бреннер Дарья Анатольевна, Ичетовкина Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Dynamics of the Development of the Main Strands of Classroom Teacher’s Work

The article presents the transformation of the strands of educative work and functions of form master in the Russian gymnasium of the second half of the 19th — the beginning of the 20th century and of classroom teacher in contemporary school.

Текст научной работы на тему «Динамика развития основных направлений работы классного руководителя»

Динамика развития основных направлений работы классного руководителя

Д. А. Бреннер, Н. М. Ичетовкина (Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко)

В статье представлена трансформация направлений воспитательной работы и функций классного наставника в отечественной гимназии во второй половине XIX — начале XX в. и классного руководителя современной школы.

Ключевые слова: воспитание, гимназия, классный руководитель, классный наставник, воспитательная система.

В настоящее время воспитание признано одним из приоритетных направлений деятельности Министерства образования и науки, органов управления образованием всех субъектов Российской Федерации, а также образовательных учреждений всех типов и видов. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая, ведущая роль в организации воспитательно-

го процесса принадлежит классному руководителю.

Воспитательная работа классного руководителя не стабильна. Сущность, задачи, функции и содержание работы меняются в зависимости от потребностей общества и социального заказа.

Решать современные актуальные проблемы в образовании невозможно старыми методами и средствами. Современная школа нуждается

в новом классном руководителе — в классном руководителе XXI в. Значимость деятельности классного руководителя подтверждают сегодняшние сложные социально-экономические условия, в которых идет формирование личности ребенка. В связи с очевидным ослаблением воспитательных возможностей семьи и общества налицо объективные причины усиления востребования классного руководства как элемента школьной воспитательной системы.

Успешная реализация функций классного руководителя в современных условиях, коренная перестройка его работы предполагают осмысление и обобщение исторического опыта в решении проблем классного руководства в теории и практике отечественной педагогики. Обращение к историческому опыту воспитательной деятельности классных наставников призвано обогатить теоретический и практический потенциал, который может реализовать классный руководитель в современных условиях, совершенствуя традиционные формы и методы работы, создавая новые способы, приемы и средства педагогического взаимодействия с учащимися.

Должность педагога, специально занимающегося воспитанием гимназистов, была введена Уставом Министерства народного просвещения (МНП) в 1864 г. Основной обязанностью воспитателя являлось наблюдение за успехами и нравственностью учащихся. Позднее, в 1871 г., МНП вводит в гимназиях должность классного наставника, который назначался из числа преподавателей, имеющих в данном классе наибольшее число уроков. В обязанности классного наставника, помимо наблюдения за успехами и нравственностью учеников, входили содействие успеваемости воспитанников, взаимодействие с их родителями и родственниками, контроль за равномерным распределением учебной нагрузки по дням недели.

Деятельность классного наставника регламентировалась также Инструкцией для классных наставников 1877 г., которая определяла обязанности классного наставника: руководство гимназическим классом на протяжении не менее двух лет, взаимодействие с родителя-

ми, посещение ученических квартир и пансионов, совещание с преподавателями, работающими с классом, администрацией гимназии.

Современные педагоги (Е. В. Бондаревская, Г. М. Коджаспирова, Т. А. Стефановская, Н. Е. Щуркова) в своих исследованиях большое внимание уделяют проблемам содержания, функций и направлений работы классного руководителя. Однако учеными недостаточно изучен и обобщен исторический опыт воспитательной деятельности классных наставников в отечественной дореволюционной гимназии. Анализ данного опыта позволит сформулировать конструктивные выводы, актуальные для современной воспитательной практики.

Анализируя законодательные акты в области воспитания, отчеты классных наставников, их личные дела, протоколы педагогических гимназических советов, мы предприняли попытку проследить динамику развития основных направлений работы классных наставников в воспитательной системе дореволюционной гимназии и трансформацию данных направлений в ключевые функции современного классного руководителя. Именно направления деятельности классных руководителей (наставников) определяют его ключевые функции.

Классные наставники являлись организаторами учебного процесса гимназистов, курировали распределение уроков; заботились о неуспевающих и отстающих учениках. Работая в данном направлении, классные наставники ходатайствовали перед преподавателями о предоставлении некоторым ученикам льгот при повторении пропущенного материала, присутствовали на экзаменах. Они также следили за посещением уроков, своевременным приходом гимназистов в класс, принимали меры «к вразумлению ленивых и нерадивых учеников».

Анализ архивных материалов показывает, что в воспитательной системе гимназии действовала своеобразная система запретов. В рамках определенных правил гимназия пыталась воздействовать на воспитание детей надзором и дисциплиной. Классные наставники следили за одеждой учеников, состоянием книг, тетра-

дей, дневников, учебными принадлежностями воспитанников, поведением в церкви, посещением театров, клубов, трактиров, кофеен, кондитерских, бильярдных. Гимназисты жили под постоянным контролем. Результаты наблюдения фиксировались в отчетных ведомостях. Следует отметить строгую отчетность классного наставника о развитии каждого ученика и всего класса в целом.

Таким образом, данное направление в работе классных наставников дореволюционной гимназии оформилось в дисциплинарно-надзорную функцию. В дальнейшем изменились направления работы классного руководителя, а данная функция претерпела некоторую корректировку.

Классный руководитель XXI в. осуществляет контроль за успеваемостью и посещаемостью каждым обучающимся учебных занятий. Современный классный руководитель не занимается надзором за своими воспитанниками, но, как и классный наставник дореволюционной гимназии, помогает неуспевающим ученикам устранить пробелы в знаниях, организует работу с учителями-предметниками. Отметим, что дисциплинарно-надзорная функция постепенно трансформировалась в контролирующую (см. таблицу).

Классные наставники должны были заботиться о нуждающихся в материальной поддержке учениках, принимать участие в организации сбора одежды, обуви, учебников,

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Основные направления деятельности классного наставника дореволюционной гимназии Функции классного наставника Основные направления деятельности классного руководителя современной школы Функции классного руководителя

Забота о нуждающихся в материальной поддержке учениках, участие в сборах одежды, обуви, учебников, средств для оплаты обучения. Ведение документации, выставление оценок по предметам и за поведение в дневники и табель, записи в кондуитный журнал о поведении и проступках, принятых к исправлению мерах, наказаниях. Представление ежемесячного отчета об учебно-воспитательном процессе в классе. Слежение за соблюдением гигиенических условий в классной комнате. Организация работы с родителями учащихся. - оя на нк О Ч 3 £ л" ^ ^ 1— Э Я Я 5 2 с ^2 О с Обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей; проведение консультаций, бесед с родителями. Взаимодействие с учителями, учебно-вспомогательным персоналом. Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом; стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования; ведение документации (классный журнал, личные дела, план работы классного руководителя). 2 « * 1 ою цр се 3 со X ии нд ар го ро Ок

Распределение уроков, определение посильности их выполнения. Забота об отстающих учениках, предоставлении им льгот при освоении пропущенного материала. Присутствие на экзаменах. Контроль за посещением уроков, внешним видом детей. Осуществление надзора за учащимися вне учебного заведения, в общественных местах. Дисциплинарно- надзорная Контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. Контролирующая

Основные виды воспитательной работы — нравственно-религиозное, художественно-эстетическое и интеллектуальное. Воспитательная Приоритетные стратегии в воспитательном процессе: воспитание духовно и физически здоровой личности; воспитание патриота и гуманиста; воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности; воспитание творчески саморазвиваю-щейся личности. Воспитательная

средств для оплаты обучения. С данной целью в гимназиях устраивались спектакли и воскресные чтения, в которых, помимо воспитанников и классных наставников, принимали участие и члены педагогического коллектива, родители, городская общественность. Так, из протокола заседания педагогического совета Глазовской мужской гимназии (1915/1916 уч. г.) мы узнаем об организации благотворительного спектакля и концерта с целью развития патриотизма у детей и сбора средств для выплаты пособий детям героев и жертв Первой мировой войны (Центральный государственный архив Удмуртской Республики (далее — ЦГА УР). Ф. 89. Оп. 1. Д. 17. Протоколы заседаний педагогического совета Глазовской мужской гимназии. Л. 6).

В обязанности классного наставника дореволюционной гимназии входило ведение документации по классу, выставление оценок по предметам и за поведение с необходимыми замечаниями. Он должен был вести особый кондуитный журнал, в котором содержались записи о прилежании, поведении, проступках гимназиста и принятых к исправлению мерах, наказаниях. Так, из кондуитного журнала Ижевской женской гимназии мы узнаем, что воспитанница О. Акулова тайно присвоила учебники Закона Божьего и географии, что повлекло ее исключении из гимназии (там же. Ф. 8. Оп. 1. Д. 71. Отчеты классных надзирателей за 1911-1912 гг. Л. 19 об.). Воспитанницы Н. Береснева и В. Зайкова без разрешения начальства и классного наставника присутствовали на вечере в обществе трезвости (там же. Л. 47). В качестве наказания воспитанницы получили выговор.

Особое внимание в своей работе классные воспитатели уделяли здоровьесберегающему направлению. Они строго следили за соблюдением гигиенических условий в классной комнате (чистота, проветриваемость, состояние мебели), заботились о больных учениках, присутствовали на медосмотре поступающих в гимназию детей, контролировали соблюдение правил гигиены, выполнение физических упражнений, игр.

Классный наставник являлся посредником между гимназией и семьями учащихся. Он на-

значал приемные часы для родителей, в которые они могли обращаться с вопросами о своих детях. С родителями проводились учебновоспитательные беседы, осуществлялась переписка. Не реже двух раз в месяц классный наставник обязан был посещать квартиры гимназистов. Взаимодействие классных наставников с родителями осуществлялось также на уровне родительских комитетов, которые стали создаваться в Российской империи в начале XX в. на фоне подъема общественной активности. Классный наставник организовывал внешкольные занятия, кружки, экскурсии, музыкальные и литературные вечера, спектакли и концерты. Семьями гимназистов, где сохранялась высокая ценность образования, воспитательная деятельность наставников воспринималась, как правило, адекватно.

Все это послужило основанием для появления организационно-попечительской функции. Постепенно попечительское направление работы классных руководителей становится менее значимым. На первый план выходит взаимодействие с семьями воспитанников.

Современные классные руководители выступают координаторами совместной деятельности семьи, школы, учреждений дополнительного образования. В обязанности классного руководителя сегодня, как и в дореволюционной период, входит ведение основной документации. Организационно-попечительская функция трансформировалась в функцию организационно-координирующую (см. таблицу).

Воспитательная система гимназии дореволюционного периода основывалась на религиозно-нравственных началах. Классные наставники в гимназии способствовали развитию в воспитанниках искренних религиозных чувств, привязанности и преданности Государю и Отечеству, чувства долга, чести, правдивости, уважения к авторитетам. Посещение в воскресные и праздничные дни церковных богослужений, соблюдение исповеди, обязанность молитвы перед школьными занятиями и после их окончания обозначались в правилах для учащихся гимназии в первую очередь. Как отмечает Г. Н. Козлова, с помощью религии в детях воспитывали чувства любви и от-

кровенности, покорности. Церковная обрядность вносила в жизнь гимназистов определенный ритм, наполняла их поведение смыслом, побуждала к ответственности и смирению (Козлова, 1999: 156).

Художественно-эстетическое направление воспитания воплощалось в организации культурного досуга учащихся — постановке спектаклей при гимназических театрах, проведении музыкальных и поэтических вечеров. Во многих гимназиях выпускались ученические журналы с целью развития у воспитанников любви к литературе, эстетического вкуса, умения ценить слово, устраивались торжественные вечера по случаям юбилеев великих поэтов, писателей, ученых. Так, в Глазовской женской гимназии в 1899 г. был устроен поэтический вечер по случаю празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина (ЦГА УР. Ф. 81. Оп. 1. Д. 35. Отчет о работе гимназии за 1898-1899 гг. Л. 33).

Особое внимание уделялось интеллектуальному направлению в работе с детьми, которое проявлялось в устройстве различных чтений при библиотеках гимназического и городского уровня. Наставники строго следили за кругом чтения детей, формировали его. Ежемесячно классными наставниками в отчетах отражался перечень выданных гимназистам книг. Так, из отчета классной наставницы Ижевской женской гимназии Н. Муромцевой мы узнаем о ежедневной выдаче книг — сказок, рассказов о животных, повестей о детях. Содержание и понимание прочитанного проверялось классной наставницей в совместных беседах о героях книг (там же. Ф. 8. Оп. 1. Д. 71. Отчеты классных надзирателей за 1911-1912 гг. Л. 16).

Таким образом, приоритетными стратегиями в воспитательном процессе дореволюционной гимназии являлись нравственно-религиозное, художественно-эстетическое и интеллектуальное воспитание.

В настоящее время акценты несколько сместились, на первый план вышли следующие приоритетные стратегии в работе классного руководителя: воспитание духовно и физиче-

ски здоровой личности, патриота и гуманиста, трудолюбивой и конкурентоспособной личности.

Совокупность основных направлений работы классного наставника в гимназии отражалась, как и в настоящее время, в осуществлении основных функций его работы. Их успешная реализация обеспечивала жизнеспособность воспитательной системы гимназии. Сущность воспитательной функции классного наставника не изменялась, менялись лишь приоритеты в воспитании и формировании определенных качеств личности. Классные наставники, как ее координаторы, курировали все стороны жизни детей, были осведомлены об ученическом коллективе в целом и о каждом воспитаннике в частности, об успехах и поведении. Они обеспечивали взаимодействие гимназии с родителями, посещали ученические квартиры и пансионы, докладывали директору гимназии о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса. Они пробуждали и укрепляли чувство религиозности, правды, чести, уважения к закону, привязанности к Государю и Отечеству.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Козлова, Г. Н. (1999) Воспитание в отечественной общеобразовательной средней школе: цели, сфера действия, результаты (с начала XIX в. до середины XX в.) Н. Новгород : НГПУ.

THE DYNAMICS OF THE DEVELOPMENT OF THE MAIN STRANDS OF CLASSROOM TEACHER’S WORK D. A. Brenner, N. M. Ichetovkina (V. G. Korolenko Glazov State Pedagogical Institute) The article presents the transformation of the strands of educative work and functions of form master in the Russian gymnasium of the second half of the 19th — the beginning of the 20th century and of classroom teacher in contemporary school.

Keywords: upbringing, gymnasium, classroom teacher, form master, educative system.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Kozlova, G. N. (1999) Vospitanie v otechestven-noi obshcheobrazovatel’noi srednei shkole: tseli, sfera deistviia, rezul’taty (s nachala XIX v. do sere-diny XX v.) N. Novgorod : NGPU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.