Научная статья на тему 'Вооруженный конфликт в Сахельском регионе и усилия ЭКОВАС по его урегулированию'

Вооруженный конфликт в Сахельском регионе и усилия ЭКОВАС по его урегулированию Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Буркина-Фасо / Мали / Нигер / Сахель / ЭКОВАС / военный переворот / Burkina Faso / Mali / Niger / Sahel / ECOWAS / military coup d’état

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жамбиков Александр Мунирович

В статье рассматривается вооруженный конфликт в Сахельском регионе, длящийся десять лет и охвативший территорию трех стран: Буркина-Фасо, Мали и Нигера. В фокусе исследования – характеристика и оценка деятельности региональной организации Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) в контексте сахельского урегулирования. Отмечается, что конфликт представляет серьезную угрозу всему ЭКОВАС, однако усилия по его урегулированию пока не увенчались успехом в силу ограниченности сил и средств организации. В результате исследования выявлена дилемма ЭКОВАС: продолжать сотрудничество с военными режимами в интересах борьбы с терроризмом или подвергнуть их санкционному давлению. Автор полагает, что санкции могут быть контрпродуктивны и привести к усилению позиций радикалов в странах Сахеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Armed Conflict in the Sahel Region and Efforts of the ECOWAS to Settle it

The article describes the armed conflict in the Sahel region, lasting for ten years and affecting three countries: Burkina Faso, Mali and Niger. The objective of research is to characterise and assess the activities of the regional organisation ECOWAS in the context of Sahel peace-settlement. The Sahel conflict was a direct consequence of destruction of the Libyan state, as a result of the civil war and NATO military intervention in 2011, which created conditions for rebel invasion to Mali in January 2012. The ECOWAS initially tried to solve the conflict by means of mediation, at the same time considering deployment of peacemakers. The war in the Sahel region involved international terrorist groups and resulted in an attempt to establish an Islamic state in Northern Mali. The radicalisation of insurgents led to a collapse of peace talks in early 2013. The French military intervention in January 2013 had only temporary effect due to employment of guerrilla tactics by the terrorists. The ECOWAS troops were deployed to Mali, but the conflict further expanded to neighbouring Burkina Faso and Niger. The Sahel conflict poses a serious threat to the entire Community, because it has caused degradation of social and political situation in the affected countries and tends to spread to the South to the Gulf of Guinea. The ECOWAS peace-settlement efforts have not yet succeeded due to limited personnel and resources of the organisation, however, cooperation among its member-states has so far proved useful in preventing the spread of terrorist operations to the South towards the Gulf of Guinea. The armed conflict in the Sahel region has resulted in military coups d’état in Mali and Burkina Faso, which is a matter of concern for the ECOWAS that aims at strengthening democracy and good governance among member-states. The research resulted in revelation of the dilemma for the ECOWAS: to continue support to military regimes in Sahel to combat terrorism or impose sanctions against them. The author argues that sanctions can be counterproductive and allow extremists to strengthen their positions in the Sahel region.

Текст научной работы на тему «Вооруженный конфликт в Сахельском регионе и усилия ЭКОВАС по его урегулированию»

ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ

ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ В САХБАЬСКОМ РЕГИОНЕ И УСИЛИЯ ЭКОВАС ПО ЕГО УРЕГУЛИРОВАНИЮ

О 2022 A.M. Жамбиков

ЖАМБИКОВ Александр Мунирович, соискатель Института Африки Российской академии наук. Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка 30/1, e-mail: aleksandr zhambikov@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается вооруженный конфликт в Сахелъском регионе, длящийся десять лет и охвативший территорию трех стран: Буркина-Фасо, Мали и Нигера. В фокусе исследования - характеристика и оценка деятельности регионального организации Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) в контексте сахель-ского урегулирования. Отмечается, что конфликт представляет серьезную угрозу всему ЭКОВАС\ однако усилия по его урегулированию пока не увенчались успехом в силу ограниченности сил и средств организации. В результате исследования выявлена дилемма ЭКОВАС: продолжать сотрудничество с военными режимами в интересах борьбы с терроризмом или подвергнуть их санкционному давлению. Автор полагает, что санкции могут быть контрпродуктивны и привести к усилению позиций радикалов в странах Сахеля.

Ключевые слова: Буркина-Фасо, Мали, Нигер, Сахель, ЭКОВАС\ военный переворот

DOI: 10.31132/2412-5717-2022-61-4-100-114

Слово «Сахель» по-арабски означает берег или побережье. Географически Сахель-ский пояс находится между пустыней Сахарой и африканскими саваннами, простираясь от Атлантического океана на Западе до Красного моря на Востоке. Сахельский регион считается зоной рискованного сельского хозяйства в силу частых засух и опустынивания. На протяжении нескольких десятилетий население Сахеля находится под угрозой голода.

В политическом плане регион оформился в виде Сахельской пятерки или Группы пяти Сахеля (G5 da Sahel), в состав которой в 2014 г. вошли Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер и Чад. Все вышеупомянутые страны по классификации ООН относятся к наименее развитым. Проблемы экономического развития усугубляет отсутствие у стран Сахеля (за исключением Мавритании) выхода к морю, что значительно усложняет экспорт и импорт товаров. Бедность и безработица делают Сахельский регион крайне уязвимым для распространения радикальной экстремисткой идеологии.

Три из пяти государств Сахельской пятерки - Буркина-Фасо, Мали и Нигер - входят в состав учрежденного в 1975 г. Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС). Изначально эта организация позиционировала себя как сугубо экономическая международная структура, однако впоследствии стала заниматься и вопросами обеспечения региональной безопасности. С 1990 г. ЭКОВАС активно участвует в урегулировании конфликтов на территории государств-членов в качестве посред-

ника, а при необходимости применяет принудительные меры, вплоть до использования вооруженных сил.

Вооруженный конфликт в Сахеле стал следствием разрушения государственности в Ливии в результате интервенции стран НАТО1 и гражданской войны. В пустыне Сахара на территории Алжира, Ливии, Мавритании, Мали и Нигера проживают туареги. В северных районах Мали и Нигера ранее имели место вооруженные выступления туарегов, полагавших, что государственная власть этих стран не учитывает их интересы. После свержения и убийства в октябре 2011 г. ливийского лидера Муаммара Каддафи туареги, опытные военнослужащие ливийской армии, захватили в Ливии склады вооружения и возглавили вооруженные отряды, которые в январе 2012 г. перешли через пустыню и вторглись в Мали.

Среди повстанцев выделялись две различные по политических взглядам силы: «сепаратисты», выступающие за создание светского независимого государства Азавад, и исламисты (или джихадисты - в западных источниках), стремящиеся к созданию в Сахеле исламского (в их понимании) государства - так называемого халифата. Крупнейшей группировкой «сепаратистов» стало Национальное движение освобождения Азава-да (НДОА). Малийские исламисты объединились в группировку Ансар Дин (от арабского «защитники веры») под руководством Ийада Аг Гали, гражданин Мали, участника двух предшествовавших восстаний туарегов. «Защитников веры» поддержали международные террористические группировки Аль-Каида в Исламском Магрибе (АКИМ)2 и Движение за единство и джихад в Западной Африке (ДЕДЗА), состоящие преимущественно из выходцев из арабских стран Северной Африки.

Деятельность ЭКОВАС по урегулированию вооруженного конфликта в Мали: посредничество и миротворческая миссия

ЭКОВАС попыталось способствовать мирному урегулированию вооруженного конфликта в Мали путем организации переговоров между правительством, НДОА и Ансар Дин. В ходе саммита сообщества в Абиджане 27 марта 2012 г. президент Буркина-Фасо Блэз Компаоре был назначен специальным представителем ЭКОВАС по Мали, уполномоченным установить контакты со сторонами конфликта в целях его мирного урегулирования при условии сохранения территориальной целостности страны [1].

В конце марта - начале апреля 2012 г. боевики НДОА и Ансар Дин совместно захватили города Кидаль, Гао и Тимбукту и установили фактический контроль над северной частью Мали, сопоставимой по площади с Францией. 27 мая 2012 г. было провозглашено Государство Азавад со столицей в Гао. В июне 2012 г. начались столкновения между НДОА и Ансар Дин. Последние одержали победу и выбили боевиков НДОА из всех городов Государства Азавад. Радикалы из Ансар Дин, АКИМ и ДЕДЗА поделили подконтрольную территорию и приступили к построению в Мали «исламского» государства [2]. В Государстве Азавад стали практиковаться средневековые наказания: за воровство отрубали руку, за супружескую измену побивали камнями.

Переговоры с Ансар Дин продолжались на протяжении 2012 г. при посредничестве специального представителя ЭКОВАС по Мали, президента Буркина-Фасо Блэза Компаоре и его заместителя, президента Нигерии Гудлака Джонатана. Параллельно в ЭКОВАС обсуждалась возможность развертывания в Мали миротворческого контин-

1 Речь идет о военном вмешательстве в Ливию сил международной коалиции (в основном стран блока НАТО), санкционированное Резолюцией Совета Безопасности ООН 1973, принятой 17 марта 2011 г. и декларирующей в качестве цели защиту мирных жителей. СБ принял резолюцию десятью голосами «за» при пяти воздержавшихся - Бразилии, Германии, Индии, Китая и России.

2 Признана террористической организацией в ряде стран, включая Россию (с 13 ноября 2008 г.).

гента. ЭКОВАС и Африканский Союз (АС) направили в Совет Безопасности ООН просьбу санкционировать направление в Мали сил стабилизации.

Конкретный план проведения миротворческой миссии был утвержден 13 августа

2012 г. на совещании начальников штабов государств-членов ЭКОВАС. Планировалось направить в Мали контингент численностью 3300 военнослужащих. Миротворческую операцию разделили на три этапа. Во-первых, войска государств-членов ЭКОВАС должны были взять под охрану институты переходного периода во избежание попыток военного переворота, которые имели место после 22 марта 2012 г. Во-вторых, миротворцы должны были содействовать вооруженным силам Мали в проведении реорганизации и дополнительной подготовки. В-третьих, на войска ЭКОВАС была возложена задача поддержки малийских военных в ходе операции по восстановлению контроля над северными районами страны [3].

Однако согласование проекта развертывания в Мали миротворческой миссии с ООН, АС и Европейским Союзом затянулось. СБ ООН одобрил проведение международной миссии под африканским руководством по поддержке Мали (МИСМА) 20 декабря 2012 г.

В начале января 2013 г. представители Ансар Дин передали правительству Мали так называемый «план мирного урегулирования», который по сути представлял собой ультиматум. «Защитники веры» предложили правительству Мали сделать выбор между территориальной целостностью и светским государством [4]. Переговоры были сорваны, исламисты начали наступление на центральные районы Мали и достигли ряда тактических успехов. 11 января 2013 г. малийские власти обратились к французской стороне с просьбой о военной помощи. На следующий день французские войска начали войсковую операцию «Сервал». Для нанесения ударов по исламистам была задействована авиация, а в Мали были переброшены силы специального назначения и десантники.

В этих условиях 13 января 2013 г. в Мали прибыли первые группы военных государств-членов ЭКОВАС, а также Чада. В ходе внеочередного саммита ЭКОВАС, состоявшегося 19 января 2013 г. в Абиджане, было принято решение об ускоренном развертывании МИСМА. Главы государств ЭКОВАС обратились в ООН с просьбой оказать финансовую и логистическую помощь МИСМА [5]. 7 марта 2013 г. МИСМА была подчинена АС, что позволило включить чадский контингент в ее состав. СБ ООН 1 июля

2013 г. преобразовал МИСМА в Миссию ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА). После очередного переподчинения миротворческой миссии ООН контингенты ЭКОВАС продолжили составлять ее значительную часть.

Войсковая операция Франции и развертывание войск государств-членов ЭКОВАС и Чада позволили достичь определенных успехов. Главную роль в наступлении сыграли французы, которые совместно с малийцами в течение января и февраля 2013 г. смогли разгромить боевиков и восстановить контроль правительства над городами. В дальнейшем французы сосредоточились на нанесении авиационных ударов и специальных операциях по ликвидации главарей террористов. Военный контингент МИНУСМА выполнял задачи по охране важных объектов и патрулированию местности. На стороне правительства выступили и боевики НДОА, которые отказались от идеи независимости в пользу автономии. В феврале 2014 г. в целях противодействия терроризму и координации совместных действий вооруженных сил была сформирована Группа пяти Сахеля.

Тяжелые потери вынудили боевиков отказаться от захвата городов и перейти к действиям в сельской местности в целях вербовки новых сторонников. Исламистам удалось развернуть агитацию среди жителей центральных районов Мали, главным образом, фульбе3.

3 Фульбе (рассеянные, ед.ч. пулло) - самоназвание; в англоязычных источниках этот народ именуется фулани (Еи1ат), во франкоязычных пёль (реиШ). Фульбе расселены практически по всей Западной Африке, в основном, в Буркина-Фасо. Гвинее, Мали, Нигере, Нигерии.

Результатом успешной пропаганды джихада стало формирование в 2015 г. соратником Ийада Аг Гали малийцем Амаду Диалло по прозвищу Куфа (этническая принадлежность - фульбе) вооруженной группировки Катиба Масина4, действующей преимущественно в центральных районах Мали и аффилированной с Ансар Дин. В 2015-2017 гг. Катиба Масина установила контроль над рядом густонаселенных сельских районов во внутренней дельте реки Нигер в центре Мали. Террористы совершали похищения и убийства представителей власти, устанавливая контроль над сельскими районами и осуществляя там управленческие и судебные функции [6].

В связи с успехами Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ)5 на Ближнем Востоке его сторонники появляются и в Сахельском регионе. В мае 2015 г. в результате раскола в одной из террористических группировок появилось Исламское государство в Большой Сахаре (ИГБС). В противовес ИГБС в марте 2017 г. в результате объединения Ансар Дин, Катиба Масина, АКИМ и ряда других группировок под руководством Ийада Аг Гали образовалась Группа поддержки ислама и мусульман (ГПИМ), аффилированная с Аль-Каидой6. Сначала ГПИМ и ИГБС фактически выступали в качестве союзников, однако с 2020 г. между ними началась вооруженная борьба.

Вооруженный конфликт в Мали затянулся и впоследствии распространился на территорию соседних государств Сахеля. С 2013 г. террористы начали совершать нападения с территории Мали на Нигер в отместку за участие этой страны в МИСМА/МИНУСМА. С августа 2015 г. объектом нападения террористов становится Буркина-Фасо. Террористы, используя уже опробованную в Мали тактику утверждения власти в сельской местности, постепенно берут под контроль ряд районов на севере и востоке страны. По состоянию на апрель 2022 г., число внутренне перемещенных лиц в Буркина-Фасо достигло 1,9 млн (причем на долю Буркина-Фасо пришлось 65% вынужденных переселенцев в Сахельском регионе) [7].

С 2015 г. сахельские экстремисты прибегают к террористическим актам, направленным против иностранцев. Характерными примерами являются захват заложников в гостинице Radisson Bin в Бамако 20 ноября 2015 г., расстрел мирных граждан в кафе Cappuccino и захват заложников гостинице Splendid в Уагадугу 15 января 2016 г., расстрел отдыхающих на пляже г. Гран-Бассам в Кот-д'Ивуаре 13 марта 2016 г.

Еще одной особенностью вооруженного конфликта в Сахеле стало «расползание» терроризма на юг, в прибрежные страны, где стали появляться тыловые базы для отдыха боевиков и пополнения их отрядов. Тактическая цель террористов заключалась в возможности скрываться за границей соседнего государства после совершения нападений, стратегическая - в расширении своей деятельности в другие страны региона. Террористы «просачиваются» за пределы стран Сахельской пятерки через южную границу Буркина-Фасо в соседние Бенин, Гану, Кот д'Ивуар и Того.

В целях противодействия распространению терроризма в рамках контртеррористической стратегии ЭКОВАС ряд государств-членов начали проводить операции по ликвидации тыловых баз террористов. В сентябре 2017 г. представители Бенина, Буркина-Фасо, Ганы, Кот д'Ивуара и Того договорились о новом формате взаимодействия, получившем название инициатива Аккры. Ее цель - предотвратить расползание терроризма из Сахеля в прибрежные государства и противодействовать трансграничной преступности в приграничных районах. Инициатива Аккры предполагает активизацию обмена разведданными, совместную подготовку силовиков и проведение совместных войсковых операций в приграничных районах [8]. С мая 2018 г. по ноябрь 2021 г. силовики из

4 Катиба - бригада (араб.), Масина - государственное образование, существовавшее в XIX в. на территории нынешней Республики Мали

5 Признано террористической организацией в ряде стран, включая Россию (с 29 декабря 2014 г.)

6 Признана террористической организацией в ряде стран, включая Россию (с 14 февраля 2003 г.)

Буркина-Фасо, Ганы, Кот д'Ивуара и Того провели четыре совместные операции в приграничных районах, задержав сотни подозреваемых в совершении различных преступлений.

Реакция ЭКОВАС на военные перевороты в Мали и Буркина-Фасо

Одной из ключевых проблем политического процесса в Западной Африке были военные перевороты. В 1991 г. государства-члены ЭКОВАС заявили о поддержке политического плюрализма и представительных институтов власти, а в 2001 г. был утвержден протокол о демократии и надлежащем правлении, установивший «правила поведения» для государств-членов и провозгласивший нулевую терпимость к силовому захвату власти. С этого момента в ЭКОВАС выборы признаны единственным легитимным механизмом для передачи власти.

Вооруженный конфликт в Сахеле привел к дестабилизации политической ситуации в странах региона. К середине марта 2012 г. поражения правительственных войск на севере Мали привели к недовольству среди военных и перевороту. 22 марта 2012 г. капитан Амаду Саного сверг президента Мали Амаду Амани Туре и возглавил Национальный комитет восстановления демократии и возрождения государства (НКВДВГ).

ЭКОВАС незамедлительно отреагировало на военный переворот в Мали. 27 марта 2012 г. в Абиджане состоялся внеочередной саммит Сообщества, в ходе которого было принято решение о приостановке членства Мали в ЭКОВАС. В Бамако была направлена делегация во главе с председателем ЭКОВАС, президентом Кот-д'Ивуара Аласса-ном Уаттарой, а также президентами Либерии Эллен Джонсон Серлиф и Нигера Маха-маду Иссуфу и Нигерии Гудлака Джонатана. Основной целью визита было скорейшее восстановление конституционного порядка в Мали и создание гражданских переходных органов власти с последующей организацией выборов. В противном случае ЭКОВАС угрожало ввести в отношении Мали «финансовое и дипломатическое эмбарго», а также поставить перед международными организациями вопрос о приостановке оказания стране помощи [1].

Однако из-за беспорядков в аэропорту Бамако делегация не смогла прибыть на переговоры и вернулась в Абиджан, где 29 марта 2012 г. был проведен мини-саммит ЭКОВАС с участием глав Бенина, Буркина-Фасо, Кот д'Ивуара, Либерии, Нигера и Нигерии. Санкции в отношении Мали были ужесточены: государства-члены ЭКОВАС отозвали послов из Бамако и закрыли границы, что особенно чувствительно для страны, не имеющей выхода к морю. Кроме того, было принято решение о подготовке к развертыванию сил постоянной готовности ЭКОВАС [9].

Под давлением ЭКОВАС и других международных организаций НКВДВГ был вынужден уступить. 6 апреля 2012 г. Амаду Саного подписал с ЭКОВАС рамочное соглашение о передаче власти временному президенту (на эту должность был назначен председатель национального собрания Мали Дионкунда Траоре) и о проведении президентских и законодательных выборов в сорокадневный срок. В связи с этим решением с Мали были сняты санкции, а участники НКВДВГ - амнистированы. Вместе с тем, проведение выборов в охваченной войной стране неоднократно откладывалось в связи с затруднениями в формировании правительства национального единства и независимой избирательной комиссии.

Конституционный порядок был восстановлен в Мали с проведением президентских выборов 28 июля и 11 августа 2013 г. Президентом Мали был избран Ибрагим Бубакар Кейта. Однако в условиях продолжения вооруженного конфликта долгосрочной стабилизации политической ситуации в Мали добиться не удалось. В 2020 г. в Бамако стали регулярно проходить демонстрации с требованиями отставки президента. В июле

2020 г. недовольство достигло пика: при разгоне демонстраций погибло 14 человек, 40 было ранено [10].

18 августа 2020 г. в Мали произошел еще один военный переворот. Президент Ибрагим Бубакар Кейта был свергнут военными во главе с полковником Ассими Гойтой, который сформировал Национальный комитет народного спасения (НКНС). 20 августа 2020 г. в формате видеоконференции прошел внеочередной саммит ЭКОВАС, посвященный ситуации в Мали. Членство Мали в Сообществе было приостановлено, а на страну были наложены санкции: государства-члены закрыли сухопутные и воздушные границы, приостановили финансовые операции [11].

22 августа 2020 г. в Бамако для проведения переговоров с НКНС прибыла делегация под руководством специального представителя ЭКОВАС в Мали, бывшего президента Нигерии Гудлака Джонатана (выступал в этом качестве после свержения президента Буркина-Фасо Блэза Компаоре 31 октября 2014 г.) [12]. Президент Ибрагим Бубакар Кейта отказался от дальнейшего участия в политической жизни Мали, в т.ч. и от возвращения на пост президента.

28 августа 2020 г. в формате видеоконференции прошел второй внеочередной саммит ЭКОВАС, посвященный ситуации в Мали. Было выдвинуто согласованное предложение о формировании в Мали правительства переходного периода из гражданских лиц с последующим проведением выборов [13]. После продолжительных переговоров между НКНС и делегацией ЭКОВАС 6 октября 2020 г. был достигнут компромисс: назначено переходное правительство во главе с президентом - полковником в отставке Ба Н'Дау и премьер-министром - бывшим министром иностранных дел Моктаром Уа-не [14]. Лидер НКНС Ассими Гойта занял пост вице-президента. Достигнута договоренность о переходном периоде - 18 месяцев (ЭКОВАС предлагало 12 месяцев, НКНС - 3 года). Санкции с Мали были сняты [15].

24 мая 2021 г. президент Мали Ба Н'Дау и премьер-министр Моктар Уане были арестованы и смещены со своих должностей по приказу вице-президента Ассими Гой-ты, который 7 июня 2021 г. объявил себя президентом переходного периода [16]. В тот же день был назначен премьер-министр Шогель Маига (бывший министр торговли и промышленности, в момент назначения - один из лидеров оппозиции). Причиной военного переворота послужили разногласия между руководителями правительства переходного периода, непосредственным поводом - отставка двух министров из группы офицеров, лояльных Ассими Гойте.

30 мая 2021 г. в Аккре состоялся внеочередной саммит ЭКОВАС, посвященный ситуации в Мали. Главы государств-членов Сообщества осудили военный переворот, призвали к формированию нового состава правительства и проведению выборов по окончанию переходного периода - 27 февраля 2022 г. [17]. 8-9 июня 2021 г. Бамако посетила делегация во главе со специальным представителем ЭКОВАС по Мали Гудла-ком Джонатаном, которая поддержала намерение президента Мали продолжать переход к восстановлению конституционного правления в стране в соответствии с достигнутыми в 2020 г. договоренностями [18]. Это решение, как и назначение гражданского лица премьер-министром, было положительно оценено в ходе очередного саммита ЭКОВАС в Аккре 20 июня 2021 г. [19] и позволило Мали избежать санкций.

В декабре 2021 г. в Бамако была созвана конференция, посвященная вопросам восстановления конституционного порядка, в которой приняли участие видные малийские политические и общественные деятели. По ее итогам было рекомендовано продление переходного периода в Мали на срок от шести месяцев до пяти лет [20]. В связи с этим в начале января 2022 г. Бамако посетила делегация высокого уровня ЭКОВАС, а президент переходного периода Мали Ассими Гойта нанес визит в Аккру и встретился с председателем ЭКОВАС, президентом Ганы Наной Акуфо-Аддо.

9 января 2022 г. в Аккре состоялся внеочередной саммит ЭКОВАС. Предложение о продлении переходного периода в Мали было отвергнуто, а на страну были наложены санкции, наподобие введенных в 2020 г. Государства-члены ЭКОВАС отозвали из Бамако своих послов, закрыли сухопутные и воздушные границы с Мали, приостановили торговые и финансовые контакты с этой страной. Активы правительства Мали в центральных банках государств-членов ЭКОВАС были заморожены, программы помощи развитию по линии Сообщества и его специальных учреждений приостановлены. Было принято решение о подготовке к развертыванию сил постоянной готовности ЭКОВАС [21]. По мнению экспертов Международного центра подготовки миротворцев имени Кофи Аннана, санкции могут нанести серьезный ущерб благосостоянию населения Мали и способствовать эскалации насилия в стране в условиях вооруженного конфликта [22].

Переговоры между правительством переходного периода и делегацией ЭКОВАС по вопросу о продолжительности переходного периода продолжились. В ходе внеочередного саммита в Аккре 25 марта 2022 г. было предложено ограничить переходный период в Мали сроком от двенадцати до шестнадцати месяцев [23]. 26 марта 2022 г. президент Мали Ассими Гойта продлил переходный период на два года. ЭКОВАС выразило по этому поводу сожаление [24]. 5 мая 2022 г. посредником ЭКОВАС по урегулированию политического кризиса в Мали был назначен президент Того Фор Гнассингбе [25]. В ходе шестьдесят первого саммита ЭКОВАС в Аккре 4 июля 2022 г. было принято решение о снятии с Мали экономических и финансовых санкций, а также о возвращении в Бамако послов государств-членов. В свою очередь малийская сторона заявила о готовности провести президентские выборы в 2024 г. [26], что будет означать завершение в стране переходного периода.

Дестабилизация политической ситуации в Сахеле коснулась и Буркина-Фасо. Несмотря на убедительную победу Рока Каборе в первом туре президентских выборов в Буркина-Фасо 22 ноября 2020 г. и последующее формирование правительства с участием оппозиционных политических партий, неудачи правительственных войск в борьбе с террористами, в конечном итоге, привели к дестабилизации политической системы в этой стране.

14 ноября 2021 г. в результате внезапного нападения террористов на населенный пункт Ината на севере Буркина-Фасо была разгромлена рота жандармов. 57 силовиков погибли. Одна из причин трагедии - отсутствие снабжения и безразличие командования к своим подчиненным [27]. Все это привело к обвинениям правительства в коррупции, выступлениям в Уагадугу и других городах Буркина-Фасо 27 ноября 2021 г. и к военному перевороту 24 января 2022 г. Президент Рок Каборе был свергнут подполковником Полем-Анри Дамибой, который возглавил Патриотическое движение за спасение и восстановление (ПДСВ).

29 января 2022 г. в Уагадугу направилась делегация под руководством председателя Комиссии ЭКОВАС Жаном-Клодом Касси Бру (ивуарец) и министра иностранных дел Ганы Ширли Айоркор Ботчвей. По итогам переговоров с ПДСВ на внеочередном саммите ЭКОВАС в Аккре 3 февраля 2022 г. было принято решение о приостановлении членства Буркина-Фасо в Сообществе. Главы государств-членов ЭКОВАС призвали военные власти Буркина-Фасо приступить к формированию органов власти переходного периода и утверждению электорального календаря для скорейшего возвращения к конституционному правлению [28]. Санкции в отношении Буркина-Фасо не были введены. Осуществление контактов с новыми буркинийскими властями было поручено Комиссии ЭКОВАС.

1 марта 2022 г. подполковник Поль-Анри Дамиба утвердил Устав переходного периода, согласно которому был установлен срок для восстановления конституционного

правления посредством проведения выборов - три года, а на следующий день прошла церемония его инаугурации в качестве президента переходного периода. 5 марта 2022 г. было назначено правительство переходного периода во главе с премьер-министром Альбером Уэдраого, преподавателем Университета Уагадугу и предпринимателем [29].

В ходе внеочередного саммита ЭКОВАС в Аккре 25 марта 2022 г. главы государств-членов Сообщества выразили озабоченность по поводу срока переходного периода в три года и потребовали у правительства переходного периода Буркина-Фасо до 25 апреля 2022 г. представить «приемлемый» план переходного периода, угрожая в противном случае наложить на страну финансовые и экономические санкции [30].

На состоявшемся 4 июня 2022 г. в Аккре внеочередном саммите ЭКОВАС было принято решение о назначении бывшего президента Нигера Махамаду Иссуфу в качестве посредника по Буркина-Фасо [31]. В ходе шестьдесят первого саммита ЭКОВАС в Аккре 4 июля 2022 г. буркинийские власти согласились утвердить срок переходного периода, который должен длиться два года с 1 июля 2022 г., то есть до 1 июля 2024 г. [32].

30 сентября 2022 г. в Буркина-Фасо произошел новый военный переворот. Подполковник Анри-Поль Дамиба был свергнут капитаном Ибрагимом Траоре «за отход от идеалов ПДСВ». Было приостановлено действие Конституции и Устава переходного периода, распущены Правительство и Законодательное собрание переходного периода [33]. В Уагадугу прошли демонстрации в поддержку Ибрагима Траоре. Свергнутый Анри-Поль Дамиба по итогам переговоров при посредничестве традиционных и религиозных лидеров подал в отставку и выехал в Того [34].

30 сентября 2022 г. Комиссия ЭКОВАС осудила военный переворот в Буркина-Фасо [35]. 4 октября 2022 г. в Уагадугу прибыла делегация ЭКОВАС во главе с бывшим президентом Нигера Махамаду Иссуфу. Переговоры завершились успешно: Ибрагим Траоре заявил о готовности соблюдать международные обязательства и динамичный компромисс между Буркина-Фасо и ЭКОВАС [36].

Текущая ситуация и перспективы урегулирования конфликта

в Сахельском регионе

В настоящее время вооруженный конфликт в Сахеле далек от урегулирования. Ведение переговоров с вооруженными экстремистами нецелесообразно в силу их радикализации и связей с международным терроризмом. Опыт 2012-2013 гг. показал, что исламисты использовали переговоры для накопления сил и подготовки очередного наступления. Достижение победы на поле боя затруднено, поскольку боевики в условиях бедности и безработицы, а также межэтнических столкновений имеют практически неограниченные возможности пополнения своих рядов. ЭКОВАС не хватает сил и средств для урегулирования конфликта в Сахеле, однако сотрудничество между государствами-членами в целях недопущения распространения терроризма представляется шагом в правильном направлении.

Пути трех стран региона, охваченных конфликтом, стали расходиться. Военное руководство Мали, учитывая более чем десятилетний опыт борьбы с террористическими формированиями, а также антифранцузские настроения населения, пошло на разрыв сотрудничества с Францией. В начале февраля 2022 г. посол Франции был выслан из Мали за враждебные высказывания по отношению к стране пребывания, а в середине февраля 2022 г. малийская сторона потребовала немедленного вывода французских войск из страны [37]. 16 мая 2022 г. малийцы вышли из состава «Сахельской пятерки» в связи с отказом Группы предоставить Мали статус председателя в связи с давлением «внере-

гионального государства» [38]. При этом власти Мали обратились к частной военной компании из России с просьбой о помощи в борьбе с терроризмом [39].

Недовольство в отношении бывшей метрополии наблюдается и в Буркина-Фасо. В ноябре 2021 г. жители нескольких городов предпринимали попытки блокировать французский военный конвой, следовавший из Кот-д'Ивуара в Нигер [40]. В конечном итоге французы были вынуждены изменить маршрут и покинуть территорию Буркина-Фасо кратчайшим путём. 1 октября 2022 г. после военного переворота манифестанты разгромили и подожгли фасад посольства Франции в Уагадугу [41]. На этом фоне в Буркина-Фасо появились демонстранты с российскими флагами, призывающие власти к сотрудничеству с Россией [42]. Новое руководство Буркина-Фасо оказалось «на перепутье».

Относительную политическую стабильность демонстрирует Нигер, где 27 декабря 2020 г. и 21 февраля 2021 г. прошли президентские выборы, победу на которых одержал Мохамед Базум, преемник Махамаду Иссуфу, занимавшего пост президента в течение двух сроков. Нигер продолжает активно сотрудничать с Францией в военно-технической сфере. Следует отметить, что у Франции в Нигере имеются обширные экономические интересы: из этой западноафриканской страны в бывшую метрополию осуществляются стратегически важные поставки урана.

Итак, на сегодняшний день вооруженный конфликт в Сахеле является серьезной угрозой для региональной безопасности по всей Западной Африке в силу возможности расползания очага международного терроризма по всему региону. В ЭКОВАС осознают важность совместных усилий по урегулированию сахельского конфликта и пытаются противодействовать террористической угрозе, однако недостаточность имеющихся сил и средств не позволяют ему добиться долгосрочных ощутимых результатов. Роль ЭКОВАС в мирном урегулировании в Сахеле, скорее всего, будет возрастать в условиях ослабления влияния Франции в регионе, о чём наглядно свидетельствуют события в Мали и Буркина-Фасо.

Представляется, что опыт конфликта в Сахельском регионе наглядно демонстрирует необходимость комплексного решения проблемы. Военные перевороты в Мали и Буркина-Фасо стали показателем хрупкости гражданского правления. Поражения правительственных войск от радикальных исламистов подрывают авторитет правительства и приводят к недовольству как военных, так и широких слоев населения.

Крах гражданских правительств в Мали и Буркина-Фасо поставили Сообщество перед дилеммой. ЭКОВАС может ввести санкции в отношении государства, находящегося под властью военных, что серьезно повредит борьбе против исламистов, так как приведет к дальнейшему обнищанию населения и усилит позиции радикалов. С другой стороны, существуют опасения, что, если Сообщество закроет глаза на продолжительное неконституционное правление в охваченных войной странах Сахеля, это может спровоцировать попытки военных переворотов в других государствах-членах.

В этой связи искоренение очага международного терроризма, представляющего угрозу государственности Мали, а также соседних Буркина-Фасо и Нигера, стоило бы рассматривать как приоритетную задачу и не злоупотреблять использованием санкций.

Источники

1. Communiqué final du Sommet Extraordinaire. ECOWAS, https://www.ecowas.int/wp-content/uploads/2015/02/2012-Ext-March.pdf (дата обращения 01.07.2022)

2. Mali: un mouvement islamiste appelle à appliquer la charia par les armes. Atlasinfo.fr. https://atlasinfo.fr/Mali-un-mouvement-islamiste-appelle-a-appliquer-la-charia-par-les-armes_a26787. html (дата обращения 30.06.2022)

3. Historique de l'opération MISMA. Mission de l'Union Africaine pour le Mali et le Sahel. http://www.au-misahel.org/historique-de-loperation-misma/ (дата обращения 25.06.2022)

4. Mali: Djibrill Bassolé compte sur le rendez-vous du 10 janvier pour éviter une reprise des hostilités. Mali Web. https://www.maliweb.net/cedeao/mali-djibrill-bassole-compte-sur-le-rendez-vous-du-10-janvier-pour-eviter-une-reprise-des-hostilites-l 15704.html (дата обращения: 01.07.2022)

5. Communiqué final de la Session Extraordinaire de la Conférence des Chefs d'Etat et de Gouvernement. ECO WAS. https ://www. ecowas. int/wp-content/uploads/2015/02/2013 -Extra-Jan-Mali.pdf (дата обращения 21.06.2022)

6. Dans le centre du Mali, les populations prises au piège du terrorisme et du contre-terrorisme. Rapport d'enquête. Fédération Internationale pour les Droits Humains, https://www.fidh.org/ IMG/pdf/fidh centre du mali les populations jrises_aujie_ge_du_terrorisme_et_contre_terrorism e.pdf (дата обращения 24.06.2022)

7. Crise au Sahel. United Nations High Commissioner for Refugees. https://data.unhcr.org/ fr/situations/sahelcrisis (дата обращения 01.07.2022)

8. Сап the Accra Initiative prevent terrorism in West African coastal states? United Nations Office for the Coordination of Humanitarian Affairs. https://reliefweb.int/report/benin/can-accra-initiative-prevent-terrorism-west-african-coastal-states (дата обращения 01.07.2022)

9. Mini Sommet d'Urgence sur la Situation au Mali. ECOWAS, https://www.ecowas.int/wp-content/uploads/2015/02/2012-Mini-March.pdf (дата обращения 01.07.2022)

10. Mali: 14 morts et 40 blessés lors des manifestations antirégime de juillet 2020 (MINUSMA). Agence Anadolu. https://www.aa.com.tr/fr/afrique/mali-14-morts-et-40-bless%C3%A9s-lors-des-manifestations-antir%C3%A9gime-de-juillet-2020-minusma/2091168 (дата обращения 01.07.2022)

11. Déclaration des Chefs d'Etat et de Gouvernement sur le Mali. ECOWAS, https://www.ecowas. int/wp-content/uploads/2020/08/DECLARATION-DES-CHEFS-D-ETAT-SUR-LE-MALI-200820.pdf (дата обращения 01.07.2022)

12. Mali: arrivée de la délégation de la CEDEAO à Bamako. AfricaNews. https://fr.africanews. com/2020/08/22/mali-arrivee-de-la-delegation-de-la-cedeao-a-bamako/ (дата обращения 27.06.2022)

13. Déclaration des Chefs d'Etat et de Gouvernement sur le Mali. ECOWAS, https://www.ecowas. int/wp-content/uploads/2020/08/FR-DECLARATION-CEDEAO-MALI-280820.pdf (дата обращения 25.06.2022)

14. Mali: le gouvernement de transition enfin en place. Le Point, https://www.lepoint.fr/ afrique/mali-le-gouvernement-de-transition-enfin-en-place-06-10-2020-2395022_3826.php (дата обращения 01.07.2022)

15. Déclaration of Heads of State and Government on Mali. ECOWAS, https://www.ecowas.int/ wp-content/uploads/2020/10/Eng_Declaration-levee-de-sanctions-Mali-Octobre-2020.pdf (дата обращения 22.06.2022)

16. Au Mali, un 27 février sans élection. Jeune Afrique, https://www.jeuneafrique.com/ 1319259/politique/au-mali-un-27-fevrier-sans-election/ (дата обращения 28.06.2022)

17. Communiqué final du Sommet Extraordinaire sur la situation politique au Mali du 30 mai 2021. Ouestaf.com. https://www.ouestaf.com/communique-final-du-sommet-extraordinaire-de-la-cedeao-sur-la-situation-politique-au-mali-du-30-mai-2021/ (дата обращения 01.07.2022)

18. Communiqué de la Mission du Médiateur au Mali. ECOWAS, https://ecowas.int/?p=49039& lang=fr (дата обращения 28.06.2022).

19. Communiqué final de la 59ème Session Ordinaire de la Conférence des Chefs d'Etat et de Gouvernement. ECOWAS, https://www.ecowas.int/wp-content/uploads/2021/06/Final-Communique %CC%81-FR.pdf (дата обращения 27.06.2022)

20. Mali: les Assises de la refondation recommandent une prolongation de la transition. Jeune Afrique, https://www.jeuneafrique.com/1288219/politique/mali-les-assises-de-la-refondation-recom-mandent-une-prolongation-de-la-transition/ (дата обращения 01.07.2022)

21. Communiqué final de la 4ème Session Extraordinaire de la Conférence des Chefs d'Etat et de Gouvernement sur la situation politique au Mali. ECOWAS, https://www.ecowas.int/wp-content/uploads/2022/0 l/Final-Communique-ECOWAS-Summit-on-Mali-220109-Fr.pdf (дата обращения 25.06.2022)

22. Axelrod I.Z., Anning K. Mali, Democracy and ECOWAS's Sanctions Regime. Kofi Annan International Peacekeeping Training Centre Policy Brief 9, Accra, 2020.

23. Extraordinary Summit of the ECOWAS Authority of Heads of State and Government on the Situation in Mali, Guinea and Burkina. ECOWAS, https://ecowas.int/wp-content/uploads/2022/03/ Eng-Final-Communique%CC%8 l-Extra-Summit-25-mars-a%CC%80-23h.pdf (дата обращения 30.06.2022)

24. La CEDEAO "regrette" la décision du Mali sur la prorogation de la transition de 24 mois. Agence Anadolu. https://www.aa.com.tr/fr/afrique/la-c%C3%A9d%C3%A9ao-regrette-la-d%C3% A9cision-du-mali-sur-la-prorogation-de-la-transition-de-24-mois/2608377 (дата обращения 24.06.2022)

25. Togo: Faure Gnassingbé en médiateur de la crise au Mali. Africa News. https://fr.africanews. com/2022/05/05/togo-faure-gnassingbe-en-mediateur-de-la-crise-au-mali/ (дата обращения 30.06.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. ECOWAS lifts Mali sanctions, agrees on Burkina transition. Africa News. https://africanews. com/2022/07/04/ecowas-lifts-mali-sanctions-agrees-on-burkina-transition/ (дата обращения 30.06. 2022)

27. Coup d'État au Burkina Faso: Et maintenant que faire? LeFaso.net. https://lefaso.net/ spip.php?articlel 10723 (дата обращения 30.06.2022)

28. Communiqué final du Sommet Extraordinaire sur la situation politique au Mali. Ouestaf.com. https://www.ouestaf.com/cedeao-sommet-extraordinaire-de-la-conference-des-chefs-detat-et-de-gouvernement-du-03-fevrier-2022-le-communique-final/ (дата обращения 25.06.2022)

29.. Burkina Faso : qui est Albert Ouédraogo, le nouveau Premier ministre de Paul-Henri Damiba? Jeune Afrique, https://www.jeuneafrique.com/1323018/politique/burkina-faso-qui-est-albert-ouedraogo-le-nouveau-premier-ministre-de-paul-henri-damiba/ (дата обращения 01.07.2022)

30. Final Communique of Extraordinary Summit of the Authority of Heads of State and Government on the situation in Mali, Guinea and Burkina Faso. ECOWAS, https://ecowas.int/wp-content/uploads/2022/03/Eng-Final-Communique%CC%81-Extra-Summit-25-mars-a%CC%80-23h.pdf (дата обращения 01.07.2022)

31. Communiqué final du Sommet Extraordinaire de la Conférence des Chefs d'Etat et de Gouvernement sur la situation au Mali, en Guinee et au Burkina Faso. ECOWAS. https://ecowas.int/wp-content/uploads/2022/06/Fr-Communique%CC%81-Extra-Summit-4th-June-2022_VF-Ok-l.pdf (дата обращения 30.06.2022)

32. Burkina Faso : consensus entre autorités de la transition et la CEDEAO sur la durée de la transition. Agence Anadolu. https://www.aa.com.tr/fr/afrique/burkina-faso-consensus-entre-autorit% C3%A9s-de-la-transition-et-la-cedeao-sur-la-dur%C3%A9e-de-la-transition/2644851 (дата обращения 06.10.2022)

33. Burkina Faso: Un groupe de militaires renverse le LCL Damiba. LeFaso.net. https://lefaso.net/spip.php7articlell6358 (дата обращения 06.10.2022)

34. Burkina: Paul-Henri Sandaogo Damiba en exil au Togo. Jeune Afrique. https://jeuneafrique. com/1382043/politique/burkina-paul-henri-sandaogo-damiba-en-exil-au-togo/ (дата обращения 06.10.2022)

35. Coup d'État au Burkina : La CEDEAO demande le maintien du délai de juillet 2024 pour le retour à l'ordre constitutionnel. LeFaso.net. https://lefaso.net/spip.php7articlell6360 (дата обращения 06.10.2022)

36. Burkina Faso: La CEDEAO compte accompagner la transition jusqu'à un retour à un ordre constitutionnel normal. LeFaso.net. https://lefaso.net/spip.php7articlell6469 (дата обращения 06.10.2022)

37. Mali: la junte au pouvoir demande à la France le retrait de ses troupes "sans délai". France 24. https://www.france24.com/fr/afrique/20220218-mali-la-junte-au-pouvoir-demande-%C3%A0-la-fran-ce-le-retrait-des-troupes-sans-d%C3%A91ai (дата обращения 01.07.2022)

38. Le Mali se retire du G5 Sahel. Jeune Afrique, https://www.jeuneafrique.com/1346607/ politique/le-mali-se-retire-du-g5-sahel/ (дата обращения 30.06.2022)

39. Лавров: Мали обратилась к частной военной компании из РФ для помощи в борьбе с терроризмом. ТАСС, https://tass.ru/politika/12507149 (дата обращения 01.07.2022)

40. Burkina Faso: des manifestants bloquent un convoi de l'armée française. TV5. https://information.tv5monde.com/afrique/burkina-faso-des-manifestants-bloquent-un-convoi-de-l-armee-francaise-433153 (дата обращения 06.10.2022)

41. Coup d'État au Burkina Faso: l'ambassade de France à Ouagadougou attaquée. Agence Anadolu. https://www.aa.com.tr/fr/afrique/coup-d-%C3%A9tat-au-burkina-faso-l-ambassade-de-fran-ce-%C3%A0-ouagadougou-attaqu%C3%A9e-/2700307 (дата обращения 06.10.2022)

42. Демонстранты в Буркина-Фасо развернули российские флаги в знак поддержки сотрудничества с Москвой. Российская газета, https://rg.ru/2022/10/01/demonstranty-v-burkina-faso-razvernuli-rossijskie-flagi-v-znak-podderzhki-sotrudnichestva-s-moskvoj .html (дата обращения 06.10.2022)

THE ARMED CONFLICT IN THE SAHEL REGION AND EFFORTS OF THE ECOWAS TO SETTLE IT

© 2022 Alexander Zhambikov

ZHAMBIKOV Alexander M., Applicant of the Institute for African Studies of the Russian Academy of Science. Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka str., 30/1, e-mail: aleksandrzhambikov@gmail. com

Abstract The article describes the armed conflict in the Sahel region, lasting for ten years and affecting three countries: Burkina Faso, Mali and Niger. The objective of research is to characterise and assess the activities of the regional organisation ECOWAS in the context of Sahel peace-settlement. The Sahel conflict was a direct consequence of destruction of the Libyan state, as a result of the civil war and NATO military intervention in 2011, which created conditions for rebel invasion to Mali in January 2012.

The ECOWAS initially tried to solve the conflict by means of mediation, at the same time considering deployment of peacemakers. The war in the Sahel region involved international terrorist groups and resulted in an attempt to establish an Islamic state in Northern Mali. The radicalisation of insurgents led to a collapse of peace talks in early 2013. The French military intervention in January 2013 had only temporary effect due to employment of guerrilla tactics by the terrorists. The ECOWAS troops were deployed to Mali, but the conflict further expanded to neighbouring Burkina Faso and Niger.

The Sahel conflict poses a serious threat to the entire Community, because it has caused degradation of social and political situation in the affected countries and tends to spread to the South to the Gulf of Guinea. The ECOWAS peace-settlement efforts have not yet succeeded due to limited personnel and resources of the organisation, however, cooperation among its member-states has so far proved useful in preventing the spread of terrorist operations to the South towards the Gulf of Guinea.

The armed conflict in the Sahel region has resulted in military coups d'état in Mali and Burkina Faso, which is a matter of concern for the ECOWAS that aims at strengthening democracy and good governance among member-states. The research resulted in revelation of the dilemma for the ECOWAS: to continue support to military regimes in Sahel to combat terrorism or impose sanctions against them. The author argues that sanctions can be counterproductive and allow extremists to strengthen their positions in the Sahel region.

Keywords: Burkina Faso, Mali, Niger, Sahel, ECOWAS, military coup d'état

DOI: 10.31132/2412-5717-2022-61-4-100-114

References

Au Mali, un 27 février sans election. Jeune Afrique, https://www.jeuneafrique.com/1319259 /politique/au-mali-un-27-fevrier-sans-election/ (accessed 28.06.2022)

Axelrod I.Z., Anning K. Mali, Democracy and ECOWAS's Sanctions Regime. Kofi Annan International Peacekeeping Training Centre Policy Brief 9, Accra, 2020.

Burkina Faso: consensus entre autorités de la transition et la CEDEAO sur la durée de la tran30/l, sition. Agence Anadolu. https://www.aa.com.tr/fr/afrique/burkina-faso-consensus-entre-autorit%C3% A9s-de-la-transition-et-la-cedeao-sur-la-dur%C3%A9e-de-la-transition/2644851 (accessed 06.10.2022)

Burkina Faso : des manifestants bloquent un convoi de l'armée française. TV5. https://infor-mation.tv5monde.com/afrique/burkina-faso-des-manifestants-bloquent-un-convoi-de-l-armee-franca-ise-433153 (accessed 06.10.2022)

Burkina Faso: La CEDEAO compte accompagner la transition jusqu'à un retour à un ordre constitutionnel normal. LeFaso.net. https://lefaso.net/spip.php7articlell6469 (accessed 06.10.2022)

Burkina Faso: qui est Albert Ouédraogo, le nouveau Premier ministre de Paul-Henri Damiba? Jeune Afrique, https://www.jeuneafrique.eom/l323018/politique/burkina-faso-qui-est-albert-ouedra-ogo-le-nouveau-premier-ministre-de-paul-henri-damiba/ (accessed 01.07.2022)

Burkina Faso: Un groupe de militaires renverse le LCL Damiba. LeFaso.net. https://lefaso.net/ spip.php?articlel 16358 (accessed 06.10.2022)

Burkina: Paul-Henri Sandaogo Damiba en exil au Togo. Jeune Afrique. https://www.jeuneafrique. com/1382043/politique/burkina-paul-henri-sandaogo-damiba-en-exil-au-togo/ (accessed 06.10.2022)

Can the Accra Initiative prevent terrorism in West African coastal states? United Nations Office for the Coordination of Humanitarian Affairs, https://reliefweb.int/report/benin/can-accra-initiative-prevent-terrorism-west-african-coastal-states (accessed 01.07.2022)

Communiqué de la Mission du Médiateur au Mali. ECOWAS. https://ecowas.int/?p=4903 9&lang=fr (accessed 28.06.2022)

Communiqué final de la 4ème Session Extraordinaire de la Conférence des Chefs d'Etat et de Gouvernement sur la situation politique au Mali. ECOWAS, https://www.ecowas.int/wp-content/ uploads/2022/01/Final-C ommunique-ECOWAS-Summit-on-Mali-220109-Fr.pdf (accessed 25.06.2022)

Communiqué final de la 59ème Session Ordinaire de la Conférence des Chefs d'Etat et de Gouvernement. ECOWAS, https://www.ecowas.int/wp-content/uploads/2021/06/Final-Communique% CC%81-FR.pdf (accessed 27.06.2022)

Communiqué final de la Session Extraordinaire de la Conférence des Chefs d'Etat et de Gouvernement. ECO WAS. https ://www. ecowas. int/wp-content/uploads/2015/02/2013 -Extra-Jan-Mali.pdf (accessed 21.06.2022)

Communiqué final du Sommet Extraordinaire. ECOWAS, https://www.ecowas.int/wp-content/uploads/2015/02/2012-Ext-March.pdf (accessed 01.07.2022)

Communiqué final du Sommet Extraordinaire de la Conférence des Chefs d'Etat et de Gouvernement sur la situation au Mali, en Guinee et au Burkina Faso. ECOWAS, https://ecowas.int/ wp-content/uploads/2022/06/Fr-Communique%CC%8 l-Extra-Summit-4th-June-2022_VF-Ok-l.pdf (accessed 30.06.2022)

Communiqué final du Sommet Extraordinaire sur la situation politique au Mali. Ouestaf.com. https://www.ouestaf.com/cedeao-sommet-extraordinaire-de-la-conference-des-chefs-detat-et-de-gouvernement-du-03-fevrier-2022-le-communique-final/ (accessed 25.06.2022)

Communiqué final du Sommet Extraordinaire sur la situation politique au Mali du 30 mai 2021. Ouestaf.com. https://www.ouestaf.com/communique-final-du-sommet-extraordinaire-de-la-cedeao-sur-la-situation-politique-au-mali-du-30-mai-2021/ (accessed 01.07.2022)

Coup d'État au Burkina Faso: Et maintenant que faire ? LeFaso.net. https://lefaso.net/ spip.php?articlel 10723 (accessed 30.06.2022)

Coup d'État au Burkina Faso: l'ambassade de France à Ouagadougou attaquée. Agence Anadolu. https://www.aa.com.tr/fr/afrique/coup-d-%C3%A9tat-au-burkina-faso-l-ambassade-de-france-%C3%A0-ouagadougou-attaqu%C3%A9e-/2700307 (accessed 06.10.2022)

Coup d'État au Burkina: La CEDEAO demande le maintien du délai de juillet 2024 pour le retour à l'ordre constitutionnel. LeFaso.net. https://lefaso.net/spip.php7articlell6360 (accessed 06.10.2022)

Crise au Sahel. United Nations High Commissioner for Refugees, https://data.unhcr.org/fr/ situations/sahelcrisis (accessed 01.07.2022)

Dans le centre du Mali, les populations prises au piège du terrorisme et du contre-terrorisme. Rapport d'enquête. Fédération Internationale pour les Droits Humains. https://www.fidh.org/IMG/ pdf/fidh centre du mali_les_populations_prises_au_pie_ge_du_terrorisme_et_contre_terrorisme.pdf (accessed 24.06.2022)

Declaration des Chefs d'Etat et de Gouvernement sur le Mali. ECOWAS, https://www.ecowas.int/ wp-content/uploads/2020/08/DECLARATION-DES-CHEFS-D-ETAT-SUR-LE-MALI-200820.pdf (accessed 01.07.2022)

Declaration des Chefs d'Etat et de Gouvernement sur le Mali. ECOWAS, https://www.ecowas.int/ wp-content/uploads/2020/08/FR-DECLARATION-CEDEAO-MALI-280820.pdf (accessed 25.06. 2022) Declaration of Heads of State and Government on Mali. ECOWAS, https://ecowas.int/wp-content/ uploads/2020/10/Eng_Declaration-levee-de-sanctions-Mali-Octobre-2020.pdf (accessed 22.06.2022)

Demonstrators in Burkina Faso unfurl Russian flags in support of cooperation with Moscow. (In Russ.) Rossiyskaya Gazeta. https://rg.ru/2022/10/01/demonstranty-v-burkina-faso-razvernuli-rossij-skie-flagi-v-znak-podderzhki-sotrudnichestva-s-moskvoj.html (accessed 06.10.2022)

ECOWAS lifts Mali sanctions, agrees on Burkina transition. Africa News. https://africanews. com/2022/07/04/ecowas-lifts-mali-sanctions-agrees-on-burkina-transition/

Extraordinary Summit of the ECOWAS Authority of Heads of State and Government on the Situation in Mali, Guinea and Burkina. ECOWAS, https://ecowas.int/wp-content/uploads/2022/03/ Eng-Final-Communique%CC%8l-Extra-Summit-25-mars-a%CC%80-23h.pdf (accessed 30.06.2022) Final Communique of Extraordinary Summit of the Authority of Heads of State and Government on the situation in Mali, Guinea and Burkina Faso. ECOWAS, https://ecowas.int/wp-content/ uploads/2022/03/Eng-Final-Communique%CC%81-Extra-Summit-25-mars-a%CC%80-23h.pdf (accessed 01.07.2022)

Historique de l'opération MISMA. Mission de l'Union Africaine pour le Mali et le Sahel. http://www.au-misahel.org/historique-de-loperation-misma/ (accessed 25.06.2022)

La CEDEAO "regrette" la décision du Mali sur la prorogation de la transition de 24 mois. Agence Anadolu. https://www.aa.com.tr/fr/afrique/la-c%C3%A9d%C3%A9ao-regrette-la-d%C3%A9cision-du-mali-sur-la-prorogation-de-la-transition-de-24-mois/2608377 (accessed 24.06.2022)

Lavrov: Mali turned to a private military company from the Russian Federation to help in the fight against terrorism. (In Russ.) TASS. https://tass.ru/politika/12507149 (accessed 01.07.2022)

Le Mali se retire du G5 Sahel. Jeune Afrique, https://www.jeuneafrique.com/1346607/politique/ le-mali-se-retire-du-g5-sahel/ (accessed 30.06.2022)

Mali: 14 morts et 40 blessés lors des manifestations antirégime de juillet 2020 (MINUSMA). Agence Anadolu. https://aa.com.tr/fr/afrique/mali-14-morts-et-40-bless%C3%A9s-lors-des-manifesta-tions-antir%C3%A9gime-de-juillet-2020-minusma/2091168 (accessed 01.07.2022)

Mali: arrivée de la délégation de la CEDEAO à Bamako. AfricaNews. https://fr.africanews. com/2020/08/22/mali-arrivee-de-la-delegation-de-la-cedeao-a-bamako/ (accessed 27.06.2022)

Mali: Djibrill Bassolé compte sur le rendez-vous du 10 janvier pour éviter une reprise des hostilités. Mali Web. https://maliweb.net/cedeao/mali-djibrill-bassole-compte-sur-le-rendez-vous-du-10-janvier-pour-eviter-une-reprise-des-hostilites-l 15704.html (accessed 01.07.2022)

Mali: la junte au pouvoir demande à la France le retrait de ses troupes "sans délai". France 24. https://www.france24.com/fr/afrique/20220218-mali-la-junte-au-pouvoir-demande-%C3%A0-la-france-le-retrait-des-troupes-sans-d%C3%A91ai (accessed 01.07.2022)

Mali: le gouvernement de transition enfin en place. Le Point, https://www.lepoint.fr/afrique/mali-le-gouvernement-de-transition-enfin-en-place-06-10-2020-2395022_3826.php (accessed 01.07.2022)

Mali: les Assises de la refondation recommandent une prolongation de la transition. Jeune Afrique, https://www.jeuneafrique.com/1288219/politique/mali-les-assises-de-la-refondation-recom-mandent-une-prolongation-de-la-transition/ (accessed 01.07.2022)

Mali: un mouvement islamiste appelle à appliquer la charia par les armes. Atlasinfo.fr. https://atlasinfo.fr/Mali-un-mouvement-islamiste-appelle-a-appliquer-la-charia-par-les-armes_a26787.html (accessed 30.06.2022)

Mini Sommet d'Urgence sur la Situation au Mali. ECOWAS, https://www.ecowas.int/wp-content/uploads/2015/02/2012-Mini-March.pdf (accessed 01.07.2022)

Togo: Faure Gnassingbé en médiateur de la crise au Mali. Africa News. https://fr.africanews. com/2022/05/05/togo-faure-gnassingbe-en-mediateur-de-la-crise-au-mali/ (accessed 07.07.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.