Научная статья на тему 'ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ГОСУДАРСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРЕСОВ ГЛОБАЛЬНЫХ И ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ'

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ГОСУДАРСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРЕСОВ ГЛОБАЛЬНЫХ И ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
158
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ГЛОБАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИМПЕРИЯ / ИНТЕРЕСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИМПЕРИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Комлева Наталья Александровна

Вооруженные силы государства рассматриваются как инструмент обслуживания интересов глобальных и транснациональных корпораций. Проблема изучается в рамках методологии геополитического реализма. Утверждается, что глобальные и транснациональные корпорации представляют собой экономические империи и имеют структуру, характерную для империи как таковой: имперский центр (конкретная корпорация), инклюзии (поглощенные данной корпорацией другие глобальные и транснациональные корпорации) и экономические лимитрофы (зависимые компании, в составе акционерного капитала которых данная корпорация имеет блокирующий/контрольный пакет). С распадом СССР и мировой системы социализма экономические империи становятся глобальным актором не только экономических, но также политических и социокультурных процессов, и под их влиянием происходит переформатирование самого по себе института государства. Оно трансформируется в корпорацию-государство и становится социальным ресурсом борьбы корпораций во всех геополитических пространствах. Вследствие этого вооруженные силы как структурный элемент государства служат не столько интересам общества в целом, сколько преимущественно интересам глобальных и транснациональных корпораций, базирующихся в данной стране. Основными функциями вооруженных сил корпорации-государства в процессе ведения конвенциональных боевых действий в защиту интересов конкретных экономических империй являются следующие: вооруженная борьба со структурами, представляющими интересы противостоящих экономических империй; силовой контроль территории с ресурсами, разрабатывающимися глобальными и транснациональными корпорациями, базирующимися в корпорации-государстве, структурным элементом которого являются применяемые вооруженные силы; создание препятствия (постоянной военной угрозы) для проникновения на определенную ресурсную территорию конкурирующих экономических империй без применения технологий вооруженного захвата или размещения военных баз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARMED FORCES OF THE STATE AS AN INSTRUMENT TO SERVE THE INTERESTS OF GLOBAL AND TRANSNATIONAL CORPORATIONS

In the article, the armed forces of the state are considered as a tool to serve the interests of global and transnational corporations. The problem is studied within the framework of the methodology of geopolitical realism. It is argued that the global and transnational corporations are economic empires and they have a structural characteristic of an empire as such: imperial center (a particular corporation), inclusions (other global and transnational corporations absorbed by this corporation) and economic limitrophes (dependent companies, in the share capital of which this global or transnational corporation has a blocking/controlling stake). With the collapse of the USSR and the world system of socialism, economic empires become a global actor not only in economic processes, but also in political and socio-cultural processes. Under the influence of these processes, the institution of the state itself is reformatted. It is transformed into a corporation-state and becomes a social resource for the struggle of corporations in all geopolitical spaces. As a result, the armed forces, as a structural element of the state, serve not so much the interests of society as a whole, but mainly the interests of global and transnational corporations based in a given country. The main functions of the armed forces of the corporation-state in the process of conducting conventional military operations in defense of the interests of specific economic empires are the following: an armed struggle with organizations representing the interests of opposing economic empires; control of a territory with the resources that are being developed by ledger-based corporations located in the state, the structural element of which is these armed forces; the creation of obstacles (constant military threat) to penetrate a certain resource territory of competing economic empires without the use of warfare technologies or military bases.

Текст научной работы на тему «ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ГОСУДАРСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРЕСОВ ГЛОБАЛЬНЫХ И ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ»

Военная политика

УДК 327.2

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ГОСУДАРСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРЕСОВ ГЛОБАЛЬНЫХ И ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ

Н. А. Комлева

Центр геополитического анализа Академии геополитических проблем, Российская Федерация, 121108, Москва, ул. Г. Гурина, 10

Вооруженные силы государства рассматриваются как инструмент обслуживания интересов глобальных и транснациональных корпораций. Проблема изучается в рамках методологии геополитического реализма. Утверждается, что глобальные и транснациональные корпорации представляют собой экономические империи и имеют структуру, характерную для империи как таковой: имперский центр (конкретная корпорация), инклюзии (поглощенные данной корпорацией другие глобальные и транснациональные корпорации) и экономические лимитрофы (зависимые компании, в составе акционерного капитала которых данная корпорация имеет блокирующий/контрольный пакет). С распадом СССР и мировой системы социализма экономические империи становятся глобальным актором не только экономических, но также политических и социокультурных процессов, и под их влиянием происходит переформатирование самого по себе института государства. Оно трансформируется в корпорацию-государство и становится социальным ресурсом борьбы корпораций во всех геополитических пространствах. Вследствие этого вооруженные силы как структурный элемент государства служат не столько интересам общества в целом, сколько преимущественно интересам глобальных и транснациональных корпораций, базирующихся в данной стране. Основными функциями вооруженных сил корпорации-государства в процессе ведения конвенциональных боевых действий в защиту интересов конкретных экономических империй являются следующие: вооруженная борьба со структурами, представляющими интересы противостоящих экономических империй; силовой контроль территории с ресурсами, разрабатывающимися глобальными и транснациональными корпорациями, базирующимися в корпорации-государстве, структурным элементом которого являются применяемые вооруженные силы; создание препятствия (постоянной военной угрозы) для проникновения на определенную ресурсную территорию конкурирующих экономических империй без применения технологий вооруженного захвата или размещения военных баз.

Ключевые слова: государство, вооруженные силы, глобальная корпорация, транснациональная корпорация, экономическая империя, интересы экономической империи.

Роль и значение вооруженных сил1 в современном обществе активно исследуют в русскоязычной литературе А. В. Брега, А. И. Владимиров, Т. Н. Ива-

1 Понятия «вооруженные силы» и «армия» в научной литературе используются как взаимозаменяемые синонимы, поэтому в данной статье они также будут использоваться как синонимичные.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2021

https://doi.org/10.21638/spbu23.2021.206

нова, А. А. Кокошин, О. А. Лавров, А. В. Лебедев, С. М. Пузикова, В. М. Родачин, Т. И. Трошина, а в зарубежной — Х. Болдуин, Ж. Доорн, Д. Шлоссер. Однако все исследователи обращают внимание лишь на аспекты существования и функционирования армии как института, встроенного в структуру государства. Специфика функционирования вооруженных сил как инструмента экономической экспансии глобальных и транснациональных корпораций пока не получила освещения в научной литературе2. Данная статья является попыткой частичного заполнения образовавшейся исследовательской лакуны.

Вооруженные силы входят в структуру института государства и являются частью его силового блока. Обычно это так называемая регулярная армия. «Регулярная армия — постоянная армия (вооруженные силы), имеющая установленные организацию, систему комплектования, порядок прохождения военной службы, обучения и воспитания личного состава, типовое вооружение и форму одежды военнослужащих, а также централизованную систему управления и обеспечения материально-техническими средствами» [Регулярная армия...]. Не отрицая данное определение, приведем и собственное. Армия — это совокупность людей, профессионально владеющих оружием, военной техникой и технологиями с целью защиты общества и государства от внешних вторжений, а также для осуществления его экспансии в географическом пространстве. В современный период вооруженные силы государства применяются и с другими целями, о чем подробнее будет сказано ниже.

С распадом СССР и мировой системы социализма глобальные и транснациональные корпорации (ГК/ТНК) быстро становятся основным глобальным актором не только экономических, но также политических и социокультурных процессов. В конце 2000-х годов XXI в., по нашему мнению, произошло замещение основных элементов военной, экономической, идеологической мощи государства элементами мощи ГК3. Более того, под влиянием ГК/ТНК происходит переформатирование самого по себе института государства. В течение 1990-х — 2000-х годов развитые государства мира фактически превратились вначале в государства-корпорации, а затем и в корпорации-государства. «Корпорация-государство — это такой административно-экономический комплекс, который, будучи хотя бы формально госаппаратом, играет самостоятельную и определяющую роль в данной стране; который в то же время ставит политико-экономические национальные интересы этой страны в зависимость от экономических аппаратно-ведомственных (корпоративных) или, по крайней мере, рассматривает первые сквозь призму вторых; который приватизировал в своих интересах характерные для государства как для института властные функции (приватизация власти-насилия) и в то же время отказался от выполнения большей части характерных для государства социальных обязательств и функций (или резко сократил их). <...> Нация-государство не сразу превращается в корпорацию-государство. Сначала оно трансформируется в государство-корпорацию, так сказать, денационализируется, приватизируется.

2 Впервые эта проблема была поднята: [Комлева, 2018].

3 Подробнее о такого рода замещении см.: [Комлева 2013].

В корпорации-государстве от государственности остаются минимальный контроль над границами и территорией и репрессивная мощь, которая резко возрастает в силу необходимости проведения курса на денационализацию и десоциализацию, способных вызвать протест и массовые волнения» [Фурсов]. Иными словами, государство становится социальным ресурсом борьбы корпораций во всех геополитических пространствах4. Вследствие этого вооруженные силы как структурный элемент государства служат не интересам общества в целом, но преимущественно интересам ТНК и ГК, базирующихся в данной стране.

Это утверждение необходимо пояснить.

Дадим определение империи как геополитического феномена. Империя — это совокупность геополитических пространств, находящихся под прочным и постоянным контролем мощного актора государственной или негосударственной природы с целью использования ресурсов этих пространств в интересах данного актора5. На основании концепции четырех геополитических пространств можно выделить две основных формы существования империй: 1) универсальная форма (включающая всю совокупность данных пространств), созидательным и контролирующим актором которой может быть только государство, в том числе и его вооруженные силы; 2) частичная форма (существующая лишь в одном из указанных геополитических пространств: экономические империи, идеологические империи, кибернетические империи), созидательным и контролирующим актором которых являются ГК/ТНК. Современные универсальные империи обычно имеют в своей структуре империи частичные, что провоцирует борьбу государственных структур и корпораций за контроль соответствующих пространств. Фактически это противостояние общесоциального интереса (в той или иной степени выражаемого государством) и интереса частного (выражаемого корпорациями).

В структуру универсальной империи, по мнению автора, входят: 1) имперский центр, 2) инклюзии и 3) лимитрофы. Имперский центр и инклюзии образуют так называемое тело империи. Современные ГК/ТНК, по нашему убеждению, имеют аналогичную структуру: имперский центр (конкретная ТНК/ГК), инклюзии (поглощенные данной корпорацией другие ТНК/ГК) и экономические лимитрофы (зависимые компании, в составе акционерного капитала которых данная ТНК/ГК имеет блокирующий/контрольный пакет).

Так, к примеру, американская автомобильная корпорация General Motors на пути превращения в глобальную экономическую империю последовательно включила в свой состав, присоединив к изначальному имперскому центру, к компании Olds Motor Vehicle Company (создана в 1898 г.), такие автомобильные корпорации, как американские Cadillac Automobile Company, Buick Motor

4 Автор выделяет четыре основных геополитических пространства: географическое, экономическое, информационно-идеологическое и информационно-кибернетическое.

5 Определение империи как общеполитического феномена (государственного образования) имеет другое содержание. Политологическую трактовку феномена империи см., например: [Мюнклер, 2015, Шапталов, 2008].

Company, Pontiac, Chevrolet, канадская McLaughlin Motor Company, а также инжиниринговая компания Dayton Engineering Laboratories. Затем инклюзиями General Motors стали британская Vauxhall Motors, германская Adam Opel. Экономическими лимитрофами General Motors являются Saab Automobile AB (50 % у General Motors), Fuji Heavy Industries и Fiat Auto S. p.A. (по 20 % у General Motors), Daewoo Motor Company [General Motors...].

Империи, существующие в любой форме, в том числе империи экономические, осуществляют экспансию во всех типах геополитических пространств, но с разной интенсивностью, в зависимости от типа империи.

Подчеркнем, что силовая составляющая ТНК/ГК, позволяющая им активно проводить экспансию в географическом пространстве для захвата и использования в своих интересах определенных ресурсов этого пространства (сырье, коммуникации, выход к морям, необходимая по количеству и качеству рабочая сила), имеет двоичную структуру: это совокупность частных воинских контингентов (ЧВК) для ведения неконвенциональных военных действий и вооруженные силы государства, используемые для осуществления конвенциональной войны в интересах данной корпорации/корпораций. В свое время министр обороны США Д. Рамсфелд опубликовал в журнале "Foreign Affairs" статью, в которой обозначил военную сферу как рыночную, а войну как таковую — как вид бизнеса, причем рынок военных услуг, по его мнению, уже превратился в глобальный. Рамсфелд вводит понятие «тотальные силы министерства обороны», куда включает регулярные вооруженные силы, резервные части, гражданский персонал и наемные частные вооруженные контингенты [Rumsfeld].

Войны в географическом пространстве XXI в. ведутся одновременно ЧВК и регулярными армиями определенных государств не только для защиты интересов соответствующих наций, представленных данными государствами, но преимущественно для осуществления экономических целей конкретных ГК и ТНК, являясь «движущейся границей» их экономических империй.

Назовем основные функции вооруженных сил корпорации-государства в процессе ведения конвенциональных боевых действий в защиту интересов конкретных экономических империй.

Борьба. Вооруженная борьба со структурами, представляющими интересы противостоящих экономических империй.

Экономические империи для вооруженного обеспечения своих интересов либо имеют собственные ЧВК, либо заключают контракты с мощными ЧВК. Обычно это крупные вооруженные формирования. «Британская компания G4S, присутствующая более чем в 120 странах под разными брендами, по численности персонала сопоставима с армией Пакистана. Работающая в 50 странах шведская Securitas AB (оказывает широкий спектр услуг — от консалтинга и расследований до комплексных решений с патрулированием объектов и защитой руководства) имеет больше сотрудников, чем бундесвер» [Габуев]. Однако если речь идет о контроле больших географических пространств, ЧВК с такой задачей не справляются, у них нет (по крайней мере, легально) соответствующих ресурсов: военной авиации, спутниковой разведки, военно-морского

флота6. Однако все эти ресурсы имеются у вооруженных сил мощного государства (региональной сверхдержавы, великой державы, глобальной сверхдержавы). Недаром ТНК/ГК выбирают в качестве реального местонахождения своего имперского центра именно указанные типы государств. Никто не базируется в «малых государствах», т. е. странах с ничтожными возможностями международного влияния и маломощной регулярной армией. Другое дело, что там охотно размещаются так называемые офшоры, т. е. территории с низкими или нулевыми налогами и упрощенной отчетностью для иностранных компаний. Офшорные компании являются нерезидентными по отношению к стране, где они зарегистрированы, что означает, что центр «контроля и управления» такой компании находится за рубежом.

Так, в Ираке, где при Саддаме Хусейне осуществлялся вариант так называемого арабского социализма, была проведена национализация собственности в основных отраслях производства, в том числе в добывающих. При этом нельзя сказать, что иностранные компании не допускались к разработке иракских недр вовсе, но над их деятельностью осуществлялся жесткий государственный контроль, причем иной раз условия контракта внезапно изменялись. Преодолеть это препятствие с помощью такого инструмента, как «цветная революция», западным ТНК/ГК и государствам их базирования не удалось. Тогда было предпринято прямое военное вторжение с артикулированной целью защиты попранных «тираном Саддамом» прав человека (2003). Война против Ирака была начата «исключительно в интересах крупных нефтяных компаний» [Габуев]. Западным ГК/ТНК «на штыках» удалось вернуться в Ирак и теперь уже вести свою деятельность на их собственных условиях. По итогам войны коалиции западных государств с Саддамом Хусейном «одна только американская корпорация Halliburton получила контракт на тушение горящих нефтяных скважин и восстановление нефтедобычи в Ираке в размере 7 млрд долларов США (после этого было еще несколько подобных контрактов). А каких размеров достигла здесь прибыль американских нефтяных компаний, если учесть, что Ирак — вторая по запасам нефти страна в мире, а США с сателлитами контролируют сегодня до 80 % месторождений этой страны?» [Лепёхин]. В Ираке работают американские ExxonMobil Corporation (через свою «дочку» Exxon Mobil Iraq) и Occidental Petroleum, англо-датская Royal Dutch Shell, британская Premier Oil, итальянская ENI, французская Total. Заключены также контракты с западными компаниями на восстановление разрушенного войной жилого и производственного сектора, на возрождение банковской системы, на поставки вооружений для «новой иракской армии» [Иностранные нефтяные компании...]. Присутствуют в Ираке и экономические корпорации из РФ, Китая и Малайзии, однако совокупные объемы их деятельности несравнимы с объемами контрактов западных компаний.

6 Определенным исключением является ЧВК Typhon, имеющая собственную морскую эскадру для защиты торговых судов от сомалийских пиратов, но эта эскадра ни по структуре, ни по огневой мощи не идет ни в какое сравнение с ВМФ любого морского государства.

Другой пример. В Ливии работали практически те же корпорации, что и в Ираке («итальянская ENI, немецкая Wintershall, французские Total и GDF Suez, американские Conoco Phillips, Hess, Occidental, Marathon, австрийская OMV, испанская Repsol-YPF канадская Suncor, голландско-британская Royal Dutch Shell, норвежская Statoil, австралийская Woodside Petroleum, российский Газпром» [Сенькович]), но в условиях гражданской войны ни одна компания, западная или восточная, не может в полной мере реализовать свои экономические выгоды, и все они фактически ушли из страны. Тем не менее «действия Совета безопасности ООН и санкционированная им военная операция уже сами по себе могут рассматриваться как вложения в будущую экономическую благонадежность Ливии» [Гованс]. Так и случилось: с 2020 г Ливию возвращаются BP, Total, Eni [Юрганов].

Контроль. Силовой контроль территории с ресурсами, которые разрабатываются ТНК/ГК, базирующимися в корпорации-государстве, структурным элементом которого являются применяемые вооруженные силы.

Территория и ее ресурсы могут контролироваться не только посредством вооруженного захвата, но и при помощи военных баз корпорации-государства, где находятся управленческие структуры заинтересованных ГК/ТНК. Военные базы обеспечивают постоянную угрозу применения технологии вооруженного захвата, что само по себе является сдерживающим фактором для конкурентов конкретной ГК/ТНК.

Наибольшую активность в обеспечении интересов своих экономических империй с помощью регулярных вооруженных сил проявляет американское государство. Наиболее крупная военная группировка США размещена в Ираке — около 50 000 военнослужащих (без учета ЧВК типа Xe/Blackwater). Американские военные действуют в составе трех командований. Штаб расположен в Багдаде (Центр), командование «Север» находится в районе города Тикрит, штаб командования «Юг» — в Басре на базе ВВС. Имеется крупная военная база в Кувейте, а штаб 5-го флота ВМС находится в Бахрейне. Кроме того, военные базы или опорные пункты вооруженных сил США находятся во всех странах Ближнего Востока и Персидского Залива (кроме Ирана) [Военное присутствие США...].

Отпугивание. Создание препятствия (постоянной военной угрозы) для проникновения на определенную ресурсную территорию конкурирующих экономических империй без применения технологий вооруженного захвата или размещения военных баз.

На конкретной ресурсной территории или в непосредственной близости от нее осуществляется как постоянное военное присутствие, так и периодические учения подразделений вооруженных сил государства, где базируются заинтересованные экономические империи. Возьмем для примера США. «На постоянной основе в Персидском заливе находятся до 30 боевых кораблей ВМС США, включая 2 авианосные ударные группы, носители крылатых ракет "Томагавк", более 100 самолетов боевой и вспомогательной авиации, и порядка 25 тыс. военнослужащих сухопутных войск, корпуса морской пехоты и подразделений спецназа, включая «морских котиков», не считая военных вспомогательных и технических служб» [Базы США в мусульманских странах...].

Вооруженные силы государства издавна функционируют как «поддерживающая сила» экономических империй, это не феномен сегодняшнего дня, просто масштабы стали другими. Так, вооруженные силы Британии подключались к защите интересов Британской Ост-Индской компании в ее противостоянии с Французской Ост-Индской компанией, поддержанной военными подразделениями Франции (1799), а также при подавлении восстания сипаев (1857) (подробнее см.: [Фурсов, 2006]).

Немаловажен вопрос о юридической базе включения вооруженных сил государства в структуру той или иной экономической империи (точнее, ее имперского центра). Договоры с ЧВК (если это не собственная структура экономической империи, созданная для своих целей ею же) носят юридический характер: все же ЧВК и конкретная экономическая империя — это бизнес-структуры. Взаимодействие же с регулярной армией для обеспечения экспансии конкретной ТНК/ГК осуществляется «по договоренности» и официально обосновывается как реализация внешнеполитических интересов соответствующего государства или государственная акция по защите попранных прав человека в определенной стране.

Так, оправдывая ракетный удар коалиции США, Великобритании и Франции по Сирии 14 апреля 2018 г., президент США Дональд Трамп в своем Твитте-ре (от 16 апреля 2018 г.) разместил следующий текст: «Атака сирийского президента Башара аль-Ассада на невинных гражданских лиц, осуществленная 7 апреля, противоречит международному законодательству, Конвенции о запрещении химического оружия и нескольким резолюциям Совета Безопасности ООН. Он должен быть наказан. В пятницу США и их союзники сделали это» [Donald Trump].

Разумеется, задачи борьбы с терроризмом или защиты прав человека актуальны и чрезвычайно важны. Просто при официальном озвучивании задачи замалчивается факт вооруженной поддержки определенным государством экспансии соответствующих экономических империй.

ВЫВОДЫ

Подразделения регулярных армий обеспечивают интересы экономических империй как на постоянной, так и на временной основе (в последнем случае — под определенные сиюминутные задачи). Как правило, этот процесс проходит вне юридически оформленных договоренностей между соответствующим государством и данной ТНК/ГК и официально обосновывается необходимостью борьбы с терроризмом или гуманитарными задачами.

Контингенты регулярных армий обеспечивают безопасное осуществление экспансии экономических империй как в географическом (владение и распоряжение определенными природными и социальными ресурсами), так и в экономическом пространстве (борьба с экономическими империями-конкурентами).

Литература

Базы США в мусульманских странах: где, сколько и зачем? URL: http://bakdar.org/view_ index.php?id=358 (дата обращения: 29.03.2021).

Военное присутствие США на Ближнем Востоке. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4214954 (дата обращения: 09.03.2021).

Габуев А. Корпоративные воины. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2184633 (дата обращения: 29.03.2021).

Гованс С. На защите интересов западных корпораций и инвесторов. Почему Запад идет на военное вмешательство с целью замещения одних арабских правительств другими. URL: http://left.ru/2011/3/gowans205.phtml (дата обращения: 03.03.2021).

ИГИЛ как угроза международной безопасности: монография / под ред. канд. филол. наук А. В. Глазовой. М.: РИСИ, 2015. 188 с.

Иностранные нефтяные компании в Ираке. Досье. URL: http://tass.ru/info/1274000 (дата обращения: 29.03.2021).

Комлева Н. А. Глобальные корпорации как акторы современного геополитического процесса. // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2013. № 3. С. 107-118.

Комлева Н. А. Специфика силовой компоненты функционирования экономических корпораций. // Известия УрФУ. Сер. 3: Общественные науки. 2018. Т. 1. № 3 (179). С. 177-183.

Лепёхин В. США — не государство, а мировой правящий бизнес-класс. URL: https://ria.ru/ analytics/20151026/1308440014.html (дата обращения 05.03.2021).

Мюнклер Г. Империи: Логика господства над миром — от Древнего Рима и до США / пер. с нем. Л. В. Ланника под ред. Т. А. Граблевской; коммент. и вступ. ст. Л. В. Ланника. М.: Кучково поле, 2015. 400 с.

Регулярная армия. URL: https://yuridicheskaya_encyclopediya.academic.ru/9619/PErYTWP-НАЯ_АРМИЯ (дата обращения: 17.03.2021).

Сенькович В. Свержение Каддафи и перспективы иностранных энергетических компаний в Ливии. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sverzhenie-kaddafi-i-perspektivy-inostrannykh-energeticheski/ (дата обращения: 13.03.2021).

Фурсов А. И. Государство, оно же корпорация. URL: http://andreyfursov.ru/news/ gosudarstvo_ono_zhe_korporacija/2008-01-01-6 (дата обращения: 10.03.2021).

Фурсов К. А. Держава-купец: отношения английской Ост-Индской Компании с английским государством и индийскими патримониями. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. 364 с.

Шапталов Б. Н. Феномен государственного лидерства. Экспансия в мировой истории. М.: Крафт+, 2008. 656 с.

ЮргановД. Европейские нефтегазовые корпорации возвращаются в Ливию. URL: https:// zavtra.ru/events/evropejskie_neftegazovie_korporatcii_vozvrashayutsya_v_liviyu (дата обращения: 09.03.2021).

Rumsfeld D.H. Transforming the Military. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/ 2002-05-01/transforming-military (дата обращения: 20.03.2021).

Trump Donald. Twitter. URL: https://twitter.com/realdonaldtrump (дата обращения: 01.03.2021).

General Motors. History. URL: http://www.gm.com/company/history-and-heritage.html (дата обращения: 12.03.2021).

Комлева Наталья Александровна — д-р полит. наук, проф.; komleva1@yandex.ru

Статья поступила в редакцию: 5 апреля 2021 г.;

рекомендована в печать: 25 апреля 2021 г

Для цитирования: Комлева Н. А. Вооруженные силы государства как инструмент реализации интересов глобальных и транснациональных корпораций // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2021. Т. 17, № 2. С. 198-207. https://doi.org/10.21638/spbu23.2021.206

ARMED FORCES OF THE STATE AS AN INSTRUMENT TO SERVE THE INTERESTS OF GLOBAL AND TRANSNATIONAL CORPORATIONS

Natalia A. Komleva

Geopolitical Analysis Center in Academy of Geopolitical Problems, 10, ul. Gurina, Moscow, 121108, Russian Federation; komleva1@yandex.ru

In the article, the armed forces of the state are considered as a tool to serve the interests of global and transnational corporations. The problem is studied within the framework of the methodology of geopolitical realism. It is argued that the global and transnational corporations are economic empires and they have a structural characteristic of an empire as such: imperial center (a particular corporation), inclusions (other global and transnational corporations absorbed by this corporation) and economic limitrophes (dependent companies, in the share capital of which this global or transnational corporation has a blocking/controlling stake). With the collapse of the USSR and the world system of socialism, economic empires become a global actor not only in economic processes, but also in political and socio-cultural processes. Under the influence of these processes, the institution of the state itself is reformatted. It is transformed into a corporation-state and becomes a social resource for the struggle of corporations in all geopolitical spaces. As a result, the armed forces, as a structural element of the state, serve not so much the interests of society as a whole, but mainly the interests of global and transnational corporations based in a given country. The main functions of the armed forces of the corporation-state in the process of conducting conventional military operations in defense of the interests of specific economic empires are the following: an armed struggle with organizations representing the interests of opposing economic empires; control of a territory with the resources that are being developed by ledger-based corporations located in the state, the structural element of which is these armed forces; the creation of obstacles (constant military threat) to penetrate a certain resource territory of competing economic empires without the use of warfare technologies or military bases.

Keywords: state, armed forces, global corporation, transnational corporation, economic empire, economic empire interests.

References

Foreign oil companies in Iraq. Available at: http://tass.ru/info/1274000 (accessed: 29.03.2021). (In Russian)

FursovA. I. State as Corporation. Available at: http://andreyfursov.ru/news/gosudarstvo_ono_ zhe_korporacija/2008-01-01-6 (accessed: 10.03.2021). (In Russian)

Fursov K. A. Power-merchant. British East India Company and English government relations and the Indian patrimonies. Moscow, Tovarishchestvo nauchnykh izdanii KMK Publ., 2006. 364 p. (In Russian)

Gabuyev A. Corporate Warriors. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/2184633 (accessed: 29.03.2021). (In Russian)

General Motors. History. Available at: http://www.gm.com/company/history-and-heritage. html. (accessed: 12.03.2021).

Glazova A. V. (ed.) ISIS as a threat for international security. Moscow, RISI Publ., 2015. 188 p. (In Russian)

Gowans S. To protect the interests of Western corporations and investors. Why the West is going to military intervention to support of some other Arab governments. Available at: http://left. ru/2011/3/gowans205.phtml (accessed: 03.03.2021). (In Russian)

Komleva N. A. Global corporations as actors in the current geopolitical process. Politicheskaia expertiza: POLITEX, 2013, no. 3, pp. 107-118. (In Russian)

Komleva N. A. Specifics of the power component of the functioning of economic corporations. Izvestiya UrFU, ser. 3: Obshchestvennye nauki. 2018, vol. 13, no. 3 (179), pp. 177-183. (In Russian) Lepyokhin V. USA is not the government, but the world ruling business class. Availiable at: https://ria.ru/analytics/20151026/1308440014.html (accessed: 05.03.2021). (In Russian)

Mjunkler G. Empire: the logic of domination over the world — from Ancient Rome to the United States, ed. by Grablevskaya T. A., transl. by Lannik A. V. Moscow, Kuchkovo Pole Publ., 2015. 400 p. (In Russian)

Regular Army. Available at: https://yuridicheskaya_encyclopediya.academic.ru/9619/PEry-^BPHAB_APMMB (accessed: 17.03.2021). (In Russian)

Rumsfeld D. H. Transforming the Military. Available at: https://www.foreignaffairs.com/arti-cles/2002-05-01/transforming-military (accessed: 20.03.2021).

Sen'kovich V. The overthrow of Gaddafi and foreign energy companies prospects in Libya. Availiable at: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sverzhenie-kaddafi-i-perspek-tivy-inostrannykh-energeticheski/ (accessed: 13.03.2021). (In Russian)

Shaptalov B. N. State leadership phenomenon. The expansion in world history. Moscow, Kraft+ Publ., 2008. 656 p.

Trump Donald. Twitter. Available at: https://twitter.com/realdonaldtrump (accessed: 01.03.2021). US bases in Muslim countries: where, how much, what for. Available at: http://bakdar.org/ view_index.php?id=358 (accessed: 29.03.2021). (In Russian)

US military presence in the Middle East. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4214954 (accessed: 09.03.2021). (In Russian)

Yurganov D. European oil and gas corporations are returning to Libya. Available at: https://zavtra. ru/events/evropejskie_neftegazovie_korporatcii_vozvrashayutsya_v_liviyu (accessed: 09.03.2021). (In Russian)

Received: April 5, 2021

Accepted: April 25, 2021

For citation: Komleva N. A. Armed forces of the state as an instrument to serve the interests of global and transnational corporations. Political Expertise: POLITEX, 2021, vol. 17, no. 2, pp. 198-207. https://doi.org/10.21638/spbu23.2021.206 (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.