Научная статья на тему 'ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ: ПОСЛЕДСТВИЯ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА В МАЛИ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПЕРЕМЕЩЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЙНЫ'

ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ: ПОСЛЕДСТВИЯ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА В МАЛИ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПЕРЕМЕЩЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамаду Сиссоко

С 2012 г. Мали переживает беспрецедентный вооруженный конфликт, в котором государство Мали сталкивается с террористическими и сепаратистскими группировками. Этот вооруженный конфликт привел к массовому перемещению населения внутри страны и за ее пределами. Массовое перемещение населения с детьми в различных направлениях сильно дестабилизировало систему образования Мали. Цель данного исследования - оценить школьную ситуацию перемещенных детей; оценить политику и систему помощи и поддержки, введенную в действие Малийским государством для обеспечения образования перемещенных детей, и предложить пути улучшения существующей системы образовательной поддержки этих детей, перемещенных из-за войны в Мали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARMED CONFLICTS AND EDUCATION IN WEST AFRICA: IMPLICATIONS OF THE ARMED CONFLICT IN MALI FOR THE EDUCATION OF WAR-DISPLACED CHILDREN

Mali has been experiencing an unprecedented armed conflict since 2012, pitting the Malian state against terrorist and separatist groups. This armed conflict has led to a massive displacement of population inside and outside the country. This massive displacement of population with children in various directions has strongly destabilized the Malian education system. The objective of this research is to take stock of the school situation of displaced children; to assess the policy and the assistance and aid system put in place by the Malian State to ensure the education of displaced children; and to propose ways to improve the system in place for the educational support of these children displaced by war in Mali.

Текст научной работы на тему «ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ: ПОСЛЕДСТВИЯ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА В МАЛИ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПЕРЕМЕЩЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЙНЫ»

► СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

УДК 37 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-284-294

ББК 74.04(3)

ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ: ПОСЛЕДСТВИЯ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА В МАЛИ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПЕРЕМЕЩЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЙНЫ

ARMED CONFLICTS AND EDUCATION IN WEST AFRICA: IMPLICATIONS

OF THE ARMED CONFLICT IN MALI FOR THE EDUCATION OF WAR-DISPLACED

CHILDREN

Мамаду Сиссоко

Аспирант кафедры педагогики и социальной психологии, факультет педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

E-mail: [email protected]

Mamadu Sissoko

PhD post-graduate student, Department of Pedagogy and Social Psychology, Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University E-mail: [email protected]

Аннотация. С 2012 г. Мали переживает беспрецедентный вооруженный конфликт, в котором государство Мали сталкивается с террористическими и сепаратистскими группировками. Этот вооруженный конфликт привел к массовому перемещению населения внутри страны и за ее пределами. Массовое перемещение населения с детьми в различных направлениях сильно дестабилизировало систему образования Мали. Цель данного исследования - оценить школьную ситуацию перемещенных детей; оценить политику и систему помощи и поддержки, введенную

Abstract. Mali has been experiencing an unprecedented armed conflict since 2012, pitting the Malian state against terrorist and separatist groups. This armed conflict has led to a massive displacement of population inside and outside the country. This massive displacement of population with children in various directions has strongly destabilized the Malian education system. The objective of this research is to take stock of the school situation of displaced children; to assess the policy and the assistance and aid system put in place by the Malian State to ensure

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Мамаду Сиссоко, 2022

в действие Малийским государством для обеспечения образования перемещенных детей, и предложить пути улучшения существующей системы образовательной поддержки этих детей, перемещенных из-за войны в Мали.

the education of displaced children; and to propose ways to improve the system in place for the educational support of these children displaced by war in Mali.

Ключевые слова: вооруженный конфликт, зверства, дети, перемещенные войной, беженцы, система помощи в образовании, Мали.

Keywords: armed conflict, atrocities, children displaced by war, refugees, educational assistance system, Mali.

Для цитирования: Мамаду Сиссоко. Вооруженные конфликты и образование в Западной Африке: последствия вооруженного конфликта в Мали для образования детей, перемещенных в результате войны // Проблемы современного образования. 2022. № 1. С. 284-294. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-284-294.

Cite as: Mamadu Sissoko. Armed conflicts and education in West Africa: implications of the armed conflict in Mali for the education of war-displaced children. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 1, pp. 284-294. DOI: 10.31862/2218-87112022-1-284-294.

Введение

Вопрос об образовании в ситуации вооруженного конфликта поднимает ряд вопросов об образовательных стратегиях, которые следует принять для обучения детей из числа перемещенных лиц. События в Мали после начала вооруженного конфликта в 2012 г. оказали кардинальное влияние на систему образования Мали. Необходимо усвоить уроки и включить текущие исследования в области социальных наук в перспективу, в которой образование могло бы способствовать миру и сдерживанию насилия, которое может возникать как в начале, так и после конфликтов. Исследование направлено на удовлетворение настоятельной потребности в действиях со стороны государств и субъектов гражданского общества в Мали.

Эта потребность в действиях не может быть удовлетворена немедленно без научного исследования трех аспектов этого явления: вооруженного конфликта, принудительной миграции и образования перемещенных детей. Цель этого исследования - удовлетворить потребность в получении научных знаний по вопросу образования перемещенных детей в условиях вооруженного конфликта в Западной Африке, особенно в Мали. Исследование, основанное на перечне с подробным описанием имеющейся информации и ряда статистических данных, направлено на то, чтобы подвести итоги общих знаний и масштабов миграционного явления, связанного с началом вооруженного конфликта в Мали и его последствиями и образованием детей, перемещенных в результате войны. Каковы социально-образовательные характеристики населения, вынужденного мигрировать в результате вооруженного конфликта? Как оценить созданные механизмы помощи и различные действия, предпринятые для обеспечения образования детей, перемещенных в результате войны?

1. Контекст: вспышка вооруженного конфликта в Мали в 2012 г.

1.1. Утрата территориальной целостности

Вооруженный конфликт разразился в Мали после оккупации северной части страны вооруженными террористическими и сепаратистскими группами. Оккупация части страны террористическими и сепаратистскими силами привела к разделению национального территориального пространства: север и центр находятся под контролем террористических сил, юг - под контролем правительственных сил. Беспрецедентно с момента обретения независимости Мали больше не обладает территориальной целостностью.

Террористические и сепаратистские движения с 2012 г. нападают на гражданское население и символы государства, такие как администрация, армия, школа, судебная система и т. д., что создает серьезную нагрузку на Малийское государство в его основе. Таким образом, 22 марта 2012 г. в результате военного переворота был свергнут демократически избранный президент Амаду Тумани Туре.

30 марта 2012 г. национально-освободительное движение АЗАВАД при поддержке вооруженных исламистских группировок 31 марта 2012 г. взяло город Гао, а на следующий день настала очередь города Томбукту. 10 января 2013 г. вооруженные исламистские группировки продвинулись на юг и заняли стратегически важный город Конан в центре страны.

Исламистские террористические группы и вооруженные сепаратистские движения совершали зверства против гражданского населения: убийства, ампутации, изнасилования, разрушение базовой социальной инфраструктуры (больницы, школы, ратуши и т. д.). «Масштабы насилия в северной и центральной частях Мали вызывают тревогу, и никакого расследования для установления личности и осуждения преступников не проводится» [1].

В настоящее время некоторые районы Сегу, Мопти, Томбукту, Гао, Менака и Тауде-ни страдают от отсутствия государства. В некоторых населенных пунктах этих регионов нет армии, администрации и правосудия. Школы и больницы там закрыты. «Более 900 школ по-прежнему закрыты из-за небезопасной обстановки на севере и в центре Мали, а 225 000 детей лишены права на образование» [2]. Сегодня движения исламистских террористических группировок занимают около 60% территории страны.

1.2. Массовое перемещение населения

Вооруженный конфликт, разразившийся на севере Мали в 2012 г., спровоцировал миграционный кризис значительного масштаба и размаха как внутри страны, так и за ее пределами.

Гражданское население, жертвы зверств, отсутствия продовольственной безопасности, бедности из-за войны, чаще всего перемещаются вместе с детьми, посещающими и не посещающими школу. «Перемещение населения может нарушить образование детей, повлиять на их благополучие и препятствовать их развитию. Он отделяет детей

от их обычной школьной среды, от учителей и одноклассников» [3]. Перемещение населения эмоционально дестабилизирует детей и мешает их обучению в школе.

Также группы населения, перемещенные в результате вооруженного конфликта вместе с детьми, создают проблему образования в принимающих городах. Потребность в образовании возрастает в принимающих регионах и соседних странах. Возникает дисбаланс между предложением и потребностью в образовании в принимающих регионах.

Таблица 1

Общее количество внутренне перемещенных малийцев

Принимающие города Количество перемещенных малийцев

чел. %

Бамако 77 501 25,74

Кайес 5252 1,74

Куликоро 27 983 9,29

Сегу 46 817 15,55

Гао 25 977 8,62

Томбукту 21 764 7,22

Кидал 28 645 9,51

Мопти 54 084 17,96

Сикассо 13 004 4,37

Всего 301 027 100,00

Источник: Международная организация по миграции ЮМ 2020.

Из табл. 1 видно, что в Бамако, столице Мали, самая высокая доля перемещенных лиц - 25,74%, затем в городах Сегу и Мопти - 15,55% и 17,96% соответственно. С другой стороны, в городе Кайес, расположенном на крайнем западе страны, самая низкая доля населения - всего 1,74%

Таблица 2

Количество малийских беженцев в соседних странах

Принимающая страна Количество малийских беженцев в соседних странах

чел. %

Алжир 15 000 7,77

Мавритания 74 000 38,33

Нигер 50 000 25,90

Буркина-Фасо 49 000 25,38

Гвинея 26 0,02

Кот-д'Ивуар 5000 2,59

Сенегал 20 0,01

Всего 193 046 100,00

Источник: Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, 2020 г.

В таких странах, как Мавритания, Нигер и Буркина-Фасо, проживает самая высокая доля малийских беженцев - 38,33, 25,90 и 25,38% соответственно (табл. 2). Эти страны являются сахелианскими странами, поэтому благоприятны для животноводства, зоны предпочтения малийского населения северной и центральной части Мали, эпицентра вооруженного конфликта.

На модели миграции в Мали во время вооруженного конфликта повлияли различные факторы. Эти факторы в совокупности влияют на решение и способность пострадавшего населения бежать в определенные регионы страны или соседние страны.

Вооруженный конфликт в Мали по-прежнему оказывает тяжелое воздействие на семьи, перемещенные в его результате, и на систему образования Мали.

2. Дестабилизация малийской системы образования

Возникновение вооруженного конфликта в Мали имеет прямым следствием глубокую дестабилизацию национальной системы образования. В районе, контролируемом правительством, школы продолжали и продолжают работать более или менее регулярно, поскольку они находятся достаточно далеко от зон боевых действий и линий фронта. Государство Мали безуспешно пытается перебросить школьную администрацию в районы, находящиеся под контролем террористов. Вооруженные террористические группы все более враждебно относятся к функционированию малийской системы образования на оккупированных территориях. Они склонны относиться к франкоязычной школе как к школе неверующих. Исламистские террористические группировки предпочитают заменять школу на изучение Корана. «Школы для вооруженных террористических групп являются воплощением западной культуры, символом жителей Запада, с которыми необходимо бороться любой ценой» [4]. Но они никогда не проводили последовательной образовательной политики в районах, находящихся под их военным контролем.

Администрации школы и учителям в районах, контролируемых террористами, постоянно угрожают смертью или похищением. Классы и учебные материалы часто разрушаются и сжигаются вооруженными террористическими группами. В Мали результаты за 2019-2020 учебный год показали, что от 200 000 до 300 000 учащихся из-за вооруженного конфликта прервали учебу. В целом вооруженный конфликт в Мали привел к тому, что многие дети бросили школу.

Из 200 000 школьников, перемещенных внутри и за пределами Мали, 80% учатся в начальной школе, 20% - в средней школе (рис. 1).

Учащиеся начальной школы, чей школьный маршрут был временно нарушен или навсегда прерван, более многочисленны, чем учащиеся средней школы. Ни один из перемещенных детей не учится в колледжах, потому что в районах, пострадавших от боевых действий, нет университетов или колледжей.

Гражданское население, жертвы зверств, отсутствия продовольственной безопасности, бедности из-за войны, чаще всего перемещаются вместе с детьми. Следовательно, прибытие этого перемещенного населения с детьми создает образовательную

Рис. 1. Распределение перемещенных детей, чья учебная программа была нарушена или прервана по уровню образования в Мали (Источник: статистическое и плановое управление Министерства национального образования, июнь 2020 г.)

проблему. Потребность в образовании возрастает в принимающих регионах. Это создает дисбаланс между спросом и предложением на образование.

3. Методология

Эта статья была подготовлена на основе обзора существующей документации, а также на основе расследований, проведенных с различными участниками, участвовавшими в управлении системой образования и вооруженным конфликтом в Мали.

Используя руководство по интервью и аналитическую сетку, был составлен критический перечень действий, предпринятых различными участниками первых проявлений последствий вооруженного конфликта для образования детей в Мали. Таким образом, используется каталог структур и учреждений, который мы соответственно посетили:

• Государственные структуры: структуры, созданные для управления кризисом безопасности, министерства образования и социальной защиты, структуры, отвечающие за школьное образование, как на центральном, так и на местном уровне (в наиболее пострадавших районах);

• двустороннее и многостороннее сотрудничество: НПО, в частности, те, которые занимаются защитой прав человека, особенно детей и женщин;

• организации гражданского общества: ассоциации, союзы и т. д.

57,4

42,60%

В Зарегистрировано ■ Не зарегистрирован

Рис. 2. Доля детей школьного возраста, посещающих и не посещающих школу в двух принимающих городах (Источник: Отдел планирования и статистики Министерства национального

образования, октябрь 2020)

Число детей, перемещенных в результате вооруженного конфликта в Мали, растет. Помимо проблем, связанных с предоставлением образования, мы можем выявить другие серьезные проблемы, с которыми сталкиваются дети, перемещенные в результате войны. Некоторые перемещенные дети, которые могут посещать школу, по разным причинам не были зачислены в школы в принимающих городах:

• 57,40% перемещенных детей зарегистрированы в школе;

• 42,60% перемещенных детей не зарегистрированы в школе (рис. 2).

Очень вероятно, что гораздо больше детей из числа перемещенных лиц, имеющих право на обучение, не были зачислены в школу по всей стране.

В некоторых опрошенных школах, например в Бамако, очень высока доля сирот. Например, в таких школах, как школа Мамаду Конате и школа Джикорони А, мы можем оценить долю сирот среди всех учеников почти в 17%, в то время как эта средняя доля варьируется от 5 до 8% для других школ в других регионах, таких как Сегу, Си-кассо. Вопрос о детях-сиротах в школе, вне школы или в школе заслуживает дальнейшего изучения.

Это явление носит не только городской характер, поскольку в некоторых деревнях, таких как Кориенце возле Мопти и Лулуни в районе Сикассо, школьная демография сильно изменилась. Действительно, из 307 перемещенных детей 162 ребенка не посещали

4. Результаты

4.1. Система образования Мали, ориентированная на обучение и переподготовку детей, перемещенных в результате войны

школу, или почти 53% всех перемещенных детей в этих двух сельских общинах. Кроме того, четверть из них - дети-сироты, так как родители погибли во время вооруженного конфликта.

Правительство Мали при поддержке партнеров по развитию создало комиссию, в которой ЮНИСЕФ возглавил образовательный компонент. Так, в сентябре 2019 г. в лагере беженцев Лулуни (регион Сикассо на юге) открылась школа для перемещенных детей и класс детского сада для наблюдения за детьми от 3 до 5 лет. Когда она открылась, в школе учились 52 ученика в первом цикле и 5 во втором цикле.

После вмешательства Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) детей перевели в государственную школу, как это было в лагере Барагуина. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) не оказывает конкретной помощи детям-беженцам, но оказывает поддержку школам, в которые обучаются эти дети.

Лагерь беженцев находится в самом центре села. Когда мы приехали, беженцев было всего 59 (500 на момент создания лагеря в 2012 г.). Новоприбывшие предпочитают продолжать жить в Бамако, Сикассо в поисках работы. По словам агента гражданской защиты, беженцы и население Лулу не очень хорошо общаются. И снова в Мали школы Бамако и в других регионах страны получили инструкции от Министерства национального образования по содействию зачислению перемещенных учащихся. Консультанты по вопросам образования в Sikasso Academy заявили, что за перемещенными учащимися не наблюдают. После зачисления к ним относятся как к другим детям.

В целом мы также можем выявить некоторые повторяющиеся проблемы, с которыми сталкивается малийская система образования и перемещенные дети, посещающие школу:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Проблемы снабжения, учебников и платы за школу. У перемещенных детей нет учебных принадлежностей и учебников из-за того, что родители не могут их предоставить. Кроме того, они не могут оплатить обучение, а также внести плату за регистрацию школьных экзаменов.

• Отсутствие административных документов: у большинства перемещенных детей нет административных документов, позволяющих установить их личность и узнать уровень их образования.

• Операционные расходы и сбои в обучении: дополнительные расходы, связанные с приемом перемещенных детей, создают дисфункцию и нарушают учебный надзор за учащимися.

• Отсутствие школьного последующего наблюдения: в подавляющем большинстве случаев школьное последующее наблюдение за перемещенными детьми остается недостаточным. В целом поддержка, оказываемая партнерскими структурами и ассоциациями, состоит в поиске места в школе.

Тем не менее большинство этих детей с психологической травмой не могут избавиться от нее и сосредоточиться на учебе. Поэтому руководитель школы в Бамако, как начальной, так и средней, сообщил, что более 60% детей, перемещенных в результате войны, имеют плохие результаты. Таким образом, причины не связаны с низким уровнем образования детей или трудностями адаптации к школьной программе. Почему у

перемещенных в результате войны детей плохая успеваемость? Это один из аспектов проблемы, который стоит изучить.

4.2. Оценка механизмов помощи и поддержки для обучения детей, перемещенных в результате войны

В Мали Региональное управление гражданской защиты отвечало за регистрацию и прием перемещенных лиц и военных беженцев. Были приняты специальные меры для обеспечения образования перемещенных детей. Одним из наиболее важных было создание Регионального антикризисного комитета (CRC). Он состоит из 18 членов: гражданских лиц, солдат и военизированных формирований, представляющих различные государственные, международные и неправительственные структуры.

Что касается условий обучения детей в Мали, государство продолжает сталкиваться с трудностями. Оно не удовлетворяет весь спрос на образование, связанный с многочисленными мигрантами. Действия, предпринятые в пользу приема детей в школы, вопреки всем ожиданиям, способствовали ухудшению условий в школах, особенно школах базового образования, где есть переполненные классы. Условия жизни детей, перемещенных в результате войны, являются наиболее тяжелыми, поскольку большинство из них не может полностью удовлетворить свои потребности в продуктах питания.

Правительство Мали в своем Плане помощи и помощи перемещенному в результате войны населению вызвало патриотическую приверженность малийского гражданского общества. Малийцы как внутри страны, так и за ее пределами активно мобилизовались для оказания помощи беженцам. Взносы производились чеками, переводами и наличными. Отдельные лица, женские ассоциации, союзы, децентрализованные сообщества, банки, политические партии, частные компании, также внесли свой вклад. Взносы в пользу школы в натуральной форме состояли из скамей, школьных принадлежностей, дополнительных строительных материалов классов (цемент, песок, листы, металлические двери и окна).

5. Перспективы и направления действий

Этот перечень трудности выявляет реальную потребность в знаниях, необходимых для разработки и реализации соответствующей политики обучения детей, перемещенных в результате войны. Для этого необходим:

• Исчерпывающий подсчет и мониторинг учащихся, перемещенных из-за войны, для трех уровней образования (начальное, среднее, высшее).

• Количественное и качественное обследование выборки семей или лиц, перемещенных в результате войны:

- на уровне семьи, чтобы знать условия обучения детей на уровне места их отъезда и их текущее положение на уровне принимающей среды с точки зрения обучения;

- на уровне перемещенных учащихся, чтобы лучше понять их школьную обстановку и текущие условия их обучения (возникшие проблемы, материальные, финансовые, психологические), с особым акцентом на ситуацию детей-сирот.

• Социологическое исследование феномена школьников и студентов, перемещенных в результате войны.

• Изучение выборки школ для более глубокого документирования того, как «управ -ляется» обучение детей, перемещенных в результате войны, и с какими проблемами сталкиваются (переполненные классы, дисциплина, отношения между учениками).

• Исследования судьбы перемещенных в результате войны детей и молодых людей и риска вербовки этих детей и молодых людей в вооруженные террористические движения.

Таким образом, этот перечень позволяет получить общую информацию и данные о ситуации и условиях жизни студентов, и оценить влияние этого кризиса на их обучение.

На основании результатов этого исследования можно предложить следующие пути. Они касаются политики и механизмов помощи, которые должны быть реализованы для всех перемещенных детей. Эти стратегии могут быть специально предназначены для групп населения и детей, которые мигрировали в условиях вооруженного конфликта в Мали, как в сельских, так и в городских или полугородских районах.

Действительно, результаты исследования предполагают:

• создать постоянную систему мониторинга феномена миграции детей, зарегистрированных или не зарегистрированных в школе;

• следовать за перемещенными учащимися с учетом имеющейся инфраструктуры и вместимости школ; при необходимости открывать новые школы или классы, не создавая «школ или классов только для детей, перемещенных в результате войны»;

• решить реальные проблемы недостаточности питания и бедности для перемещенных детей.

Заключение

Итак, вооруженный конфликт в Мали создал ряд социальных, экономических, политических, образовательных и психологических проблем для населения. Действительно, в комментариях отмечалось, что вооруженный конфликт в Мали является источником принудительных и беспрецедентных миграционных потоков, вызывающих де-факто неустойчивые условия жизни населения и разрыв социальной ткани.

Оценка размаха этих миграционных потоков и направления этих потоков, а также измерение их воздействия на социальный, экономический и образовательный процесс составляют основные проблемы научных знаний для разработки местной, национальной и международной политики помощи, адаптированной к потребностям специального образования для мигрантов, пострадавших в вооруженном конфликте.

Список литературы/References

1. Le contexte sécuritaire au Nord et Centre du Mali: Les jeux d'acteurs à l'horizon 2019. Août 2018. Available at: https://www.iris-france.org/wp-content/uploads/2018/08/RAN_WCA_ MALI-VF-003.pdf (accessed: 20.07.2021).

2. Goabin Chancoco G. La problématique de l'effectivité du droit de l'enfat à la santé et à l'éducation dans les situations de conflit armé interne en Afrique: réflexions à la lumière de la crise en Côte d'Ivoire. Thesis or Dissertation. 2014.08. 123 p. Available at: https://papyrus. bib.umontreal.ca/xmlui/bitstream/handle/1866/11935/Goabin_Chancoco_Ginette_2014_ memoire.pdf?sequence=4&isAllowed=y (accessed: 20.07.2021).

3. Perrier J., Zuccone D. Le stress des élèves en situation d'évaluation sommative à l'école primaire genevoise, mythe ou réalité? Que perçoivent les enseignants? 2010. Available at: https://www.semanticscholar.org/paper/Le-stress-des-%C3%A9l%C3%A8ves-en-situation-d%27%C3%A9valuation-%C3%A0-ou-Perrier-Zuccone/8d8972f74320d536cdfeac c0ce2d7a7c5add7554 (accessed: 20.07.2021).

4. Ghali M. Déplacés par la guerre, écoliers sacrifiés. 2018. 190 p.

5. Le conflit armé au Mali et ses conséquences: recueil de documents publiés par human right Watch: 2012-2017. Available at: https://www.hrw.org/sites/default/files/supporting_ resources/malicompendium0217fr.pdf (accessed: 20.07.2021).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 1

Статья поступила в редакцию 27.07.2021 The article was received on 27.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.