Научная статья на тему 'Особенности участия Германии в урегулировании вооруженных конфликтов в Мали и Сомали'

Особенности участия Германии в урегулировании вооруженных конфликтов в Мали и Сомали Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2078
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ / ГЕРМАНИЯ / АФРИКА / МАЛИ / СОМАЛИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / БУНДЕСВЕР / ARMED CONFLICTS / SETTLEMENT / GERMANY / AFRICA / MALI / SOMALI / INTERNATIONAL TERRORISM / BUNDESWEHR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трунов Филипп Олегович

В 2010-е годы африканское направление, особенно регионы Сахеля и Африканского Рога, становится одним из ключевых для ФРГ в области обеспечения мира и безопасности. В этой связи в статье изучаются особенности использования Германией своих военных и дипломатических инструментов для урегулирования вооруженных конфликтов на континенте на примерах Мали и Сомали. Исследуются формы использования бундесвера и их результативность, а также сравниваются масштабы германской активности в двух рассматриваемых странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности участия Германии в урегулировании вооруженных конфликтов в Мали и Сомали»

Ф.О. Трунов©

Особенности участия Германии в урегулировании вооруженных конфликтов в Мали и Сомали

Аннотация. В 2010-е годы африканское направление, особенно регионы Сахеля и Африканского Рога, становится одним из ключевых для ФРГ в области обеспечения мира и безопасности. В этой связи в статье изучаются особенности использования Германией своих военных и дипломатических инструментов для урегулирования вооруженных конфликтов на континенте на примерах Мали и Сомали. Исследуются формы использования бундесвера и их результативность, а также сравниваются масштабы германской активности в двух рассматриваемых странах.

Abstract. In the 2010 s the African direction, first of all the Sahel and the Horn of Africa, became one of the key areas for Germany in the sphere of ensuring peace and security. In this regard the article investigates the features of military and diplomatic tools usage by Germany in the sphere of conflict settlement referring to the cases of Mali and Somali. The paper explores what forms of the use of the Bundeswehr are the most effective, and also compares the scale of German activity in two focused countries.

Ключевые слова: вооруженные конфликты, урегулирование, Германия, Африка, Мали, Сомали, международный терроризм, бундесвер.

Keywords: armed conflicts, settlement, Germany, Africa, Mali, Somali, international terrorism, Bundeswehr.

И белели средь черных, священных камней, Вороха черепов и костей.

В целой Африке нету грозней сомали, Безотраднее нет их земли.

Н.С. Гумилёв

Исторически способность Германии к эффективному использованию своего военно-политического инструментария на африканском континенте являлась индикатором ее дееспособности как державы. Так, неотъемлемой компонентой процесса утверждения Второго рейха (1871-1918) в качестве полноправного мирового игрока являлось приобретение колониальных владений в Африке. Тогдашние германские колонии находились в центральной части континента (Того, Камерун), на его юге (Намибия) и востоке (Танзания). При этом именно север континента был наиболее ценен для Германии в геополитическом и геоэкономическом отношениях. Иллюстрациями этого являются инициирование Вторым рейхом двух марокканских кризисов (1905-1906; 1911)1, а также использование Третьим рейхом в 1942-1943 гг. крупных военных контингентов (сведенных в армию «Африка») на территории Туниса, Ливии и Египта.

В годы холодной войны в условиях распада колониальной системы внимание ФРГ на африканском направлении было сфокусировано на использовании экономических инструментов (в том числе - на предоставлении официальной помощи развитию). Однако стратегическое проникновение в новые регионы невозможно

1 После перехода под контроль Франции Туниса и Алжира в 1880-е годы Германия как вновь поднимающаяся колониальная держава была обеспокоена возможностью превращения Марокко - стратегически важной территории на северо-западе Африки - во французскую колонию. Для предотвращения этого в регион был направлен значительный военный контингент (в том числе из состава военно-морских сил), что привело к столкновениям с французскими силами. В итоге в 1911 г. Марокко было признано французским, а Второй рейх в качестве компенсации должен был получить территории в Конго. Танжерский (1905-1906) и Агадирский (1911) кризисы, результатом которых стало политическое поражение Германии, привели к резкому наращиванию военных приготовлений и росту шовинизма в Европе накануне Первой мировой войны.

без приобретения значимых военно-политических позиций. В практической плоскости решение этого вопроса стало возможно после объединения Германии (1990) и свертывания противостояния холодной войны. Так, уже в 1992-1994 гг. почти 2,5-тысячный контингент бундесвера принял участие в миротворческой операции UNOSOM II на территории Сомали [The Bundeswehr.., 2009, p. 53]. Однако эта операция закончилась досрочным выводом с территории Сомали германских военнослужащих, не сумевших (равно как и вся миссия) предотвратить начало гражданской войны в стране.

В целом в 1990-2000-е годы операции, связанные с использованием военных инструментов ФРГ для урегулирования вооруженных конфликтов в Африке, были непродолжительны и не слишком масштабны. Так, в 2004-2005 гг. для мониторинга ситуации в зоне прекращенных боевых действий между Эфиопией и Эритреей Германия выделила в состав миссии ООН всего двух (!) наблюдателей. При урегулировании вооруженных конфликтов в Руанде (1994), Демократической Республике Конго (ДРК) (20032009), Южном и Западном (провинция Дарфур) Судане (с 2004 г.) бундесвер в основном выполнял задачи по логистической поддержке партнеров по ЕС и ООН. В ДРК специалисты Министерства обороны ФРГ (как военные, так и - в основном - гражданские) принимали участие в подготовке к проведению президентских выборов (2006), а также в подготовке обновленных сил безопасности (армия и полиция), комплектуемых на смешанной межплеменной основе [The Bundeswehr.., 2009, p. 53, 56-59].

Масштаб участия Германии в урегулировании вооруженных конфликтов в Африке стал существенно возрастать в начале - середине 2010-х годов, что, с точки зрения автора, было обусловлено развитием двух основных тенденций. С одной стороны, к 2010-м годам ФРГ осуществила стратегическое проникновение в сопредельный с северной частью Африки регион Ближнего Востока, а также - после расширения НАТО и ЕС на часть балканских стран -существенно укрепила свои позиции в Средиземноморье. Это создало объективные предпосылки для увеличения масштабов участия ФРГ в урегулировании конфликтов в странах Африки севернее экватора. С другой стороны, по мере усугубления характерных

для большинства африканских стран проблем - слабости властных структур (особенно на центральном уровне) и глубоких социально-экономических трудностей (вплоть до острой нехватки питьевой воды и продовольствия) - регионы Северной Африки, Сахеля и Африканского Рога стали зонами, где происходило усиление сил международного терроризма. В начале 2010-х годов в результате «арабского пробуждения» в этих регионах значительно укрепились позиции группировок-«филиалов» «Аль-Каиды» и «Исламского государства» (ИГ), действия которых неизбежно вели к разрастанию внутренних вооруженных конфликтов в африканских странах. Такими группировками были, в первую очередь, «Боко Харам» в Западной Африке (главным образом в Нигерии), «Ансар-ад-Дин» и «Аль-Каида в Исламском Магрибе» в Сахеле (особенно в Мали) и «Аш-Шабаб» в Сомали. Особенно крупных успехов структуры интернационального терроризма достигли в то время в Мали и Сомали: власти этих стран - при низком уровне собственной легитимности и при наличии мощных сепаратистских движений - столкнулись с угрозой полной потери контроля над территорией.

В обоих случаях ФРГ осуществляла активное военно-политическое вмешательство в конфликт (хотя и весьма различающееся по масштабам), тем самым заявляя о своем стремлении играть роль одного из внешних центров миротворчества в Сахеле и Африканском Роге - регионах, исторически не относившихся к зонам влияния Германии на мировой арене. При этом действия ФРГ (особенно в случае с Мали) были поддержаны ее партнерами по ЕС, в первую очередь - Францией.

В этой связи задача данной статьи - исследовать подход Германии к использованию своих военных и дипломатических инструментов в процессе урегулирования вооруженных конфликтов в Мали и Сомали. Необходимо отметить, что как отечественные, так и иностранные авторы при исследовании вопросов, касающихся участия западных стран в стабилизации обстановки в Африке, уделяли основное внимание действиям США, Франции и Великобритании [Мезенцев, 2014; Jones, Liepman, Chandler, 2016], оставляя

без должного внимания курс Германии в отношении африканских стран.

Участие ФРГ в урегулировании вооруженного конфликта на территории Мали

Гражданская война в Ливии, ключевой составляющей которой стала военно-воздушная операция части стран - участниц НАТО во главе с Францией и Великобританией в поддержку «умеренной» оппозиции режиму М. Каддафи (2011), привела к падению режима лидера ливийской революции и превращению Ливии в одну из зон нестабильности. После фактического распада страны (на Триполитанию, Киренаику и Феццан) ее территория стала «рассадником» международного терроризма, укоренившегося в относительной близости от границ ЕС. Другим следствием дестабилизации обстановки в Ливии стало массовое возвращение в Мали военнослужащих-туарегов, перебравшихся в Ливию еще в 19801990-е годы после неудачных попыток создать собственное государство на севере Мали [Klute, 2013, S. 405-424]. Активно используя вывезенные из Ливии современные вооружения, уже зимой-весной 2012 г. туареги установили контроль над северомалийскими территориями, провозгласив 6 апреля 2012 г. образование независимого государства Азавад. Туарегские радикалы де-факто объединили усилия с группировками «Ансар-ад-Дин» и «Аль-Каида в Исламском Магрибе», начав совместное наступление на столицу Мали - г. Бамако. В условиях неспособности центральных властей страны бороться с сепаратистскими и террористическими силами военные 22 марта 2012 г. отстранили от власти президента А. Туре; под нажимом военных временным главой государства был назначен Д. Траоре. Однако новым властям не удалось самостоятельно переломить ситуацию: 24 декабря 2012 г. Д. Траоре обратился с просьбами об оказании военной помощи к Высокому представителю ЕС и президенту Франции [Antrag.., 2015, S. 4]. Обращение к Франции было обусловлено тем, что территория Мали оставалась французской колонией до 1960 г., и в дальнейшем влияние официального Парижа было здесь весьма сильным.

10 января 2013 г. французские вооруженные силы в тесном взаимодействии с малийскими войсками начали операцию «Сервал», в результате которой уже к середине февраля 2013 г. были сокрушены ударные силы группировок «Ансар-ад-Дин» и «Аль-Каида в Исламском Магрибе», в составе которых действовали отряды радикальных туарегов [Antrag.., 2013 c, S. 5-6]. Поредевшие отряды боевиков отступили на север Мали и перешли к использованию партизанской тактики.

19 февраля 2013 г. правительство ФРГ заявило о предоставлении военной помощи Мали по двум направлениям:

а) оказание французским и малийским войскам логистической поддержки, для чего в состав миссии Африканского союза (АС) по оказанию помощи Мали АФИСМА (African-led International Support Mission to Mali, AFISMA) выделялся германский контингент численностью до 150 военнослужащих [Ibid., S. 3];

б) участие в переподготовке малийских вооруженных сил; для этого в состав учрежденной военно-тренировочной миссии ЕС в Мали (European Union Training Mission in Mali, EUTM Mali) выделялось до 180 солдат и офицеров бундесвера [Antrag.., 2013 a, S. 1].

По мнению автора, главной целью прилагаемых ФРГ усилий являлось закрепление успеха французских войск. В «зачищенных» районах французский контингент должны были заменять малий-ские военные. Однако вследствие небольшой численности (не более 5-6 тыс. «активных штыков») и низкого уровня боевой подготовки они не были готовы принять ответственность за обеспечение мира и безопасности на севере Мали.

Основная нагрузка в решении данной задачи была возложена на военно-тренировочную миссию EUTM Mali с ведущим германским участием. В марте 2013 г. в учебные лагеря миссии, расположенные в западной (подконтрольной властям) части Мали, на 15-месячную переподготовку были направлены первые четыре батальона (в среднем по 650 военнослужащих) [Antrag.., 2014 b, S. 5]. В процессе переподготовки малийские солдаты и офицеры обучались тактикам противоповстанческой борьбы в условиях пустынь и саванн (в том числе действиям в одиночку и небольшими группами), а также более слаженному взаимодействию между

подразделениями. Обязательной компонентой первичного военного обучения на его начальном этапе была реорганизация структуры батальона с целью максимального увеличения численности «активных штыков». Необходимо также отметить, что органичной частью процесса обучения были уроки «политической грамоты», где малийским военнослужащим объяснялись преимущества демократической модели устройства страны и доказывалась важность приверженности институту государства как общественному благу.

Насколько осуществляемая при ведущем участии ФРГ подготовка оказалась успешной с точки зрения повышения боеспособности малийских войск, в том числе - невосприимчивости к пропаганде террористов и сепаратистов?

По завершении переподготовки в мае 2014 г. три батальона были направлены на север Мали, где активно включились в борьбу с боевиками. По просьбе правительства страны с июня 2014 г. на переобучение были приняты еще четыре батальона [Antrag..., 2015, S. 5]. Однако ряд подразделений «первого выпуска» (численностью до двух батальонов) был возвращен для прохождения дополнительного (6-9 месяцев) курса подготовки [Ibid.]. Официально германская сторона объясняла это естественными причинами: заменой отслуживших военнослужащих вновь принятыми на службу. Однако, учитывая, что эти подразделения были вновь переданы под руководство инструкторов миссии EUTM Mali менее чем через год после завершения обучения, это, по мнению автора, свидетельствовало об ином: о сохранении низкой боеспособности переподготовленных войск.

Повышение качества подготовки каждого отдельно взятого бойца требовало увеличения численности инструкторов, выделяемых для каждого переобучаемого батальона. Поэтому уже в феврале 2014 г. германская сторона увеличила предельно допустимое число военных инструкторов в составе EUTM Mali до 250 человек [Antrag.., 2014 b, S. 3], а в январе 2015 г. - до 350 человек [Ibid.]. Во второй половине 2015 г. и к концу 2016 г. миссия приняла на переобучение еще два «набора» батальонов малийской армии (по четыре батальона в каждом). Суммарно к апрелю 2017 г.

обучение под руководством инструкторов EUTM Mali прошли военнослужащие 16 батальонов (не считая принятых на повторное обучение), или 9,3 тыс. человек, т.е. практически весь (!) личный состав малийской армии с учетом его обновления [Antrag.., 2017 a, S. 4]. Это позволило несколько уменьшить (до 300 человек) предельно допустимое число германских военных инструкторов в составе миссии к весне 2017 г.

Помимо выполнения задач по обучению малийских военнослужащих германские военные из состава миссии участвовали в проведении тактико-оперативной разведки, обеспечении охраны учебных лагерей и оказании медицинской помощи [Antrag.., 2014 b, S. 3].

Ситуация в переобученных частях оставалась под постоянным контролем EUTM Mali: через каждые два-три года батальоны должны были отправляться на повторное обучение (при обновлении личного состава). Из состава миссии в каждую часть назначались военные советники (преимущественно из числа солдат и офицеров бундесвера), которые помогали малийскому командованию планировать свою дальнейшую деятельность, в том числе по борьбе с остатками группировок «Ансар-ад-Дин» и «Аль-Каида в исламском Магрибе» [Ibid., S. 2]. В фокусе внимания германских офицеров находились вопросы поддержания дисциплины, а также соблюдения прав человека, в том числе в отношении новобранцев [Antrag.., 2017 a, S. 4-5].

При оказании помощи Мали в деле военного строительства ФРГ активно использовала свой афганский опыт. Так, особенности переформирования отрядов «Северного альянса» в регулярные части 6-го армейского корпуса на севере Афганистана [Hett, 2005, p. 19-21] были учтены при организации работы EUTM Mali. Однако в Мали численность вооруженных сил (не более 7,5-8 тыс. солдат и офицеров) была кратно меньше численности огромных афганских вооруженных сил (до 240 тыс. человек к концу 2014 г.) [Antrag.., 2014 a, S. 5-7].

Показательно, что ФРГ и ее партнеры по ЕС в середине 2010-х годов не настаивали на сколько-нибудь существенном увеличении численности вооруженных сил Мали, хотя при данных количест-

венных параметрах они не были способны самостоятельно контролировать обстановку в северомалийских провинциях. С точки зрения автора, это было обусловлено, во-первых, негативными результатами аналогичных действий в Афганистане: военнослужащие недавно созданных частей и соединений массово (и с вооружением) или дезертировали, или переходили на сторону талибов. Во-вторых, наличие исключительно малийских (а не международных миротворческих) сил на севере Мали могло негативно сказаться на реализации договоренностей с туарегскими властями, достигнутых в 2014-2015 гг. В частности, не исключено быпло воссоздание постепенно распускаемых туарегских военизированных формирований. Кроме того, значительный рост численности армии Мали в принципе мог быгть обеспечен лишь посредством набора в ее состав туарегов, что начало реализовыываться в небольших масштабах только в 2017-2018 гг.

Соответственно, ситуация требовала развертывания на севере Мали значительного международного миротворческого контингента, особенно после выпвода большей части группировки войск Франции к лету 2013 г. На фоне этих собыпий миссия АФИСМА под эгидой ООН быпла трансформирована в МИНУСМА - многопрофильную комплексную миссию ООН по стабилизации в Мали (Mission multidimensionnelle intégrée des Nations unies pour la stabilisation au Mali, MINUSMA). При сохранении «потолка» численности германского контингента (150 военнослужащих) его задачи в рамках миссии МИНУСМА быыли расширены в пользу наземного участия в стабилизации обстановки на севере Мали с целью «содействия восстановлению авторитета власти центрального правительства» [Antrag.., 2013 b, S. 2]. Соответственно, германские подразделения стали непосредственно участвовать в миротворческой деятельности, включавшей борьбу с небольшими отрядами и отдельными боевиками группировок «Ансар-ад-Дин» и «Аль-Каида в Исламском Магрибе». К началу 2016 г. «потолок» численности германского контингента в составе миссии МИНУСМА был увеличен до 650 военнослужащих, а год спустя - до 1000 солдат и офицеров [Antrag.., 2017 c, S. 2]. Фактическое число военнослужащих возросло со 120 в конце 2015 г. до 500 в начале 2016 г. и

до более 900 (батальонная тактическая группа с подразделениями усиления) к весне 2017 г. [Anzahl.., 2018].

С одной стороны, германские власти (равно как и партнеры ФРГ по ЕС) заявляли о серьезных успехах в борьбе с международным терроризмом. С другой стороны, очевидна тенденция к расширению военного участия ФРГ в урегулировании вооруженного конфликта в Мали. Из всех стран, расположенных вне зоны ответственности НАТО, в Мали к 2017 г. наблюдалось самое масштабное присутствие бундесвера в рамках его участия в двух миротворческих миссиях (EUTM Mali и МИНУСМА).

Противоречие исчезает, если рассматривать действия ФРГ как направленные на закрепление и развитие достигнутых первоначальных, но отнюдь не полных успехов в борьбе с международным терроризмом на малийской территории. В данной ситуации германская сторона, по мнению автора, приняла во внимание и борьбу с боевиками в Афганистане: в результате ударов, нанесенных международной коалицией в союзе с «Северным альянсом» в 2001-2002 гг. «Талибану» и «Аль-Каиде», эти террористические группировки оказались на грани поражения. Однако отсутствие дополнительных военных усилий, направленных на полный разгром боевиков, стало одним из факторов постепенного восстановления мощи террористических структур. Таким образом, действия стран НАТО, в частности ФРГ, доведшей общую численность своих войск в Кабуле, провинциях Кундуз, Бадахшан и Мазари-Шариф до 5 тыс. военнослужащих лишь к началу 2010-х годов [Antrag.., 2014 a, S. 3], выглядели с военной точки зрения недостаточными и, главное, запоздалыми.

Главной задачей германского контингента в составе миссии МИНУСМА был мониторинг ситуации на севере страны, в том числе отслеживание перемещений даже мелких групп боевиков с целью их нейтрализации. Соответственно, задача ведения тактической разведки вышла на первый план. В районе г. Гао - столицы одноименной провинции, являющейся центром туарегских земель, - с 2015 г. была развернута база разведывательных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) типа LUNA численностью до 40 единиц [«LUNA» in Mali.., 2016]. Применение разведывательных

БПЛА с дальностью полета до 100 км, способных в режиме реального времени передавать изображения, фиксирующие перемещение техники и отдельных людей, существенно повысило боевые возможности германских ротных тактических групп на севере Мали, занимающихся миротворческой деятельностью. Использование данной группировки БПЛА позволило свести к минимуму возможность внезапного нападения боевиков в провинциях Гао и Кидаль. При этом провинция Кидаль вследствие своего расположения на границе с Нигером имеет особое значение для пресечения контактов группировок «Ансар-ад-Дин» и «Боко Харам». Уместно отметить, что помимо Мали за пределами зоны ответственности НАТО имеется лишь одна база БПЛА бундесвера (на севере Афганистана).

В целом военные шаги, осуществленные странами - участницами миссии МИНУСМА, в том числе ФРГ, не позволили группировкам «Ансар-ад-Дин» и «Аль-Каида в Исламском Магрибе» активизировать свою деятельность на территории Мали. Более того, с учетом завершения переподготовки основной массы военнослужащих армии Мали возникли благоприятные условия для полного разгрома или как минимум вытеснения с территории страны террористических формирований в среднесрочной перспективе.

В этой связи показательна значимость военного сотрудничества ФРГ и малийских властей. 18 декабря 2014 г. стороны заключили межправительственное соглашение о принципах дальнейшего предоставления германской военной помощи. В Мали на постоянной основе была учреждена консультативная группа Министерства обороны ФРГ [Antrag.., 2013 b, S. 5] для предоставления помощи в деле планирования и осуществления военного строительства. Учитывая трансграничный характер террористической угрозы в странах Сахеля и Западной Африки, германская сторона с 2016 г. стала выделять военных из состава EUTM Mali для консультирования центральных штабных структур четырех стран региона: Мавритании, Буркина-Фасо, Нигера и Чада [Antrag.., 2017 a, S. 5].

Последовательно проводимые в жизнь меры позволили ФРГ, установив контроль над вооруженными силами Мали, влиять на определение перспектив их развития. Это, с точки зрения автора, имело огромное политическое значение, ибо армия Мали важна не только как инструмент урегулирования вооруженного конфликта, но и как гарант последующего стабильного внутриполитического развития страны - в том числе недопущения новой се-цессии туарегских земель. Де-факто вооруженные силы Мали, которым активно прививался западный демократический код, стали играть в стране ту же роль гаранта сбалансированного политического развития, что и вооруженные силы государств Ближнего Востока еще в период расцвета арабского национализма [Примаков, 2006, с. 10-12].

Необходимо обратить внимание на сонаправленность использования Германией своих военных и дипломатических инструментов в целях успешного урегулирования вооруженного конфликта в Мали. Так, военнослужащие из состава миссии МИНУСМА привлекались к раздаче гуманитарной помощи, участию в восстановлении значимых объектов социальной и экономической инфраструктуры на севере Мали в тесном взаимодействии с западными НПО [Antrag.., 2017 a, S. 5-6].

Кроме того, подразделения бундесвера из состава миссии МИНУСМА совместно с переподготовляемыми EUTM Mali малий-скими частями участвовали в обеспечении охраны избирательных участков в ходе проведения первых с момента начала урегулирования президентских (август 2013 г.) и парламентских (ноябрь-декабрь 2013 г.) выборов [Antrag.., 2015, S. 4-5]. Вновь избранным президентом страны, в том числе на части зачищенных от боевиков территорий на севере, стал И.Б. Кейта. Таким образом, на смену власти, утвердившейся в результате военного переворота, пришло новое руководство, обладавшее определенной легитимностью как внутри страны, так и на международной арене. Необходимо подчеркнуть, что ФРГ начала оказывать военную помощь еще по просьбе переходных властей Мали. Это показывает, что осознание опасности развала страны (в условиях восстания туарегов) с возможностью ее дальнейшего превращения в «рассадник» междуна-

родного терроризма имело для ФРГ большую значимость, чем вопрос о степени легитимности властей Мали, которым Германия оказывала помощь.

Основой курса ФРГ по урегулированию вооруженного конфликта в Мали являлась приверженность сохранению территориальной целостности государства при условии его федерализации, т.е. предоставления широкой автономии туарегам: Германия, как и в целом международное сообщество, отказалась признавать правосубъектность самопровозглашенного Азавада.

Таким образом, усилия дипломатии ФРГ были направлены на скорейшее налаживание диалога между официальным Бамако и туарегскими представителями в Гао и Томбукту. К лету 2013 г. реализацию данной задачи, с одной стороны, облегчал отказ большинства умеренных туарегов от курса на сохранение независимого Азавада, с другой - усложнял раскол в туарегском движении. Ситуация требовала последовательного заключения компромиссных сделок с каждой отдельной группировкой экс-сепаратистов. 9 июня 2014 г. между центральными властями и представителями умеренных туарегов было заключено предварительное соглашение о перемирии [Antrag.., 2015, S. 4-5]. В окончательном вице договоренности о прекращении боевых действий, практической координации усилий в борьбе с международным терроризмом и интеграции с остальной частью страны при условии предоставления туарегам широкой автономии были подписаны 15 мая и 20 июня 2015 г. [Antrag..., 2016 b, S. 4]. На переговорах сторон, проходивших по большей части в Алжире, ФРГ играла роль посредника. В северных провинциях эту роль исполняли также военные дипломаты из состава миссии МИНУСМА. Вновь уместно отметить, что реализация данных договоренностей и проведение выборов, в том числе муниципальных в северомалийских провинциях в 20162017 гг., было бы невозможно без обеспечения безопасности населения. Тесное сотрудничество на этом направлении официального Бамако и миссии МИНУСМА демонстрирует (в том числе -туарегским вождям) стремление международного сообщества к получению властями Мали реальной способности полностью кон-

тролировать ситуацию с помощью инструментов легитимного насилия.

Несмотря на все еще имеющие место отдельные террористические акты, в частности взрыв в отеле в центре Бамако 20 ноября 2015 г., в урегулировании вооруженного конфликта в Мали наблюдается определенный прогресс. Однако, несмотря на то что возможность новой сецессии значительно уменьшилась, «точка невозврата» в деле превращения страны в стабильное и свободное от присутствия террористов государство еще не достигнута. Косвенным признанием этого со стороны ФРГ является как наращивание военных усилий, так и тот факт, что «малийский вопрос» в реалиях второй половины 2010-х годов стал «центральным пунктом в африканской политике Германии» [Antrag..., 2016 b, S. 4].

Борьба с международным терроризмом в одной стране, согласно логике «эффекта перелива» (spillover effect), не может быть успешной без параллельных успехов в других странах, в частности в сопредельном с Сахелем регионе Африканского Рога. На данном направлении основным «рассадником» международного терроризма является Сомали.

Особенности подхода ФРГ к урегулированию вооруженного конфликта в Сомали

К началу 2010-х годов обстановка в Сомали характеризовалась фактическим отсутствием институтов центральной власти, а также отсутствием в их распоряжении реальных инструментов легитимного насилия (в первую очередь, армии). На севере сомалийской территории существовали де-факто независимые, хотя и не признаваемые международным сообществом государственные образования - Пунтленд и Сомалиленд, являвшиеся основными районами базирования пиратов; на юге значительные территории контролировала террористическая группировка «Аш-Шабаб».

В этой ситуации Германия начала прилагать сонаправлен-ные военные и дипломатические усилия, целью которых было появление в Сомали легитимных органов власти и подконтрольной им армии [Hoehne, 2011; Solomon, 2015]. В 2010 г. при активном участии ФРГ была запущена военно-тренировочная миссия ЕС в

Сомали (European Union Training Mission in Somalia, EUTM Somalia), в состав которой вошли 20 инструкторов из числа военнослужащих бундесвера при общей численности миссии 155 человек [Antrag.., 2016 a, S. 4]. К этому времени на территории Сомали уже была развернута миротворческая миссия АС в Сомали АМИСОМ (African Union Mission in Somalia, AMISOM), фактически ведущая боевые действия против боевиков «Аш-Шабаб».

Особенностью военного строительства в Сомали была необходимость создания лояльных правительству вооруженных сил практически с нуля. Лишь после набора первых 3 тыс. новобранцев в 2011-2012 гг. миссия ЕС реально смогла приступить к работе [Antrag.., 2017 b, S. 5-6]. При этом в стратегически важном районе возле столицы Сомали - г. Могадишо - подготовка армейских подразделений началась лишь с 2014 г., после того как правительственные силы во взаимодействии с миссией АМИСОМ смогли выбить боевиков «Аш-Шабаб» из города и окрестностей. Помимо собственно военной компоненты (в том числе - обучения солдат и офицеров методам противоповстанческой борьбы) процесс обучения новобранцев включал политико-просветительскую составляющую: изучение основ и демонстрацию преимуществ демократического государственного устройства. Параллельно германские военные взяли на себя направляющую роль в деле планирования боевых операций в генеральном штабе армии Сомали [Ibid.].

Процесс подготовки армии Сомали был достаточно медленным: к 2016 г. миссия обучила 5 тыс. военнослужащих [Heinrich, 2016], а к лету 2017 г. это количество возросло до 5,4 тыс. (эквивалент семи батальонов и подразделений усиления) [Antrag.., 2017 b, S. 5-6]. Чем это было вызвано? По мнению автора, относительно небольшая (по сравнению с Мали) численность военно-тренировочной миссии ЕС была обусловлена большим риском потерь личного состава. При этом отличительной чертой функционирования EUTM Somalia был отказ от взаимодействия с местными племенными вождями и/или «полевыми командирами» при комплектовании правительственных войск, как это было в Афганистане [Hett, 2005, S. 19-27].

Уже с 2013-2014 гг. подготовленные миссией ЕС1 сомалийские войска активно включились в борьбу с «Аш-Шабаб», демонстрируя высокую боеспособность и постепенно принимая на себя часть ответственности со стороны миссии АМИСОМ. При сохранении темпов роста численности правительственных сомалийских войск, скорее всего, они смогут принять на себя основную нагрузку в борьбе с «Аш-Шабаб» к концу 2010-х годов.

В 2013 г., вскоре после освобождения Могадишо, на его территории было открыто посольство ФРГ. Помимо выполнения традиционных функций германские дипломаты приступили к консультированию чиновников органов центральной власти, в том числе воссоздаваемого внешнеполитического ведомства, что было частью процесса обновления вертикали власти в стране, запущенного после избрания по итогам голосования в сомалийском парламенте в сентябре 2012 г. президента Х.Ш. Махмуда.

Помимо борьбы с международным терроризмом подготовленные миссией EUTM Somalia войска были развернуты у границ Пунтленда: как инструмент влияния на его властей с целью возвращения данной территории в состав Сомали на условиях широкой внутренней автономии (наличие собственного президента и парламента). Германский МИД выполнял при этом две основные функции: выступал посредником в налаживании диалога между центральными и пунтлендскими властями и участвовал в разоружении пунтлендских вооруженных формирований. Для этого при участии сотрудников МИД ФРГ и при поддержке ООН, АС и ЕС на возвращенных под контроль сомалийских властей территориях были обустроены специальные лагеря для складирования вооружения и амуниции возвращавшихся к мирной жизни комбатантов. Первые восемь лагерей были построены к середине 2010-х годов к северу от Могадишо, а вслед за этим на территории Пунтленда было создано еще семь лагерей (на 20 складов) [Bau.., 2015], что символизировало начало интеграции Пунтленда в состав единого Сомали.

1 Помимо ФРГ активную роль в работе EUTM Somalia играли Франция, Великобритания и Нидерланды.

Стабилизация обстановки как к югу, так и к северу от Могадишо позволила в 2017 г. провести выборы в парламент Сомали в 14 025 избирательных округах (в 2012 г. выборы проводились лишь в 135 (!) избирательных округах) [Antrag.., 2017 b, S. 4], что существенно повысило уровень легитимности нового президента М.А. Мохамеда, избранного парламентом Сомали 16 февраля 2017 г. Мирный переход власти в Сомали продемонстрировал значительный прогресс в урегулировании вооруженного конфликта и движении страны к состоянию стабильного государства.

Как и в случае с Мали, в Сомали еще рано говорить о достижении «точки невозврата» в успешном процессе урегулирования -этому препятствуют независимость Сомалиленда, террористическая деятельность остатков группировки «Аш-Шабаб» на юге страны, а также серьезные проблемы с возвращением беженцев. Поэтому в перспективе, особенно в ближне- и среднесрочной, можно ожидать, что произойдет наращивание объемов прилагаемых ФРГ военных и политико-дипломатических усилий.

Мали VS Сомали: соотнесение значимости приоритетов в рамках африканского направления политики ФРГ в области безопасности

Как следует из сопоставления масштабов военного присутствия ФРГ в Мали и Сомали (до 1300 и всего 20 военнослужащих соответственно), а также из данных таблицы, первое субрегиональное направление с точки зрения военно-политического участия в урегулировании вооруженных конфликтов имеет для ФРГ значительное преимущество. Почему?

Во-первых, предшествующий опыт участия ФРГ в решении «сомалийской проблемы» не принес положительных результатов -в этой связи показателен досрочный вывод из региона германского контингента, находившегося в составе миссии UNOSOM II (1994). Две следующие попытки включали выделение боевых единиц ВМС ФРГ для использования в Аденском заливе и прилежащих акваториях в рамках операций по борьбе с терроризмом - «Active Endeavour» («Активные усилия») в 2002-2013 гг. и «Аталанта» с 2008 г. [The Bundeswehr.., 2009, p. 76, 96-97]. С одной стороны, ВМС

ФРГ в целом справились с выполнением поставленных задач, особенно в области борьбы с пиратством. С другой - данная деятельность представляла собой борьбу с производными «сомалийской проблемы», но не с ее глубинными причинами. Так, борьба с пиратством не могла дать долгосрочный результат без решения социально-экономических и политических проблем Сомалиленда. Вариантом, позволявшим пройти между Сциллой и Харибдой, т.е. между необходимостью решить «сомалийскую проблему» изнутри, с опорой на официальный Могадишо, и справедливым опасением больших потерь в личном составе в случае включения в деятельность по обеспечению мира, стало участие бундесвера в военно-тренировочной миссии ЕС.

Таблица

Сравнительный анализ военно-политического участия ФРГ в урегулировании вооруженных конфликтов в Африке1

Территория вооруженного конфликта / характеристики участия Мали Сомали

Использование бундесвера в миротворческой деятельности + -

Участие в миссии по подготовке кадров национальных сил безопасности + +

Помощь в осуществлении штабного планирования + +

Углубление политико-военного сотрудничества с сопредельными странами + -

Создание военных баз в глубине территории + -

Использование возможностей военной дипломатии + +

Итого 6 3

В случае с Мали, действуя изначально (в первой половине 2013 г.) в фарватере Франции, принявшей на себя основную нагрузку в проведении боевых операций, Германия смогла достичь значительных результатов. По мнению автора, это объяснялось меньшей продолжительностью и, соответственно, меньшей степенью «запущенности» вооруженного конфликта в Мали по сравне-

1 Составлено автором на основе материалов статьи.

нию с Сомали, а также сохранением в Мали условно легитимной власти и «ядра» армии.

Во-вторыых, в реалиях начала - середины 2010-х годов геополитическое положение Мали гораздо более значимо для ФРГ, чем Сомали. Помимо Сирии, где при ведущем участии России и Ирана удалось достичь перелома в боях с силами международного терроризма, основным «рассадником» терроризма в относительной близости от границ ЕС являлась Ливия. Таким образом, особенно учитывая потенциальную вероятность возвращения радикальных туарегов в Ливию из Мали, а также возможность тесной координации усилий группировок «Ансар-ад-Дин» и «Аль-Каида в Исламском Магрибе» в Западной Африке, превращение Мали в «бастион стабильности» имеет огромное значение. «Аш-Шабаб» же пока не представляет значительной опасности для ФРГ и ее партнеров по ЕС, хотя отдельные случаи проникновения в ЕС боевиков «Аш-Шабаб» и вступления в их ряды выходцев из сомалийской общины в Германии уже имеются. Вместе с тем с учетом начавшегося перемещения боевиков ИГ из Месопотамии в Африку (а также в Афганистан) «Аш-Шабаб» даже в большей степени, чем «Ансар-ад-Дин» и «Боко Харам», получает возможность для пополнения своих рядов многочисленными опытными кадрами. Соответственно, с точки зрения прилагаемых ФРГ усилий в области обеспечения мира и безопасности на африканском направлении, при сохранении геополитической важности Мали значимость Сомали будет возрастать.

В 2010-х годах Мали и Сомали быгли «фокусными» территориями для использования бундесвера в урегулировании вооруженных конфликтов в Африке. При этом объемы и характер военной помоши ФРГ правительствам данных стран находились в прямой зависимости от степени дееспособности их вооруженныгх сил. Бундесвер использовался главным образом для подготовки (переобучения) военнослужащих данных стран, помощи в проведении боевыых операций (разведка и участие в мониторинге ситуации с возможностью нейтрализации отдельных боевиков и мелких групп, но не значительных формирований), а также консультиро-

вания штабов национальных вооруженных сил (но не подмены их). По мнению автора, эти формы использования Германией своих военных инструментов, являются наиболее эффективными как с военной точки зрения (в том числе - для минимизации риска потерь в личном составе), так и с политической: граждане африканских стран не отождествляют военные усилия Германии с действиями интервенционистских сил, и у них формируется позитивное отношение к действиям ФРГ. Контролируя (в первую очередь - через военно-тренировочные миссии) реформируемые сектора безопасности в Мали и Сомали, Германия создает основу для своего долгосрочного стратегического присутствия в этих странах, вне зависимости от персонального состава их высшего руководства.

Для ФРГ характерно одновременное использование в регионе собственно военных и политико-дипломатических инструментов. Их применение начиналось во взаимодействии с переходными, т.е. не обладающими необходимым уровнем легитимности, властями как в Мали, так и в Сомали. Это свидетельствует о приоритетности для ФРГ задачи по скорейшему разгрому международного терроризма, представляющего угрозу безопасности не только Африки, но и ЕС.

Мали и Сомали - первые звенья в «поясе безопасности», складывающемся из постепенно стабилизируемых стран Сахеля и Африканского Рога, который должен прикрывать с юга ЕС и НАТО от вызовов безопасному развитию - в первую очередь от международного терроризма. Опыт участия в урегулировании вооруженных конфликтов в этих двух странах позволил ФРГ разработать схему деятельности в данной области применительно к африканским странам севернее экватора.

Список литературы

Мезенцев С.В. Внутренние и международно-политические аспекты кризиса в Мали и французская операция «Сервал» // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. - М., 2014. - № 1. - С. 3-28.

Примаков Е.М. Ближний Восток на сцене и за кулисами: Вторая половина XX - начало XXI века. - М.: Российская газета, 2006. - 382 с.

Antrag der Bundesregierung: Entsendung bewaffneter deutscher Streitkräfte zur Beteiligung an der EU-geführten militärischen Ausbildungsmission EUTM Mali auf Grundlage des Ersuchens der Regierung von Mali sowie der Beschlüsse 2013/34/GASP des Rates der Europäischen Union (EU) vom 17. Januar 2013 und vom 18. Februar 2013 in Verbindung mit den Resolutionen 2071 (2012) und 2085 (2012) des Sicherheitsrates der Vereinten Nationen: Deutscher Bundestag, 17. Wahlperiode; Drucksache 17/12367. -Berlin, 2013 a. - 19.02. - 8 S. - Mode of access: http://dip21.bundestag.de/ dip21/btd/17/123/1712367.pdf (Дата обращения - 08.05.2018).

Antrag der Bundesregierung: Entsendung bewaffneter deutscher Streitkräfte zur Beteiligung an der Multidimensionalen Integrierten Stabilisierungsmission in Mali (MINUSMA) auf Grundlage der Resolution 2100 (2013) des Sicherheitsrates der Vereinten Nationen vom 25. April 2013: Deutscher Bundestag, 17. Wahlperiode; Drucksache 17/13754. - Berlin, 2013 b. - 05.06. -8 S. - Mode of access: http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/17/137/ 1713754.pdf (Дата обращения - 08.05.2018).

Antrag der Bundesregierung: Entsendung bewaffneter deutscher Streitkräfte zur Unterstützung der Internationalen Unterstützungsmission in Mali unter afrikanischer Führung (AFISMA) auf Grundlage der Resolution 2085 (2012) des Sicherheitsrates der Vereinten Nationen: Deutscher Bundestag, 17. Wahlperiode; Drucksache 17/12368. - Berlin, 2013 c. - 19.02. - 8 S. - Mode of access: http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/17/123/1712368.pdf (Дата обращения - 08.05.2018).

Antrag der Bundesregierung: Fortsetzung der Beteiligung bewaffneter deutscher Streitkräfte an dem Einsatz der Internationalen Sicherheitsunter-stützungstruppe in Afghanistan (International Security Assistance Force, ISAF) unter Führung der NATO auf Grundlage der Resolution 1386 (2001) und folgender Resolutio- nen, zuletzt Resolution 2120 (2013) vom 10. Oktober 2013 des Sicherheits- rates der Vereinten Nationen: Deutscher Bundestag, 18. Wahlperiode; Drucksache 18/436. - Berlin, 2014 a. - 05.02. - 8 S. - Mode of access: http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/18/004/1800436.pdf (Дата обращения - 08.05.2018).

Antrag der Bundesregierung: Fortsetzung der Beteiligung bewaffneter deutscher Streitkräfte an der EU-geführten Ausbildungsmission EUTM Mali auf Grundlage des Ersuchens der malischen Regierung sowie der Beschlüsse 2013/34/GASP und 2013/87/GASP des Rates der Europäischen Union (EU) vom 17. Januar 2013 und vom 18. Februar 2013 in Verbindung mit den Resolutionen 2071 (2012), 2085 (2012) und 2100 (2013) des Sicherheitsrates der Vereinten Nationen: Deutscher Bundestag, 18. Wahlperiode; Drucksache

18/437. - Berlin, 2014 b. - 05.02. - 8 S. - Mode of access: http://dip21.bundes tag.de/dip21/btd/18/004/1800437.pdf (Дата обращения - 08.05.2018).

Antrag der Bundesregierung: Fortsetzung der Beteiligung bewaffneter deutscher Streitkräfte an der Militärmission der Europäischen Union als Beitrag zur Ausbildung der malischen Streitkräfte (EUTM Mali) auf Grundlage des Ersuchens der malischen Regierung sowie der Beschlüsse 2013/34/GASP und 2013/87/GASP des Rates der Europäischen Union (EU) vom 17. Januar 2013 und vom 18. Februar 2013 in Verbindung mit den Resolutionen 2071 (2012), 2085 (2012), 2100 (2013) des Sicherheitsrates der Vereinten Nationen sowie 2164

(2014) vom 25. Juni 2014: Deutscher Bundestag, 18. Wahlperiode; Drucksache 18/3836. - Berlin, 2015. - 28.01. - 8 S. - Mode of access: http://dip21.bundes tag.de/dip21/btd/18/038/1803836.pdf (Дата обращения - 08.05.2018).

Antrag der Bundesregierung: Fortsetzung der Beteiligung bewaffneter deutscher Streitkräfte an der EU-geführten Ausbildungs- und Beratungsmission EUTM Somalia auf Grundlage des Ersuchens der somalischen Regierung mit Schreiben vom 27. November 2012 und 11. Januar 2013 sowie der Beschlüsse des Rates der Europäischen Union vom 15. Februar 2010, 22. Januar 2013 und 16. März 2015 in Verbindung mit den Resolutionen 1872 (2009) und 2158 (2014) des Sicherheitsrates der Vereinten Nationen: Deutscher Bundestag, 18. Wahlperiode; Drucksache 18/7556. - Berlin, 2016 a. - 17.02. - 8 S. -Mode of access: http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/18/075/1807556.pdf (Дата обращения - 08.05.2018).

Antrag der Bundesregierung: Fortsetzung und Erweiterung der Beteiligung bewaffneter deutscher Streitkräfte an der Multidimensionalen Integrierten Stabilisierungsmission der Vereinten Nationen in Mali (MINUSMA) auf Grundlage der Resolutionen 2100 (2013), 2164 (2014) und 2227

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(2015) des Sicherheitsrates der Vereinten Nationen vom 25. April 2013, 25. Juni 2014 und 29. Juni 2015: Deutscher Bundestag, 18. Wahlperiode; Drucksache 18/7206. - Berlin, 2016 b. - 06.01. - 8 S.- Mode of access: http://dip21. bundestag.de/dip21/btd/18/072/1807206.pdf (Дата обращения -08.05.2018).

Antrag der Bundesregierung: Fortsetzung der Beteiligung bewaffneter deutscher Streitkräfte an der Militärmission der Europäischen Union als Beitrag zur Ausbildung der malischen Streitkräfte (EUTM Mali): Deutscher Bundestag, 18. Wahlperiode; Drucksache 18/11628. - Berlin, 2017 a. - 22.03. - 8 S. - Mode of access: http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/18/116/1811628 (Дата обращения - 08.05.2018).

Antrag der Bundesregierung: Fortsetzung der Beteiligung bewaffneter deutscher Streitkräfte an der EU-geführten Ausbildungs- und Beratungsmission EUTM Somalia: Deutscher Bundestag, 18. Wahlperiode; Drucksache

18/11273. - Berlin, 2017 b. - 22.02. - 8 S. - Mode of access: http://dip21. bun destag.de/dip21/btd/18/112/1811273.pdf (Дата обращения - 08.05.2018).

Antrag der Bundesregierung: Fortsetzung und Erweiterung der Beteiligung bewaffneter deutscher Streitkräfte an der Multidimensionalen Integrierten Stabilisierungsmission der Vereinten Nationen in Mali (MINUSMA) auf Grundlage der Resolutionen 2100 (2013), 2164 (2014), 2227 (2015) und 2295 (2016) des Sicherheitsrates der Vereinten Nationen vom 25. April 2013, 25. Juni 2014, 29. Juni 2015 und 29. Juni 2016: Deutscher Bundestag, 18. Wahlperiode. - Drucksache 18/10819. - Berlin, 2017 c. - 11.01. - 12 S. -Mode of access: http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/18/108/1810819.pdf (Дата обращения - 08.05.2018).

Anzahl der an internationalen Einsätzen beteiligten deutschen Soldaten der Bundeswehr / / Statistische Amt. - Berlin, 2018. - Mode of access: https://de. statista.com/ statistik/ daten/studie/72703/umfrage/anzahl-der-soldaten-der-bundeswehr-im-ausland/ (Дата обращения - 08.05.2018).

Bau von sicheren Lagern für Waffen und Munition in Somalia / Auswärtiges Amt. - Berlin, 2015. - 02.09. - Mode of access: www.auswaertiges-amt.de/DE/ Aussenpolitik/Themen/Abruestung/Projekte/150902_Waffenlag er_Somalia.html (Дата обращения - 08.05.2018).

The Bundeswehr on operations: Publication to mark the 15 th anniversary of the first parliamentary mandate for armed Bundeswehr missions abroad / Federal ministry of defense. - Berlin, 2009. - 120 p.

Heinrich A. Mehr Staat am Horn von Afrika // Das Parlament. - Berlin, 2016. - 13.12. - Mode of access: http://www.das-parlament.de/2016/12_13/ europa_und_die_welt/-/416010 (Дата обращения - 08.05.2018).

Hett J. Provincial reconstruction teams in Afghanistan: Das amerikanische, britische und deutsche Modell / Zentrum für Internationale Friedenseinsätze. - Berlin, 2005. - 30 S. - Mode of access: http://www.zif-berlin.org/fileadmin/uploads/analyse/dokumente/veroeffentlichungen/PRT _20.04.05.pdf (Дата обращения - 08.05.2018).

Hoehne M.V. Al Shabaab in Somalia: Von einer Terrorzelle zu einem regierungsähnlichen Akteur // Somalia: Optionen-Chancen-Stolpersteine / W. Feichtinger, G. Heinzel (Hrsg.). - Wien: Böhlau Verlag, 2011. - S. 121-158.

Jones S.G., Liepman A.M., Chandler N. Counterterrorism and counte-rinsurgency in Somalia: Assessing the campaign against Al-Shabaab / Rand Corporation. - Santa Monica, CA, 2016. - 90 p.

Klute G. Tuareg-Aufstand in der Wüste: Ein Beitrag zur Anthropologie des Krieges und der Gewalt. - Köln: Rüdiger Köppe Verlag, 2013. - 648 S.

«LUNA» in Mali: Der Mond, der Fotos macht / Bundeswehr. - Berlin, 2016. - Mai. - Mode of access: http://www.deutschesheer.de/portal/aZ

heer/start/aktuell/nachrichten/jahr2016/mai2016/ (Дата обращения -08.05.2018).

Solomon H. Al Shabaab in Somalia: Between clan and faith / / Solomon H. Terrorism and counter-terrorism in Africa. - N.Y.: Springer Nature, 2015. - P. 39-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.