Юсупов А.Р., кандидат технических наук
доцент
кафедра производства строительных материалов, изделий и конструкций Ферганский политехнический институт
Узбекистан
ВООБРАЖЕНИЕ - МЫСЛЕННОЕ, ИНТУИТИВНОЕ И АБСТРАКТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СУБСТАНЦИЙ, ОБЪЕКТОВ
И ПРОЦЕССОВ
Аннотация: в статье освещены важные аспекты воображения.
Ключевые слова: воображение, интуитив, абстракт, модель, творчество.
Yusupov A.R., candidate of technical sciences
associate professor
department of production of building materials, products and designs
Fergana Polytechnic Institute
Uzbekistan
IMAGINATION - MENTAL, INTUITIVE AND ABSTRACT MODELING OF SUBSTANCES, OBJECTS AND PROCESSES
Annotation: the article highlights important aspects of imagination.
Key words: imagination, intuitive, abstract, model, creativity.
Воображение - это способность мысленно создавать новые уникальные образы несуществующих объектов на основе имеющегося опыта, а также ясно представлять готовые образы, которые уже существуют в памяти. Также оно позволяет прогнозировать варианты развития событий, мысленно воспроизводя гипотетические ситуации и проговаривая диалоги. Стоит отметить, что воображение присутствует у всех людей, независимо от того, как они сами воспринимают свои творческие способности [1].
Воображение связано с наглядно-образным мышлением, позволяющим нам мысленно, интуитивно и абстрактно моделировать различные субстанции, объекты и процессы, не проводя практических экспериментов. По сути, его можно считать одним из видов познания. К слову, учёные, изучающие работу головного мозга, утверждают, что воображение - один из немногих видов высшей нервной деятельности, способствующих образованию новых нейронных связей.
Воображение - это когнитивный процесс, позволяющий нам выстраивать мысленные образы с самыми разными свойствами. Они могут быть совершенно уникальными, а могут представлять объекты из реальной жизни или их комбинацию. Также эти образы могут иметь отношение к прошлому, настоящему или будущему. Это могут быть несбыточные фантазии, вполне осуществимые мечты или конкретные планы.
Наше воображение отражает реальность в виде образов, связанных с разными видами восприятия [2]. Эти образы динамические, поэтому постоянно меняются, и мы не всегда можем контролировать этот процесс. При этом мы воспринимаем их практически как реальные объекты, реагируя на них соответствующими эмоциями. Таким образом, воображение - это процесс, связанный с обычной психической деятельностью и позволяющий нам достаточно правдоподобно моделировать различные ситуации из реальной жизни [6].
Стоит отметить, что у всех людей воображение работает по-разному. У каждого человека отдельные функции доминируют, а другие проявляются в меньшей степени. Это во многом определяет характер и личность, а также оказывает существенное влияние на то, какой вид профессиональной деятельности и какое хобби выберет человек [4].
Психологи выделяют пять основных критериев, позволяющих произвести классификацию разных видов воображения: результат, целенаправленность, тип образов, степень волевых усилий и сфера жизни или деятельности. По типу результата можно выделить два вида воображения:
• репродуктивное (воссоздание реальных образов) [7];
• продуктивное (создание полностью или частично новых образов).
По целенаправленности можно выделить следующие виды:
• активное (образы создаются произвольно, в результате волевого усилия);
• пассивное (образы возникают непроизвольно под влиянием внешних факторов и носят спонтанный, непредсказуемый характер).
По типу образов также можно выделить два вида:
• конкретное (образ законченный и достаточно конкретный);
• абстрактное (полного образа нет, но есть общее представление об объекте).
По степени волевых усилий можно выделить следующие виды:
• преднамеренное (созданный образ - результат целенаправленных творческих усилий);
• непреднамеренное (образ также возникает в результате усилий, но не соответствует тому, что хотел представить человек).
По сфере жизни и деятельности выделяют такие виды воображения
как:
• научное (используется учёными и исследованиями для построения гипотез, проведения экспериментов);
• техническое (используется инженерами и изобретателями);
• художественное (используется в живописи, музыке, поэзии и прочих видах искусства);
• социальное (используется в социальных и межличностных отношениях).
Существуют различные способы стимулировать воображение, чтобы быстрее и лучше решать творческие задачи. Одним из самых известных стратегий является мозговой штурм, который изначально разработан для командной деятельности, но может применяться и в одиночку для решения личных задач [3]. Активное творческое воображение (у ученых, изобретателей), как правило, проходит четыре стадии (рис. 1).
Подготовка
(сбор материала)
О
Созревание (концентрация знаний, относящихся к данной
идее, добывание недостающих сведений)
О
Озарение (интуитивное понимание искомой идеи)
О
Проверка (уточнение, формирование окончательного результата)
Рис. 1. Стадии творческого воображения
Наиболее длительной является вторая стадии, на которой происходят анализ и синтез исходной информации и возникновение новых ассоциаций, образов, представлений и суждений [8]. Очень короткой, но важной является третья стадия, которую еще называют инсайтом -внезапным пониманием новой идеи или возникновением нового образа.
Последний этап содержит минимум элементов воображения, тем не менее он очень важен для воплощения новых идей в практику [5].
Известный изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер, создатель теории изобретательства, выделял пять уровней творчества (рис. 2) [2].
Рис. 2. Уровни творческого воображения
На первом уровне роль воображения минимальна и творчество носит в основном репродуктивный характер [6]. Примером третьего уровня творчества может служить открытие животного электричества Луиджи Гальвани, лежащее на стыке биологии и физики. Примерами пятого уровня творчества являются открытия гелиоцентрической системы Николаем Коперником, механизмов эволюции Чарльзом Дарвином и роли бессознательного в жизни человека Зигмундом Фрейдом [2].
Использованные источники:
1. Тутушкина М. К. и др., Практическая психология. Издательство«Дидактика Плюс», 2001. - 368 с.
2. Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с.: ил. — (Серия «Завтра экзамен»). 18ВМ 978-5-388-002303. Юсупов А.Р. Эвристические стратегии интеллектуального образования. "Экономика и социум" №11(102) 2022. www.iupr.ru.
4. Юсупов А.Р. Альтернативные стратегии самостоятельного образования студентов. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.
5. Юсупов А.Р. Критерия и этапы решения творческой технической или управленческой проблемы с применением эвристических стратегий. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.
6. Юсупов А.Р. Оптимизация процесса математического и иного моделирования строительных конструкций, зданий и сооружений "Экономика и социум" №11(103) 2022. www.iupr.ru.
7. Юсупов А.Р. Влияние нерациональной самооценки на процесс интиутивного и эвристического познания. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.
8. Юсупов А., Сирожиддинов Х. Рекомендации по оптимизации математического и иного моделирования строительных конструкций, зданий и сооружений. Международная научная и научно-техническая конференция: «Инновации в строительстве, сейсмическая безопасность зданий и сооружений». Республика Узбекистан, г. Наманган, 15-17 декабря 2022 года. E-mail: pgsnauka@gmail.com; https://t.me/nammqi_xalqaro
konf 2022.