Научная статья на тему 'КАК ДЕЙСТВУЕТ ЭГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ НА ПРОЦЕСС ПРИРОДНОГО И ИСТОРИКО-СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ?'

КАК ДЕЙСТВУЕТ ЭГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ НА ПРОЦЕСС ПРИРОДНОГО И ИСТОРИКО-СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ? Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭГО / САМООЦЕНКА / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЦЕЛЬ / ИНТЕРЕСЫ / СПОСОБНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Юсупов А.Р.

В статье освещены проблемы выбора творческой команды, связанные с эго.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW DOES THE RESEARCHER'S EGO AFFECT THE PROCESS OF NATURAL AND HISTORICAL AND SOCIAL KNOWLEDGE?

The article highlights the problems of choosing a creative team related to the ego.

Текст научной работы на тему «КАК ДЕЙСТВУЕТ ЭГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ НА ПРОЦЕСС ПРИРОДНОГО И ИСТОРИКО-СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ?»

Юсупов А.Р., кандидат технических наук

доцент

кафедра производства строительных материалов, изделий и

конструкций

Ферганский политехнический институт

Узбекистан

КАК ДЕЙСТВУЕТ ЭГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ НА ПРОЦЕСС ПРИРОДНОГО И ИСТОРИКО-СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ?

Аннотация: в статье освещены проблемы выбора творческой команды, связанные с эго.

Ключевые слова: эго, самооценка, самоопределение, цель, интересы, способность, творчество.

Yusupov A.R., candidate of technical sciences

associate professor

department of production of building materials, products and designs

Fergana Polytechnic Institute

Uzbekistan

HOW DOES THE RESEARCHER'S EGO AFFECT THE PROCESS OF NATURAL AND HISTORICAL AND SOCIAL KNOWLEDGE?

Abstract: the article highlights the problems of choosing a creative team related to the ego.

Key words: ego, self-esteem, self-determination, goal, interests, ability, creativity.

Важно упомянуть, что любая личность характеризуется сознательно -волевой активностью, в основе которой лежит рациональная деятельность [1]. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем "Я", бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность», — подчеркивал И. Кант [2]. Человек также проявляется как личность, когда целенаправленно реализует свой творческий потенциал, создавая новые материальные и духовные ценности.

Современная наука выделяет три важнейших фактора, влияющих на формирование личности: генетическую наследственность, куль-турную среду и обстоятельства жизни. В результате взаимодействия этих составляющих человек как личность обретает специфический, присущий ему и только ему набор качеств: соответствующие потребности, интересы, темперамент, способности, мотивации, целевые установки, нравственность

и т.п. Эти индивидуальные особенности человека, отличающие его от других людей, формируются в значительной степени под влиянием социальных и культурных условий, в которых он живет, что позволяет говорить о принципиальной роли общества в формировании и становлении личности, хотя она и может развиваться как в согласии с общепринятыми нормами, так и вопреки им. Ив этом плане можно говорить как о положительных, так и об отрицательных личностях [3].

Эго - это часть психики человека, которая ощущается им как «Я», позволяет человеку воспринимать себя как личность, понимать свои интересы и желания, ставить перед собой. Эго - нравственная ось психики человека, которая ощущается им как «Я», позволяет человеку воспринимать себя как личность, понимать свои интересы и желания, ставить перед собой цели и планировать действия по их достижению. Оно позволяет нам отделять себя от других, идентифицировать свои интересы и желания, отличать своё от чужого. Наше эго, по сути, и есть то, что позволяет нам считать себя личностью, составлять какое -то представление о себе, выделять себя среди других людей и ощущать свою уникальность. Именно о нём мы говорим, употребляя местоимение «я» [4].

Эго - это понятие, широко используемое не только в психологии, но и в религии, философии и различных духовных практиках. В классическом психоанализе эго рассматривается как связующий элемент, обеспечивающий взаимодействие остальных компонентов личности. Оно позволяет сбалансировать инстинктивные позывы и стремления, обеспечивая рациональное и целостное поведение индивида. Также именно оно позволяет нам осознавать свои личные границы и отстаивать их [5].

Эго обеспечивает нам дуальное восприятие мира, в котором мы чётко отделяем себя от окружающей действительности, получаем возможность понимать, где «Я» и где «не Я», где «моё» и где «не моё». Оно позволяет нам сформировать субъективное восприятие своей сущности. При этом своё «Я» мы всегда воспринимаем положительно или, как минимум, не отрицательно, тогда как все прочие «не Я» могут восприниматься как положительно, так и отрицательно (если мы видим в них конкурентов или врагов).

Эго позволяет нам как-то характеризовать себя, приписывая себе такие свойства как рост, возраст, характер, пол, желания, интересы и прочее. Благодаря ему мы воспринимаем весь мир так, будто находимся в его центре. Для нас имеет значение лишь то, что непосредственно окружает нас, а того, что находится слишком далеко, словно и не существует. Человек, интересующийся наукой, может хорошо понимать, как устроена Вселенная и насколько огромны её масштабы. Но благодаря эго он всё равно рассматривает её так, будто находится в её центре.

В современной психологии понятие эго связано с такими понятиями как эгоизм и эгоцентризм: эгоизм - это отношение к жизни, при котором индивид ставит свои интересы превыше чужих; эгоцентризм - это искажённое восприятие мира, при котором индивид придаёт слишком большое значение собственному «Я».

Это разные понятия. Если эгоист ставит свои интересы превыше чужих, то эгоцентрист видит себя более важным и значимым, чем другие. И с эгоизмом, и с эгоцентризмом можно справиться, научившись контролировать своё эго. Эго является центральным элементом нашей психики. С точки зрения психологии, оно выполняет большое количество разных функций, среди можно выделить такие как: самоопределение; социализация; защитное управление психики; самоконтроль; формирование суждения и мировоззрения; целеполагание.

Эго постоянно напоминает человеку, каким он видит себя, каким хочет быть, к чему стремится, чего хочет, о чём мечтает [11]. Также в той или иной мере все люди ориентируются на окружающих и их успехи, стараясь не отставать. Всё это стимулирует процесс целеполагания и даёт мотивацию, необходимую для движения вперёд [6].

Эго - сложная психологическая конструкция, в которой можно выделить много разных элементов. В частности, оно отвечает за внутренний диалог, который мы ведём с собой в процессе любого размышления [10]. Также к нему относятся различные эгоистические проявления личности, такие как: безусловная любовь к себе; чувство собственной важности (ЧСВ);_уверенность в собственной правоте; свои представления о справедливости; упертость, непонимание чужих взглядов; стремление к сохранности и благополучию; желание быть привлекательным и ценимым [7].

По мере социализации и взросления эго развивается, становясь важным элементом в структуре личности. То есть, оно содержит информацию, которую человек может изложить, чтобы ответить на вопрос о том, кто он такой. По сути, оно запечатлевает в себе все события, которые сам индивид воспринимает как связанные с ним. При этом все эти события проходят через призму восприятия, которая зависит от характера, темперамента, жизненного опыта и прочих личностных факторов [9].

Здоровое и хорошо развитое эго необходимо для полноценного функционирования личности. По сути, оно является её центральным компонентом. Однако если процесс его развития идёт неправильно, это может приводить к различным нежелательным последствиям. При методичном подходе люди позволяют оздоровить своё внутреннее «Я» из любого состояния и гармонизировать свои отношения с окружающими, поскольку изначально направлены именно на это [11]. Чрезмерно разросшееся эго обычно делает человека замкнутым на себе и «глухим» по

отношению к окружающему миру [12]. Как правило, это приводит к серьёзным проблемам во всех сферах жизни. Такой человек обычно очень плохо ладит с окружающими и не может эффективно работать в команде

[9].

Использованные источники:

1. Фромм Э. Душа человека: [сборник: перевод / общ. ред., сост. и предисл. П. С. Гуревича]. - Москва: Республика, 1992. - 429 с.

2. Кант. И. Сочинения в шести томах [Под общ. ред. В. Ф. Асмуса. А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана], М., изд-во «Мысль», 1966. (Философское наследие). Т. 6. 402 с.

3. Тутушкина М. К. и др. Практическая психология. Издательство«Дидактика Плюс», 2001. - 368 с.

4. Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с.: ил. — (Серия «Завтра экзамен»). 18ВМ 978-5-388-002305. Юсупов А.Р. Эвристические стратегии интеллектуального образования. "Экономика и социум" №11(102) 2022. www.iupr.ru..

6. Юсупов А.Р. Оптимизация процесса математического и иного моделирования строительных конструкций, зданий и сооружений "Экономика и социум" №11(102) 2022. www.iupr.ru.

7. Юсупов А.Р. Влияние нерациональной самооценки на процесс интуитивного и эвристического познания. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

8. Юсупов А.Р. Воображение - мысленное, интуитивное и абстрактное моделирование субстанций, объектов и процессов. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

9. Юсупов А.Р. Проблемы творческой команды, связанные с комплексами неполноценностей. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

10. Юсупов А.Р. Искусство или психологические аспекты преодоления коммуникативных барьеров творческим коллективом. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

11. Юсупов А.Р. Эвристические стратегии интеллектуального образования. "Экономика и социум" №11(102) 2022. www.iupr.ru.

12. Юсупов А.Р. Альтернативные стратегии самостоятельного образования студентов. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.