Научная статья на тему 'ОТРИЦАНИЕ - ЗАЩИТНО-ТОРМОЗНОЙ ИЛИ ДВИЖУЩИЙ МЕХАНИЗМ ДИАЛЕКТИКИ ПОЗНАНИЯ?'

ОТРИЦАНИЕ - ЗАЩИТНО-ТОРМОЗНОЙ ИЛИ ДВИЖУЩИЙ МЕХАНИЗМ ДИАЛЕКТИКИ ПОЗНАНИЯ? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРИЦАНИЕ / ЗАЩИТА / МЕХАНИЗМ / ДИАЛЕКТИКА / МОДЕЛЬ / ПОЗНАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юсупов А.Р.

В статье освещены важные аспекты психического состояния отрицания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGATION - A PROTECTIVE-BRAKE OR DRIVING MECHANISM OF DIALECTICS OF KNOWLEDGE?

The article highlights important aspects of the mental state of denial.

Текст научной работы на тему «ОТРИЦАНИЕ - ЗАЩИТНО-ТОРМОЗНОЙ ИЛИ ДВИЖУЩИЙ МЕХАНИЗМ ДИАЛЕКТИКИ ПОЗНАНИЯ?»

Юсупов А.Р., кандидат технических наук

доцент

кафедра производства строительных материалов, изделий и конструкций Ферганский политехнический институт

ОТРИЦАНИЕ - ЗАЩИТНО-ТОРМОЗНОЙ ИЛИ ДВИЖУЩИЙ МЕХАНИЗМ ДИАЛЕКТИКИ ПОЗНАНИЯ?

Аннотация: в статье освещены важные аспекты психического состояния отрицания.

Ключевые слова: отрицание, защита, механизм, диалектика, модель, познание, творчество.

Yusupov A.R., candidate of technical sciences

associate professor

department of production of building materials, products and designs

Fergana Polytechnic Institute

Uzbekistan

NEGATION - A PROTECTIVE-BRAKE OR DRIVING MECHANISM OF DIALECTICS OF KNOWLEDGE?

Abstract: the article highlights important aspects of the mental state of denial.

Key words: negation, defense, mechanism, dialectic, model, cognition, creativity.

В психологию данное понятие ввёл Зигмунд Фрейд. В рамках своих исследований он пришёл к выводу, что отрицание - это самая примитивная психологическая защита, возникающая на ранних этапах формирования психики. Также, он утверждал, что этот защитный механизм в той или иной форме присутствует практически у всех животных, способных испытывать страх и боль [1].

Отрицание - это один из защитных механизмов человеческой психики, который заключается в том, что индивид отказывается признавать существование фактов, заставляющих его страдать. Он отказывается принимать реальность такой, какая она есть, и искажает её в своём восприятии так, чтобы она не причиняла ему боли. Важная особенность этой психологической защиты заключается в том, что человек отбрасывает болезненную информацию ещё до этапа её осознания [3].

К отрицанию прибегают даже маленькие дети. Когда им страшно, они прячутся с головой под одеялом, и благодаря этому им кажется, что

все опасности (неважно, вымышленные или реальные) перестают существовать. Взрослые чаще используют отрицание, чтобы защититься от стресса. Они отрицают неудачи, аддитивное поведение (своё или чужое), проблемы со здоровьем и необходимость лечения, приближение смерти, потерю близкого человека и прочие болезненные знания.

Можно привести ещё много примеров. Но именно эти виды отрицания встречаются чаще всего и проявляются практически одинаково у всех людей, которые через них проходят. И в этом нет ничего ненормального. Отрицание - это естественный защитный механизм нашей психики и первая из стадий принятия неизбежного, которая создана эволюцией для того, чтобы помочь нам справляться с шоком.

Как было отмечено выше, открыл и описал это явление основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Он заинтересовался отрицанием на ранних этапах своей профессиональной деятельности. В 1895 году 39-летний Фрейд совместно со своим наставником Йозефом Брейером опубликовал работу «Исследование истерии», в которой данное явление было описано достаточно подробно [3].

Фрейд пришёл к выводу, что отрицание - это способ медленно и «безболезненно» принять к сведению тяжёлую информацию. То есть, отрицая определённые мысли, мы как бы признаём, что впоследствии хотели бы их вытеснить. Но при этом снимаются некоторые ограничения, накладываемые вытеснением, мышление становится более независимым от принципа удовольствия и примитивных инстинктов.

Вытеснение - это один из защитных механизмов психики, описанных Зигмундом Фрейдом. Он заключается в том, что человек вытесняет в бессознательное мысли, знания, чувства и желания, которые его тревожат, пугают или причиняют ему дискомфорт. Главное отличие между отрицанием и вытеснением заключается в том, что отрицание происходит до осознания факта, а вытеснение - после.

Таким образом, отрицание позволяет защитить сознание от пугающей информации. В будущем так или иначе узнав факт, который ранее был подвергнут отрицанию, человек воспримет его как новость. В то же время вытесненную информацию он может вспомнить даже самостоятельно, хотя такая вероятность невысока. Если же ему напомнить, то он будет воспринимать эту информацию как забытую.

Защитные механизмы психики возникают не просто так. В процессе эволюции они способствуют выживанию особи и сохранению её генов в популяции [8].

Польза отрицания заключается в возможности оградить себя от страдания, боли и ужаса, ощущения беспомощности и безысходности. Когда человек сталкивается с событиями, способными вызвать у него перечисленные чувства, отрицание позволяет ему абстрагироваться от реальности, сохранив самообладание и способность адекватно

отреагировать на ситуацию. Если это не патологическое отрицание, человек в дальнейшем всё же осознаёт и осмысливает произошедшее, принимает новые обстоятельства [4].

Вред отрицания заключается в том, что человек удаляется от реальности и тратит значительное количество жизненной энергии на поддержание этого порой бессмысленного состояния. Ему приходится создавать альтернативную версию реальности, затрачивая на это немало ресурсов. В результате у него не остаётся сил на то, чтобы решать проблемы по-настоящему, а не делать вид, что их нет [6].

Отрицание помогает защититься от суровой реальности, но не отменяет её. Поэтому его можно рассматривать как полезный защитный механизм, но в то же время нельзя недооценивать его опасность. И если состояние отрицания затянулось, не позволяя человеку адекватно оценивать окружающую действительность - это повод обратиться к врачу

[9].

Но с другой стороны, без отрицания предыдущего состояния познавательного процесса, нет смысля говорить о диалектике. В гносологии особое место занимает Закон отрицания отрицания [5].

Здесь, по существу, сформулирован ответ на интересующий многих вопрос: почему в истории философии во все времена на равных. сосуществуют различные противоборствующие, порой абсолютно не -совместимые школы, течения и направления и разнообразию этому не видно конца. К сказанному можно добавить, что у философского знания нет четко обозначенных границ, и это дает возможность рассматривать философию как личный, субъективно переживаемый опыт автономного мыслителя. У нее в отличие от того или иного научного знания нет единой системы, нет основателей и продолжателей (в том смысле, как это есть у научных дисциплин), а путей философствования в итоге оказывается множество. Философские теории по большей части противоречат и даже взаимно исключают друг друга.

Такие вещи встречаются и не пересечении общей философии с психологией, особенно, в отношение понятия «отрицание».

Иными словами, плюрализм взглядов в философии, даже во всех науках [7] — норма и, более того, абсолютно необходимое условие. Но дорога философии устлана прецедентами; образно говоря, философия — «штучный товар», чего никак не скажешь о науке. Великий немецкий философ И. Кант, отмечая эти особенности философии, утверждал, что можно учить философствовать, но не философии, ибо она не имеет фундамента в виде эмпирической базы и подобна воздушному замку, живущему лишь до следующего философа. По мнению другого классика немецкой философии А. Шопенгауэра, «философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука» [2].

Использованные источники:

1. Тутушкина М. К. и др. Практическая психология. Издательство«Дидактика Плюс», 2001. - 368 с.

2. Чумаков А.Н. и др. Философия. Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. — 459 с.

3. Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с.: ил. — (Серия «Завтра экзамен»). 18ВМ 978-5-388-002304. Юсупов А.Р. Эвристические стратегии интеллектуального образования. "Экономика и социум" №11(102) 2022. www.iupr.ru.

5. Юсупов А.Р. Альтернативные стратегии самостоятельного образования студентов. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

6. Юсупов А.Р. Воображение - мысленное, интуитивное и абстрактное моделирование субстанций, объектов и процессов №12(103) 2022. www.iupr.ru.

7. Юсупов А.Р. Оптимизация процесса математического и иного моделирования строительных конструкций, зданий и сооружений "Экономика и социум" №11(103) 2022. www.iupr.ru.

8. Юсупов А.Р. Влияние нерациональной самооценки на процесс интиутивного и эвристического познания. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

9. Юсупов А. Проблемы творческой команды, связанные с комплексами неполноценностей. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.