Научная статья на тему 'ЗАМКНУТОСТЬ В ХАРАКТЕРЕ ЛИНОСТИ - СЕРЬЕЗНАЯ ПРЕГРАДА НА ПУТИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ЭВРИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ ПОЗНАНИЯ'

ЗАМКНУТОСТЬ В ХАРАКТЕРЕ ЛИНОСТИ - СЕРЬЕЗНАЯ ПРЕГРАДА НА ПУТИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ЭВРИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ ПОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
244
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМКНУТОСТЬ / ЗАЩИТА / МЕХАНИЗМ / ДИАЛЕКТИКА / МОДЕЛЬ / ПОЗНАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юсупов А.Р.

В статье освещены важные аспекты замкнутости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLOSED IN THE CHARACTER OF LINE - A SERIOUS OBSTACLE ON THE PATH OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVITY AND HEURISTIC STYLE OF KNOWLEDGE

The article highlights important aspects of closure.

Текст научной работы на тему «ЗАМКНУТОСТЬ В ХАРАКТЕРЕ ЛИНОСТИ - СЕРЬЕЗНАЯ ПРЕГРАДА НА ПУТИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ЭВРИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ ПОЗНАНИЯ»

Юсупов А.Р., кандидат технических наук

доцент

кафедра производства строительных материалов,

изделий и конструкций Ферганский политехнический институт

Узбекистан

ЗАМКНУТОСТЬ В ХАРАКТЕРЕ ЛИНОСТИ - СЕРЬЕЗНАЯ ПРЕГРАДА НА ПУТИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ЭВРИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ ПОЗНАНИЯ

Аннотация: в статье освещены важные аспекты замкнутости.

Ключевые слова: замкнутость, защита, механизм, диалектика, модель, познание, творчество.

Yusupov A.R., candidate of technical sciences

associate professor

department of production of building materials, products and designs

Fergana Polytechnic Institute

Uzbekistan

CLOSED IN THE CHARACTER OF LINE - A SERIOUS OBSTACLE ON THE PATH OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVITY AND HEURISTIC STYLE OF KNOWLEDGE

Abstract: the article highlights important aspects of closure.

Keywords: isolation, protection, mechanism, dialectic, model, cognition, creativity

Каждый начитанный человек помнит выражение «Человек -существо социальное» [2]. Его смысл заключается в том, что все мы постоянно взаимодействуем с другими людьми: родными, близкими, друзьями, знакомыми и незнакомцами [1]. Некоторым это даётся легко. Они всегда рады общению и легко заводят новые знакомства. Другим же тяжело идти на контакт и сближаться с людьми. Они избегают шумных компаний и предпочитают проводить время в очень узком кругу самых близких людей или вообще в одиночестве [3].

Это поведение, противоречащее социальной природе человека, обусловлено таким качеством как замкнутость. Это качество встречается довольно часто и, конечно же, создаёт существенные сложности в жизни человека.

Замкнутость - это постоянное качество личности или временное состояние, выражающееся в снижении коммуникативной активности и

сознательном ограничении контактов с другими людьми. Замкнутый человек обычно избегает больших компаний и не любит быть в центре внимания, поскольку ориентирован на свой внутренний мир. Он предпочитает погружаться в собственные размышления и переживания, находясь в уединении и точно зная, что его никто не побеспокоит.

Основные синонимы понятия» «замкнутость»: нелюдимость; необщительность; некоммуникабельность; закрытость; скрытность; неконтактность [3].

Замкнутому человеку тяжело начинать общение с незнакомцами, заводить новые знакомства и сближаться с людьми. Он неуютно чувствует себя в больших компаниях, ему сложно развивать и поддерживать социальные связи.

Естественно, это сказывается на всех сферах жизни. В частности, у замкнутых детей практически всегда есть проблемы с учёбой. Конечно, они могли бы достигать успехов за счёт прилежности, но сталкиваясь с непонятными моментами, они не спешат задавать вопросы учителю, поэтому начинают отставать. Да и взрослый человек, будучи замкнутым, постоянно упускает возможности, поскольку часто не решается «постучаться в дверь» в прямом и в переносном смысле этого выражения.

Бывает, что человек устал или думает о чём -то своём, и про него решают, что он замкнутый. А бывает и так, что от замкнутого человека требуют излишней общительности, просто не замечая, что он к ней не предрасположен. Можно выделить несколько признаков, позволяющих избежать этих ошибок и достаточно точно определить замкнутого человека:

■ необщительность. Такой человек по возможности отмалчивается, а когда к нему обращаются, старается отвечать максимально сжато, избегая вступления в диалог. Также он практически никогда не начинает общение первым;

■ безынициативность. Замкнутые люди избегают проявления инициативы не только в общении, но и вообще во всех делах. Чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, они предпочитают находиться за чужими спинами;

■ характерные позы. Такие люди постоянно принимают так называемые «защитные» позы, максимально отгораживаясь и закрываясь от внешнего мира. Они наклоняют голову, скрещивают руки на груди и держат перед собой портфель или сумку. При этом они стараются занять место в углу, чтобы никто не «подобрался» к ним сзади или сбоку;

■ нервозность. Находясь в шумном месте, замкнутый человек чувствует себя неуютно и не может скрыть этого. Ему хочется поскорее убраться оттуда, поэтому он постоянно нервничает, поглядывает на часы и не скрывает недовольства, когда кто -нибудь к нему обращается.

Преобразовать человека замкнутым могут как внешние, так и внутренние факторы, из которых наиболее значимыми являются:

отсутствие коммуникативных навыков; недостатки, мешающие общению; негативный опыт; низкая самооценка;_воспитание; влияние темперамента.

Замкнутость часто бывает следствием того, как родители воспитывали ребёнка. Они могли сильно ограничивать его общение с другими детьми и посторонними людьми вообще. Кроме того, причиной может быть отстранённость родителей, их эмоциональная холодность к ребёнку. К примеру, если он нарисовал рисунок и показал им, но не услышал похвалы, впоследствии он будет неохотно демонстрировать результаты своих стараний;

Замкнутость часто ассоциируют или даже отождествляют со стеснительностью, однако между этими качествами не так уж много общего. Да, они могут быть связаны и взаимно обусловлены. И всё же это разные понятия. Чтобы понять разницу между ними, сравним их особенности.

Замкнутость - это добровольная изолированность человека от общества, отражающая его ориентированность на свой внутренний мир. Ему не нравится пребывать в центре внимания, находиться в большой компании и общаться с малознакомыми людьми. Он не испытывает такой сильной потребности в постоянном общении и социальном взаимодействии, как обладатели экстравертного типа личности. И дело тут вовсе не в страхе или робости [8].

Стеснительность - качество личности, подразумевающее нерешительность, боязливость и скованность в общении. Стеснительный человек ограничивает свои социальные контакты не потому, что не нуждается в них, а потому что боится показаться навязчивым или быть отвергнутым. Он нуждается в общении, близости и любви так же, как и все другие люди, но его робость мешает ему [4].

Следует отметить, что стеснительность вполне может стать причиной замкнутости. Если из-за неё человек часто попадает в неловкие ситуации, это может постепенно сделать его некоммуникабельным и нелюдимым. Под влиянием негативных эмоций он может решить для себя, что он просто не любит общаться и находиться в больших компаниях [5]

Замкнутость принято считать отрицательным качеством личности. Её вместе рассматривают с угрюмостью и нелюдимостью, а людей, которым она свойственна, иногда вообще считают социопатами. И всё же у неё есть и положительные моменты, в частности, такие как: доверие окружающих; верные друзья; умение сосредотачиваться.

В длительном влиянии замкнутость негативно сказывается на психоэмоциональное состоянии человека [6]. В частности, она может стать причиной депрессии. С учётом этого и всех других внутренних

ограничений [7], с которыми приходится мириться некоторым творческим личностям, от этих черт характера необходимо избавляться как можно скорее [8].

Использованные источники:

1. Тутушкина М. К. и др. Практическая психология. Издательство«Дидактика Плюс», 2001. - 368 с.

2. Чумаков А.Н. и др. Философия. Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. — 459 с.

3. Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с.: ил. — (Серия «Завтра экзамен»). 18ВМ 978-5-388-002304. Юсупов А.Р. Эвристические стратегии интеллектуального образования. "Экономика и социум" №11(102) 2022. www.iupr.ru.

5. Юсупов А.Р. Альтернативные стратегии самостоятельного образования студентов. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

6. Юсупов А.Р. Воображение - мысленное, интуитивное и абстрактное моделирование субстанций, объектов и процессов №12(103) 2022. www.iupr.ru.

7. Юсупов А.Р. Оптимизация процесса математического и иного моделирования строительных конструкций, зданий и сооружений "Экономика и социум" №11(103) 2022. www.iupr.ru.

8. Юсупов А.Р. Влияние нерациональной самооценки на процесс интуитивного и эвристического познания. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.