Научная статья на тему 'КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА - СТИМУЛЯТОР И ВДОХНОВИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА НА ЭВРИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ПОЗНАНИЯ И СОЗИДАНИЯ'

КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА - СТИМУЛЯТОР И ВДОХНОВИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА НА ЭВРИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ПОЗНАНИЯ И СОЗИДАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
215
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИКА / КОНСТРУКТИВНАЯ / НЕГАТИВНАЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВДОХНОВЕНИЕ / ОСКОРБЛЕНИЕ / ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юсупов А. Р.

В статье освещены влияние критики на деятельность творческой команды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTIVE CRITICISM IS A STIMULATOR AND INSPIRATOR OF A HUMAN TO HEURISTIC STRATEGIES OF KNOWLEDGE AND CREATION

The article highlights the impact of criticism on the activities of the creative team.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА - СТИМУЛЯТОР И ВДОХНОВИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА НА ЭВРИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ПОЗНАНИЯ И СОЗИДАНИЯ»

Юсупов А.Р., кандидат технических наук

доцент

кафедра производства строительных материалов, изделий и

конструкций

Ферганский политехнический институт

КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА - СТИМУЛЯТОР И ВДОХНОВИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА НА ЭВРИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ

ПОЗНАНИЯ И СОЗИДАНИЯ

Аннотация: в статье освещены влияние критики на деятельность творческой команды.

Ключевые слова: критика, конструктивная, негативная, эффективность, вдохновение, оскорбление, интересы.

Yusupov A.R., candidate of technical sciences

associate professor

department of production of building materials, products and designs

Fergana Polytechnic Institute

Uzbekistan

CONSTRUCTIVE CRITICISM IS A STIMULATOR AND INSPIRATOR OF A HUMAN TO HEURISTIC STRATEGIES OF KNOWLEDGE AND

CREATION

Abstract: the article highlights the impact of criticism on the activities of the creative team.

Key words: criticism, constructive, negative, efficiency, inspiration, insult, interests.

Критика - это анализ чьей-либо деятельности или её результата с указанием сильных и слабых сторон, ошибок и удачных решений. По сути, она представляет собой отзыв, в котором критикующий человек высказывает своё субъективное мнение о чём-либо. В широком смысле критика - это совокупность положительных и отрицательных оценок. В повседневной жизни под критикой обычно подразумеваются негативные высказывания, указания на недочёты и недостатки. В русский язык слово «критика» пришло из французского. В свою очередь французское слово critique образовано от древнегреческого кртк^, которое можно перевести как «искусство судить, разбирать».

Как бы мы ни старались всегда и всё делать правильно, периодически нам приходится сталкиваться с тем, что наши действия кто -то критикует. Каждый из нас воспринимает это по -разному. Кто-то

обижается, а кто-то учитывает замечания и старается стать лучше. Впрочем, и сама критика бывает разной. Иногда она уместна и конструктивна, а иногда направлена на то, чтобы оскорбить или обидеть.

Существует множество видов критики, которые можно классифицировать по разным свойствам. В повседневной жизни чаще всего встречаются такие её формы как: замечание - краткое высказывание, указывающее на конкретный недостаток; обвинение - указание на плохой поступок или ошибку, приписывание человеку вины за нежелательные последствия; недовольство - выражение собственных негативных чувств, связанных с чужими действиями; претензия - критика, подразумевающая требования исправить или переделать что-то; возражение - несогласие с чужим мнением, решением или подходом к определённой деятельности. Конечно, есть и другие варианты, но именно в этих пяти форматах критика озвучивается чаще всего [2].

Когда говорят о критике, чаще всего упоминают такие её свойства как: конструктивность. Под конструктивностью подразумевается полезность для того, чьи действия критикуются. То есть, главная цель такой критики - указать на недостатки и подсказать, как их можно устранить. Конструктивной (позитивной) критике присущи следующие положительные качества:

• объективность. Объективная критика указывает на реально существующие недочёты, которые никто не станет оспаривать;

• справедливость. Если недочёты действительно присутствуют, замечание можно считать справедливым и уместным. Если же человек выражает личную неприязнь или ворчит из-за плохого настроения, такая критика, скорее всего, будет несправедливой;

• грамотность. Для того чтобы критиковать грамотно, необходима компетентность в конкретной сфере деятельности;

• направленность на объект. Критиковать человека (субъекта) считается неразумной, проявлением дурости. Поэтому взвешенная, конструктивная критика адресуется на действия или их результат;

• открытость (гласность). Открытая критика озвучивается непосредственно тому человеку, действия которого критикуются. Скрытая обычно высказывается за спиной и направлена больше на личность, чем на действия. Склонность критиковать других людей за их спинами считается одним из основных признаков лицемерия;

• определенность назначения (конкретная или общая). Критика может быть направлена на конкретные недочёты, а может быть общей. Очевидно, что во втором случае она гораздо менее конструктивна и не представляет особой ценности.

В большинстве случаев в качестве причины критики выступает один (или несколько) из следующих различных факторов: профессия; желание

самоутвердиться; привычка; желание помочь; интерес; желание уязвить; стремление испортить репутацию.

Конечно, нельзя забывать и о такой причине, как желание навредить другому человеку, испортить ему репутацию или рассорить его с общими знакомыми. Мотивации при этом могут быть разными. Это может быть ревность, не здоровая конкуренция, старые обиды, желание отомстить за что-то или личная неприязнь.

Конструктивная критика - это форма критики, основная цель которой заключается в том, чтобы помочь исправить недочёты. При этом критикующий человек не испытывает зависти или злобы и не стремится или обидеть критикуемого [3]. Такую критику можно рассматривать как взгляд со стороны или совет, помогающий сделать что-то лучше. Она даёт нам возможность исправлять ошибки, узнавать что-то новое, развиваться и совершенствовать свои навыки [4].

Чаще всего конструктивную критику можно услышать от близких людей. Кроме того, к ней прибегают наставники и преподаватели, которым важно, чтобы их ученик или подопечный не останавливался на достигнутом, а продолжал совершенствоваться [5].

Негативная (или деструктивная) критика не приносит никакой пользы. Её основная цель заключается в том, чтобы задеть чувства, обидеть, унизить человека или даже нанести ему вред. Как правило, она основывается на зависти, ненависти, жажде мести и других деструктивных чувствах. С человеком, прибегающим к подобной критике, невозможно вести осмысленный диалог, ведь он пренебрегает законами логики и продолжает гнуть свою линию [6].

Негативная критика не всегда может навредить человеку, на которого она направлена. А вот сам критикующий может причинить себе немало вреда, сосредотачиваясь на деструктивных переживаниях и теряя возможность радоваться жизни. Тем самым он отбивает у себя мотивацию к продуктивной работе и саморазвитию ]7].

Если вы считаете, что критика несправедлива и необоснованна, значит, и беспокоиться не о чем, ведь в таком случае она характеризует не вас, а критикующего вас человека. Если же видите или хотя бы допускаете, что она справедлива, значит, нужно принять её и попытаться использовать эту информацию как наставление себе во благо [8].

В целом, высказывая критику, достаточно соблюдать следующие правила: критикуйте, если вы достаточно компетентны в данном вопросе; критика должна звучать как подсказка или рекомендация, а не как упрёк; если человек не готов слушать критику, нельзя вступать в спор, доказывая свою правоту.

Если же у критикующего есть объективные основания, и критика выглядит справедливой, конечно же, её следует принять во внимание. Позвольте понять, что вы благодарны человеку, указавшему вам на

ошибку [9]. В таком случае вы не только извлечёте пользу из критики, но и произведёте на других людей впечатление образованного и уравновешенного человека [10].

Использованные источники:

1. Тутушкина М. К. и др. Практическая психология. Издательство«Дидактика Плюс», 2001. - 368 с.

2. Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с.: ил. — (Серия «Завтра экзамен»). 18ВМ 978-5-388-002303. Юсупов А.Р. Эвристические стратегии интеллектуального образования. "Экономика и социум" №11(102) 2022. www.iupr.ru.

4. Юсупов А.Р. Альтернативные стратегии самостоятельного образования студентов. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

5. Юсупов А.Р. Оптимизация процесса математического и иного моделирования строительных конструкций, зданий и сооружений "Экономика и социум" №11(102) 2022. www.iupr.ru.

6. Юсупов А.Р. Влияние нерациональной самооценки на процесс интуитивного и эвристического познания. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

7. Юсупов А.Р. Воображение - мысленное, интуитивное и абстрактное моделирование субстанций, объектов и процессов. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

8. Юсупов А.Р. Проблемы творческой команды, связанные с комплексами неполноценностей. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

9. Юсупов А.Р. Искусство или психологические аспекты преодоления коммуникативных барьеров творческим коллективом. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

10. Юсупов А.Р. Как действует эго исследователя на процесс природного и историко-социального познания? "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.