Научная статья на тему 'Волостные суды в судебной системе Российской империи после судебной реформы 1864 г'

Волостные суды в судебной системе Российской империи после судебной реформы 1864 г Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОСТНЫЕ СУДЫ / АДМИНИСТРАТИВНО-СУДЕБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / TOWNSHIP COURTS / ADMINISTRATIVE AND JUDICIAL INSTITUTIONS / JUDICIAL SYSTEM / JUDICIAL REFORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никулина Надежда Владимировна

В статье раскрываются правовые основы и особенности деятельности волостных судов, показано их место в судебной системе пореформенной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Township Courts in the Judicial System of the Russian Empire after the Judicial Reform of 18641

The article reveals the legal basis and features of activities of township courts. Their place in the judicial system of post-reform Russia is showed in the article

Текст научной работы на тему «Волостные суды в судебной системе Российской империи после судебной реформы 1864 г»

Н.В. Никулина

Волостные суды

в судебной системе Российской империи после судебной реформы 1864 г.

В статье раскрываются правовые основы и особенности деятельности волостных судов, показано их место в судебной системе пореформенной России.

Ключевые слова: волостные суды; административно-судебные учреждения; судебная система; судебная реформа.

процессом, с независимыми судьями, адвокатурой и с присяжными заседателями. Устанавливалась следующая судебная система: мировые судьи, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты, Сенат в качестве верховного кассационного органа [3: с. 164]. Но и после реформы в России остались административные органы, наделенные судебными полномочиями и пришедшие из дореформенного периода. Речь идет о волостных судах, которые являлись административно-судебными учреждениями и в которых фактически внесудебным порядком рассматривались некоторые категории гражданских и уголовных дел.

Введенный в 1838 г. для государственных крестьян волостной суд после Крестьянской реформы 1861 г. распространил свои полномочия на всех крестьян, вышедших из крепостной зависимости и в силу этого освобожденных от помещичьей юрисдикции. Предполагалось, что сословный суд по крестьянским делам будет действовать до судебной реформы, но судебные уставы 1864 г. его не ликвидировали [2: с. 94].

Волостной суд представлял собой судебную инстанцию, включенную в общую судебную систему, но являлся сословным крестьянским органом и по многим вопросам пользовался местными крестьянскими обычаями. Волостной суд должен был состоять не менее чем из трех судей, которые избирались из кандидатов от сельских общин не моложе 35 лет. Это был сословный крестьянский суд, который рассматривал споры и тяжбы между крестьянами до 100 руб. (в 1889 г. сумма иска была повышена до 300 руб.) и мелкие уголовные проступки [2: с. 95]. Суд утверждался уездным съездом и сельским начальником. Волостной судья в течение всего срока своего избрания был не вправе отлучаться из места своего жительства без разрешения волостного схода. Закон не возлагал на волостного судью никаких полицейских обязанно-

удебная реформа 1864 г, которую можно охарактеризовать как самую прогрессивную и последовательную из всех реформ Александра II, создала в России новый суд: бессословный, гласный, с состязательным

стей, но ему, как и всякому частному лицу, не воспрещалось всеми средствами содействовать восстановлению в общественном месте порядка и дисциплины. Дела об оскорблении волостных судей как должностных лиц были подсудны мировому судье, но не волостному суду.

Важную роль играл волостной суд в деле сбора причитавшихся с крестьян податей, так как обладал полномочиями по наказанию неплательщиков. Так, анализируя решения Алговского волостного суда за 1871 г., А. Вормс и А. Паренаго писали, что «волостные старшины и сельские старосты злоупотребляли своим влиянием на волостные суды для взыскания или, правильнее сказать, для выколачивания податей... В два дня было высечено шестьдесят человек за неплатеж податей, причитающихся за первую половину года, еще в феврале месяце, когда даже не наступил срок платежа!» [1: с. 131-132].

Цитируемые авторы отмечают, что розги служили в волостном суде главным средством наказания. Очевидно, что в этом проявились худшие традиции недавно ликвидированного крепостного права.

Волостные суды забирали огромную часть подсудности мировых судов, оставляя тем самым приобретших личную свободу крестьян в громадной зависимости от общинных устоев. В своей деятельности они руководствовались не правовыми нормами, а местными обычаями, что нередко открывало пути для судейского произвола. Но возможность обратиться к мировому судье у крестьян была. Те из них, которые отправлялись в город на заработки, не подлежали юрисдикции волостного суда, и споры свои разрешали в мировых и общих судебных учреждениях. Члены же общины имели право передать свое дело в мировой суд либо по своему обоюдному согласию, либо тогда, когда оно выходило из общей компетенции волостного суда.

Значение волостного суда повысилось после судебной контрреформы, когда роль административно-судебных учреждений существенно возросла.

12 июля 1889 г. были высочайше утверждены: 1) Положение о земских участковых начальниках; 2) Правила об устройстве судебной части в местностях, в которых введено означенное Положение; 3) Временные правила о волостном суде в тех же местностях; 4) Правила о порядке приведения в действие Положения о земских участковых начальниках [3: с. 175].

Законодательный акт об изменении порядка формирования, подсудности и процедуры в волостном суде носил название «Временных правил», однако эти «Временные правила» действовали вплоть до принятия 12 июня 1912 г. закона о местном суде.

Волостные судьи в количестве 4 человек стали назначаться земским участковым начальником из числа кандидатов, избранных сельскими обществами по одному на каждое общество. Председатель волостного суда назначался уездным съездом судей. Но съезд мог при необходимости возложить эту обязанность на волостного старшину. Позитивным моментом явилось то, что судьи волостных судов стали получать жалованье.

Круг ведения волостного суда был значительно расширен и относительно подсудных ему лиц, и относительно подсудных ему дел.

До 1889 г. ведению волостного суда подлежали только тяжбы и проступки крестьян, теперь стали подсудны все лица бывших податных сословий, постоянно проживающих в пределах волости. В этом смысле, по-видимому, волостной суд перестал быть сословным судом для крестьян и превратился в суд для низших слоев сельского населения.

Волостным судам передавались все споры о надельном имуществе без ограничения ценой иска, а также споры об имуществе вненадельном, кроме исков о праве собственности, основанных на крепостных и явочных актах, при цене иска до 300 руб., дела о наследовании после крестьян: если наследство состояло из надельного имущества, то независимо от его суммы, если из вненадельного, то при цене наследства не свыше 500 руб. [2: с. 98].

Закон 1889 г. создал апелляционную инстанцию для волостного суда в виде уездного съезда, и кассационную — в виде губернского присутствия. Земские начальники получили право просматривать все решения волостных судов и представлять к отмене те из них, которые были, по их мнению, неправосудны [1: с. 149].

Итак, волостные суды, не являясь судебным учреждением в чистом виде, относились к числу административно-судебных учреждений, существование которых стало характерным признаком пореформенной России. Судебный процесс в административно-судебных учреждениях был менее демократичным, чем в общих судах, он оставлял больше простора для злоупотреблений со стороны чиновников. Наличие административно-судебных учреждений после реформы 1864 г. свидетельствует о ее незавершенности, о неготовности самодержавного бюрократического аппарата пойти на полную демократизацию судебной системы и судебного процесса. В то же время неверно было бы обвинять в незавершенности судебной реформы только царскую администрацию. Общий уровень правосознания и грамотности населения был настолько низок, что деятельность прогрессивных судебных учреждений встречала многочисленные затруднения. Порой создается впечатление, что крестьянам было привычнее иметь дело с волостными судами, применявшими местные обычаи и широко практиковавшими розги, чем с новыми, более демократичными судебными инстанциями.

Литература

1. Вормс А., Паренаго А. Крестьянский суд и судебно-административные учреждения (по изд. 1915 г.) // Суд и права личности: сб. ст. М.: Статут, 2005. С. 111-199.

2. Костин С.П. Гражданско-процессуальное законодательство Российской империи (вторая половина XIX века). М.: Книгодел, 2010. 128 с.

3. Пашенцев Д.А. История государства и права России. Курс лекций. М.: Эксмо, 2010. 448 с.

References

1. VormsA., ParenagoA. Krest’yanskij sud i sudebno-administrativny’e uchrezhdeniya (po izd. 1915 g.) // Sud i prava lichnosti: sb. st. M.: Statut, 2005. S. 111-199.

2. Kostin S.P. Grazhdansko-processual’noye zakonodatel’stvo Rossijskoj imperii (vtoraya polovina XIX veka). M.: Knigodel, 2010. 128 s.

3. PashencevD.A. Istoriya gosudarstva i prava Rossii. Kurs lekcij. M.: E’ksmo, 2010. 448 s.

N.V. Nikulina

Township Courts in the Judicial System of the Russian Empire after the Judicial Reform of 1864

The article reveals the legal basis and features of activities of township courts. Their place in the judicial system of post-reform Russia is showed in the article.

Keywords: township courts; administrative and judicial institutions; judicial system; judicial reform.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.