Научная статья на тему 'Волонтёрская поддержка детей с ОВЗ служит становлению профессионализма'

Волонтёрская поддержка детей с ОВЗ служит становлению профессионализма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАРТНЁРСТВО / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / СТУДЕНТЫ-ВОЛОНТЁРЫ / МУЛЬТИЦЕНТР / МАСТЕРСКИЕ / СТУДИИ / КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCHOOL AND UNIVERSITY PARTNERSHIP / INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / STUDENT VOLUNTEERS / MULTI-CENTER WORKSHOPS / CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малярчук Наталья Николаевна, Криницына Галина Михайловна, Конакова Марина Сергеевна

Волонтёрство как форма партнёрства университета и школы. Потребности в учебной практике студентов-педагогов и школы в ассистентах в условиях инклюзивного образования. Позитивные изменения в мировоззрении, развитие личностных качеств, опыт общения, совершенствование профессиональных навыков у студентов. Развитие вербально-коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями в условиях отрытого социума и воспитания в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малярчук Наталья Николаевна, Криницына Галина Михайловна, Конакова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Volunteer Support For Children With Disabilities Serves The Formation Of Professionalism

The traditional interaction of university and school is tending of university to vocational guidance, and educational organization to providing necessary practice for students. In conditions of university focus on improving competence for bachelors, it is necessary to organize practice-oriented educational and professional activities for students and teachers from the first year. In situation of inclusive education for children with disabilities, school has an urgent need for assistants in educational organizations and remedial activities. The lack of assistants and tutors in schools make the school administration to apply to universities, for volunteer assistance in accompanying children with disabilities. In the article, volunteering is a form of correctional and pedagogical partnership between university and school. Students-volunteers accompany children in the process of different types of extracurricular activities. It is organized within the framework of multi-center workshops. Children with disabilities have development of verbal and communicative skills, which are in social and communicative activities of family. The participation of students in volunteer correctional-pedagogical activity leads to positive changes in their worldview and personal qualities. They get communication experience and the development of professional skills.

Текст научной работы на тему «Волонтёрская поддержка детей с ОВЗ служит становлению профессионализма»

во

УДК 376

ЛОНТЁРСКАЯ ПОДДЕРЖКА детей с ОВЗ служит становлению профессионализма

Наталья Николаевна Малярчук,

заведующая кафедрой возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, доктор педагогических наук, доцент, e-mail: n.n.malyarchuk@utmn.ru

Галина Михайловна Криницына,

доцент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, кандидат педагогических наук, e-mail: galinakrinicyna@gmail.com

Марина Сергеевна Конакова,

старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, e-mail: m.s.konakova@utmn.ru

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 закрепил смысл инклюзивного образования как «обеспечение равного доступа к образованию для всех учащихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей», в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В Концепции СФГОС1 инклюзия определена через цензовый уровень образования, когда «учащийся с ОВЗ получает образование, сопоставимое по конечному уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки». В пункте 3 статьи 79 Закона «Об образовании в РФ» говорится, что учащимся с ОВЗ должны предоставляться услуги ассистента (помощника), который обеспечивает доступ в здание образовательной организации, оказывает техническую помощь в организации учебной деятельности учащихся с ОВЗ2. В соответствии с Профессиональным стандартом педагога3 все педагогические работники обязаны использовать специальные подходы к обучению детей с ОВЗ.

• партнёрство • инклюзивное образование • дети с особыми образовательными потребностями • студенты-волонтёры • мультицентр • мастерские

• студии • коррекционно-педагогическая деятельность

1 «Концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья» (Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., 2014) [http://avkrasn.ru/article-1609.html]

2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

3 «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утверждённый Приказом Минтруда России № 544н от 18.10.2013 года (с изм. от 25.12. 2014).

Партнёрство университета и школы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Следование нормативным актам обозначает следующее. От обычного учителя требуется разработка дополнительных занятий, обеспечивающих не только формирование личности школьников с учётом их особых образовательных потребностей, но и развитие жизненных компетенций, обучение подопечных простейшим навыкам культуры поведения и речи. Отсутствие в школе подготовленных помощников (ассистентов) затрудняет процесс обучения лиц с ОВЗ.

Медико-биологическая и социально-психологическая ограниченность таких детей требует готовности учителя к обучению школьников разных нозологических групп. Эта готовность включает знания об их особенностях, владение конкретными методами, способами и приёмами по обучению этих детей, развитию у них жизненных компетенций, умение анализировать трудности и успехи коррекционно-педагогической деятельности. Профессиональные требования к педагогу по владению компетенциями инклюзивного образования требуют подготовки педагогических кадров новой формации. Процесс этот длительный, а дети с ОВЗ уже пришли в школу...

Так случилось в Тюмени, когда с сентября 2017 года средняя общеобразовательная школа № 60 стала работать в режиме инклюзивного образования: она приняла первоклассников с нарушением интеллекта, эмоционального развития и поведения, в том числе детей с расстройством аутистического спектра. Детский аутизм — это особый тип психического развития с нарушением средств коммуникации и социальных навыков, с аффективными проблемами и трудностями жизнедеятельности в динамично меняющейся среде. Это дети с особыми образовательными потребностями в формировании социально-коммуникативных компетенций.

В стандарте отмечается, что особое значение в образовании ребёнка с ОВЗ должно придаваться специальной коррекционной помощи в процессе школьного образования — удовлетворению особых образовательных потребностей, содержащих как академический компо-

нент, так и жизненные компетенции (овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни). Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений

4

с окружением в настоящем .

Администрация школа начала искать кратчайшие пути формирования готовности педагогов к обучению первоклассников с ОВЗ и тех помощников, кто может выполнять задачи ассистентов для коррекционно - педагогической работы. Представители школы обратились в Тюменский государственный университет с просьбой о создании научно обоснованной системы сопровождения учащихся с ОВЗ для насыщения внеучебной деятельности коррекционной составляющей.

Это обращение обусловлено тем, что в университете действует кафедра возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования и обучаются студенты по программе бакалавриата «Специальное (дефектологическое) образование ». Студенты-дефектологи с первых дней поступления в университет включаются в волонтёрское движение «Со-Творение» и уже на первом курсе приобретают компетенции в основных видах профессиональной деятельности: коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской и культурно-просветительской.

Организация добровольцев ООН и аналитическая служба «Независимый Сектор» в совместном проекте выделяют три критерия движения волонтёров: 1) деятельность не направлена на получение прибыли; 2) деятельность является

4 https://sevdnz24.edusev.ru/uploads/1000/691/sec-tion/30704/FGOS__OVZ/FGOS_OVZ.pdf

5 http:/www.uzluga.ru/potrb/Волонтерство+и+ молодежь+определениеЬ/тат.^ш!.

результатом свободной воли человека; 3) результат деятельности приносит пользу третьим лицам, но также и самим волонтёрам5. В российском обществе добровольчество в качестве социальной практики нормативно закреплено Федеральным законом № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 года. В законе дано следующее определение: «Добровольцы — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации»6.

В декабре 2016 года Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая с Посланием Федеральному собранию, особо отметил неоценимый вклад добровольцев в формирование атмосферы общих дел в России, а также призвал снять все барьеры для развития этой общественно полезной деятельности. Неудивительно, что 2017-й стал для волон-тёрства годом настоящего прорыва, когда добровольчество нашло поддержку на государственном уровне. По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, в 2017 году 66% организаций использовали труд добровольцев. В настоящее время в России добровольчество на общественном уроне рассматривается как деятельный патриотизм, в основе которого — желание лучшей жизни для граждан страны, чувство справедливости,

«7

постановка реализуемых целей .

Волонтёрство — предмет изучения многих наук: философии, экономики, социологии, психологии, социальной педагогики, потому существуют различные трактовки этого явления. Остановимся на педагогическом аспекте, когда волонтёрство рассматривается как один из ключевых элементов воспитательного процесса подрастающего поколения; неотъемле-

6 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/

7 https://www.znak.com/2017-12-

12/obchestvennaya_palata_uvidela_chto_rossiyane_silno_nedovol-

ny_privilegiyami_elity

мая составляющая сферы воспитания и образования, где формируются основные качества личности и включаются важней-

Q

шие механизмы социализации .

Особенность Тюменского госуниверситета в том, что он с 2017 года выстраивает новую модель образования, внедряя систему формирования студентами индивидуальных траекторий обучения (ИОТ). Основу новой образовательной модели составляет обязательный для изучения всеми студентами перечень дисциплин (так называемый Core — с англ. «ядро»), среди которых курс «Управление проектами»9. Суть последнего — создание проектов, научить студентов мягким навыкам (soft skills). Эти навыки помогают работникам находить оптимальные решения в широком спектре задач, не описанных ни в должностных, ни в пошаговых инструкциях, но которые люди применяют в большей части рабочего времени. Это не только навыки по коммуникациям и работе в команде, но и самомотивации, управлению временем, менеджменту, личному развитию, лидерству, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать 0.

Развитие партнёрства и педагогические эффекты в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Для применения компетенций, приобретённых на курсе «Управление проектами», студенты должны пройти распределённую социальную практику, самостоятельно разрабатывая социально-ориентированные проекты. Студенты-дефектологи выбрали проектную деятельность в структуре инклюзивного волонтёрства (сопровождение

8 http://kniga.lib-i.ru/26psihologiya/104089-1-soderzhanie-vvedenie-teoretiko-metodologicheskie-podhodi-izucheniyu-volonterstva-kak-socialnogo-fenomena-volont.php

9 https://www.utmn.ru/presse/novosti/obrazovanie/

551446/

10 http://hr-portal.ru/article/top-10-soft-skills-navykov-vostrebovannyh-rabotodatelyami

лиц с ОВЗ). Перед организаторами практики встала задача — найти базу для реализации волонтёрских проектов.

Так возникли два направленных друг другу вектора: университет начал изучать возможности предоставления базы практики для студен-тов-дефектологов, а школа искать помощи в подготовке педагогов в сфере инклюзивного образования и в сопровождении учащихся с ОВЗ.

Организационные встречи администрации, специалистов школы и руководителей социальной практики университета привели к решению о переносе на базу школы опыта «Муль-тицентра социальной и профессиональной интеграции для детей и подростков с ОВЗ (РАСтём)», реализуемого Ассоциацией логопедов Тюменской области, центром «Семья» и Тюменским государственным университетом в рамках реализации Гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества11.

Теоретико-методологическую базу для работы мультицентра разработали сотрудники кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования ТюмГУ. В процессе деятельности мультицентра решались следующие задачи: 1) обучение родителей и педагогов методам коррекционно-педагогической деятельности в семейном воспитании и образовательном процессе; 2) выявление индивидуальных способностей и возможностей ребёнка с ОВЗ; 3) формирование социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.

На базе школы провели обучающие семинары для педагогов и родителей детей с ОВЗ, организовали работу мастерских «Игровой калейдоскоп» и «Золотой огонёк», вокально-фоно-педической студии «Ритм» и театральной студии «ЛогоКор», где студенты-волонтёры обеспечили ассистентское и тьюторское сопровождение первоклассников с ОВЗ12.

Основой для работы мастерских и студий послужили студенческие проекты, которые были представлены на студенческой научно-практи-

11 https://ok.ru/centrsemya72/topic/67243363281734

12 https://vk.com/club160622166

ческой конференции ТюмГУ и защищены на городском конкурсе «Новые идеи — новый мир!».

Занятия школьников с ОВЗ в мастерских и студиях организовали во вне-учебной деятельности по 1,5—2 часа 2 раза в неделю. Первоклассник с ОВЗ при сопровождении студентом-ассистентом (первокурсником) последовательно посещал все мастерские и студии (одну за другой), в которых студенты-тьюторы (старшекурсники) обучали подопечных разным видам деятельности, развивающим качества детей. Например:

• в процессе обучения в вокально-фонопедической студии «Ритм» ребёнок развивает координацию, физические качества, учится контролировать эмоциональное состояние, регулировать произвольную деятельность;

• в мастерской «Игровой калейдоскоп» организуются игры, которые способствуют закреплению у ребёнка навыков:

1) установления контакта со сверстником и взрослыми; 2) последовательности игровых действий в группе; 3) принятия на себя разных ролей, определяемых правилами игры; 4) адекватного реагирования на различные ситуации;

• в творческой мастерской «Золотой огонёк» волонтёры вместе с детьми изготавливают атрибуты для спектаклей, организуемых в театральной студии, подарки и призы для поощрения выступающих в театрализованных пьесах; погружение

в художественные виды деятельности учит детей наблюдать мир, даёт им новые знания об окружающей среде, развивает восприятие, воображение, мелкую моторику рук, креативность;

• в театральной студии «ЛогоКор» первоклассники закрепляют навыки правильной речи, речевой и социальной коммуникации, приобретаются навыки создания сценического образа при перевоплощении в какого-то конкретного персонажа.

Таким образом, занимаясь в мастерских и студиях, первоклассники с ОВЗ закрепляют вербально-коммуникативные навыки, необходимые для сотрудничества с взрослыми и детьми. У школьников отмечается оречевление правильных действий, формирование умения слушать и выполнять инструкции с акцентом на особые жизненные потребности. Это приводит к продуктивной социально-коммуникативной деятельности детей как предпосылки социально -деятельностных компетенций.

Особо отметим, что у детей с ОВЗ наблю-

13

дается генерализация умений и навыков — перенос и распространение детьми частных узких навыков, полученных в процессе коррекционно-педагогической работы (студентами-волонтёрами) в социально-коммуникативные виды деятельности в семье и общественных местах: во дворе, магазине, общественном транспорте.

Волонтёрская деятельность для студентов-де-фектологов не просто стихийный порыв помогать, она значима для формирования профессиональных качеств. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования, которое было проведено по окончании социальной практики с целью изучения представлений первокурсников о волонтёрской деятельности.

Процитируем некоторые ответы на предложенные вопросы анкеты. На вопрос: «Как вы думаете, что чувствуют люди с ОВЗ, которым помогают волонтёры?» — респонденты дали такие ответы: «защиту, радость, любовь, чувство нужности этому миру, поддержку». Предложение: «Человек становится волонтёром, потому что...» — студенты закончили следующим образом: «.хочет помогать другим людям», «хочет и может быть нужным обществу».

По мнению респондентов, волонтёр должен обладать такими качествами, как «ответственность, отзывчивость, коммуникабельность, великодушие, дружелюбность, позитивность, мобильность, честность, надёжность, терпимость, понимание, сопереживание, жертвенность». На вопрос, почему респонденты считают себя волонтёрами, были получены следующие ответы: «мне нравится этим заниматься», «я хочу помогать людям», «я хочу дарить добро». На вопрос, касающийся мнения респондентов о том, несёт ли волонтёрст-во ценность для духовно-нравственного состояния общества, все без исключения дали положительный ответ, отметив, что волонтёрство помогает человеку не забывать, что в первую очередь он Человек14. Опрашиваемые студенты отметили также барьеры, с которыми они столкнулись в волонтёрской деятельности: нехватка времени, большая ответственность, присутствие страха навредить человеку. Некоторые из респондентов написали, что они очень стеснительны и боятся сделать первый шаг навстречу человеку с ОВЗ.

По завершении анкетирования студенты написали эссе на тему: «Волонтёрство как здоровый стиль жизни». В работах чётко прослеживалась мысль о том, что волонтёр — это человек, который ведёт здоровый образ жизни, как в физическом, так и в духовно-нравственном плане.

Таким образом, при погружении студентов в сопровождение детей с ОВЗ происходят изменения в различных сферах:

• мировоззренческой: студент-волонтёр в процессе сопровождения детей с ОВЗ ощущает значимость существования,

14 Криницына Г.М. Волонтёрство — путь к духовно-нравственному здоровью молодёжи / Малярчук Н.Н., Криницына Г.М., Конакова М.С. /«Здоровьесберегаю-щее образование залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения»: материалы X Международной научно-практической конференции. Челябинск: Издательство: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет, 2018. — С. 113—119.

13 Генерализация (лат. generalis общий, главный): 1) логический приём, предусматривающий обобщение, переход от частного к общему, подчинение частных явлений общему принципу; 2) в медицине распространение болезненного процесса по всему организму из ограниченного вначале очага болезни. https: / / dic.acade mic.ru/dic.nsf/enc3p/99762)

необходимость и важность сопровождения детей с ОВЗ, осознаёт возможность позитивных изменений в развитии детей и роль в этом процессе;

• личностной: участие в сопровождении детей с ОВЗ требует от студентов не только проявления таких качеств, как милосердие, доброта, но и ответственности, честности, чувства поддержки товарища, коллективизма;

• коммуникативной: волонтёрская деятельность сопряжена с необходимостью доброжелательного и эмпатийного общения студента

с детьми, их родителями, педагогами, руководителями практики, другими волонтёрами;

• профессиональной: студенты-дефектологи приобретают опыт коррекционно-педагогическо-го сопровождения и научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, необходимость в волонтёрской деятельности студентов в образовательной организации возникла из двух потребностей: инклюзивного образования детей с ОВЗ и отсутствием практической базы для формирования социально-проектных компетенций студентов-дефек-тологов. В процессе реализации студентами волонтёрских проектов произошла синергия потреб ностей вуза и школы. Синергия (от греческих слов, означающих «вместе» и «труд, работа») — это не только сотрудничество, содействие, помощь, соучастие, это и суммирующий эф фект взаимодействия двух или более факторов,

когда их общее действие существенно превосходит эффект отдельных компонен-

15

тов и простую сумму эффектов .

Результаты коррекционно-педагогического партнёрства для школы: ассистентское и тьюторское сопровождение первоклассников с ОВЗ в социально-коммуникативной деятельности детей. Студенты-волонтёры участвуют в формирование жизненных компетенций у детей с ОВЗ. Дети не только овладевают социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, и навыками коммуникации. У них происходит осмысление социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Что же имеет вуз в результате коррек-ционно-педагогического партнёрства? Практическую базу для формирования у студентов первичных коррекционно-педагогических умений и отработку научно-исследовательских навыков, то есть применения профессиональных компетенций, и, что особенно важно в условиях формирования инклюзивного общества, — мотивацию к реализации социально-личностных ценностей волонтёрст-ва у будущих дефектологов. НО

15 https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/22363

Volunteer Support For Children With Disabilities Serves The Formation Of Professionalism

Natalia N. Malyarchuk, head of the Department of age physiology, special and inclusive education of the Institute of psychology and pedagogy of the Tyumen state University, doctor of pedagogical Sciences, associate Professor, e-mail: n.n.malyarchuk@utmn.ru

Galina M. Krinitsyna, associate Professor of the Department of age physiology, special and inclusive education Of the Institute of psychology and pedagogy of Tyumen state University, candidate of pedagogical Sciences, e-mail :galinakrini cyna@gmail.com

Marina S. Konakova, senior lecturer, Department of age physiology, special and inclusive education, Institute of psychology and pedagogy, Tyumen state University, e-mail: m.s.konakova@utmn.ru

Abstract. The traditional interaction of university and school is tending of university to vocational guidance, and educational organization to providing necessary practice for students. In conditions of university focus on improving competence for bachelors, it is necessary to organize practice-oriented educational and professional activities for students and teachers from the first

year. In situation of inclusive education for children with disabilities, school has an urgent need for assistants in educational organizations and remedial activities. The lack of assistants and tutors in schools make the school administration to apply to universities, for volunteer assistance in accompanying children with disabilities.

In the article, volunteering is a form of correctional and pedagogical partnership between university and school. Students-volunteers accompany children in the process of different types of extracurricular activities. It is organized within the framework of multi-center workshops. Children with disabilities have development of verbal and communicative skills, which are in social and communicative activities of family. The participation of students in volunteer correctional-pedagogical activity leads to positive changes in their worldview and personal qualities. They get communication experience and the development of professional skills.

Keywords: school and university partnership, inclusive education, children with disabilities, student volunteers, multi-center workshops, correctional and pedagogical activity.

References:

1. Koncepciya special'nogo federal'nogo gosudarstvennogo standarta dlya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / Malofeev N.N., Nikol'skaya O.S., Kukushkina O.I., Goncharova E.L., 2014 [http://avkrasn.ru/article-1609.html]

2. Krinicyna G.M. Volontyorstvo — pu' k duhovno-nravstvennomu zdorovyu molodyozhi/ Malyarchuk N.N., KrinicynaG.M., Konakova M.S. /"Zdorov'esberegayushchee obrazovanie - zalog bezopasnoj zhiznedeyatel'no-sti molodezhi: problemy i puti resheniya": materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chelyabinsk: Izdatel'stvo Yuzhno-Ural'skij gosu-darstvennyj gumanitarno-pedagogicheskij universitet, 2018. S. 113-119.

3. Professional'nyj standart "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost'v doshkol'nom, nachal'nom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')", utverzhdennyj Prikazom Mintruda Rossii № 544n ot 18.10.2013 goda (s izm. ot 25.12. 2014)

4 https://sevdnz24.edusev.ru/uploads/1000/691/section/30704/FGOS__OVZ/FGOS_OVZ.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 http: / www.uzluga.ru/potrb / BoAom-epcrBO+H+MOAOfle^b+onpefleAeHHeb / main.html.

6 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/

7https://www.znak.com/2017-12-12/obchestvennaya_palata_uvidela_chto_rossiyane_silno_nedovolny_privilegiyami_elity

8 http://kniga.lib-i.ru/26psihologiya/104089-1-soderzhanie-vvedenie-teoretiko-metodologicheskie-podhodi-izucheniyu-volonterst-va-kak-socialnogo-fenomena-volont.php

9 https://www.utmn.ru/presse/novosti/obrazovanie/551446/

10 http://hr-portal.ru/article/top-10-soft-skills-navykov-vostrebovannyh-rabotodatelyami

11 https://ok.ru/centrsemya72/topic/67243363281734

12 https://vk.com/club160622166

13. http:/www.uzluga.ru/potrb/Volonterstvo+i+molodezh'+opredelenieb/main.html.

14. https://www.utmn.ru/presse/novosti/obrazovanie/551446/

15. https://vk.com/club160622166 https://www.znak.com/2017-2/obchestvennaya_palata_uvidela_chto_rossiyane_silno_nedo-volny_privilegiyami

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.