Научная статья на тему 'Волонтерство как социально-педагогический ресурс в решении проблем современного семейного воспитания'

Волонтерство как социально-педагогический ресурс в решении проблем современного семейного воспитания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
800
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Волонтерство как социально-педагогический ресурс в решении проблем современного семейного воспитания»

5. Волонтерство в России. Обзор ситуации. Версия 0.1 от 18.05.2010. [Электронный ресурс]. http://www.social.jaba.ru/facture/volunteer-in-russia/

6. Бодренкова Г. П. Развитие механизмов системной поддержки добровольчества. Опыт регионов и муниципалитетов [Электронный ресурс]// http://cdrom01. есопошу^о^га/.../1.5

7. Представители волонтерских организаций Петербурга отметили необходимость постоянного взаимодействия с государственными структурами // В России, Волонтерские организации, События 5-04-2012, 00:06 // Информационное агентство Содружество волонтеров «Поиск пропавших детей» [Электронный ресурс]// http://www. poiskdetei.info/603-predstaviteli-vo-lonterskih-organizaciy-peterburga-otmetili-neobhodimost-postoyannogo-vzaimodeystviya-s-gosudarst-vennymi-strukturami.html

8. МВД: около 64,5 тыс. россиян числились в 2011 г. пропавшими без вести// 05 Март 2012 — 17:40// Информационное агентство Содружество волонтеров «Поиск пропавших детей»// Полезная информация// Статьи и полезные материалы [Электронный ресурс]// http://poiskdetei.ru/forums/index.php/topic/4477-mvd-okolo-645-tis-rossijan-chislilis-v-2011-godu-propav/

9. Каждые 30 минут в России пропадает один ребенок: Статья. // 11 Февраль 2011 — 02:26 // Информационное агентство Содружество волонтеров «Поиск пропавших детей»// Полезная информация// Статьи и полезные материалы [Электронный ресурс]// http://poiskdetei.ru/

forums/index.php/topic/1030-statja-kazhdie-30-minut-v-rossii-propadaet-rebenok/page__

P__16362__hl__%2230 + %D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%22__fromsearch__ ^^^16362

10. Встреча заместителя министра МВД РФ Игоря Алешина с волонтерами//18-01-2012, 23:47// Информационное агентство Содружество волонтеров «Поиск пропавших детей»// Полезная информация// Статьи и полезные материалы [Электронный ресурс]// http://www.poiskdetei. info/497-vstrecha-zamestitelya-ministra-mvd-rf-s-volonterami.html

11. Бодренкова Г. П., Караваешников С. Е. Системное развитие молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни: Методические рекомендации. М., 2011.

И. А. Хоменко

волонтерство как социально-педагогический ресурс в решении проблем современного семейного воспитания

С переходом России в новую социально-экономическую формацию изменилась и специфика проблем семейного воспитания: они приобрели не только новое содержание, но и принципиально иной масштаб.

Если в 70-80-х гг. прошлого века педагоги и родители решали проблемы, связанные преимущественно с развитием личности ребенка, то сегодня речь идет о сохранении целого поколения, которое становится жертвой внешних (по отношению к семье) источников — криминальных и экстремистских структур, религиозных сект, виртуальной действительности. К числу проблем семейного воспитания, специфичных для современной России, относятся алкоголизм и наркотизация детей, подростковые суициды, потребительство и детская преступность. Многие из вышеперечисленных проблем вызваны сформированной инфантильностью юного поколения, их желанием получить «все и сразу», отсутствием психологических ресурсов, мотивации в обретении и достижении

жизненных целей (как выразился один подросток, «Сегодня нам некуда жить!»), личностным отчуждением детей и взрослых.

Анализ современных научных источников позволил нам выделить три группы причин, влияющих на актуальные проблемы семейного воспитания:

1. Макроуровень (уровень государства): «мировоззренческая вариативность» современного общества, порождающая педагогическую конкуренцию в сфере воспитания; увеличение мобильности и доступности информационной среды, увеличивающие интенсивность и непредсказуемость получаемого детьми социального опыта; отсутствие институциональных механизмов поддежки процесса воспитания государством («социальная безнадзорность» детей).

2. Мезоуровень (уровень системы образования): консервативность системы образования (выстроенной в советское время под иные задачи), обусловливающая ее неготовность к адекватному отклику на социально-общественный (в том числе семейный) запрос в решении современных проблем воспитания; взаимная настороженность семьи и школы, тормозящая развитие их социального партнерства; усиливающаяся автономизация семьи внутри системы образования («капсулирование»), позволяющая специалистам работать только с последствиями семейного воспитания.

3. Микроуровень (уровень семьи): в целом низкий уровень психолого-педагогической и юридической компетентности современных родителей, ослабляющий воспитательный потенциал семьи; ориентация взрослых на детоцентристскую модель семейного воспитания, активно тиражируемую в начале 90-х годов прошлого века (так называемое «свободное воспитание») и как следствие сформировавшую поколение инфантильных потребителей; недостаточность у семьи психологических, материальных, социально-педагогических, информационных и временных ресурсов для предупреждения и решения проблем семейного воспитания.

В современной ситуации данные проблемы могут быть решены двумя способами, взаимно дополняющими друг друга:

— институциональными средствами (когда государство создает и развивает социальные институты, помогающие семье в воспитании и социализации детей);

— педагогическими средствами семьи (когда наиболее сознательная часть родителей, воспитанных еще в советское время и сохранивших остатки «социального» мировоззрения, самостоятельно находит возможности для «конвертации» различных интересов своих детей, особенно подростков, в разные виды социальной активности).

Механизм решения психологических проблем детей и взрослых через социально-востребованную деятельность был открыт еще австрийским психотерапевтом Альфредом Адлером в самом начале XX в. [1], а позже на его идеях (хотя, скорее, и не осознанно) в СССР была выстроена вся система коммунистического воспитания детей и взрослых. Большое значение в подобном подходе принадлежало продуктивной деятельности ребенка (то, что называлось «трудовым воспитанием») и коллективному созиданию. Более подробно этот вопрос раскрыт в соответствующей статье автора [3].

Сегодня же неверно понятые родителями принципы гуманистической педагогики (например, идея свободы личности или идея индивидуализации) толкают взрослых на ограждение ребенка от получения им опыта созидания, опыта преодоления трудностей, опыта коллективной деятельности и коллективной ответственности, поэтому именно волонтерская деятельность, на наш взгляд, имеет большой потенциал для восполнения социального опыта ребенка.

Обозначим основные преимущества использования волонтерской деятельности в решении проблем семейного воспитания.

К психологическим ресурсам волонтерства можно отнести повышение самооценки детей, создание и дальнейшее расширение их коммуникативного поля, увеличение возможностей поддержки ребенка теми сообществами, с которыми он взаимодействует как равноправный член, развитие познавательных процессов и личности ребенка в целом. В некоторых случаях волонтерская деятельность может стать средством социально-психологической реабилитации ее участников.

Педагогический ресурс волонтерства включает получение и «обработку» социального и коммуникативного опыта ребенка, получение навыков, необходимых в его образовательной и социальной жизни, формирование его ценностно-смысловой сферы и развитие взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса, включая родителей.

Перечислим основные виды волонтерской деятельности, которые могут использоваться семьей в решении проблем семейного воспитания:

— Активно-деятельностное волонтерство (розыск пропавших, помощь пострадавшим, сбор мусора и т. д.).

— Информационно-коммуникативное волонтерство (сбор и распространение информации, создание и поддержка сайтов, создание просветительских материалов, буклетов, памяток и т. д.).

— Социально-психологическое волонтерство (работа на «телефонах доверия», коммуникативная поддержка людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, социальный приют пострадавших, жертв насилия и т. д.).

— Социально-благотворительное волонтерство (сбор средств для нуждающихся, организация добровольческих акций, прямое пожертвование средств и вещей и т. д.).

Основными условиями эффективности использования волонтерства в решении проблем семейного воспитания, по нашему мнению, являются:

— совместное участие в данном процессе детей и родителей (со стороны взрослых это может выражаться как в непосредственной добровольческой деятельности, так и в информировании и мотивированном отборе вместе с ребенком подходящих проектов; в контроле за его волонтерской деятельностью (во избежание непредумышленных правонарушений), в оценке полученных результатов и т. д.);

— ориентация на те виды добровольческой деятельности, которые максимально соответствуют потребностям ребенка (восполняют дефицит его активности в определенных областях; удовлетворяют его познавательные или социальные интересы, помогают решить те или иные проблемы и т. д.);

— наглядность результативности волонтерских проектов (получение обратной связи от организаторов, обсуждение последствий тех или иных акций для участников и объектов волонтерской работы, оценка «вклада» ребенка в решение крупных социальных или экологических проблем и т. д.).

В современном российском обществе существует ряд предпосылок для развития волонтерской деятельности и ее институциализации:

— изменение государственной семейной политики: за последние годы в России принят ряд документов, актуализирующих внимание государства к проблемам детства (Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и др.);

— тенденция к развитию социального партнерства, в том числе и во взаимодействии правоохранительных органов с гражданами и общественными организациями: принци-

пы публичности и открытости заложены в основе закона РФ «О полиции». В том же законе закреплены новые формы общественного участия, например, общественные советы при органах внутренних дел различного уровня, призванные в определенной степени консолидировать усилия социальных институтов, административно-управленческих структур и профессиональных сообществ;

— активизация общества в области добровольческой деятельности: по данным опроса ВЦИОМ «Добровольчество в России: потенциал участия молодежи» (проведен 1819 июня 2011 г.), добровольно и бесплатно на пользу обществу в течение последних трех лет хотя бы однажды трудились 53% респондентов, а лидирующим мотивом у них было «желание быть полезным, помогать нуждающимся» (58%) [2].

Основными видами добровольческой деятельности стали: благоустройство, забота об окружающей среде (27%), передача вещей, денег (24%), помощь жертвам катастроф и социально незащищенным (21%).

Примечательно, что доля добровольцев младше 25 лет составила 22%, 18-30 лет— 33%, 31-45 лет — 37% (показатель еще выше среди респондентов, имеющих семьи), 46-60 лет — 35%, старше 61 года — 24%. Согласно опросу, не хотят участвовать в добровольческой деятельности только 18% молодых и 32% пожилых людей.

Приведенные данные и данные других исследований показывают, что в стране существует огромный потенциал для использования социального запроса молодежи и людей разных возрастов (членов семей) в общественно-полезной деятельности [4].

Задача государства — используя свои нормативно-правовые и социальные возможности, превратить этот потенциал в социально-образовательный ресурс, поэтому отдельно остановимся на возможностях системы образования.

Новые ФГОС начального, общего и профессионального образования содержат требования к формированию «гражданской компетентности» детей и молодежи, хотя способы ее формирования отданы на откуп самим образовательным организациям. Помимо этих требований, актуальными задачами для системы образования являются развитие социального партнерства (в том числе с семьей) и широкое использование продуктивной (проектной) деятельности, особенно во внеучебное время.

На наш взгляд, именно организация участия в волонтерских проектах, а также их инициирование образовательными учреждениями и школьными (молодежными, студенческими) сообществами может стать наиболее эффективным средством для решения вышеуказанных задач.

Поскольку система образования, по нашему мнению, обязана помогать в решении важных государственных проблем, к которым напрямую относятся проблемы наркотизации, суицидального и аддиктивного поведения детей, их «социальная безнадзорность», инфантильность (уклонение от службы в армии, осознанная безработность и бездетность) и т. д., ее ресурс должен быть использован, прежде всего, в интересах государства. В связи с тем что процессе многочисленных реформ из образовательных программ постепенно исчезли предметы, связанные с трудовым обучением детей, в содержание образовательных программ всех уровней образования целесообразно включить дисциплину «Волонтерская деятельность» (практикум), в ходе освоения которой дети и молодежь познакомятся с историей добровольчества, технологиями и регламентом волонтерской работы. Вполне естественно, что освоение данной дисциплины должно предусматривать активное включение семьи, которая сегодня, согласно нашим исследованиям, предпочитает тратить свой ресурс не на «бесполезные родительские собрания», а на реально полезные дела, важные для всего общества.

По нашему мнению, опыт добровольческой деятельности, приобретенный ребенком с помощью объединенных усилий образовательных учреждений, общественных органи-

заций и семьи, задаст принципиально новый вектор и самой системе образования: именно консолидация этих социальных институтов вокруг решения разных социальных проблем, в том числе проблем семейного воспитания, сделает образование заботой всего российского общества.

Список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д, 1998.

2. Добровольчество в России: потенциал участия молодежи. Опрос ВЦИОМ 18-19 июня 2011 г. Пресс-выпуск № 1785. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111713 (дата обращения 04.11.2012)

3. Костина Л. М., Хоменко И. А. Продуктивная социально-востребованная деятельность как основа психологической безопасности личности // Народное образование. № 7. 2012. С. 267-272

4. Потенциал и пути развития филантропии в России / Под ред. И. В. Мерсияновой, Л. И. Якобсона. М.: ГУ ВШЭ, 2010.

В. А. Погосян

студент в новых контекстах социально-образовательного взаимодействия*

Контексты социально-образовательного взаимодействия студентов можно рассматривать, исследовать и оценивать с разных точек зрения. Мы исходим из того, что контекст взаимодействия — это конкретная ситуация общения, которое реализуется по определенным каналам коммуникации, в определенном месте и в конкретный период времени. Эту ситуацию составляют участники взаимодействия (их субъективные характеристики, мотивы и цели), объект (содержание) взаимодействия, цели взаимодействия. Однако каждая конкретная (частная) ситуация общения имеет место в более широких контекстах. Так, любая частная ситуация образовательного взаимодействия преподавателя со студентами в рамках учебной дисциплины реализуется в более широком локальном контексте — институциональном контексте конкретного университета; эти контексты имеют место в контексте определенного государства (обычно называемом национальным контекстом), а также в контексте глобальном (всемирном).

Университеты, также как и общества, в которых они функционируют, в настоящее время находятся в процессе глобальной трансформации во всех контекстах. Ключевой динамикой является соотношение глобального и локального. Университеты располагаются в пространстве, которое не является ни глобальным, ни национальным, ни локальным, так как они включают интеграцию локального, национального и глобального. Их «глокальное» положение является ключевым и именно благодаря этому положению перед ними стоит задача ответить как на локальные, так и на глобальные вызовы, навести мосты между глобальной и локальной реальностью, стать открытыми для общества и сотрудничества с другими университетами в глокальном контексте [9].

Эти вызовы определяются также тем, что современное высшее образование развивается в условиях и под влиянием множественных контекстов, среди которых важнейшими являются контекст высоких технологий, контекст глобализации, контекст рыночной

* Материалы II Всероссийской педагогической ассамблеи, посвященной 215-летию Герценовского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.