Научная статья на тему 'Государственная политика по созданию правовой основы деятельности волонтеров как эффективного инструмента социализации молодежи и формирования гражданских ценностей'

Государственная политика по созданию правовой основы деятельности волонтеров как эффективного инструмента социализации молодежи и формирования гражданских ценностей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1666
555
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОЛОНТЕРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика по созданию правовой основы деятельности волонтеров как эффективного инструмента социализации молодежи и формирования гражданских ценностей»

13. Методические рекомендации по разработке проектов Федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Проект. М., 2007. См., также: Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко. М., 2006.

14. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа. — http://portalus.ru.

15. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING); Болонский процесс: середина пути / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко. М., 2005.

16. Болонские преобразования и гуманитарный вуз: проблемы, приоритеты, перспективы // Реферативный бюллетень. М.: РГГУ, 2005.

В. П. Соломин, А. В. Лавренко, В. Ю. Сморгунова

государственная политика по созданию правовой основы деятельности волонтеров как эффективного инструмента социализации молодежи и формирования гражданских ценностей

Волонтерство — одна из форм гражданского участия, которая заключается в безвозмездной помощи, оказываемой людям, государственным органам, обществу в целом. Особенность этой деятельности заключается в том, что добровольцы по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям. Для волонтера значительно более важным, чем материальное вознаграждение, является осознание своей нужности, значимости того, что он совершает. Именно этот мотив становится одним из ведущих, когда человек принимает ответственное решение помогать людям. Участие в такой деятельности рассматривается людьми с позиций социальной активности, гражданского общества. Личные интересы при этом нивелируются, не проявляются. Личный интерес, прежде всего, состоит в том, чтобы получить моральное удовлетворение от своей деятельности. Когда много людей объединяются с целью оказания помощи тем, кто в ней нуждается, образуются волонтерские движения и организации.

Волонтерство (добровольчество) в России имеет глубокие исторические и культурные корни, берущие свое начало в Средневековье. Заключалось оно в концепции поддержки и взаимопомощи, связывающей представителей разных социальных групп. Во второй половине XVIII в. появилась система благотворительности как со стороны государства, так и со стороны частных лиц. В XIX в. эта деятельность проявлялась в потребности представителей интеллигенции идти «в народ», помогать, пытаться улучшить социальные условия. Многие люди знатного происхождения добровольно становились земскими учителями и врачами. В первые годы советской власти такая культурно-просветительская деятельность на безвозмездной основе была широко распространена: добровольцы ликвидировали безграмотность, заботились о беспризорных детях, организовывали художественную самодеятельность для распространения знаний о лучших произведениях литературы.

Современная ситуация в России во многом противоречива. С одной стороны, экономическое положение людей, недоверие государству препятствуют участию людей в общественной деятельности. Часто такое участие рассматривается на взаимовыгодной основе: волонтеры ждут чего-то взамен, предоставления им каких-либо благ. С другой стороны,

общество все более чутко начинает реагировать на беды, происходящие с другими людьми, стараясь оказать посильную помощь.

На сегодняшний день появилась объективная потребность во взаимодействии государства и гражданского общества в развитии волонтерской (добровольческой) деятельности, которая осуществляется по различным направлениям. В последние годы потенциал гражданского общества значительно вырос, что показали, например, события в Крымске нынешним летом.

Международные исследования и накопленный в России опыт показывают, что, являясь одной из возможных форм вовлечения детей и молодежи в жизнь общества, именно добровольчество играет особо ценную роль в формировании у молодежи первичных знаний, опыта, практических навыков, ценностей и полномочий, необходимых для того, чтобы стать социально активными и ответственными гражданами.

Поскольку государство уже более двух десятилетий ставит перед собой задачу развития гражданского общества в России, то поддержка добровольчества (волонтерства) как эффективного инструмента развития человеческого потенциала, социализации молодежи, приобретения профессиональных навыков в процессе оказания безвозмездной помощи является важным направлением в этой работе. Со своей стороны, деятельность волонтерских организаций нуждается в поддержке со стороны государства в том, что касается создания правовой основы их деятельности. Волонтерство (добровольчество) можно считать главным признаком гражданской зрелости общества, развитию которого необходимо всемерно способствовать, в том числе мерами правовой поддержки. Так, например, требует уточнения вопрос о возможности компенсации расходов волонтеров (добровольцев) на осуществление общественно полезной деятельности (которая сама по себе является неоплачиваемой), возможности страхования их жизни и здоровья. В связи с необходимостью решить эти вопросы и в связи с ситуацией в Крымске этим летом широко обсуждался вопрос о разработке специального закона о волонтерах. Обсуждение этого вопроса началось еще в 2011 г., но поскольку в последнее время активность волонтеров активизируется в связи с чрезвычайными ситуациями, вопрос о правовом регулировании их деятельности встал особенно остро. Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество» предложило свою концепцию, которая могла бы быть представлена на обсуждение в Государственную думу уже в сентябре этого года. 25 апреля 2012 г. состоялось заседание рабочей группы Комитета Совета Федерации по социальной политике для разработки предложений по совершенствованию законодательства о волонтерстве под руководством члена Комитета по социальной политике Совета Федерации ФС РФ А. А. Борисова. Рабочая группа была создана по инициативе вице-спикера Совета Федерации Юрия Воробьева (Ю. Воробьев — сенатор от Вологодской области, где уже разработан проект закона о волонтерстве). Президент России В. В. Путин одобрил идею создания правовой основы для деятельности волонтеров на молодежном форуме «Селигер — 2012» летом этого года, заявив, что «волонтерское движение, безусловно, крайне востребовано и нужно, причем по очень многим направлениям» [1].

Однако большая часть гражданского общества негативно восприняла предложенную концепцию закона (особенно бурная дискуссия развернулась в СМИ и Интернете после публикации в блоге депутата Государственной думы Ильи Пономарева), поскольку возникли опасения, что такой закон может серьезно ограничить волонтерскую деятельность, помешать ее развитию. С другой стороны, отсутствие закона также не способствует ее развитию, поскольку не определено, каким образом осуществляется взаимодействие между государственными (в частности, правоохранительными) органами и волонтерскими организациями.

На федеральном уровне развитие системы поддержки добровольчества предусмотрено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в рамках реализации государственной молодежной политики также активно содействует развитию добровольчества как механизма вовлечения школьников, студентов в общественно полезную деятельность. Это связано с тем, что, хотя 54% населения России выражают свою поддержку волонтерскому движению, но реально в ней участвует не более 5% населения [2] (по данным исследования, проводимого в 2007 г.). Сегодня активность населения несколько выросла, но низкая информированность молодежи о волонтерских программах, отсутствие реального сотрудничества волонтерских организаций и, например, образовательных учреждений, которые могли бы работать над проблемой повышения квалификации волонтеров, или с правоохранительными органами, которые могли бы своевременно реагировать на сигналы от волонтеров, влечет за собой невысокий уровень участия в подобной деятельности. Так, например, по последним данным сайта jaba.ru, который рекомендован для регистрации волонтеров в регионах, в Санкт-Петербурге на сегодня 0,7% зарегистрировавшихся от общего числа молодых людей, проживающих в городе [3]. (Три первых места с численностью зарегистрированных более 6% занимают Оренбургская область, Ненецкий автономный округ и Тюменская область). Также необходимо отметить, что большое количество волонтеров не желают регистрироваться на данном сайте, так как считают, что это проявление контроля со стороны государства.

Непопулярность участия в волонтерских акциях, несмотря на популярность добровольчества в России как такового, в настоящее время связана с отсутствием нормативных актов и как следствие c невозможностью стимулировать труд волонтеров, защищать их жизнь и здоровье в процессе совершения добровольческих действий. Именно поэтому волонтерские организации предпочитают социально ориентированные виды деятельности, не связанные с потенциальной опасностью для жизни и здоровья (например, помощь детским домам, детям-инвалидам, патронажная деятельность, реабилитация пострадавших в результате насилия в семье, профилактика суицида). Деятельностью опасной для жизни и здоровья, например, помощь органам ЧС и правоохранительным органам, занимаются в основном незарегистрированные, так называемые «стихийные» добровольцы, люди, которые занимаются такой деятельностью «непрофессионально». Такие люди, которые действуют по велению души и как правило однократно, в конкретной ситуации, практически не защищены законом.

За рубежом существуют специальные государственные программы, гранты и поощрения волонтерам. Участие коммерческих структур в волонтерских программах дает определенные льготы, которые закреплены законодательными и нормативными актами. Наиболее давние традиции волонтерства принадлежат США, где уже в XIX в. добровольческое движение оказывало заметную роль в функционировании различных некоммерческих организаций. В 2001 г. 45,9% населения США было задействовано в роли волонтеров в среднем 4 часа в неделю [4]. Волонтерство рассматривается населением как форма гражданского участия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социальных проблем. Таким образом, добровольчество является важной составляющей демократического общества.

В отличие, например, от американского законодательства, закрепляющего предоставление добровольцам разнообразных скидок на продукцию организации, получение бесплатных образовательных и культурных услуг, российское законодательство этого не допускает (согласно ст. 5 Закона «О благотворительной деятельности и благотворитель-

ных организациях» труд добровольца безвозмезден). В результате многие российские организации для привлечения волонтеров вынуждены отходить на практике от действующего законодательства, предоставляя им привилегии. Кроме того, на развитие отечественного волонтерства отрицательно влияет то, что эта деятельность не засчиты-вается в трудовой стаж. Более того, отсутствие на работе по причине участия в волонтерской акции может быть расценено руководителями организации как прогул. Законы о волонтерстве приняты не во всех европейских странах, но основным отличием от России является то, что такая деятельность поощряется гражданским обществом, в частности, работодатели предоставляют определенные льготы лицам, занимающимся волонтерской деятельностью.

В ряде регионов и муниципалитетов (в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, в Самарской и Тверской областях, Республиках Татарстан, Коми, Карелия и др.) накоплен позитивный опыт формирования механизмов реализации потенциала добровольчества, обеспечивающих создание условий для активного добровольного участия граждан в практической общественно полезной деятельности.

Стратегической целью формирования механизмов добровольчества является создание благоприятных условий и расширение возможностей для добровольного участия граждан всех возрастов в общественно полезной деятельности. Для этого необходимо формирование эффективной системы (инфраструктуры) поддержки и управления добровольческими ресурсами, обеспечивающей поэтапный переход от имеющегося в настоящее время 5%-ного уровня общественного участия к 40-50% в 2020 г. В 2015 г. доля молодых добровольцев, к которым в России относятся молодые люди от 14 до 30 лет, должна составлять не менее не менее 18% в общем количестве молодежи [5].

В Европе не существует единообразного регулирования волонтерской деятельности. Не во всех странах приняты законы. Однако в ряде стран такие законы, регулирующие основы волонтерской деятельности, существуют, например, в Чешской Республике, Венгрии, Италии, Испании, Латвии, Польше, Румынии. В тех странах, где законы не приняты, волонтерская деятельность саморегулируется гражданским обществом (например, в Бельгии, Франции).

В соответствии с международной практикой добровольчество — это стратегия позитивного развития молодежи, обеспечивающая личностный рост и самосовершенствование молодежи, как непосредственных участников (субъектов) социально культурных преобразований, основанных на изменениях, способствующих улучшению жизни общества с учетом нужд и потребностей молодежи.

На сегодняшний день в регионах России (в частности, в Санкт-Петербурге) существуют как добровольческие центры и организации, объединяющие волонтеров, действующих по различным направлениям, так и центры содействия и развития волонтерского движения. Добровольческие центры обеспечивают ресурсную поддержку по всему комплексу услуг для эффективной организации добровольческой деятельности путем консультаций, обучения, поддержки информационного обмена, популяризации, мониторинга, признания и поощрения добровольческих инициатив в обществе. Являясь основным механизмом привлечения людских ресурсов к решению проблем местных сообществ (определенной территории), они работают в тесном сотрудничестве с органами государственной власти/местного самоуправления, НКО, образовательными учреждениями, СМИ и бизнес-сообществом.

Вопросы организации и регулирования деятельности волонтерских организаций в основном оговорены в методических рекомендациях по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах Российской Федерации. В частности, в этом документе оговорена возможность и форма заключения гражданско-правовых

договоров с волонтерами, обеспечение их безопасности, возможность выплаты компенсаций.

В Санкт-Петербурге задачи развития волонтерского движения стали на повестке дня как наиболее важные в развитии молодежной политики. В 2007 г. был учрежден Санкт-Петербургский центр поддержки и развития добровольчества. В 2008 г. Правительством Санкт-Петербурга была принята «Концепция развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге».

Основными задачами развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге являются:

1. Совершенствование законодательства Санкт-Петербурга и формирование целостной системы нормативной правовой базы добровольческой деятельности, партнерских отношений между органами государственной власти Санкт-Петербурга и добровольческими организациями в процессе реализации общих социальных задач.

2. Развитие инфраструктуры поддержки добровольчества в Санкт-Петербурге на городском и районном уровнях, обеспечивающей полный комплекс услуг в сфере добровольчества.

3. Создание системы профессиональной подготовки специалистов и организаторов добровольной работы.

4. Совершенствование взаимодействия между различными субъектами правоотношений в области развития добровольчества.

5. Обеспечение системы поддержки и развития молодежного добровольчества.

6. Создание финансовых условий развития добровольчества, включая привлечение внебюджетных источников и совершенствование бюджетного регулирования, позволяющих обеспечивать стабильное финансирование затрат, связанных с организацией и поддержкой создаваемой системы стимулирования добровольческой деятельности и добровольной работы.

7. Содействие информационному обеспечению добровольческой деятельности в средствах массовой информации в целях позитивного освещения добровольчества [6].

Инфраструктура поддержки добровольчества в Санкт-Петербурге, формирование которой возложено на существующие учреждения, подведомственные исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, включает в себя следующие учреждения:

— Центр поддержки добровольческих инициатив, обеспечивающий базовый комплекс услуг в сфере стимулирования, поддержки и развития добровольчества, прежде всего информационную и методическую поддержку, предоставление гражданам и организациям информации о наличии видов работ, предлагаемых для исполнения на основе добровольной работы, подготовку кадров для организации добровольной работы, предоставление добровольцев для выполнения работ в Санкт-Петербурге;

— подведомственные ему агентства добровольной помощи, действующие на районном уровне, обеспечивающие стимулирование и поддержку добровольчества и осуществляющие деятельность по организации добровольной работы на территории каждого района Санкт-Петербурга.

В Петербурге действует добровольческая организация «Поиск пропавших детей». Статистика, по данным этой организации, такова: «Каждые полчаса в России пропадает один ребенок. Каждый день — 48, из них четверо уже не вернутся домой» [7]. Эта организация особенно тесно сотрудничает с правоохранительными органами, органами ЧС.

За рубежом существуют специальные государственные программы, гранты и поощрения волонтерам. Финансовые возможности граждан, высокий уровень среднего класса

позволяют использовать технические устройства во время поисков вплоть до вертолетов и частных самолетов. Участие коммерческих структур в волонтерских программах дает определенные льготы, которые закреплены законодательными и нормативными актами. Таким образом, коммерческим структурам выгодно участвовать в различных программах общественного партнерства. Например, система AMBER Alert (США) по факту является не организацией, а формой общественного договора между волонтерами, коммерческими структурами и государством.

В России система государственных программ, грантов и поощрений для волонтеров не развита. Хотя они и упоминаются в концепциях и стратегиях развития, однако, как правило, суммы, выделяемые на государственные и региональные программы не так велики, а когда период действия этих программ заканчивается, то волонтерские организации оказываются в сложном положении.

Сегодня добровольческий сектор состоит из тысяч разнообразных организаций. Согласно данным Федеральной регистрационной службы Российской Федерации, активно действуют приблизительно 200 000 некоммерческих организаций. Добровольцы работают во многих социально значимых сферах, в том числе в социальном обеспечении, экологии, в сфере прав человека, образовании, здравоохранении и культуре. Одним из направлений деятельности волонтеров является поиск пропавших (в том числе, сбежавших) детей. Кроме этого, волонтерские организации работают с реабилитацией найденных детей, отслеживают источники детской порнографии, случаи преступлений против детей, в частности, насилия (физического, сексуального).

По статистике, озвученной заместителем начальника Главного управления уголовного розыска МВД России Валерием Владимировичем Красильниковым, в 2011 г. в России было объявлено в розыск 64,5 тысячи человек, из которых более 21 тысячи — несовершеннолетние [8]. Жертвами преступлений стали 543 человека, в том числе 33 подростка, которые не достигли 18-летнего возраста и еще 19 — не достигших 16 лет [Там же]. Волонтеров привлекают, как правило, в том случае, если нет явных признаков совершения преступления. В этом случае органы МВД организуют спасательные операции с привлечением различных структур, а также добровольцев.

е-1 «-» «-»

Случаи похищения детей носят единичный характер и рассматриваются как чрезвычайное происшествие. При этом незамедлительно возбуждается уголовное дело по статье 126 УК РФ (похищение человека), личный состав поднимается по тревоге и проводится весь комплекс оперативно-поисковых мероприятий, которые в абсолютном большинстве случаев заканчиваются задержанием преступников и освобождением ребенка. Значительно чаще встречаются случаи, когда ребенка тайно увозит один из его родителей, несогласный с решением суда об определении места жительства ребенка. Как правило, это происходит в семьях, где один из родителей является уроженцем другого региона России или другого государства.

Согласно официальной статистике, озвученной в 2010 г., за последние пять лет ежегодно в розыске находится порядка 55 тысяч детей. Еще около 20 тысяч детей в год убегает из детских домов. Примерно 30 тысяч детей ежегодно подвергается насилию. Вместе с тем 90% пропавших находятся и возвращаются либо в приюты и детские дома, либо к родителям или опекунам. Однако 10% детей остаются в списках пропавших без вести [9]. А неофициальная статистика, по оценкам различных фондов и общественных организаций, занимающихся этой проблематикой, в полтора-два раза выше.

По данным на январь 2012 г. [10] в розыске находилось 1448 несовершеннолетних. Из них — 505 детей малолетних. В 2011 г. по статистике удалось разыскать 16337 детей и подростков. Представитель Главного управления уголовного розыска Андрей Викторович Щуров отмечает, что основной процент пропавших детей составляют бегунки, то

есть те дети, которые в силу ряда причин убежали из дома или государственных детских учреждений. По его словам, часть из них погибает в силу различных обстоятельств, в том числе из-за несчастных случаев и криминала. Абсолютное большинство пропавших — это подростки, убегающие из социальных и образовательных учреждений, а также из проблемных семей. Причем вовсе не обязательно, что у них неблагополучные родители, это могут быть и семьи, где детям просто не уделяют достаточного внимания в силу различных причин.

Волонтерские организации занимаются не только розыском, но и профилактикой побегов детей. Известен случай, когда один ребенок убегал 20 раз [Там же]. Следовательно, профилактические мероприятия необходимы. В данном случае необходимо взаимодействие с организациями, которые могли бы оказать содействие в осуществлении такой деятельности. Например, с педагогическими вузами, в которых работает большое количество профессионалов по работе с «трудными детьми». В связи с этим особую важность приобретает повышение уровня профессиональной подготовки волонтеров при проведении поисково-спасательных работ.

Большую важность имеет согласование поисковых работ между волонтерами и МВД, чтобы не происходило дублирования деятельности, а также с целью повышения общей эффективности работ без ущерба для дела.

В середине января 2012 г. заместитель главы МВД России Игорь Алешин, представители московского и подмосковного главков МВД РФ встретились с членами известных волонтерских отрядов. Обсуждались вопросы совместной работы по розыску пропавших без вести, были определены направления совершенствования взаимодействия, которые должны быть закреплены нормативно.

Волонтеры оказывают существенную помощь в поиске пропавших: проводят поисковые мероприятия как в городе, так и в сельской местности, размещают информацию о разыскиваемых лицах в общественных местах и на специализированных сайтах, опрашивают возможных очевидцев.

В регионах уже частично реализуется взаимодействие волонтеров и правоохранительных органов, в частности, органов внутренних дел: налаживается взаимодействие волонтеров и полиции в регионах, разрабатываются новые должностные инструкции для сотрудников МВД по работе с волонтерами, реализуется идея взаимодействия ветеранских организаций МВД РФ с волонтерскими сообществами, а также запускается ряд других программ. Сотрудники ГУУРа отметили работу волонтерских организаций в 12 областях. Отдельно упомянули очень хорошую работу волонтеров в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Новосибирске, Смоленске.

На сегодняшний день нормативно-правовая база для взаимодействия правоохранительных органов и волонтерских организаций не разработана настолько, насколько необходимо. Это отмечают и сами волонтеры, и представители органов внутренних дел. В ряде регионов взаимодействие основывается на договорных отношениях, некоторые регионы пытаются создать собственную нормативную базу. Для того чтобы такое взаимодействие развивалось в дальнейшем, можно решать проблему по нескольким направлениям.

Во-первых, можно было бы подключить к процессам поиска пропавших детей местных уполномоченных по правам ребенка. Так, например, при пропаже детей местный уполномоченный по правам ребенка мог бы получать информацию от МВД, а потом передавать ее волонтерам и координировать их деятельность. При этом уполномоченные не должны становиться посредниками между правоохранительными органами и волонтерскими организациями. Как сами уполномоченные должны оставаться независимыми в осуществлении своей деятельности, так и волонтеры не должны попадать в зависимость от любых органов государственной власти.

Во-вторых, необходимо незамедлительное подключение волонтерских инициатив и организаций, когда есть основания полагать, что ребенок находится в опасной для жизни и здоровья ситуации. Для достижения этих целей местные отделы полиции должны знать о наличии на их территории волонтерских организаций, а также обладать информацией об уровне подготовки данных организаций, их людских и технических возможностях. Самое главное — это, конечно, стремление к взаимовыгодному сотрудничеству с обеих сторон.

Уже давно обсуждается вопрос об оформлении некоторых волонтеров в качестве внештатных сотрудников полиции. Это интересное предложение, но оно требует нормативно-правового урегулирования. Кроме того, сотрудники полиции и волонтеры действительно должны хорошо знать друг друга, понимать, кто из волонтеров зарекомендовал себя для этой работы.

В современной ситуации необходимо создать федеральную и региональную базы данных активных, квалифицированных и постоянных волонтеров для вызова их в случае

«-» о т/»

чрезвычайной ситуации. К сожалению, даже в регионах не всегда ведется учет имеющихся волонтерских организаций, а это затрудняет сотрудничество и привлечение добровольцев в чрезвычайных ситуациях. Волонтерские движения не должны зависеть от органов власти, однако органам власти необходимо знать, на какую помощь со стороны общества они могут рассчитывать в чрезвычайных ситуациях.

Для успешной реализации добровольческой деятельности необходимо внести изменения и дополнения в действующее законодательство о волонтерах с целью защиты из жизни и здоровья при выполнении действий, направленных на благо общества (например, создание системы страхования), создать правовую базу для заключения договоров с волонтерами, компенсации им расходов, связанных с реализацией ими своих функций.

Взаимодействие волонтерских движений с вузами может способствовать развитию молодежной инициативы в сфере добровольного безвозмездного участия в деятельности, направленной на оказание помощи. Это, непременно, должно привести к формированию цельной личности с высоким уровнем правовой культуры, готовой жертвовать личными интересами ради блага других людей и общества. Наиболее существенное воздействие на поведение молодого человека как добровольца, а следовательно, и на формирование жизненных навыков, необходимых для полноценной жизнедеятельности, оказывают три основных института: семья, школа, общественные (в том числе религиозные) организации.

Образовательное учреждение призвано создать такую институциональную среду, в которой у молодого поколения появляются и начинают развиваться межличностные отношения, ощущение коллектива, команды, возникает чувство сообщества, к которому принадлежит молодой человек. Анализ более 30 региональных целевых программ [11 : 43] и учебных материалов, в той или иной степени затрагивающих вопросы развития молодежного добровольчества, показывает, что проблемы вовлечения подростков и молодежи в активное участие в общественной жизни во многом являются следствием не-сформированности инфраструктуры поддержки и развития молодежного добровольчества. В том числе прослеживается недостаточность методической базы и, соответственно, недостаточность профессиональных знаний и навыков специалистов, работающих в сфере добровольчества; разрозненность подходов, применяемых при обучении специалистов и добровольцев, несовершенство нормативной правовой базы в сфере добровольческой деятельности. Изменение сложившейся ситуации возможно путем развития системы вовлечения молодежи/подростков в общественно полезную добровольческую деятельность, основанной на включении программ и компонентов молодежного добровольчества в практику деятельности образовательных учреждений (в процесс преподавания, внеклассного воспитания и гражданско-правового образования).

Важнейшим аспектом при создании системы стимулирования, поддержки и развития молодежного добровольчества должно стать внедрение в практику учебных заведений и молодежных организаций Санкт-Петербурга специальных разноуровневых просветительских и прикладных программ, направленных на вовлечение молодежи в общественную жизнь и участие в деятельности организаций социальной сферы.

Для развития взаимодействия добровольческих (волонтерских) организаций и вузов можно действовать по нескольким направлениям. Например, необходимо разработать и внедрить программы по подготовке и переподготовке лиц, участвующих в волонтерской деятельности, а также руководителей добровольческих организаций. Это могут быть программы по содействию в реабилитации лиц, пострадавших в результате преступных посягательств, детей и женщин, пострадавших от насилия в семье, несовершеннолетних, совершивших попытки суицида. Кроме этого, необходима специальная подготовка лиц, участвующих в поисково-спасательных операциях, в том числе лиц, участвующих в розыске пропавших (в том числе сбежавших) детей. Это необходимо для того, чтобы взаимодействие между волонтерами и правоохранительными органами и органами ЧС было более эффективным, чтобы деятельность не дублировалась, а также чтобы деятельность волонтеров не препятствовала деятельности правоохранительных органов (например, волонтеры должны иметь понятие о том, что представляют собой улики, вещественные доказательства, как проводить опросы и т. п.). Для этого было бы целесообразно проводить такую подготовку на юридическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена, который имеет достаточный опыт как в юридической, так и в педагогической сфере.

Необходимо организовать деятельность по вовлечению студентов юридического факультета в деятельность правоохранительных органов на добровольной основе в качестве

Со Г* \J \J f

одной стороны, это будет служить неоценимой практикой для будущих юристов, которые смогут познакомиться с работой правоохранительных органов и реализовать полученные знания. С другой стороны, привлечение студентов юридического факультета позволит использовать работу лиц, обладающих теоретическими знаниями в области юриспруденции, в частности, уголовного права и уголовного процесса. Это поможет сделать работу правоохранительных органов более эффективной. Такие студенты не будут нуждаться в дополнительной информации и обучении на месте.

Расширение практики заключения договоров с правоохранительными органами, органами исполнения наказаний позволит расширить возможности юридического факультета по проведению практики, в результате которой студенты получат важный опыт для дальнейшей работы. Это же позволит правоохранительным органам оценить содействие студентов юридического факультета и продолжать с ними сотрудничество в дальнейшем, в том числе на профессиональной основе.

Список ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

1. Стенограмма встречи с участниками форума «Селигер-2012» // Президент России/Zhttp:// www.kremlin.ru/transcripts/16106

2. Общественная активность населения и восприятие гражданами условий развития гражданского общества / И. В. Мерсиянова, Л. И. Якобсон; предисл. Я. И. Кузьминова. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

3. Статистика зарегистрированных волонтеров на сайте Jaba.ru / Территория добра // Статистика субъектов РФ// http://www.social.jaba.ru/activity/statregions/

4. Шекова Е. Л. Мотивация сотрудников и волонтеров в сфере культуры: опыт России и США// «Некоммерческие организации в России». 2009. № 1. // [Электронный ресурс]: http://www. dis.ru/library/manag/archive/2006/3/4663.html

5. Волонтерство в России. Обзор ситуации. Версия 0.1 от 18.05.2010. [Электронный ресурс]. http://www.social.jaba.ru/facture/volunteer-in-russia/

6. Бодренкова Г. П. Развитие механизмов системной поддержки добровольчества. Опыт регионов и муниципалитетов [Электронный ресурс]// http://cdrom01. есопошу^о^га/.../1.5

7. Представители волонтерских организаций Петербурга отметили необходимость постоянного взаимодействия с государственными структурами // В России, Волонтерские организации, События 5-04-2012, 00:06 // Информационное агентство Содружество волонтеров «Поиск пропавших детей» [Электронный ресурс]// http://www. poiskdetei.info/603-predstaviteli-vo-lonterskih-organizaciy-peterburga-otmetili-neobhodimost-postoyannogo-vzaimodeystviya-s-gosudarst-vennymi-strukturami.html

8. МВД: около 64,5 тыс. россиян числились в 2011 г. пропавшими без вести// 05 Март 2012 — 17:40// Информационное агентство Содружество волонтеров «Поиск пропавших детей»// Полезная информация// Статьи и полезные материалы [Электронный ресурс]// http://poiskdetei.ru/forums/index.php/topic/4477-mvd-okolo-645-tis-rossijan-chislilis-v-2011-godu-propav/

9. Каждые 30 минут в России пропадает один ребенок: Статья. // 11 Февраль 2011 — 02:26 // Информационное агентство Содружество волонтеров «Поиск пропавших детей»// Полезная информация// Статьи и полезные материалы [Электронный ресурс]// http://poiskdetei.ru/

forums/index.php/topic/1030-statja-kazhdie-30-minut-v-rossii-propadaet-rebenok/page__

P__16362__hl__%2230 + %D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%22__fromsearch__ ^^^16362

10. Встреча заместителя министра МВД РФ Игоря Алешина с волонтерами//18-01-2012, 23:47// Информационное агентство Содружество волонтеров «Поиск пропавших детей»// Полезная информация// Статьи и полезные материалы [Электронный ресурс]// http://www.poiskdetei. info/497-vstrecha-zamestitelya-ministra-mvd-rf-s-volonterami.html

11. Бодренкова Г. П., Караваешников С. Е. Системное развитие молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни: Методические рекомендации. М., 2011.

И. А. Хоменко

волонтерство как социально-педагогический ресурс в решении проблем современного семейного воспитания

С переходом России в новую социально-экономическую формацию изменилась и специфика проблем семейного воспитания: они приобрели не только новое содержание, но и принципиально иной масштаб.

Если в 70-80-х гг. прошлого века педагоги и родители решали проблемы, связанные преимущественно с развитием личности ребенка, то сегодня речь идет о сохранении целого поколения, которое становится жертвой внешних (по отношению к семье) источников — криминальных и экстремистских структур, религиозных сект, виртуальной действительности. К числу проблем семейного воспитания, специфичных для современной России, относятся алкоголизм и наркотизация детей, подростковые суициды, потребительство и детская преступность. Многие из вышеперечисленных проблем вызваны сформированной инфантильностью юного поколения, их желанием получить «все и сразу», отсутствием психологических ресурсов, мотивации в обретении и достижении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.