Научная статья на тему 'ВОЛОНТЕРСТВО КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОЕКТИВНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ'

ВОЛОНТЕРСТВО КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОЕКТИВНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / СТУДЕНЧЕСТВО / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егошин Вадим Игоревич

В данной статье рассматривается суть понятия «волонтерство», некоторые аспекты развития волонтерства в России, основные направления развития волонтерского движения, особенности участия студентов в волонтерском движении, специфика влияния волонтерского движения на развитие личности его участников студентов. Также приведены некоторые аспекты мероприятий волонтерского движения, которые реализуются в России, в том числе с участием студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEERING AS A MANIFESTATION OF THE PROJECTIVE ACTIVITY OF YOUTH

This article examines the essence of the concept of «volunteerism», some aspects of the development of volunteerism in Russia, the main directions of the development of the volunteer movement, the peculiarities of student participation in the volunteer movement, the specifics of the influence of the volunteer movement on the development of the personality of its student participants. Some aspects of the volunteer movement activities that are being implemented in Russia, including with the participation of students, are also given.

Текст научной работы на тему «ВОЛОНТЕРСТВО КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОЕКТИВНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ»

Волонтерство как проявление проективной активности молодежи

Егошин Вадим Игоревич,

аспирант ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

E-mail: vadim.egoshin@mail.ru

В данной статье рассматривается суть понятия «волонтерство», некоторые аспекты развития волонтерства в России, основные направления развития волонтерского движения, особенности участия студентов в волонтерском движении, специфика влияния волонтерского движения на развитие личности его участников студентов. Также приведены некоторые аспекты мероприятий волонтерского движения, которые реализуются в России, в том числе с участием студентов.

Ключевые слова: волонтерство, студенчество, юношеский возраст, добровольчество, личностное развитие.

Период молодежного возраста - время развития личности во многих аспектах, начиная от профессионального самоопределения, заканчивая формированием восприятия себя в качестве взрослого человека. Данный период можно также охарактеризовать высокой степенью инициативности и желанием проявить себя,активно развиваясь в том или ином направлении.

Педагогическая ценность добровольческой деятельности достаточно велика. Формируется большое количество свойств, специфичных для гармоничной, всецело развитой личности. К примеру, данная деятельность может помочь в профессиональном самоопределении ее участников за счет того, что они имеют возможность действовать в различных профессиональных сферах и наблюдать за действиями представителей той или иной профессии, составляя более полное представление о ней. Кроме того, подобная форма деятельности содействует формированию активной гражданской позиции и развитию патриотизма, так как молодые люди становятся непосредственными участниками, а в некоторых случаях организаторами значимых для страны событий. Другими словами, они участвуют в создании истории России, что, несомненно, становится фактором, стимулирующим развитие чувства гордости за свою страну.

Термин «волонтер» имеет французское происхождение, и означает «желающий», «доброволец». Согласно определению Организации Объединенных Наций, «добровольчество» (волонтерство) как духовное свойство и гражданская добродетель имеет глубокие корни в человеческой духовности, обусловленные общественной природой человека. Чувствовать боль и сопереживать нуждам окружающих людей, проявлять заботу о них, оказывать им добровольную и безвозмездную помощь своими действиями и поступками - все это является проявлением высших альтруистических человеческих побуждений, когда люди помогают друг другу из любви и сострадания [1].

В России добровольческое движение стало энергично развиваться в конце 80-х годов XX века, впрочем, в том или ином виде оно действовало всегда, например, в виде тимуровского и пионерского движений, разнообразных обществ охраны природы и памятников.

Отечественное волонтерское движение, чаще всего, ориентировано на участие в нем молодежи, которая пока не связана разнообразными семейными и трудовыми обязательствами, следовательно волонтерские организации чаще всего формируются на базе высших учебных заведений. Зачастую их направления работы коррелирует с основным течением деятельности студентов, и будущие педагоги, врачи и социальные работники бескорыстно используют приобретенные знания на практике. Методологической основой всего этого являются образовательные технологии проектно-созидательной модели обучения. Одним из ключевых моментов в этом процессе является развитие мотивационно-смысловой сферы личности [6, с. 70]. Введение проектно-созидательной гуманитарной программы в благие поступки волонтерства во всех сферах жизнедеятельности пронизаны добром и стремлением сделать окружающий мир более человечным.

В подходах к определению сущности термина «волонтерское движение» можно отметить присутствие некоторых отличий, детерминированных тем фактом, что

сз о

сг

0

1

—I

У

=Е СГ

<n

I_

u

OJ

л

разные авторы сосредотачиваются на конкретные нюансы данного многоаспектного общественно-культурного явления. Тем не менее, между разными мнениями не наблюдается противодействия, так как они взаимно дополняют друг друга, в сочетании создавая целостную картину, позволяющую полноценно представить особенно важные его аспекты.

Отдельные исследователи к значимым параметрам деятельности волонтеров причисляют общественную значимость ее результатов. В исследовании Кудринской Л.А. «Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции» [5, с. 16] волонтерство рассматривается как добровольческий труд. Она указывает на то, что добровольческий труд - это непосредственная благотворительная деятельность. Согласно ее представлениям, волонтерская деятельность не связана с возрастом, этнической принадлежностью и общественным положением. Волонтерство можно обозначить как альтруизм, то есть моральный принцип, обуславливающий проявление сострадания и милосердия к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага [6, с. 67]. Следовательно, можно утверждать то, что добровольчество опирается на участие человека в решении общественно-важных вопросов социума, которое не направлено на решение задач извлечения прибыли, материальной оплаты или карьерного роста за выполняемую работу. Основная задача, решаемая человеком, осуществляющим добровольческую деятельность, содержится в получении удовлетворения своих личных и общественных потребностей путем оказания помощи окружающим людям.

Добровольчество может носить неорганизованный и организованный характер. Неорганизованный характер отмечается в тех ситуациях, когда деятельность обусловлена непосредственным, стихийным выражением желания человека оказать помощь окружающим людям, как правило, в тех случаях, когда происходит чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, техногенная катастрофа.

Управляемая (организованная) волонтерская деятельность реализуется посредством некоммерческих, государственных или бизнес-предприятий в форме спланированного и контролируемого процесса по развитию, управлению предоставлением волонтерских услуг и обучению способам волонтерского управления, реализуемого специально обученными субъектами, действующими на оплачиваемой или на добровольной основе [1].

Добровольческая деятельность молодежи российского общества на сегодняшний день представляет собой один из видов добровольной некоммерческой общественной работы, в первую очередь студентов, как максимально активной и креативной социальной группы. Рассматривая организацию волонтерства со студентами, необходимо помнить о том, что студент будет осуществлять ту деятельность, к которой имеет предрасположенность. Это такие области как окружающая среда (помощь животным, помощь при катастрофах, уборка территории), здоровье (донорство, помощь в медицинских организациях), адвокатство (регистрация избирателей, помощь при проведении выборов, деятельность, связанная с судебной, криминальной системой, гласность), бездомные и голодающие (обеспечение и организация питания, сбор продовольствия, работа в приютах), семьи и дети (критические ситуации), помощь персоналу, фандрайзинг, обучение компьютерным технологиям и т.д.

Большое значение имеет деятельность молодых волонтеров в среде представителей своей возрастной категории. Так, при чтении лекций в центре планирования

семьи по проблемам алкоголизма, наркомании и СПИДа молодые волонтеры описывают ровесникам свой опыт борьбы с вредными привычками или опыт своих родственников, друзей, близких людей, что имеет огромное воздействие и, соответственно, эффект в молодежной среде. Соответственно, волонтерская деятельность постепенно приобретает популярность, становясь массовым [3].

Волонтерские проекты могут иметь весьма различную форму. Это занятия с детьми в школах, сбор консервированных продуктов для голодающих, изготовление игрушек и поделок для детских больниц, посадка деревьев и цветов на территории города, уход за животными, работа в приютах для бездомных, в домах для престарелых, помощь различным общественным организациям. Включению студентов в волонтерское движение помогает и конкретная образовательная методика «обучения служению» (service-learning), которая применяется преподавателями разнообразных предметов [1]. Необходимо заметить, что данная методика обретает все более широкую популярность. Ее сущность заключается в том, что обучающая деятельность соотносится с практикой в течение всего периода изучения конкретной дисциплины.

Студенты с начала семестра посещают определенные компании или предприятия в сопровождении педагога, с целью установления того, какие знания для эффективной деятельности в той или иной области им понадобятся. Считается, что это способствует повышению мотивации в плане изучения программы вуза. Особую значимость приобретают гуманитарные технологии, которые позволяют научиться ориентироваться в разных ситуациях: понимание устойчивости социальных стереотипов, умение работать с установками людей и изменять их сознание, умение управлять командой в отношении нацеленности на результат [7, с. 231].

Направления волонтерской деятельности детско-молодежных объединений довольно разнообразны и охватывают все сферы общественной жизни и деятельности. Это позволяет молодым людям выбрать для себя то направление деятельности, которое в большей степени соответствует их стремлениям.

К наиболее распространенным направлениям деятельности волонтерских движений относятся социальная помощь наиболее незащищенным категориям лиц (пожилые, дети-сироты), помощь в больницах, помощь животным, работа в творческом направлении, помощь в сохранении исторического наследия и достопримечательностей, поддержка разнообразных общественных и спортивных мероприятий. Выбор того или иного направления связан не только с интересами, но и психологическими особенностями волонтеров, такими, например, как способность быстро налаживать положительные контакты с другими людьми, либо переносить большие психологические нагрузки.

Каждый год во всем мире осуществляется несколько весьма важных для молодежного волонтерского движения мероприятий [4], внутри которых интегрируется большое количество небольших мероприятий.

Международный день добровольцев, который отмечается 5 декабря, был установлен Организацией Объединенных Наций 17 декабря 1985 г. С 2017 года добровольцы России начали отмечать этот день вместе с другими странами мира. В России с данного момента сложился новый гражданский обычай отмечать Международный день добровольцев реализацией Недели добровольцев, которая первоначально охватывала две даты: 3 декабря - Всемирный день инвалидов, 5 декабря -Всемирный день добровольцев. Позднее неделя допол-

нилась другими датами: 1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом, 10 декабря - Всемирный день защиты прав человека и 12 декабря - День Конституции РФ.

В ходе реализации подобных значительных и масштабных мероприятий, а также ежедневной деятельности молодежных объединений и организаций по всему миру и в России огромное количество молодежи осуществляют социально полезную деятельность. Молодежное волонтерское движение в сегодняшней России представляет собой один из самых продуктивных методов стабилизации социальной ситуации в обществе. Во-лонтерство в России не только развивается как часть общемировой тенденции, но и имеет свои собственные вехи, уже сформировавшиеся в определенную традицию.

Литература

1. Бочанов М.М., Чернухина Е.Е. Волонтерское движение: российский опыт и мировая практика / М.М. Бочанов, Е.Е. Чернухина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 2 (65).

2. Григорьев И.Н. Специфика организации волонтер-ства в молодежной среде / И.Н. Григорьев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 12 (68).

3. Козодаева Л.Ф. Добровольческая деятельность как основа воспитания нравственных качеств студенческой молодежи / Л.Ф. Козодаева // Вестник ТГУ. Тамбов, 2010. № 11 (91).

4. Минлин, В.Г. Роль волонтерства в общественной жизни (на примере местной молодежной общественной организации «ассоциация волонтеров Уфы» Республики Башкортостан) / В.Г. Минлин // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 29 октября 2020 года. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2020. -С. 112-115.

5. Молодежное добровольческое движение: факторы развития; условия привлечения и удержания волонтеров / З.А. Хуснутдинова, Э.Н. Сафина, Г.Р. Гарее-ва, Т.Р. Кабиров // Педагогический журнал Башкортостана. - 2017. - № 3(70). - С. 118-124.

6. Хабибуллина З.Н. Особенности внедрения инноваций в современное образование // Философско-методологические аспекты научных и образовательных инноваций: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). - Уфа: РИЦ БашГУ. 2015. - 102 с. -С. 67-71.

7. Хабибуллина З.Н. «Общество знания» как сфера коммуникации // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции (г. Уфа, 23 ноября 2016 г.). - Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. -С. 228-233.

VOLUNTEERING AS A MANIFESTATION OF THE PROJECTIVE ACTIVITY OF YOUTH

Egoshin V. Ig.

Bashkir State University

This article examines the essence of the concept of «volunteerism», some aspects of the development of volunteerism in Russia, the main directions of the development of the volunteer movement, the peculiarities of student participation in the volunteer movement, the specifics of the influence of the volunteer movement on the development of the personality of its student participants. Some aspects of the volunteer movement activities that are being implemented in Russia, including with the participation of students, are also given.

Keywords: volunteering, students, youth, volunteerism, personal development.

References

1. Bochanov M.M., Chernukhina E.E. Volunteer movement: Russian experience and world practice / M.M. Bochanov, E. E. Chernukhina // Scientific notes of the Oryol State University. Series: Humanities and social sciences. 2015. No. 2 (65).

2. Grigoriev I.N. Specificity of the organization of volunteering in the youth environment / I.N. Grigoriev // Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. 2008. No. 12 (68).

3. Kozodaeva L. F. Volunteering as a basis for educating the moral qualities of student youth / L.F. Kozodaeva // Bulletin of TSU. Tambov, 2010. No. 11 (91).

4. Minlin, V.G. The role of volunteering in public life (on the example of the local youth public organization «Association of Volunteers of Ufa» of the Republic of Bashkortostan) / V.G. Minlin // Actual Problems of Communication: Theory and Practice: Proceedings of the XII All-Russian Scientific and Practical conference, Ufa, October 29, 2020. - Ufa: Bashkir State University, 2020. - P. 112-115.

5. Youth volunteer movement: development factors; conditions for attracting and retaining volunteers / Z.A. Khusnutdinova, E.N. Safina, G.R. Gareeva, T.R. Kabirov // Pedagogical journal of Bashkortostan. 2017. No. 3(70). P. 118-124.

6. Khabibullina Z.N. Features of the introduction of innovations in modern education // Philosophical and methodological aspects of scientific and educational innovations: materials of the All-Russian scientific and practical conference (with international participation). - Ufa: RIC BashGU. 2015. - 102 p. - pp. 67-71.

7. Khabibullina Z.N. «Knowledge Society» as a sphere of communication // Actual problems of communication: theory and practice: materials of the VIII All-Russian scientific and practical conference (Ufa, November 23, 2016). - Ufa: RIC BashGU, 2016. -P. 228-233.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.