Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №11/2020
ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЛОНТЕРСТВА
ORGANIZATION OF STUDENT VOLUNTEERING
УДК 329.77
Грязнов Сергей Александрович, декан факультета внебюджетной подготовки ФКОУ ВО «Самарский юридический институт ФСИН России», г. Самара
Gryaznov S.A. [email protected]
Аннотация
Статья посвящена такому явлению, как волонтерство среди студентов. Акцентируется внимание на важной роли волонтерского движения, разъясняется кто может стать волонтером и какие качества им присущи, определяет особенности организации волонтерского движения в вузе. Автор делает вывод о том, что опыт волонтерской деятельности выступает признаком культурного воспитания, высокого уровня образования, в отдельных случаях является примером социального успеха современной молодежи. В целях повышения значимости института молодежного волонтерства в социокультурной сфере, следует более динамично привлекать внимание общественности к данному феномену.
Annotation
The article is devoted to such phenomenon as volunteering among students. It focuses on the important role of the volunteer movement, explains who can become a volunteer and what qualities they have, defines the features of the organization of the volunteer movement in the University. The author concludes that the experience of
volunteer activity is a sign of cultural education, a high level of education, and in some cases is an example of social success of modern youth. In order to increase the significance of the Institute of youth volunteerism in the socio-cultural sphere, it is necessary to more dynamically attract public attention to this phenomenon.
Ключевые слова: волонтер, добровольчество, помощь, социальная значимость, студент.
Keywords: volunteer, volunteerism, assistance, social significance, student.
В последние годы в России наблюдается положительная динамика вовлечения россиян в волонтерскую деятельность, дифференциация форм, каналов и направлений помощи, расширение масштабов реализуемых проектов. Владение определенными знаниями и умениями в рамках выбранной специальности, стремление к постоянному самообразованию, ответственность и трудолюбие личности в будущем способны обеспечить успешное профессиональное становление [1]. Волонтерские практики обладают морально-эстетической ценность, они способны воплотить дефицит коллективизма, взаимопонимания и ответственности, особенно в молодежной среде [2]. Статистика и данные социологических исследований свидетельствуют о том, что наиболее активно в волонтерском движении участвует молодое поколение в возрасте 14-30 лет.
Волонтерство - это достаточно широкий спектр деятельности, связанной с оказанием добровольной и, главное, безвозмездной помощи всем, кто в ней нуждается. В большинстве европейских стран это движение широко распространено, а российские волонтеры только начинают свой путь доброты и милосердия.
К наиболее популярным и востребованным направлениям волонтерской деятельности среди молодежи относятся: социальное, событийное, культурное, спортивное, патриотическое, экологическое, донорство, медиаволонтество. Приоритетными направлениями в работе волонтеров-студентов являются:
- профилактическая деятельность - это пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек; оказание помощи ветеранам, пожилым людям, инвалидам и другим категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; озеленение, уборка, благоустройство территорий; организация досуговых мероприятий; сопровождение граждан пожилого возраста и инвалидов; участие в рейдах социального патруля;
- информационная деятельность - это распространение информационной продукции о деятельности социальных учреждений;
- экспериментальная деятельность - проведении опросов, анкетирование и обработка результатов [3].
Среди многочисленных поправок, внесенных в обновленную Конституцию РФ, есть очень важные дополнения, которые касаются развития институтов гражданского общества и добровольческой (волонтерской) деятельности. Так, упоминание в статье 114 мер государственной поддержки добровольчества (волонтерства) впервые внесено в основной закон нашей страны и является свидетельством темпов развития волонтерства в России.
Впервые в современной истории пандемия коронавируса стала глобальной проблемой, в которую так или иначе вовлечено большинство экономических и социальных институтов во всех странах. В частности, волонтерская деятельность студентов стала одним из ответов общества на этот вызов. Основную деятельность осуществляли, конечно же, медицинские волонтеры - студенты медицинских факультетов университетов по всей стране.
Кроме того, студенты-волонтеры оказали отличную поддержку при переходе на дистанционное обучение: провели онлайн-семинары по подготовке к ЕГЭ по различным предметам, провели мастер-классы по тайм-менеджменту в период самоизоляции.
«Цифровые волонтеры» - студенты технических факультетов вузов -помогали образовательным учреждениям решить различные технические и организационные проблемы, установить и освоить новый софт.
Оценка важности труда десятков тысяч российских волонтеров неоднократно звучала на самом высоком уровне. Теперь это закреплено в Конституции нашей страны.
Что приводит молодых людей в волонтерство? В студенческие годы молодые люди продолжают искать себя, и многим трудно понять, какая сфера деятельности им подходит. Волонтерство позволяет находить единомышленников и общаться в другой среде, не связанной с обучением. Положительным моментом является также возможность повысить свою социальную значимость. Многие из нас переживают такие периоды в своей жизни, когда мы не можем реализовать себя, чувствуем усталость или видим, что мы не на своем месте. В этом случае волонтерство может помочь осознать социальную значимость.
Пожалуй, главной чертой волонтера можно назвать - оптимизм. Оптимистический взгляд на мир и свою деятельность помогает студентам (да и всем людям в целом) легче справляться с возникающими трудностями, а также проще переносить моменты разочарования, когда ожидание от волонтерской работы не соответствует суровой действительности.
Еще одним необходимым качеством волонтера является собственная мотивация. Когда молодые люди понимают, ради чего они проводят свое свободное время с чужими людьми. А когда все получается и труд приносит больше радостных эмоций, чем негативных - можно быть уверенным, что благотворительность в дальнейшем останется частью образа жизни молодого добровольца.
Для того, чтобы фиксировать свою работу, волонтер может получить личную книжку. Личная книжка волонтера (по аналогии с трудовой книжкой) -документ, в котором фиксируются все достижения. Она предназначена для учета волонтерской деятельности, а также содержит сведения о поощрениях и дополнительной подготовке волонтера [4].
Но даже если после завершения работы волонтером студент не получит никаких доказательств того, что он был полезен обществу (благодарственное
письмо, сертификат), он может смело указывать опыт работы в своем резюме. Опыт волонтерства демонстрирует уровень социальной зрелости: обычно волонтерство выбирают не по прихоти - это самостоятельное и взвешенное решение. Помощь в организации различных мероприятий способствует лучшему проникновению в волонтерскую деятельность за счет практического, непосредственного участия [5]. В процессе работы люди быстро понимают, насколько они близки к идее волонтерства, и если они разочарованы, то есть возможность сразу уйти - потому что у них нет никаких формальных обязательств перед организациями.
Существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать при создании волонтерских центров в организациях профессионального образования. Во-первых, учреждение волонтерского центра как структурного подразделения вуза должно сопровождаться соответствующими нормативными документами, которые в системе образования пока находятся на стадии разработки, и каждое образовательное учреждение самостоятельно подходит к решению этого вопроса. Во-вторых, следует учитывать, что основной вид деятельности обучающихся - получение образования. Социально полезная деятельность составляет сферу воспитательной работы и для тех студентов, которым необходимо самостоятельно себя материально обеспечивать, она выступает вторичной. Не менее важной особенностью выступает и расширение спектра функций менеджмента волонтерской деятельности, где помимо собственно волонтерских задач добавляются учебно-воспитательные:
Волонтерский центр вуза - это организация, которая оказывает административную, ресурсную, организационную, информационную и методическую помощь волонтерам в сфере реализации их социально значимых инициатив. При таком подходе деятельность волонтеров направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим, как, например, пожилые, сироты, люди с инвалидностью и т.д. Собственно, именно здесь и открывается сфера формирования компетенций человека.
Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №11/2020
Это может составить основу целеполагания волонтерского центра в вузе и вывести его на уровень реализации следующих задач, как в сфере воспитательной работы, так и в имиджевой политики образовательной организации в целом: популяризация волонтерства, привлечение молодежи к проявлению добровольческой инициативы в решении социальных проблем общества; формирование и апробация механизмов вовлечения молодых людей в волонтерскую деятельность; формирование личностных ценностей, социальной ответственности у молодых людей; создание эффективных моделей управления волонтерской деятельностью молодежи; развитие моделей молодежного самоуправления; самоорганизации студенческих и научных коллективов вуза; повышение эффективности воспитательной работы среди студентов вуза.
В вузах Москвы наиболее широко внедрена организационная модель (Схема 1), в которой волонтерский центр выступает структурным подразделением образовательной организации с подчинением ректору [6].
Курирующий проректор/директор управления (департамента)
Схема 1 - Модель организационной структуры «вуз - волонтерский центр -студенческое сообщество» в сфере волонтерской деятельности г. Москвы
Тем самым деятельность волонтерского центра органично встраивается в существующую учебно-воспитательную систему вуза. При наличии филиалов университета включенность в жизнедеятельность их студентов позволяет выходить на высокий уровень масштабирования добровольческих проектов.
Наряду с перечисленными преимуществами, некоторые особенности возраста и социального статуса студентов препятствуют участию их в благотворительных проектах. Так, многие молодые люди смотрят на волонтерство через призму максимализма. Отсутствие жизненного опыта не дает возможности заранее предусмотреть те трудности, с которыми придется столкнуться каждому студенту, параллельно с учебой занимающемуся волонтерством. В связи с этим, среди студентов высока «текучесть» волонтерских кадров. Также сказывается переменчивость интересов и обстоятельств молодежи. И все же, абсолютное большинство бывших добровольцев с теплотой вспоминает время, потраченное на благо общества.
Литература
1. Мясищева Е.Р. Волонтерство - тренд современной молодежи // Управленческие науки в современном мире. 2018. Т. 2. № 1. С. 220-224.
2. Кисиленко Д.Г. Волонтерство - драйвер роста гражданского участия российской молодежи // Управление городом: теория и практика. 2018. № 1 (28). С. 105-109.
3. Добровольчество - технология созидательной инициативы и социального твор- чества. VII научно-практическая интернет-конференция: материалы / сост. : Е. Р. Комлева., М. И. Пономарева ; под общ. ред. А. В. Бодак, И. А. Медведевой. - Сургут : Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Методический центр развития социаль- ного обслуживания», 2018. - 200 с.
4. Главный документ добровольца [Электрон. данные]. - режим доступа: https://sn.ria.ru/20180425/1519404040.html (дата обращения: 12.08.2020).
5. Трункова Е., Процкая Е. волонтерство среди студенческой молодежи: осведомленность и готовность к волонтерской деятельности // В сборнике: ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ 2018. сборник статей Международного научно-практического конкурса : в 3 ч.. 2018. С. 174-176.
6. Крутицкая Е.В. Организация волонтерского центра в вузе от компетенций к организационной структуре. - М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтер», 2018. - 162 с
Literature
1. Myasishcheva, E. R. volunteering as a trend of modern youth // Management science in the modern world. 2018. Vol. 2. No. 1. Pp. 220-224.
2. Kisilenko D. G. Volunteerism-driver of growth of civil participation of Russian youth / / city Management: theory and practice. 2018. No. 1 (28). Pp. 105-109.
3. Volunteering - a technology in creative initiatives and social creativity. VII scientific and practical Internet conference: materials / comp.: E. R. Komleva., M. I. Ponomareva; ed. by A.V. Bodak, I. A. Medvedeva. - Surgut: Publishing house of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra budget institution "Methodological center for the development of social services", 2018. - 200 p.
4. The main document of the volunteer [Electron. data]. - mode of access: https://sn.ria.ru/20180425/1519404040.html (date accessed: 12.08.2020).
5. Truncova E., Protsitskaya E. volunteerism among students: awareness and readiness for volunteer activity // In the book: ACHIEVEMENTS of UNIVERSITY research 2018. collection of articles of International scientific-practical competition in 3 hours.. 2018. S. 174-176.
6. E. V. Krutitskaya Organization volunteer center in the University from competencies to organizational structure. - M.: GBU goroda Moskvy "Mosvolonter", 2018. S 162.