УДК: 796.062.4
ВОЛОНТЕРСКОЕ
наследие Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г.: организационные и социальные аспекты
Кандидат психологических наук, доцент И.Н. Макарова Доктор экономических наук, профессор Г.М. Романова Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Мазниченко Сочинский государственный университет, Сочи
VOLUNTEER LEGACY OF OLYMPIC AND PARALYMPIC GAMES 2014: ORGANIZATIONAL AND SOCIAL ASPECTS
I.N. Makarova, associate professor. Ph.D.
G.M. Romanova, professor, Dr.Sc. (Econ.)
M.A. Maznichenko, associate professor, Ph.D.
Sochi State University, Sochi Key words: Olympic Winter Games Sochi 2014, volunteer movement.
An important constituent of the legacy of Olympic and Paralympic Games 2014 is the volunteer legacy. It includes the legal base and the management structure of the volunteer movement in Russia. There is a network of volunteer organizations. 25000 volunteers have gained their volunteer experience, skills of communication and teamwork, social activities and socially useful functions, new knowledge and skills. There are trained volunteer organizers; informational, material and teaching resources. A change in the attitude of people to volunteering is taking place. There are a system of values and a social status of a volunteer in the contemporary Russian society.
Among the volunteer legacy of the Games one can identify both positive (aspiration of many volunteers to continue their volunteering, the positive experience of such an activity, an existing organizational structure etc.) and negative aspects (loopholes in legislation, drawbacks of some aspects of the set-up of volunteer activities, "top-down" nature of volunteering initiatives, priority of one side - event volunteering, irregularity of involvement into volunteering activities of different social groups).
The key elements of the volunteer legacy of the Olympic and Paralympic Games 2014 in Sochi are stipulated in the paper.
Ключевые слова: зимние Олимпийские игры Сочи-2014, волонтерское движение.
Введение. Важнейшим позитивным моментом Олимпийских и Паралимпийских игр является их наследие [1, 5]. От продуктивности его использования во многом зависят экономические и социальные эффекты Игр. Под наследием Игр понимаются «устойчивые позитивные изменения в социальной, экономической и экологической сферах, создание или ускоренное развитие которых непосредственным образом связано с процессом подготовки и проведения Игр» [2]. Благодаря подготовке к Играм в Сочи и их непосредственному проведению Россия получила обширное материальное и нематериальное наследие.
Цель исследования - провести теоретический анализ организационных и социальных аспектов волонтерского наследия Олимпийских и Паралимпийских игр в г Сочи.
Результаты исследования и их обсуждение. Основным компонентом нематериального наследия Игр выступает волонтерское наследие: по мнению А. Жукова, одним из главных достоинств проведения Игр в Сочи являются создание строительных стандартов безбарьерной среды и возрождение волонтерского движения [6]. Рассуждая о волонтерском наследии, политический деятель отмечает, что до Олимпийских игр волонтерского движения в России не было в таких масштабах. «Здесь оно образовалось, возродилось и, думаю, будет дальше расширяться» [2].
Ключевыми элементами волонтерского наследия Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г в г Сочи выступают: • сами волонтеры: граждане, которые были отобраны по результатам конкурса и приобрели опыт участия в подготовке и проведении Игр, в т. ч. новые знания и умения, личностные качества, жизненные ценности, готовность к реализации волонтерских проектов. Волонтерское наследие Игр - это не только 25 тысяч олимпийских и па-ралимпийских волонтеров, но и увеличение числа граждан России, вовлеченных в волонтерскую деятельность. В «Отчете о наследии Игр «Сочи-2014» отмечается: «В регионах России с привлечением волонтеров успешно реализовано 2782 проекта, в которых приняли участие свыше 260 тыс. человек. Благодаря реализации волонтерской программы Россия поднялась на 8-е место в мировом рейтинге <ЗДог^мпдЫех 2012» (Всемирный индекс
благотворительности) по количеству жителей, вовлеченных в добровольческую деятельность [4]»;
• организаторы волонтерского движения: благодаря Играм выявились лидеры, готовые организовывать волонтерское движение, которые прошли специальную подготовку и приобрели опыт организации деятельности волонтеров при проведении крупных международных культурных и спортивных мероприятий;
• сеть волонтерских организаций: для отбора, обучения и организации деятельности волонтеров зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. при образовательных учреждениях РФ было создано 26 Центров подготовки волонтеров (ЦПВ). По окончании Игр планируется продолжить деятельность ЦПВ как специализированных учебных центров по подготовке волонтеров и направить ее на массовое развитие добровольческого движения в России [3];
• законодательная база и управленческая структура: в русле подготовки волонтеров для Игр был разработан законопроект «О волонтерстве (добровольчестве)», который широко обсуждался представителями власти, добровольческих и образовательных организаций. С целью более эффективной организации волонтерского движения были внесены изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации. Для отбора, обучения и организации деятельности волонтеров Игр была создана соответствующая управленческая структура;
• информационные ресурсы: с целью отбора волонтеров и организации их деятельности был создан информационный ресурс www.vol.sochi2014.com. Координации деятельности центров подготовки волонтеров способствовал сайт «Волонтерские центры России» http://sochi-volunteers.ru. Собственные сайты (страницы на сайтах базовых образовательных учреждений) были созданы также каждым из 26 центров подготовки волонтеров;
• материальные ресурсы волонтерских центров: оргтехника, мебель, помещения, программное обеспечение, униформа и другие материальные ресурсы волонтерских центров могут быть использованы для дальнейшей организации их деятельности;
• методические ресурсы: Оргкомитетом «Сочи-2014» были разработаны «Методические рекомендации по организации на базе образовательных учреждений РФ центров привлечения волонтеров для организации и проведения XXII Олимпийских зимних и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи в 2014 году». Добровольческими и образовательными учреждениями, учеными-исследователями, организаторами волонтерского движения были подготовлены различные методические издания;
• изменение отношения к волонтерству, социального статуса волонтера и системы ценностных ориентаций граждан России: важной составляющей волонтерского наследия Игр выступает изменение отношения граждан к волонтерству и волонтерам, повышение социального статуса волонтера в российском обществе. Коренным образом изменилось отношение к людям с ограниченными возможностями.
Как и любое наследие, волонтерское наследие Олимпийских и Паралимпийских игр имеет положительные и отрицательные стороны. Положительное наследие описано выше. Особенно следует отметить готовность и желание большинства олимпийских и паралимпийских волонтеров в дальнейшем продолжить участие в волонтерской деятельности.
К отрицательным моментам волонтерского наследия Игр следует отнести:
• опыт организации волонтерства «сверху»: организация деятельности волонтеров в период Игр осуществлялась централизованно со стороны государства и Оргкомите-
та «Сочи-2014». В то же время основная сущность волон-терства - добровольность, волонтерская деятельность по определению не должна носить принудительный характер;
• несовершенство законодательной базы: хотя Игры подтолкнули к внесению определенных изменений в российское законодательство, однако эффективная нормативно-правовая база волонтерства еще не создана;
• недостаточная проработанность отдельных аспектов организации деятельности волонтеров: в частности, отдельные волонтеры столкнулись с неудобным режимом работы, недостаточной информированностью, нерегулярностью питания и другими организационными проблемами;
• приоритет одного направления волонтерской деятельности - событийного волонтерства;
• неравномерность вовлечения в волонтерскую деятельность различных социальных групп населения: в качестве волонтеров к работе на Играх привлеклись в основном студенты; отдельную группу составляли школьники и волонтеры «серебряного возраста».
Заключение. Основной целью использования волонтерского наследия Игр должно стать формирование в РФ эффективного института волонтерства, который во взаимодействии с другими социальными институтами будет способствовать реализации следующих мероприятий:
• идеологических: поддержка в обществе духовно-нравственных ценностей взаимопомощи, добровольного служения, патриотизма, гражданственности, альтруизма и т. д.;
• социальных: содействие решению социальных проблем, которые не решаются или недостаточно эффективно решаются государством;
• политических: развитие в РФ гражданского общества;
• педагогических: использование волонтерства в качестве средства обучения, воспитания, подготовки к профессиональной деятельности, формирования гражданской активности, социальной ответственности, мотивации и опыта безвозмездной деятельности на благо людей и общества;
• экономических: регулирование трудовой занятости населения и рынка труда;
• культурных: приобщение различных слоев населения к культурным ценностям, в т.ч. к ценностям физической культуры и спорта.
«Работать» на достижение перечисленных целей волонтерское наследие Игр будет при соблюдении следующих условий:
• оформление волонтерского движения в самостоятельный социальный институт;
• систематическая и действенная поддержка института волонтерства государством, в том числе финансовая;
• создание эффективной управленческой структуры как «снизу» (например, общественный совет представителей волонтёрских организаций и движений), так и «сверху» (например, соответствующий департамент в Министерстве образования и науки РФ);
• создание эффективной, работающей законодательной и нормативно-правовой базы;
• создание эффективной организационной структуры (сеть волонтерских организаций) и инфраструктуры (ресурсные и информационные центры, центры обучения волонтеров, веб-ресурсы и др.);
• вовлечение в волонтерское движение известных личностей, пользующихся авторитетом у различных слоев населения (известных политиков, спортсменов, актеров, деятелей искусства и т.д.);
• включение волонтерской деятельности в образовательные программы на различных уровнях образования (например, волонтерская практика в школе, волонтерский семестр в вузах, ссузах и др.);
10
№ 1 • 2015 Январь | ^пиагу
• популяризация волонтерства через социальную рекламу, СМИ и другие пропагандистские средства. Сочинский государственный университет, находящийся в эпицентре Игр, на базе которого функционировал Центр подготовки волонтеров «Форвард», получил богатое волонтерское наследие. В ближайшем будущем планируется продуктивно использовать это наследие в ряде новых направлений.
Литература
1. Кузнецова, З.М. Формирование экологического наследия зимних Олимпийских игр /З.М. Кузнецова, А.И. Морозов // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 4.
2. Наследие Игр [Электронный ресурс] // Режим доступа http:// www.sochi20l4.com/heritage-about
3. Павлова О.И. Социальное и материальное наследие как итог проведения крупных международных спортивных игр в Российской Федерации / О.И. Павлова, Г.Н. Голубева, Т.Г. Кириллова // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 4.
4. Президент ОКР: безбарьерная среда и волонтерское движение - главное наследие Игр в Сочи [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.olympic.ru/
5. Олимпийское волонтерство в вопросах и ответах [Электронный ресурс] // Режим доступа http: // www.bashgmu.ru/ olimpijskoe-volonterstvo-v-voprosakh-i-otvetakh
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
6. Отчет о наследии Сочи-2014 [Электронный ресурс] // Режим доступа http: // gtcdn.sochi-2014.com/uplcontent/vusvVz/ legacyITOG.pdf
References
1. Kuznetsova, Z.M. Formation of the ecological legacy of Olympic Winter Games / Z.M. Kuznetsova, A.I. Morozov // Theory and practice of physical culture. - 2014. - № 4.
2. The Games legacy [electronic resource] // http://www. sochi2014.com/heritage-about (In Russian)
3. Pavlova, O.I. Social and material legacy as a result of hosting large-scale international sport games in the Russian Federation / O.I. Pavlova G.H. Golubeva, T.G. Kirillova // Theory and practice of physical culture. - 2014. - № 4.
4. President of ROC: barrier free environment and volunteer movement - main legacy of the Games in Sochi [electronic resource] http://www.olympic.ru/ (In Russian)
5. Olympic volunteering: questions and answers // http://www. bashgmu.ru/olimpijskoe-volonterstvo-v-voprosakh-i-otvetakh (In Russian)
6. Report on the legacy of Sochi 2014 // http://gtcdn.sochi2014. com/uplcontent/vusvVz/legacyITOG.pdf (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 27.10.2014 г.
УДК: 796.012
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОЖНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ МОТОЦИКЛИСТОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ МОТОЦИКЛОМ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ
Аспирант Д.Е. Ивлиев
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Ключевые слова: аварийность на дорогах общего пользования, совершенствование сложных двигательных реакций мотоциклистов, контраварийная подготовка мотоциклистов.
Введение. Сегодня, в условиях достигнутого прогресса в конструировании транспортных средств, успешного развития дорожно-транспортной системы, остается открытым вопрос безопасности группы уязвимых участников дорожного движения (более 26 210 ДТП в год). Высокий уровень травматизма (32 191 ДТТ) и гибели мотоциклистов (2 468 СДТТ) обусловлен их недостаточной подготовленностью, что не позволяет обеспечить необходимый уровень безопасности при управлении мотоциклом.
Результаты ряда исследований [1, 2] показали, что одним из решающих факторов обеспечения безопасности при управлении мотоциклом является скорость выполнения сложных двигательных реакций (СДР)
Совер шенствоваине реакции выбора
Сокращение сенсорной фазы двигательной р еакцнн
Совершенствование реакции на движущийся объект (РДО)
Заблаговременное включение в поле зрения и удержание в нем ДО Увеличение внешних требований к способности воспринимать и оценивать параметры перемещении ДО
Прогнозирование наиболее вероятных действий (перемещения) ДО Удержание в доле зрения ДО с прогнозирующим анализом условий движения
Базовая схема совершенствования СДР мотоциклистов
водителем в критических и субкритических дорожных ситуациях. Из этого следует, что совершенствование существующих программ подготовки мотоциклистов - важнейшая составляющая целенаправленного развития дорожно-транспортной системы. При этом необходимо отметить, что на сегодняшний день в российских мотоциклетных школах и центрах контраварийной подготовки отсутствуют программы, направленные на совершенствование сложных двигательных реакций водителей мотоциклетного транспорта. Острая проблема - также недостаточная изученность физиологических и психических реакций организма на экстремальную деятельность в области дорожного движения, поэтому при разработке системы совершенствования СДР мотоциклистов, необходим комплексный подход, охватывающий широкий спектр вопросов, связанных с изучением психофизиологических особенностей организма.
Цель исследования - научно обосновать многокомпонентную систему подготовки, направленную на совершенствование сложных двигательных реакций мотоциклистов.
Система подготовки мотоциклистов направленная на совершенствование СДР, должна иметь многокомпонентную структуру (см. схему), соответствуя при этом современным условиям дорожного движения.
Наиболее важной и ключевой частью подготовки, направленной на совершенствование СДР, является автодромная подготовка, позволяющая сформировать навыки рациональной техники скоростных управляющих действий в критических и экстремальных условиях дорожного движения и включающая в себя ряд упражнений имитационного типа. Тренажерная подготовка при совершенствовании СДР - также необходимый блок занятий, позволяющий приобрести базовые навыки наиболее эффективных действий при управлении мотоциклом в критических и субкритических ситуациях. Нельзя исключать и теоретические занятия, которые позволят сформировать основу для прогнозирования возможных критических ситуаций при управлении мотоциклом.
Вывод. Многокомпонентная система подготовки мотоциклистов, направленная на совершенствование словных двигательных реакций, может позволить снизить риск возникновения аварийных ситуаций, повысив уровень безопасности при управлении мотоциклом. Литература
1. Доклад о состоянии дорожного движения в мире. - Женева, Всемирная организация здравоохранения, 2013. - 305 с.
2. Методы снижения аварийности на автомобильных дорогах, меры по профилактике ДТП и снижению тяжести их последствий: тез. докл. на специализированном семинаре,[24.05.2007]. - Тверь: ТГТУ, 2007. - 48 с.
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 12.11.2014 г.