Научная статья на тему 'Развитие социальной активности молодежи в процессе волонтерской деятельности'

Развитие социальной активности молодежи в процессе волонтерской деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2372
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ВОЛОНТЕРЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ПАРАОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / СОЧИ 2014 / ВОЛОНТЕРСКИЙ ЦЕНТР / VOLUNTEER / PERSONAL QUALITIES / SOCIAL ACTIVITY / OLYMPIC GAMES / PARALYMPIC GAMES / SOCHI 2014 / VOLUNTEER CENTER / VOLUNTEERING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Костюченко М. О.

В данной статье говорится об особенностях развития социальной активности молодежи в процессе волонтерской деятельности. В статье раскрывается понятие "волонтер", перечислены мотивы волонтерской деятельности, приведены точки зрения различных ученых на проблему определения "социальной активности", а также рассмотрен опыт волонтерской деятельности на Олимпийских и Параолимпийских играх в Сочи 2014 с позиции развития социальной активности волонтеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY OF YOUNG PEOPLE THROUGH VOLUNTEERING

This paper describes different aspects of developing social activity of young people through volunteering. In the article term "volunteer" is described, benefits of volunteering are enumerated, points of view of different scientists on the problem of social activity are compared, volunteering at Olympic and Paralympic games in Sochi 2014 in terms of developing social activity of volunteers is described

Текст научной работы на тему «Развитие социальной активности молодежи в процессе волонтерской деятельности»

УДК 159.9

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М.О. Костюченко

В данной статье говорится об особенностях развития социальной активности молодежи в процессе волонтерской деятельности. В статье раскрывается понятие "волонтер", перечислены мотивы волонтерской деятельности, приведены точки зрения различных ученых на проблему определения "социальной активности", а также рассмотрен опыт волонтерской деятельности на Олимпийских и Параолимпийских играх в Сочи 2014 с позиции развития социальной активности волонтеров

Ключевые слова: волонтерское движение, волонтеры, личностные качества, социальная активность, Олимпийские игры, Параолимпийские игры, Сочи 2014, Волонтерский центр

На современном этапе в России активно развивается волонтерское движение.

Совершенствуются прежние волонтерские организации, появляются новые, которые привлекают к волонтерской деятельности все большее количество людей, оказывающих помощь и поддержку многочисленным нуждающихся.

Волонтеры - это люди, добровольно осуществляющие социально-значимую деятельность посредством личного вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно. Они делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями, оказывая помощь другим людям или окружающей среде.

Слово волонтер произошло от французского «volontaire», которое в свою очередь произошло от латинского «voluntarius», в дословном переводе означающее «доброволец, желающий».

В словаре С.И. Ожегова волонтерство трактуется как «добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях» [2].

Развитие волонтерского движения

представляется нам крайне актуальным процессом, и своей популярностью обязано целому ряду факторов. К причинам динамичного развития волонтерства можно отнести следующие:

• огромное количество людей, нуждающихся в помощи и поддержке, которые им могут оказать волонтеры;

• широкое освещение волонтерской деятельности по всему миру, а также в России;

• продвижение волонтерских ценностей в средствах массовой информации;

• привлекательность работы волонтером.

Ни у кого не возникнет сомнений относительно той пользы, которую приносят волонтеры своей деятельностью для сохранения окружающей среды, исторического наследия, общества в целом и конкретных людей в частности.

Костюченко Максим Олегович - ВГТУ, аспирант, e-mail: [email protected]

Однако, далеко не все задумывались о том, какую пользу волонтерство может приносить самим волонтерам.

Во-первых, волонтеры получают уникальный опыт и знания, овладевают полезными навыками, что в дальнейшем может напрямую или косвенно оказать влияние на выбор профессии, трудоустройство, более успешную и продуктивную работу на прежнем рабочем месте.

Во-вторых, вовлеченность в работу волонтером подразумевает установление личных контактов с теми, на кого направлена помощь, с теми, кто оказывает помощь, а также с теми, кто является организатором оказания помощи. В данном случае, человек не только удовлетворяет свою социальную потребность в общении, но также способствует своему карьерному росту. Более того, данный вид деятельности развивает коммуникативные навыки, высокий уровень которых обуславливает успешность в работе и жизни.

В-третьих, для некоторых волонтеров этот вид социальной деятельности помогает в самореализации себя как личности. Выполняя социально-значимую функцию, человек ощущает свою полезность обществу. Данная причина часто является особенно важной для волонтеров «серебряного» возраста.

В-четвертых, волонтерство оказывает положительное влияние на здоровье волонтеров. Так, согласно данным исследователей из США, люди, уделяющие значительное время волонтерской работе, в отличие от тех, кто не принимает участие в волонтерских акциях, живут дольше, обладают более высоким уровнем двигательных способностей, а так же реже подвержены депрессии и стрессам [3].

В-пятых, волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождения в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость. Таким образом, волонтеры обогащаются нравственно и культурно.

В-шестых, активная волонтерская

деятельность способствует росту личностных качеств волонтеров. К их числу относится и социальная активность.

На современном этапе именно социальная активность представляется нам одним из наиболее важных личностных качеств. Развитие социальной активности - это очевидное требование современной жизни, которая характеризуется высокой интенсивностью и активностью общественных процессов. Личность в широком смысле «выступает как сила, выполняющая активную роль в преобразовании внешнего мира» [1].

На сегодняшний день в современной научной литературе существует некоторая неоднозначность в определении понятия социальная активность. Наличие различных трактовок может быть объяснено сложностью самого объекта исследования, а именно, разнообразием его форм и вариантов. Некоторые исследователи

рассматривают ее как «степень проявления его сил, возможностей и способностей как члена коллектива, члена общества» (А. С. Капто), другие делают акцент на сознание личности (Е.В. Бондаревская), социальную активность также приравнивают к «мере социальной деятельности», детерминируемой социальной средой (В. А. Смирнов) или определяют как «стремление, готовность и умение личности действовать на пользу общества» (А. В. Зосимовский).

С нашей точки зрения, наиболее точное определение социальной активности дал А.Н. Ломов: это «отражение такой степени сознания личности, выражением которого является конкретная, общественно значимая творческая деятельность с адекватными ей социально значимыми мотивами, постепенно формируемыми под влиянием окружающей среды, организованного

педагогического воздействия и собственной работы личности над собой» [1].

Таким образом, социальная активность реализуется в виде социально-полезных (общественных) действий, осуществляемых под влиянием личных мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности.

Социальная активность реализуется как своеобразный комплекс социальных проявлений личности, направленных на благо общества, степень выраженности которых зависит от достигнутого социального опыта, наличия ценностных ориентаций и от общего уровня культурного развития личности.

Волонтерство, являясь социальным движением, оказывает прямое воздействие на развитие социальной активности его участников. Это обуславливается целым рядом принципов волонтерского движения.

• добровольный характер деятельности;

• выполнение социально-значимой работы;

• возможность выбора средств для достижения поставленных задач;

• равная значимость личных и общественных интересов;

• необходимость выполнения поставленных задач и самостоятельное решение возникающих трудностей;

• новизна, нестандантизированность выполняемых действий;

• большой объем межличностного взаимодействия;

• необходимость применения профессиональных навыков.

В качестве примера проанализируем деятельность волонтеров на Олимпийских и Паралимпийских Играх в Сочи в 2014 году.

Свыше 180 000 волонтеров от Архангельска до Владивостока выразили свое желание отправиться в Сочи. Однако были отобраны лишь 25 000 из всех, кто подал заявку. Отбор проводился по различным критериям, среди которых: личностные качества кандидата; его профессиональные навыки; знание русского, английского и других языков; желание разделять олимпийские ценности и идеалы, а также умение работать в большой команде [4].

Обучение проводилось в 26 волонтерских центрах, выбранных на конкурсной основе и созданных на базе конкретных образовательных учреждениях центры, в чью задачу входило привлечение, отбор и подготовка волонтеров Игр. Центры функционировали по всей стране (Москва, Уфа, Владивосток, Волгоград, Казань, Краснодар, Томск, Новороссийск, Томск, Пятигорск, Санкт-Петербург, Архангельск, Сочи, Тверь, Ханты-Мансийск, Новочеркасск). География участников обучения была представлена еще более широко. Разработанная специальная программа, позволила под руководством опытных тренеров развить олимпийские навыки и приобрести знания, необходимые для эффективной работы на Играх [4].

Если сравнивать количество задействованных Волонтеров на Олимпийских и Паралимпийских Играх в Сочи с другими Зимними Олимпийскими Играми, то оно соответствует общепринятой практике. На графике показана динамика привлечения волонтеров на Олимпийские Игры.

На Олимпийских Играх в Турине 2006 года работали 20 000 волонтеров, в Ванкувере в 2010 году - 29 500. Абсолютным рекордсменом являются Летние Олимпийские Игры в Пекине в 2008 году, где крупнейшее мировое событие обслуживало 500 000 волонтеров [4].

Все волонтеры, задействованные на Олимпийских и Паралимпийских Играх, выполняли 11 групп функций (транспорт; медицина; допинг-контроль; технологии; церемонии; обслуживание делегаций и команд, протокол, лингвистические услуги; коммуникации и пресса; административная деятельность и аккредитация; сервис; паралимпийская специфика; обслуживание мероприятий и работа со зрителями).

Несмотря на то, что каждая функция предполагает свою специфику работы, все они, в той или иной степени, способствуют развитию социальной активности волонтеров.

Поскольку социальная активность выражается в виде социально-полезных (общественных) действий, проанализируем их при выполнении волонтерами одной из функций. К примеру, волонтеры функции «обслуживание делегаций и команд» выполняли следующие действия: встреча и проводы национальных олимпийских / паралимпийских делегаций, сопровождение атлетов / родственников атлетов / факелоносцев /тренеров / глав делегаций / других членов НОК и НПК, развертывание и сворачивание офиса поддержки команды, лингвистические услуги, услуги водителя, а также гида, болельщика и просто собеседника. Кроме непосредственно своих функций, все волонтеры создавали неповторимую атмосферу праздника спорта и единения всех людей,

Воронежский государственный технический университет

приехавших из разных стран. Поэтому, во многом, имидж Игр и страны поддерживался за счет усилий волонтеров, непосредственно работавших с участниками и гостями Игр.

Таким образом, как показывает практика, волонтерская деятельность оказывает

положительное влияние на того, кому оказывается помощь и поддержка, а также на того, кто ее оказывает. В целом, волонтерство способствует решению проблемы развития социальной активности молодого человека, готового к творческой жизнедеятельности и пониманию сущности социальных перемен.

Литература

1. Ломов А.Н. Формирование социальной активности студентов. Учебное пособие. - Чечено-Ингушский гос. ун-т им Л.Н. Толстого, кафедра педагогики и психологии. - Грозный, 1982. - 114 с.

2. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. -

C. 94.

3. Brown, S., Nesse, R. M., Vonokur, A. D., & Smith,

D. M. (2003). "Providing Social Support May Be More Beneficial than Receiving It: Results from a Prospective Study of Mortality." Psychological Science, 14(4): 320-327.

4. http://vol.sochi2014.com/

DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY OF YOUNG PEOPLE THROUGH

VOLUNTEERING

M.O. Kostiuchenko

This paper describes different aspects of developing social activity of young people through volunteering. In the article term "volunteer" is described, benefits of volunteering are enumerated, points of view of different scientists on the problem of social activity are compared, volunteering at Olympic and Paralympic games in Sochi 2014 in terms of developing social activity of volunteers is described

Key words: volunteering, volunteer, personal qualities, social activity, Olympic Games, Paralympic games, Sochi 2014, volunteer center

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.