Научная статья на тему 'ВОЛОНТЕРСКАЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ВЫБОРЕ'

ВОЛОНТЕРСКАЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ВЫБОРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ВОЛОНТЕРСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ИНИЦИАТИВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Евгения Евгеньевна

В статье на основе системного анализа феномена «волонтерство» как деятельности, направленной на решение социально-культурных проблем на безвозмездной основе посредством социальных инициатив рассмотрены актуальность, сущностные характеристики и особенности реализации в условиях образовательного учреждения волонтерской культурно-просветительской деятельности по оказанию помощи в самостоятельном выборе на различных уровнях осуществления (волонтерское движение, волонтерское объединение, волонтерская инициатива), представлен опыт педагогов школы № 643 Московского района Санкт-Петербурга по включению учащихся в российское движение «Волонтеры культуры», организации деятельности волонтерского отряда «Со-действие» с учреждениями культуры Санкт-Петербурга, тьюторского сопровождения волонтерских инициатив учащихся в проектировании пространства выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Евгения Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEER CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES TO ASSIST IN INDEPENDENT CHOICE

In the article on the basis of the systematic analysis of the phenomenon of «volunteering» as an activity aimed at solving socio-cultural problems on a free-of-charge basis by means of social initiatives, the study of the relevance, essential characteristics and features of voluntary cultural and educational activities in the educational setting in order to facilitate independent choice at various levels of implementation (volunteer movement, volunteer association, volunteer initiative) the experience of teachers of the school 643 of the Moskovsky district of St. Petersburg in including students in the Russian movement «Volunteers of Culture», the organization of activities of the volunteer squad «Co-action» with the cultural institutions of Saint Petersburg, the experience of tutor support of volunteer initiatives of students in the design of the space of choice.

Текст научной работы на тему «ВОЛОНТЕРСКАЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ВЫБОРЕ»

Педагогика

УДК 37.013

аспирант Иванова Евгения Евгеньевна

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург), учитель, тьютор, методист

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 643 Московского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)

ВОЛОНТЕРСКАЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ В

САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ВЫБОРЕ

Аннотация. В статье на основе системного анализа феномена «волонтерство» как деятельности, направленной на решение социально-культурных проблем на безвозмездной основе посредством социальных инициатив рассмотрены актуальность, сущностные характеристики и особенности реализации в условиях образовательного учреждения волонтерской культурно-просветительской деятельности по оказанию помощи в самостоятельном выборе на различных уровнях осуществления (волонтерское движение, волонтерское объединение, волонтерская инициатива), представлен опыт педагогов школы № 643 Московского района Санкт-Петербурга по включению учащихся в российское движение «Волонтеры культуры», организации деятельности волонтерского отряда «Со-действие» с учреждениями культуры Санкт-Петербурга, тьюторского сопровождения волонтерских инициатив учащихся в проектировании пространства выбора.

Ключевые слова: волонтерство; культурно-просветительская деятельность; самостоятельный выбор в пространстве культуры; волонтерское движение; волонтерское объединение; волонтерская инициатива.

Annotation. In the article on the basis of the systematic analysis of the phenomenon of «volunteering» as an activity aimed at solving socio-cultural problems on a free-of-charge basis by means of social initiatives, the study of the relevance, essential characteristics and features of voluntary cultural and educational activities in the educational setting in order to facilitate independent choice at various levels of implementation (volunteer movement, volunteer association, volunteer initiative) the experience of teachers of the school 643 of the Moskovsky district of St. Petersburg in including students in the Russian movement «Volunteers of Culture», the organization of activities of the volunteer squad «Co-action» with the cultural institutions of Saint Petersburg, the experience of tutor support of volunteer initiatives of students in the design of the space of choice.

Key words: volunteering; cultural and educational activity; independent choice in the space of culture; volunteer movement; volunteer association; volunteer initiative.

Введение. В новой редакции ФГОС (2022) отмечается необходимость формирования и развития «готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению на основе внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом», определяющей их нравственный, личностный, поведенческий выбор в различных жизненных ситуациях [91. В педагогической науке готовность к нравственному выбору рассматривается как основа нравственного сознания и поведения школьников (О.С. Богданова, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, Д.М. Гришин, В.Е. Турин, A.B. Зосимовский, И.С. Марьенко, Л.И. Рувинский, И.Ф. Харламов). Е.Н. Гончарова отмечает, что организация нравственной практики школьников, как сферы их реальных поступков и действий, выводит учащихся на самостоятельное осуществление нравственного выбора [2]. Источником возникновения ситуаций нравственного выбора выступает некое противоречие, имеющее личностную значимость. Решение ситуации выбора определяется стремлением человека к наиболее полной реализации в своем поведении нравственных образцов, идеалов человечества, удовлетворение потребности в самоопределении и самореализации.

Проблемы рассмотрения волонтерской деятельности как особого вида нравственной практики нашли отражение в отечественной педагогике (В.В. Борова, Г.В. Куприянова, М.Д. Мартынова, О.Ф. Петрова, И.Н. Руклинская, Н.Ю. Слабжанин, Е.В. Сопова и др.). Работы П.Д. Павленка и Е.И. Холостовой определяют сущность волонтерства как добровольной деятельности, ведущейся в соответствии с потребностью совести. Педагогическая эффективность волонтерской (добровольческой) деятельности доказана такими учеными, как Г.П. Бодренкова, JI.B. Болотова, Л.К. Иванова, В.В. Митрофаненко, Н.С. Морова, Н.В. Падеро, А.А. Сафина. Певная М.В. рассматривает в монографии «Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики», волонтерство с точки зрения социологических наук. Автор рассматривает внутреннюю структуру волонтерства и выделяет ее основные элементы, такие как субъект, объект, деятельность и цель. В роли «субъекта деятельности может выступать как конкретный индивид - волонтер, работающий в НКО, социальной службе, либо оказывающий по собственному желанию без участия в каких-либо социальных организациях определенные услуги или помощь нуждающимся, так и группа волонтеров» [7, С. 50].

Изложение основного материала статьи. На основе анализа различных теоретических подходов мы выделили следующее интегративное определение волонтерской деятельности, включающее в себя весь спектр ее сущностных характеристик: волонтерская деятельность - добровольное выполнение общественно-полезных работ различными субъектами (волонтерское движение, волонтерское объединение; отдельный человек) и направленных на решение различных социально-культурных проблем, а так же оказание помощи нуждающимся в ней конкретным людям без получения денежного или материального вознаграждения в основе которого содержится проявление альтруизма и помогающее поведение. На основе данного определения рассмотрим и выделим особый вид: волонтерская культурно-просветительская деятельность по оказанию помощи в самостоятельном выборе, осуществляемая на различных уровнях: волонтерское движение, волонтерское объединение, волонтерская инициатива.

В статье Горловой Н.И. и Старовойтовой Л.И., так, например, «Особенности волонтерской деятельности в учреждениях культуры (библиотеки): международный опыт и локальные практики в современной истории», авторы рассматривают волонтерскую помощь библиотекам в США, Англии, Германии и др. стран в двух аспектах: как с целью сохранения культурного наследия, повышения ответственности за сохранность популяризацию библиотечного фонда, так и с целью повышения квалификации и развития самих волонтеров [4, С. 162]. В этой практике проанализирован большой спектр видов добровольческой деятельности от развлечения до обучения людей разного возраста - это и дети в игровых, досуговых комнатах, пожилые люди, которым нужна помощь в освоении компьютерных технологий, а также развитие дистанционных библиотечных услуг.

В другой статье этими же авторами представлен опыт международных добровольческих практик и создания студенческих волонтерских лагерей для реставрации памятников архитектуры, природных памятников в Европе и США. Какая же мотивация волонтеров для участия в проектах восстановления памятников старины? Как показало исследование, освещенное в научной статье, большая часть добровольцев ответили следующим образом: «познакомиться с новыми

друзьями», «принять участие в важном проекте реставрации наследия», «приобрести новые умения», «увидеть и узнать регион, страну» и «усовершенствовать иностранный язык». Два последних пункта выбирали в большей степени международные волонтеры, а опрос проводился в волонтерских лагерях Франции. В статье также проанализирован перечень неправительственных организаций, профессиональных ассоциаций, профсоюзов и других гражданских организаций, в том числе многочисленные транснациональные платформы и сети добровольческих некоммерческих организаций чьи проекты являются инициаторами для развития волонтерского движения многих зарубежных стран [3, С. 23].

В учебнике «Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО» (авторы глав: И.В. Мерсиянова, Н.И. Горлова, А.С. Туманова, В.А. Иванов, А.В. Ивоева, А.П. Метелев, Д.И. Милославская, С.И. Прохорова, А.В. Сазонова, О.В. Шумбурова, М.В. Певная, Ю.С. Белановский, А.В. Губина, А.Ю. Телицына, В.Б. Беневоленский, Н.В. Иванова, Т.В. Честина, А.В. Константинов, Е.В. Темичева) представлен анализ социально-культурных волонтерских практик России, в его разделах подробно рассматриваются понятия «гражданское общество» и «волонтерство», для осмысления добровольчества как движения внутри гражданского общества нашей страны, подобно мировому опыту. Одна из глав подробно рассматривает волонтерство в области культуры. Авторы употребляют наиболее известные термины этого направления: «волонтеры сферы культуры и искусства», «культурные волонтеры», «арт-волонтеры», «культурно-просветительское волонтерство» и т.д. Также достаточно подробно расписаны примеры проектов в учреждениях культуры (музеях, библиотеках, театрах и т.п.), участие в тематических событиях, фестивалях, форумах, а также в мероприятиях по сохранению культурного наследия в рамках движения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры которые поддерживаются или самими учреждениями культуры, или центрами волонтеров при администрациях разных уровней.

По всем направлениям волонтерства в учебнике даны нормативные правовые акты, законы, распоряжения и другая документация регулирующая действия волонтеров и учреждений культуры привлекающих добровольцев [6, С. 296-308]. Из данного учебника мы видим полный спектр волонтерского движения, поддерживаемого государством на нынешнем этапе.

Отдельное направление волонтерского движения появилось в результате невозможности участия в добровольческих событиях из-за пандемии СОУГО - 19, а именно медиа-волонтерство. Некоторые аспекты онлайн-сообщества волонтеров освещено Н.И. Горловой. Так на примере «привлечения добровольных помощников к участию в проектах музеев и библиотек в условиях распространения коронавирусной инфекции СОУГО - 19 и постпандемический период» автор раскрывает проблемы учреждений культуры при отсутствии опыта реализации онлайн программ для добровольцев [5, С. 123]. Исследование зарубежного опыта подобных программ Великобритании, США показал потенциал работы для онлайн добровольцев в библиотеках, музеях и других учреждениях культуры.

Волонтерская культурно-просветительская деятельность на уровне волонтерского движения осуществляется в России в рамках программы «Волонтеры культуры» с 2019 года и направлена на обеспечение поддержки добровольческих движений в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации, включая деятельность по сохранению исторического облика малых городов. Васильковская М.И., Пономарёв В.Д. отмечают значимость организации волонтерского движения в сфере культуры как социального института самостоятельного общественного образования, которое имеет свою логику развития, систему ценностей, норм, идеалов, а также образцов поведения людей в общественно-полезной деятельности и социально-культурном творчестве [1]. Следует отметить, проводимое в рамках движения «Волонтеры культуры» моделирование общественных культурных пространств для популяризации культурных ценностей («Ночь в музее», «Ночь в театре», «Библионочь» и т. д.; городские акции «Читай! Меняйся!», «Медиа-субботник», «Ночь экскурсий» и др.). Социально-культурное творчество участников волонтерского движения порождает культурное многообразие пространства способствует самостоятельному выбору. Регулярное участие в различных волонтерских акциях формирует определенную группу наиболее активных участников на основе которой возникает волонтерское объединение, которое становится субъектом волонтерской деятельности.

Во всех направлениях добровольческой помощи принимают участие волонтеры школы № 643 Московского района Санкт-Петербурга: в акциях, программах, конкурсах официального волонтерского движения «Волонтеры культуры»; также организуется совместная деятельность волонтеров отряда «Со-действие» с учреждениями культуры Санкт-Петербурга (библиотекой «Орбита», музеями города, театром «Зазеркалье» и т.д.); но самое главное поддерживается индивидуальная волонтерская инициатива, которая сопровождается тьютором. Так выбор самостоятельного добровольческого действия отдельного человека проходит как создание индивидуального образовательного маршрута в «Пространстве выбора» и в конкретной социально-культурной ситуации.

Обращаясь к опыту школы № 643 Московского района, где процесс организации волонтерской деятельности обучающихся различной направленности и практики тьюторского сопровождения самостоятельного выбора учащихся, послужили основой для разработки инструментария по оказанию помощи людям в решении ситуаций жизненного выбора, осуществляемого посредством создания творческого информационного продукта, который мы назвали: «Волонтерский навигатор». Он содержит варианты для выбора, советы, рекомендаций по осуществлению выбора и является эффективным средством развития образовательной мотивации обучающихся, но фактически не имеет аналогов на практике. Это позволяет выделить культурно-ориентационное волонтерство в особый вид культурно-просветительского, направленного на выбор индивидуального образовательного маршрута в социально-культурном пространстве.

Авторские разработки педагогов ГБОУ школы № 643 Московского района Санкт-Петербурга помогли созданию условий для формирования социальных компетенций, гражданских установок и активной жизненной позиции у обучающихся через включение их в волонтерскую (добровольческую) деятельность в открытом социокультурном пространстве Санкт-Петербурга, что является и сегодня актуальной темой культурологического воспитания школьника. Особо следует отметить разработанную и успешно апробированную методику тьюторского сопровождения образовательного путешествия волонтера, в рамках которой волонтерская деятельность тьюторантов-волонтеров, направленная на оказание помощи окружающим, способствует их неформальному образованию. Несколько слов о применении педагогической технологии «Образовательное путешествие» с особенностями волонтерской деятельности.

Мы рассматриваем «Образовательное путешествие волонтера» как технологию в которой соединены:

- педагогическая технология, помогающая школьнику получать формальное, неформальное и информальное образование;

- тьюторская технология, помогающая ученику-тьюторанту продвижению по индивидуальной образовательной траектории;

- волонтерские практики формирующие социально-культурные и гражданской активности, а также средства воспитания, которые способствуют саморазвитию и самообразованию старшеклассников.

Выбор индивидуального маршрута волонтера или создание индивидуального «Образовательного путешествия волонтера» позволяет добровольцу, при наличии мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности,

подготовиться к самостоятельному и личностному саморазвитию, научиться планировать и осуществлять учебную деятельность по индивидуальной образовательной траектории при организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками, сверстниками, с работниками культуры и др., а также накопить умения и опыт, который впоследствии использовать в учебной, познавательной деятельности. Сегодня нашими партнерами по волонтерским практикам являются музеи, театры, библиотеки и ВУЗы, но мы постоянно ищем партнеров для расширения образовательной среды. Время пандемийной изоляции дало возможность для развития добрых дел внутри школьного коллектива. Так учащиеся при выполнении индивидуального итогового проекта обратились к тьютору за помощью создания итогового проекта полезного для других школьников. Например, был создан проект «Музыка влияет на здоровье человека». Ученица 9 класса исследовала влияние разных музыкальных композиций на тот или иной орган человека. Далее подобрала список музыкальных произведений в качестве музыкальной терапии. Вся информация выложена на отдельной странице ВК, что актуально для школьников после СОУГЭ-19.

Выводы. Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующий выводы:

1. Волонтерская культурно-просветительская деятельность есть совокупность добровольных безвозмездных действий в сфере культуры (подготовка и проведение экскурсий, лекториев, культурно-просветительских мероприятий), направленных на помощь в самостоятельном нравственном выборе в пространстве культурного наследия, классических и современных произведениях искусства и литературы, осуществляемая на уровне волонтерского движения, волонтерского объединения, волонтерской инициативы.

2. Становление учащихся участниками различных волонтерских акций, осуществляемых в рамках всероссийского движения «Волонтеры культуры» способствуют развитию навыков самостоятельного выбора объекта заботы и внимания, пространства самореализации.

3. Деятельность детско-юношеского волонтерского объединения, осуществляющего в процессе взаимодействия с различными учреждениями культуры (библиотеки, музеи, театры) различные культурные акции (выставки, концерты, экскурсии, флешмобы), способствует развитию навыков социально-культурного творчества и самостоятельному выбору в пространстве культуры.

4. Тьюторское сопровождение индивидуальной волонтерской культурно-просветительской деятельности (волонтерской инициативы) по проектированию вариантов решения конкретной социально-культурной ситуации (выбор профессии, книги для чтения, театрального спектакля или музея для посещения) способствует созданию условий для самостоятельного выбора в конкретной жизненной ситуации.

Литература:

1. Васильковская, М.И. Социально-культурное творчество участников молодёжных объединений в формировании института волонтерства: монография / М.И. Васильковская, В.Д. Пономарёв // Министерство культуры Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры». - Кемерово: КемГИК, 2017. - 191 с.

2. Гончарова, Е.Н. Формирование опыта нравственного поведения школьников: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Гончарова Елена Николаевна; [Место защиты: Поволж. гос. соц.-гуманитар. акад.]. -Самара, 2011. - 26 с.

3. Горлова, Н.И. История создания и реализации волонтерских проектов по сохранению культурно-исторического наследия за рубежом / Н.И. Горлова, Л.И. Старовойтова // Наследие веков. - 2020. - № 1. - С. 13-25

4. Горлова, Н.И. Особенности волонтерской деятельности в учреждениях культуры (библиотеки): международный опыт и локальные практики в современной истории / Н.И. Горлова, Л.И. Старовойтова // Современная научная мысль. -2019. - № 6. - С. 162-167

5. Горлова, Н.И. Формирование онлайн-сообщества волонтеров учреждений культуры в период пандемии СОУГЭ -19: зарубежный опыт / Н.И. Горлова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ) - 2020. - № 6 (98) - С. 122-128. - https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-onlayn-soobschestva-volontyorov-uchrezhdeniy-kultury-v-period-pandemii-covid-19-zarubezhnyy-opyt/pdf

6. Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО: учебник / А.П. Метелев, Ю.С. Белановский, Н.И. Горлова и др.; отв. ред. И.В. Мерсиянова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 456 с. https://grans.hse.ru/mirror/pubs/share/559818327.pdf

7. Певная, М.В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики: [монография] / М.В. Певная; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2016 - 434 с.

8. Платонова, М.Л. Содержание понятия «культурное самоопределение учащихся» / М.Л. Платонова // Телескоп: Научный альманах. - Вып. 4. - Самара: НТЦ, 2003.

9. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 1/22 от 18.03.2022 г.

10. Ромм, Т.А. Воспитание. Волонтерство. Молодежь: монография / Т.А. Ромм, Е.В. Богданова. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, Изд-во НГТУ, 2015. - С. 113-156.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Казанцева Юлия Викторовна

Рубцовский индустриальный институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Рубцовск); кандидат философских наук, доцент Красильникова Марина Борисовна

Рубцовский индустриальный институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Рубцовск)

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Сфера образования рассмотрена как элемент социокультурной системы, включенный в широкий контекст процессов глобализации. На основе ряда теорий глобализации определены принципы построения современного образования, изменение его структуры и целевых установок в условиях «массовизации». Обозначены проблемы социокультурного порядка, возникшие в условиях глобализации и проецирующиеся в сферу образования.

Ключевые слова: система образования, глобализация, кризис образования, массовое образование, социокультурная система, культурная унификация, культурная идентификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.