ЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ВОЛОНТЕРСКИХ КАМПУСОВ ПО СОХРАНЕНИЮ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
НА БАЗЕ РОССИЙСКИХ МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ
УДК 069.01 : 341.232.7 : 008
http://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-6104-96-105
Н. И. Гор л о в а
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская
Федерация
e-mail: [email protected]
А. Г. Д е ми до в
Центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры,
Москва, Российская Федерация
e-mail: [email protected]
Аннотация: В статье представлены результаты констатирующего этапа исследования,
инициированного Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры в
2020 г.
с целью определения уровня развития волонтерского сообщества на базе
российских музеев-
заповедников и степени готовности культурных институций к организации и
проведению на своей
территории международных волонтерских кампусов (лагерей). Исследование
актуализирует
проблему отсутствия системности и структурированности в деятельности
музеев-заповедников
в работе с добровольческими ресурсами.
Ключевые слова: волонтерство, объекты культурного наследия, сохранение и защита
объектов
культурного наследия, международные волонтерские кампусы, музеи-заповедники.
Для цитирования: Горлова Н.И., Демидов А.Г. Перспективы организации
международных
волонтерских кампусов по сохранению культурного наследия на базе российских
музеев-
заповедников // Вестник Московского государственного университета культуры и
искусств. 2021.
№ 6. С. 96-105. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-6104-96-105
ГОРЛОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА – кандидат исторических наук, доцент, Российский
экономический
университет им. Г.В. Плеханова
GORLOVA NATALYA IVANOVNA – PHD in history, associate professor, Plekhanov
Russian University
of Economics
ДЕМИДОВ АРТЕМ ГЕННАДЬЕВИЧ – председатель Центрального совета Всероссийского
общества
охраны памятников истории и культуры
DEMIDOV ARTEM GENNADIEVICH – chairman of the Central Council All-Russian
Society for the Protection
of Monuments history and culture
© Горлова Н. И., Демидов А. Г., 2021
PROSPECTS FOR THE ORGANIZATION OF INTERNATIONAL
VOLUNTEER CAMPUSES FOR THE PRESERVATION OF CULTURAL
HERITAGE ON THE BASIS OF RUSSIAN MUSEUM-RESERVES
N a ta lya I. G o rl o va
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation
e-mail: [email protected]
A r t e m G. D emid o v
Central Council All-Russian Society for the Protection of Monuments history and
culture Moscow, Russian Federation
e-mail: [email protected]
Abstract: The article presents the results of the ascertaining stage of the
study initiated by the All-Russian
Society for the Protection of Historical and Cultural Monuments in 2020 in
order to determine the level
of development of the volunteer community on the basis of Russian
museum-reserves and the degree of
readiness of cultural institutions to organize and conduct international
volunteer campuses (camps) on
their territory. The study actualizes the problem of the lack of consistency
and structure in the activities of
museum-reserves in the work with volunteer resources.
Keywords: volunteering, cultural heritage sites, preservation and protection of
cultural heritage sites,
international volunteer campuses, museum reserves.
For citation: Gorlova N.I., Demidov A.G. Prospects for the organization of
international volunteer
campuses for the preservation of cultural heritage on the basis of Russian
museum-reserves. The Bulletin
of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 6
(104), pp. 96-105. (In Russ.).
http://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-6104-96-105
Музей-заповедник выступает базовым куль-
турным учреждением, обеспечивающим со-
хранность и изучение историко-культурных
ценностей [5; 6; 8]. В настоящее время куль-
турные институции все чаще обращаются
к стратегическому добровольческому ресурсу,
приглашая волонтерский актив к проведению
многочисленных событийных мероприятий
и акций на собственных площадках, уборке
прилегающих территории, исследовательской
и рекламной деятельности, археологическим
работам.
Одним из важных направлений сотрудни-
чества музеев-заповедников с добровольными
помощниками, предусматривающих их уча-
стие в реализации значимого социокультур-
ного проекта на краткосрочной основе, может
быть и организация международных волон-
терских кампусов. Необходимо отметить, что
проведение подобных лагерей является тради-
ционной исторически сложившейся практи-
кой многих зарубежных организаций в сфере
сохранения материальных объектов истори-
ко-культурного наследия (Union REMPART,
la Federation Archeologique et Historique du
Gard, National Trust и др.).
Возросший интерес исследователей к во-
просам формирования международных волон-
терских кампусов отразился и на количестве
публикаций за последние годы [1; 7]. Многие
из работ стали результатом социального заказа
общественных организаций и объединений,
которым близка тема охраны культурного на-
следия: Общественного движения «Волонтеры
культуры», Всероссийского общества охраны
памятников истории и культуры (ВООПИиК)
[2; 3; 4]. Тем не менее материалов, затрагива-
ющих данную проблематику, по-прежнему
недостаточно.
В 2020 году ВООПИиК инициирова-
ло проведение масштабного исследования,
нацеленного на выявление приоритетных
направлений работы музеев-заповедников
с добровольческим сообществом, определение
их уровня и степени готовности организации
международных волонтерских лагерей, а также
конкретизацию ключевых запросов и потреб-
ностей культурных учреждений в реализации
данного социокультурного проекта на своих
площадках.
Методологическую основу исследования
составили методы анкетного опроса и глубин-
ного интервью с руководством и штатными
сотрудниками музеев-заповедников. Анкета
представлена двумя тематическими блока-
ми: опыт работы культурных институций
с волонтерами в рамках текущей деятельности
музея-заповедника и возможность организа-
ции международных волонтерских кампусов.
Всего в опросе приняли участие 35 музеев-за-
поведников России.
На сегодняшний день небольшая часть
музеев-заповедников осознает целесообраз-
ность создания собственных волонтерских
объединений в формате центров, отрядов
и корпусов. По состоянию на конец 2020 года
лишь каждое десятое опрошенное учреждение
культуры (10%) сформировало в той или иной
форме свое добровольческое объединение
(корпус, отряд, центр), еще один участник
исследования (3%) заявил, что их учрежде-
ние начинает работать над созданием подоб-
ного образования. Подавляющее большин-
ство участников опроса (87%) отметили, что
не располагают собственными волонтерскими
объединениями и «штатными» добровольны-
ми помощниками.
В соответствии с результатами исследо-
вания можно говорить о том, что опрошен-
ные учреждения работают с волонтерами
на нерегулярной основе, характер их общения
носит, как правило, ситуативный характер.
Примечательно, что почти три четверти
респондентов (72%) заявили о своей готовно-
сти работать с добровольными помощниками.
Согласно проведенному исследованию,
на постоянной основе большей части учреж-
дений (31%) требуется от 10 до 20 волонтеров,
на втором месте по популярности ответ
«до 10 человек» (28%), далее следует вариант
«20–49 человек» (22%). В еще более значитель-
ном количестве добровольных помощников
нуждаются 14% музеев-заповедников («50–
70 человек»), а в наибольшей численности
волонтеров («от 70 человек») испытывают
потребность 5% респондентов.
Анализ ответов на вопрос о том, кто такой
волонтер музея-заповедника, позволяет от-
метить, что все определения, представленные
в ходе социологического опроса, демонстриру-
ют четкое понимание респондентами данного
понятия:
– «люди, занимающиеся общественно-по-
лезной деятельностью, проявляющие интерес
к деятельности музея»;
– «люди с определенным кругом интересов,
помогающие сотрудникам организации решать
основные и периферийные текущие задачи».
Приведенные определения охватывают
различные направления помощи музеям-запо-
ведникам, что в полной мере отражает сферу
приложения труда добровольцев.
В рамках исследования попадаются
и более общие дефиниции понятия «волонтер
музея-заповедника», такие как:
– «активный исследователь культурных
ценностей, заинтересованный, исполнитель-
ный»;
– «человек с активной гражданской по-
зицией»;
– «заботящийся о чистоте и красоте
родного края, коммуникабельный и ответ-
ственный»;
– «увлеченный, ответственный и нерав-
нодушный человек».
В представленных определениях экс-
перты делают акцент на базовых принципах
деятельности, в основе которых заключены
моральные и нравственные характеристики
привлеченных добровольцев. В такого рода
дефинициях прослеживается тенденция рас-
сматривать волонтерство как общественно
полезную форму проявления гражданской
активности. В лице своих волонтеров музе-
и-заповедники хотят видеть преданных по-
мощников, которые в том числе обладают
и профессиональными навыками, таких как
реставратор, плотник или специалист по ланд-
шафтному дизайну, озеленитель. Это мож-
но рассматривать как запрос на конкретные
квалификации участников добровольческой
деятельности.
С помощью вопроса анкеты «Назовите
3–4 отличительных признака волонтеров
музеев-заповедников» разработчики иссле-
дования ставили задачу определить главные
характеристики волонтера музея-заповедника.
Результаты оказались следующими:
– «позитивный, доброжелательный, ак-
тивный, эрудированный»;
– «проявляющий интерес к деятельности
музея, демонстрирующий высокий уровень
культуры поведения, инициативность»;
– «любознательность, активность, тру-
долюбие, нестандартное мышление»;
– «высокомобильный, ответственный,
неравнодушный, отзывчивый»;
– «человек, который следует принципу
«Это не работа, а приключение»;
– «любящий историю и культуру, спор-
тивный, дисциплинированный, любознатель-
ный».
Многие ответы респондентов отличались
детализацией, попыткой раскрыть признаки
профильного субъекта добровольческой ак-
тивности через определение понятия «волон-
тер музея-заповедника»:
– «человек, умеющий бережно и грамотно
работать с парковыми насаждениями»;
– «человек готовый безвозмездно трудить-
ся на благо музея»;
– «человек, который любит музей-за-
поведник, располагает свободным временем
и желанием помогать в организации и прове-
дении мероприятий».
Современные тенденции внесли коррек-
тивы в деятельность учреждений культуры,
которая стала более открытой, креативной,
интерактивной, включающей взаимодействие
с местным населением и посетителями. Прак-
тически все культурные институции со вре-
менем осознали, что необходимо внедрять
новые виды работ, в том числе организовывать
различные события, квесты, мастер-классы,
освещать мероприятия в интернет-простран-
стве и социальных сетях. Однако количество
сотрудников остается на прежнем уровне либо
сокращается. Поэтому музеи-заповедники все
чаще обращаются к помощи неравнодушных
добровольных активистов.
В процессе статистической обработки
анкет были рассмотрены все полученные
варианты ответов на вопрос «Почему ваше
учреждение работает или должно сотрудни-
чать с волонтерами? Какую пользу это при-
носит/принесет учреждению и волонтерам?».
Чрезвычайно важным представляется взаи-
мовыгодный характер коллаборации музе-
ев и привлекаемых волонтеров: «Для музея
и волонтеров польза общая — реализация себя,
своих возможностей и создание новых интерес-
ных проектов». 41% участников исследования
назвали главной причиной работы с волонте-
рами потребность в помощи при проведении
различных мероприятий и в повседневной
деятельности учреждения:
– «работа с посетителями во время мас-
совых мероприятий»;
– «волонтеры задействуются в качестве
усиления сотрудников на крупных мероприя-
тиях»;
– «решать задачи в рамках организации
мероприятий с участием людей с ограничен-
ными возможностями здоровья, массовых ме-
роприятий, когда требуются дополнительные
человеческие ресурсы».
Почти четверть респондентов указыва-
ют на возможность привлечения волонтеров
к текущей деятельности учреждения:
– «учреждение благодаря волонтерам по-
лучает “дополнительные руки” (желательно
высококвалифицированные), а также гото-
вый продукт по результатам конкретной
работы».
По мнению респондентов, сотрудничество
с добровольческим активом позволяет значи-
тельно расширить линейку предлагаемых услуг
и повысить качество обслуживания посети-
телей (4%), а также реализовать новые и уже
имеющиеся проекты (6%). Лишь 3% участ-
ников исследования указали на возможность
развития социальной миссии учреждения, его
социального предназначения:
«Музей смог бы продемонстрировать свою
открытость, готовность к сотрудничеству,
обеспечить вовлеченность людей со стороны
в музейное дело».
Волонтерам, по мнению участников иссле-
дования, общая деятельность с музеями-запо-
ведниками позволяет почувствовать причаст-
ность к важнейшим культурным событиям
страны, внести свой посильный вклад в дело
сохранения объектов историко-культурно-
го наследия страны (29%); принять участие
в интересных проектах и мероприятиях музе-
я-заповедника (23%); самореализоваться (3%);
приобрести новые знания и опыт (19%); заве-
сти полезные знакомства (10%); осуществить
свои инициативы (4%) (табл. 1).
В рамках исследования была поставле-
на задача определить, в каких направлениях
и видах работ преимущественно участвуют
волонтеры в музеях-заповедниках. Согласно
результатам опроса, хозяйственная деятель-
ность (благоустройство прилегающей терри-
тории, уборка мусора, уход за зелеными наса-
ждениями и др.) и организационные работы
(помощь в проведении выставок, событийных
Таблица 1. Преимущества сотрудничества с музеями-заповедниками для волонтеров
Вариант ответа % от числа
Личный вклад в сохранение и развитие объектов культурного наследия 29
Участие в интересных проектах/мероприятиях 23
Приобретение новых знаний, опыта 19
Знакомство с объектами культурного наследия 12
Знакомство с новыми людьми 10
Возможность воплотить свою инициативу в жизнь 4
Самореализация 3
мероприятий, участие в подготовке и реализа-
ции просветительских проектов, тематических
конференций и др.) являются лидирующими
направлениями взаимодействия музеев-запо-
ведников с волонтерами (55%).
Далее следует прием посетителей и по-
мощь администраторам объектов — 44%;
рекламная деятельность – 33%; исследова-
тельская деятельность – 22%.
Кроме того, осуществляются ремонтные
работы, проводимые в целях поддержания
в эксплуатационном состоянии объекта
культурного наследия и не изменяющие его
особенностей, составляющих предмет охра-
ны – 4%; музеефикация объектов культурного
наследия – 7%; описание объекта культурного
наследия – 7%; фандрайзинг – 15%. Это наиме-
нее востребованные направления с участием
добровольных помощников в деятельности
музеев-заповедников.
Только 4% опрошенных остановили свой
выбор на варианте «Другое» (эколого-про-
светительская деятельность, проведение ма-
стер-классов).
17% респондентов указали, что совсем
не привлекают волонтеров к вышеуказанным
направлениям деятельности.
Для решения проектных задач, обеспе-
чения текущей деятельности учреждения
четверть респондентов (24%) активно со-
трудничают с волонтерами, больше полови-
ны (60%) только планируют задействовать
волонтерский ресурс в будущем, каждое ше-
стое учреждение культуры (16%) не видит
особой необходимости в работе с волонтерами
в дальнейшем.
81% участников исследования отметили,
что взаимодействуют исключительно с времен-
ным контингентом волонтеров, приглашаемых
для проведения событийных мероприятий
и реализации отдельных проектов. 12% опро-
шенных респондентов указали, что работают
с постоянным собственным «штатом» добро-
вольцев.
Среди добровольных помощников му-
зеев-заповедников, как показали результаты
исследования, достаточно представителей
разных возрастов, но особенно много моло-
дежи: школьников, студентов вузов и коллед-
жей (совокупная доля лиц в возрасте до 16
и от 16 до 25 лет составляет 85,9%). Далее
по количеству следуют работающая молодежь
от 25 до 35 лет (9,4%) и граждане пожилого
возраста — люди от 50 лет (4,7%). В то же вре-
мя участники глубинных интервью отмечают,
что учреждения выражают готовность рабо-
тать со всеми категориями населения.
Отдельный тематический блок исследо-
вания был посвящен организации респон-
дентами волонтерских кампусов. В ходе ис-
следования выяснялось, практикуется ли
у учреждений культуры проведение волонтер-
ских лагерей. 18% опрошенных указали, что
обладают соответствующим опытом. Основная
масса участников опроса (82%) не обладают
опытом реализации подобных масштабных
проектов.
Мнения респондентов разделились, одна-
ко большинство, более четверти ответивших
(26%), полагают, что основное препятствие
для проведения волонтерских кампусов – не-
достаток финансовых средств. Расходы, свя-
занные с реализацией лагеря, обеспечением
волонтеров различными сервисами, представ-
ляются тяжелым финансовым бременем для
музеев-заповедников. Примерно пятая часть
респондентов (19%) считает, что ключевая
причина отказа от идеи проведения волон-
терского лагеря связана с обременительной
и дополнительно неоплачиваемой нагрузкой
на персонал учреждения («волонтеров нужно
инструктировать, контролировать их ра-
боту»). 7% респондентов ссылались на свое
незнание о работе волонтерских кампусов.
На низкий уровень активности населения
указывают 11% участников опроса. 6% ин-
тервьюируемых останавливает отсутствие
механизмов для поощрения добровольных
помощников. 4% респондентов отметили, что
музеи-заповедники не испытывают потребно-
сти в реализации подобных проектов.
Вариант «Другое» давал возможность ре-
спонденту самому дополнить предложенный
список причин отказа от организации волон-
терских лагерей. Доля таких ответов составила
27%. Аргументы, приведенные участниками
опроса:
– «отсутствие средств для размещения
участников лагеря»;
– «отсутствие ресурсов для выполнения
дополнительной работы по организации лагеря
волонтеров»;
– «логистические трудности, связанные
с удаленным расположением самого музея-за-
поведника от населенных пунктов».
Согласно результатам социологического
исследования, мнения респондентов по во-
просу, кто должен руководить и курировать
деятельность волонтеров во время проведения
кампусов оказалось достаточно монолитным
- большая часть респондентов (86%) считают,
что это должен делать один из сотрудников
музея-заповедника.
Если проанализировать наиболее часто
встречающиеся запросы и потребности уч-
реждений культуры в помощи волонтеров
в формате волонтерских кампусов, вполне
ожидаемо, что наибольшее количество от-
ветов - больше четверти ответов - оказалось
связано с оказанием помощи в организации
мероприятий (27%). На втором месте еще при-
мерно четверть ответов – вариант «уборка
и благоустройство территории» (24%). Тре-
тьим по популярности ответом – пятая часть
респондентов указала работу с посетителя-
ми (20%). 11% запросов приходится на при-
влечение волонтеров к научно-исследователь-
ской работе. Археологические работы (7%)
с участием волонтеров расположились
на пятом месте. Аналогичный показатель (7%)
у варианта «распространение рекламных
материалов». Один ответ (4%) пришелся на
вариант «работа с людьми, имеющими огра-
ниченные возможности». Собранные в ходе
исследования данные указывают, что за таким
вариантом ответа скрывается «возможность
заниматься сопровождением маломобильных
посетителей, посетителей с нарушениями зре-
ния и слуха».
Для создания социально-демографиче-
ского портрета волонтера музея-заповедника
в рамах соцопроса был сформулирован блок
вопросов о предпочтительных уровне и про-
филе образования, возрастных характеристи-
ках, гендере участников волонтерского кампу-
са. В результате анализа ответов стало ясно,
что три четверти (74%) респондентов считают,
что для работ на территории музеев-заповед-
ников требуются волонтеры с образованием
не ниже среднего. Только 26% опрошенных
высказали предпочтение волонтерам, имею-
щим высшее образование, с дополнительной
оговоркой при этом о желательности этого
образования профилю проводимых ими работ.
Подавляющее большинство участников иссле-
дования указали, что пол не имеет значения,
а предпочтительный возраст волонтеров –
в диапазоне от 18 до 35 лет (62%).
На вопрос анкеты «Если ваше учреждение
готово организовать волонтерские кампусы,
то сколько времени может длиться одна во-
лонтерская смена?» респондентам была предо-
ставлена возможность выбрать из нескольких
предложенных вариантов только один. Ответы
участников анкетирования распределились
следующим образом (табл. 2).
Большинство участников опроса, выра-
зивших заинтересованность в развитии во-
лонтерских кампусов, выразили готовность
организовать недельные (50%) и двухнедель-
ные (36%) волонтерские кампусы. 9% пришлось
на 3-недельные проекты, один ответ (5%) при-
шелся на 4-недельный вариант.
Один из вопросов исследования был на-
правлен на конкретизацию музеями-заповед-
никами возможных сервисов (услуг) для участ-
ников волонтерских кампусов. Мнения рас-
пределились следующим образом (табл. 3).
Примечательно, что никто из респондентов
не выбрал наиболее затратные статьи расхо-
дов – такие варианты ответа, как «трансфер
(оплата проезда)» и «питание (обеспечение
трехразового питания)». 35% участников ис-
следования отметили ответ «питьевой режим».
Только 13% респондентов выразили готовность
предоставить участникам волонтерского кам-
пуса проживание и 3% — телефонную связь.
Учитывая преимущественно молодежный
состав волонтерского корпуса международ-
ного лагеря, немаловажным является ответ
на вопрос о готовности музеев-заповедников
организовать досуг его участников. Значи-
тельная часть респондентов (86%) выразили
готовность взять на себя обеспечение куль-
турно-досуговой программы для волонтеров –
от проведения исторических квестов, куль-
турно-просветительских и образовательных
мероприятий до экскурсий по окрестностям
музея-заповедника:
– «посещение музейных выставок и ме-
роприятий»;
– «познавательный досуг (культурно-про-
светительские мероприятия, исторические
квесты)»;
Таблица 2. Если ваше учреждение готово организовать волонтерские кампусы,
то сколько времени может длиться одна волонтерская смена?
Вариант ответа % от числа
1 неделя 50
2 недели 36
3 недели 9
4 недели 5
Таблица 3. Если ваше учреждение готово организовать волонтерские кампусы,
то какие виды сервисов вы предоставите волонтерам?
Вариант ответа % от числа
Питьевой режим 35
Предоставление оборудования и расходных материалов 27
Культурная программа лагеря 22
Проживание 13
Телефонная связь 3
– «экскурсионно-лекционное обслуживание,
исторические практикумы, уроки древних
ремесел»;
– «экскурсии по объектам музея-заповед-
ника, научно-популярные лекции»;
– «просмотры фильмов о В.Д. Поленове,
посещение экспозиций в самом музее и пар-
тнерских музеях».
Ограниченность ресурсов музеев-запо-
ведников демонстрирует ответы на прямой
вопрос о том, готовы ли они обеспечить во-
лонтеров необходимыми инвентарем, ин-
струментами и расходными материалами.
Исследование показало, что только 67% ре-
спондентов подтвердили подобную возмож-
ность.
Дополнительный вопрос исследования
помог конкретизировать виды помощи музе-
ям-заповедников для организации волонтер-
ского кампуса. На необходимость финансовой
поддержки указало наибольшее количество
участников опроса (32%). 29% считают важ-
ным организационно-методическое сопрово-
ждение процесса реализации проекта и его
оценки. 24% участников опроса отмечают по-
требность в обучении сотрудников учрежде-
ния для работы с волонтерским сообществом.
Информационную поддержку предпочли
21% участников исследования. Наконец, кон-
сультирование упомянули 17% респондентов.
В ходе социологического опроса респон-
дентов спросили, хотело бы их учреждение
подробнее узнать о добровольческом (волон-
терском) движении в сфере сохранения куль-
турного наследия и пройти обучение (лекции,
семинары). 82% участников исследования от-
ветили утвердительно на данный вопрос.
В рамках проведенного исследования
были сформулированы следующие выводы:
1. В настоящее время только малая часть
музеев-заповедников осознала необходимость
в образовании и деятельности собственных
добровольческих объединений.
2. Респонденты демонстрируют понима-
ние важности привлечения добровольных
помощников в текущую и проектную деятель-
ность музеев-заповедников. Участие волонте-
ров в деятельности учреждений культуры дает
возможность последним повысить качество
и расширить перечень предлагаемых услуг,
качество обслуживания посетителей.
3. Организационные и хозяйственные
работы являются для музеев-заповедников
приоритетными направлениями приложения
профильного добровольческого труда. На это
указывают как сферы работы волонтеров, так
и перечисленные респондентами проекты
и мероприятия с участием добровольных по-
мощников (акции «Цветочное сердце весны»,
«Марш парков», «Ежегодная осенняя уборка
берегов рек Дон и Тихая Сосна», акция «День
Земли», создание Пушкинской тропы, трудо-
вые десанты по благоустройству территорий
объектов культурного наследия и др.).
4. Учреждениями культуры реализуются
различные проекты и мероприятия с участи-
ем добровольных помощников (субботники
и уход за зелеными насаждениями на терри-
тории объектов культурного наследия, фести-
вали, концерты, конференции и др.).
5. Преобладающее количество участни-
ков опроса не владеет на достаточном уровне
технологиями волонтерского менеджмента.
6. Характерными чертами современной
организации деятельности музеев-заповед-
ников являются консерватизм и изолирован-
ность, что значительно сужает возможности
развития текущих и краткосрочных проектов
культурных учреждений с участием добро-
вольцев.
7. Большинство респондентов исследова-
ния не готовы к организации международных
волонтерских кампусов на своих площадках,
что напрямую связано, с одной стороны,
с отсутствием финансирования подобного
проекта и административной поддержки,
с другой стороны, с недостаточностью методи-
ческих знаний и консультационного сопрово-
ждения в вопросах проведения международ-
ных лагерей на всех этапах его организации.
Спи с о к ли т ер а т у р ы
1. Горлова Н. И. Волонтерство в России и за рубежом: исторический опыт и
современное состояние
сохранения культурного наследия. Краснодар: Кубанский государственный
университет, 2020.
158 с.
2. Горлова Н. И., Губина А. В., Воропаева М. Д. и др. Анализ практики
привлечения добровольцев
к сохранению культурного наследия (на примере России, Великобритании и
Франции). Тверь:
Парето-Принт, 2020. 308 с.
3. Горлова Н. И., Губина А. В., Демидов А. Г. Современные практики привлечения
волонтеров к сохранению
историко-культурного наследия: монография. Москва: Перспектива, 2021. 244 с.
4. Горлова Н. И., Маковецкая Д. Т. Сборник волонтерских практик в сфере
культуры. Москва: Перо, 2020.
120 с.
5. Зиновьева Ю. В. Музейное волонтерство в структуре добровольчества в сфере
культуры // Вестник
Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. № 4. С. 39–44.
6. Отнюкова М. С. Культурный туризм и социальное конструирование
достопримечательностей //
Проблемы и перспективы развития культурного туризма Саратовской области.
Саратов. 2004.
№ 3. C. 15–20.
7. Романова А. Г. Сравнительный анализ волонтерских проектов по сохранению
исторических знаний
и объектов культурного наследия // Молодежный вестник Санкт-Петербургского
государственного
института культуры. 2021. № 1 (15). С. 117–120.
8. Тимофеева Л. С. Музеи-заповедники в сфере культурного туризма // Труды
Санкт-Петербургского
государственного института культуры. 2015. № 3. С. 197–202.
R ef er en c e s
1. Gorlova N. I. Volunteering in Russia and abroad: historical experience and
current state of preservation of cultural
heritage. Krasnodar: «Kuban State University», 2020. 158 p. (In Russ)
2. Gorlova N. I., Gubina A. V., Voropaeva M. D. et al. Analysis of the practice
of involving volunteers in the
preservation of cultural heritage (on the example of Russia, Great Britain and
France). Tver: «Pareto-Print»,
2020. 308 p. (In Russ)
3. Gorlova N. I., Gubina A. V., Demidov A. G. Modern practices of attracting
volunteers to preserve the historical
and cultural heritage: monograph. Moscow: «Prospect», 2021. 244 p. (In Russ)
4. Gorlova N. I., Makovetskaya D. T. Collection of volunteer practices in the
field of culture. Moscow: «Pero», 2020.
120 p. (In Russ)
5. Zinovieva Yu. V. Museum volunteering in the structure of volunteering in the
field of culture // Bulletin of the
St. Petersburg State Institute of Culture. 2021. No. 4. Рр. 39–44. (In Russ)
6. Otnyukova M. S. Cultural tourism and social construction of sights //
Problems and prospects for the
development of cultural tourism in the Saratov region. Saratov. 2004. N. 3. Рр.
15–20. (In Russ)
7. Romanova A. G. Comparative analysis of volunteer projects for the
preservation of historical knowledge
and objects of cultural heritage // Youth Bulletin of the St. Petersburg State
Institute of Culture. 2021. N. 1
(15). Рр. 117–120. (In Russ)
8. Timofeeva L. S. Museum-reserves in the field of cultural tourism //
Proceedings of the St. Petersburg State
Institute of Culture. 2015. N. 3. Рр. 197–202. (In Russ)
Поступила в редакцию 06.12.2021