Научная статья на тему 'Волнения монастырских крестьян, приписных к вотчинам Новоиерусалимского монастыря в середине XVIII века'

Волнения монастырских крестьян, приписных к вотчинам Новоиерусалимского монастыря в середине XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
крестьянские восстания / оброк / монастырские вотчины / секуляризационная реформа / peasant uprisings / quitrent / monastic estates / secularization reform

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трошкина Н.Г.

В работе рассмотрены восстания приписных монастырей Новоиерусалимской обители. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения крестьянских восстаний, как одной из составляющих предшествующих событий, повлиявших на проведение секуляризационной реформы в Российской империи. Целью данной статьи является изучение роли восстаний крестьян в вотчинах Нового Иерусалима. Теоретическая значимость заключается в дополнении предыдущих исследований своим материалом и анализом данных событий. Основными методами являются синтез и анализ. Практическая значимость заключается в том, что выводы автора помогают глубже рассмотреть события по истории монастыря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unrest of the monastery peasants assigned to the estates of the New Jerusalem Monastery in the middle of the 18th century

The paper deals with the uprisings of the attached monasteries of the New Jerusalem monastery. The relevance of the study is due to the need to study peasant uprisings, as one of the components of previous events that influenced the implementation of the secularization reform in the Russian Empire. The purpose of this article is to study the role of peasant uprisings in the fiefdoms of New Jerusalem. The theoretical significance lies in supplementing previous studies with their own material and analysis of these events. The main methods are synthesis and analysis. The practical significance lies in the fact that the author’s conclusions help to take a deeper look at the events in the history of the monastery.

Текст научной работы на тему «Волнения монастырских крестьян, приписных к вотчинам Новоиерусалимского монастыря в середине XVIII века»

Отечественная история National history

Трошкина Н.Г.

Соискатель, Московский Государственный Областной Университет, учитель истории. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Рождественская средняя общеобразовательная школа".

Волнения монастырских крестьян, приписных к вотчинам новоиерусалимского монастыря в середине XVIII века*

Во второй половине XVIII в. крепостные крестьяне составляли половину населения Российской Империи примерно 8,5 млн. человек. Все крепостные крестьяне делились между собой на государственных крестьян, помещичьих и монастырских или церковных. Сумма податей у монастырских крестьян была меньше, чем у помещичьих крестьян. У монастырских крестьян: оброк составлял 1,20-1,50 рубля, а у помещичьих 2-4 рубля в год. Вообще монастырские крестьяне приравнивались к крестьянам государственным. «Монастырских крестьян нельзя считать крепостными в том смысле, который вкладывают в это слово, имея в виду помещичьих крестьян. Они не были подвержены произволу владельца. Их не имели права продавать ни с землей, ни без земли; не имели права вмешиваться в их личную жизнь»1 - писал историк Семеновский.

В связи со строительством и ремонтными работами в Новоиерусалимском монастыре в середине XVIII в. крестьянам приходилось быть привлеченными для работы в монастырь. Это поставка лесных материалов, поставка подвод, сбор грибов и ягод. В переводе на деньги это составляло небольшие суммы, но сковывало крестьянскую инициативу и занимало много времени, что и стало причиной крестьянских волнений. Крестьяне требовали самостоятельности, а не быть приписными к монастырю. Итак,

1 Семевский В.И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II т. 1-2, М.: 1901. С. 21.

© Трошкина Н.Г., 2022.

причиной волнения крестьян не считается «усиление феодального гнета»2, а стремление крестьян к самостоятельности. Самостоятельность крестьяне могли получить только тогда, когда становились государственными (экономическими). Ведь именно этим можно объяснить отсутствие недовольств «экономических крестьян», когда вместо рублевого оброка под властью монастыря, они платили полтора, в 1764 г., но здесь необходимо выяснить, каким являлся доход с крестьянского двора и можно ли было, считать это гнетом. Оценить бюджет крестьянского двора в вотчинах Бестужева - Рюмина в Пошехонском уезде делает попытку Г.И. Осьминский3. С одного крестьянского двора платили 3-4 рубля, из расчета один рубль с души мужского пола.

Прокофьева утверждает, что «увеличение денежного оброка не произошло», с 1701 по 1764 г. произошло понижение курса рубля, и в деревне были две предпосылки капитализма - это процесс накопительства и дух предпринимательства»4. Поэтому можно утверждать, что бывшие монастырские крестьяне после реформы 1764 г. становились арендаторами монастырских мельниц и угодий.

Особого внимания заслуживает положение монастыря после проведения реформы 1764 г, монастырь потерял свои владения в 26 уездах десяти губерний России, в которых числилось 13935 душ мужского пола (по некоторым данным - 16 287 душ). Монастырю было оставлено 30 десятин земли (до реформы было 22000 десятин) и подворья в Москве. На содержание монастыря была назначена «штатная сумма» в размере 2017 рублей 50 копеек она составляла около 30% от прежних доходов5. Ведь доход монастыря с вотчин «определенных» составлял в 1710 г. 1500 рублей, а к 1764 г. увеличился почти в три раза, до 4700 рублей. Доходы с «заопределенных» вотчин тоже шли в монастырь на строительство, в размере 1500 рублей. Доход должен быть огромным, но тут стоит учитывать падение курса денег, приблизительно в 2 раза.

Жалобы от старост и крестьян постоянно поступали в Синодальную контору. Сохранилась челобитная от крестьян монастыря об освобождении их от взноса налога в монастырь за сосланных, беглых и умерших крестьян, они жаловались, что с них требуют по переписным книгам от 1678 г. за 193 двора, а в 1715 г. был 161 двор. Крестьяне обвиняли в своих

2 Архипова В.И. Из истории волнений крестьян Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в 1762-1763 годах - Научный Архив МОКМ, 1975. С. 42.

3 Осьминский ГИ. Бюджет крестьян в вотчинах Бестужева - Рюмина (1731) в Поше-хонье - сб.: Вопросы аграрной истории т. 1, Вологда, 1968. С. 14.

4 Прокофьева Л.С. Крестьянская община в России Л.: 1981. С. 18.

5 Невзорова Л.Г. Новый Иерусалим - памятник русской культуры и истории // М.: Московский рабочий, 1989. С. 31.

бедах казначея Савватия и стряпчего Бронского и просили прислать другого, считали, что они чинят им всякие разорения и обиды. После допросов выяснилось, что с 1714 по 1721 г. было собрано 5949 рублей, Бронского уволили в Монастырский приказ6, но не всегда дела заканчивались на уровне Синодальной Конторы.

Ярким примером таких недовольств были восстания крестьян: в 1730 г. в Тихоновой пустыни; в 1737 г. в Боровенском монастыре7; с 1736 по 1764 г. в Тихоновой пустыни (в Карачаевском уезде); в 1762-1763 г. в Подмонастыр-ской вотчине8. Крестьяне не хотели находиться под властью монастыря. По переписи 1744 г. в Тихоновой пустыни (Карачаевом уезде) было 2648 крестьян, земля была плодородной и должна была приносить монастырю хороший доход, но в связи с возникновением Монастырского приказа она попадает в число заопределенных вотчин. Архимандрит Мелхиседек пытался вернуть вотчины монастырю, что вызвало недовольство крестьян. Во главе волнений Тихоновой пустыни стояли монах Иосиф и Никита Картель. Они написали письмо в Синод с просьбой сделать Тихонову пустынь самостоятельной, и с 1755 г. Тихонова пустынь не присылала в монастырь оброчных денег, вплоть до 1764 г. монастырь не мог добиться от крестьян оброка с этой вотчины9. Волнения в других уездах были подавлены, а крестьяне биты кнутом.

Крестьянские волнения невозможно правильно понять без учета особенностей крестьянского мировоззрения. В данном случае монастырские крестьяне хотели быть самостоятельными, а не быть приписными к монастырям. Положение близкое к государственным крестьянам было у крестьян «заопределенных» вотчин, но в 1754 году произошло полное подчинение крестьян духовному ведомству и перевод «заопределенных» вотчин в разряд «определенных» и вызвало недовольство крестьян в вотчинах Новоиерусалимского монастыря. С возведение вотчины в положение «определенная» она фактически становилась вотчиной монастыря. За короткое время крестьяне в 1754 году переходят из «заопределенных» в «определенных», указ Петра III меняет их положение вновь, а буквально через месяц Екатерина II отменяет данный указ.

На примере крестьянских волнений можно отметить общие для подобных волнений особенности: крестьяне не желали переходить под власть монастыря, зная о дополнительных поборах в виде оброка.

6 Россия. Синод. Архив. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода, Синодальная типография. 1868. Т. 2. Ч. 2. С. 154-156.

7 Архипова В.И. Из истории волнения крестьян Воскресенского Ново - Иерусалимского монастыря в 1762-1763 годах // научный архив МОКМ, 1975г.

8 Михайлова Н.М. Хозяйство монастыря за 240 лет (1658-1918). chelkar@domarchive.ru

9 Архив музея Новый Иерусалим Ф.1. Оп.1. Д.210. Лл. 17-19.

Недовольством крестьян пользовались и другие заинтересованные группы лиц — монахи, местные власти и дворяне. Они не только поддерживали крестьян, но и руководили ими.

Имея в виду, что положение монастырских крестьян по сравнению с владельческими, было лучше, а наибольшее число крестьянских волнений в середине XVIII века отмечается именно в монастырских вотчинах» причину их следует искать не «в усилении феодального гнета», а в стремлении крестьян получить большую хозяйственную самостоятельность, которая могла быть обеспечена им, если они становились государственными («экономическими») крестьянами.

Нарастание крестьянских волнений послужило причиной введение се-куляризационной реформы, правительство старалось увеличить земельный фонд, отобрав церковные земли, ослабить роль церкви и устранить церковное хозяйство. Как следствие была учреждена Коллегия экономии для управления бывшими церковными крестьянами, помимо подушной подати в 70 копеек, с крестьян взимали рублевый сбор, а земли были отданы крестьянам. В следствии, проведенной реформы крестьяне Новоиерусалимского монастыря нередко становились арендаторами бывших церковных земель, пашен, мельниц.

Библиографический список:

[1] Архипова В.И. Из истории волнений крестьян Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в

1762-1763 годах - Научный Архив МОКМ, 1975.

[2] Осьминский Г.И. Бюджет крестьян в вотчинах Бестужева - Рюмина (1731) в Пошехонье - сб.: Вопросы

аграрной истории т. 1, Вологда, 1968.

[3] Прокофьева Л.С. Крестьянская община в России, Л.: 1981г.

[4] Невзорова Л.Г. Новый Иерусалим - памятник русской культуры и истории // М.: Московский рабочий,

1989.

[5] Россия. Синод. Архив. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствую-

щего Синода, Синодальная типография. 1868. Т. 2. Ч. 2.

[6] Михайлова Н.М. Хозяйство монастыря за 240 лет (1658-1918).

[7] Архив музея Новый Иерусалим Ф.1. Оп.1. Д.210. Лл. 17-19.

Reference

[1] Arkhipova V.I. From the history of the unrest of the peasants of the Resurrection New Jerusalem Monastery in

1762-1763 - Scientific Archive of the IOCM, 1975.

[2] Osminsky G.I. The budget of the peasants in the estates of Bestuzhev - Ryumin (1731) in Poshekhonye - Sat:

Questions of Agrarian History, vol. 1, Vologda, 1968.

[3] Prokofieva L.S. Peasant community in Russia, L.: 1981.

[4] Nevzorova L.G. New Jerusalem - a monument of Russian culture and history // M.: Moskovsky Rabochiy, 1989.

[5] Russia. Synod. Archive. Description of documents and cases kept in the archives of the Holy Governing Synod,

Synodal Printing House. 1868. Vol. 2. Part 2.

[6] Mikhailova N.M. Economy of the monastery for 240 years (1658-1918).

[7] Archive of the New Jerusalem Museum F.1. Op.1. D.210. Ll. 17-19.

Трошкина Н.Г.

Соискатель, Московский Государственный Областной Университет, учитель истории.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Рождественская средняя общеобразовательная школа".

Волнения монастырских крестьян, приписных к вотчинам новоиерусалимского монастыря в середине XVIII века Аннотация. В работе рассмотрены восстания приписных монастырей Новоиерусалимской обители. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения крестьянских восстаний, как одной из составляющих предшествующих событий, повлиявших на проведение секуляриза-ционной реформы в Российской империи. Целью данной статьи является изучение роли восстаний крестьян в вотчинах Нового Иерусалима. Теоретическая значимость заключается в дополнении предыдущих исследований своим материалом и анализом данных событий. Основными методами являются синтез и анализ. Практическая значимость заключается в том, что выводы автора помогают глубже рассмотреть события по истории монастыря.

Ключевые слова: крестьянские восстания, оброк, монастырские вотчины, секуляризационная реформа.

Troshkina N.G.

Competitor Moscow State Regional University, teacher of history.

Municipal budgetary educational institution, secondary school.

Unrest of the monastery peasants assigned to the estates of the New Jerusalem Monastery in the middle of the 18th century Abstract. The paper deals with the uprisings of the attached monasteries of the New Jerusalem monastery. The relevance of the study is due to the need to study peasant uprisings, as one of the components of previous events that influenced the implementation of the secularization reform in the Russian Empire. The purpose of this article is to study the role of peasant uprisings in the fiefdoms of New Jerusalem. The theoretical significance lies in supplementing previous studies with their own material and analysis of these events. The main methods are synthesis and analysis. The practical significance lies in the fact that the author's conclusions help to take a deeper look at the events in the history of the monastery.

Key words: peasant uprisings, quitrent, monastic estates, secularization reform.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.