Научная статья на тему 'Крестьяне Соловецкого монастыря накануне секуляризации 1764 г'

Крестьяне Соловецкого монастыря накануне секуляризации 1764 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
777
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ / ВОТЧИНЫ / КРЕСТЬЯНЕ / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / SOLOVETSKY MONASTERY / PATRIMONIES / PEASANTS / SECULARIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богданова Александра Владимировна

Статья посвящена положению крестьян Соловецкого монастыря накануне секуляризационной реформы 1764 г. В работе были поставлены задачи описать монастырские вотчины и рассмотреть повинности проживавших в них крестьян. Для решения этих задач были использованы архивные документы, хранящиеся в фонде 1201 («Соловецкий монастырь») и фонде 280 («Коллегия экономии) Российского государственного архива древних актов. В статье показано, что все вотчины Соловецкого монастыря можно условно разделить на три группы по их географическому положению, определяющему характер основных повинностей крестьян. В первую группу были выделены вотчины, расположенные по берегу Белого моря или вблизи него. В них проживало около 81 % всех монастырских крестьян. Они несли на монастырь смешанные повинности: отработки в сочетании с денежным и натуральным оброками. В их основные обязанности входила работа в монастырских усольях, поставка монастырю лесных материалов, присылка в монастырь для хозяйственных работ «даточных» людей. Собираемый с этих крестьян денежный оброк составлял около десятой части денежных поступлений монастырской казны. Во вторую группу были объединены вотчины, расположенные по берегам основных поморских рек Северной Двины и Онеги (11 % монастырских крестьян). Бóльшую часть крестьян этих вотчин составляли «половники», обязанностью которых была работа на монастырской пашне за половину урожая. Третью группу составили вотчины, расположенные в центральных уездах страны (8 % монастырских крестьян). В силу удаленности от Соловецкого архипелага крестьяне этих вотчин имели относительно слабую связь с монастырем. Трудясь на монастырской барщине, они в основном обеспечивали хлебом монастырское подворье в Москве и приписную к Соловецкому монастырю Марчугову пустынь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Solovetsky monastery peasants at the eve of the 1764 secularization

The article deals with the peasants of the Solovetsky monastery at the eve of the secularization that took place in 1764. Description of the monastic estates and the feudal homage of the peasants is the subject of the article. The article uses archival documents stored in the Fund number 1201 («the Solovetsky monastery») and the Fund number 280 («Kollegia Jekonomii”) of the Russian state archive of ancient acts. The author asserts that the estates of the Solovetsky monastery could be divided into three groups according to their geographical location which determined the character of the basic obligations of the peasants. The estates located on the shore of the White sea or near it were allocated into the first group. About 81 % of monastic peasants leaved there. They executed mixed duties: different works in combination with monetary and food products servage. Working in the monastic salt mines was their main duty. They also had to deliver wood and send workers to the monastery. Money servage collected from these peasants was about the tenth part of the cash receipts of the monastic Treasury. The estates located on the banks of the Northern Dvina and Onega, the major Pomorian rivers (11 % of monastic peasants) composed the second group. Majority of peasants belonging to this group were “polovniki” whose duty was to work the monastic arable for half of the harvest. The monastic estates located in the Central districts of the country composed the third group (8 % of monastic peasants). The peasants belonging to this group had relatively weak connection with the monastery due to their geographical remoteness from the Solovetsky archipelago. Performing forced labor they provided bread for the Moscow monastic farmstead and Marchukova hermitage belonging to the monastery.

Текст научной работы на тему «Крестьяне Соловецкого монастыря накануне секуляризации 1764 г»

Богданова Александра Владимировна, аспирантка исторического факультета ПСТГУ [email protected]

Крестьяне Соловецкого монастыря НАКАНУНЕ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ 1764 Г.

А. В. Богданова

Статья посвящена положению крестьян Соловецкого монастыря накануне секуляри-зационной реформы 1764 г. В работе были поставлены задачи описать монастырские вотчины и рассмотреть повинности проживавших в них крестьян. Для решения этих задач были использованы архивные документы, хранящиеся в фонде 1201 («Соловецкий монастырь») и фонде 280 («Коллегия экономии) Российского государственного архива древних актов. В статье показано, что все вотчины Соловецкого монастыря можно условно разделить на три группы по их географическому положению, определяющему характер основных повинностей крестьян. В первую группу были выделены вотчины, расположенные по берегу Белого моря или вблизи него. В них проживало около 81 % всех монастырских крестьян. Они несли на монастырь смешанные повинности: отработки в сочетании с денежным и натуральным оброками. В их основные обязанности входила работа в монастырских усольях, поставка монастырю лесных материалов, присылка в монастырь для хозяйственных работ «даточных» людей. Собираемый с этих крестьян денежный оброк составлял около десятой части денежных поступлений монастырской казны. Во вторую группу были объединены вотчины, расположенные по берегам основных поморских рек Северной Двины и Онеги (11 % монастырских крестьян). Большую часть крестьян этих вотчин составляли «половники», обязанностью которых была работа на монастырской пашне за половину урожая. Третью группу составили вотчины, расположенные в центральных уездах страны (8 % монастырских крестьян). В силу удаленности от Соловецкого архипелага крестьяне этих вотчин имели относительно слабую связь с монастырем. Трудясь на монастырской барщине, они в основном обеспечивали хлебом монастырское подворье в Москве и приписную к Соловецкому монастырю Марчугову пустынь.

26 февраля 1764 г. императрицей Екатериной II был издан манифест о секуляризации церковных имуществ, лишивший церковные учреждения (архиерейские дома, монастыри и церкви) вотчинных земель и крестьян1. Все церковные крестьяне, которых по данным 3-й ревизии 1763 г. числилось более 990 тыс. душ мужского пола (13,8 % сельского населения России)2, были переведены в особый разряд государственных крестьян и получили название «экономических», поскольку перешли под управление Коллегии экономии. Изучение положения и повинностей церковных крестьян накануне секуляризации представляет осо-

1 ПСЗРИ. Собрание первое. Т. 16. № 12060.

2 Семевский В. И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1901. Т. 2. С. 195.

бую ценность, так как характеризует эту категорию населения непосредственно перед сменой ее правового и социального статуса, а также показывает конечный этап эволюции отношений между церковными вотчинниками и зависимыми от них крестьянами.

Существует значительное количество исследований, затрагивающих положение и повинности крестьян конкретных церковных учреждений, в первую очередь монастырей, накануне 1764 г.3, однако для многих русских обителей этот вопрос еще не поднимался.

Данная статья посвящена крестьянам Соловецкого монастыря накануне секуляризации. Прежде всего мы ставили перед собой задачи описать монастырские вотчины и рассмотреть повинности соловецких крестьян в зависимости от географических условий их проживания.

При исследовании были использованы несколько источников. Во-первых, так называемая офицерская опись Соловецкого монастыря и его вотчин, составленная в 1763—1766 гг. и хранящаяся в фонде 280 («Коллегия экономии») РГАДА4. Опись содержит сведения как о самом монастыре (географическое положение, церковные и хозяйственные постройки, состав монашествующих и мирского населения при монастыре), так и о принадлежавших ему вотчинах (размеры угодий, количество крестьянских душ по последней ревизии, объемы монастырских работ, сборы с каждой вотчины и т.п.).

Другим источником, широко используемым в работе, является дополняющий «офицерскую» опись документ монастырского делопроизводства, хранящийся в фонде 1201 («Соловецкий монастырь») РГАДА под названием «Ведомость о монастырских вотчинах, числе душ в них и лежащих на них оброках и работах на монастырь»5. Этот документ был оздан накануне секуляризации, однако точный год его составления не указан. Тем не менее по некоторым сделанным в нем записям можно предположить, что он создан в 1763 или 1764 гг.6

И, наконец, третьим важным источником является приходо-расходная книга монастырской денежной казны Соловецкого монастыря за 1763 г., составленная «по особо сочиненной форме»7. Такого вида книги именным императорским указом повелевалось составить для всех архиерейских домов и монастырей. Ин-

3 Баранов М. А. Крестьяне монастырских вотчин накануне секуляризации (по документам Спас-Евфимиева монастыря в г. Суздале). Дис. ... канд. ист. наук. М., 1954; Булыгин И. А. Крестьяне вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря в первой половине XVIII в. // Аграрная история Европейского Севера СССР. Вологда, 1970. С. 108—120; Громыко М. М. Крестьяне церковных вотчин Западной Сибири в 40-60-х годах XVIII в. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. Рига, 1963. С. 262—270; ПрохоровМ. Ф., Чекунова А. Е. Вотчинное хозяйство Донского монастыря в ХУП—ХУШ вв. // Монастыри в жизни России: Материалы научной конференции, посвященной 600-летию преподобного Пафнутия Боровского и 550-летию основания им Рождества Богородицы Пафнутьев-Боровского монастыря (19— 20 апреля 1994 г.). Калуга; Боровск, 1997. С. 60-65 и др.

4 РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 573.

5 Там же. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5528.

6 В ведомости указано, что одна из монастырских вотчин (Польское сельцо) состоит на оброке у крестьян (Там же. Л. 4 об. — 5), тогда как из других источников известно, что эта вотчина была отдана на оброк в 1763 г. (Там же. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 4574).

7 Там же. Д. 4505 а.

тересна история этой книги Соловецкого монастыря, — она и аналогичная ей книга за 1762 г. были утрачены при кораблекрушении в ноябре 1763 г., по поводу чего было большое и многолетнее разбирательство в Архангелогородской губернской канцелярии8. Позднее книги были подробно восстановлены по сохранившимся в монастыре копиям.

Помимо этих трех основных источников в работе используются некоторые другие дополняющие их документы монастырского делопроизводства9.

Остановимся на рассмотрении состава и местоположения вотчин Соловецкого монастыря накануне секуляризации. Эти данные частично уже были опубликованы автором данных строк10. По данным «офицерской» описи, монастырь обладал вотчинами в семи уездах страны: Двинском, Кольском, Каргопольском, Устюжском, Московском, Каширском и Бежецком11. В Таблице 1 перечислены вотчины Соловецкого монастыря с указанием количества душ мужского пола в них по второй (1744 г.) и третьей (1763 г.) ревизиям населения Российской империи. Данные по второй ревизии взяты из «ведомости о монастырских вотчинах», а по третьей — из «офицерской» описи.

Таблица 1

Вотчины Соловецкого монастыря в середине XVIII в.12

Количество душ Количество душ

№ Вотчины мужского пола по данным 2-й ревизии (1744 г.) мужского пола по данным 3-й ревизии (1763 г.)

В Двинском уезде:

1 Варзужская волость (деревни Варзу-га, Оленица, На Петровской стороне, Кузоменя, Тетрино, Чапомская) 84 99

2 Умбская волость 40 35

3 д. Гридина Губа 31 24

4 д. Калгалакша 25 22

5 Кемский городок с 29-ю приписными деревнями (Летнерецкая, Подужем-ская, Умангозерская, Пилсозерская, Бульдыревская, Кизрецкая, Лагоева Варака, Маслозерская, Афонин Наволок, Ушков Наволок, Лежаев Наволок, Пебозеро, Поньгомская, Елманга, 1070 1308

8 Богданова А. В. О «зимних выездах» соловецких настоятелей в XVIII в., об одном кораблекрушении и утонувших книгах // Соловецкое море: историко-литературный альманах. Вып. 13. Архангельск; М., 2014. С. 87-95.

9 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 4443, 4574.

10 Богданова А. В. К вопросу о том, крупным ли вотчинником был Соловецкий монастырь накануне секуляризации 1764 г. // Русь, Россия: Средневековье и Новое время: Третьи чтения памяти академика РАН Л. В. Милова (материалы международной научной конференции). М., 2013. Вып. 13. С. 248-258.

11 РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 573. Л. 49-60 об.

12 Там же. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5528. Л. 1 об. — 8; Ф. 280. Оп. 3. Д. 573. Л. 61-63, 130-316 об.

Продолжение таблицы 1

Количество душ Количество душ

№ Вотчины мужского пола по данным 2-й ревизии (1744 г.) мужского пола по данным 3-й ревизии (1763 г.)

Клетное Озеро, Кумозеро, Шелопо-гье, Килгозеро, Вичана Танбала, Вин-гезеро, Кондозеро, Рогозерожская, Вонгозеро, Большое Озеро, Азла Река, Тунгозеро, Коккосалма, Лаво-губа, Ланбаш Губа)

6 Шуерецкая волость 322 341

7 Сороцкая волость 130 145

8 Шиженская волость 85 79

9 Надвоицкая волость 92 95

10 Сумской острог с 8-ю приписными деревнями (Лапино, Сумостров, Ен-допожская, Каргозеро, Парандов-ская, Виремская, Сухонаволоцкая, Выжский остров) 669 713

11 Колежемская волость 164 174

12 Нюхоцкая волость 333 399

13 Унежемская волость 75 87

14 Яренская волость 85 77

15 Ненокоцкое усолье 6 7

16 д. Красная Горка Кехоцкой волости 43 52

17 д. Волковская Курейской волости 19 17

18 Куйская волость 66 67

Всего в Двинском уезде: 3339 3741

В Кольском уезде:

19 Село Кереть с 5-ю приписными деревнями (Новая, Тишкезерская, Пор-феево, Ворьесаломская, Чернорецкое усолье) 324 382

В Каргопольском уезде:

20 Лямецкая волость 125 130

21 Пурнемская волость 158 210

22 Нижмозерская волость 134 173

23 Кушерецкая волость 243 329

24 Польское сельцо 20 22

25 Пияльское усолье 17 23

26 Пертемское сельцо с деревнями 90 86

27 Владыченское сельцо с деревнями 38 50

Всего в Каргопольском уезде: 825 1023

В Устюжском уезде:

28 Пермогорская волость 49 76

Продолжение таблицы 1

Количество душ Количество душ

№ Вотчины мужского пола по данным 2-й ревизии (1744 г.) мужского пола по данным 3-й ревизии (1763 г.)

29 Красноборское село с деревнями 259 267

30 Село Новинки с деревнями 147 160

Всего в Устюжском уезде: 455 503

В Бежецком уезде:

31 Село Пузырево с 4-мя приписными деревнями (Матвейцево, Ноздрино, Карпово, Мяколово) 254 274

В Московском уезде:

32 Сельцо Лукино 5 3

33 Деревня Фаустово 112 95

Всего в Московском уезде: 117 98

В Каширском уезде:

34 Село Чернево 116 111

Итого во всех уездах: 5430 6132

По 2-й ревизии за Соловецким монастырем числилось 5430 душ мужского пола (далее — душ м.п.), а по 3-й ревизии — 6132 души м.п. За этот период население вотчин увеличилось на 13% (на 706 душ м.п.). Вероятно, это было связано с общим увеличением численности населения Российской империи за это время13.

Помимо указанных в таблице владений в ведении монастыря находились две пустыни — Муезерская (в Двинском уезде) и Марчугова (в Московском уезде), а также монастырские дворы в Москве, Архангельске, Вологде, Устюге Великом, Каргополе и Кольском остроге. Для наглядности приведем карты, на которых отмечено местоположение указанных в таблице 1 вотчин (рис. 1 и 2).

Все вотчины Соловецкого монастыря можно условно разделить на три группы, определяемые их географическим положением и различающиеся по характеру основных повинностей проживавших в них крестьян. К первой группе мы отнесли вотчины, расположенные по Беломорскому побережью или вблизи него (рис. 1, вотчины № 1—23). Ко второй — вотчины, расположенные вдоль русел основных поморских рек — Северной Двины и Онеги (рис. 1, вотчины № 24—30). И, наконец, в третью группу можно выделить вотчины, находившиеся в центральных уездах страны (рис. 2, вотчины № 31—33). Рассмотрим основные виды повинностей крестьян этих групп вотчин.

13 Население Российской империи в период между 2-й и 3-й ревизиями увеличилось на 15,8 % (см.: КабузанВ. М. Население Российской империи в XVIII в. // Исследования по истории России XVI — XVIII вв. М., 2000. С. 55).

Рис 1. Карта расположения вотчин Соловецкого монастыря в северных уездах накануне секуляризации 1764 г.14

14 Богданова. К вопросу о том, крупным ли вотчинником был Соловецкий монастырь. С. 255.

Рис 2. Карта расположения вотчин Соловецкого монастыря в центральных уездах накануне секуляризации 1764 г.15

15 Богданова. К вопросу о том, крупным ли вотчинником был Соловецкий монастырь. С. 256.

В вотчинах, отнесенных нами к первой группе, проживало около 81 % всех крестьян Соловецкого монастыря (4965 душ м.п. по данным 3-й ревизии). Анализ источников показал, что крестьяне этой группы несли смешанные повинности, которые выражались в отработках на монастырь в сочетании с денежным и натуральным оброками. На основании «ведомости о монастырских вотчинах» уместно разделить все виды исполняемых крестьянами работ на те, которые выполнялись без платы от монастыря, и работы за определенную плату (табл. 2).

Таблица 2

Работы на монастырь, выполняемые крестьянами первой группы вотчин16

Название вотчины Работы без платы от монастыря Работы с платой от монастыря

Сумской острог с приписными деревнями и волостями (Сороцкая, Шижен-ская, Надвоицкая, Колежемская, Ню-хоцкая, Унежемская) Посылка в монастырь «даточных» (на лето 28 работников и 8 плотников, на зиму 11 работников); разгрузка в своих волостях судов с припасами для соляных промыслов, поднятие судов на берег для зимовки, а по весне нагрузка их лесом «про монастырский обиход» Поставка леса «про монастырский обиход» и работы на монастырские усолья (Мягостровское, Колежемское, Нюхоцкое, Унежемское) (выварка соли, доставка дров к усо-льям, сенокос и проч.)

Кемский городок с приписными деревнями; Шуерецкая волость с деревнями Гридина Губа и Калгалакша Посылка в монастырь «даточных» (на лето 17 работников и 8 плотников, на зиму 11 работников); разгрузка в своих волостях судов с припасами для соляных промыслов, поднятие судов на берег для зимовки, а по весне нагрузка их лесом «про монастырский обиход»; обработка пашни и сенокос в приписной к Соловецкому монастырю Муезерской пустыни Поставка леса «про монастырский обиход» и работы на монастырское Кезакульское усолье (выварка соли, доставка дров к усолью, сенокос и проч.)

Курейская, Кехоц-кая, Куйская, Ярен-ская волости; Нено-коцкое усолье Посылка в монастырь «даточных» (на лето и зиму по два работника); нагрузка судов припасами, купленными в Архангельске и привезенными из устюжских вотчин «про монастырский обиход» Не исполняли

Умбская и Варзуж-ская волости Посылка в монастырь «даточных» (на лето и зиму по одному работнику) Не исполняли

Село Кереть с приписными деревнями Посылка в монастырь даточных (на лето 4 работника и два плотника, на зиму три работника); поднятие монастырских судов на берег для зимовки, а по весне нагрузка их лесом «про монастырский обиход» Поставка леса «про монастырский обиход»

16 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5528. Л. 1 об. -7 об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42

Продолжение таблицы 2

Название вотчины Работы без платы от монастыря Работы с платой от монастыря

Лямецкая, Пурнем-ская, Нижмозерская, Кушерецкая волости Посылка в монастырь «даточных» (на лето 8 работников и 4 плотника, на зиму 4 работника) Работы на монастырские усолья (Пурнемское и Ку-шерецкое) (выварка соли, доставка дров к усольям, сенокос, обработка пашни в Пурнемском усолье и проч.)

Всего даточных: на лето 60 работников и 22 плотника, на зиму 32 работника

Из таблицы видно, что в обязательные бесплатные работы крестьян в первую очередь входила посылка в монастырь «даточных» людей: на лето — 60 работников (в расчете один работник примерно с 72 душ м.п.) и 22 плотника (в расчете один плотник примерно со 196 душ м.п.), и на зиму 32 работника (в расчете один работник примерно со 135 душ м.п.)17. Основными обязанностями даточных были строительство, ремонт, заготовка дров, сенокос и проч. Содержание им производилось от крестьян той вотчины, от которой они были присланы.

Кроме того, крестьяне должны были без платы от монастыря производить погрузку и разгрузку приходящих в их волость монастырских судов. Следует отметить, что пашенных работ монастырь от этих крестьян в качестве повинности почти не требовал, т.к. почва этих вотчин была малоплодородной и плохо пригодной для земледелия (исключение составляли лишь некоторые пашенные работы на приписную к Соловецкому монастырю Муезерскую пустынь).

Ряд работ на монастырь крестьяне исполняли за определенную плату. Крайне важной задачей было обеспечение функционирования монастырских усо-лий. Выварка соли была основной хозяйственной деятельностью монастыря вплоть до секуляризации 1764 г.18, и крестьяне должны были обеспечивать бесперебойную работу солеварен. В их обязанности входила сама выварка соли, доставка дров к усольям, сенокос и проч. Из приходо-расходной книги монастырской денежной казны 1763 г. можно оценить, какую плату получали крестьяне за эти работы19. К примеру, крестьяне Сумского острога и приписных к нему волостей за работы в четырех усольях (Мягостровском, Колежемском, Нюхоц-ком и Унежемском), в которых действовали пять варниц, в 1763 г. получили 487 руб. 33% коп.20, крестьяне Кемского городка, Шуерецкой волости и приписных к ним деревень за аналогичные работы для Кезакульского усолья (одна варница) получили 90 руб. 62 коп.21, крестьяне Лямецкой, Пурнемской, Нижмозерской и

17 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5528. Л. 1 об. — 7 об.

18 Богданова А. В. Соляной промысел Соловецкого монастыря накануне секуляризации 1764 г. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 1 (56). М., 2014. С. 31-49.

19 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 4505а.

20 Там же. Л. 3-57.

21 Там же.

Кушерецкой волостей за работы для Пурнемского и Кушерецкого усолий (пять варниц) — 464 руб. 78И коп.22

Другой важной обязанностью крестьян была поставка монастырю лесных строительных материалов. Стоимость этих работ можно оценить по той же приходо-расходной книге монастырской денежной казны. Например, за поставку леса «про монастырский обиход» в 1763 г. крестьяне Сумского острога и приписных к нему волостей в 1763 г. получили 103 руб. 80 коп.23, крестьяне Кемского городка, Шуерецкой волости и приписных к ним деревень — 76 руб. 30 коп.24, крестьяне Керетского села с деревнями — 19 руб. 10 коп.25

«Офицерская» опись сообщает нам, что кроме приведенных в таблице 1 работ соловецкие крестьяне должны были предоставлять подводы для проезда по хозяйственным делам монастырских поверенных и приказчиков, а также доставлять письма в соседние вотчины по требованию монастырского начальства26.

Помимо исполняемых работ крестьяне вотчин первой группы должны были платить монастырю окладный денежный оброк27. В «офицерской» описи и в «ведомости о монастырских вотчинах» указана величина окладного оброка — 457 руб. 7Ш коп.28 В приходо-расходной казначейской книге 1763 г. приводится несколько большая величина — 460 руб. 77И коп.29 В той же книге можно найти раскладку окладных сборов по отдельным монастырским вотчинам (табл. 3).

Таблица 3

Окладный оброк, собранный с крестьян Соловецкого монастыря в 1763 г.30

Название вотчины Вид окладного оброка Величина (руб. в год)

В Двинском уезде:

Сумской острог с приписными волостями и деревнями тиунский и доводчиков 94 руб. 76 коп.

подымный 94 руб. 80 коп.

Кемский городок с приписными деревнями подымный 51 руб. 20 коп.

бобыльская дань 20 руб. 72й коп.

Шуерецкая волость с деревнями тиунский и доводчиков 38 руб.

подымный 22 руб. 80 коп.

Варзужская волость --- ---

Умбская волость --- ---

Яренская тиунский и доводчиков 8 руб. 74 коп.

подымный 3 руб. 20 коп.

Ненокоцкое усолье --- ---

22 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 4505а. Л. 3-57.

23 Там же. Л. 10-11.

24 Там же. Л. 11 об.

25 Там же.

26 РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 573. Л. 131об., 133, 134об., 233 и др.

27 Окладным назывался оброк, который можно было ввести в определенный оклад и собирать в обязательном для плательщиков, заранее определенном размере.

28 РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 573. Л. 67 об.; Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5528. Л. 1 об. — 7 об.

29 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 4505 а. Л. 13 об. — 26 об.

30 Там же.

Продолжение таблицы 3

Название вотчины Вид окладного оброка Величина (руб. в год)

Кехоцкая волость с душ мужского пола 17 руб. 20 коп.

Курейская волость --- ---

Куйская волость с душ мужского пола 26 руб. 40 коп.

В Кольском уезде:

Село Кереть с приписными деревнями доводчиков 6 руб. 50 коп.

В Каргопольском уезде:

Лямецкая волость тиунский и доводчиков 3 руб. 56 коп.

подымный 5 руб. 60 коп.

Пурнемская волость тиунский и доводчиков 9 руб. 61 коп.

подымный 6 руб. 80 коп.

Нижмозерская волость тиунский и доводчиков 24 руб. 8 коп.

подымный 8 руб. 80 коп.

Кушерецкая волость тиунский и доводчиков 7 руб.

подымный 11 руб.

Всего: 460 руб. 77/2 коп.

Из таблицы видно, что окладный оброк не был единообразным во всех вотчинах. В большинстве из них он состоял из тиунского, доводчикова и подымного оброков. Тиунский и доводчиков оброки платились за исполнение административных и судебных функций в вотчине31. Подымным оброком облагался каждый крестьянский двор в размере 40 коп. с двора. В некоторых вотчинах собирался только доводчиков оброк (Керетское село с деревнями), в других — подымный и бобыльская дань (Кемский городок с деревнями). Были вотчины, в которых вместо указанных выше собирался только подушный оброк по 40 коп. с души (Кехоцкая и Куйская волости). Некоторые вотчины были полностью освобождены от окладных денежных сборов, к примеру самые северные волости — Вар-зужская и Умбская.

Наряду с окладным крестьяне платили монастырю и так называемый не-окладный оброк, который фактически выражался в арендной плате за использование крестьянами монастырской земли, угодий или средств производства. Раскладку этого вида оброка по разным монастырским вотчинам можно получить, анализируя ту же приходо-расходную книгу денежной казны монастыря 1763 г. Выделим основные статьи неокладных сборов: 1) за рыбные ловли, сенные покосы и пашенные земли (к сожалению, по приходо-расходной книге не удается отделить эти статьи одну от другой); 2) за соляные црены; 3) за мельницы; 4) за участки слюдяного промысла. В 1763 г. неокладный оброк с крестьян составил 708 руб. 86% коп. (табл. 4)32.

31 К сожалению, исследуемые документы не позволяют выяснить, от чего зависела величина этих видов оброков в разных вотчинах.

32 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 4505 а. Л. 13 об. — 26 об.

Таблица 4

Неокладный оброк, собранный с крестьян Соловецкого монастыря в 1763 г.33

Название вотчины

Сумской острог с приписными волостями и деревнями

Кемский городок с приписными деревнями

Шуерецкая волость с деревнями Яренская волость

Ненокоцкое усолье Кехоцкая волость Курейская волость Куйская волость

Варзужская волость Умбская волость

Село Кереть с приписными деревнями Лямецкая волость

Пурнемская волость Нижмозерская волость

Кушерецкая волость

Всего:

За рыбные ловли, сенные покосы и пашенные

земли (руб. в год)

121 руб. 45% коп.

208 руб. 51й коп.

29 руб. 74 коп.

7 руб.

30 коп.

25 руб. 22 руб. 10 коп. 57 руб. 16 руб. 30 коп. 79 руб. 81 коп. 22 руб. 30 коп.

4 руб. 12И коп. 593 руб. 64% коп.

За соляные

црены (руб. в год)

35 руб. 82 коп.

5 руб.

40 руб. 82 коп.

За мельницы (руб. в год)

35 руб.

15 руб. 8 руб.

14 руб.

72 руб.

За участки слюдяного промысла (руб. в год)

2 руб. 40 коп.

2 руб. 40 коп.

Всего (руб. в год)

25 руб. 22 руб. 10 коп. 57 руб. 16 руб. 30 коп. 96 руб.

21 коп.

22 руб. 30 коп.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 руб. 12й коп. 708 руб. 86% коп.

В общей сложности в монастырскую казну в 1763 г. поступило окладного и неокладного оброка с крестьян в размере 1169 руб. 64К коп., что составило около 12 % от всех денежных поступлений монастыря, проведенных через приходо-расходную казначейскую книгу34.

33 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 4505 а. Л. 13 об. — 26 об.

34 Суммарный доход монастырской казны в 1763 г. был равен 10 073 руб. 39й коп. (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 4505 а. Л. 26 об.).

Кроме того, крестьяне ряда близлежащих к монастырю вотчин должны были поставлять натурой продукты (сыр, масло, яйца и сметану), а также некоторые материалы для монастырского производства, например дубовую и березовую кору для кожевенного дела (дубления кожи)35.

Таким образом, крестьяне первой группы вотчин несли на монастырь смешанные повинности: отработки в сочетании с денежным и натуральным оброками. Отметим, что мы рассматривали всех крестьян, живших у побережья Белого моря, как одну группу, однако их положение все же отличалось друг от друга, различались также и их повинности. Мы не ставили себе целью подробно описать повинности крестьян каждой вотчины, а лишь попытались отметить основные их виды в пределах выделенной нами первой группы.

Во второй и третьей группах монастырских вотчин проживало в сумме менее 20 % всех соловецких крестьян. Удаленность и относительная самостоятельность этих вотчин обуславливали их менее тесную связь с монастырем. Анализ источников показал, что и денежные расчеты с ними не проходили через монастырскую казну. Имеющиеся в наличии документы позволяют лишь в общих чертах описать повинности крестьян этих вотчин.

Ко второй группе мы отнесли онежские вотчины Каргопольского уезда (Пер-темское сельцо с деревнями, Владыченское сельцо с деревнями, Пияльское усо-лье и Польское сельцо), а также вотчины Устюжского уезда (Новинское село с деревнями, Красноборское село с деревнями и Пермогорская волость). В них проживало около 11 % всех монастырских крестьян (684 душ м.п. по данным 3-й ревизии). Основными категориями сельского населения этих вотчин были половники и беспахотные бобыли.

Половничество — это особый вид крестьянства. В XVIII в. половники занимали некоторое промежуточное положение между крепостными и государственными крестьянами. Они заключали с землевладельцем определенный договор, по которому получали на обработку землю, а в качестве арендной платы должны были отдавать часть урожая (обычно половину). Землевладельцы были обязаны платить за них подати наравне с государственными крестьянами, а также давать семена для посева. По истечении срока договора половники могли переходить от одного владельца к другому36.

По данным 2-й и 3-й ревизий половники, находившиеся в договорных отношениях с Соловецким монастырем, были зафиксированы только в Устюжском уезде (231 душа м.п. по 2-й ревизии и 286 душ м.п. по 3-й). Однако некоторые монастырские документы (не ревизского происхождения) позволяют нам утверждать, что были они и в указанных выше онежских вотчинах Каргопольского уезда. Так, например, в одном из документов монастырского делопроизводства приводится следующее уточнение населения онежских вотчин: в Пертемском сельце с деревнями из 85 крестьянских душ м.п. было 49 душ половников и 36 беспахотных бобылей, во Владыченском сельце с деревнями из 50 крестьянских душ м.п. — 33 половника и 17 беспахотных бобылей, в Пияльском усолье с де-

35 РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 573. Л. 132, 275 и др.

36 Семевский. Указ. соч. С. 700-720.

ревнями из 23 душ м.п. — 12 половников и 11 крестьян37. Итого, в Каргопольском уезде в Пертемской, Владыченской и Пияльской волостях из 158 душ м.п. можно выделить 94 половника, 53 бобыля и 11 крестьян, хотя по данным 3-й ревизии они все были объединены в одну категорию крестьянства. Действительно, ревизии ХУШ-ХГХ вв. обычно не отмечали различий между разными категориями крестьян, поскольку в податном отношении перед государством все они были равны между собой.

Итак, по нашим подсчетам, накануне 1764 г. половников в каргопольских и устюжских вотчинах было около 380 душ м.п. Согласно данным офицерской описи, они обрабатывали около 130 четвертей монастырской пашни и за свою работу брали половину полученного урожая38. Хлеб, выращенный в онежских и устюжских вотчинах, поступал в монастырь и монастырские усолья. В «офицерской» описи было записано, что из этих вотчин привозится ежегодно «ржи по 701 четверти 6 четвериков, ячменя по 500 четвертей, а иногда больше и меньше»39. Однако следует отметить, что этого количества на нужды обители не хватало, и Соловецкий монастырь вынужден был основную часть своих зерновых запасов закупать.

Помимо непосредственно пашенных работ половники Устюжских вотчин должны были обеспечивать ремонт монастырских дворов, а также доставлять к ним дрова и сено. Кроме того, они вместе с устюжскими бобылями ежегодно поставляли в монастырь на лето и зиму по 6 даточных40. Повинности устюжских и онежских бобылей как безземельных крестьян, по-видимому, были минимальны, — имеющиеся в нашем распоряжении источники их не конкретизируют.

И, наконец, в третью группу мы выделили вотчины Соловецкого монастыря центральных уездов — Бежецкого (село Пузырево с деревнями), Московского (деревня Фаустово и сельцо Лапино) и Каширского (село Чернево). В них проживало около 8 % всех монастырских крестьян (483 душ м.п. по данным 3-й ревизии). Основным видом повинностей крестьян этих вотчин была барщинная полевая работа. Согласно офицерским описаниям, крестьяне этих вотчин обрабатывали на монастырь 2Ш десятин (в одном поле) в Бежецком уезде, 79 десятин (в одном поле) в Каширском уезде, а в Московском уезде крестьяне возделывали 39 четвертей на приписную к монастырю Марчугову пустынь41. Выращенный в этих вотчинах хлеб в сам Соловецкий монастырь не поступал (видимо, из-за дороговизны транспортировки), а поставлялся на Московское монастырское подворье и в Марчугову пустынь. Помимо обработки монастырской пашни барщинные крестьяне этих вотчин исполняли и некоторые другие работы, такие как извозная повинность, сенокос, поставка дров к монастырским дворам и проч.42

Подведем краткий итог нашего исследования. Данная работа показала, что характер повинностей крестьян Соловецкого монастыря напрямую был связан с

37 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 4443. Л. 13-23 об.

38 РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 573. Л. 53 об., 58.

39 Там же. Л. 68.

40 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5528. Л. 5 об.

41 РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 573. Л. 60 об., 171-172 об., 185-193 об.

42 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5528. Л. 6 об. — 7; Ф. 280. Оп. 3. Д. 573. Л. 173-191 об.

географическим положением его вотчин. По этому признаку было выделено три группы монастырских вотчин: 1) расположенные по берегу Белого моря и вблизи него; 2) расположенные по берегам основных поморских рек Северной Двины и Онеги; 3) расположенные в центральных уездах страны. В первой группе вотчин проживало подавляющее большинство (81 %) соловецких крестьян, которые исполняли на монастырь смешанные повинности: работы на монастырь (как бесплатные, так и за определенную плату, но обязательные), денежный оброк (окладный и неокладный), натуральный оброк. Монастырь широко использовал труд поморских крестьян в организации своего обширного хозяйства, как в монастырских вотчинах, так и на самом Соловецком архипелаге. Крестьяне этих вотчин обеспечивали функционирование монастырской хозяйственной деятельности, в первую очередь солеварения, присылали для хозяйственных работ в монастырь «даточных», поставляли в монастырь лесные строительные материалы, необходимую в кожевенном деле дубовую и березовую кору, некоторые столовые припасы. Собираемый с этих крестьян денежный оброк составлял около десятой части денежных поступлений монастырской казны. Во второй группе монастырских вотчин проживало около 11 % всех соловецких крестьян. Более половины из них составляли половники, которые работали на монастырской пашне за половину урожая. В третьей группе монастырских вотчин числилось около 8 % соловецких крестьян, которые трудились в основном на монастырской барщине. Эти удаленные вотчины центральных уездов имели относительно слабую связь с монастырем. Выращенный в них хлеб на Соловецкие острова не поставлялся, а обеспечивал Московское монастырское подворье и приписную к монастырю Марчугову пустынь.

Таковы в общих чертах основные повинности крестьян в пользу Соловецкого монастыря накануне секуляризации. Проведенная в 1764 г. секуляризаци-онная реформа кардинально изменила статус соловецких крестьян. Прервались складывавшиеся веками крестьянско-сеньориальные отношения, началась перестройка хозяйственной жизни как самой Соловецкой обители, так и ее бывших крестьян. Изучение произошедших после 1764 г. изменений в жизни монастыря и крестьян можно отнести к направлениям дальнейших исследований в данной области.

Ключевые слова: Соловецкий монастырь, вотчины, крестьяне, секуляризация.

The Solovetsky monastery peasants AT THE EVE OF THE 1764 SECULARIZATION

А. BOGDANOVA

The article deals with the peasants of the Solovetsky monastery at the eve of the secularization that took place in 1764. Description of the monastic estates and the feudal homage of the peasants is the subject of the article. The article uses archival documents stored in the Fund number 1201 («the Solovetsky monastery») and the Fund number 280 («Kollegia Jekonomii") of the Russian state archive of ancient acts. The author asserts that the estates of the Solovetsky monastery could be divided into three groups according to their geographical location which determined the character of the basic obligations of the peasants. The estates located on the shore of the White sea or near it were allocated into the first group. About 81 % of monastic peasants leaved there. They executed mixed duties: different works in combination with monetary and food products servage. Working in the monastic salt mines was their main duty. They also had to deliver wood and send workers to the monastery. Money servage collected from these peasants was about the tenth part of the cash receipts of the monastic Treasury. The estates located on the banks of the Northern Dvina and Onega, the major Pomorian rivers (11 % of monastic peasants) composed the second group. Majority of peasants belonging to this group were "polovniki" whose duty was to work the monastic arable for half of the harvest. The monastic estates located in the Central districts of the country composed the third group (8 % of monastic peasants). The peasants belonging to this group had relatively weak connection with the monastery due to their geographical remoteness from the Solovetsky archipelago. Performing forced labor they provided bread for the Moscow monastic farmstead and Marchukova hermitage belonging to the monastery.

Keywords: Solovetsky monastery, patrimonies, peasants, secularization.

Список литературы

1. Баранов М. А. Крестьяне монастырских вотчин накануне секуляризации (по документам Спас-Евфимиева монастыря в г. Суздале). Дис. ... канд. ист. наук. М., 1954.

2. Богданова А. В. К вопросу о том, крупным ли вотчинником был Соловецкий монастырь накануне секуляризации 1764 г. // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Третьи чтения памяти академика РАН Л. В. Милова (материалы международной научной конференции). Вып. 3. М., 2013. С. 248-258.

3. Богданова А. В. О «зимних выездах» соловецких настоятелей в XVIII в., об одном кораблекрушении и утонувших книгах // Соловецкое море: историко-литературный альманах. Вып. 13. Архангельск; М., 2014. С. 87-95.

4. Богданова А. В. Соляной промысел Соловецкого монастыря накануне секуляризации 1764 г. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 1 (56). М., 2014. С. 31-49.

5. Булыгин И. А. Крестьяне вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря в первой половине XVIII в. // Аграрная история Европейского Севера СССР. Вологда, 1970. С. 108120.

6. Водарский Я. Е. Население России в конце XVII — начале XVIII века. М., 1977.

7. Громыко М. М. Крестьяне церковных вотчин Западной Сибири в 40-60-х годах XVIII в. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. Рига, 1963. С. 262-270.

8. Кабузан В. М. Население Российской империи в XVIII в. // Исследования по истории России XVI-XVШ вв. М., 2000. С. 42-75.

9. Прохоров М. Ф., Чекунова А. Е. Вотчинное хозяйство Донского монастыря в XVII-XVIII вв. // Монастыри в жизни России. Материалы научной конференции, посвященной 600-летию преподобного Пафнутия Боровского и 550-летию основания им Рождества Богородицы Пафнутьев-Боровского монастыря (19-20 апреля 1994 года). Калуга; Боровск, 1997. С. 60-65.

10. Семевский В. И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. Т. 2. СПб., 1901.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.