Научная статья на тему 'ЗЕМЕЛЬНЫЕ ВЛАДЕНИЯ И ДОХОДЫ СВЯТОГОРСКОГО МОНАСТЫРЯ ПСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ НАКАНУНЕ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ 1764 Г'

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ВЛАДЕНИЯ И ДОХОДЫ СВЯТОГОРСКОГО МОНАСТЫРЯ ПСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ НАКАНУНЕ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ 1764 Г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ИГУМЕН ИОАНН (МАЗЬ) / ИГУМЕН ВЕНИАМИН / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / ИМУЩЕСТВО ОБИТЕЛИ / ЗЕМЛИ / КРЕСТЬЯНЕ / ХОЗЯЙСТВО / СОСТАВ БРАТИИ / ДОХОДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Михаил Владимирович

В статье на основании архивных материалов рассматриваются земельные имения и доходы Святогорского Свято-Успенского монастыря Псковской епархии накануне секуляризации 1764 г., а также состав его братии и служителей. Оценка собственности осуществляется на основании изучения офицерских описей монастырского имущества, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов, и материалов, содержащихся в «Ведомости о вотчинных владениях Святогорского монастыря Псковской епархии 1744 года», находящейся в Государственном архиве Псковской области. Показано, что земли, принадлежащие Святогорскому монастырю до 1764 г., обрабатывались лишь частично. Монастырь не стремился повышать эффективность хозяйствования, однако уровень доходов, получаемых с вотчин, позволял обители себя обеспечивать и развиваться. По итогам секуляризации монастырь потерял большую часть своих имений, которые были переданы государству, а затем иным владельцам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAND HOLDINGS AND INCOMES OF THE SVYATOGORSK MONASTERY OF THE PSKOV DIOCESE ON THE EVE OF THE SECULARIZATION OF 1764

On the basis of archival materials, the article examines the land estates and incomes of the Svyatogorsk Holy Dormition Monastery of the Pskov Diocese on the eve of the secularization of 1764, as well as the composition of its brethren and ministers. Property valuation is carried out on the basis of a study of the officers’ inventories of the monastery property stored in the Russian State Archive of Ancient Acts, and materials contained in the “Bulletin of the Patrimonial Possessions of the Svyatogorsk Monastery of the Pskov Diocese in 1744”, located in the State Archives of the Pskov Region. It is shown that the lands belonging to the Svyatogorsk Monastery before 1764 were only partially cultivated. The monastery did not strive to increase the efficiency of its management, however, the level of income received from the estates allowed the monastery to support and develop itself. As a result of secularization, the monastery lost most of its estates, which were transferred to the state, and then to other owners.

Текст научной работы на тему «ЗЕМЕЛЬНЫЕ ВЛАДЕНИЯ И ДОХОДЫ СВЯТОГОРСКОГО МОНАСТЫРЯ ПСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ НАКАНУНЕ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ 1764 Г»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 3 (8) 2021

Протоиерей Михаил Иванов

Земельные владения и доходы Святогорского монастыря Псковской епархии накануне секуляризации 1764 г.

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_196

Аннотация: В статье на основании архивных материалов рассматриваются земельные имения и доходы Святогорского Свято-Успенского монастыря Псковской епархии накануне секуляризации 1764 г., а также состав его братии и служителей. Оценка собственности осуществляется на основании изучения офицерских описей монастырского имущества, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов, и материалов, содержащихся в «Ведомости о вотчинных владениях Святогорского монастыря Псковской епархии 1744 года», находящейся в Государственном архиве Псковской области. Показано, что земли, принадлежащие Святогорскому монастырю до 1764 г., обрабатывались лишь частично. Монастырь не стремился повышать эффективность хозяйствования, однако уровень доходов, получаемых с вотчин, позволял обители себя обеспечивать и развиваться. По итогам секуляризации монастырь потерял большую часть своих имений, которые были переданы государству, а затем иным владельцам.

Ключевые слова: Святогорский монастырь, игумен Иоанн (Мазь), игумен Вениамин, секуляризация, имущество обители, земли, крестьяне, хозяйство, состав братии, доходы.

Об авторе: Протоиерей Михаил Владимирович Иванов

Соискатель Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Казанской церкви п. Пушкинские Горы, Псковской обл. E-mail: pushgory1@ya.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2725-4452

Ссылка на статью: Иванов М, прот. Земельные владения и доходы Святогорского монастыря Псковской епархии накануне секуляризации 1764 г. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №3 (8). С. 196-204.

* Фотографии взяты из открытых источников.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 3 (8) 2021

Archpriest Mikhail Ivanov

Land Holdings and Incomes of the Svyatogorsk Monastery of the Pskov Diocese on the Eve of the Secularization of 1764

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_196

Abstract: On the basis of archival materials, the article examines the land estates and incomes of the Svyatogorsk Holy Dormition Monastery of the Pskov Diocese on the eve of the secularization of 1764, as well as the composition of its brethren and ministers. Property valuation is carried out on the basis of a study of the officers' inventories of the monastery property stored in the Russian State Archive of Ancient Acts, and materials contained in the "Bulletin of the Patrimonial Possessions of the Svyatogorsk Monastery of the Pskov Diocese in 1744", located in the State Archives of the Pskov Region. It is shown that the lands belonging to the Svyatogorsk Monastery before 1764 were only partially cultivated. The monastery did not strive to increase the efficiency of its management, however, the level of income received from the estates allowed the monastery to support and develop itself. As a result of secularization, the monastery lost most of its estates, which were transferred to the state, and then to other owners.

Keywords: Svyatogorsk Monastery, Abbot John (Maz'), Abbot Benjamin, secularization, properties of the monastery, land, peasants, household, brethren, income.

About the author: Archpriest Mikhail Vladimirovich Ivanov

Corresponding graduate student at St. Petersburg Theological Academy, Rector of the Kazan Church

in the village of Pushkinskie Gory, Pskov region.

E-mail: pushgory1@ya.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2725-4452

Article link: Ivanov M., archpriest. Land Holdings and Incomes of the Svyatogorsk Monastery of the Pskov Diocese on the Eve of the Secularization of 1764. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 3 (8), pp. 196-204.

* Photos are taken from open sources.

Подготовка к секуляризации церковной собственности в России охватывает период с 1478 г., когда Иваном III отчуждаются церковные земли Новгородчины, до 1764 г., когда реформа была осуществлена, положив начало секуляризационным процессам уже не в материальной сфере, а в сфере общественного сознания.

Необходимо отметить, что сама возможность изъятия земель Церкви в пользу государства на российской почве воспринималась изначально более терпимо в сравнении с отношением к этому процессу в южнорусских землях. Так, например, до присоединения к Москве псковские церкви и монастыри могли полностью распоряжаться своим имуществом как полноправные собственники. Спорные вопросы рассматривало вече. С 1510 г., когда вече было упразднено, а все земли Псковской области стали вотчинами государя, возникает и ограничение права церковной собственности. При дарении имущества монастырю, например, указывали в документе нерушимую волю собственника передать имущество церковному учреждению на все времена, но с оговоркой: «... опрично царя и государя великого князя Ивана Васильевича и всеа Русии». Жертвователи ясно понимали, что теперь, кроме их воли, еще и от воли государя зависит «вечная» прочность их пожертвования1.

Святогорский монастырь накануне секуляризации 1764 г. владел большим количеством земельных угодий. Сюда входили пашенные земли, покосы и леса. В «Описании Святогорского монастыря Псковской епархии» игумена Иоанна (Мазь) содержатся некоторые сведения о монастырских владениях до 1764 г.: «До издания духовных штатов 1764 г. св. обитель владела различными вотчинами, с 957 крестьянами и обширными участками земли, покосом и рыбными ловлями, но какими именно, за уничтожением дел пожаром, теперь неизвестно. С изданием духовных штатов, из 957 душ крестьян, принадлежавших монастырю, остались в нем одни дворовые люди, под названием "монастырских служителей", коих при освобождении Высочайшим манифестом 19 февраля 1861 года, состояло только 17 человек»2. К сожалению, игумен Иоанн не описывает количество монастырских имений и их состав.

Пролить свет на имущество монастыря перед секуляризацией 1764 г. позволяют два архивных дела. Одно из них — это «Описи Успенского Святогорского монастыря Воронецкого уезда 1764 г.», составленные поручиком Ильёй Сонцовым и находящиеся в Российском государственном архиве древних актов (далее — описи Сонцова)3. Данные описи имеют особенную ценность, т.к. содержат подробные описания всего монастырского имущества. В ходе подготовки к земельной церковной реформе правительством неоднократно запрашивались сведения о церковных землевладениях, предпринимались попытки сбора сведений о церковных имениях самостоятельно, однако эти действия встречали сопротивление со стороны Синода, архиерейских домов и монастырей. Данные либо не предоставлялись, либо предоставлялись неточ-ные4. Для проведения реформы необходимо было знать точное количество земель и крестьян, принадлежащих Церкви. Для сбора таких сведений на места правительством были направлены офицеры.

В Святогорском монастыре Псковской епархии данные работы в 1764 г. проводил поручик Илья Сонцов. Недостатком описания вотчин поручиком стало то, что оно содержит существенно заниженные сведения о количестве монастырских земель, крестьян, деревень и, соответственно, доходов с них. Сонцов был вынужден опрашивать крестьян о количестве земли, приписанной к конкретной деревне, не имея документов на руках. Однако крестьяне не располагали нужной информацией. Поручик

1 Серебрянский Н.И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 404.

2 Иоанн, иг. Описание Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии. Псков, 1899. С. 88.

3 РГАДА Ф. 280. Оп. 3. Д. 702.

4 Комиссаренко А.И. Разработка законодательных актов секуляризационной реформы 1764 г. / А.И. Комиссаренко // Проблемы истории России. Вып. 2: Опыт государственного строительства XV-XX вв. Екатеринбург: Волот, 1998. С. 34-47, 35-36.

выяснил, что факты принадлежности участков известны издревле всем живущим «от древних крестьян», но уточнить, откуда эти сведения, никто из людей не смог, поэтому он вынужден был указывать площади земель и лесов «погубно», а не «поде-ревно», как требовалось указом5. Между тем, в обители имелись подробные описание имений со строгим учетом всех объемов работ, проводимых крестьянами, и доходов от монастырских вотчин. Данные учетные ведомости оформлялись ежегодно, но, очевидно, поручик не получил доступа к этим документам.

В Государственном архиве Псковской области (далее — ГАПО) сохранилась единственная подобная ведомость досекуляризационного периода — «Ведомость о вотчинных владениях монастыря за 1744 г.». В ней указано расстояние от деревень до обители и самих деревень, крестьян же описано значительно больше, чем в описи Сонцова. Несомненно, этот документ может служить источником наиболее точных данных о монастырских имениях перед земельной реформой 1764 г. Всего по «Ведомости о вотчинных владениях Святогорского монастыря в 1761 году...», составленной по ревизии 1744 г., за монастырем в 1761г. числилось 812 душ, в то время как согласно ревизии 1744 г. — 957. Все 812 душ, земли, покосы и леса были расписаны по деревням Псковского, Вышегородского, Пусторжевского, Выборского, Красногородского, Воро-нецкого и Велейского уездов Псковской провинции6.

Церковное землевладение Псковской земли на протяжении ряда столетий характеризовалось мелковотчинностью и разрозненностью участков, распространением совладения7. Земли были не очень плодородными, давали нестабильные урожаи. В таких условиях монастыри считались эффективными собственниками8. Однако, как видно из «Ведомости о вотчинных владениях.», большая часть земли не распахивалась и не приносила дохода. Причина заключалась в нехватке рабочих рук.

«Состоят оные деревни в расстоянии от города Пскова в 100 и 50, а от пригорода Опочки в 40 и 30 немереных верстах»9, — пишет поручик Сонцов. Далее он отмечает, что некоторые монастырские деревни отстоят от обители на расстояние до 60 верст (129,6 км). Управление такими удаленными имениями было затруднительно. «За дальностью расстояния на работы не ходили», — отмечается в ведомости 1761 г. в графе против деревень Селиваново Пусторжевского уезда, Пискулино, Панево и Есмелки Вышегородского уезда. При этом, в указанных деревнях было 195 работников (душ м.п.).

До конца XIX в. в России преимущественно использовалась трехпольная система агротехники. Этот факт отражался в земельных учетных записях писцов так, что площадь пашенной земли указывалась в записях, как треть всей площади, используемой полностью при данной системе возделывания. После значения площади поля обычно следует приписка, указывающая, что реально существуют еще два поля такой же площади: «а в дву, по тому ж»10. Однако некоторые документы содержат полное указание площади, указывая пашню и пар11 отдельно. Исследователи, приводя площади участков, часто не отражают этот факт ни в расчетах, ни в комментариях. Кроме того, в XVIII в. в России использовались разные единицы для измерения площадей различных сельхозугодий. Например, для измерения площади покосов использовалась такая единица, как «копна». Для правильной оценки размера имений в настоящее время удобнее будет перевести все измеренные площади в современные единицы, и учесть

5 РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 702. Л. 20.

6 ГАПО. Ф. 328. Оп. 1. Д. 2.

7 Зирбуева В.Г. Секуляризация церковного землевладения в Псковской провинции во второй половине XVIII в. Дисс. ... канд. ист. наук. СПб., 2011. С. 92.

8 Серебрянский Н.И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 406-407.

9 РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 702. Л. 20.

10 Именно как треть от общей площади пашни указывает в своей ведомости земли Сонцов, однако ведомость ГАПО содержит полную итоговую информацию о площади пашенных земель

11 Пар в земледелии — вспаханное поле, оставляемое на одно лето незасеянным.

при этом факт записи площадей пашенных земель в описи, как треть от реальной площади угодья. При перерасчете этих площадей, а также других величин, приведенных ниже в Таблице 1, использовались данные, приведенные в работе Н. А. Шостьина «Очерки истории русской метрологии»12. Приблизительный расчет стоимости собираемых монастырем натуральных сборов различных зерновых культур и продуктов сделан на основании данных, приводимых в работе Б. Н. Миронова «Хлебные цены в России за два столетия (XVШ-XIX в.)»13.

Таблица 1. Сведения из Ведомости ГАПО о структуре и величине доходов Святогорского мужского монастыря Псковской епархии в 1761 г.

N Продукт или денежный взнос Руб. Коп. Количество л. -кг. (шт.) Примерная цена

1 Рожь 44148,01 л. -29973,89 кг. 292 руб. 36 коп.

2 Ячмень 19733,35 л. -11549,8 кг. 126 руб. 91,7 коп.

3 Овес 21872,364 л. -9729,34 кг. 85 руб. 44,7 коп.

4 Пшеница 1366,012 л.-1023,38 кг. 24 руб. 73 коп.

5 Греча 1366,012 л. -714,2 кг. 27 руб. 85,5 коп.

6 Горох 1366,012л. -1051.83кг 17 руб. 38 коп.

7 Семя конопляное 1366,012 л. -1051,83 кг. 9 руб. 31 коп.

8 За лень деньгами 157 62,5

9 За конюшенные принадлежности 52 25,25

10 За малину сухую 17 33,75

11 За грибы белые и черные соленые и орехи 26 56,25

12 За холст крестьянский и сукно сермяжное 63 78,75

13 Реднина 36

14 Сукно сермяжное 1

15 На покупку дров на псковское подворье 10

16 Наем подвод до СПб. для гостя — игумена Асинкрита со служителями 106 63,75

17 На приезд преосвященному в 1761 г., на расход дано с каждой четверти по 53.5 коп 28 62

18 Приказчику денежное жалование (с овинов) 19 05

19 Стряпчему от крестьян 8 81

20 Рожь по четверику с четверти 2256,46 л. — 1532 кг. 14 руб. 94,25 коп.

21 Ячмень по четверику с четверти 2033,4 л. — 1190,14 кг. 13 руб. 8 коп.

12 Шостьин Н.А. Очерки истории русской метрологии. XI — начало XX века. М.: Издательство стандартов, 1975. С. 255-260.

13 Миронов Б.Н. Хлебные цены в России за два столетия (ХУШ-ХГХ в.). Л.: Наука, 1985. С. 189-287.

22 Мед сырец с 25 семей старых по 2 ф., с 25 молодых — по 1 ф. 81,5 кг. 20 руб. 35 коп.

23 На валяние войлоков, подхомутников и епанчей шерсть овечья 23,14 кг.

24 Хмель 69 кг. 5 руб. 23 коп.

25 Хрен 46 кг.

26 Масло коровье 75,35 кг. 10 руб. 35 коп.

27 Яйцо куриное 2245 шт. 7 руб. 48 коп.14

28 Кура русская 225 33 руб. 75 коп.15

29 Гусь 112 33 руб. 60 коп.16

30 Баран 56 95 руб. 20 коп.17

31 Мешок холстинный 56 15 руб. 18 коп.18

32 Уголь древесный для кузницы и церкви 1128,23 л.

33 Дров поленами на церковь и покои братии 208,5 саж. куб. — 417 м. куб. 1251 руб.

34 Лучина 16 возов

35 Лес 1 80

36 Доска тесовая 1 35

37 Сбор на постройку Пантелеймонова архиерейского монастыря в г. Пскове 72

38 Д. Лисья псковского уезда — рыбы вяленой щука 1 25

лещ 1 20

снеток 4 80

39 Жалование истопникам псковской семинарии 18

40 Дрова в семинарию 2

41 Сбор со стрелецкой деревни Псковского уезда итого: 35 37

43 Д. Лисья Псковского уезда итого: 29 25

44 Камер-коллежский сбор лишь с д. Лисья 4

45 Некоторые выплаты вместо натуральных от деревень Псковского уезда: 12 53

Итого деньгами: 428 руб. 86,75 коп. 2178 руб. 18,2 коп.

Всего в денежном эквиваленте: 2607,05 руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Цены для расчетов приняты по: Воспоминания русских крестьян XVIII — первой половины XIX века / [вступ. ст. и сост. В. А. Кошелева]. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 118.

15 Там же.

16 Там же.

17 Там же. С. 156.

18 ГАПО. Ф. 328. Оп. 1. Д. 47. Л. 5 об. (монастырь закупал мешки по 30 коп. / шт.). Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Империя и Церковь» 201

В первых семи строках таблицы указаны окладные сборы с крестьян. Святогор-ский монастырь не собирал с крестьян «пятинного хлеба» (каждый пятый сноп). Данный сбор был непопулярен у крестьян, и они часто просили помещиков заменить этот вид повинности денежным или окладным сбором, установив взнос в виде фиксированного количества хлеба. Вместо этого с малого количества крестьян производили сбор зерна «с четверти», т.е. с единицы площади засеянной земли. В строках 20 и 21 отмечены величины данного вида хлебной подати. Вес хлеба в таблице рассчитан с учетом данных удельного веса (вес четверти) хлеба в 1881-1900 гг. в Псковской губернии.

Согласно сведениям, приводимым М. Будыко, систематические сведения о температуре в Европе появляются лишь в XX в.19 Исторических сведений о необычных климатических изменениях на территории Псковской области в XVШ-XIX вв. не имеется. Эти сведения допускают предположение, что удельный вес зерна значительно не менялся в Псковской губернии в XVШ-XIX вв., что позволяет нам при расчете веса зерна экстраполировать данные удельного его веса конца XIX в. на 1761 г.

По данным таблицы можно приблизительно судить о структуре монастырских доходов, их величине до секуляризации 1764 г. В денежном выражении доходы обители с земель и крестьянства составили в 1761 г. ориентировочно 2.600 рублей.

За сухими цифрами статистики, описывающей экономическое положение обители до 1764 г., скрываются судьбы нескольких тысяч крепостных. Насколько были тяжелы повинности крестьян? Приблизительно оценить степень нагрузки на монастырского крестьянина в 1761г. мы можем исходя из вышеприведенных данных. Так, каждый крепостной мужчина, учтенный в ведомости в 1761 г., нес трудовую и финансовую нагрузку в денежном эквиваленте приблизительно равную 3 руб. 21 коп. Насколько это было обременительно для крестьян, позволяют судить сведения, приведенные поручиком Сонцовым в его описях монастыря. Проводя описание имений обители, он также сделал опрос крестьянства на предмет согласия перехода в государственное ведение. 18 марта 1764 г. крестьяне вотчин Успенского Святогор-ского монастыря Псковской провинции, расположенных в Воронецком, Велейском, Красногородском уездах, с общего согласия и без принуждения дали подписку поручику Сонцову «в том, что естли с нас окладные и неокладные разные зборы монастырские работы сняты будут и ... нам оброчныя монастырския пустоши и сенныя покосы и казенная земля будутся во владение, то желаем. по последней 1744 году ревизии шестисот пятидесяти пяти душ оброк платить в год с каждой души по рублю по пятидесяти копеек бездоимочно два раза в году»20. Необходимо отметить, что в ходе подготовки к реформе Комиссией о церковных имениях 13 января 1764 г. был подан императрице Екатерине II доклад, где было предложено крестьян после изъятия монастырских земель в казну обложить денежным оброком в 1,5 рубля с души м.п.21 Мы видим, что на местах эти условия были предложены крестьянам, в частности, в Святогорских вотчинах это сделал поручик Сонцов. Крестьяне согласились на эти условия, т. к. данная повинность была более чем в 2 раза меньше существующей.

Усиление эксплуатации крестьян духовными вотчинниками приводило к крестьянским волнениям. В период 1730-1760-х гг. происходили крестьянские волнения в вотчинах Новгородского Юрьева монастыря, Пафнутьево-Боровского, Троице-Сергиевой лавры, Каргопольского Крестного, Николаевского Песношского, Троицкого Калязина, Спасо-Ярославского, Суздальского Спасо-Ефимьева, Иосифо- Волоколамского, Архангелогородского, Архангельского, Московского кафедрального Чудова, Московского Вознесенского девичьего, Московского Высокопетровского, Николавского Черниева, Рыльского Николаевского, Тихоновской пустыни Малоярославецкого уезда,

19 Будыко М.И. Избранные работы. СПб., 2020. С. 95.

20 РГАДА Ф. 280. Оп. 3. Д. 702. Л. 43-44 об.

21 Комиссаренко А. И. Разработка законодательных актов секуляризационной реформы 1764 г. С. 44.

Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь

Шаровкина и Тихоновой пустыни (приписных к Московскому Донскому монасты-рю)22. Сведений о волнениях крестьян в вотчинах Святогорского монастыря на сегодняшний день обнаружено не было.

Поручик Сонцов в своей описи монастыря приводит данные о количестве братии, монастырских служителей, их жаловании. В 1764 г. в монастыре был следующий состав насельников и служителей: игумен Вениамин, эконом иеромонах Гедеон, казначей иеромонах Иосиф. Кроме них в обители проживали еще 3 иеромонаха, иеродиакон и один монах. Эти лица получали денежное жалование: игумен 20 руб. в год, казначей и эконом по 8 руб., иеромонах 6 руб. в год, иеродиакон и монах по 5 руб. Полагалось братии также хлебное жалование, но они довольствовались «общебрат-ственною трапезою»23. При монастыре служил белый священник, который получал жалование 5 руб. в год, и от прихожан еще 5 руб. 64 коп. и 23 четверти ржи. Всего в обители было 8 монашествующих и 1 священник.

Содержать монастырские хозяйственные службы и совершать богослужения братии помогали 24 служителя: диакон, 6 канархистов (клиросные певцы), 2 пономаря, просфорня, стряпчий, житенный-погребной, игуменский истопник, повар, ученик повара, 2 сторожа-хлебопекаря, 2 конюха, шорник, плотник, столяр, печник, кузнец-часоводец, пастух. Эти служители получали в год 53 руб. денежного жалования, а кроме этого, ржи 58 четвертей (8.265,6 кг), ячменя 29 четвертей (3.562,8 кг) и овса 29 четвертей (2.707,8 кг)24

22 Комиссаренко А. И. Вотчинное хозяйство духовенства и секуляризационная реформа в России (20-60 гг. XVIII в.): диссертация на соискание учёной степени д. ист. н. / А. И. Комиссаренко. М., 1984. С. 231-253.

23 РГАДА Ф. 280. Оп. 3. Д. 702. Л. 9 об.

24 Там же. Л. 9 об.-12.

Также имелось монастырское подворье при Варваринской церкви в городе Пскове. Подворье не имело священника и службы там не совершались. Всего на подворье было 4 служителя: дьячок, пономарь, сторож и просфорня. Они, включая отсутствовавшего священника, получали денежное жалование в размере 28 руб. Их хлебное жалование составляло 2.832,4 кг ржи в год. Также монастырь отсылал ежегодно в консисторию взнос на содержание отставных солдат и офицеров 94 руб. 24 коп.25

В год на содержание братии и служителей тратилось, включая взнос в консисторию и денежный эквивалент хлебного жалования, 403,97 руб. Эти данные позволяют приблизительно (ежегодно урожайность и цены на хлебном рынке России колебались) оценить величину свободных денежных средств обители, выручаемых с монастырских вотчин. Сумма составила около 1.200 руб. Кроме питания братии и жалования служителям существовали такие статьи расходов, как ремонт церквей, келий и других построек, поддержание в должном состоянии утвари, вещей ризниц, обеспечение одеждой братии, лечение, прием гостей, расходы на совершение богослужений. Однако здесь стоит заметить, что в рамках данной статьи не учтены такие доходы обители, как пожертвования, сборы от сдачи в аренду монастырских лавок во время двух больших ярмарок в девятую пятницу по Пасхе — день явления Святогорской иконы Богородицы Одигитрии и традиционной для обители Покровской ярмарки. С учетом этих обстоятельств можно отметить, что Святогорский монастырь имел неплохие возможности для развития и благоукрашения церквей обители перед реформой 1764 г.

Накануне реформы Святогорский монастырь обладал 812 крестьянами и имел около 1.268 га сельхозземель, 284 га покосов, 1.651 га лесов. Не все земли эффективно возделывались, из-за нехватки рабочей силы часть земель пустовала. Свободные денежные средства, направляемые на развитие монастыря, составляли в этот период около 1.200 руб. ежегодно. Получаемых перед секуляризацией натуральных и денежных поступлений в монастырскую казну хватало для жизни и развития обители.

Источники и литература

1. Будыко М.И. Избранные работы. СПб., 2000.

2. Воспоминания русских крестьян XVIII — первой половины XIX века / [вступ. ст. и сост. В.А. Кошелева]. М.: Новое литературное обозрение, 2006.

3. Зирбуева В. Г. Секуляризация церковного землевладения в Псковской провинции во второй половине XVIII в. Дисс. ... канд. ист. наук. СПб., 2011.

4. Иоанн, иг. Описание Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии, Псков, 1899.

5. Комиссаренко А. И. Вотчинное хозяйство духовенства и секуляризационная реформа в России (20-60 гг. XVIII в.): Дисс. ... д. ист. н. / А. И. Комиссаренко. М., 1984. 513 с.

6. Комиссаренко А. И. Разработка законодательных актов секуляризационной реформы 1764 г. // Проблемы истории России. Вып. 2: Опыт государственного строительства XV-XX вв. Екатеринбург: Волот, 1998. С. 34-47.

7. МироновБ.Н Хлебные цены в России за два столетия (XVIII-XIX в.). Л.: Наука, 1985.

8. Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М. 1908.

9. Чаянов А. В. Южная граница преобладания трехпольной системы полевого хозяйства на крестьянских землях России к началу XX века // Крестьяноведение. 2019. Т. 4. № 2. С. 62-82.

10. Шостьин Н.А. Очерки истории русской метрологии. XI — начало XX века. М., Издательство стандартов, 1975.

25 Там же. Л. 12-13. 204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.