Научная статья на тему 'Состав братии и служителей Святогорского монастыря Псковской епархии в конце XVIII в.'

Состав братии и служителей Святогорского монастыря Псковской епархии в конце XVIII в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
148
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Святогорский монастырь / игумен Иоанн (Мазь) / игумен Созонт (Заклинский) / игумен Моисей / русское монашество / Svyatogorsk Monastery / Abbot John (Mazʹ) / Abbot Sozont (Zaklinsky) / Abbot Moses / Russian monasticism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михаил Владимирович Иванов

Cвятогорский монастырь Псковской епархии некогда был знаменит на всю Россию своими явленными чудотворными иконами Богородицы (1563–1569 гг.). В настоящее время обитель больше известна как место погребения А. С. Пушкина. В советский период исследователи, писавшие об обители, были ограничены определенными идеологическими рамками, и проявляли большей частью внимание к монастырю как месту, неразрывно связанному с именем великого поэта. Основным доступным исследованием, проливающим свет на страницы истории монастыря, является работа игумена Иоанна (Мазь) «Описание Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии» (Псков, 1899). Если говорить о синодальном периоде, то в этой работе отец Иоанн ограничился краткими сведениями об истории обители. В данной статье делается попытка дополнить приведенные отцом Иоанном сведения об игуменах и насельниках монастыря в конце XVIII в. на основании архивных материалов фонда Святогорского монастыря, хранящегося в Государственном архиве Псковской области (ГАПО. Ф. 328) и нуждающегося в обстоятельном и систематическом изучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Composition of the Brothers and Ministers of the Svyatogorsk Monastery of the Pskov Diocese at the End of the 18th Century

The Svyatogorsk Monastery of the Pskov Diocese was once famous throughout Russia for its miraculous icons of the Mother of God (1563–1569). Currently, the monastery is better known as the burial place of A. S. Pushkin. During the Soviet period, researchers who wrote about the monastery were limited by certain ideological frameworks, and mostly paid attention to the monastery as a place inextricably linked with the name of the great poet. The main available research that sheds light on the pages of the history of the monastery is the work of Hegumen John (Mazʹ) Description of the Svyatogorsk Dormition Monastery of the Pskov Diocese (Pskov, 1899). In describing the Synodal period in this work Fr. John limited himself to brief information about the history of the monastery. This article attempts to supplement the information given by Fr. John about the abbots and monks of the monastery at the end of the 18th century on the basis of archival materials from the Svyatogorsk Monastery collection, preserved in the State Archives of the Pskov Region (GAPO. collection 328) and in need of a thorough and systematic study.

Текст научной работы на тему «Состав братии и служителей Святогорского монастыря Псковской епархии в конце XVIII в.»

вестник исторического общества санкт-петербургской Духовной академии

Иаучный журнал № 1 (6) 2021

Протоиерей Михаил Иванов

Состав братии и служителей Святогорского монастыря Псковской епархии в конце XVIII в.

DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_98

Аннотация: Святогорский монастырь Псковской епархии некогда был знаменит на всю Россию своими явленными чудотворными иконами Богородицы (1563-1569 гг.). В настоящее время обитель больше известна как место погребения А. С. Пушкина. В советский период исследователи, писавшие об обители, были ограничены определенными идеологическими рамками, и проявляли большей частью внимание к монастырю как месту, неразрывно связанному с именем великого поэта. Основным доступным исследованием, проливающим свет на страницы истории монастыря, является работа игумена Иоанна (Мазь) «Описание Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии» (Псков, 1899). Если говорить о синодальном периоде, то в этой работе отец Иоанн ограничился краткими сведениями об истории обители. В данной статье делается попытка дополнить приведенные отцом Иоанном сведения об игуменах и насельниках монастыря в конце XVIII в. на основании архивных материалов фонда Святогорского монастыря, хранящегося в Государственном архиве Псковской области (ГАПО. Ф. 328) и нуждающегося в обстоятельном и систематическом изучении.

Ключевые слова: Святогорский монастырь, игумен Иоанн (Мазь), игумен Созонт (Заклинский), игумен Моисей, русское монашество.

Об авторе: Протоиерей михаил Владимирович Иванов

Соискатель Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Казанской церкви п. Пушкинские Горы, Псковской обл. E-mail: pushgory1@ya.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2725-4452

Ссылка на статью: Иванов М., прот. Состав братии и служителей Святогорского монастыря Псковской епархии в конце XVIII в. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 1 (6). С. 98-105.

* Фотографии и изображения предоставлены автором.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (6) 2021

Archpriest Mikhail Ivanov

The Composition of the Brothers and Ministers of the Svyatogorsk Monastery of the Pskov Diocese at the End of the 18th Century

DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_98

Abstract: The Svyatogorsk Monastery of the Pskov Diocese was once famous throughout Russia for its miraculous icons of the Mother of God (1563-1569). Currently, the monastery is better known as the burial place of A. S. Pushkin. During the Soviet period, researchers who wrote about the monastery were limited by certain ideological frameworks, and mostly paid attention to the monastery as a place inextricably linked with the name of the great poet. The main available research that sheds light on the pages of the history of the monastery is the work of Hegumen John (Maz') Description of the Svyatogorsk Dormition Monastery of the Pskov Diocese (Pskov, 1899). In describing the Synodal period in this work Fr. John limited himself to brief information about the history of the monastery. This article attempts to supplement the information given by Fr. John about the abbots and monks of the monastery at the end of the 18th century on the basis of archival materials from the Svyatogorsk Monastery collection, preserved in the State Archives of the Pskov Region (GAPO. collection 328) and in need of a thorough and systematic study.

Keywords: Svyatogorsk Monastery, Abbot John (Maz'), Abbot Sozont (Zaklinsky), Abbot Moses, Russian monasticism.

About the author: Archpriest Mikhail Vladimirovich Ivanov

Graduate Student at St. Petersburg Theological Academy, Rector of the Kazan Church in the Village

of Pushkinskie Gory, Pskov Region.

E-mail: pushgory1@ya.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2725-4452

Article link: Ivanov M., archpriest. The Composition of the Brothers and Ministers of the Svyatogorsk Monastery of the Pskov Diocese at the End of the 18th Century. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 1 (6), pp. 98-105.

Основным опубликованным источником, из которого можно почерпнуть сведения по истории Святогорского монастыря Псковской (ныне Великолукской) епархии, является работа игумена Иоанна (Мазь) «Описание Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии», изданная в г. Пскове еще в 1899 г. Отец Иоанн в начале своего исследования кратко описывает историю возникновения обители: явления чудотворных икон Богородицы 1563-1569 гг. и основание монастыря по указу царя Иоанна IV в 1569 г. В третьей главе своего «Описания» автор сравнивает первоначальный монастырь с современным ему, приводя некоторые сведения о численности братии и служителей, рассказывая о святынях обители и местных празднованиях.

В Государственном архиве Псковской области (фонд № 328) в настоящее время находится обширная подборка документов, относящихся к истории Святогорского монастыря Псковской епархии. Данный фонд содержит реестры корреспонденции, деловую переписку, описи имущества, различные ведомости и отчеты. К сожалению, документация слабо систематизирована, и часто дела содержат материал, не имеющий отношения к наименованию документа. Тем не менее, само собой разумеется, что документы являются ценным источником сведений об обители. Можно согласиться с мнением А. В. Спичак, выраженным исследовательницей по поводу анализа приходской церковной документации: «Комплекс документов приходских церквей отражает едва ли не все стороны жизни и деятельности православного населения — как причта, так и прихожан, свидетельствуя о разнообразных социальных, демографических и миграционных процессах. Такие документы могут быть использованы для углубленного изучения истории региона, отдельных населенных пунктов, жизни их населения и отдельных лиц»1. Архивные материалы фонда Святогорского монастыря также освещают все стороны жизни обители в XIX в., некоторая часть дел относится к середине и к концу XVIII в. Так, интересные сведения удалось получить при анализе дела «Рапорты настоятеля монастыря в Псковскую духовную консисторию. Списки служителей монастыря за 1788-1802, 1809, 1811 гг.». Материалы дела позволяют пролить свет на некоторые факты из жизни настоятелей и братии, определить состав братии и служителей обители в конце XVIII в.2

В рассматриваемый период Святогорским монастырем управляли два игумена: Созонт (Заклинский, 1780-1789) и Моисей (1798-1804; 1805-1808). В ведомости за 1787 г. среди насельников монастыря помимо игумена указан казначей иеромонах Корнилий, а вместо четырех иеромонахов, положенных по штату, наличествовало лишь два: иеромонахи Феофан и Феофилакт. Должности двух других замещали священник Михаил Иванов, направленный в монастырь как кандидат для пострижения, и священник Евфимий Михайлов, принятый в число братии. Иеродиаконов замещали священник Евдоким Михайлов и вдовый диакон Гаврила Михайлов, также находящиеся в числе братии. Пономарем служил монах Геннадий. Всего монашествующих насчитывалось пять человек, а со вдовыми священниками и диаконами всего в обители было девять священнослужителей. Для замещения штатных должностей недоставало трех человек: просфорника, ключника и чашника3.

Кроме братии в монастыре трудились т. н. «служители», которые обслуживали все хозяйство обители, расположенное рядом с ней. До 1764 г. обитель имела обширные земельные угодья, где трудились 655 крестьян, а кроме них имелось и 26 служителей монастыря4. В 1788 г., согласно ведомости, в обители насчитывалось девять служителей: подьячий Павел Тимофеев, а также простые служители: Петр Михайлов, Петр Григорьев, Иван Григорьев, Галактион Васильев, Илья Алексеев, Евдоким Иванов, Филипп Петров, Алексей Алексеев. Возраст их в документе не зафиксирован. Правда, имеются сведения о восьми их малолетних сыновьях, с указанием возраста. Данные

1 Спичак А. В. Эволюция документирования деятельности приходских церквей Тобольской епархии в XVIII — начале XX веков: дисс. ... канд. ист. наук. Нижневартовск, 2016. С. 278.

2 ГАПО.Ф. 328. Оп. 1. Д. 26.

3 Там же. Л. 1 об. — 2.

4 РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 702. Л. 17.

Святогорский монастырь.

Литография П. Александрова по рисунку И. Иванова. 1838 г.

были записаны по материалам предыдущей подушной переписи. Все служители являлись жителями слободы Тоболенец, расположенной неподалеку5.

В 1788 г. иеромонах Феофилакт самочинно ушел из монастыря, поэтому монашествующих осталось всего четыре человека. Пономарем числился священник Михаил Иванов, просфорником — присланный в монастырь отставной сержант псковской губернской роты Семен Шаловмяков. Ключника и чашника по-прежнему не было. Таким образом, в монастыре проживало всего десять насельников, в том числе четверо монашествующих6.

Число служителей в этом году не изменилось, часть из них проживали в богоро-дицкой губе слободки Тоболенец, а шестеро — в Воронецкой части вотчины Свято-горского монастыря. Благодаря этой информации выясняется, что в данный период рядом с обителью существовали, по крайней мере, две жилых области, которые различались территориально: богородицкая губа слободки Тоболенец и Воронецкая часть вотчины монастыря. Данный факт имеет важное значение в контексте возможного восстановления исторического названия п. Пушкинские Горы.

В ведомости перечислены все малолетние дети служителей монастыря мужского пола, которых насчитывалось восемь человек. В основном в семье служителей было по одному сыну, у одного из них двое сыновей, и одна семья не имели детей мужского пола7. Особое значение в данном случае имел учет детей как потенциальных плательщиков оклада, поскольку среди простого народа существовала практика скрывать подлежащих налогообложению душ с целью уклонения от уплаты подушного оклада.

Из «Ведомости о монашествующих монастыря за 1789 г.» известно, что в этом году назначен новый настоятель обители игумен Моисей, являвшийся духовником Псковского правящего архиерея: «Игумен Моисей во оный монастырь произведен из иеромонаха, Вашего духовника Его переосвященства в Санктпитербурге, в домовой Крестовой церкви, в 1789 месяца майя 13 дня»8. Примечательно, что одновременно с этим в тексте имеется прежняя запись об игумене Созонте, предшественнике отца Моисея. Возможно, приведенную запись сделали уже после увольнения игумена Со-зонта и прибытия нового настоятеля обители.

5 ГАПО. Ф. 328. Оп. 1. Д. 26. Л. 5 об. — 6.

6 Там же. Л. 4 об.

7 Там же. Л. 5 об. — 6.

8 Там же. Л. 6 об. — 7.

Святогорский монастырь.

Акварель неизвестного художника. Первая половина XIX в.

Кроме настоятеля игумена Моисея, в обители числился всего один иеромонах Порфирий, место других замещали вдовые священники Евдоким Иванов и Михаил Иванов. Вместо двух иеродиаконов имелся один вдовый диакон Гаврила Михайлов. Пономаря, ключника, чашника и просфорника не было. Таким образом, в 1789 г. в монастыре было лишь два монаха. Не были замещены должности казначея, одного иеромонаха, одного иеродиакона, а также пономаря, просфорника, ключника и чашника9. Во второй половине 1789 г. недоставало семи человек. В 1789 г. в списках отсутствует иеромонах Феофилакт, о котором в ведомости за предыдущий год упоминалось: «в октябре удалился из обители и неизвестно где находится»10. Игумен Иоанн в своем «Описании» по этому поводу отмечал: «в 1781 году был получен указ Консистории от 15 марта за № 328, коим велено: "иеромонаха Феофилакта за разные ругательныя слова и драку посадить вбольшую цепь, и содержать ево во оном монастыре до недели вай втой цепи безвыпускно, а сверх того, чтобы ему сие ево преступление было чувствительно и быть ему вчерных монастырских трудах"»11. «Черные монастырские труды» предполагали тяжелую физическую работу, например, выемку и транспортировку грунта. По-видимому, отец Феофилакт часто бывал наказуем за свои проступки, и в 1788 г. самовольно ушел из обители. Более в ведомостях он не фигурирует.

В ведомости служителей за 1789 г. содержится список, включающий девять взрослых служителей, у которых было девять малолетних детей-мальчиков. Причем среди служителей также есть нарушитель закона Алексей Алексеев, который за воровство отдан в рекруты в 1788 г. Вместо него был избран другой, из числа служительских детей12. Упоминание об избрании в служители может свидетельствовать о более легком положении служителей монастыря по отношению к остальным крестьянам.

Таким образом, начало деятельности вновь назначенного в мае 1789 г. игумена Моисея проходило в условиях нехватки монашествующих в обители, при наличии нарушителей закона из числа братии и служителей. Кому-то нужно было исполнять обязанности казначея, иеродьякона, пономаря, ключника, просфорника, чашника. В таких условиях это могли быть оставшиеся клирики обители и служители. Так

9 Там же.

10 Там же. Л. 4 об.

11 Иоанн, игум. Описание Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии. Псков, 1899. С. 106-107.

12 ГАПО. Ф. 328. Оп. 1. Д. 26. Л. 6 об. — 7.

как из двенадцати положенных по штату человек имелось всего пять, нагрузка на каждого насельника возрастала, естественно, более чем вдвое. При наличии только двух монашествующих, включая игумена, в рассматриваемый период не могло быть и речи о налаженной монашеской жизни в Святогорской обители. Проведение торжественных богослужений также невозможно, поскольку в числе клира был лишь один иеродиакон.

К сожалению, в имеющихся документах нет сведений о возрасте насельников и служителей, об их поведении и способностях к послушанию. В обитель часто посылаются вдовые немолодые священнослужители, которые не всегда были готовы связать свою жизнь с монашеским подвигом, однако указами консистории их отправляли в монастыри. Перед отцом игуменом стояли задачи обеспечения жизнедеятельности обители, повышения уровня дисциплины и ответственности служащих в ней людей, также необходимо было пополнять штат братии.

1 декабря 1798 г. игумен монастыря получил указ консистории № 2027 с приложением новой формы ведомости, где необходимо было также оценить поведение монашествующих и способность их к прохождению послушаний. Теперь необходимо было указывать следующие данные: возраст, национальность («нацию»), чин, краткие биографические сведения. Ведомости, заполненные по указанной форме, позволяют пролить свет на биографии насельников обители до их поступления в монастырь, а также на их поведение в обители. 15 декабря 1800 г. отец Моисей представил рапорт с приложением заполненной по новой форме ведомости в Псковскую духовную кон-систорию13. Из этой сохранившейся ведомости мы узнаем более подробные сведения о братии Святогорского монастыря.

Казначей иеромонах Антоний, 54-х лет от роду, русский, сын священника, был пострижен в монашество в Святогорском монастыре в 1774 г. В том же году рукоположен во иеромонаха. Находился на послушании житенного в псковском архиерейском доме, откуда переведен в Крыпецкий монастырь этой же епархии строителем. Затем был переведен в Святогорский монастырь, назначен казначеем14. Сведения о способности к послушаниям и поведении находим в деле № 31, где об иеромонахе Антонии игумен написал: «Исправен в своем служении»15.

Интересна судьба иеромонаха Ионы, 78 лет от роду, турка по национальности. В малолетнем возрасте он был приведен русскими солдатами из Оттоманской порты. В монашество был пострижен в Псковском Гремячьем монастыре в 1761 г., посвящен в иеромонаха в 1783 г. в Псково-Печерском монастыре. Послушание проходил в архиерейском доме, затем был ключником в Санкт-Петербурге на псковском подворье, потом в Александро-Невском монастыре клиросным, переведен в Святогорский монастырь в иеромонашеской должности. О его послушаниях и возможностях отмечено: «престарел и болезнь имеет в ногах и во всем теле и отправляет священнослужение совсем опасно».

Прочих иеромонахов и иеродиаконов замещали, как это бывало и раньше, вдовые священнослужители. Вдовый священник Корнилий Родионов, 61 года, русский, из священнической семьи, в монашество не был пострижен. Проходил послушание диаконом и священником в погосте Арше, оттуда переведен в Святогорский монастырь на должность священника. Вдовый священник Иван Петров, 70 лет, русский, из монастырских служительских детей, находился сначала на послушании священником в пригороде Ворониче, после чего переведен в Святогорский монастырь. Вдовый священник Давид Григорьев, 65 лет, русский, из священнической семьи, проходил послушание диаконом и затем священником в Гривском погосте, откуда направлен в Святогорскую обитель. Вдовый диакон Гаврила Михайлов, 70 лет, российской нации, сын дьячка, проходил послушание диаконом в пригороде Ворониче при Егорьевской церкви и оттуда был переведен в Спасо-Мирожской монастырь, потом в Свято-горский монастырь диаконом. Вдовый диакон Семен Исаков, 67 лет, русский, сын

13 Там же. Л. 8-10.

14 Там же. Л. 8 об. — 9.

15 ГАПО. Ф. 328. Оп. 1. Д. 31. Л. 118.

пономаря, проходил послушание диаконом в Жадрицком погосте. Оттуда был переведен и находился в Антоно-вом монастыре Новгородской епархии до перевода в Спасский монастырь той же епархии. Затем последовал перевод в Святогорский монастырь на диакон-скую должность.

Чашник монах Агафоник, 39 лет, русский, из священнической семьи, в монашество был пострижен в Святогорском монастыре в 1800 г. До этого учился в Новгородской семинарии и дошел до риторического класса. Потом был исключен из семинарии и определен в город Олонец копиистом к стряпческим делам, затем был подканцеляристом и канцеляристом. Далее последовал перевод в Святогорский монастырь, где исполнял клиросное послушание. Пономарь Емельян Харлампи-ев, 70 лет, русский, происходил из монастырских служительских детей. Проходил послушание пономарем в Печанском погосте, оттуда переведен в Святогорский монастырь. (Погост Печане ныне известен своим кладбищем и восстановленной Троицкой часовней на месте церкви. Сейчас на этом месте находится лишь кладбище д. Васильевское Пушкиногор-ского района и других деревень, расположенных рядом.) Просфирник Алексей Иванов, 78 лет, русский, из монастырских служительских детей, проходил послушание пономарем в Санкт-Петербурге при домовой церкви, оттуда переведен по болезни в псковскую Архангельскую богадельню, далее — в Святогорский монастырь. На момент составления ведомости находился на ключницкой должности16.

Как видно из ведомости, в 1800 г. в обители жительствовало четверо монашествующих. Появился казначей. Обращает на себя внимание тот факт, что один из братии — 78-летний турок, из числа детей, приведенных русскими военными с Русско-турецкой войны 1735-1739 гг. Также в обители появляется образованный и относительно молодой 39-летний монах Агафоник, учившийся в семинарии и находившийся на светской службе, а позднее поступивший в обитель. Нужно отметить, что штат обители был полностью заполнен, хотя собственно монашествующих было немного и многие штатные должности были заняты «бельцами» и вдовым духовенством. Однако из двенадцати человек могли нести послушания лишь семь, остальные же неспособны к служению по старости и болезням17. Удалось также установить, руководствуясь архивными документами, имена восьми служителей монастыря в 1789 г. Это Иван Григорьев, Илья Алексеев, Василий Стефанов, Евдоким Иванов, Никита Григорьев, Петр Данилов, Петр Филиппов, Павел Петров18. Они помогали насельникам обители нести служение.

16 Там же. Л. 118 об.

17 Там же.

18 Там же. Л. 118.

* НБУ им. Вернадского. Институт рукописи. Ф. 312 (Киево-Софийский собор. Собрание рукописных книг XV-XIX вв.). №99/100 in 4 (Рукописный сборник XVII в. Из библиотеки митр. Евгения (Болховитинова)). Л. 260 (из архива автора)

Повесть о явлении чудотворных икон Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы

и Приснодевы Марии во области града Пскова на Синичьи горе, иже ныне зовома Святая гора*

В ходе изучения архивных документов удалось дополнить сведения, приводимые игуменом Иоанном (Мазь) в «Описании Святогорского монастыря Псковской епархии». В частности, получены новые сведения биографического характера об игумене Моисее и ранее неизвестные данные о насельниках монастыря в период с 1787 по 1800 гг. Сведения об именах насельников и служителей монастыря имеют значение для их молитвенного поминовения в обители.

Из материалов дела видно, что насельники монастыря до поступления в обитель в основном проходили послушания на территории современной Псковской области, некоторые учились и трудились в других городах, игумены обители проходили обучение в столице. Политика государства, преследующая утилитарные цели — когда в монастыри на проживание посылались лица, не стремящиеся принять монашеский постриг и не чувствующие к нему призвания, — приводила к расстройству монашеской жизни, что просматривается и на примере Святогорской обители. Долгое время на монашеских должностях находились вдовые священнослужители, в том числе и престарелые. Документы свидетельствуют, что постриги над ними не совершались, также периодически встречаются сообщения о нарушениях дисциплины. Данную ситуацию всячески пытались изменить игумены.

Источники и литература

1. ГАПО. Ф. 328. Оп. 1. Д. 26. Рапорты настоятеля монастыря в Псковскую духовную консисторию. Списки служителей монастыря за 1788-1802, 1809, 1811 гг.

2. ГАПО. Ф. 328. Оп. 1. Д. 31. Переписка настоятеля монастыря с Псковской духовной консисторией о приходе и расходе денежных сумм, о восстановлении Воскресенской церкви и других постройках за 1789-1804 годы.

3. Иоанн, игум. Описание Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии. Псков, 1899.

4. РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 702. Описи Успенского Святогорского монастыря Воронецкого уезда. Российский государственный архив древних актов.

5. Спичак А. В. Эволюция документирования деятельности приходских церквей Тобольской епархии в XVIII — начале XX веков: дисс. ... канд. ист. наук. Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ). Нижневартовск, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.