Научная статья на тему 'ВОЛЕЙБОЛ СИДЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАСТНИКОВ СВО С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА'

ВОЛЕЙБОЛ СИДЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАСТНИКОВ СВО С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
СВО / опорно-двигательный аппарат / социальная адаптация / социализация / волейбол сидя / тренировочный процесс / musculoskeletal system / social adaptation / socialization / sitting volleyball / training process

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ананьева Е.Э., Непомнящих П.А., Клименко О.Е.

В статье рассматривается комплексный подход к социальной адаптации участников СВО с поражением опорно-двигательного аппарата. Исходя из анализа опыта тренировочного процесса игры волейбол сидя, представлены наблюдения социальной адаптации участников СВО посредством этого вида спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ананьева Е.Э., Непомнящих П.А., Клименко О.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITTING VOLLEYBALL AS MEANS OF SOCIAL ADAPTATIONS WITH DEFEAT MUSCULOSKELETAL SYSTEM

The article considers an integrated approach to the social adaptation of participants in the CW with damage to the musculoskeletal system. Based on the analysis of the experience of the training process of the sitting volleyball game, observations of the social adaptation of participants through this sport are presented.

Текст научной работы на тему «ВОЛЕЙБОЛ СИДЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАСТНИКОВ СВО С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

УДК 796 Ананьева Е.Э., Непомнящих П.А., Клименко О.Е.

Ананьева Е.Э.

студентка Факультета физической культуры и спорта Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

Непомнящих П.А.

студентка Факультета физической культуры и спорта Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

Клименко О.Е.

к.п.н., доцент кафедры педагогики Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

ВОЛЕЙБОЛ СИДЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАСТНИКОВ СВО С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Аннотация: в статье рассматривается комплексный подход к социальной адаптации участников СВО с поражением опорно-двигательного аппарата. Исходя из анализа опыта тренировочного процесса игры волейбол сидя, представлены наблюдения социальной адаптации участников СВО посредством этого вида спорта.

Ключевые слова: СВО, опорно-двигательный аппарат, социальная адаптация, социализация, волейбол сидя, тренировочный процесс.

Актуальность: одной из наиболее сложных задач является процесс социализации военнослужащих, вернувшихся с СВО с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это связано с тем, что, во-первых, у данной категории

1929

наблюдается сложность включения в обыденный ритм жизни, сам процесс включения является очень сложным, а во-вторых, они начинают чувствовать некую ограниченность в своих действиях, при которых что-то уже не получается сделать как раньше. Эти изменения ведут к апатии, тяжелому восприятию современного мира, закрытости в себе, психологической подавленности. Здесь важно не остановиться, а принять ту ситуацию, которая произошла и продолжить путь реабилитации совместно с социальной адаптацией. Кроме того, важно найти вид деятельности, который поможет развить интерес к жизни, а также поможете быть конкурентноспособным.

Военнослужащие с поражением ОДА представляют особую целевую группу, подходы к социальной адаптации и реабилитации которых требуют наличие специализированных учреждений, оборудования, кадров, владеющих знаниями и навыками работы, а также физкультурно-оздоровительных технологий. Мы же хотим описать опыт интеграции людей данной категории со студентами. На факультете физической культуры и спорта ЗабГУ уже 20 лет осуществятся тренировочный процесс по волейболу сидя под руководством тренера Клименко О.Е. Тренировки посещают обычные студенты без ограничений в здоровье. Также создана сборная команда ЗабГУ по АФК, которая ежегодно принимает участие во Всероссийском фестивале по АФК. Исследование было проведено на 6 участниках СВО, 4 из которых имели поражение опорно-двигательного аппарата. У военнослужащих были ампутированы верхние или нижние конечности [3].

У участников эксперимента наблюдается ампутация голени, а также ампутация на уровне плеча. Перед студентами была поставлена задача подготовить участников СВО к соревнованиям за IV «Кубок Защитников Отечества» среди ветеранов специальной военной операции в городе Хабаровске, стоит отметить, что до этого участники эксперимента не пробовали себя в данном виде спорота. В борьбу за награды выступят представители 11 субъектов Дальневосточного федерального округа.

1930

Участники будут соревноваться в пулевой стрельбе, армрестлинге, стрельбе из лука, пауэрлифтинге, настольном теннисе и волейболе сидя.

В данном эксперименте социальная адаптация рассматривается как явление, в результате которого участники приобретают необходимые умения и навыки для успешной интеграции в общество, чтобы быть полноценным участником социальных отношений. Исследователь Лунькова Е.В. отмечает, что социальная адаптация является основным механизмом взаимодействия личности и социальной среды. Процесс социальной адаптации рассматривается как выражение социальной активности личности...Чтобы инвалид успешно социализировался в обществе ему необходимо создать нужные условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно и уверенно [4].

Исходя из выше сказанного волейбол сидя является одним из наилучших средств в социальной адаптации.

Волейбол сидя немного отличается от классического волейбола. Сидячий волейбол имеет два главных отличия в правилах от классического волейбола. Первым отличием является правило, разрешающее игрокам первой линии принимать и блокировать подачу. Второе отличительное правило гласит, что в момент касания игрока мяча, он не имеет право отрывать точку опоры, то есть запрещено отрывать ягодицы от пола. Чтобы играть в волейбол сидя, не обязательно иметь высокий рост, достаточно овладеть техникой движений, скоростью передвижения и развить быстроту реакции. Также необходимо уметь оценивать игру, следить за мячом и «читать» действия соперников.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что игра в волейбол сидя требует от игроков хорошей физической формы, терпения, быстроты реакции.

У участников эксперимента было взято интервью, где военнослужащие ответили на вопросы по тому, как повлиял волейбол сидя на их эмоциональное и психологическое состояние, какие эмоции были получены в процессе игры, что давалось труднее, а что легче, насколько они адаптировались к игре за месяц. Так один из участников Николай отметил, что получил некое душевное расслабление, эмоциональную разгрузку, бодрость и энергию. Адаптация к

1931

ограниченным возможностям из-за ампутации нижней конечности у него проходила около 3-х месяцев, при этом после выхода на службу ситуация улучшилась в плане эмоционального и психического состояния. Следующий участик Кирилл отмечает, что он быстро привык к сидячему положению в игре, с ограниченными возможностями играть сидя намного удобнее, тяжело было ликвидировать привычку отрываться от точки опоры.

Существенную роль сыграло на участников СВО коммуникация со студентами. Дружеское общение, юмор, игровое взаимодействие - все это значительно раскрыло эмоциональный внутренний мир игроков и способствовало их социальной адаптации.

Немаловажную роль играет тренер в подготовке спортсменов к соревнованиям. Здесь рассматривается в совокупности два фактора: глубокое знание предметной области и развитие навыков общения и межличностных отношений. Отсюда следует поднятие эмоционального фона на тренировках в процессе объяснения правильной игровой позиции. Участники СВО играли в одной команде со студентами, где у них была возможность привыкнуть к сидячему положению, получить совет и рекомендации, а также студенты могли их «страховать» в «опасных» игровых моментах. Эмоциональное воздействие тренера в процессе адаптации к игровой обстановке постепенно переходило и на новых играющих, что значительно повышало интерес к игре и желание повысить свой уровень.

Стоит отметить, что участники эксперимента двигались по полю без протеза, так как это замедляло бы движение и выполнение технических элементов. За месяц улучшилось движение по площадке, чувство мяча, взаимодействие с участниками команды, совершенствовались технические элементы. Также посредством упражнений развились некоторые основные физические качества: быстрота, сила, ловкость, координация.

Таким образом можно сделать вывод о том, что волейбол сидя способствовал социальной адаптации участников СВО с поражением опорно-двигательного аппарата, повысил их эмоциональный тонус, заряд, мотивацию

1932

для регулярного посещения тренировок, способствовал снятию эмоционального напряжения, чувства неловкости и стеснения. Также подобранные упражнения способствовали улучшению показателей двигательных способностей и технической составляющей в игре. Военнослужащие смогли за месяц адаптироваться к тренировочному процессу, к новому виду спорта, его правилам, площадке, тем самым в совокупности это повысило интерес, азарт, увлеченность и мотивацию к достижениям больших результатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Колесникова О.А., Комплексный подход к реабилитации участников специальной военной операции, получивших инвалидность//Вестник Воронежского института высоких технологий. - 2023 г. - №2 (45). - С. 99-105.

2. Лунькова Е.В., Развитие двигательных способностей социальной адаптации людей с нарушением опорно-двигательного аппарата на основе игры в волейбол сидя// Сборник: Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием: в 3 томах.-2019.-С.110-113. https://elibrary.ru/download/elibrary_37955163_79905679.pdf;

3. Скляров В.М., Волейбол для лиц с нарушением в состоянии здоровья (волейбол, в положении сидя) // Учебно-методическое пособие / В.М. Скляров, И.А. Петров, И.Н. Иванов, Л.П. Игнатова. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2015. - 96 с.-elibrary_25971264_42442300.pdf;

4. Сонголов Г.И., Ампутации и экзартикуляции// Учебное пособие/ Г.И.Сонголов, О.П.Галеева.-ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России. -Иркутск: ИГМУ, 2013 - с.60.

1933

Ananyeva E.E., Nepomnyashchikh P.A., Klimenko O.E.

Ananyeva E.E.

Zabaikalsky State University (Chita, Russia)

Nepomnyashchikh P.A.

Zabaikalsky State University (Chita, Russia)

Klimenko O.E.

Zabaikalsky State University (Chita, Russia)

SITTING VOLLEYBALL AS MEANS OF SOCIAL ADAPTATIONS WITH DEFEAT MUSCULOSKELETAL SYSTEM

Abstract: the article considers an integrated approach to the social adaptation of participants in the CW with damage to the musculoskeletal system. Based on the analysis of the experience of the training process of the sitting volleyball game, observations of the social adaptation of participants through this sport are presented.

Keywords: musculoskeletal system, social adaptation, socialization, sitting volleyball, training process.

1934

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.