общению, стремятся к расширению круга контактов. Плавательная подготовка содействует некой гармонизации личности, у студентов-пловцов выражены факторные шкалы лабильности, интроверсии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бушма, Т.В. Стрессоустойчивость студентов разных профилей обучения / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172).
- С. 22-26.
2. Волкова, Л.М. Стрессоустойчивость будущих специалистов гражданской авиации и таможенного контроля / Л.М. Волкова, Д.А. Васильев // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - № 1 (46).
- С. 426-430.
3. Волкова, Л.М. Коммуникации, безопасность в гражданской авиации / Л.М. Волкова, А. А. Голубев, В.В. Евсеев // Технологии PR и рекламы в современном обществе : материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Санкт-Петербург, 2017. -С. 36-38.
4. Немчин, Т.А. Состояние нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. - Ленинград : Изд-во Ленинградского гос. ун-та, 1983. - 167 с.
5. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 624 с.
6. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 256 с.
REFERENCES
1. Bushma, T.V., Zuykova, E.G. and Volkova L.M. (2019), "Stress-tolerance of students of different learning profiles", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 172, No. 6, pp. 22-26.
2. Volkova, L.M., and Vasilyev, D.A. (2019), "Stress Resistance of future specialists of civil aviation and customs control", Business. Education. Right, No. 1 (46), рр. 426-430.
3. Volkova, L. M. Golubev, A.A., and Evseev, V.V. (2017), "Communications, security in civil aviation", PR and advertising technologies in modern society, materials XII all-Russian scientific and practical Conference with international participation, St. Petersburg, pp. 36-38.
4. Nemchin, T.A. (1983), The state of neuropsychiatric stress, publishing house Leningrad State University, Leningrad.
5. Sobchik, L.N. (2005), Psychology of individuality. Theory and practice ofpsychodiagnostics, Speech, St. Petersburg.
6. Sfcherbatyh, Yu.V. (2006), Stress Psychology and correction methods, Peter, St. Petersburg. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.11.2019
УДК 796.325
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ПОДА), ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ СИДЯ, В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Константин Дмитриевич Гаврильев, магистрант, Сардаана Ивановна Колодезникова, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск
Аннотация
В настоящее время все больше внимания уделяется людям с ограниченными возможностями в состоянии здоровья (ОВЗ) с целью достижения их максимальной социализации и интеграции в общество. В статье рассматривается подбор методики тренировок по волейболу сидя для спортсменов с ПОДА в процессе учебно-тренировочных сборов. Представлен анализ влияния тренировочных занятий на физическое состояние спортсменов волейболистов с ПОДА.
Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, спортсмены с поражением опорно-
двигательного аппарата, адаптивный спорт, функциональное состояние, волейбол сидя.
PECULIARITIES OF PREPARATION OF THE ATHLETES WITH MUSCULOSKELETAL SYSTEM DEPRIVATION INVOLVED IN SITTING VOLLEYBALL IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
Konstantin Dmitrievich Gavriliev, the master student, Sardaana Ivanovna Kolodeznikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer North-Eastern Federal University, Yakutsk
Annotation
Currently, more and more attention is paid to the people with disabilities in a state of health in order to achieve their maximum socialization and integration into society. The article discusses the selection of a sitting volleyball training technique for athletes with a musculoskeletal system lesion in the process of training camps. The analysis of the impact of training sessions on the physical condition of volleyball players with damage to the musculoskeletal system is presented.
Keywords: educational process, athletes with damage to the musculoskeletal system, adaptive sports, functional state, sitting volleyball.
ВВЕДЕНИЕ
Волейбол сидя для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата как один из разновидностей волейбола прочно вошел в список паралимпийских видов спорта [1]. Доказано, что игра в волейбол сидя способствует развитию двигательного аппарата, воспитывает основные физические качества - ловкость, быстроту реакции и перемещений, выносливость и силу. Систематические занятия способствуют укреплению сердечнососудистой, дыхательной, костной и мышечной систем организма. Различные ситуации в игре требуют от игроков развития не только физических качеств, но и умения выбора самых рациональных технических средств, быстрого перехода от одних действий к другим [2]. Многочисленные исследования показали, что основной проблемой в волейболе сидя является невозможность адаптации и использования научно-исследовательской литературы спорта высших достижений. Различия соревновательной деятельности волейболистов-паралимпийцев и игроков классического волейбола достаточно велики, что не позволяет выполнять прямой перенос имеющихся в классическом волейболе подходов, средств, методов подготовки и контроля, без адаптации к особенностям волейбола сидя, что заставляет специалистов, работающих в паралимпийском направлении, разрабатывать уникальную систему спортивной подготовки [3, 4].
Цель исследования - подбор методики тренировочных занятий для спортсменов сборной команды Республики Саха (Якутия) по волейболу сидя.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) профессионально занимающихся спортсменов по волейболу сидя нет. Игроки и команды проводят подготовку непосредственно перед соревнованиями, что объясняется географическими трудностями сбора игроков, проживающих в отдаленных селах и городах, финансовыми проблемами и т.д. В целях подготовки сборной команды республики для участия на Чемпионате России в 2016 и 2017 годах были проведены 4 учебно-тренировочных сбора в г. Якутске на базе Республиканского центра адаптивной физической культуры и спорта.
Спортсмены до этого никогда не получали тренировочные нагрузки соответствующего уровня, не были знакомы с проведением учебно-тренировочных занятий. Наблюдения за уровнем адаптации к физическим нагрузкам двухразовых тренировок велись со слов самих спортсменов, зрительного наблюдения за их самочувствием, психологических тренингов. Такие наблюдения являются важными для оценки подготовленности спортсменов, но все же субъективными.
Практическая подготовка спортсменов проходила по разделам: общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка, психологическая подготовка, восстановительные мероприятия и тренировочные игры.
По опыту первых учебно-тренировочных сборов после 4-5 дневных нагрузок наступал спад в физическом состоянии большинства спортсменов - признаки утомления, болевые синдромы мышечной системы, ухудшение психоэмоционального состояния. Это, по нашему мнению, объясняется неподготовленностью организма к повышенным физическим нагрузкам, отсутствием круглогодичных тренировок. Учитывая это, перед УТС были разработаны и доведены до каждого кандидата в сборную индивидуальные планы тренировок, основной задачей которых была подготовка организма к повышенным физическим нагрузкам, развитие гибкости, выносливости, силы.
По результатам УМО и тестов было выявлено, что на УТС спортсмены прибыли достаточно подготовленными в общефизическом плане, поэтому тренировочные занятия были запланированы в следующем объеме: ОФП - 10%, СФП - 50%, техническая подготовка - 30%, тактическая подготовка - 10%. Специальная физическая подготовка была направлена на развитие физических качеств и способностей, специфичных для игры в волейбол сидя, непосредственно связана с обучением технике и тактике игры, поэтому половина объема тренировок отводилась именно данной подготовке. Нужно подчеркнуть, что команда не выделялась ростовыми данными, что является основным недостатком в игре при участии на соревнованиях российского масштаба. Высокий рост в волейболе сидя дает огромное преимущество, особенно при игре на первой линии - блокировании и нападающих действиях. Этот недостаток компенсировался игрой в защите: групповым блокированием, быстрыми перемещениями при блокировании, тактически грамотными действиями при обороне, надежной страховкой и технически правильными приемами мяча в трудных игровых ситуациях. Все действия в защите принимаются и выполняются в условиях дефицита времени, поэтому выполняли специальные подготовительные упражнения, необходимые для овладения техникой - укрепление кистей рук, увеличение их подвижности, развитие силы и быстроты сокращения мышц, и другие упражнения, направленные на формирование тактических умений - развитие быстроты реакции и ориентировки, умение пользоваться периферическим зрением, на развитие быстроты перемещений в ответных действиях на сигналы, на специальную выносливость (скоростная, скоростно-силовая), специальную гибкость. Систематическое применение подготовительных упражнений позволило ускорить процесс обучения техническим приёмам и создало предпосылки для формирования более прочных двигательных навыков.
Еще одной особенностью сборной команды заключалась в том, что почти 90% занимающихся ранее (будучи здоровыми) не играли в волейбол. Возраст спортсменов колеблется от 20 до 53 лет, когда научить технике игры такого сложного вида, как волейбол сидя, очень трудно. Оказалось, что основную роль при обучении играет не физические и физиологические данные, а психологическая готовность спортсмена к концентрации и распределению внимания, к способам мобилизации на максимальные волевые и физические усилия, в уверенности в своих возможностях. Техническая подготовка спортсмена органически сливается с его специальной физической подготовкой. С освоением двигательных навыков исключили упражнения, облегчающие выполнение технических приемов, и ввели отдельные трудности, например, усложнили пространственные и временные условия. Одним из основных направлений была психологическая подготовка спортсменов. Была проведена следующая работа по психологическому сопровождению и подготовке спортсменов:
- диагностика психологических особенностей личности спортсмена;
- формирование мотивации достижения успеха, готовности к высоким психофизическим нагрузкам;
- обучение средствам регуляции психических состояний;
- психологическая настройка в тренировочном и соревновательном процессах;
- проведение тренингов для командообразования и сплочения;
- адаптация к условиям соревнований, формирование спортивной этики;
- ситуативные консультации управления состоянием и поведением спортсмена в экстремальных ситуациях соревновательного характера;
- консультации по снятию напряжения перед публикой.
С приближением соревнований моделировали в тренировке соревновательные ситуации и организовали тренировочные игры, отличающиеся высокой психической и физической напряжённостью, используя методы специальной психической подготовки, мобилизующие спортсмена на преодоление трудностей. Психологическая подготовка, являясь составной частью общей системы спортивной тренировки, зависит от других ее форм: физической, технической, тактической.
Итогом наших работ по подготовке спортсменов и команды стало завоевание 3 места на Чемпионате России по волейболу сидя и присвоение званий «мастер спорта России».
ВЫВОДЫ
На основе теоретического анализа и обобщения из собственного опыта тренерской деятельности, следует сделать вывод:
- Во-первых, учитывая, что волейбол сидя является дисциплиной классического волейбола, перенявший его основные правила и структуру игры, но все же имеет существенные различия и является адаптированным видом игры для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, для подготовки волейболистов высокой спортивной квалификации необходимы специально разработанные учебные программы и специфические учебно-тренировочные мероприятия.
- Во-вторых, правильно подобранные методики тренировок позволяют значительно увеличить функциональное состояние спортсменов: адаптацию к физическим нагрузкам, уровень тренированности, психоэмоциональное состояние, спортивную форму.
- В-третьих, психическая готовность спортсмена к соревновательной деятельности рассматривается нами как установка к достижению соревновательной цели, обусловленная доминированием соревновательной мотивации, знаниями и умениями реализовывать адекватные сложившейся соревновательной ситуации способы действий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гурьев, А.А. Волейбол сидя - перспективы развития / А.А. Гурьев, В.В. Байдуков, А.Н. Овсянников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 58-62.
2. Гурьев, А.А. Анализ соревновательной деятельности волейболистов-паралимпийцев / А.А. Гурьев, В.В. Байдуков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 76-80.
3. Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А. В. Беляев, Л. В. Булыкина. -Москва : Физкультура и спорт, 2007. - 178 с.
4. Гурьев, А.А. Диагностика специальной физической подготовленности волейболистов-паралимпийцев / А.А. Гурьев, В.В. Байдуков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 10 (128). - С. 53-57.
REFERENCES
1. Guryev, A.A., Bandukov, V.V. and Ovsyannikov, A.N. (2015), "Sitting volleyball - prospects of development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (124), pp. 58-62.
2. Guryev, A.A. and Bandukov, V.V. (2015), "Analysis of the competitive activity of Paralympic volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (130), pp. 76-80.
3. Belyaev, A.V. and Bulykina, L.V. (2007), Volleyball, Theory and training technique, Physical
culture and sport, Moscow.
4. Guryev, A.A. and Bandukov, V.V. (2015), "Diagnosis of special physical fitness of paralympic volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (128), pp. 53-57.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.11.2019
УДК 797.21
АНАЛИЗ ФИНАЛЬНЫХ МУЖСКИХ ЗАПЛЫВОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ В ПЛАВАНИИ 2012-2019 ГОДОВ
Марат Ильдарханович Галяутдинов, кандидат физико-математических наук, доцент, Александр Сергеевич Лобанов, магистрант, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань; Лилия Рашитовна Галяутдинова, кандидат физико-математических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казанский филиал Российского государственного университета правосудия, Казань; Алмаз Муллаянович Ситдиков,
старший преподаватель, Рустем Фаридович Мифтахов, кандидат физико-математических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань
Аннотация
В статье представлен анализ результатов финальных мужских заплывов на 50 м вольным стилем на Олимпийских Играх 2012 и 2016 годов и 14-м - 18-м Чемпионатах Мира по водным видам спорта. На основе видео, из открытых источников, была проведена хронометрия и подсчет количества гребковых движений части дистанции с 15 по 50 метр. Проведено сравнение рассеивания общего времени, а также, времени и числа гребков на второй части дистанции участников финальных заплывов с помощью среднего квадратического отклонения. Методами дисперсионного анализа, с помощью программы StatPlus6, исследована значимость различий показателей общего времени заплыва, а также, времени и числа гребков на дистанции от 15 до 50 метров. Для данных показателей проведены апостериорные сравнения результатов.
Ключевые слова: финальные мужские заплывы, Олимпийские Игры 2012 и 2016 годов, 14-е - 18-е Чемпионаты Мира по водным видам спорта, число гребков, время на дистанции от 15 до 50 метров, дисперсионный анализ, апостериорные сравнения.
ANALYSIS OF FINAL RACES IN INTERNATIONAL COMPETITIONS IN SWIMMING FOR 2012-2019 YEARS Marat Ildarkhanovich Galyautdinov, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, Alexander Sergeevich Lobanov, the master student, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan; Liliya Rashitovna Galyautdinova, candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan branch of the Russian State University of Justice, Kazan; Almaz Mullayanovich Sitdikov, the senior teacher, Rustem Faridovich Miftakhov, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan
Annotation
This article shows the results analysis of 50 m freestyle final races in Olympic Games 2012 and 2016 years and 14th - 18th FINA World Championships. Based on opened video we made chronometry and strokes counting in 15-50 m line segment. Full time dispersion, and also the time and strokes quantity of the second part of the distance have been researched with the standard deviation. Difference importance of full time and time and strokes quantity for 15-50 m line segment have all been researched through the dispersion analysis and with StatPlus6