УДК 796.325
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В
ВОЛЕЙБОЛЕ СИДЯ
Борис Павлович Сокур, кандидат педагогических наук, профессор, Дмитрий Алексеевич Бобровский, старший преподаватель, Данил Эдуардович Самойлов, магистрант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
Аннотация
В статье рассматриваются особенности соревновательного и тренировочного процессов в волейболе сидя, как одного из наиболее распространённых паралимпийских видов спорта. Приводится классификация спортсменов, имеющих право участвовать в соревнованиях по волейболу сидя. Рассматривается влияние уровня проявлений скоростно-силовых качеств спортсменов на технико-тактические действия на площадке, с учетом игровых ситуаций. Предлагается специально разработанный комплекс упражнений и методических рекомендаций для повышения уровня ско-ростно-силовых проявлений у спортсменов-паралимпийцев в волейболе сидя.
Ключевые слова: паралимпийцы, волейбол сидя, технико-тактические действия, комплекс упражнений, специальные физические качества, скоростно-силовые проявления.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p384-388
IMPROVING SPEED AND STRENGTH TRAINING IN SITTING VOLLEYBALL
Boris Pavlovich Sokur, the candidate of pedagogical sciences, professor, Dmitry Alekseevich Bobrovsky, the senior teacher, Danil Eduardovich Samoilov, the master student, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk
Abstract
The article discusses the features of competitive and training processes in sitting volleyball, as one of the most common Paralympic sports. The classification of athletes eligible to participate in sitting volleyball competitions is given. The influence of the level of manifestations of physical qualities of athletes on technical and tactical actions on the site, taking into account the peculiarities of the defeat of the musculoskeletal system and the game situation, is considered. A specially developed set of exercises and methodological recommendations is proposed to increase the level of speed and strength manifestations in Paralympic athletes in sitting volleyball.
Keywords: Paralympians, sitting volleyball, technical and tactical actions, a set of exercises, special physical qualities, speed and strength manifestations.
ВВЕДЕНИЕ
Спорт для людей с ограниченными возможностями - чрезвычайно важное явление, помогающее решать многие жизненные проблемы. Это и социальная адаптация людей, которые от рождения имеют ограниченные своей инвалидностью возможности, и вывод из личностного кризиса тех, кто неожиданно получил инвалидность, это и психологическая реабилитация инвалидов всех степеней [3]. Одним из наиболее доступных видов адаптивного спорта является волейбол сидя, потому что им могут заниматься люди с поражениями опорно-двигательного аппарата, так как при выполнении основных действий при обработке мяча используется плечевой пояс. Волейбол сидя - это одна из разновидностей волейбола, входящих в список паралимпийских видов спорта для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Классификация спортсменов в волейболе сидя основывается на системе WOVD, которая базируется на системе классификации ампутантов с учетом систем CP-ISRA и ISMWSF. Классами спортсменов для волейбола сидя являются D - Disabled (есть инвалидность) и MD - Minimally Disabled (минимальная инвалидность). На большинстве международных соревнований, таких как Паралимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, а также России используется техническое правило, когда в
составе команды может быть до двух игроков с минимальной инвалидностью, но во время матча на площадке имеет право находиться только один такой игрок.
Эффективное выполнение игровых действий на протяжении всей игры основано на высоком уровне развития двигательных способностей спортсменов. Необходимость выполнения рациональных и эффективных технико-тактических действий всех участников игры требует от паралимпийцев высокого уровня проявлений специальных физических качеств, особенно проявлений скоростно-силовых качеств плечевого пояса. В связи с вышесказанным, возникает проблема, которая заключается в недостатке данных в специальной литературе об особенностях развития скоростно-силовых качеств, применительно к перемещениям по площадке, и выполнения основных технических действий в волейболе сидя.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблемы повышения уровня двигательных способностей в волейболе сидя рассматривали в своих работах ряд специалистов [1, 2]. Они отмечали важность проявления таких специальных физических качеств у волейболистов как сила, быстрота и координация для достижения успеха соревновательной деятельности на самом высоком уровне.
Анализ соревновательной деятельности сильнейших волейболистов на Паралим-пийских играх, чемпионатах Мира, а также ежегодно проходящего в г. Омске Международного турнира памяти М.Л. Гуревича, где выступает команда Омской области «Омич», показал, что для эффективного перемещения игроков по площадке и выполнения основных технических действий, таких как подача, прием подачи, игра в защите, а также атакующих ударов, требуется высокий уровень развития специальных физических качеств.
Педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью команды «Омич» показали, что одной из основных причин низких результатов выступления на соревнованиях за последние два года является выполнение спортсменами недостаточно сильной и вариативной подачи и нападающих ударов, медленное перемещение по площадке, неэффективное блокирование нападающих ударов соперника, что, по нашему мнению, говорит о низком уровне проявлений скоростно-силовых качеств.
Для проверки выдвинутого предположения, нами проведено педагогическое тестирование уровня проявлений скоростно-силовых качеств плечевого пояса паралимпийцев команды «Омич» по тестам, предложенным А. А. Гурьевым [2]. Полученные данные сравнивались с результатами тестирования команды «Родник» г. Екатеринбург, (представленными в статье А.А. Гурьева), являющейся базовой командой сборной России. Разница в результатах проявлений скоростно-силовых качеств спортсменами этих команд оценивалась по следующей градации: 0-10% - отлично; 10-20% - хорошо; 20-30% - удовлетворительно; более 30 % - неудовлетворительно (таблица 1)
Таблица 1 - Результаты тестирования волейбольной команды «Омич»
Тесты Команда «Омич» Команда «Родник» Разница % Оценка
Перемещение, сидя вперед (10 м) 6±1,2 4,3±0,9 1,6 36,7 Неуд.
Перемещение, сидя назад (10м) 6,1±1,2 4,8±1,9 1,2 25,3 Неуд.
Змейка (с) 8,2±0,8 6,9±2,2 1,3 18 Хорошо
Метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы, сидя двумя руками, (м) 8±0,7 19,03±1,8 11,0 58,0 Неуд.
Метание (имитация) мяча весом 1 кг передачи двумя руками сверху от лба сидя на дальность, (м) 8,4±1,3 8,2±1,7 0,2 1,9 Отлично
Метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы, сидя попеременно руками, (м) 11,7±2,2 17,8±2,1 6,1 34,3 Неуд.
Бросок медбол 3кг двумя руками, (м) 5,2±0,5 6,1±1,3 1,0 15,9 Хорошо
Метание мяча (ударной рукой) на точность в сектор 1х1 с дистанции 6 м (из 5 раз) сидя, (раз) 2±1 3±1 1,0 33,3 Неуд.
Тесты Команда «Омич» Команда «Родник» Разница % Оценка
Метание мяча (имитация передачи двумя руками сверху от лба) на точность сектор 1х1 с дистанции 6 м (из 5 раз) сидя, (раз) 3,7±1,5 3±1 0,7 23,3 Удовл.
«Елочка» сидя, (с) 13,4±2,6 11,9±3,8 1,4 11,9 Хорошо
Подъем туловища из положения лежа «пресс», (раз) 14±5,6 25±0,7 11,0 44,0 Неуд.
Анализ результатов тестирования показал, что в тестах на перемещение, сидя вперед и назад, выявлены неудовлетворительные результаты (36,7% и 25,3% соответственно), так же неудовлетворительный результат наблюдается в тесте на подъем туловища из положения лежа (разница составила 44%), в тесте на метание набивного мяча сидя из-за головы - 58%, метание набивного мяча сидя попеременно двумя руками (34,4%), а также в тесте метание мяча ударной рукой (33,3%).
Удовлетворительные результаты мы можем наблюдать в тесте на имитацию передачи, разница в котором составила 23%.
На оценку «хорошо» показаны результаты в тестах: бросок медбола двумя руками, разница составила 15,9%, в тесте «змейка» разница составила 18%, в тесте «Елочка» сидя 11,9 %. И лишь в тесте метание (имитация) передачи мяча весом 1 кг (на дальность), спортсмены команды «Омич» показали отличный результат - разница 1,9%.
Для повышения уровня проявлений скоростно-силовых качеств у спортсменов команды «Омич» был разработан комплекс специальных упражнений и методических рекомендаций для занятий в атлетическом зале и на волейбольной площадке (таблица 2).
Таблица 2 - Комплекс упражнений скоростно-силовой направленности.
Упражнения Дозировка Методические указания
В атлетическом зале. 1. С использованием резинового жгута: а) наружная ротация плеча; б) отведение рук в стороны; в) жим сидя; г) имитация нападающего удара; д) ускорение с места с преодолением сопротивления резинового жгута. 10-15 раз. 3 серии. Интервал отдыха - 30 сек. Резиновый жгут зафиксирован за любой устойчивый предмет на уровне талии. Жгут должен постоянно находиться в состоянии натяжения.
2. С использованием блочного тренажера: а) тяга за голову на вертикальном блоке; б) тяга горизонтального блока к поясу сидя; в) тяга к груди на вертикальном блоке. 12-15 раз. 3 серии. Интервал отдыха - 90 сек. Тянуть гриф вниз (за счет сведения лопаток). Локти и плечи отвести как можно дальше за спину Задерживать груз на 1-2 секунды и возвращаться в исходное положение.
3. Упражнения с помощью вспомогательного технического средства «FIT-LIGHT TRAINER». 20 раз. 3 серии. Интервал отдыха - 60 сек. Максимально быстро переместиться и коснуться загоревшейся сенсорной фишки с возвращением на исходную позицию.
4. Упражнения на площадке: а) прием нападающих ударов с перекатами на левый и правый бок, направленных в определенные углы площадки; 20 мячей. 3 серии. Интервал отдыха - 30 сек. Упражнения выполняются с максимальной интенсивностью. Защищающийся игрок находится в 6 зоне. После выполненного переката вернуться в основную стойку.
б) прием обманных атакующих ударов, выполняемых поочередно из зон 2, 3, 4; 5 ударов из каждой зоны. Прием, мяча, осуществляется различными способами (одной, двумя руками, с перекатом на левый, правый бок, после перемещения).
в) серийное выполнение нападающего удара из зон 1, 2, 3 после подброса (после передачи) партнера; 5 раз. 3 серии. Интервал отдыха - 40 сек. Упражнения выполняются в максимальном темпе.
г) выполнение нападающего удара, с последующей постановкой блока, в противоборстве с обоюдным касанием мяча соперника, перемещение к линии нападение; 5 раз. 3 серии. Интервал отдыха - 20 сек. Нападающий удар выполняются после подброса партнера двумя руками снизу.
Упражнения Дозировка Методические указания
д) выполнение верхней прямой подачи, перемещение к линии нападения, нападающий удар после подброса партнера с задней линии, перемещение к сетке, нападающий удар с подброса партнера из зоны 2, после выполненного нападающего удара, последовательная имитация блокирования в зонах 2, 3, 4, далее перемещение (любым способом) в зону подачи. 6 серий. Интервал отдыха - 20 сек. Нападающий удар с задней и передней линии выполняется после подброса партнера, если мяч направлен в сетку либо в аут, то данный удар повторяется до тех пор, пока не будет результативным.
Предложенный комплекс специальных упражнений был внедрен в учебно-тренировочный процесс команды «Омич» в период с января по май 2022 г. Упражнения применялись три раза в неделю в начале основной части тренировочного занятия по понедельникам и средам на волейбольной площадке, в субботу - в атлетическом зале.
По истечении четырех месяцев было проведено повторное тестирование скорост-но-силовых качеств спортсменов-паралимпийцев команды «Омич» (таблица 3).
Таблица 3 - Результаты тестирования после педагогического эксперимента.
Тесты «Омич» Темпы прироста по Броуди (%)
До, Х±о После, Х±о
Перемещение, сидя вперед (10 м) 6±1,2 5,5±0,7 8,6
Перемещение, сидя назад (10м) 6,1±1,2 5,9±0,9 3,3
Змейка (с) 8,2±0,8 7,9±0,5 3,7
Метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы, сидя двумя руками, (м) 8±0,7 10±0,4 22,2
Метание (имитация) мяча весом 1 кг передачи двумя руками сверху от лба, сидя на дальность, (м) 8,4±1,3 8,9±0,5 5,8
Метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы, сидя попеременно руками, (м) 11,7±2,2 12,5±1 6,6
Бросок медбол 3кг двумя руками, (м) 5,2±0,5 5,6± 7,4
Метание мяча (ударной рукой) на точность в сектор 1х1 с дистанции 6м (из 5раз) сидя, (раз) 2±1 3±1 40
Метание мяча (имитация передачи двумя руками сверху от лба) на точность сектор 1x1 с дистанции 6 м (из 5 раз) сидя, (раз) 3,7±1,5 4,3±0,8 15
«Елочка» сидя, (с) 13,4±2,6 10,3±0,9 26,2
Подъем туловища из положения лежа «пресс», (раз) 14±5,6 19±2 30,3
Результаты повторного тестирования показали значительный прирост результатов в таких компонентах проявлений скоростно-силовых качеств, как метание набивного мяча на дальность и точность, а также в тесте «Елочка» сидя и подъем туловища из положения лежа. В остальных тестах улучшение результатов имеет место, но темпы прироста не так значительны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, использование в учебно-тренировочном процессе команды «Омич» предложенного комплекса упражнений, позволило повысить проявления ско-ростно-силовых качеств волейболистов-паралимпийцев применительно к перемещениям по площадке и выполнению основных ударных действий, что должно положительно повлиять на эффективность их соревновательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобровский Д.А. Вопросы подготовки игроков в волейболе сидя/ Д. А. Бобровский, И. В. Старков. // Физическая культура спорт в жизни студенческой молодежи : материалы 5-й Всерос. науч.- практ. конф., 21-24 марта - Омск : ОмГТУ, 2019. - С. 260-262.
2. Диагностика специальной физической подготовленности волейболистов -паралимпийцев / А.А. Гурьев, В. В. Байдуков, В .С .Дьяков, Л .В. Компаниец, С. И. Якунин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 55-57.
3. Волейбол для лиц с нарушением в состоянии здоровья (волейбол, в положении сидя) : учебно-методическое пособие / В.М. Скляров, И.А. Петров, И.Н. Иванов, Л.П. Игнатова. - Волгоград : ВГАФК, 2015.- 96 с.
REFERENCES
1. Bobrovsky, D.A. and Starkov, I.V. (2019), "Questions of training players in sitting volleyball", Physical culture sport in the life of student youth: materials of the 5th All-Russian Scientific and-practical conference, March 21-24 - Omsk, pp.260- 262.
2. Guryev, A.A., Bandukov, V.V, Dyakov, V.S., Companietz, L.V. and S.I. Yakunin (2015), "Diagnostics of special physical fitness of Paralympic volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 10 (128), pp. 55-57.
3. Sklyarov, V.M., Petrov. I.A., Ivanov, I.N. and Ignatova L.P. (2015), Volleyball for persons with health disorders (volleyball, sitting), educational and methodical manual, Volgograd.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.05.2022
УДК 796.417.2
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКОЙ СВЯЗКИ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Александра Сергеевна Сулим, старший преподаватель, Елена Викторовна Шустова,
кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, доцент, Московский государственный областной университет, Мытищи
Аннотация
В статье приводятся результаты взаимосвязи тестирования координационных способностей и оценки акробатической связки у студентов 2 курса очного отделения направления подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура» факультета физической культуры Московского государственного областного университета при прохождении процедуры текущего контроля в соответствии с рабочей программой дисциплины «Гимнастика» по разделу -акробатика. Целью исследования является установление взаимосвязи и ее вид между успешностью выполнения акробатической связки и специфическими координационными способностями в зависимости от гендерной принадлежности. В исследовании приняли участие 32 студента 2 курса, из них 14 девушек и 18 юношей, в возрасте 17 - 18 лет. На основе проведения корреляционного, регрессионного и факторного анализа многомерных данных предложено включить в процесс освоения базовых акробатических упражнений студентами-бакалаврами факультетов физической культуры обще-подготовительные и специально-подготовительные координационные упражнения в зависимости от гендерной принадлежности. Представлена примерная структура и содержание тренировочного занятия.
Ключевые слова: студенты, координационные способности, акробатическая связка, корреляционный анализ, факторная структура, тренировочное задание.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p388-394
RELATIONSHIP BETWEEN RESULTS OF TESTING COORDINATION ABILITIES AND EVALUATION OF THE PERFORMANCE OF ACROBATIC COMBINATION OF THE FACULTY OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS MOSCOW STATE
REGIONAL UNIVERSITY
Alexandra Sergeevna Sulim, the senior teacher, Elena Viktorovna Shustova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Alexey Nikolaevich Korolkov, the candidate of technical sciences, docent, Moscow State Regional University, Mytishchi