Научная статья на тему 'Волейбол сидя перспективы развития'

Волейбол сидя перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2379
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ СИДЯ / ПАРАЛИМПИЙЦЫ-ВОЛЕЙБОЛИСТЫ / ПАРАЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ / ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ПРАВИЛА ПО ВОЛЕЙБОЛУ СИДЯ / СПОРТ «РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ» / КЛАССИЧЕСКИЙ ВОЛЕЙБОЛ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гурьев Александр Александрович, Бандуков Валентин Владимирович, Овсянников Александр Николаевич

В статье представлено общее описание вида спорта, его особенности, а так же проведен анализ правил волейбола сидя и сравнение относительно правил классического волейбола. Описаны перспективы и методы развития волейбола сидя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гурьев Александр Александрович, Бандуков Валентин Владимирович, Овсянников Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sitting volleyball development prospects

The article presents the general description of the sports event, its features, as well as the analysis of the rules of the sitting volleyball and comparison in relation to the rules of the classic volleyball. We describe the methods and perspectives of development of sitting volleyball.

Текст научной работы на тему «Волейбол сидя перспективы развития»

Дата обращения 01.06.2015.

8. Сравнительный анализ базовых координационных способностей студенток специальной и основной медицинской группы / С.А. Григорьева, Н.А. Мелешкова, Н.А. Сидорова, А.И. Шульгин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 5155.

REFERENCES

1. Aristackesyan, V.O., Mandrikov, V.B. and Miculina, M.P. (2015), "Dynamics of physical fitness of students with combined infringements of functions of musculoskeletal system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 21-25.

2. Belykh, E.V., Matveev, T.V. and Samarin, Y.V. (20130, "Justification assess the good health impact of water aerobics for students of special medical group", Proceedings of the Tula State University. Physical Culture. Sports, No. 3, pp. 3-8.

3. Grigoryeva, S.A. (2013), Improving of coordination abilities at students of special medical group, dissertation, Omsk.

4. Grigoryeva, S.A., Meleshkova, N.A., Unzhakov, G.A. and Musohranov, A.Y. (2014), "Motor skills of first-year students of economic high school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 55-59.

5. Grigoryeva, S.A. and Borisova, M.V. (2014), "Influence of water aerobics on physical development and functional readiness of students with different levels of health", Education and science in modern conditions: material collection International scientific-practical conference (22/10/2014), publishing house "Interactive plus", Cheboksary, pp. 3-8.

6. Kazakova, H.A. (2007), "Water aerobics as non-traditional mean to improve physical education students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 28, No. 6, pp. 36-42.

7. Approximate program of discipline "Physical culture" in state educational standard of higher professional education of the second generation: the official publication of Moscow (2000), available at: http://rsmu.ru/fileadmin/rsmu/img/pf/cfc/doc/RGMU_Programma_discipliny_Fizicheskaja_Kultura.pdf -Дата обращения 01.06.2015.

8. Grigoryeva, S.A., Meleshkova, N.A, Sidorova, N.A. and Shulgin, A.I. (2014), "Comparative analysis of basic coordination abilities of students of special medical group and the main medical group", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 51-55.

Контактная информация: sveta.grig2014@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.06.2015.

УДК 796.325

ВОЛЕЙБОЛ СИДЯ - ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Александр Александрович Гурьев, кандидат педагогических наук, доцент, Валентин Владимирович Бандуков, аспирант,

Московская государственная академия физической культуры, Малаховка, Александр Николаевич Овсянников, главный тренер, Женская сборная России по волейболу сидя, г. Москва

Аннотация

В статье представлено общее описание вида спорта, его особенности, а так же проведен анализ правил волейбола сидя и сравнение относительно правил классического волейбола. Описаны перспективы и методы развития волейбола сидя.

Ключевые слова: волейбол сидя, паралимпийцы-волейболисты, паралимпийский спорт, Паралимпийские игры, правила по волейболу сидя, спорт «равных возможностей», классический волейбол.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p58-62

SITTING VOLLEYBALL - DEVELOPMENT PROSPECTS

Alexander Alexandrovich Guryev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Valentin Vladimirovich Bandukov, the competitor, Moscow state academy of physical culture, Malakhovka, Alexander Nikolaevich Ovsyannikov, the head coach, Russian women's team of sitting volleyball, Moscow

Annotation

The article presents the general description of the sports event, its features, as well as the analysis of the rules of the sitting volleyball and comparison in relation to the rules of the classic volleyball. We describe the methods and perspectives of development of sitting volleyball.

Keywords: sitting volleyball, sitting-volleyball Paralympic players, Paralympic sport, Paralympic Games, rules for sitting volleyball, sport of "equal opportunities", classical volleyball.

ВВЕДЕНИЕ

Волейбол сидя - это одна из разновидностей волейбола, входящих в список пара-лимпийских видов спорта для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. В программу Паралимпиады включен волейбол в двух категориях: сидячей и стоячей (Одобрено Генеральной Ассамблеей WOVD и Исполнительным Комитетом WOVD и Всемирной организацией волейбола для инвалидов 1999 г.). Таким образом, в Паралимпийских Играх могут принимать участие спортсмены со всеми функциональными ограничениями. Современный волейбол сидя - это атлетическая игра, и требования, предъявляемые к паралимпийцам, выступающих на различных мировых и Российских уровнях, высокие. Волейболист-паралимпиец сегодня - это спортсмен подвижный, отлично координированный, быстро мыслящий на площадке.

Эффективное выполнение игровых действий, технических приемов и тактических комбинаций на протяжении всей игры основано на высоком уровне развития двигательных способностей волейболистов. Стремительное развитие волейбола сидя, сопровождающееся постоянным ростом и интенсивностью физических нагрузок в тренировочном и соревновательном процессе волейболистов-паралимпийцев, диктует необходимость поиска новых форм, средств и методов организации учебно-тренировочного процесса. В связи с этим, проблема разработки современного учебно-методического и программного сопровождения учебно-тренировочного процесса при подготовке паралимпийцев-волейболистов остро стоит на повестке дня. На крупных соревнованиях по волейболу сидя существует своя градация спортсменов по системе классификации. В первую группу входят люди с ампутированными конечностями. Во вторую — имеющие более легкие недостатки, например, «послеоперационные» колени или последствия незначительного повреждения позвоночника. По группам распределяет медкомиссия из трех врачей, и игроков, однажды получивших соответствующую аккредитацию, больше не проверяют.

ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВОЛЕЙБОЛА СИДЯ ОТ КЛАССИЧЕСКОГО ВОЛЕЙБОЛА

Исходя из того, что волейбол сидя является исторически сложившейся спортивной дисциплиной классического волейбола для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата и по своей сути полностью наследует структуру игры, все же, данный вид спорта имеет существенные различия по правилам игры. Основные различия между волейболом сидя и классическим волейболом заключаются в следующем:

1) Размер игровой площадки в волейболе сидя 10*6 м, а в классическом волейболе 18x9 м.

2) Линии атаки в волейболе сидя проводятся в 2 м от центральной линии, а в классическом волейболе в 3 м.

3) Сетка в волейболе сидя длиной 6,5 м и шириной 0,80 м, а в классическом волейболе длиной 9,5 м и шириной 1 м.

4) Высота сетки в волейболе сидя - 1,15 м для мужчин, 1,05 м для женщин, а в классическом волейболе 2,43 м для мужчин, 2,24 м для женщин.

5) Снаряжение игрока в волейболе сидя может включать длинное трико. Игрокам не разрешается сидеть на толстом материале.

В классическом волейболе ограничения по данному параметру отсутствуют.

6) В волейболе сидя команда может состоять максимум из 12 игроков, включая максимум 2 игроков, классифицируемых как нетрудоспособные (гандикап) одного тренера, одного инструктора и одного врача.

В классическом волейболе команда может состоять максимум из 12 игроков, одного тренера, одного помощника тренера и одного врача.

7) В волейболе сидя игроки на площадке могут включать максимум одного игрока, классифицируемый как «минимально нетрудоспособный».

В классическом волейболе игроки на площадке должны включать по крайней мере одного класса «С» и могут включать максимум одного игрока класса «А».

8) В волейболе сидя позиции игроков определяются и контролируются по позициям их ягодиц. Это значит, что кисть или нога игрока могут лежать в зоне атаки (игрока задней линии во время удара атаки), на площадке (подающего во время удара подачи) или в свободной зоне за пределами площадки (любого игрока во время удара подачи).

В классическом волейболе позиции игроков определяются и контролируются по позициям их ступней, контактирующих с площадкой.

9) В волейболе сидя, в момент, когда подающий ударяет мяч, он/она должен быть в зоне подачи и его/ее ягодицы не должны касаться площадки (включая крайнюю линию).

В классическом волейболе ступни подающего не должны касаться площадки (включая крайнюю линию) в момент, когда он/она ударяет по мячу или подпрыгивает (для прыжка подачи). После этого удара подающий может встать или приземлиться за пределами зоны подачи или внутри площадки.

10) В волейболе сидя, касаться площадки противника ступней/ ступнями/ногой /ногами разрешается в любое время игры при условии, что игрок не мешает игроку-противнику. Игрок должен вернуть ногу (и) / ступню (и) непосредственно на свою площадку. Касаться площадки противника кистью руки при условии, что некоторая часть вытянутой кисти остается либо в контакте, либо прямо над центральной линией. Контакт с площадкой противника любой другой части запрещен.

В классическом волейболе, касаться площадки противника кистью, ступней или ступнями разрешается при условии, что некоторая часть вытянутой кисти / ступни (ей) остается либо в контакте, либо прямо над центральной линией. Контакт с площадкой противника любой другой части тела запрещен.

11) В волейболе сидя, игрокам передней линии разрешается завершить атакующий удар на подаче противника, когда мяч находится на фронтальной зоне и четко выше верхнего края сетки.

В классическом волейболе, ошибка удара подачи - завершить атакующий удар на подаче противника, когда мяч находится во фронтальной зоне и полностью над верхним краем сетки.

12) В волейболе сидя, игрок задней линии может выполнять любой тип атакующего удара на подаче противника с любой высоты при условии, что во время удара ягодицы игрока не касаются или не пересекают линию атаки.

В классическом волейболе, игрок задней линии может выполнять атакующий удар, если его/ее ступня не контактирует или не находится перед линией атаки в прыжке и в момент удара мяч не находится полностью над верхом сетки.

13) В волейболе сидя, игрокам передней линии разрешается блокировать подачу противника.

В классическом волейболе, блокирование подачи противника - ошибка блокирования.

14) В волейболе сидя, игрок должен иметь контакт с площадкой частью тела от плеч до ягодиц во все время, когда разыгрывается мяч. Вставать, подниматься или делать шаги запрещено. Короткая потеря контакта разрешается только во время оборонительной игры, чтобы спасти мяч, при этом мяч должен остаться на своей площадке.

В классическом волейболе ограничения по данному параметру отсутствуют.

Перечисленные различия между классическим волейболом и волейболом сидя дают возможность заключить, что волейбол сидя - адаптированный вариант классического волейбола для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, в котором присутствует не меньший спортивный азарт и зрелищность, а так же позволяет людям «влюбленным» в волейбол заниматься любимым видом спорта.

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ВОЛЕЙБОЛА СИДЯ

Этот вид спорта имеет безграничный потенциал развития. На данный момент предполагается, что он должен набирать популярность лишь среди инвалидов и людей с ограниченными двигательными возможностями. Но существует реальная возможность сделать его массовым - спортом поистине «равных возможностей», где смогут принимать участие как здоровые спортсмены, так и волейболисты-паралимпийцы.

В теории, волейбол сидя должен стать привлекателен для здоровых людей, увлекающихся классическим и пляжным волейболом, людей имеющих травмы конечностей, но не имеющих официальной инвалидности, а так же спортсменов-волейболистов:

- не имеющих выдающихся физических данных и не сумевших достичь высоких спортивных достижений. Они имели бы шанс проявить себя в волейболе сидя, где делается упор на быстроту, тактику и технику. А такие параметры как высота, сила прыжка, и т.д., основополагающего значения в нем не имеют;

- профессиональных спортсменов, потому что данный вид спорта может быть чрезвычайно полезен в качестве подготовки;

- травмированных спортсменов, которые "не теряют связь" с любимым видом спорта и тем самым не становятся асоциальными индивидуумами;

- людям, у которых есть желание заниматься фитнесом и функциональным тренингом.

Предположительно, в данной среде создастся коммуникативный и социальный плацдарм с учетом того, что люди с ограниченной двигательной активностью, а также здоровые, смогут соперничать друг с другом в одинаковых условиях, нивелирующих их состояние здоровья. Так же, люди, имеющие инвалидность, будут чувствовать себя неотъемлемой частью здорового, спортивного общества, которым доступен спорт высших достижений, в котором также будет обмен опытом как спортивным, так и жизненным.

МЕТОДЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ВОЛЕЙБОЛА СИДЯ

Необходимо отметить, что уровень развития игры может достичь необычайных высот при должной организации, а именно признания олимпийским видом спорта.

За рубежом, волейбол сидя уже имеет некоторые подвиды, такие как пляжный волейбол сидя на песке и волейбол сидя с меньшим количеством человек на площадке, которые развиваются в таких странах как Греция, Финляндия, Бразилия, в странах Прибалтики. Для того чтобы внедрить волейбол сидя в спорт «равных возможностей», нужно:

- создать интернет-портал, либо собственный раздел на волейбольном сайте www.volley.ru;

- проводить «мастер-классы» с участием звезд спорта, открытые тренировки, публикации и рекламу в СМИ;

- создать организационную структуру развития волейбола сидя, функцией которой будет координация и управление сборной командой, взаимодействие с органами государственной власти в области физической культуры и спорта;

- организовывать соревнования для всех категорий населения независимо от пола, возраста и двигательных возможностей с широким с участием инвалидов с повреждением опорно-двигательного аппарата.

Проведение таких соревнований по волейболу сидя, будет способствовать решению конкретных задач:

- развитию и популяризации волейбола сидя;

- повышению зрительского интереса к игре;

- повышению индивидуального мастерства всех волейболистов;

- выявлению лучших команд по волейболу сидя.

Контактная информация: v.v.bandukov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.06.2015.

УДК 378

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ И СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ К ОВЛАДЕНИЮ ЗНАНИЯМИ

Александр Иннокентьевич Дмитриев, старший научный сотрудник, Андрей Валерьевич Киевский, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель, Роман Викторович Помазной, кандидат педагогических наук, младший научный сотрудник, Евгений Анатольевич Цариев, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Пермский военный институт внутренних войск МВД России (ПВИ ВВ МВД России)

Аннотация

В предлагаемой статье описаны основные направления деятельности научно-педагогического состава по развитию познавательной активности и сознательного отношения курсантов к овладению знаниями, уровни познавательной активности, стимулирование к познавательной деятельности.

Ключевые слова: познавательная активность, познавательная самостоятельность, уровни познавательной активности, стимулирование к познавательной деятельности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p62-67

MAIN DIRECTIONS OF THE SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL STAFF WORK ON DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY AND CONSCIOUS ATTITUDE OF THE CADETS TO KNOWLEDGE MASTERING

Alexander Innokentievich Dmitriev, the senior researcher, Andrey Valerievich Kievskiy, the

candidate of pedagogical science, senior lecturer, Deputy Head, Roman Viktorovich Poma-znoy, the candidate of pedagogical science, junior researcher, Evgeni Anatolyevich Tsariev, the candidate ofpedagogical science, head of the department, Perm Military Institute of Internal Troops of Russia

Annotation

The article describes the main directions of the scientific-pedagogical staff work on development of the cognitive activity and conscious attitude of the cadets to the acquisition of knowledge, levels of the cognitive activity, stimulation of the cognitive activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.