УДК 796.325
Машарипов Р.Р.
ассистент Курбанбаев А.Д. старший преподаватель кафедра «Физическая культура и спорт межфака» Каракалпакский государственный университет им. Бердаха
Ауезимбетов Т.А. преподаватель физической культуры Академический лицей №1 г. Нукуса Республика Узбекистан
ВОЛЕЙБОЛ - КАК ВИД ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящается волейболу, как вид двигательной активности студентов высшего учебного заведения. Регулярные занятия волейболом способствуют повышению двигательной активности студентов, оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся, развивают основные физические качества -быстроту, ловкость, выносливость, силу.
Ключевые слова: программа, организм, активность, спорт, навык, прыжки, ловкость.
Masharipov R.R.
assistant Kurbanbaev A.D. senior lecturer
Department of Physical Culture and Sports, Interfaculty Karakalpak State University named after. Berdakha
Auezimbetov T.A. physical education teacher Academic Lyceum No. 1 of Nukus The Republic of Uzbekistan
VOLLEYBALL - AS A TYPE OF MOTOR ACTIVITY OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION STUDENTS
Annotation. The article is devoted to volleyball as a type of physical activity of students of a higher educational institution. Regular volleyball classes help to increase the motor activity of students, have a complex and diverse effect on the body of those involved, and develop basic physical qualities - speed, agility, endurance, strength.
Key words: program, body, activity, sport, skill, jumping, agility.
Волейбол является из наиболее популярных и распространенных игр среди населения. В число самых популярных видов спорта волейбол вошел благодаря тому, что он прост в обучении, широкодоступен, динамичен в процессе проведения. Волейбол получил большое распространение в высших учебных заведениях и как игровой вид, развивающий и совершенствующий физические качества студентов, входит в учебную программу дисциплины «Физическая культура». В условиях современного развития мира игра в волейбол на занятиях по физической культуре в вузах не теряет актуальности, а даже набирает свою популярность [4].
Регулярные занятия волейболом способствуют повышению двигательной активности студентов, и являются мощным стимулом приобщения к здоровому образу жизни, активным и регулярным занятиям физическими упражнениями. А также оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся, развивают основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу. Дозированная физическая нагрузка повышает функциональные возможности организма, способствует формированию необходимых двигательных навыков [1,2, 4].
Важно отметить, что волейбол направлен на развитие выносливости у студентов из-за высокой насыщенности прыжков и интенсивности их выполнения. Именно интенсивность выполнения прыжков является отличительной чертой волейбола на фоне других видов спортивных игр.
Волейбол как спортивная командная игра, позволяет развиваться студентов разносторонне. Помогает раскрыть и развить лучшие качества.
Волейбол - коллективный вид спорта. Студенты, соприкасаясь с командной работой, учатся быстро находить точки соприкосновения. Этот спорт позволяет ощутить полноту радости победы, достигнутой в единой борьбе на площадке. А также принимать боль поражения, разделяя ее со всеми членами команды.
Преподаватель должен знать анатомо-физиологические особенности молодого организма чтобы методически грамотно и правильно построит занятия по волейболу со студентами, только при этом условии занятия по волейболу будут способствовать правильному развитию физических качеств студентов. Эффективность процесса обучения непосредственно связана со многими факторами, в частности с работоспособностью студента на занятии по волейболу. Работоспособность является возможностью студента выполнять технические приемы и тактические комбинации на протяжении всего занятия по волейболу.
Волейболу свойственны движения, которые базируются на прыжках, беге, а также метании, передаче мяча. На сегодняшний день ученые в области медицины, биологии, социологии выявили, что регулярные
организованные занятия волейболом значительно сказываются на функционировании всех органов чувств [4].
Регулярная игра в волейбол положительно сказывается на опорно-двигательном аппарате, улучшает работоспособность желудочно-кишечного тракта и системы кровообращения. В процессе игры в волейбол студенты находятся в благоприятных условиях, при которых существует прекрасная возможность проявить силу, ловкость, быстроту, смекалку, коллективизм, а также много других качеств, необходимых обучающимся для совершенствования и становления себя как личности [5].
Студенты - любители волейбола принимают активное участие в соревнованиях между факультетами.
Подводя итоги можно сделать следующие выводы:
S волейбол - это интеллектуальный вид спорта;
S волейбол, игра, которая помогает раскрепоститься и преодолеть комплексы в общении;
S волейбол укрепляет иммунитет и сердечно-сосудистую систему, а также улучшает осанку;
S постоянное наблюдение за мячом помогает избежать проблем со зрением, так как во время игры хорошо тренируются все мышцы глаз, и улучшается глазомер;
S волейбол — достаточно безопасный вид спорта: отсутствие прямого контакта с противником сводит травматичность до минимума [3].
Таким образом, у студентов занимающиеся волейболом улучшаются как физические данные, так и социальная адаптация. «Волейбол» формирует положительную мотивацию к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи и может рассматриваться как активный досуг во вне учебного времени.
Использованные источники:
1. Курбанбаев А. Д., Мамутов А. Б., Машарипов Р. Р., Кощанов А.Е. Методы преподавания волейбола в высших учебных заведениях // Экономика и социум" №6(73) 2020. - С.766-768
2. Курбанбаев А.Д., Машарипов Р.Р., Мамутов А.Б., Кощанов А.Е. Особенности применения электронных технологий в волейболе Теория и практика современной науки" №6(72) 2021. - С.194-196
3. Морозова Л.В., Морозов О.Г. Волейбол - вид двигательной активности для студентов // Мир педагогики и психологии: международный научно -практический журнал. 2020. № 08 (49). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/volejbol-vid-dvigatelnoj-aktivnosti-dlya-studentov.html (Дата обращения: 31.08.2020)
4. Платонова Н. И. Волейбол как средство развития физических качеств студентов вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. -№ 7 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16147.htm.
5. Шиловская Т.Н. Развитие физических качеств студентов колледжа средствами волейбола // Современные вызовы и перспективы развития физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности сборник научных трудов по материалам всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией р.с. ткача, е.н. ткач. Хабаровск, 2021/- с. 287-291