Научная статья на тему 'Волевая регуляция как фактор деятельности студентов'

Волевая регуляция как фактор деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1659
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТУДЕНТЫ / VOLITIONAL REGULATION / THE SUCCESS OF LEARNING ACTIVITIES WITH STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кедярова Елена Александровна

Исследуется волевая регуляция современных студентов. Рассматриваются особенности волевой регуляции в группах успешных и неуспешных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Volitional Regulation as a Factor of the Success of Educational Activity of Students

This paper has the voluntary regulation of modern students. Features of voluntary regulation in the groups of successful and unsuccessful students are presented.

Текст научной работы на тему «Волевая регуляция как фактор деятельности студентов»

Серия «Психология»

2012. Т. 1, № 1. С. 40-46

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского

государственного

университета

И З В Е С Т И Я

УДК 159.947

Волевая регуляция как фактор успешности учебной деятельности студентов

Е. А. Кедярова

Иркутский государственный университет, г. Иркутск e-mail: kedu_72@mail.ru

Аннотация. Исследуется волевая регуляция современных студентов. Рассматриваются особенности волевой регуляции в группах успешных и неуспешных студентов.

Ключевые слова: волевая регуляция; успешность учебной деятельности; студенты.

В условиях культивируемой социальной успешности всё большую ценность в современном обществе приобретает проявление целеустремленности, инициативности, настойчивости, самостоятельности в достижении желаемых результатов. Это становится возможным только при условии развития волевой регуляции личности, которая является особо значимой на этапе профессионального и личностного становления, т. е. в период юношества. В связи с чем интересен вопрос исследования роли волевой регуляции в достижении успешности учебной деятельности современных студентов.

В психологической науке широко представлены исследования факторов, влияющих на успешное обучение в вузе, среди которых обычно выделяют познавательные способности, профессиональную и учебную мотивацию, самооценку, тогда как рассмотрение волевой регуляции в качестве фактора успешности учебной деятельности студентов не было предметом специального исследования.

К проблеме волевой регуляции в разное время обращались многие отечественные и зарубежные исследователи (В. А. Иванников, Е. П. Ильин,

В. И. Селиванов, Е. О. Смирнова, Т. И. Шульга, Х. Хекхаузен, Ю. Куль

и др.), однако большинство работ ограничивалось изучением ранних этапов онтогенеза. Вместе с тем именно в юношеском возрасте, с началом учебно-профессиональной деятельности в вузе роль волевой регуляции значительно возрастает.

Вузовское обучение ставит перед современными студентами задачу перестройки своей активности в соответствии с требованиями, где на первый план выходит самостоятельность студента. Успехи в обучении достигаются в том случае, если он способен сознательно ставить перед собой учебные цели и добиваться их исполнения, видеть возможности дальней-

шего профессионального совершенствования. Однако в реальности современные студенты нередко бывают «зависимы» от преподавателей в постановке учебных целей, выборе средств их достижения, способах оценки результатов учебной деятельности. Трудности возникают при выполнении заданий, усвоении знаний и применении их на практике, организации и распределении свободного времени для подготовки к занятиям. Как следствие, выпускники вузов часто не могут самостоятельно организовать собственную деятельность и нуждаются в помощи и контроле уже со стороны руководства.

Под волевой регуляцией в настоящем исследовании понимается многокомпонентная структура, включающая триединство когнитивного, поведенческого и аффективного компонентов. Такое понимание волевой регуляции находит отражение еще в работах Аристотеля, В. Вундта, позднее Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна. По их мнению, в волевых процессах эмоциональное и интеллектуальное представлено в специфическом синтезе; аффект в них выступает под контролем интеллекта. В связи с этим когнитивный компонент волевой регуляции может быть представлен знанием личности о своих возможностях в преодолении трудностей, понимании необходимости их разрешения, а также в использовании способов придания смысла непривлекательному действию. Аффективный компонент может отражать субъективное отношение; эмоции личности, сопровождающие трудности (чаще негативные). Поведенческий компонент воли является проявлением когнитивных и эмоциональных процессов во внешних действиях, тем самым поведение выступает механизмом осуществления намерения.

Теоретический анализ также позволяет выделить в волевой регуляции и мотивационный компонент: он выступает сквозным и объединяет все три составляющие. Так, В. И. Селиванов определяет мотив как то, ради чего совершено действие, в то время как воля выступает способом выполнения действия в затруднённых условиях [3]. В. А. Иванниковым в качестве главного механизма волевой регуляции выделяется намеренное изменение или создание дополнительного смысла действия. Действие выполняется уже не только ради мотива, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию [1]. Предпосылки этого понимания встречаются еще в работах Л. С. Выготского, который полагал, что изменение смысла действия меняет и побуждение к нему. Таким образом, волевое усилие является не механизмом, который стимулирует волевую регуляцию, а его проявлением [2].

Способность к сознательной регуляции своего поведения и деятельности развивается в онтогенезе и во многом определяется социальными условиями, в которых развивается личность. Это позволяет предположить, что к юношескому возрасту развитие этой способности достигнет высокого уровня. Однако современные специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что в юношеском возрасте способность к сознательной регуляции своего поведения и деятельности развита не в полной мере [4].

Так, при обсуждении этого вопроса А. Ш. Тхостовым и С. И. Гради-ровским высказывается мнение о неконструктивном влиянии общества на становление волевых механизмов у современной молодежи. К основным источникам возникновения трудностей молодых людей исследователи относят избыточное облегчение условий существования: интенсивное и бесконтрольное развитие современных технологий удовлетворения потребностей, а также умножение и активная деятельность «гуманистических» школ психологии и педагогики. По их мнению, значительно облегчая удовлетворение любых потребностей, современные технологии зачастую минимизируют активность личности и способность к проявлению каких-либо усилий.

А. Ш. Тхостов пишет о необходимости формирования условий, в которых даже ребенок мог бы проявлять усилия, направленные на актуализацию своих потребностей. Он подчеркивает важность таких форм внешней саморегуляции как отказ, торможение и запрещение, которые впоследствии в юношеском возрасте позволят перейти в форму внутренней саморегуляции. В том же аспекте В. С. Градировский рассматривает проблему проявления коллективных усилий. По его мнению, российская молодежь отличается апатичностью и безынициативностью.

Д. И. Фельдштейн определяет развитие волевой регуляции в качестве основного критерия достижения зрелости личности [5]. Становление личности понимается автором как процесс, характеризующийся, с одной стороны, адаптацией, приспособлением к наличным социальным условиям, а с другой - самостоятельностью, способностью и умением инициировать нечто новое. По его мнению, психологически зрелой личностью является человек, достигший развития целостной структуры волевой регуляции, т. е. достигший способности вести себя независимо от воздействующих на него обстоятельств, руководствуясь собственными, сознательно поставленными целями.

Построение фундаментального университетского образования также предлагает студентам через глубокое и всестороннее изучение материала выработать самостоятельный взгляд на проблему. В противоположность школе, в вузе общеобразовательные учебные задачи становятся профессионально ориентированными, сопровождающимися овладением методами обучения и самообучения, контроль над успеваемостью становится отсроченным, большая роль отводится самостоятельной работе как в планировании рабочего, учебного, так и свободного времени. Умение планировать свое время и затраты на реализацию какого либо действия становится важнейшим условием успешности в учебно-профессиональной деятельности студентов.

Исследование волевой регуляции как фактора успешности учебной деятельности студентов было проведено с молодыми людьми в возрасте от 18 до 21 года. Выбор этого онтогенетического периода соответствует основным возрастным критериям социальной категории студенчества и определяет учебную деятельность как основную. Реализация исследовательской цели осуществлялась с использованием следующих методик: «Во-

просник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении» Г. С. Никифорова, В. К. Васильева,

С. В. Фирсовой; «Изучение мотивации обучения в вузе» Т. И. Ильиной; «Методики измерения мотивации достижения» А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова.

При подборе методик, оценивающих успешность учебной деятельности студентов, мы исходили из понимания успешности как качественной оценки результатов деятельности, которая складывается из результативности (успеваемости) студента и его субъективного отношения к этим результатам (устойчивая высокая самооценка и удовлетворенность собой и своей деятельностью). В связи с чем для диагностики успешности учебной деятельности нами был подобран следующий комплекс методик: проведение экспертной оценки успешности студентов среди преподавателей и студентов; оценивание студентами своей успешности; а также методика изучения удовлетворенности учебной деятельностью Г. В. Лозовой.

Для обеспечения достоверности и обоснованности результатов полученные эмпирические данные были подвергнуты обработке методами математической статистики: для выявления статистической связи использован метод ранговой корреляции Спирмена, для определения оценки полученных различий - статистический критерий и Манна - Уитни.

Полученные результаты показали, что студенты с высокой успешностью в учебной деятельности отличаются преобладанием высокого уровня самоконтроля как одного из главных показателей волевой регуляции, что свидетельствует о высокой способности данной группы студентов к осознанию своих возможностей в преодолении трудностей, намеренным использованием волевых усилий для их разрешения (смысловая, речевая), регуляции эмоциональных состояний и успешной реализации поставленных целей. В то время как у неуспешных студентов отмечается отсутствие высокого уровня и преобладание низкого уровня самоконтроля, что в большинстве ситуаций определяет их трудности в реализации поставленных учебных задач (И = 45,5 при р < 0,01).

Диагностировав выраженность отдельных компонентов волевой регуляции, нами были выделены устойчивые связи между показателями эмоционального самоконтроля, самоконтроля в деятельности и поведении и показателями когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов. Так, показатель социального самоконтроля коррелирует с показателем поведенческого компонента (rs = 0,421 р > 0,01), показатель самоконтроля в деятельности имеет связь с показателем когнитивного компонента Г = 0,321 р > 0,05), между показателем эмоционального самоконтроля и аффективным компонентом установлена отрицательная связь Г = -0,289 р > 0,05), последнее указывает на то, что меньшее проявление переживаний и эмоций при преодолении трудностей определяет более высокую способность их контролировать.

Между показателем эмоционального самоконтроля и показателями успешности в учебной деятельности значимых корреляционных связей вы-

явлено не было. Полученные результаты позволяют предположить, что недостаточная способность студентами регулировать свои эмоции и переживания при столкновении с трудностями может компенсироваться высокой способностью к самоконтролю в деятельности и социальному самоконтролю, что проявляется в осознании значимости разрешения трудностей для достижения успеха и достижении результатов.

Стоит отметить, что только в группе успешных студентов были получены высокие отрицательные связи между проявлением общего самоконтроля и удовлетворенностью учебной деятельностью (г = -0,732; р > 0,01), между проявлением социального самоконтроля и этим же показателем (г = -0,512; р > 0 ,01). То есть, высокая способность к самоконтролю предполагает высокое напряжение, которое сопровождает проявление волевых усилий. Вероятнее всего, это напряжение у успешных студентов не может быть компенсировано только положительными учебными результатами. Как уже было отмечено, студенты, затрачивая большие ресурсы, остаются неудовлетворенными в первую очередь вознаграждением за учебу, возможно ожидаемым в форме социального одобрения или похвалы.

Совокупный анализ всех полученных результатов позволяет выделить

тивации учебной деятельности. Примечание: указаны корреляционные связи на уровне значимости при rs крит= 0,27(р > 0,05 ) и 0,35(р > 0,01)

_____ - сильные корреляционные связи;

---- - корреляционные связи на уровне тенденции

. -. -. -. -. - слабые корреляционные связи

Выше отмечалось, что мотивационный компонент в структуре волевой регуляции является связующим и объединяет остальные компоненты. Проведённое исследование позволило выделить достоверные связи между показателем самоконтроля и общего показателя учебной мотивации Г = 0,401 при р > 0,01), которое позволяет говорить о том, что осмысленное отношение к учебе, заинтересованность в получении хороших результатов будет влиять на возможности и желания студента прилагать усилия в процессе учебной деятельности.

Корреляционный анализ отдельных мотивов учебной деятельности с показателями самоконтроля также обнаружил интересные результаты. Так, были выявлены связи между общим показателем самоконтроля и всеми тремя видами мотивов. Полученные результаты позволяют заключить, что возможность студентов прилагать усилия, справляться с трудностями будет определяться не направленностью мотивов, а степенью их значимости и силы для студентов. Каждый из видов мотивов может стать для студентов смыслообразующим и направлять волевые усилия. Приведенные выводы подтверждаются выявленными устойчивыми связями между выраженностью прагматичных мотивов и способностью к социальному самоконтролю (rs = 0,355 при р > 0,01). Студенты, ориентированные на получение диплома, социальное признание, одобрение проявляют способность к реализации своих усилий во внешних действиях. Достоверные корреляции обнаружены между социальным самоконтролем и профессиональными мотивами (^ = 0,354 при р > 0,01), а также самоконтролем в деятельности и профессиональными мотивами Г = 0,351 при р > 0,01). Ориентированность на получение профессии, осознанное понимание получения профессиональных навыков находит отражение в способности прилагать усилия на всех этапах деятельности: умении планировать, ставить цель, осознанно выбирать средства и способы ее достижения, а также реализовывать эту работу в поведении и достигать желаемых результатов.

Исследование волевой регуляции охватывает большой список вопросов и имеет практическую значимость как для оптимизации учебного процесса, так для профессионального и личностного развития. Отдельного внимания заслуживает изучение взаимосвязи между удовлетворенностью учебной деятельностью и проявлением высокого уровня волевой регуляции.

Литература

1. Иванников В. А. Произвольные процессы и проблема воли / В. А. Иванников // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1986. - № 4. - С. 18-28.

2. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников. - СПб. : Питер, 2006. - 208 с.

3. Селиванов В. И. Дискуссионные вопросы психологии воли в психологии / В. И. Селиванов // Вопр. психологии. -1986. - № 6. - С. 110-121.

4. Тхостов А. Ш. Культура и патология: побочные эффекты социализации / А. Ш. Тхостов, К. Г. Сурнов // Нац. психол. журн. - 2006. - Ноябрь. - С. 20-28.

5. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности / Д. И. Фельдштейн. - М. : МПСИ,2005. - Т. 1. - 568 с.

Volitional Regulation as a Factor of the Success of Educational Activity of Students

E. A. Keduarova

Annotation. This paper has the voluntary regulation of modern students. Features of voluntary regulation in the groups of successful and unsuccessful students are presented.

Key words: volitional regulation, the success of learning activities with students.

Кедярова Елена Александровна Keduarova Elena Aleksandrovna

кандидат психологических наук, доцент Candidate of Psychological Sciences,

Иркутский государственный университет Associate Professor

664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 Irkutsk State University

e-mail: kedu_72@mail.ru 1, K. Marx str., Irkutsk, 664003

e-mail: kedu_72@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.