Научная статья на тему 'Сравнительный анализ особенностей волевой регуляции и мотивационно- смысловой сферы личности у студентов разных курсов'

Сравнительный анализ особенностей волевой регуляции и мотивационно- смысловой сферы личности у студентов разных курсов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1201
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волевая регуляция / мотивационно-смысловая сфера лич- ности / волевые качества личности / самоконтроль / ориентация на действие / ориентация на состояние / студенческий возраст / volitional regulation / motivational-meaningful sphere of personality / volitional traits of personality / self-control / action orientation / state orientation / student age

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барабанов Даниил Дмитриевич

В статье представлены результаты сравнительного анализа особенностейволевой регуляции и мотивационно-смысловой сферы личности у студентов1-го и 5-го курсов разных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова (n=443).По результатам применения комплекса методик обнаружены возрастные,гендерные и индивидуальные различия. Выявлена связь между показателямиволевой регуляции и характеристиками мотивационно-смысловой сферы лич-ности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents results of the comparative analysis of the features in volitional regulation and motivational-meaningful sphere of personality of students from 1st and 5th courses of different faculties Lomonosov Moscow State University (n=443). According to results of using techniques the age, gender and individual differences were established. The link between indicators of volitional regulation and characteristics of motivational-meaningful sphere of student’s personality was established.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ особенностей волевой регуляции и мотивационно- смысловой сферы личности у студентов разных курсов»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2012. № 3

Д. Д. Барабанов

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ И МОТИВАЦИОННОСМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ

В статье представлены результаты сравнительного анализа особенностей волевой регуляции и мотивационно-смысловой сферы личности у студентов 1-го и 5-го курсов разных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова (n=443). По результатам применения комплекса методик обнаружены возрастные, гендерные и индивидуальные различия. Выявлена связь между показателями волевой регуляции и характеристиками мотивационно-смысловой сферы личности студентов.

Ключевые слова: волевая регуляция, мотивационно-смысловая сфера личности, волевые качества личности, самоконтроль, ориентация на действие, ориентация на состояние, студенческий возраст.

The article presents results of the comparative analysis of the features in volitional regulation and motivational-meaningful sphere of personality of students from 1st and 5th courses of different faculties Lomonosov Moscow State University (n=443). According to results of using techniques the age, gender and individual differences were established. The link between indicators of volitional regulation and characteristics of motivational-meaningful sphere of student’s personality was established.

Key words: volitional regulation, motivational-meaningful sphere of personality, volitional traits of personality, self-control, action orientation, state orientation, student age.

Волевая регуляция (ВР) поведения человека остается актуальным предметом исследований психологов в России и за рубежом. В зарубежной психологии одной из наиболее разработанных теорий ВР является теория контроля за действием (Action Control Theory) Ю. Куля. Автор выделяет два типа ВР процесса реализации намерения в действии — самоконтроль и саморегуляцию. Склонность человек к самоконтролю определяется ориентацией на состояние (ОС-диспозиция), а к саморегуляции — ориентацией на действие (ОД-диспозиция) (Kuhl, 1996). По-

Барабанов Даниил Дмитриевич — аспирант кафедры психологии личности ф-та психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]

Работа выполнена под руководством докт. психол. наук В.А. Иванникова.

60

казано, что люди с ОС-диспозицией в целом менее успешно реализуют свои намерения в действии, так как они в большей степени подвержены интерферирующему влиянию со стороны конкурирующих намерений и негативного опыта. Люди с ОД-диспозицией более успешно реализуют свои намерения в действии, так как они способны дольше удерживать их в активном состоянии и защищать от конкурирующих тенденций. Они лучше усваивают новую информацию и быстрее трансформируют ее в навыки (Diefendorff et al., 2000).

В отечественной психологии изучению волевой сферы посвящены в основном эмпирические исследования волевой регуляции у детей, учащихся и спортсменов. Однако происходит развитие и теоретических исследований. Одной из наиболее разработанных теорий ВР в отечественной психологии является деятельностно-смысловая концепция В.А. Иванникова. Опираясь на идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, В.А. Иванников разрабатывает представления о ВР как о намеренной регуляции побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости (внешней или внутренней) и выполняемому человеком по своему решению. ВР в этом случае проявляется в волевых действиях, исходно обладающих дефицитом мотивационного побуждения. Механизм восполнения этого дефицита В.А. Иванников видит в изменении или создании дополнительного смысла действия. В таком случае действие выполняется не только ради мотива, который исходно существовал, но и ради определенных личностных ценностей или других мотивов. Таким образом, ВР трактуется как особый процесс, осуществляемый разными способами и с помощью определенных средств. Воля с этих позиций понимается как высшая психическая функция (ВПФ) — системная и опосредствованная по строению, социальная по происхождению и произвольная по способу функционирования (Иванников, 2006).

Особой проблемой в психологии ВР является построение классификации волевых качеств личности, что связано с трудностями выбора критерия такой классификации. Изучением волевых качеств личности занимались С.Л. Рубинштейн (2009), В.И. Селиванов (1974), А.Ц. Пуни (1969), П.А. Рудик (1976), В.К. Калин (см.: Эмоционально-волевая регуляция..., 1983), Е.П. Ильин (2001). Большинство авторов к основным волевым качествам относят следующие: спокойствие, целеустремленность, терпеливость, дисциплинированность, инициативность, выдержку, обязательность, выносливость, принципиальность, упорство, смелость, энергичность, самостоятельность, ответственность, деловитость, решительность, настойчивость, организованность, уверенность в себе (Иванников, Эйдман, 1990).

Большое число работ в области психологии ВР было посвящено исследованию онтогенеза ВР. Важность изучения онтогенеза ВР

61

подчеркивал еще Л.С. Выготский (1982). Циклы исследований, посвященных развитию воли в раннем детстве, дошкольном, школьном и подростковом возрастах были выполнены Л.И. Божович (1997), В.К. Котырло (1971), Е.О. Смирновой (1990), Т.И. Шульгой (Шуль-га, 1994; Быков, Шульга, 1999). А.В. Быков (2003) подчеркивает, что ВР развивается во всех возрастах. Им были проведены исследования ВР в зрелом возрасте. В целом развитие ВР личности идет по траектории, включающей как периоды плавных изменений, так и напряженные переходные моменты особо интенсивных трансформаций.

Развитие ВР в студенческом возрасте на данный момент остается неизученным. Этот возраст находится на стыке периодов поздней юности и ранней зрелости, что говорит о его специфике и о специфике развития ВР в этот период. Как отмечают И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюц-кий (2009), для юности характерны три основных варианта жизненного пути — обучение в вузе, поиски работы и для юношей служба в армии. Г. Крайг (2000) утверждает, что для юности в наше время характерны возрастная сегрегация, длительная экономическая зависимость, нестабильность в мире и влияние средств массовой информации. По Э. Эриксону (1996), на стадии юности, продолжающейся примерно до 19 лет, проявляется особый кризис, представленный как альтернатива «эго-идентичность—диффузная идентичность». На следующем возрастном этапе ранней зрелости (молодости) перед человеком встают новые нормативные задачи, наиболее важными из которых являются вступление в брак и рождение детей, а также выбор профессионального пути (Психология..., 2002). Кроме того, во время обучения в вузе происходит освоение новой по форме и содержанию учебной деятельности. Если студенты младших курсов только начинают адаптироваться к учебной деятельности в вузе (а некоторые начинают освоение и трудовой деятельности), то студенты старших курсов уже заканчивают пребывание в этой системе и готовятся к дальнейшим изменениям в жизни (Гришанов, Цуркан, 1990).

На основе анализа вышеприведенной литературы можно выдвинуть предположение о том, что в студенческом возрасте ВР претерпевает ряд изменений как в ходе овладения вузовской формой обучения, так и в ходе перехода на новый возрастной этап развития.

Целью проведенного нами эмпирического исследования было выявление особенностей изменений ВР на разных этапах студенческого возраста.

В исследовании участвовали 443 студента обоих полов, учащиеся 1-х (225) и 5-х (218) курсов ряда факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова — социологического, химического, механико-математического, вычислительной математики и кибернетики (ВМиК) и психологии. Подробная информация о выборке представлена в табл. 1.

62

Информация о выборке исследования

Таблица 1

Факультет Курс Пол Ср. Всего

М Ж возраст по курсу

Социологический 1 7 38 17.7 45

(n=86) 5 2 39 20.8 41

Химический 1 19 24 17.8 43

(n=84) 5 13 28 20.9 41

Механико-математический 1 25 22 17.2 47

(n=92) 5 19 26 21.3 45

ВМиК 1 33 14 17.5 47

(n=89) 5 28 14 21.0 42

Психологии 1 6 37 18.2 43

(n=92) 5 7 42 21.6 49

Методика

Для комплексной диагностики особенностей ВР и мотивационносмысловой сферы личности студентов использовались следующие методики.

1. «Формализованная модификация методики самооценки (СО) Дембо—Рубинштейн» (Иванников, Эйдман, 1990). Испытуемые оценивали себя по 20 предложенным качествам, давая оценки от 1 («совершенно не выражено») до 5 («максимально выражено»). Эти качества: ответственный, дисциплинированный, целеустремленный, принципиальный, обязательный, настойчивый, решительный, волевой, инициативный, выдержанный, самостоятельный, энергичный, терпеливый, упорный, смелый, спокойный, деловитый, уверенный, организованный, внимательный.

2. «Шкала контроля за действием при планировании» Ю. Куля (НАКЕМР-90) в адаптации С.А. Шапкина (1997). Опросник предназначен для диагностики индивидуальных особенностей ВР процессов реализации намерения в действии. Склонность человек к самоконтролю определяется ориентацией на состояние (ОС-диспозиция), а к саморегуляции — ориентацией на действие (ОД-диспозиция).

3. «Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении» Г.С. Никифорова, В.К. Васильева и С.В. Фирсова (Никифоров, 1989). Текст вопросника содержит 36 утверждений, к каждому из которых на выбор предлагаются три варианта ответа. Вопросник состоит из трех субшкал: эмоциональный самоконтроль, самоконтроль в деятельности и поведении, социальный самоконтроль.

63

4. Тест смысложизненных ориентаций (Леонтьев, 2000). Тест состоит из 20 вопросов, каждый из которых представляет собой два утверждения, между которыми находится симметричная шкала 3 2 1 0 1 2 3. Также тест имеет 5 субшкал: субшкала 1 (цели), субшкала 2 (процесс), субшкала 3 (результат), субшкала 4 (локус контроля — Я), субшкала 5 (локус контроля — жизнь). В итоге подсчитывается общий показатель — ОЖ (общая жизненная осмысленность). В данном исследовании показатель ОЖ представлял наибольший интерес, а отдельные баллы по субшкалам не учитывались.

Гипотезы исследования: 1. Существуют различия по показателям ВР и мотивационно-смысловой сферы личности у студентов, обучающихся на 1-м и 5-м курсе. 2. Существуют различия по показателям ВР и мотивационно-смысловой сферы личности у студентов, обучающихся на разных факультетах. 3. Существуют взаимосвязи между показателями самоконтроля, ВР и мотивационно-смысловой сферы личности.

4. Существуют индивидуальные стратегии ВР, связанные, в частности, с ориентацией на действие (ОД)/ориентацией на состояние (ОС) и уровнем осмысленности жизни. 5. Существует гендерная специфика ВР.

Результаты

1. При общем сравнении показателей ВР и мотивационносмысловой сферы личности у студентов 1-х и 5-х курсов был выявлен ряд различий по показателям самооценки волевых качеств (непараметрический критерий Манна—Уитни). Так, студенты 5-х курсов оценивают себя как более ответственных (p=0.01), настойчивых (p=0.01), инициативных (p=0.01) и внимательных (p=0.01). В то же время студенты 1-х курсов оценивают себя как более спокойных (p=0.01). На данный момент однозначно интерпретировать эти результаты не представляется возможным.

Таблица 2

Показатели самооценки волевых качеств у студентов 1-го курса разных факультетов

Показатель Факультет

Соц. Хим. Мех.-мат. ВМиК Псих.

Дисциплинированность 4.38 3.74 3.68 3.87 3.47

Принципиальность 4.22 3.95 3.96 3.43 3.98

Обязательность 4.27 4.12 3.96 3.74 3.60

Воля 4.13 3.74 3.38 3.55 3.53

Инициативность 3.87 3.84 3.81 3.68 3.31

Самостоятельность 4.02 3.84 3.49 3.23 3.91

Терпеливость 3.76 3.58 3.34 3.09 3.49

Деловитость 3.73 3.49 3.36 2.94 3.33

Внимательность 3.69 3.23 3.28 3.21 3.67

64

2. При сравнении показателей ВР и мотивационно-смысловой сферы личности у студентов разных факультетов был выявлен ряд значимых различий по показателям самооценки волевых качеств (критерий Краскела—Уоллиса). В табл. 2 приведены различия в показателях самооценки волевых качеств у студентов 1-го курса разных факультетов — социологического (соц.), химического (хим.), механикоматематического (мех.-мат.), вычислительной математики и кибернетики (ВМиК) и психологии (псих.). Как видно из табл. 2, самые высокие самооценки оказались у студентов-социологов; у студентов-химиков, студентов-математиков и студентов-психологов самооценки находятся на среднем уровне; самые низкие — у студентов факультета ВМиК. При сравнении групп пятикурсников были получены следующие результаты (табл. 3). Самые высокие самооценки по волевым качествам личности также оказались у студентов-социологов; у студентов-химиков, студентов-математиков и студентов факультета ВМиК самооценки находятся на среднем уровне; самые низкие самооценки — у студентов-психологов.

Таблица 3

Показатели самоконтроля и самооценки волевых качеств у студентов 5-го курса разных факультетов

Показатель Факультет

Соц. Хим. Мех.-мат. ВМиК Псих.

Поведенческий самоконтроль 16.02 15.27 15.47 15.07 14.00

Ответственность 4.46 4.32 4.11 4.48 3.90

Целеустремленность 4.05 3.56 3.56 3.90 3.47

Инициативность 4.24 4.20 3.56 4.19 3.76

Уверенность 3.78 3.59 3.24 3.69 3.14

Таким образом, были выявлены значимые различия в показателях ВР на разных факультетах как на 1-х, так и на 5-х курсах. Однозначно интерпретировать, с чем могут быть связаны такие различия, на данный момент не представляет возможным. Следует учесть, что на представленных в исследовании факультетах неравномерен гендерный состав студентов, что может вносить свой вклад в полученные результаты. Также для корректной интерпретации этих результатов необходимо тщательно исследовать структуру учебного процесса на этих факультетах.

3. Основные результаты корреляционного анализа связей между показателями самооценки волевых качеств, различными видами самоконтроля, диспозициями ОД/ОС (по шкале контроля за действием) и показателем осмысленности жизни (тест СЖО) отображены на рисунке. Наличие такого количества значимых корреляций свидетельствует о взаимосвязи между волевой и мотивационно-смысловой сферами личности. Это напрямую соотносится с теорией В.А. Иванникова, согласно

5 ВМУ, психология, № 3

65

которой основным механизмом ВР является изменение или создание дополнительного смысла действия. Однако стоит отметить, что выявленная взаимосвязь является умеренной (коэффициенты корреляции 0.3—0.4).

(дисциплинированность)

Структура корреляционных связей (коэффициент корреляции Спирмена, p=0.01)

Как показано на рисунке, корреляционные связи создают два самостоятельных центра, между которыми находится качество «ответственность». Его связанность как с отдельными видами самоконтроля (поведенческим, социальным), так и с общим показателем СЖО (осмысленностью жизни) свидетельствует о его сложной структуре. Более простой структурой обладают качества, связанные с отдельными видами самоконтроля («целеустремленность», «энергичность», «организованность», «уверенность»), а также качества, связанные преимущественно со смысловой сферой личности («дисциплинированность», «принципиальность», «терпеливость» и «деловитость»). Качества «обязательность», «смелость», «воля» и «спокойствие» связаны как со смысловой сферой личности (общий уровень осмысленности жизни), так и с волевой (индивидуальный стиль ВР — ОД/ОС-диспозиция).

Выявлено также большое количество значимых положительных корреляций между отдельными волевыми качествами. Это свидетельствует о сложных структурных взаимосвязях между ними. Точную природу этих взаимосвязей еще предстоит выявить в ходе дальнейших исследований.

4. Сравнительный анализ показателей ВР у студентов с высоким и с низким уровнем осмысленности жизни, а также с ОД/ОС-диспозицией (применялся непараметрический критерий Манна—Уитни) показал следующее. Студенты с высоким уровнем осмысленности жизни проявляют себя как более волевые. Это находит свое отражение и в более высоких показателях самоконтроля (p=0.05 для всех его трех видов — эмоционального, поведенческого и социального), и в более выраженной ОД-диспозиции (p=0.01). Они также оценивают себя более высоко практически по всем волевым качествам. Значимые различия

66

отсутствуют лишь по 2 из 20 качеств — «энергичности» и «организованности». По-видимому, эти качества находятся в наиболее слабой связи со смысловой сферой (значимые коэффициенты корреляции больше 0.3 между показателем осмысленности жизни и самооценками по данным качествам отсутствуют). Эти качества связаны с эмоциональным и поведенческим самоконтролем, т.е. входят в другой корреляционный центр (см. рисунок).

Студенты с ОД-диспозицией обладают более развитым эмоциональным, поведенческим и социальным самоконтролем (p=0.00 для всех трех видов самоконтроля), более высоким уровнем осмысленности жизни (p=0.01). Они также оценивают себя более высоко почти по всем качествам. Различия в ходе данного сравнения получены по тем же волевым качествам, что и в ходе сравнения студентов с высоким и низким уровнем осмысленности жизни (также отсутствуют различия по качествам «энергичность» и «организованность»). Таким образом, студенты с ОД-диспозицией обладают более продуктивным стилем ВР, что полностью согласуется с теорией контроля за действием Ю. Куля.

5. Сравнение специфики ВР в гендерных группах студентов (критерий Манна—Уитни) показало следующее. Производилось сравнение показателей самоконтроля, волевых качеств, ОД/ОС-диспозиции и уровня осмысленности жизни между студентами-мужчинами и студентами-женщинами на 1-м курсе, затем производилось сравнение этих же показателей у студентов-мужчин и студентов-женщин на 5-м курсе. Полученные результаты представлены в табл. 4 (М — результат выше у мужчин). На 1-м курсе студенты-мужчины имеют более выраженную по сравнению с женщинами ОД-диспозицию, более развитый эмоциональный самоконтроль и более высокие показатели самооценки по качествам «настойчивость», «спокойствие» и «организованность».

Таблица 4

Сравнение показателей студентов-мужчин и студентов-женщин на 1-м и 5-м курсах

Показатель 1-й курс 5-й курс

Ориентация на действие/Ориентация на состояние М (p=0.00)

Эмоциональный самоконтроль М (p=0.00) М (p=0.00)

Настойчивость М (p=0.05)

Спокойствие М (p=0.00) М (p=0.01)

Организованность М (p=0.00)

Энергичность М (p=0.01)

Следует отметить, что ОС/ОД-диспозиция является индивидуальной характеристикой личности, которая практически не изменяется с возрастом. Таким образом, можно утверждать, что различие по данному

67

параметру связано с индивидуальными особенностями студентов, обучающихся в этом году на 1-м курсе, и не вносит значительного вклада в понимание гендерной специфики в развитии ВР. По данным корреляционного анализа, качеством, тесно связанным с ОД-диспозицией, является «спокойствие». Таким образом, различия по выраженности ОД-диспозиции и качеству «спокойствие» связаны со спецификой контингента студентов 1-го курса.

При сравнении студентов-мужчин и студентов-женщин на 5-м курсе выявлено меньшее количество гендерных различий. На 5-м курсе студенты-мужчины обладают более развитым эмоциональным самоконтролем и имеют более высокие показатели самооценки по качествам «спокойствие» и «энергичность», чем студенты-женщины. По данным корреляционного анализа, «энергичность» тесно связана с эмоциональным самоконтролем.

Таким образом, студенты-мужчины как на 1-м, так и на 5-м курсе демонстрируют более высокие показатели ВР. При этом их показатели мало изменяются от 1-го к 5-му курсу. Студенты-женщины исходно показывают менее высокий уровень показателей ВР. Однако у женщин уровень ВР активно повышается, и к 5-му курсу гендерная разница сглаживается.

Итак, в ходе комплексной диагностики особенностей волевой регуляции и мотивационно-смысловой сферы личности студентов разных курсов и факультетов был выявлен ряд возрастных, гендерных и индивидуальных различий. Помимо этого, была выявлена связь между показателями волевой регуляции и характеристиками мотивационносмысловой сферы личности студентов. Объяснение причин полученных различий — задача дальнейшей работы в ходе новых исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1997.

Быков А.В. Генезис волевой регуляции: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 2003.

Быков А.В., Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе. М.,

1999.

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.

Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе / Отв. ред. В.А. Гаврилов. Кишинев, 1990. С. 3—17.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб., 2006.

Иванников В.А., Эйдман Е.В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психол. журн. 1990. Т. 11. № 3. С. 39—49.

Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2001.

Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971.

КрайгГ. Психология развития. СПб., 2000.

Кулагина И.Ю., Колющий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М., 2009.

68

Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 2000. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л., 1989.

Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. М., 2002. Пуни А.Ц. Волевая подготовка в спорте. М., 1969.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2009.

Рудик П.А. Психология. М., 1976.

Селиванов В.И. Психология волевой активности. Рязань, 1974.

Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе // Вопр. психологии. 1990. № 3. С. 49—58.

Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М., 1997. Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе // Вопр. психологии. 1994. № 1. С. 105—111.

Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тез. докл. Всесоюз. семинара молодых ученых / Под ред. В.К. Калина. Симферополь, 1983. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Diefendorf J.M., Hall R.J., Lord R.G., Strean M. Action-state orientation: Construct validity of a revised measure and its relationship to work-related variables // J. Appl. Psychol. 2000. Vol. 85. N 2. P 250—263.

Kuhl J. Who controls whom when «I control myself»? // Psychological-Inquiry. 1996. Vol. 7. N 1. P 61—68.

Поступила в редакцию 09.02.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.