Научная статья на тему 'ВОКАЛЬНЫЙ ЗВУК КАК СЛОЖНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА '

ВОКАЛЬНЫЙ ЗВУК КАК СЛОЖНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вокальный звук / сложная самостоятельная система / синергетика / солист / опера / гуманитарные науки / музыка / vocal sound / complex independent system / synergy / soloist / opera / humanities / music

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вячеслав Валерьевич Клименко

В статье излагается гипотеза о соответствии вокального звука принципам сложной самоорганизующейся системы. Вокальный звук в принципе является объектом многих исследований. Эти исследования разного порядка, в том числе разных специальностей: есть исследования, касающиеся истории музыки, есть исследования, касающиеся вокальной техники. Самостоятельность звука тенденция новейшего времени, исходящая из такой техники, как пуантеризм, появившийся в XX в. В самом звуке уже содержится эмоциональный заряд, который композитор передает слушателю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCAL SOUND AS A COMPLEX INDEPENDENT SYSTEM

The article presents a hypothesis about the conformity of vocal sound to the principles of a complex self-organizing system. Vocal sound, in principle, is the object of many studies. These studies are of a different order, including different specialties: there are studies related to the history of music, there are studies related to vocal technique. Independence of sound is a trend of recent times, coming from such a technique as pointerism, which appeared in the twentieth century. Among other composing techniques of the twentieth century, pointerism affirmed the self-sufficiency of musical sound as an independent phenomenon. And to a particular extent the problem of the independence of sound relates to vocal music: it is here that sound has a special meaning. The sound itself already contains an emotional charge that the composer conveys to the listener. This principle of the independence of sound is strengthened by the understanding of sound as an independent system; the concept of an independent system, in general, is due to the emergence in the 60s of the twentieth century of a synergetic scientific paradigm. This scientific paradigm, among other things, affirms the attention to independent scientific systems. Many phenomena that exist in life are considered as such systems: human society itself and any musical work belong to such phenomena. Researchers often include the human brain, as well as any facts of the activity of human consciousness, to similar systems. These principles are taken by the author from the collection of A.V. Voloshinov “Synergy of Culture”, they adapt to the concept of vocal sound. Examples are taken from the concert practice of the author. It is sound that acts as the object of the listener’s attention and the object of the singer’s creative activity. In the context of the embodied image, the soloist shapes the vocal sound as the physical equivalent of the emotional message. In this regard, vocal sound can be considered as a “bridge”, providing a transition between extra-textual and intra-textual spaces. In the extra-textual space there is an emotional “charge” of the author the producing consciousness and the listener (the addressee the perceiving consciousness). They are united by a textual space, the “entry” into which is carried out through acquaintance with the character’s character, and the “exit” through vocal sound. The listener perceives, first of all, the vocal sound and its physical characteristics, read through the auditory membranes (the process of perception) and the structures of the perceiving consciousness (the process of apperception).

Текст научной работы на тему «ВОКАЛЬНЫЙ ЗВУК КАК СЛОЖНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА »

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2023. № 52. С. 196-205. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2023. 52. pp. 196-205.

Научная статья УДК 784

doi: 10.17223/22220836/52/16

ВОКАЛЬНЫЙ ЗВУК КАК СЛОЖНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

СИСТЕМА

Вячеслав Валерьевич Клименко1, Екатерина Анатольевна Приходовская2

1 2 Национальный исследовательский Томский государственный университет,

Томск, Россия

1 Slava_klimenko@mail.ru

2 Prihkatja@mail.ru

Аннотация. В статье излагается гипотеза о соответствии вокального звука принципам сложной самоорганизующейся системы. Вокальный звук в принципе является объектом многих исследований. Эти исследования разного порядка, в том числе разных специальностей: есть исследования, касающиеся истории музыки, есть исследования, касающиеся вокальной техники. Самостоятельность звука - тенденция новейшего времени, исходящая из такой техники, как пуантеризм, появившийся в XX в. В самом звуке уже содержится эмоциональный заряд, который композитор передает слушателю.

Ключевые слова: вокальный звук, сложная самостоятельная система, синергетика, солист, опера, гуманитарные науки, музыка

Для цитирования: Клименко В.В., Приходовская Е.А. Вокальный звук как сложная самостоятельная система // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2023. № 52. С. 196-205. doi: 10.17223/22220836/52/16

Original article

VOCAL SOUND AS A COMPLEX INDEPENDENT SYSTEM Vyacheslav V. Klimenko1, Ekaterina A. Prikhodovskaya2

1 2 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation 1 Slava_klimenko@mail.ru 2 Prihkatja@mail.ru

Abstract: The article presents a hypothesis about the conformity of vocal sound to the principles of a complex self-organizing system. Vocal sound, in principle, is the object of many studies. These studies are of a different order, including different specialties: there are studies related to the history of music, there are studies related to vocal technique. Independence of sound is a trend of recent times, coming from such a technique as pointerism, which appeared in the twentieth century. Among other composing techniques of the twentieth century, pointerism affirmed the self-sufficiency of musical sound as an independent phenomenon. And to a particular extent the problem of the independence of sound relates to vocal music: it is here that sound has a special meaning. The sound itself already contains an emotional charge that the composer conveys to the listener. This principle of the independence of sound is strengthened by the understanding of sound as an independent system; the concept of an independent system, in general, is due to the emergence in the 60s of the twentieth century of a synergetic scientific paradigm. This scientific paradigm, among other things, affirms the attention to independent scientific

© В.В. Клименко, Е.А. Приходовская, 2023

systems. Many phenomena that exist in life are considered as such systems: human society itself and any musical work belong to such phenomena. Researchers often include the human brain, as well as any facts of the activity of human consciousness, to similar systems. These principles are taken by the author from the collection of A.V. Voloshinov "Synergy of Culture", they adapt to the concept of vocal sound. Examples are taken from the concert practice of the author.

It is sound that acts as the object of the listener's attention and the object of the singer's creative activity. In the context of the embodied image, the soloist shapes the vocal sound as the physical equivalent of the emotional message. In this regard, vocal sound can be considered as a "bridge", providing a transition between extra-textual and intra-textual spaces. In the extra-textual space there is an emotional "charge" of the author - the producing consciousness - and the listener (the addressee - the perceiving consciousness). They are united by a textual space, the "entry" into which is carried out through acquaintance with the character's character, and the "exit" through vocal sound. The listener perceives, first of all, the vocal sound and its physical characteristics, read through the auditory membranes (the process of perception) and the structures of the perceiving consciousness (the process of apperception).

Keywords: vocal sound, complex independent system, synergy, soloist, opera, humanities, music

For citation: Klimenko, V.V. & Prikhodovskaya, E.A. (2023) Vocal sound as a complex independent system. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i is-kusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 52. pp. 196-205. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/52/16

Если рассматривать вокальное произведение как эмоциональное сообщение от композитора к слушателю, следует подчеркнуть функцию вокального звука - того первого впечатления, которое получает слушатель. Можно считать эту прагматику «вечно актуальной». В этой статье предлагается гипотеза о вокальном звуке как сложной самостоятельной системе. Корреляция двух наук - физики и музыки - выступает непосредственно способом «примирения» двух старинных сфер (лирики и физики).

Прежде всего следует помнить, что вокальный звук не является пассивным подчиненным элементом более масштабного целого. Практика пуантилизма уже доказала самостоятельность и самодостаточность отдельного музыкального звука; для вокального звука, располагающего еще феноменом голосовой интонации, это свойство умножается. Кроме того, как уже установлено, значение звука не зависит от вербальной - сопутствующей - характеристики.

Именно вокальный звук1 представляет собой физическое воплощение эмоционального сообщения, которое в результате прослушивания произведения получает слушатель (непосредственный адресат этого сообщения). Деятельность певца - современника и, как правило, соотечественника слушателя -призвана обеспечить единственный доступный «канал» восприятия - вокальный звук (см. подробнее: [1-3]). Только через вокальный звук происходит единственно возможный контакт слушателя и музыкального произведения

[4] - а ведь именно для слушателя произведение сочиняется и исполняется

[5] (кроме больших технологических открытий с начала века, констатируем ряд нововведений современных [6, 7]). Тем не менее единственный «канал» восприятия - физически, через вибрацию резонаторов и слуховых мембран, -проходящий феномен вокального звука.

1 Вокальный звук как явление культуры в разных аспектах изучается во множестве трудов [8-12].

Именно звук выступает объектом внимания слушателя и объектом творческой деятельности певца. В контексте воплощаемого образа солист формирует вокальный звук как физический эквивалент эмоционального сообщения. В этом отношении вокальный звук можно рассматривать как «мост», обеспечивающий переход между внетекстовым и внутритекстовым пространствами. Во внетекстовом пространстве находится эмоциональный «заряд» автора -продуцирующего сознания - и слушателя (адресата - воспринимающего сознания). Их объединяет текстовое пространство, «вход» в которое осуществляется посредством знакомства с характером персонажа, а «выход» - посредством вокального звука. Слушатель воспринимает прежде всего вокальный звук и его физические характеристики, считываемые через слуховые мембраны (процесс перцепции) и структуры воспринимающего сознания (процесс апперцепции).

Вокальный звук как некое локальное образование является самостоятельной системой, обладающей многими качествами подобных систем. Приведем ряд свойств самостоятельной системы, формулируемых в статьях, посвященных синергетике:

«Как и в любых сложных системах, в культуре возможен процесс саморазвития при следующих условиях:

- достаточная сложность системы;

- открытость системы (информационная и энергетическая);

- нелинейность;

- наличие обратных связей;

- взаимопереходы хаоса и порядка;

- неустойчивость (наличие точек бифуркации, фазовые переходы);

- наличие механизмов отбора;

- кооперативность процессов» [13. С. 21-22].

Также следует упомянуть свойства системы, названные в следующей статье:

«Так, в книге „Физика процессов эволюции (синергетический подход)" выделяются двадцать факторов, характеризующих эволюционирующую систему, проходящую последовательность состояний различного качества: способность к экспорту энтропии путем обмена энергией и веществом с окружающей средой; неравновесный характер „диссипативной структуры", отстоящей на закритическое расстояние от термодинамического равновесия; нелинейность (динамика системы существенно определяется нелинейными эффектами); кооперативный характер динамики подсистем; способность к спонтанному нарушению симметрии; способность к самовоспроизведению, т.е. к образованию относительно точных копий исходной системы или подсистем; конечность времени жизни системы и связанные с ней непрестанная смена поколений и процесс обновления; мультистабильность, т.е. существование нескольких устойчивых состояний системы, зависимость текущего состояния от предыстории, потенциальная способность к хранению информации; отбор систем и механизмов с благоприятными свойствами из большого числа возможных результатов конкурентных процессов; мультистабильность вследствие случайной ошибки в процессе репродукции как источник новых структур, механизмов и информации; обработка информации, т.е. способность к созданию, хранению, воспроизведению и использованию информа-

ции; оптимизация и адаптация, способность приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям, существование критериев оптимизации; морфогенез, т.е. формообразование системы и ее органов; образование архетипов, или эталонов, с тенденцией к увеличению многообразия и сложности; ветвление, т.е. все более чинное расщепление реального и в еще большей мере потенциального пути эволюции; сетевая структура с тенденцией к образованию все более сложных соотношений и зависимостей между подсистемами; игровой характер процесса, единство действия необходимых и случайных факторов (при основополагающих закономерностях, определяющих существо процесса); дифференциация, инициализация и распределение функций подсистем; интеграция путем соединения в целое все более возрастающей сложности и все большей потенции к действию; иерархическое строение в пространственном, временном и функциональном отношении, разбиение на плоскости, элементы которого объемлют друг друга и вложены один в другой, существование „параметров порядка"; ускорение эволюции, т.е. постоянное нарастание средней скорости эволюционного процесса вследствие механизмов обратной связи [14. С. 12-13]. Конечно, подобная дифференциация имеет эвристическую ценность и в сфере культуры, канализируя направление научного поиска по конкретным траекториям» [15. С. 48-49].

Проведем необходимые параллели.

Как достаточную сложность системы в вокальном звуке можем определить такое свойство, как взаимодействие разных органов и систем организма, скоординированных и взаимообусловленных. Звук зависит одновременно как от дыхания, от смыкания связок, так и от множества резонансных полостей. Более того, очень влияют на дальнейшую жизнь вокального звука (после покидания тела певца, при функционировании в прилегающем пространстве) акустические характеристики помещения. Это выступает средством воплощения эмоционального «заряда».

Открытость системы (информационная и энергетическая) - исходя из понятий синергетики, открытость нужна для того, чтобы не было деградации, а было развитие. В данном случае как информационную открытость системы можно считать то, что у солиста есть возможность учиться у других певцов (ходить на их спектакли, смотреть видеозаписи других), а также, есть наставники (коллеги и учителя), которые могут указать на те аспекты пения, которые нужно исправить или переделать. Кроме того, расцениваем то, что целью исполнения вокального произведения является передача изначально заложенного автором эмоционального содержания, прошедшего через личностную (субъективную) трактовку солиста конечному адресату - слушателю, также идет постоянное взаимодействие с другими участниками на сцене. Влияют на специфику творческих инициатив солиста еще многие факторы, подтверждающие открытость вокального звука как системы: настроение певца, характеристики его «настройки» на выступление, что связано также с графиком выступлений - или раз в месяц, или несколько концертов в день [16].

Про энергетическую открытость можно сказать, что для того чтобы нормально работать певцу - как и любому другому человеку - необходимо питаться (желательно, как говорится, хорошо): качество пения, как правило, прямо пропорционально качеству питания предшествующего исполнению временного периода.

Такое свойство, как нелинейность, видим в проявлениях психики певца.

В отличие от линейной динамической системы, не обладающей свойствами суперпозиции1, работа солиста-актера нелинейна, так как на разные внутренние и внешние стимулы мы можем получить разную степень реакции. Например, в разных условиях настроения солиста одни и те же неожиданные действия партнеров на сцене могут привести к разной цепочке ответных реакций. Например, гипотетический «сферический солист в вакууме»2 во время исполнения вокального произведения на сцене от внезапно прозвучавшего громкого звука из зала может повести себя по-разному: если это технически несложное место, то никто в зале не заметит различий, а также солист может полностью растеряться и забыть слова, если он устал или исполняет в этот самый момент технически сложный пассаж.

Наличие обратных связей в вокальном звуке реализуется в двух направлениях:

1) при взаимодействии с публикой. Так как солист, сознательно и бессознательно, воспринимает реакцию зала на протяжении всего произведения, то эта реакция влияет в реальном времени и на его дальнейшее поведение на сцене;

2) при взаимодействии солистов с другими солистами. Таким же образом обратная связь (реакции партнеров по сцене на действия солиста) влияет на все дальнейшее поведение солиста зачастую непредсказуемым образом3.

Примером может служить предполагаемый случай: в финальной сцене оперы «Царская невеста» Григорий Грязной контактирует со множеством других персонажей: Любаша, Марфа, Малюта Скуратов. Оценка исполнения каждым из вокалистов, играющих эти роли, - влияет на звук, то же самое можно сказать и про оценку игры со стороны зрителей в зале (вздохи, характер аплодисментов и их продолжительность во времени, посторонние разговоры в зале) - помогает понять «удалось» или «не удалось» солисту воплотить содержание.

Взаимопереходы хаоса и порядка - по сути дела, периоды стабильности и нестабильности. Этот процесс реализуется во множестве форм; среди прочего проявляется он и как взаимодействие разных органов и систем внутри человека, включая результаты деятельности головного мозга: взаимодействие идей и образов в сознании солиста, на которое влияют и все внешние факторы. Некоторые из этих явлений могут, с одной стороны, «мешая» каким-то конкретным вокальным явлениям, с другой стороны, привести и к уникальным новым и непредсказуемым результатам творчества солиста на сцене. В данном случае «мешающие» факторы могут стать причиной новизны и уникальности конкретного исполнения. Например, есть выражение, гласящее, что «артист должен волноваться перед выходом на сцену»4. Это и есть, как можно предположить, фаза хаоса - неустойчивости и непредсказуе-

1 Принцип суперпозиции - допущение, согласно которому результирующий эффект нескольких независимых воздействий есть сумма эффектов, вызываемых каждым воздействием в отдельности. Справедлив для систем или полей, которые описываются линейными уравнениями. Важен во многих разделах классической физики: в механике, теории колебаний и волн, теории физических полей.

2 «Сферический конь в вакууме» относится к персонажам традиционного юмора физиков.

3 Как действия, в данном контексте рассматриваем любые психологические события, которые влияют на всю внешнюю деятельность солиста.

4 Считается, что это помогает исполнению. На самом деле это подтверждается наукой о физиологии человека, что когда человек волнуется, у него выделяется адреналин.

мости в данный момент. В таком случае как фазу порядка можем рассматривать само концертное выступление - оно имеет свойства хронологической определенности и предсказуемости.

Основным свойством самостоятельной системы, каким по предлагаемой гипотезе выступает вокальный звук, является неустойчивость (наличие точек бифуркации1, фазовые переходы2). В контексте работы солиста на сцене точками бифуркации можно считать присущие всем солистам в разное время состояния волнения и переживания (перед выходом на сцену или уже в процессе актерской игры). Данное чувство волнения, в плохом варианте развития, может привести к полному фиаско: забыть слова, не взять высокую ноту, сфальшивить, перепутать согласные. Однако если солист преодолеет себя, то он сможет собраться и не допустить таких глупых очевидных ошибок. Фазовый переход проявляется при переходе от состояния панического страха к состоянию уверенности, если солист смог «собраться» и не остановиться и избежать грубых ошибок. При этом происходит более глубокая концентрация именно на предлагаемых обстоятельствах во всем их многообразии. Перечислим фазы, отмечаемые автором в вокальном звуке: 1) эмотивного импульса (в дальнейшем - эмотивного процесса); 2) образования звуковой волны; 3) акустического преобразования; 4) перцептивного взаимодействия вокального звука со слуховыми мембранами адресата; 5) апперцепции как передачи эмотивного импульса; 6) превращения эмотивного импульса в эмоциональный «заряд» в воспринимающем сознании адресата (слушателя). Данные вопросы раскрыты на примере ряда образцов из вокальной литературы [17. С. 133]. Однако в данной работе автор несколько отступает от названных фаз: со второй по четвертую - объединяются процессом организации звука в пространстве; пятая и шестая фазы - относятся к такой сфере научной мысли, как психология восприятия. Этот процесс уже не относится ни к вокальному произведению, ни к творческой деятельности солиста.

В принципе как фазовый переход можно трактовать любую перемену от репетиционной работы к сценическому выступлению.

Наличие механизмов отбора можно рассмотреть с трех сторон: 1) отбор репертуара по тембру3. Для каждого солиста среди всех партий в

1 Точка бифуркации - критическое состояние системы, при котором система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. Термин из теории самоорганизации.

Свойства точки бифуркации: 1) непредсказуемость. Обычно точка бифуркации имеет несколько веточек аттрактора (устойчивых режимов работы), по одному из которых пойдет система. Однако заранее невозможно предсказать, какой новый аттрактор займет система; 2) точка бифуркации носит кратковременный характер и разделяет более длительные устойчивые режимы системы; 3) лавинный эффект хеш-функций предусматривает запланированные точки бифуркации, преднамеренно вносящие непредсказуемые для наблюдателя изменения конечного вида хеш-строки при изменении даже единого символа в исходной строке.

2 Фазовый переход (фазовое превращение) в термодинамике - переход вещества из одной термодинамической фазы в другую при изменении внешних условий. С точки зрения движения системы по фазовой диаграмме при изменении ее интенсивных параметров (температуры, давления и т.п.) фазовый переход происходит, когда система пересекает линию, разделяющую две фазы.

3 В деятельности оперного режиссера присутствует такое действие, как отбор конкретных солистов - каждое отдельное исполнение каждого солиста влияет на его карьеру положительно или отрицательно. При этом более успешные, которые больше нравятся публике, имеют большую славу, они получают лучшие предложения на новые роли или лучшие мировые театры. При этом здесь можно констатировать применение правила закона Матфея.

оперной литературе и среди всех камерных произведений есть более и менее подходящие под его конкретный голос произведения. Например, автор является лирическим баритоном, но, как ни странно, ария Гремина, написанная для баса, хорошо «подошла» под голос. В принципе, есть произведения, которые сочинялись специально для конкретного голоса (в истории таких примеров множество); 2) отбор репертуара по потребности1; в каких проектах солист участвует: каватина Алеко или ария Фигаро. Конечно же, солист, как и любой нормальный человек - «себе не враг» и «отбирает» самые лучшие для своего голоса постановки или театры. Нельзя заранее точно предугадать, как сложится или сложилась бы работа в разных проектах, это зависит от множества факторов, не связанных непосредственно с солистом; 3) солист, репетируя свою роль, ищет разные приемы передачи эмоций, и до премьеры «доживают» только те из них, которые, по соображениям солиста или авторитетного для него лица, являются самыми убедительными. Также здесь является важным то, что выступает «коньком» для эффективности выступлений солиста: как известно, есть произведения «на вырост», а есть те, в которых нужно максимально себя «показать». Для одного солиста будет актуально «показать» свои способности в беглости, для другого - способности «вести» кантилену или «показать» в произведении высокую тесситуру своего голоса. По большому счету, это «наследие» той эпохи, где первичным считалось именно мастерство вокалиста. Конечно, с тех пор уже многое изменилось, но подобные «атавизмы» существуют и до сих пор.

Кооперативность процессов2 - одно из множества проявлений коопе-ративности в работе солиста. Одним из проявлений кооперативности является взаимосвязь работы дыхания, связок и резонаторов. Звукоизвлечение начинается с дыхания, затем, доходя до сомкнутых связок, «рождается» звук, затем звук многократно усиливается множественными полостями в теле человека - резонаторами. Таким образом, все три системы, взаимодействуя, влияют на качество исполняемого звука. Например, о влиянии дыхания говорит следующее: всеми вокалистами постулируется, что для качественного пения нужна хорошая опора дыхания: чем лучше дыхание, тем более эффективно работают все остальные факторы звука. Вторым примером может служить известная «резонансная техника пения» В.П. Морозова [18], принятая и используемая в обучении молодого поколения вокалистов. Деятельность солиста многоаспектна, поэтому в ней есть и другие примеры кооперативности: например, единство творчества певца и актера. В принципе, сложно обойти

1 Отбор конкретных произведений репертуара театра. Каждый театр как экономический субъект (капиталистический или же государственный) должен собирать как можно большую кассу или массовость своих представлений (широкий охват аудитории). Поэтому директор театра заинтересован, при прочих равных других обстоятельствах, отбирать постановки, пользующиеся максимальной популярностью у публики, и «убирать» из афиши те, которые не пользуются. Поэтому в конечном счете на максимальной временной шкале «выживут» и останутся в репертуаре театра самые успешные постановки.

2 Кооперативность, явление кооперативности - такие изменения состояния системы, взаимодействие элементов которой усиливается с течением процесса изменения так, что существенно ускоряет его ход в целом (положительная кооперативность). Таким образом, сила взаимодействия атомов или молекул возрастает по мере нарастания изменений в системе, делая их коллективно согласованными. Кооперативность нельзя объяснить простым сложением свойств отдельных атомов и молекул, ее природа - в кооперации элементов системы, в результате которой система ведет себя как единый ансамбль, подчиняющийся определенному закону изменения.

вопрос кооперативности при работе в рамках синтетического жанра (каковым, как известно, является опера).

Множественность вариантов реализации свойств системности в творческой деятельности солиста при формировании вокального звука доказывает, что системность является свойством вокального звука, что он не элемент системы, а самостоятельная система. Вокальный звук существует в обширном ряде явлений, где функционирует как подчиненный элемент. Но и человек в любом сообществе функционирует как подчиненный элемент, хотя - что известно и давно и многократно доказано - человек является сложной самостоятельной системой.

Итак, отметим принципиальную принадлежность вокального звука ряду сложных самостоятельных систем, коррелирующих с невербальными элементами вокальных средств выразительности.

Список источников

1. Акулов Е.А. Оперная музыка и сценическое действие. М. : Всероссийское театральное общество, 1978. 456 с.

2. Алексеева М.В. Музыка и слово: проблема синтеза в эстетической теории и художественной практике : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2010. 27 с.

3. АсафьевБ.В. Об опере (Избранные статьи). Л. : Музыка, 1976. 336 с.

4. БонфельдМ.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление (Опыт системного исследования музыкального искусства). М. : Композитор, 1991. 648 с.

5. Бородавкин С.А. Эволюция оперного оркестра ХУН-ХУШ веков: от Я. Пери до

B.-А. Моцарта. Одесса : Печатный дом «Друк Пвдень», 2011. 540 с.

6. БорщовА.С. Возможности и пределы синергетических оснований культуры // Синергия культуры : тр. Всерос. конф. / под ред. А.В. Волошинова. Саратов : Саратов. гос. техн. ун-т, 2002. С. 46-51.

7. Бурцева А.И., Клименко В.В. Динамика воздушных потоков как процесс музыкального звукообразования // Музыкальный альманах Томского государственного университета / ред. Е.А. Приходовская. Томск, 2021. № 12. С. 87-92.

8. Волошинов А.В. Синергетическая парадигма как явление культуры рубежа Х1Х-ХХ1 веков // Синергия культуры : тр. Всерос. конф. / под ред. А.В. Волошинова. Саратов : Саратов. гос. техн. ун-т, 2002. С. 9-16.

9. Клименко В.В., Приходовская Е.А. Эмотивность в формировании вокального текста: от возникновения к восприятию // Вестник музыкальной науки / гл. науч. ред. Н.П. Коляденко. Новосибирск, 2022. С. 133-146.

10. Котылев Д.Е. «Дух русской культуры» в современном музыкальном искусстве // Музыкальный альманах Томского государственного университета / ред. Е.А. Приходовская. Томск, 2021. № 12. С. 113-122.

11. Кривопалова В.А., Кириенко А.В. «Иван-солдат» // Музыкальный альманах Томского государственного университета / ред. Е.А. Приходовская. Томск, 2021. № 12. С. 19-59.

12. Максимов В.В. Формирование активного, самостоятельного, творческого мышления у учащихся в музыкальной педагогике // Музыкальный альманах Томского государственного университета / ред. Е.А. Приходовская. Томск, 2020. № 9. С. 10-14.

13. Малиновская Е.Е. Замысел автора в тексте произведения // Музыкальный альманах Томского государственного университета / ред. Е.А. Приходовская. Томск, 2022. № 14. С. 29-28.

14. Мирошников Н.Н., Юй Ян. «Пиковая дама» Пушкина в опере, оперетте и анимации // Музыкальный альманах Томского государственного университета / ред. Е.А. Приходовская. Томск, 2021. № 12. С. 60-72.

15.Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2008. 592 с.

16. Окишева А.А. Межвременной смысловой маятник: путь существования музыкального произведения // Музыкальный альманах Томского государственного университета / ред. Е.А. Приходовская Томск, 2022. № 14. С. 29-32.

17. Рыжов В.П. Системно-синергетическое представление культуры // Синергия культуры : тр. Всерос. конф. / под ред. А.В. Волошинова. Саратов : Саратов. гос. техн. ун-т, 2002.

C. 21-24.

18. Uhlig Jakob. Опережая современников? Размышления об организации хроматики и формы в «трио» (1925) Ефима Голышева (по итогам международного симпозиума) // Музыкальный альманах Томского государственного университета / ред. Е.А. Приходовская. Томск, 2022. № 13. С. 59-64.

Reference

1. Akulov, E.A. (1978) Opernaya muzyka i stsenicheskoe deystvie [Opera Music and stage Action]. Moscow: All-Russian Theater Society.

2. Alekseeva, M.V. (2010) Muzyka i slovo: problema sinteza v esteticheskoy teorii i khudozhestvennoy praktike [Music and the word: the problem of synthesis in aesthetic theory and artistic practice]. Abstract of Philosophy Cand. Diss. Moscow.

3. Asafiev, B.V. (1976) Ob opere (Izbrannye stat'i) [About the opera (Selected articles)]. Leningrad: Music.

4. Bonfeld, M.Sh. (1991) Muzyka: Yazyk. Rech'. Myshlenie (Opyt sistemnogo issledovaniya muzykal'nogo iskusstva) [Music: Language. Speech. Thinking (Ssystematic research of musical art). Moscow: Kompozitor.

5. Borodavkin, S.A. (2011) Evolyutsiya opernogo orkestra XVII—XVIII vekov: ot Ya. Peri do V.-A. Motsarta [The evolution of the opera orchestra of the 17th - 18th centuries: From J. Peri to W.-A. Mozart]. Odessa: Druk Pivden'.

6. Borshchov, A.S. (2002) Vozmozhnosti i predely sinergeticheskikh osnovaniy kul'tury [Possibilities and limits of synergetic foundations of culture]. In: Voloshinov, A.V. (ed.) Sinergiya kul'tury [Synergy of culture]. Saratov: Saratov State Technological University. pp. 46-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Burtseva, A.I. & Klimenko, V.V. (2021) Dinamika vozdushnykh potokov kak protsess muzykal'nogo zvukoobrazovaniya [Dynamics of air flows as a process of musical sound formation]. Muzykal'nyy al'manakh Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 12. pp. 87-92.

8. Voloshinov, A.V. (2002) Sinergeticheskaya paradigma kak yavlenie kul'tury rubezha XIX-XXI vekov [Synergetic paradigm as a phenomenon of culture at the turn of the 19th - 21st centuries]. In: Voloshinov, A.V. (ed.) Sinergiya kul'tury [Synergy of culture]. Saratov: Saratov State Technological University. pp. 9-16.

9. Klimenko, V.V. & Prikhodovskaya, E.A. (2022) Emotivnost' v formirovanii vokal'nogo teksta: ot vozniknoveniya k vospriyatiyu [Emotivity in the formation of a vocal text: From appearance to perception]. In: Kolyadenko, N.P. (ed.) Vestnik muzykal'noy nauki [Bulletin of Musical Science]. Novosibirsk: [s.n.]. pp. 133-146.

10. Kotylev, D.E. (2021) "Dukh russkoy kul'tury" v sovremennom muzykal'nom iskusstve ["The spirit of Russian culture" in modern musical art]. Muzykal'nyy al'manakh Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 12. pp. 113-122.

11. Krivopalova, V.A. & Kirienko, A.V. (2021) "Ivan-soldat" ["Ivan the Soldier"]. Muzykal'nyy al'manakh Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 12. pp.19-59.

12. Maksimov, V.V. (2020) Formirovanie aktivnogo, samostoyatel'nogo, tvorcheskogo myshleniya u uchashchikhsya v muzykal'noy pedagogike [Formation of active, independent, creative thinking among students in musical pedagogy]. Muzykal'nyy al'manakh Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 9. pp. 10-14.

13. Malinovskaya, E.E. (2022) Zamysel avtora v tekste proizvedeniya [The author's intention in the text of the work]. Muzykal'nyy al'manakh Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 14. pp. 29-28.

14. Miroshnikov, N.N. & Yu Yan. (2021) "Pikovaya dama" Pushkina v opere, operette i animatsii ["The Queen of Spades" by Pushkin in opera, operetta and animation]. Muzykal'nyy al'manakh Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 12. pp. 60-72.

15. Morozov, V.P. (2008) Iskusstvo rezonansnogo peniya. Osnovy rezonansnoy teorii i tekhniki [Art of Resonant Singing. Fundamentals of Resonant Theory and Technology]. Moscow: [s.n.].

16. Okisheva, A.A. (2022) Mezhvremennoy smyslovoy mayatnik: put' sushchestvovaniya muzykal'nogo proizvedeniya [Intertemporal semantic pendulum: The path of existence of a musical work]. Muzykal'nyy al'manakh Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 14. pp. 29-32.

17. Ryzhov, V.P. (2002) Sistemno-sinergeticheskoe predstavlenie kul'tury [Systemic-synergetic representation of culture]. In: Voloshinov, A.V. (ed.) Sinergiya kul'tury [Synergy of culture]. Saratov: Saratov State Technological University. pp. 21-24.

18. Uhlig, J. (2022) Operezhaya sovremennikov? Razmyshleniya ob organizatsii khromatiki i formy v "trio" (1925) Efima Golysheva (po itogam mezhdunarodnogo simpoziuma) [Ahead of contemporaries? Reflections on the organization of chromaticity and form in the "trio" (1925) by Efim Golyshev (based on the results of the international symposium). Muzykal'nyy al'manakh Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 13. pp. 59-64.

Сведения об авторах:

Клименко В.В. - учебный мастер I категории, солист учебной лаборатории «Хоровая капелла» института искусств и культуры Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: Slava_klimenko@mail.ru Приходовская Е.А. - доктор искусствоведения, профессор кафедры хорового дирижирования и вокального искусства института искусств и культуры Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: vstrechauchenyh@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:

Klimenko V.V. - National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: Slava_klimenko@mail.ru

Prikhodovskaya E.A. - National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: vstrechauchenyh@mail.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 20.10.2023; одобрена после рецензирования 01.11.2023; принята к публикации 15.11.2023.

The article was submitted 20.10.2023; approved after reviewing 01.11.2023; accepted for publication 15.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.