Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТЬ ПЕВЦА: ОСОБЕННОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАЦЕЛЕННОСТЬ'

ЛИЧНОСТЬ ПЕВЦА: ОСОБЕННОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАЦЕЛЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
97
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА / СОЛИСТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАЦЕЛЕННОСТЬ / СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ / ВОСПРИНИМАЮЩЕЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Клименко Вячеслав Валерьевич

В статье рассматривается многофакторное единство личности певца, обеспечивающего «переход» вокального произведения от адресанта к адресату. Выявляется девять факторов личности певца, влияющих на восприятие образа. Эти факторы неподконтрольны, но вполне фиксируемы. Выделяется ряд характеристик, имеющих функциональную нацеленность на воплощение образа. Среди этих факторов называем те, которые солист использует как средства выразительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Клименко Вячеслав Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SINGER'S PERSONALITY: FEATURES AND FUNCTIONAL OBJECTIVE

Consider what qualities the soloist pays attention to. On what personality traits of the soloist does the formation of the image depend? We emphasize that these expressive means function as natural elements of the audio model, although they are perceived by the addressee at the associative level. These means of expression are among the variable properties of the vocal image, which are “at the disposal” of the soloist. What qualities of the soloist's personality “work” on the image created by the soloist?

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТЬ ПЕВЦА: ОСОБЕННОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАЦЕЛЕННОСТЬ»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2022. № 48. С. 237-242. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2022. 48. pp. 237-242.

Научная статья УДК 784

doi: 10.17223/22220836/48/19

ЛИЧНОСТЬ ПЕВЦА: ОСОБЕННОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

НАЦЕЛЕННОСТЬ

Вячеслав Валерьевич Клименко

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия,

Slava_klimenko@mail. ru

Аннотация. В статье рассматривается многофакторное единство личности певца, обеспечивающего «переход» вокального произведения от адресанта к адресату. Выявляется девять факторов личности певца, влияющих на восприятие образа. Эти факторы неподконтрольны, но вполне фиксируемы. Выделяется ряд характеристик, имеющих функциональную нацеленность на воплощение образа. Среди этих факторов называем те, которые солист использует как средства выразительности. Ключевые слова: вокальная музыка; солист; психологическая нацеленность; средства выразительности; воспринимающее сознание

Для цитирования: Клименко В.В. Личность певца: особенности и функциональная нацеленность // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2022. № 48. С. 237-242. doi: 10.17223/22220836/48/19

Original article

THE SINGER'S PERSONALITY: FEATURES AND FUNCTIONAL

OBJECTIVE

Vyacheslav V. Klimenko

National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, Slava_klimenko@mail. ru

Abstract. Consider what qualities the soloist pays attention to. On what personality traits of the soloist does the formation of the image depend? We emphasize that these expressive means function as natural elements of the audio model, although they are perceived by the addressee at the associative level. These means of expression are among the variable properties of the vocal image, which are "at the disposal" of the soloist. What qualities of the soloist's personality "work" on the image created by the soloist?

Keywords: vocal music; soloist; psychological orientation; means of expression; perceiving consciousness

For citation: Klimenko, V.V. (2022) The singer's personality: features and functional objective. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 48. pp. 237-242. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/48/19

Зайчик пешка! Зато Вы у нас, Шапкин... фигура!

Слова из к/ф «Зайчик» (1964)

Изучение личности певца, как предполагается, особенно на первый взгляд, принадлежит сфере исследований психологии личности, а не искусствоведения. Однако остановимся на ряде синонимов, определяющих эту

© В.В. Клименко, 2022

личность (синонимы общеупотребимые и достаточно известные) и выявим ряд предпочтений: певец = вокалист = солист = исполнитель и др. Если в контексте предлагаемой работы в центре внимания оказывается именно функциональная нацеленность, то проблема автоматически переносится в сферу искусствоведения. Опуская существующую аргументацию, остановимся на паре понятий «певец = солист», к которой и будем обращаться.

Как можно видеть, в основе исполнения вокального произведения находится взаимодействие солиста и текста. Текст в виде письменно зафиксированного феномена существовал много лет до творческой деятельности данного солиста и будет существовать много лет после. Солист вел творческую жизнь до данного текста, будет вести и после. В центре внимания в данном случае оказывается область контакта этого солиста и данного текста: только такой контакт обеспечивает доступность произведений ряду слушателей, что и выступает изначальной целью творческой деятельности композитора.

Солист присутствует в сознании слушателя - а может быть, и целого зала слушателей - не только как аудиофеномен голоса, но и как устойчивый видеоряд (если речь идет об аудиоформате, видеоряд возникает в воображении слушателя. В таком случае этот видеоряд может быть обусловлен представлениями слушателя не только о солисте, но и о воплощаемом персонаже / лирическом герое. В любом случае здесь уже действует область знаний и исследований не искусствознания, а психологии восприятия). Этот видеоряд - то, что можно назвать сценическим обликом солиста, - располагает рядом осознаваемых, если не специально выстраиваемых факторов.

В первую очередь, следует говорить о психологической подготовке адресата (зрителя / слушателя) к восприятию того или иного образа, той или иной постановки, того или иного артефакта культуры. Это можно увидеть повсюду: неодинаковым будет, например, восприятие образа Кощея Бессмертного и образа Деда Мороза даже в одной сказке. Создание образа неизбежно требует от солиста внимания не только к слуховым, но и к визуально воспринимаемым деталям.

Главное отличие солиста от простого человека состоит, как представляется, в том, что в воспринимающем сознании присутствует функциональная нацеленность всех свойств личности солиста на воплощение образа персонажа. Таким образом, все свойства личности солиста «работают» здесь как элементы комплекса средств выразительности. Эти свойства личности солист не может изменить. Речь, соответственно, идет о необходимости использовать эти свойства для создания образа. Их адаптация, как можно предположить, входят в «поле деятельности» солиста.

Рассмотрим, на какие качества солист обращает внимание. От каких качеств личности солиста зависит формирование образа? Подчеркнем, что данные выразительные средства функционируют как закономерные элементы аудиомодели, хоть и воспринимаются адресатом на ассоциативном уровне. Данные средства выразительности оказываются в ряду вариативных свойств вокального образа, находящихся «в распоряжении» солиста. Какие же качества личности солиста «работают» на создаваемый солистом образ?

1) Имя-репутация. Имя исполнителя конкретной партии в опере (или также лирического героя конкретного камерно-вокального произведения) имеет важное значение, так как в этом скрывается репутация данного челове-

ка. Репутация слушателю зачастую неизвестна, как не всегда известно, кто это. Если не узнать тембр солиста, в аудиозаписи возможно даже не знать, слышим ли мы мастера прошедших эпох или студента музыкального училища настоящего времени. Репутация - это сумма оценок его поступков в прошлом (как личностных, так и профессиональных). Для публики в целом и каждого отдельного зрителя1 в частности имеет большое значение, кто именно будет исполнять ту или иную роль (если зрителю это известно, что зависит также от степени заинтересованности и «включенности» в культурную среду современности), важна не только степень авторитетности того или иного исполнителя (будет ли петь Хосе Каррерас либо же неизвестный тенор, работающий в малоизвестном театре), а от этого зависит и степень эстетического удовольствия, которое получит зритель / слушатель. Репутация функционирует также как образ человека, что влияет на ожидания зрителя и на конкретную трактовку (интерпретацию) действий персонажа певца зрителем.

2) Языковой акцент. В произношении солиста, если текст оперы написан не на родном для слушателя языке, могут наблюдаться элементы акцента. Здесь необходимо осознавать, требуется ли акцент для данного образа или является недоработкой солиста. В наше время, когда в сети Интернет доступно множество записей и аудиопримеров, солист легко может освоить произношение именно данного фрагмента, по принципу элементарного подражания. Отсутствие акцента не всегда востребовано, иногда акцент требуется как средство выразительности. Странно было бы представить, например, куплеты Трике в опере П. Чайковского «Евгений Онегин» без акцента: здесь акцент требуется как средство выразительности, необходимость для характеристики персонажа. В любом случае акцент как специальное средство выразительности должен быть сознательно сформирован солистом.

3) Узнаваемость тембра. В значительной степени взаимосвязана если не полностью зависит от свойств личности певца (имя-репутация). Здесь имеет ведущее значение индивидуальный опыт адресата - как слуховой, так и личный: например, этот голос звучал по телевизору в момент получения известия о серьезной болезни, или голос соседского мальчишки, который учился в школе в одном классе с его детьми, или этот голос незнаком. Как видим, понятие узнаваемости тембра воспринимается не в одном контексте.

4) Место проведения концерта или адрес ознакомления с записью в интернете (репутация сайта). Например, концерт проводится в главном зале филармонии или на улице. В контексте недавних событий важно, реально проводится концерт и / или в онлайн-трансляции. Здесь имеет значение и возможность (или невозможность) хронологической фрагментации концерта.

5) Приуроченность концерта к той или иной календарной дате, тому или иному празднику или событию. По этому фактору у воспринимающих сознаний возникают ассоциации с датой, к которой концерт приурочен: важно, Новый Год это или День Победы, слушателям могут «прийти на ум» любые события или даже аудиофрагменты того или иного исторического периода.

1 В контексте данной работы зритель и слушатель не различаются функционально, так как и тот и другой функционируют как воспринимающие сознания; различия между ними видятся только в том, в каком формате исполняется произведение - аудио или видео. В аудиоформате значительная часть свойств личности солиста принадлежит воображению зрителя / слушателя.

6) Сумма взаимодействий состава всех участников (и вообще всего происходящего на сцене) как средство выразительности. Вся постановка в целом определяется огромным количеством разных переменных, взаимодействующих друг с другом в каждый момент времени. Эта комбинация взаимодействия проявляется непредсказуемым образом и влияет на эффект для зрителя, оказывая в каждый момент времени разное действие. В конечном итоге сумма этих воздействий непредсказуемым для обычного человеческого сознания и даже суперкомпьютера образом отвечает за формирование впечатления от посещения (прослушивания) оперы.

7) Внешность как средство выразительности. Костюм, грим, рост, особенности внешности. Если костюм и грим выбираются не солистом, а режиссером, рост и особенности внешности - факторы неконтролируемые. Обычно, исходя из этих факторов, актеры подбираются на те или иные роли режиссером. От солиста здесь требуется психологическое обоснование такой трактовки образа.

8) Актерские приемы как средство выразительности. Мимика, жестикуляция, позы, пластика, резкость / плавность, походка. Эти факторы также в большинстве определяются режиссером, но, как и в предыдущем пункте, имеет смысл говорить о психологической обоснованности тех или иных сценических движений. Для оперного солиста эта обоснованность имеет большое значение в плане применения тех или иных вокальных приемов. Кроме того, для оперного солиста важна также специфика тех или иных движений для возможности убедительно озвучивать вокальную строчку: например, нужно учитывать, что вниз головой петь сложнее, чем в нормальном положении.

9) Степень влияния концентрации на образе и дистанции между солистом и образом. Залом воспринимается, насколько сконцентрирован солист именно на произведении. Он может в процессе исполнения партии думать о каких-то других, не касающихся партии, вопросах. Это, несомненно, оказывает действие на психологическую «настройку» солиста.

Результатом всей деятельности солиста, как представляется, выступает эмоциональный резонанс публики и солиста как средство выразительности.

Эмоциональный резонанс возникает в ряде случаев при коллективном исполнении того или иного произведения; в любом случае наблюдаем резонанс между личностью и коллективом. Эмоциональный резонанс в статье Е. Степановой рассматривается между артистами хора, в нашем случае -между солистом и публикой / множеством воспринимающих сознаний. Как было сказано, резонанс возникает между личностью и коллективом; в данном случае как личность фигурирует солист, как коллектив - множество воспринимающих сознаний (слушателей).

«Сформулируем определение эмоционального резонанса:

Эмоциональный резонанс - это взаимодействие индивидуальных эмоциональных посылов, вызванных исполняемым музыкальным произведением в сознаниях1 участников хорового коллектива» [1. С. 118].

Композитору, как правило, неизвестны параметры личности будущего солиста. Приведем пример из учебной практики, где видим обратную ситуа-

1 Эмоциональный резонанс функционирует на том уровне творческих сознаний участников коллектива, где «происходит зарождение, развитие и созревание плодов деятельности разума и воображения» [3. С. 31].

цию: композитор моделирует образ оперного персонажа исходя из свойств личности певца1. «Приведем пример коррекции образного ряда в связи со спецификой исполнительского состава. При написании оперы „Двенадцать месяцев" (2012/13 уч. год, автор Валентина Валова, студентка IV курса Института искусств и культуры Томского государственного университета) обсуждались тембровые характеристики таких персонажей, как Январь и Апрель. Первоначальная точка зрения - причем общая, не только автора - была однозначной:

Январь - бас (старый, мудрый, величественный, властный);

Апрель - тенор (молодой, подвижный, весенний, влюбленный)2.

Среди солистов, находившихся „в нашем распоряжении", были: 1) баритон - веселый, доброжелательный юноша довольно гибкого телосложения и приятной внешности; 2) тенор - мужчина средних лет, лысый, добродушный, практичный, по габаритам намного превосходящий нашего баритона. По внешним данным, да и по свойствам характера, по манере общения - первый бесспорно ассоциировался с образом Апреля, а второй - с образом Января.

Исходя из данных условий, мы обсудили новые характеристики образов и получили следующее:

Январь - тенор (старый, мудрый, волшебный, таинственный, по типу образа Берендея в „Снегурочке");

Апрель - баритон (молодой, влюбленный, сильный, добрый, человечный, по типу образа Руслана в „Руслане и Людмиле").

Новое распределение тембров оказалось оправданным и убедительным с эмоционально-образной стороны; исходя из новых характеристик образов, композитор работал в дальнейшем с музыкальным тематизмом» [2].

Итак, как удалось выяснить, образ персонажа зависит не только от характеристик, сознательно формируемых солистом, но и от неконтролируемых факторов, «работающих» на ассоциативной основе. Солист может использовать названные факторы в силу того, что они предсказуемы, хоть и неподконтрольны. Исходя из них, образ корректируется по максимальной степени выразительности.

Список источников

1. Степанова Е.И. Хоровая музыка как один из вариантов реализации эмоционального резонанса // Музыкальный альманах Томского государственного университета № 13, с. 115. Томск : Изд-во Томского гос. ун-та, 2022. 161 с.

2. Приходовская Е.А. Оперная драматургия : учеб. пособие. М. : Планета музыки, 2015.

73 с.

3. Коляденко Н.П. Синестетичность музыкально-художественного сознания: На материале искусства ХХ века. Новосибирск : Новосиб. гос. консерватория, 2005. 392 с.

References

1. Stepanova, E.I. (2022) Khorovaya muzyka kak odin iz variantov realizatsii emotsional'nogo rezonansa [Choral music as one of the options for the implementation of emotional resonance]. Muzykal'nyy al'manakh Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 13. p. 115.

1 Случаи такие бывают, хоть и не тотально распространены: вспомним биографию Дж. Россини (Изабелла Кольбран) и Дж. Верди (Анжелика Стреппони), например. Случаи не исключительны: как можно предположить, это предмет исследований.

2 Характеристики приведены не полностью, эпитетов было предложено намного больше. Характеристика Апреля как «влюбленного» объясняется предложенным студентами вариантом сюжета: опера завершается сценой свадьбы Апреля и Падчерицы (этот мотив был взят из мотива кольца, подаренного Апрелем Падчерице в сказке С. Маршака).

2. Prikhodovskaya, E.A. (2015) Opernaya dramaturgiya [Opera Dramaturgy]. Moscow: Planeta muzyki.

3. Kolyadenko, N.P. (2005) Sinestetichnost' muzykal'no-khudozhestvennogo soznaniya: Na materiale iskusstva XX veka [Synesthesia of Musical and Artistic Consciousness: Based on the Art of the 20th Century]. Novosibirsk: Novosibirsk State Conservatory.

Сведения об авторе:

Клименко В.В. - учебный мастер I категории, солист-вокалист Хоровой капеллы кафедры хорового дирижирования и вокального искусства Института искусств и культуры Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: Slava_klimenko@mail.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:

Klimenko V.V. - National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: Slava_klimenko@mail.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 12.08.2022; одобрена после рецензирования 22.08.2022; принята к публикации 04.11.2022.

The article was submitted 12.08.2022; approved after reviewing 22.08.2022; accepted for publication 04.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.