Научная статья на тему 'ВОКАЛИСТ – ОСОБАЯ ПРОФЕССИЯ. ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЕЛЕНЫ СВЕЧНИКОВОЙ'

ВОКАЛИСТ – ОСОБАЯ ПРОФЕССИЯ. ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЕЛЕНЫ СВЕЧНИКОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
118
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерес к музыке / вокальное искусство / музыкальное училище / театральная сцена / творческий успех / interest in music / vocal art / music school / theater scene / creative success

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гареев Марат Миниханович

Статья посвящена творчеству заслуженной артистки Российской Федерации, лауреату международных конкурсов, лауреату премии «Театральная весна» Союза театральных деятелей России, профессору кафедры искусства Московского гуманитарного университета Елене Владимировне Свечниковой. Она окончила Музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Получила рекомендацию продолжить обучение в консерватории, но избрала иной путь. Елена Свечникова поступила в ГИТИС, занималась у легендарного педагога Доры Борисовны Белявской. После окончания вуза ее приняли в Музыкальный академический театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Затем она вместе в Е.В. Колобовым перешла в Московский музыкальный театр «Новая Опера». В этом театре она исполняет оперные партии уже три десятилетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCALIST IS A SPECIAL PROFESSION. CREATIVE PORTRAIT OF ELENA SVECHNIKOVA

The article is devoted to the work of the Honored Artist of the Russian Federation, the winner of International competitions, the winner of the award «Theatrical Spring» of the Union of Theatrical Figures of Russia, Professor of the Department of Art of the Moscow Humanitarian University Elena Vladimirovna Svechnikova. She has a very interesting creative destiny. She graduated from the Music School at the Moscow State Tchaikovsky Conservatory. I received a recommendation to continue my studies at the conservatory. But I chose a different path. Elena Svechnikova entered GITIS and studied with the legendary teacher Dora Borisovna Belyavskaya. After graduation, she was accepted into the Musical Academic Theater named after him. Stanislavsky and Nemirovich-Danchenko. Then, together with E.V. Kolobov, she moved to the Moscow Musical Theater «Novaya Opera». In this theater, she has been performing opera roles for three decades.

Текст научной работы на тему «ВОКАЛИСТ – ОСОБАЯ ПРОФЕССИЯ. ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЕЛЕНЫ СВЕЧНИКОВОЙ»

DOI: 10.17805ЛГ^У.2021.3.2 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ВОКАЛИСТ - ОСОБАЯ ПРОФЕССИЯ. ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЕЛЕНЫ СВЕЧНИКОВОЙ

М.М. Гареев Московский гуманитарный университет

Аннотация: Статья посвящена творчеству заслуженной артистки Российской Федерации, лауреату международных конкурсов, лауреату премии «Театральная весна» Союза театральных деятелей России, профессору кафедры искусства Московского гуманитарного университета Елене Владимировне Свечниковой. Она окончила Музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Получила рекомендацию продолжить обучение в консерватории, но избрала иной путь. Елена Свечникова поступила в ГИТИС, занималась у легендарного педагога Доры Борисовны Белявской. После окончания вуза ее приняли в Музыкальный академический театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Затем она вместе в Е.В. Колобовым перешла в Московский музыкальный театр «Новая Опера». В этом театре она исполняет оперные партии уже три десятилетия.

Ключевые слова: интерес к музыке, вокальное искусство, музыкальное училище, театральная сцена, творческий успех

VOCALIST IS A SPECIAL PROFESSION.

CREATIVE PORTRAIT OF ELENA SVECHNIKOVA

M.M. Gareev Moscow University for the Humanities

Abstract: The article is devoted to the work of the Honored Artist of the Russian Federation, the winner of International competitions, the winner of the award «Theatrical Spring» of the Union of Theatrical Figures ofRussia, Professor of the Department of Art of the Moscow Humanitarian University Elena Vladimirovna Svechnikova. She has a very interesting creative destiny. She graduated from the Music School at the Moscow State Tchaikovsky Conservatory. I received a recommendation to continue my studies at the conservatory. But I chose a different path. Elena Svechnikova entered GITIS and studied with the legendary teacher Dora Borisovna Belyavskaya. After graduation, she was accepted into the Musical Academic Theater named after him. Stanislavsky and Nemirovich-Danchenko. Then, together with E.V Kolobov, she moved to the Moscow Musical Theater «Novaya Opera». In this theater, she has been performing opera roles for three decades.

Keywords: interest in music, vocal art, music school, theater scene, creative success

Оперная певица Елена Владимировна Свечникова является ведущей солисткой (меццо-сопрано) Московского музыкального театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова. Она профессор кафедры искусства Московского гуманитарного университета. Ведет занятия по направлению подготовки «Вокальное искусство». Преподает сольное и камерное пение. Имеет почетное звание «Заслуженная артистка России». Лауреат международных конкурсов вокалистов в Париже и в Москве. Награждена дипломом Союза театральных деятелей России с присуждением премии «Театральная весна» за лучшую работу в спектакле «Старший сын» Г. Гладкова, где она исполняла партию Наташи. Лауреат пре-

мии «За беззаветное служение оперному искусству» Фонда Евгения Колобова.

Елена Свечникова (в девичестве - Елена Абрутина) родилась в городе Тер-нополе (Украина) в семье советского офицера. Отец - Абрутин Владимир Алексеевич, мама - Абрутина Ираида Владимировна были участниками Великой Отечественной войны. Владимир Алексеевич - фронтовик, а мама была в ополчении, защищала Москву. Дежуря на крышах московских домов, тушила зажигательные бомбы в случае их попадания на чердаки.

В семье было двое детей: старший брат и Елена. Их мама - Ираида Владимировна после окончания школы училась в художественном институте и подавала большие надежды, но выйдя замуж, переключилась на занятия с детьми и домашнее хозяйство. Не зря в семьях советских офицеров жен в шутку называли «заместителями по тылу». Офицерская служба предполагала смену гарнизонов и постоянные переезды. Детство Елены проходило в Тернополе, в ГДР, Калининграде и в Москве - таковы места службы отца певицы.

В 1966 г. отца перевели из Калининграда в Москву. Семья получила квартиру. Отец уволился с военной службы в запас. В это время Елена перешла в 9 класс. Рядом с домом была школа с математическим уклоном, где она и продолжила образование. В рамках производственного обучения ученики школы получали квалификацию оператора счетно-вычислительных машин. (Свечникова, 2021: Звукозапись)

Школьная жизнь была бурной и интересной. Часто устраивались школьные концерты и вечера. Елена любила петь и участвовала в концертах. Она заучивала песни с популярных пластинок. Талантливая подруга Елены сочиняла собственные песни, которые Елена исполняла под гитару на концертах в школе.

После окончания школы Елена рассматривала для дальнейшей учебы несколько вузов с математическим профилем. В итоге, она успешно сдала вступительные экзамены в Московский институт инженеров транспорта на факультет «Автоматики и телемеханики в промышленности». Началась студенческая жизнь. МИИТ имел знаменитый на всю Москву Дом культуры. Елена хотела записаться в кружок джазового пения, но он не работал. Пришлось пройти прослушивание в кружке академического пения. Исполняла старинную народную песню «Пряха», которую иногда называют старинным романсом. Пение Елены оценили очень высоко, и она стала заниматься академическим пением.

В 1973 г. состоялся Х-й Восточно-Берлинский Всемирный фестиваль молодежи и студентов, в котором участвовали 20 тыс. молодых людей из 130 стран мира. Елену включили в студенческую концертную программу фестиваля, где она исполняла песню М. Блантера «Черноглазая казачка».

Успехи в академическом пении вдохновляли Елену, и она раздумывала над тем, чтобы поступить в музыкальное училище. Причем, эту идею рассматривала и подруга, с которой они все время были вместе. Они хотели поступить в одно музыкальное училище. Но экзамены в училище им. М.М. Ипполитова-Иванова Елена прошла, а ее подруга - нет. Из чувства солидарности с подругой Елена

одна учиться не стала. Попытались поступить в училище им. Октябрьской революции. Повезло, поступили обе. Но девичья дружба не крепка... Елена решила искать другое училище.

Бродила по Москве и случайно оказалась рядом с музыкальным училищем при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Зашла, встретила декана консерватории Г.И. Тица. Не зная его, обратилась с просьбой прослушать ее. Гуго (Хуго) Ионатанович Тиц — советский певец (баритон), вокальный педагог, профессор Московской консерватории. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Г.И. Тиц преподавал в Московской консерватории на протяжении 19 лет являлся деканом вокального факультета и свыше 20 лет возглавлял вокальное отделение Музыкального училища при Московской Консерватории. В качестве эксперта не раз входил в состав жюри международных конкурсов вокалистов, в том числе, и конкурса им. П.И. Чайковского. Г.И. Тиц обладал качествами, так необходимыми педагогу в работе с вокалистами. Он был наделен особой интуицией, которая помогает педагогу в раскрытии певца, в его воспитании как личности и как вокалиста.

Его величество случай подарил Елене эту встречу с великим педагогом. Прослушав Елену, он сказал, что голос очень редкий, - контральто, и попросил приходить в сентябре на занятия. Так началась творческая жизнь Елены Свечни-ковой в Музыкальном училище при консерватории.

Она попала в класс знаменитого музыкального педагога Г.Д. Смирновой. В училище была большая певческая практика. Студентка выступала в консерватории, концертных залах Москвы, гастролировала по регионам. Закончила музыкальное училище с отличием. Получила рекомендацию для учебы в консерватории.

Однако Елена считала, что еще не готова соответствовать требованиям первого в стране музыкального вуза. Подруги по училищу предложили ей поступать в ГИТИС, прослушаться у легендарного педагога этого вуза Доры Борисовны Белявской. По итогам прослушивания Д.Б. Белявская сразу же назвала профессиональные недостатки абитуриентки. Она сказала, что решение о зачислении принимает декан Л.Д. Михайлов. Как правило, он просьбы студентов такого плана не удовлетворял. Но в случае с Еленой Свечниковой он дал согласие зачислить ее в класс Д.Б. Белявской.

В ГИТИСе Елена Свечникова занималась вокалом в классе профессора Доры Борисовны Белявской - легендарного педагога и специалиста по вокальной педагогике. Она была выпускницей этого прославленного вуза, за 35 лет работы подготовила для сцены несколько десятков народных и заслуженных артистов. Среди учеников Д.Б. Белявской - Тамара Миансарова, Марина Ладынина, Владимир Ивановский, Вячеслав Войнаровский, Татьяна Шмыга, Тамара Синявская и многие другие.

Дора Борисовна Белявская в ГИТИСе пользовалась всеобщим уважением. Как писал в воспоминаниях выпускник этого вуза В.А. Канделаки: «... при ее

появлении в институте знаменитые мастера, преподававшие здесь, такие, как Иосиф Моисеевич Раевский, Юрий Александрович Завадский, и другие педагоги-мужчины выстраивались по обеим сторонам нашей красивой лестницы и каждый старался поцеловать руку Доры Борисовны. В этом было не только признание ее педагогического таланта, но и преклонение перед ней как перед красивой женщиной. В молодости она была очень хороша — настоящая Суламифь, и эта стильная красота, эта женственность сохранялась у Д.Б. Белявской до конца ее дней...» (Шмыга, 2021: Электр. ресурс)

.. .Учеба по воспоминаниям Елены Свечниковой была не просто интересная, а захватывающая. Она проводила время в институте с 8.00 утра до 12.00 ночи, когда институт уже закрывался. Много времени уделялось актерскому мастерству. Она старалась, чтобы ее исполнение понравилось Л.Д. Михайлову. Однажды на занятиях надо было исполнить этюд. По задумке квартет обезьян играл на музыкальных инструментах. Елене надо было изобразить образ джазовой певицы. Она взяла со стола жюри стакан, прыгнула на стол и стала импровизировать джаз в стиле Эллы Фицджеральд. (Свечникова, 2021: Звукозапись)

Эта импровизация и этюд в целом имели огромный успех. Об этом несколько дней говорил весь ГИТИС. После этого Л.Д. Михайлов стал работать с Еленой Свечниковой. В 1979 г., обучаясь на 4 курсе Елена Свечникова подготовила программу, с которой поехала в Таллин на 1Х-й Всесоюзный конкурс вокалистов им. М.И. Глинки. Она прошла на второй тур, но заболела и не смогла петь.

Л.Д. Михайлов был художественным руководителем Музыкального академического театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Он учил своих студентов пропускать драматургию сквозь музыкальный материал. Советовал много работать и много выступать. На дипломном спектакле Елена Свечникова исполняла роль Любаши в «Царской невесте» Н.А. Римского-Кор-сакова. После дипломного спектакля Л.Д. Михайлов сказал Елене Свечниковой: «Ну вот, довела меня до слез!» На многих выступлениях Елены Свечниковой присутствовала народная артистка СССР Т.И. Шмыга. Она сказала Л.Д. Михайлову: «Вот таких студентов надо брать в театр». Все знали, что художественный руководитель театра не берет к себе в театр выпускников вуза, где преподает. (Свечникова, 2021: Звукозапись)

В 1980 г., после окончания ГИТИСа, Елену Свечникову пригласили на прослушивание в Московский музыкальный академический театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича -Данченко для последующей стажировки в театре. Стажировка в течение года прошла очень быстро. Было исполнено много партий. В 1981 г. Елену Свечникову перевели в основной штат театра, и она продолжила работу над партиями в оперных постановках.

Во все времена Музыкальный театр оставался живым, жизнерадостным, открытым всему новому. Поэтому всегда пользовался любовью московской интеллигенции, студенческой молодежи, настоящей театральной публики. Здесь работали выдающиеся режиссеры - Леонид Баратов и Лев Михайлов, выдающиеся

балетмейстеры - Владимир Бурмейстер, Дмитрий Брянцев, знаменитые дирижеры - С. Самосуд, Б. Хайкин, Д. Китаенко, Е. Колобов. Имена двух легендарных реформаторов сценического искусства - Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко во многом определяют то, что оперы, поставленные здесь, являются столь же живыми и содержательными, как драматические спектакли. В 1980 г. спектакли театра были включены в культурную программу Московской Олимпиады. В это же время всё больше постановок мировой оперной классики начало ставиться на языке оригинала, а не в русских переводах.

Работа Елены Свечниковой в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко в период целого десятилетия, с 1981 по 1991 г., была достаточно плодотворной и имела прекрасные отклики коллег и критики.

В 1982 г. народная артистка Н.С. Исакова, солистка Московского академического театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича -Данченко, опубликовала в журнале «Театральная жизнь» статью под названием «С открытой душой». Она посвятила ее молодой солистке Елене Свечниковой, дала свою оценку исполнения оперных партий и созданию образов. Отметила творческую находчивость артистки в реализации режиссерских задач, высокую культуру музыкального звучания. Эта статья, по воспоминаниям Е.В. Свечниковой, очень ее вдохновила, потому что оценку творчества давала заслуженная солистка театра, известная актриса Нина Исакова. (Исакова, 1982: 20)

В 1983 г. Дмитрий Морозов опубликовал в газете «Советская культура» статью: «Елена Свечникова. Новые имена». В статье отмечается, что молодая актриса покоряет сердца зрителей. У нее красивый голос, выразительный талант оперной певицы. (Морозов, 1983) В журнале «Музыкальная жизнь» автор Г. Осипов опубликовал статью «В добрый путь!», которую посвятил молодой солистке Елене Свечниковой. В ней отмечалась, что недавняя выпускница ГИТИСа очень хорошо вписалась в труппу Музыкального академического театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича Данченко. Показывает мастерство в спектаклях. Получает положительные отклики театральной критики. (Осипов, 1982: 10)

.С 1987 г. главным новатором в жизни Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко стал Евгений Колобов, занявший пост главного дирижёра театра. Ему принадлежат авторская редакция «Бориса Годунова» М.П. Мусоргского и постановка малоизвестной оперы Винченцо «Пират». Пытаясь заново поставить традиционную для театра оперу «Евгений Онегин», Колобов привлёк к работе молодых артистов.

Но не все артисты разделяли новаторство Е.В. Колобова. В 1991 г. 200 актеров и работников различных служб вместе с главным режиссером Е.В. Колобовым покинули театр. Разбирательство в Правительстве Москвы этой ситуации с участием Ю.М. Лужкова привело к разделению труппы и созданию Московского музыкального театра «Новая Опера», который возглавил Е.В. Колобов.

Московский музыкальный театр «Новая Опера» в первое десятилетие своей деятельности подготовил оригинальный репертуар, с авторскими редакциями маэстро Евгения Колобова: «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «О Моцарт! Моцарт...» (по опере «Моцарт и Сальери» Н.А. Римского-Корсакова и Реквиему В.А. Моцарта), «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Травиата» Дж. Верди, «Первая любовь» А. Головина (дебют Е. Колобова в качестве режиссера-постановщика спектакля), а также - популярные оперные произведения: «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Демон» А.Г. Рубинштейна, «Риголетто» и «Двое Фоскари» Дж. Верди, «Сельская честь» П. Масканьи, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Норма» В. Беллини и «Кошкин дом» П.П. Вальдгарта. Театру принадлежат первые в России постановки опер: «Мария Стюарт» Г. Доницетти, «Валли» А. Катала-ни, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (в первой авторской редакции), «Гамлет» А. Тома, также создан новый театральный жанр — своеобразный творческий портрет известных композиторов и музыкантов (театрализованные представления — «Мария Каллас», «Viva Verdi!», «Беллини», «Россини», «Bravissimo!»). Всего в репертуаре театра Новая Опера более 70-ти произведений оперного и концертного жанров.

.. .Первым спектаклем, который приготовили в Музыкальном театре «Новая Опера», стала опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Художественный руководитель и главный режиссер Е.В. Колобов вынужден был приспособить спектакль к различным театральным площадкам, где не было условий для полноценной реализации оперы в ее первоначальном виде. Колобов Е.В. был новатором, смелым интерпретатором, поэтому он посчитал возможным передать смысл и дух оперного спектакля в сокращенном виде. Публика с восторгом приняла спектакль. В газетах было много хвалебных статей театральных критиков. Так, К. Хохлов в газете Русская мысль» писал об успехе нового театра, отметил высокое мастерство солистки Елены Свечниковой, ее выразительное исполнение своей партии. (Хохлов,1992: 2)

Театральный критик Мария Иванова в газете «Советская культура» опубликовала статью «Веселый Лель, томный Ратмир и другие». Анализ спектакля М.И. Глинки «Руслан и Людмила» появился после его просмотра на сцене Театра на Таганке. В статье отмечалось замечательное выступление, высокое мастерство солистки театра Елены Свечниковой. (Иванова,1997)

В «Новой Опере» Елена Свечникова поет с момента основания театра в 1991 году. Заметными событиями в музыкальной жизни Москвы стали спектакли с ее участием. Певица неоднократно выступала на музыкальных фестивалях «Золотая осень» и «Русская зима», в концертных программах совместно с симфоническим оркестром под управлением Н. Калинина и «Кремлин-оркестром» под управлением М. Рахлевского. Елена Свечникова приняла участие в записи оперы Д.С. Бортнянского «Сын-соперник» в партии Альбертины (дирижер М. Юровский), компакт-диска «Еврейский цикл» Д.Д. Шостаковича (дири-

жер В. Спиваков); участвовала в записях театра - оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (партия Лариной), «Романсов П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова», дивертисмента «Россини», «Реквиема» Дж. Верди (дирижер Е. Колобов).

За 20 лет служения искусству в Московском музыкальном театре «Новая Опера» Елена Свечникова подготовила более 30-ти ведущих партий в спектаклях. Она исполняла роли: Елизаветы в опере «Мария Стюарт» итальянского композитора Гаэтано Доницетти, Пизаны в опере «Двое Фоскари» французского композитора Джузеппе Верди, Марии Николаевны в опере «Первая Любовь» Андрея Головина, Афры в опере «Валли» итальянца Альфредо Каталани, Лариной в опере «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, хозяйки корчмы в опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, няни в опере «Демон» А.Г. Рубинштейна, Флоры в опере «Травиатта» Джузеппе Верди, Маддалены и Джованны в опере «Риголетто» Джузеппе Верди, Гертруды в опере «Гамлет» французского композитора Ам-бруаза Тома, Сантуццы и Лючии в опере «Сельская честь» композитора Пьетро Масканьи, Бобылихи и Весны в опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, Любаши в опере «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, Наины и Ратмира в опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, Третьей дамы в опере «Волшебная флейта» композитора Вольфганга Моцарта, Ортруды в опере «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, Берты в опере «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, Дзиты в опере «Джанни Скикки» композитора Джакомо Пуччини, Марты в опере «Ио-ланта» П.И. Чайковского, Мамы (Китайской чашки и Стрекозы) в опере «Дитя и волшебство» композитора Мориса Равеля, Брангены в опере «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера, Софии в опере «Ломбардцы в первом крестовом походе» композитора Джузеппе Верди (концертное исполнение), Альбины в опере «Таис» композитора Жюля Массне (концертное исполнение), Княгини в опере «Русалка» композитора А.С. Даргомыжского (концертное исполнение), Соседки в опере «Мавра» композитора И.Ф. Стравинского (концертное исполнение), Колдуньи в опере «Дидона и Эней» композитора Генри Перселла (концертное исполнение). (Свечникова, 2021: Звукозапись).

Елена Свечникова исполняла: Реквием Вольфганга Моцарта, Реквием Джузеппе Верди «Viva Verdi!» (гала-концерт); «Музыка - душа моя» (концерт); Приношение Евгению Колобову (концерт); Романсы П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова (концерт); «Bravissimo!» (музыкальное действие); «Россини» (музыкальный дивертисмент); «Все это - Опера» (театрализованное представление); «О Моцарт! Моцарт...» (реквием).

...По версии видного советского музыковеда и историка музыки Ю.М. Келдыша (кстати, старшего брата великого физика) в марте 1877 г. певица Елизавета Лавровская предложила композитору П.И. Чайковскому взять поэму А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в качестве основы либретто для написания оперы. Первая реакция на это П.И. Чайковского была отрицательной. Он считал, что роман «Евгений Онегин» - «святая книга», к которой он и во сне не осмелился бы при-

коснуться. Но вскоре эта идея его захватила. История любви была вполне жизненной. В «Евгении Онегине» героиня, Татьяна, пишет Евгению письмо, в котором признается ему в своем чувстве.

Несмотря на разноречивые суждения критики, опера «Евгений Онегин» была горячо принята публикой и за короткое время стала самой популярной. Она за короткий период выдержала при жизни композитора 16 постановок в России и за рубежом. Публика находила в этой опере отзвук своих душевных тревог, радостей и разочарований, воспринимая ее героев как близких живых людей. Пушкинские образы обрели новую жизнь, не утратив своей неотразимой поэтической прелести и обаяния. (Келдыш, 1996: Электр. ресурс)

Евгений Колобов продолжительное время вынашивал идею постановки и нового прочтения оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». После создания Московского музыкального театра «Новая Опера» эта опера с первых дней стояла в повестке дня театра. Режиссером спектакля стал Сергей Арцибашев. При распределении ролей одну из центральных персонажей - помещицу Ларину (меццо-сопрано) предложили Елене Свечниковой. Роль Онегина досталась Сергею Шеремету, Татьяны - Татьяне Печниковой, Ольги - Ирине Ромишевской, няни - Эмме Саркисян. В то время собственной сцены у театра еще не было, поэтому репетировали в помещении кинотеатра «Зенит» на Таганке.

В редакции Евгения Колобова опера «Евгений Онегин» стала квинтэссенцией роковых страстей, неразгаданных чувств, прерванных отношений. В каждом персонаже необходимо было продемонстрировать печаль и одиночество. Стремительно развивается действие, но праздника в этом движении нет. Развязка сюжета оперы трагична. «О смерть, иду искать тебя!» - таким был финал в первой редакции П.И. Чайковского, которую театр взял за основу своей постановки.

Премьера оперы «Евгений Онегин» состоялась 5 октября 1996 г. в помещении кинотеатра «Зенит», который был передан театру «Новой Оперы» в аренду на время ремонта основного здания. Спектакль в 1996/1997 театральном сезоне был удостоен Национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 г. театр показал 200-й юбилейный спектакль «Евгений Онегин», открывая 24 августа новый ХХ1У-й сезон в «Новой Опере».

Работа артиста над партией в оперном спектакле является очень сложным творческим процессом. Если актер в драматическом театре, приступая к работе над ролью, знакомится с текстом пьесы, то актер оперного театра изучает партитуру оперного произведения. Языком музыкального произведения являются звуки, которые изображаются нотами. Оперный певец читает нотные знаки и запоминает свою партию и все музыкальные сюжеты. В таких произведениях есть сольные, хоровые и оркестровые партии. Все это требуется учитывать при заучивании своей партии. При этом оперный певец (певица) работает над партией самостоятельно, проводит репетиции с концертмейстером, затем - с оркестром. Потом - сводная репетиция и генеральная репетиция перед премьерой. Однако параллельно актер реализует драматургические задачи с целью создания художе-

ственного образа своего героя. В опере все имеет значение: декорации, костюмы, сценические движения, чистота звука и четкое произношение в пении.

Когда мы изучаем специализированную критику музыкального театра, то встречаемся с оценкой восприятия вокала и его звучания. Одновременно театральный критик оценивает создание художественного образа, его убедительность в контексте сценического действия. На этот счет Елена Свечникова высказывала свою точку зрения. Она говорила: «Вокалист - особая профессия. Случается, что певца подводит здоровье или жизненные обстоятельства, мешают ему сосредоточиться на произведении. В таком случае, я считаю, лучше вообще не петь. И не стоит выходить на сцену, думая, что приготовить на ужин. Нужно уметь забывать о своих проблемах и хлопотах. Необходимо время, чтобы настроиться на исполнение, тогда все получится, и зритель будет доволен, и сам солист». (Рыбина, 2011: 4)

Создавая творческий портрет успешной оперной певицы, заслуженной артистки России, лауреата международный премий, кумира наших студентов, мы попытались найти ответ на вопрос: «Каково профессиональное, жизненное кредо Елены Владимировны Свечниковой?» Как нам кажется, в одном из интервью она ответила на это вопрос. Актриса говорила: «Я часто думаю о сцене, о том, что еще не доделала и что еще могу дать зрителю. Музыка, театр всегда будут для меня чем-то необыкновенным. Безусловно, в жизни бывают разные моменты, удачные и нет, в любом случае идешь к семье, там всегда уютно и тепло. Поэтому самое главное для меня - семья и театр. Хотя, честно говоря, я всегда считала, что театр немножко перевешивает.» (Рыбина, 2011: 4)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Иванова М. (1997) Веселый Лель, томный Ратмир и другие // Советская культура. 23 октября.

Исакова Н.С. (1982) С открытой душой //Театральная жизнь. выпуск 9. С. 20

Келдыш Ю.М. (1996) Опера Чайковского «Евгений Онегин» [Электронный ресурс] URL: https://www. belcanto.ru/onegin.html (дата обращения: 20.03. 2021)

Морозов Д. (1983) Елена Свечникова. Новые имена // Советская культура, 17 мая.

Осипов Г. (1983) В добрый путь! // Музыкальная жизнь. №21. С. 10.

Рыбина Ю. (2011) Елена Свечникова о музыке, гении и русской душе // Вешалка. Газета Московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова. ноябрь. С. 4.

Свечникова Е.В. [Звукозапись] МосГУ 25.03.2021 г.

Хохлов К. (1992) Московский сезон: Руслан и Людмила в Новой опере // Русская мысль. 20 марта.

Шмыга Т.И. (2021) Как становятся певицей [Электронный ресурс] URL: https:// biography. wikireading.ru/ 139162 (дата обращения: 24.03.2021)

Гареев Марат Миниханович, профессор кафедры искусства Московского гуманитарного университета, Заслуженный артист Российской Федерации, ла-

уреат международных премий. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7(985)979-19-58. Эл. адрес: [email protected]

Gareev Marat Minikhanovich, Professor of the Department of Art of the Moscow University for the Humanities, Honored Artist of the Russian Federation, Winner of international awards. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (985)979-19-58. E-mail: [email protected]

Для цитирования:

Гареев М.М. Вокалист - особая профессия. Творческий портрет Елены Свечниковой // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2021. №3. С. 10-19. DOI: https:// www.doi.Org/10.17805/trudy.2021.3.2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.