МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
DOI - 10.32743/UmPhiL2022.95.5.13585 ЛЕГЕНДА РУССКОЙ ОПЕРНОЙ СЦЕНЫ - ГАЛИНА ПИСАРЕНКО
Хахина Алла Валерьевна
слушатель ФДПО по направлению подготовки «Вокальное искусство», Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова,
преподаватель высшей категории Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации, Казанский Филиал
РФ, г. Казань E-mail: alla11111 @mail.ru
Решетникова Светлана Владимировна
кандидат искусствоведения, ст. преп. Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова,
РФ, г. Казань E-mail: [email protected]
GALINA PISARENKO IS THE LEGEND OF THE RUSSIAN OPERA STAGE
Alla Khakhina
Listener of the FAPE direction of training of «Vocal Art» of the Kazan State Conservatory named after N.G. Zhiganov,
lecturer of the highest category of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Kazan branch, Russian Federation
Russia, Kazan
Svetlana Reshetnikova
Candidate of Art History, senior lecturer of the Department of Vocal Art of the Kazan State Conservatory named after N.G. Zhiganov,
Russia, Kazan
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена творчеству оперной примадонны второй половины XX века - Галины Писаренко. Подробно рассмотрена ее биография, включая первые выступления на сцене и опыт обучения в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, в классе выдающегося педагога Нины Львовны Дорлиак. Выявлены аспекты исполнительского стиля примадонны, которые заключались в высокой музыкальной культуре и в искусстве сценического перевоплощения. На формирование ее таланта оказала влияние атмосфера подлинной духовности, возможность творческого общения с такими деятелями культуры как Д. Шостакович, С. Рихтер, Г. Свиридов, И. Козловский. Венцом вокальной карьеры Галины Алексеевны стала ее педагогическая деятельность. Являясь профессором МГК, Г. Писаренко щедро делится ценным опытом со своими студентами.
ABSTRACT
The article is devoted to the work of the opera prima donna of the second half of the XX century Galina Pisarenko. Her biography is considered in detail including her first performances on the stage and the experience of the education in the Moscow state conservatory named after P.I. Tchaikovsky in the class of the outstanding professor Nina Lyovovna Dorliak. The aspects of the uniqueness of the prima donna's performing style which were consisted in high musical culture and in the art of the stage transformation were revealed. The atmosphere of genuine spirituality and the possibility of creative communication with such cultural figures as D. Shostakovich, S. Rikhter, G. Sviridov, and I. Kozlovsky were influenced on the formation of her talent. Pedagogical activity of Galina Alekseevna became the crown of her vocal career. Being a professor of the Moscow state conservatory G. Pisarenko generously shares vocal experience with her students.
Библиографическое описание: Хахина А.В., Решетникова С.В. ЛЕГЕНДА РУССКОЙ ОПЕРНОЙ СЦЕНЫ -ГАЛИНА ПИСАРЕНКО // Universum: филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2022. 5(95). URL: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/13585
Ключевые слова: Галина Алексеевна Писаренко, примадонна, опера, певческая карьера, камерное творчество, музыкальная культура.
Keywords: Galina Alekseevna Pisarenko, prima donna, opera, singing career, chamber art, musical culture.
Галина Алексеевна Писаренко - примадонна русского оперного театра второй половины XX века, народная артистка РСФСР, профессор Московской государственной консерватории, почетный профессор Афинской консерватории, приглашенный профессор Американской школы музыки (AIMS), президент Московского Моцартовского общества. Секретом ее уникальности являлся не только великолепный голос, но и прекрасная вокальная школа, которую сумела привить юной ученице оперная и камерная певица, ее вокальный педагог - Нина Львовна Дорлиак. Галина Алексеевна вспоминала: «Всеми успехами в искусстве я обязана Нине Львовне Дорлиак. Она не только была моим учителем в вокале, но и сформировала мою артистическую личность, помогла состояться певческой карьере и, что очень важно, ее школа дала мне певческое долголетие» [4]. На занятиях Нина Львовна сразу ставила художественные задачи перед своими учениками, постепенно усложняла репертуар, начиная с вокализов и несложных песен Шуберта. В работе со студентами она развивала творческую фантазию, работала над эмоциональной выразительностью.
I
Рисунок 1. Галина Писаренко
Выдающийся русский тенор Иван Семенович Козловский отмечал: «Нине Дорлиак обязана Писаренко своим появлением на горизонте искусства. Она ее вдохновляла, дала отличную школу, традиции, культуру пения» [1, с. 17]. В основе метода работы Дорлиак были: естественность звучания, мягкое звукоизвлечение, - все то, что позволяло ее ученицам развить голос и сохранить его на долгие годы.
На сцене оперной студии Московской консерватории Галина Писаренко исполнила свои первые партии: Мими и Мюзетту в «Богеме» Дж. Пуччини,
Марфу в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова, Луизу в «Дуэнье» С. Прокофьева.
Профессиональная карьера певицы началась в 1961 году в Московском театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, где она дебютировала в партии Прекрасной Елены в одноименной оперетте Ж. Оффенхаба. Следует отметить, что с приходом Галины Писаренко в этот театр, поток зрителей значительно увеличился. Как писал знаменитый дирижер Е. Светланов: «.. .блестяще развернулось новыми гранями дарование Г. Писаренко. Безупречный художественный вкус, удивительное перевоплощение, беспредельное свободное владение тончайшими вокально-сценическими красками -всё это сделало Галину Писаренко <...> истинной примадонной театра» [2, с. 13].
За годы работы в театре Г. Писаренко исполнила ряд самых ярких сопрановых партий: Татьяну в «Евгении Онегине» и Иоланту в одноименной опере П. Чайковского, Марфу в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова, Манон в одноименной опере Ж. Массне, которая была одной из ее любимых ролей. Композитор Георгий Свиридов писал в «Известиях»: «Сложный по психологическому рисунку образ Манон прекрасно удался Г. Писаренко, артистке яркого дарования. Она смогла найти убедительную гамму красок для передачи изменчивого, полного противоречий характера своей героини» [2, с. 13]. Гениальный музыкант XX века Святослав Теофилович Рихтер считал Галину Алексеевну Писаренко «самой лучшей из Татьян» [2, с. 7]. Моцартовские партии: нежная Фьордилиджи в «Так поступают все», гордая Виоланта Онести в «Мнимой садовнице» и наивная Церлина в «Дон Жуане» особо удавались Г. Писаренко.
Галина Писаренко проявила себя как прекрасная камерная певица. Она сотрудничала со многими современными композиторами: Г. Свиридовым, Г. Зингером, Б. Чайковским, Д. Шостаковичем [2, с. 14]. Среди множества камерных программ, представленных певицей, музыкальные критики отмечали монографические концерты: «Английские канцонетты» Й. Гайдна, концертные арии В.А. Моцарта, романсы М. Глинки, А. Даргомыжского, Э. Грига, Ф. Листа, цикл «Лирика Пушкина» Б. Чайковского, вокально-инструментальный цикл «Петербургские песни» Г. Свиридова на стихи А. Блока (стоит отметить, что Галина Писаренко была одной из первых исполнительниц этого вокально-инструментального цикла).
Благороднейшим образом на Галину Писаренко повлияло творчество супруга Нины Дорлиак -прекрасного пианиста Святослава Рихтера, чьи концерты будущая певица слушала с детства. По словам Галины Алексеевны, в дуэте Нины Львовны и Святослава Теофиловича чувствовалось «такое благородство, такой вкус, такая душа, такое вдохновение - словом, что-то необыкновенное!» [3].
Святослав Рихтер обладал особым даром вовлекать в орбиту своего горения людей, достойных его внимания. В 1981 году Святославом Рихтером были основаны музыкальные зимние праздники в Музее изобразительных искусств им. А. Пушкина, которые получили название «Декабрьские вечера», где неоднократно выступала Галина Писаренко.
В основе совместной работы С. Рихтера и Г. Писаренко над несколькими вокальными программами было стремление понять дух, стиль и эпоху автора произведения. Из воспоминаний Галины Писаренко: «Наша работа шла не только над постижением сложной музыки Шимановского, не только над преодолением чисто вокальных трудностей, в каждой песне Рихтер искал определенное психологическое состояние и предлагал очень интересные задачи» [5]. Имеются в виду два вокальных цикла Кароля Шимановского («Песни безумного муэдзина» на стихи Я. Ивашкевича и «Семь песен» на стихи Д. Джойса), за исполнение которых дуэт С. Рихтера и Г. Писаренко был награждён призом «Золотой Орфей» и орденами Польши.
С 1976 года Галина Алексеевна преподает в Московской государственной консерватории, за 46 лет педагогической деятельности она воспитала не одно поколение вокалистов. В основе метода работы Г. Писаренко - «движение» от музыки, понимание сути исполняемого произведения. «Писаренко -прежде всего музыкант, это качество преобладает в ней как в певице и как в артистке. Как музыкант, она мыслит в своем искусстве и творит его», - подчеркивала музыковед М. Нестьева [1, с. 33]. Дирижер и композитор Евгений Светланов считал, что Галина Алексеевна продолжает славные традиции своего педагога и воспитывает своих студентов в духе строгого следования исполнительским традициям,
переданным ей по наследству Ниной Львовной Дорлиак. Эти качества заметно выделяют учеников Галины Писаренко из массы других молодых вокалистов [2, с. 11]. Ему вторил дирижер Евгений Колобов, отмечая: «...сразу видно её учениц по школе, по культуре.» [2, с. 11].
Среди выпускниц Г. Писаренко: сопрано Любовь Петрова - солистка театра Метрополитен-опера (2001-2007) и приглашенная солистка Большого театра (Москва); Анастасия Бакастова - солистка Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (2002-2008); Альбина Шагимуратова - заслуженная артистка РФ, народная артистка РТ, солистка театра Метрополитен-опера, Ла Скала, приглашенная солистка Большого театра (Москва), солистка Мариинского оперного театра (Санкт-Петербург) и Татарского академического театра оперы и балета им. Мусы Джалиля; Елизавета Соина -солистка Московского муниципального театра «Новая Опера»; Елена Гусева - ведущая солистка Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко; Светлана Касьян - приглашённая солистка Большого театра (Москва) и ведущих театров Италии; меццо-сопрано Надежда Сердюк - солистка Мари-инского оперного театра (Санкт-Петербург) и другие.
16 ноября 2021 года произошло знаковое событие, Галина Алексеевна Писаренко была удостоена звания лауреата Всероссийской премии «Легенда» VI фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку». На церемонии награждения Галина Алексеевна призналась в том, что театр стал ее жизнью, она была счастлива, совершенно не замечая, как пробегает время на сцене.
Список литературы:
1. Буланов С. К 85-летию Галины Писаренко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://muzlifemagazine.ru/nezhnost/ (дата обращения 26.02.2022).
2. Матусевич А. Долгий разговор с юбиляром [Электронный ресурс] // К «бриллиантовой» дате Галины Писаренко: сайт. - URL: https://www.operanews.ru/pisarenko.html(дата обращения 26.02.2022).
3. Писаренко Галина Алексеевна [Электронный ресурс] // Эпоха Галины Писаренко: сайт. -URL: https://orpheusradio.ru/persons/id/47324 (дата обращения 26.02.2022).
4. Снитовская Г.З. Певческий дар: Галина Писаренко. - М.: Элекс-КМ, 2007. - 162 с.
5. Писаренко Г.А. Галина Писаренко // под ред. А.А. Розинкина. - М.: Человек слова, 2016. - 48 с.